Нижегородский Печерский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Нижегородский Печерский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Г. М. Прохоров , предложивший свой расчет даты основания Н. П. м., обратил внимание на то, что, согласно тексту Жития, прп. Евфимий, родившийся в 1316 г., постригся в монастыре у св. Дионисия, будучи еще «отроком». Заметив, что «отрок - понятие довольно емкое»», Прохоров приблизил неопределенное указание на возраст пострижения прп. Евфимия к известному указанию на возраст пострижения др. ученика св. Дионисия - прп. Макария Желтоводского и Унженского - 12 лет. Историк сделал вывод о том, что «монастырь Дионисия приобрел известность в Нижнем Новгороде уже в конце 20 - начале 30-х гг.» ( Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 132-133). Однако именно в силу объемности понятия «отрок» прп. Евфимия могли так называть вплоть до достижения им возраста 20 лет, и, следовательно, он мог быть пострижен уже во 2-й пол. 30-х гг. XIV в. Нельзя исключать и того, что указание на принятие им пострига в отрочестве вообще не имеет исторической основы, а использовано составителем Жития прп. Евфимия как дань агиографическому канону. Поэтому хронологические расчеты Прохорова, основанные на интерпретации сведений Жития прп. Евфимия Суздальского, не могут быть приняты безоговорочно. В исторической лит-ре встречается утверждение, что свт. Дионисий пришел в Н. Новгород, когда город принадлежал суздальскому кн. Александру Васильевичу, разделявшему великое княжение Владимирское с Московским кн. Иоанном I Даниловичем Калитой, и что кн. Александр содействовал созданию обители ( Храмцовский. 2010. С. 309; Макарий (Миролюбов). 1864. С. 2; Лавров. Св. Дионисий. 1892. С. 3-4; Четыркин. 1887. С. 2-3, 7; Титов. 2001. С. 4-5; Добротвор. 1947. С. 15; Абрамович Г. В. Князья Шуйские и Российский трон. Л., 1991. С. 21; Сочнев. 2003. С. 174). Такая ситуация действительно могла иметь место только в 1328-1331 гг. Очевидно, в данном случае имя князя не может служить опорой для датировки основания Н. П. м., поскольку появляется в работах историков вслед за уже принятой ими датой 1328-1330 гг., а не извлекается из источников.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

В уставной записи московского Успенского собора, составленной при патриархе Филарете в 1621 г., под 26 июня отмечена «память иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Суждальского» с указанием: «Поют, как настоятель изволит» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 422). С той же датой как днем кончины Д. упомянут в «Палинодии» архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 854), в месяцеслове в составе «Полуустава» (монашеского молитвослова), опубликованного в Киеве в 1643 г., в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) (С. 12). Во 2-м тропаре 9-й песни канона преподобных отцов Печерских, составленного ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) , по-видимому, Мелетием Сиригом , Д. упомянут среди др. святителей (Дива печер Лаврських. К., 1987. С. 148). В Успенской (теплой) ц. нижегородского Печерского мон-ря в 1887 г. был устроен посвященный Д. придел. В кон. XIX в., видимо в той же обители, была составлена служба святителю (не опубл.). В посл. четв. XX в. игум. Дионисий (Колесник) написал службу, акафист, Похвальное слово Д. и Житие святителя (Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский: Служба. Акафист. Житие/Сост.: игум. Дионисий (Колесник). М., 2004). М. В. Печников Соч.: РИБ. Т. 6. 24; РФА. Вып. 3. 132. Ист.: ПСРЛ. Т. 1; Т. 4. Ч. 1. Вып. 2; Т. 13; Т. 15. Вып. 1; Т. 18; Т. 21 (по указ.); НПЛ (по указ.); РИБ. Т. 6. 23, 28, 46; Прил. 31, 33, 41; РФА. Вып. 3. 132. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 232-238; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 169-172; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 6-7; Лавров Д. В. Св. Дионисий, архиеп. Суздальский и митрополит всея России. Н. Новг., 1892; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 191-192, 320; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 97-102; Голубинский. Канонизация святых. С. 215, 426; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 451-541; Гранстрем Е. Э. Чернец Малахия Философ//АЕ за 1962 г.

