В 1868 г. был упразднен Макариев Желтоводский мон-рь, его имущество передано епархиальному попечительству о бедных духовного звания. Еп. Иоанникий (Руднев ; 1873-1877; с 14 февр. (27 марта?) 1877 архиепископ, впосл. митрополит) заботился о развитии в Н. и А. е. духовного образования, просвещения и благотворительности. На эти цели он жертвовал крупные суммы из личных средств. В 1875 г. было учреждено миссионерское и просветительское братство Св. Креста. Нижегородский еп. Макарий (Миролюбов; 1879-1885), как и архиеп. Иоанникий, много внимания уделял совершенствованию работы духовных учебных заведений и благотворительных учреждений епархии, был щедрым благотворителем. В 1883 г. Макариев Желтоводский мон-рь возобновлен как жен. община, которая в следующем году была преобразована в мон-рь. Еп. Модест (Стрельбицкий ; 1885-1889; впосл. архиепископ) активно способствовал возвращению в Церковь старообрядцев, стремился добиться уменьшения числа не бывавших на исповеди и не приступавших к причастию жителей губернии. Архиерей возглавил созданную в февр. 1886 г. комиссию, к-рая после рассмотрения рапортов из приходов констатировала неудовлетворительное состояние религиозно-нравственной жизни в епархии и выработала меры по ее улучшению. Во время архипастырских поездок еп. Модест посетил мн. приходы, в т. ч. в местах расселения старообрядцев. Епископ организовал сбор исторических и археологических материалов для сборника в память 900-летия Крещения Руси. В организованное в 1886 г. по его распоряжению церковное древлехранилище при Нижегородской ДС причты присылали историко-статистические описания храмов. Юбилейный сборник был составлен диак. А. Н. Снежницким и передан Балахнинскому еп. Димитрию (Самбикину) . Работу над проектом продолжила открытая 27 апр. 1887 г. в Печерском мон-ре епархиальная археологическая комиссия, к-рую возглавлял настоятель обители еп. Димитрий. После перевода последнего 28 окт. 1887 г. викарием в Подольскую епархию работой комиссии руководил Нижегородский еп. Модест. В 1888 г. был издан «Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси». 16 мая 1889 г. утвержден устав Нижегородской епархиальной церковно-археологической комиссии. 15 июля 1888 г. в Н. Новгороде состоялись торжества в память 900-летия Крещения Руси. В 1888 г. в 761 населенном пункте епархии было 1067 церквей: 114 городских и 953 сельские. В Н. Новгороде имелась 51 церковь.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Вятская, учр. в 1657 г. Кафедра в Вятке Епископы и Архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674. Иона Баранов 1674–1699. Архп. c 1682. Дионисий Ушаков 1700–1718. Архп. Алексий Титов 1719–1733. Архп. c 1731. Лаврентий Горка 1733–1737. Киприан Скрипицын 1737–1739. Вениамин Сахновский 1739–1742. Варлаам Скамницкий 1748–1748. Антоний Илляшевич 1748–1755. Варфоломей Любарский 1758–1774. Лаврентий Баранович 1744–1796. Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Яковлев-Орлин 1796–1804. Серафим Глаголевский 1804–1805. Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817. Амвросий Рождественский (Вещезеров) 1817– 1822. Павел Павлов (Морев) 1823–1827. Кирилл Богословский-Платонов 1827–1882. Иоанникий Образцов 1832–1835. Нил Исакович 1835–1838. Неофит Соснин 1838–1851. Елпидифор Бенедиктов 1851–1860. Агафангел Соловьев 1860–1866. Христофор Еммаусский 1866–1866. Аполлос Беляев 1866–1885. Архп. с 1800. Макарий Миролюбов 1885–1887. Сергий Серафимов 1887–1896. Алексий Опоцкий 1896–1901. Никон Софийский 1901–1904. Филарет Никольский 1904. Главовское викариатство, учр. в 1889 г. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893. Симеон Покровский 1893–1894. Варсонофий Курганов 1894–1904. Филарет Никольский 1904. Павел Поспелов 1905. Сарапульское викариатство 14 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872. Палладий Пьянков 1872–1877. Павел Вильчанский 1878–1878. Нафанаил Леандров 1878. Тихон Донебин 1882–1886. Никон Богоявленский 1888–1889. Епископы (в г. Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891. Анастасий Опоцкий 1891–1893. Алексей Соболев 1893–1895. Никодим Боков 1895–1900. Владимир Благоразумов 1901–1902. Михей Алексеев 1902–1906. Арсений Тимофеев 1906–1909 15 . Мефодий Великанов 1909. Гродненская 16 Кафедра в Гродно Епископы Гродненские и Брестские: Иоаким Левицкий 1900–1903. Никанор Каменский 1903–1905. Михаил Ермаков 1905. Белостокское викариатство, учреж. в 1907 г. Епископы: Владимир Тихоницкий 1907. Грузинская (Экзархат Грузинский) 17 Кафедра в Тифлисе Эхзархи Грузии, Митрополиты и Архиепископы Карталинские и Кахетинские 18 (c 1818 г.);

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Филарета к Высочайшим Особам и к разным другим лицам. Тверь, 1888 г. 359 Подробное описание Новг. Софийского собора см. в сочинении архим. Макария (Миролюбова , † 24 декабря 1894 г. в Нижнем Новгороде), Археологич. Описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях, ч. 1 стр. 39 и сл. М. 1860 г. 362 Деревяницкий Воскресенский монастырь, основ. в 1335 г. св. Моисеем, архиеп. Новгородским, до 80-х годов 19-го столетия был мужским монастырем. 363 Сведения о игумении Валентине помещены в Русск. Паломнике 1890 г. 6, и Церковном Вестнике 1888 г. 6. 364 На Евангелии сделана была мной следующая надпись: «Сие святое Евангелие смиренно приносит в дар в обитель преподобного Саввы Вишерского чудотворца, Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, октября 1 дня 1884 года». 365 О Хутынском Преображенском монастыре подробнее см. в Археологич. Опис. церк. ревностей в Новгороде и его окрестностях, архим. Макария, ч. 1, М. 1860 г. 392 Проект Синодальной грамоты составлен был Преосвященным Палладием, еп. Тамбовским, а мной предложено было Синоду ходатайствовать пред Государем, через Обер-Прокурора, о представлении юбиляру права употреблять в служении предносный крест, по примеру Киевского митрополита и покойного митрополита Московского Филарета. 397 К общему удивлению, не поздравил митрополита один лишь архиерей, именно Самарский епископ Серафим (Протопопов) †11 января 1891 г. 402 Все приезжие из епархий архиереи представлялись Государю в Гатчинском дворце в два приема: одни 15-го числа, другие 16-го. 412 В приписке говорится на конце письма: «понеже правая моя рука болезнует хирагрой». 1720 г. в Генваре. А челобитная была подана в конце 1719 г. 413 Соловьев, см. о нем Нижегородские Епархиальные Ведомости 1884 г., 24: А. А. Титова , Преосвященнейший Иеремия, в схимонашестве Иоанн, епископ Нижегородский и Арзамасский. Биографический очерк в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1887 г. кн. III, и отдельно. Москва, 1887 г., и книгу Прот. Виноградова, Преосв. Иеремия. Н-Новгород, 1885 г. 428 Игумения Вознесенского монастыря Сергия, урожденная кн. Урусова, по замужеству –– княгиня Волконская. Читать далее Источник: Хроника моей жизни : Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского : († 13 окт. 1896 г.) - в 9 томах. - Сергиев Посад : Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1898-1911./Т. 7: (1883-1885 г/г.). – 1907. - 592, XXVI с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

12.12.1866 07.06.1885 07.06.1885 05.12.1887 Макарий Миролюбов 05.12.1887 10.08.1896 Сергий Серафимов 10.08.1896 10.11.1901 Алексий II Опоцкий 10.12.1901 27.11.1904 Никон Софийский 27.11.1904 20.03.1914 Филарет Никольский 11.03.1914 16(29)06.1920 29.10(11.11)1918– 29.04(12.05)1919 13(26)05.1921 08(21)01.1929 1924 (?) 07(20)02.1924 09(22)12.1925 05.1926 08(21)06.1927 07.1927 в/у сщмч. Виктор Островидов 12.1927 08(21)01.1929 18(31)01.1929 11(24)04.1929 03(16)06.1933 Стефан II Знамировский 09(22)02.1929 06(19)09.1930 23.01(05.02)1931 26.08(08.09)1933 20.04(03.05).1934 20.04(03.05)1934 29.05(11.06)1934 29.05(11.06)1934 23.07(05.08)1937 01(14)12.1942 20.03(02.04).1957 06(19)07.1957 03(16)11.1962 Поликарп Приймак 09(22)11.1962 04(17)11.1966 06(19)11.1966 24.09(07.10)1967 Владимир Котляров 24.09(07.10)1967 20.03(02.04)1978 28.03(10.04)1978 10(23)04.1978 10(23)04.1978 Вятская, григ. Основана в 1925 г. 09(22)11.1925 Митрофан Поликарпов 1131 Епископ бывший Коломенский. Попал в опалу и переведен на Вятскую кафедру ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 1. С. 247–248). Даны даты по: Н.