http://pravenc.ru/text/178313.html

муж. мон-ря. Н. Новг., 1849. С. 70; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 363-364), отсутствуют сведения об изображениях святителя в это время. Возможно, это связано с событиями 1597 г., когда Печерский мон-рь был полностью разрушен оползнем и перенесен на новое место. Согласно писцовым книгам Н. Новгорода 1620-1621 гг., в обители находился только 1 образ Д., размещавшийся на св. вратах вместе с иконами мучеников Бориса и Глеба, Феодора, мц. Параскевы Пятницы, преподобных Евфимия Суздальского и Макария Унженского (Писцовые и переписные книги XVII в. по Н. Новгороду//РИБ. СПб., 1898. Т. 17. Стб. 343). Сопоставление образа Д. с изображениями его учеников позволяет предположить, что он тоже был представлен в монашеских одеждах. Очевидно, немного позднее, после возведения в Печерском мон-ре каменных храмов, там появились др. иконы Д. с учениками (одна из них находилась в посвященной ему надвратной церкви: Четыркин. 1887. С. 127; Тарасенко. 2006. Т. 1. С. 178). Сведения о праздновании памяти Д. в Успенском соборе Московского Кремля при патриархе Филарете ( Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 59) служат косвенным указанием на то, что его изображения были известны в столице. В монашеском облачении (иногда с настоятельским посохом) Д. представлен в сюжетах Жития прп. Макария Унженского (иконография цикла сформировалась ко 2-й пол. XVII в.). На иконе 1-й трети XVIII в. из Введенской ц. Рыбной слободы в Галиче (КГОИАМЗ) Д. благословляет отрока Макария на пострижение и постригает его (в 1-м случае в надписи назван «архимандрит Дионисий»). Сцена пострижения прп. Макария содержится и в др. житийных циклах, напр. на иконе 2-й пол. XVIII в. из Введенской ц. Рыбной слободы в Галиче (КГОИАМЗ), но здесь постригающий святого монах не назван по имени. На костромской иконе нач. XVIII в. (ГТГ) прп. Макария постригает архиерей, по типу лика похожий на Д.,- возможно, такое изображение появилось под влиянием сведений о последующей хиротонии Д.

http://pravenc.ru/text/178313.html

В то же время Арзамасское ДУ, куда поступали дети священно- и церковнослужителей Арзамасского, Ардатовского, Лукояновского и Сергачского уездов, было переполнено учениками: в 1849 г. их насчитывалось 357. Для более равномерного распределения воспитанников по уч-щам в 1867 г. Печерское ДУ было упразднено, вместо него открыто уч-ще в заштатном г. Починки Лукояновского у. (ныне село Починковского р-на). Лысковское уездное ДУ было основано в 1849 г., тогда же учреждена фундаментальная училищная б-ка. Ученическая б-ка существовала с 1878 г. С 70-х гг. XIX в. уч-ще находилось в одноэтажном корпусе на Базарной пл. В 1887 г. при нем было основано ученическое Иоанникиевское общежитие, названное в честь митр. Иоанникия (Руднева) как инициатора устройства ученических общежитий в Н. и А. е. Среди выпускников Лысковского ДУ - единоверческий Уфимский еп. сщмч. Симон (Шлеёв) и богослов прот. Н. М. Боголюбов . Смотрителями уч-ща в нач. XX в. служили иером. Алексий (Кузнецов ; впосл. архиепископ) и иером. Кирилл (Соколов ; впосл. епископ). Починковское ДУ было открыто в 1867 г., располагалось в каменном 2-этажном корпусе на Базарной пл. г. Починки. В уч-ще была перенесена фундаментальная б-ка Печерского ДУ; ученическая б-ка основана в 1867 г. Починковское ДУ окончил эрзянский лингвист и педагог А. П. Рябов (1894-1938). В 1867 г. церкви с причтами епархии были разделены на 4 училищных округа (Нижегородский, Арзамасский, Лысковский и Починковский), каждый из к-рых должен был заботиться о соответствующем духовном уч-ще. Представители округов входили в советы при уч-щах, участвовали в ежегодных съездах духовенства училищных округов. Нижегородское епархиальное жен. уч-ще было создано в Н. Новгороде по инициативе архиеп. Иакова (Вечеркова), к-рый пожертвовал личные средства на его устройство в епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Еп. Иеремия (Соловьёв) продолжил сбор средств. В 1857 г. по просьбе архиеп. Антония (Павлинского) графиня А. Г. Толстая (урожд. княжна Грузинская) пожертвовала в вечное владение епархии участок земли с садом и огородом в центре города. В мае 1861 г. здание уч-ща заложил еп. Нектарий (Надеждин). Торжественное открытие учебного заведения состоялось 22 окт. 1866 г.; в тот же день Балахнинский еп. Макарий (Миролюбов) освятил домовую Введенскую ц. на 3-м этаже нового здания. В 1867-1868 гг. по благословению еп. Нектария были возведены 2 дополнительных корпуса. В них располагались спальни воспитанниц, квартиры воспитательниц, рукодельные комнаты, рекреационный зал, больница и епархиальный детский приют для детей-сирот из духовного сословия. Во внутреннем дворе построен хозяйственный корпус.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография акад. В. В. Суслова. 1886 г. Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография акад. В. В. Суслова. 1886 г. В 1887 г. под Успенским храмом с сев. стороны в келье, где в 1763-1767 гг. пребывал в заключении митр. Ростовский Арсений (Мацеевич), архиеп. Архангельский и Холмогорский Нафанаил (Соборов) устроил ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери. По описанию 1891 г., стены и свод были окрашены мелом, имелось маленькое окно с железной решеткой. Для входа в церковь с наружной стороны была устроена деревянная лестница в 7 ступеней. В притворе на стене висели 2 поясных портрета сщмч. Арсения: в полушубке и в архиерейском облачении. Здесь же находилась деревянная колода с железным кольцом, к к-рой, по преданию, был прикован митрополит (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1503. Л. 35-35 об.). Двухпрестольный холодный Никольский собор был заложен 3 июня 1670 г. на новом месте (на расстоянии ок. 75 м к юго-западу от прежнего, деревянного храма) и освящен, по одним сведениям, 9 сент. 1673 г., по другим - не ранее сер. 1677 г. (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 301. Л. 1, 31; Д. 1503. Л. 4-4 об.; Макарий (Миролюбов). 1879. С. 4; Григоревский. 1898. С. 30; Он же. 1902. С. 308; Юдин. «Поставила есми храм…». 2003. С. 72). Собор отличался размерами и архитектурной монументальностью. По плану монастыря XIX в. (ГААО. Ф. 191. Оп. 4. Д. 224) его длина составляла 28 м (вместе с зап. крыльцом - 41 м), ширина - 25 м, высота до крыши - более 19 м, до верха центрального барабана - более 28 м. Четырехстолпный собор с размерами храмовой части 13 м (длина до алтаря), 15 м (ширина) и 12 м (высота до верха сводов) завершался 5 деревянными, крытыми лемехом главами на световых барабанах. Здание, построенное на болотистом грунте, опиралось на свайный фундамент, который состоял из установленных вплотную друг к другу длинных бревен, замурованных в водонепроницаемый глиняный панцирь ( Шмигельский. 1998. С. 79-80). К сев. и зап. фасадам примыкали просторные светлые паперти-галереи. На галереи вели широкие крытые крыльца-всходы «о трех помостах», поставленные по центральным осям собора. В юж. апсиде 3-частного алтаря был устроен придел во имя апостолов Петра и Павла. К 1880 г. в соборе стоял 5-ярусный резной позолоченный иконостас, в к-ром находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