Д. Девяностолетие… С. 56. Прот. Герасим Никитников называет другие даты – 04.04.1658 и 08.01.1674 (Иерархия Вятской епархии, составленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка. 1863. С. 7). 1133 «…1718 г. февраля 8 д. Преосвященный (Дионисий. – Сост.) совсем оставил свою паству и отправился в Москву. …Впрочем и по отбытии своем, …в продолжении целого года, он управлял Вятской епархией. …В это время от него получены разрешения …в последний раз, от февраля 1719 г.» (Там же. С. 21). 1135 Свидетельством просветительной деятельности Лаврентия Горки является следующая надпись, помещенная на его гробнице, устроенной в 1772 г.: «...Всеобщий смертный рок в сем месте мужа скрыл,/Который первый здесь науки насадил –/Хотя Всевышня власть, что целым светом правит/Ему и не дала конечно их восставить./Лаврентий Горка ce: а кто он был таков?/Епископ Вятский, муз любитель. Богослов...» (Никитников Г., прот. Ук. соч. С. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1764 г. обитель упразднили, однако нек-рое время братия продолжала проживать в маровских кельях. В 1771 г. пустынь была разграблена и сожжена шайкой разбойников под предводительством Галактиона Григорьева (Галани (Галанки)), крестьянина сельца Саблуково Васильсурского у. Неск. монахов убили, а настоятеля, по преданию, сожгли на костре. Затем монастырь разорялся отрядами Е. И. Пугачёва. Убиенная разбойниками братия была погребена. Согласно описи Нижегородского наместничества 1780 г., на месте упраздненной пустыни стояла каменная Крестовоздвиженская ц. с колокольней, «почти вся развалилась, прочяго никакого строения не имеется» ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 436). К нач. 70-х гг. XIX в. были «видны эти развалины, кроме того насыпь и надгробный камень». К могилам погибших монахов приходили богомольцы, отламывали куски надгробного камня «как целебное средство против зубной боли» ( Гавриил, иером. 1871. С. 41). Маровскую ярмарку, много лет проводившуюся у стен мон-ря, в 1785 г. перенесли в с. Чернуха. В 70-х гг. XIX в. в запустелой обители чуваш Иван Петрович построил деревянную часовню и келью. После его смерти в 1885 г. на средства Н. А. Демидова рядом с деревянной была выстроена каменная часовня в древнерус. стиле. К 1887 г. при часовне проживали неск. старцев. 6 июля 1887 г. викарий Нижегородской епархии еп. Балахнинский Димитрий (Самбикин) посетил территорию бывш. мон-ря, молился о его возрождении. Указом Синода от 5 сент. 1901 г. на месте муж. пустыни была основана Крестовоздвиженская жен. община, попечителем к-рой стал В. Москвин, родившийся в Вятской губ. Из личных сбережений он выделил неск. тысяч рублей на создание неприкосновенного капитала общины и купил для нее участок пахотной земли. Впосл., будучи заштатным священником, Москвин проживал в общине, совершал богослужения. В с. Чернуха была куплена деревянная кладбищенская церковь, перевезена на территорию обители, установлена здесь и в 1901 г. освящена во имя Св. Троицы. Началось, но не завершилось строительство нового каменного собора. К 1910 г. в общине также имелись каменная часовня, деревянная звонница, 5 домов, в т. ч. странноприимный, гостиница, действовали иконописная, позолотная и столярная мастерские, были устроены скотный двор, конюшни, амбар, работала мельница, разбит фруктовый сад, заведена пасека. В расчищенных прудах разводилась рыба. При общине были открыты больница, богадельня и школа для девочек. В ведении обители находилось 60 дес. земли, к-рые обрабатывали сами послушницы. Начальницей являлась Екатерина Васильевна Пасынкова, казначеей - Елена Москвина. В 1919 г. в общине числилось 148 чел.