В описи монастырской б-ки 1640 г., сохранившейся в составе «Духовной изустной памяти» строителя Авраамия, перечислены 69 книг монастырского собрания. В Никольской ц. монастырской слободы хранились 7 книг, в т. ч. напечатанные в Киеве 2 Евангелия (напрестольное и толковое), Служебник, Апостол, Псалтирь, а также «Потребник письменный, Послушание письменное». Напрестольное Евангелие (М., 1682) было обложено чеканными вызолоченными досками «с финифтевыми изображениями Спасителя и евангелистов. Венцы образов осыпаны алмазами и яхонтами; вокруг образа Спасителя вынизано крупным жемчугом» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 376). В монастырском Троицком соборе хранились печатные 4 Толковых Евангелия, 3 Апостола, 2 Октоиха «на осьмь гласов», 2 Псалтири, 2 Часовника, Минея общая, 3 Потребника, 11 месячных Миней, кн. «Беседы апостольские» и проч. Среди рукописных книг упомянуты напрестольное Евангелие, 3 Минеи, Часословец, Полууставие, 2 Пролога, труды святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, прп. Ефрема Сирина, 2 «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника («в полдесть» и «в четверть»), 3 Жития прп. Макария Желтоводского (2 «в десть; один по обрезу золочено, другой по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медные» и «в полдесть, по зеленому обрезу, в красной коже, застешки и петли медные»), 2 Жития Иоасафа царевича, синодики, 2 сборника ( И. М. Духовная изустная память. 1850. С. 45-46). Сохранились синодик М. Ж. м., скопированный А. А. Титовым в 1887 г. (РНБ. Тит. 2978. Л. 84), синодик сер. XVII в. (НИАМЗ. Кр 212 (ГОМ 14042)) и синодик 1716 г. (НИАМЗ. Кр 104 (ГОМ 13748)). К нач. XVIII в. монастырская б-ка помещалась в специальной книгохранительнице, за к-рой надзирал старец Иларион. Опись 1702 г., входящая в состав Переписной книги мон-ря 1702 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 7. Ч. 1. 56. Л. 30 об.- 61 об.), фиксирует ок. 480 книг, в т. ч 128 рукописных. Среди последних - список Большой Толковой Псалтири, «в десть, по красному обрезу, в красной коже, застешки и петли медные» (1-я пол. XVII в.; Кат. 1999. Р 1010), «Книга Деонисия Ареопагита, письменная, в полдесть, по красному обрезу, в черной коже, застешки и петли медные», вложенная в обитель ее пострижеником митр. Рязанским Иларионом (ГИМ ОР; Соколова. Роль. 1989. С. 163). Книги не только поступали в М. Ж. м. в качестве вкладов, но и покупались. Известно о значительном вкладе «деньгами и книгами, всего 450 рублев» митр. Нижегородского и Алатырского Филарета ( 1694), о вкладе 1664-1665 гг. архиеп. Сибирского Симеона. Согласно записи на печатной январской служебной Минее, эта книга была передана в обитель в 1626-1627 гг. кн. Д. М. Пожарским (Кат. книг кириллической печати XV-XVII вв. Науч. б-ки Моск. ун-та. М., 1980. С. 77).

http://pravenc.ru/text/2561262.html

2. Инок Анатолий Ильич Печенев (рождения 1931 года) поступил в нашу обитель в феврале месяце 1955 года. До поступления в монастырь он был иподиаконом у Преосвященного епископа Курского Иннокентия. Обладая способностями к художеству, он несет в обители послушание живописца, а также клиросное послушание, являясь одним из основных певчих правого хора. Свое послушание инок Анатолий несет с большим усердием и любовью. За время своего пребывания в обители он зарекомендовал себя исключительно религиозным человеком, любящим монашество и стремящимся к достижению Ангельского образа. Инок Анатолий музыкально развитый человек: знает ноты, играет на инструментах, обладает хорошим музыкальным слухом и сильным голосом. Он является хорошим чтецом, знаком с церковным уставом. Означенные выше два кандидата по нашему общему мнению, и по своей настроенности, по своим дарованиям и знаниям вполне достойны иеродиаконского сана. Настоятель Глинской пустыни архимандрит Серафим Амелин (подпись) Казначей иеромонах Модест Гамов (подпись) Благочинный схиигумен Андроник Лукаш (подпись) Духовник иеросхимонах Серафим Романцов (подпись) 11 августа 1956 года. Прошение архимандрита Серафима (Амелина) Преосвященнейшему Евстратию, епископу Сумскому и Ахтырскому Его Преосвященству, Преосвященнейшему Евстратию, епископу Сумскому и Ахтырскому Покорнейше прошу Ваше Преосвященство благословить постриг в мантию священника Митрофана Заболотного и рясофорного послушника Василия Владимировича Белых. 1. Священник о. Митрофан Иванович Заболотный (рождения 1887 г.) живет в обители с 1955 года. Ранее, до 1945 г., он также проживал в нашей пустыни и был взят на приход. О. Митрофан – тихий, миролюбивый, скромный человек с высокой религиозной настроенностью. 2. Рясофорный послушник Василий Владимирович Белых (рождения 1888 г. ) поступил в монастырь в 1953 г. В монастыре выполняет послушание регента правого хора и кузнеца. Отец Василий своим трудом и как регент, и как кузнец приносит много пользы монастырю. Он прекрасного религиозного настроения, всегда исполнителен во всех послушаниях, скромен и миролюбив.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гермоген оставил после себя много учено-литературных трудов , которых часть осталась не напечатанной. Он издал ряд руководств по церковной истории и литургике: «Краткая История Русской Церкви», «Очерк Истории Славянских Церквей», «Очерк Истории Христианской Церкви», «Литургика, или Учение о богослужении Православной Церкви», выдержавшее 6 изданий, «О Таинствах Православной Церкви», «Очерк учения и богослужения Армянской Церкви " (его магистерская диссертация) и издал в 1887 г. историко-статистическое описание Таврической епархии под заглавием «Таврическая Епархия»; он собирал материалы для такого же описания Псковской епархии. Он обладал и даром церковного песнописца и в 1886 г. составил «Службу» почивающему в Псковском соборе князю Довмонту-Тимофею. Много статей исторического, агиологического и нравоучительного содержания он помещал в духовных журналах. Большая часть этих статей вошла в изданный Гермогеном двухтомный сборник под заглавием «Минуты Пастырского Досуга». Он описал юность трех вселенских святителей и жизнь Николая Мирликийского, Пахомия Великого , преп. Ксенофонта, Иоанна Дамаскина , Стефана Пермского и Димитрия Ростовского и составил общее рассуждение «О важности изучения жизни св. угодников Божиих»; им напечатаны воспоминания о Филарете Московском , Антонии Воронежском, Ионе, экзархе Грузии, и Афанасии Казанском; он интересовался и аскетизмом и писал не только о Серафиме Саровском , но и о Задонском затворнике Георгии и о каком-то неизвестном Малоархангельском юродивом Терентии; он дал популярные статьи «о пении при богослужении и церковной музыке» и о «святых местах». Гермоген старался придавать своим сочинениям популярную, хотя иногда как бы старомодную, эпистолярную или диалогическую, форму: у него есть и «Беседы священника с прихожанами о неосуждении ближнего и о исповеди», и «Вечерние беседы отца с детьми» о церковном пении и о святых местах, и «Разговор между двумя крестьянами Боголюбом и Миролюбом о том, как надо проводить воскресные и праздничные дни», и «Беседа старика с молодыми о том, верить ли снам».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Когда 31 марта 1841 г. скончался настоятель Глинской пуст. прп. Филарет, И., несмотря на весеннее половодье, отправился в путь для участия в погребении своего духовного наставника. По преданию, на одной из переправ был чудесным образом спасен от потопления. Несколько раз И. намеревался оставить настоятельскую должность в Петропавловском мон-ре и удалиться на покой. Однажды во сне увидел себя среди поля перед 3 дорогами: первая - к Рыхловскому мон-рю - шла по цветущему полю; вторая - к Петропавловскому мон-рю - была усеяна маленькими кочками и лужами; третья, самая узкая дорога - к Глинской пуст.- поросла колючим кустарником и тянулась по оврагам. Проснувшись, И. решил следовать «тесным путем» - поселиться в Глинской пуст. В нач. 1845 г. И. подал прошение Черниговскому архиерею об увольнении его от должности настоятеля с перемещением на покой в Глинскую пуст. Увольнение последовало 6 сент. 1845 г. Обладая добрым и миролюбивым характером, И. советовал братии прощать согрешения друг другу. В первые годы жизни в Глинской пуст. порой терпел от них упреки и насмешки. «Приду, бывало,- рассказывал старец,- начну уговаривать их и просить примириться; вот тут-то мне и достанется. Откуда, говорят мне с насмешкой, явился такой миротворец?! Уходи отсюда! Какое тебе до нас дело?» В сент. 1849 г. И. подал прошение о разрешении совершить паломничество в Иерусалим, поскольку «во время постигшей продолжительной болезни дал обет поклониться Гробу Господню» (РГИА. Оп. 130. Д. 1158. Л. 1). Осенью 1850 г. вместе с группой паломников посетил Палестину и г. Миры Ликийские. Во время молебна у гроба особо чтимого им свт. Николая Чудотворца лампада, висевшая над гробницей, чудесным образом наклонилась и из нее на И. излилось масло. Свидетели этого события воскликнули: «Милость святитель изливает на архимандрита» (см.: Сказание о жизни. 1887. С. 46). Имел беседу с патриархом Иерусалимским Кириллом II , к-рый советовал И. ввести в рус. мон-рях единое келейное правило, сделав его обязательным для всей братии. На обратном пути из Палестины И. посетил Св. Гору Афон, некоторое время жил в одной из келлий, в нач. июля 1851 г. вернулся в Россию.