http://pravenc.ru/text/2562378.html

Скончался архиепископ Гавриил 16 января 1753 года. Тело его было перевезено в Рязань и 1 февраля погребено в Рязанском Архангельском соборе. Литература: Добролю бов И. В., священник. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. – Рязань, 1885, ч. 3. – С. 274–310. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. Сборник Церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1863, кн. 2–4. – С. 116. Сергий (Спасский) , архимандрит. Историческое описание Московского Знаменского монастыря. – М., 1866. – С. 67. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии. – Казань, 1888. – С. 12. Благовещенский А. А. История Казанской духовной семинарии. – Казань, 1871. – С. 25–35. Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897, т. 2, 1063. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1401. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 289, 657, 735. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 40. Труды Рязанской ученой архивной комиссии. – Рязань, 1884–1904, 1891, т. 6, 2. Вологодские епархиальные ведомости. – 1869, 13. – 1874, 2. – 1887, 2, 3, 1 6. Самарские епархиальные ведомости. – 1878, 22. – С. 454. Известия по Казанской епархии. – 1885, 18. – С. 598. – 1907, 10. – С. 297. Православное обозрение. – 1868, декабрь. – С. 355. Православный собеседник. – Казань, 1858, август. – С. 571–572. Русский архив. – 1900, кн. 2, 8. – С. 410–411. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 45, 49, 60. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 725; т. 7. – С. 709–710.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1249 Архиепископ Макарий (Миролюбов Николай Кириллович; 24.03.1817–24.12.1894) – известный церковный писатель и историк, почетный член ИППО. Окончил МДА (1842). Преподаватель (1842) и ректор (1860) Нижегородской ДС. Принял монашество (1846). В 1853 г. возведен в сан игумена и назначен членом Синодального комитета по составлению охранных описей церковных древностей. Был командирован в Вологду, Ярославль, Кострому и Владимир для изучения важнейших хранилищ церковных древностей в епархиях. В 1866 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, и затем в течение своей жизни занимал кафедры – Орловскую (1867), Архангельскую (1876), Нижегородскую (1879), Вятскую (1885) и Ростовскую (1887). На всех этапах своего служения неустанно занимался церковно-историческими и археографическими исследованиями. Автор работ: «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» (т. 1–2), «Путеводитель по Новгороду с указанием его церковных древностей и святынь», «Церковно-историческое и статистическое описание Старой Руссы», «Описание новгородского Юрьева монастыря» (последнее издание имелось в библиотеке Антонина) – всего более 40 книг и публикаций. Известен также своей речью на открытии памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). 1250 Пика – мера длины в Турции и на Ближнем Востоке. 1 турецкая пика равна 64 см, 1 арабская пика равна 48 см. 1252 Имеется в виду византийский хронист преп. Феофан Исповедник (760–818), автор «Хронографии» – выдающегося исторического труда, погодно излагающего события с воцарения Диоклетиана (284) до конца царствования Михаила I (813). Сведений о строительстве церкви Стефана в «Хронографии» нет, Феофан лишь говорит кратко о обретении мощей Первомученика, о первом паломничестве Евдокии в Святой Град, а затем о ее опале и окончательном поселении в Иерусалиме. 