http://pravenc.ru/text/389285.html

пос. Васильсурск Воротынского р-на); основан в XVII в., упразднен в 1764), Троицкий Княгининский (мужской, в Княгинине; основан не позднее 80-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Дерновская Спасская пуст. (мужская, близ совр. с. Бармина Лысковского р-на; основана не позднее XVII в., когда была приписана к нижегородскому в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю , упразднена в 1764), Серафимо-Понетаевский (женский, в с. Понетаевка совр. Шатковского р-на; основан как община в 1864, мон-рь с 1869, закрыт в 1925, в наст. время в одном из корпусов расположен скит Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы женского монастыря ), Ягодинский Введенский (женский, близ с. Ягодного совр. Перевозского р-на; основан как община в 1864, мон-рь с 1882, закрыт в 20-х гг. XX в.), Медянский Покровский (женский, близ с. Медяна совр. Пильнинского р-на; основан как община в 1877, мон-рь с 1897, закрыт в 1921), лукояновский Тихоновский (женский, в Лукоянове; основан в 1887 как община, с 1896 мон-рь, закрыт в 1928), Спасская Троицкая община (женская, в с. Спасском совр. Спасского р-на; основана в 1888, закрыта в 1922), Спасская Азрапинская община (женская, близ с. Азрапина совр. Починковского р-на; учреждена в 1905, закрыта после 1917). Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 89, 102, 227, 321, 330; Д. 272. Л. 36; ЦАНО. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 26; Д. 152. Л. 201-204; Ф. Р-1395. Оп. 1. Д. 34; Ф. Р-5899. Оп. 1. Д. 64. Л. 152-154; Оп. 2. Д. 2. Л. 85; Д. 201, 205. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 4. С. 7-8; 2013. 11. С. 9; Служения и встречи Свят. Патриарха Кирилла//Там же. 12. С. 21; Наречение и хиротония архим. Силуана (Глазкина) во еп. Лысковского и Лукояновского//Там же. 2014. 1. С. 19-21. Лит.: ИРИ. Т. 3-4; Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 до 1850 г. СПб., 1857. С. 1-9; Корольков К. Н. Об открытии и закрытии епархий в Русской Церкви. К., 1876. С. 91; Дурново Н. Н. 900-летие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи.

http://pravenc.ru/text/2110942.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010