1253 В «Житии преп. Саввы Освященного», написанном известным писателемагиографом Кириллом Скифопольским (525–558), содержится упоминание о базилике св. Стефана и ее размерах – в эпизоде, относящемся к иерусалимским событиям 516/517 г.: «Архиепископ , освободившись из темницы, ночью со всех мест собрал в Святой Город около десяти тысяч монахов. Поскольку соборная церковь не могла вместить такого количества людей, решено было собраться всем в воскресенье в храме св. первомученика Стефана. Этот храм как раз мог вместить всех собравшихся монахов» (Палестинский патерик. Житие преподобного Саввы Освященного. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996. С. 232). Подлинные размеры полностью раскопанной базилики оказалась не более 38 x 19 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Укажем главные из них: 1 .            Baronius, Annales Ecclesiastici, t. VII ad. an. 412 – 448 ed. 1887. 2 .            Филарет, архиеп. Черниговский, Историческое учение об отцах Церкви, т. III, §§ 212 – 216 – „ Кирилл Александрийский “, стр. 91 – 115. 3 .            А. Миролюбов, Проповеди св. Кирилла Александрийского , Киев, 1889, стр. 1 – 300. 4 .           Krüger, Cyril, у. Alex., Realencyklopadie Herzod-Hauck, t. IV, 1898, ss. 377 – 381. 5 .            Робертсон, История Христианской церкви, перевод Лопухина , СПБ., т. I., стр. 407 – 429. 6 .            Э. Гиббон, История упадка и разрушения римской империи, перев. Неведомского, 1885, ч. V, стр. 226 – 245. 7 .            Гидулянов, Восточные патриархи, 1905, стр. 618 – 681. 8 .            Möller, Lehrbuch der Kirchengeschichte, Tübingen, Aufl. 2, 1902, Band. I 9 .            Schreck, Christliche Kirchengeschichte, Leipzig, 1785, t. VII и VIII 10 .         Walch Chr., Enwurf einer vollständigen Historie der Ketzereitenspaltungen und Religionsstreitigkeite bis auf die Zeiten der Reformation, Leipzig, 1764, t. II и IV. 11 .         Callisti Xanthopuli, Nicephori, Ecclesiasticae hisoriae по Migne, Curs. compl., ser. graec. t. 146, col. 1100 – 1221. 12 .         Eutichius, patriarchus Alex., Annales по Migne, Curs. compl., ser graec. t. 111. 13 .         Кедрин Георгий, Деяния Церковные и гражданские, Migne, ser gr., t. 121. 14 .         Renaudot, Historia patriarcharum Alex, iakobitarum ad Marco usque ad finem saeculi ХШ, Parisiis, 1317. 15 .         W. Smith, A dictionary ot christ biography, literature, sects and doctrines, vol. I, London, 1877, 763 – 773. 16 .         Лопухин, Богословская энциклопедия, т. IX. 17 .         Hefele, Conciliengeschichte, Band II, Aufl. 2, ss. 142 – –284. 18 .         Hergernöther, Handbuch der allgemeinen Kirchengeschichte, 1876, Band I. 19 .         Иоанн, еп. Аксайский, История вселенских соборов, Новочеркасск, 1896, стр. 66 – 150. 20 .         Kraats, Wilg, Koptische Acten zum ephesinischen Konzil, Leipzig, 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Питирима . После двукратной просьбы к царю и патриарху принявший схиму И. был почислен на покой в Макариев Желтоводский мон-рь, 28 мая 1673 г. по государеву указу «отпущен с Москвы на стругу с провожатыми». По пути в мон-рь И. скончался. Завещание архиерея традиционно по форме, краткая последняя часть написана как проповедь о памятовании смерти (опубл.: Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской иерархии. М., 1820. С. 136-140). И. был похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля - на правой стороне, у юго-зап. столпа. На столпе сохранилась белокаменная полихромная резная доска с надписью: «Лета 7184 (1673) года июня в 16 день по указу великаго государа, царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца, по челобитью рязанских жителей всякаго чина погребен великий господин Преосвященнейший митрополит Рязанский и Муромский Иларион схимник, понеже первый митрополит на Рязани. Отпевал и погребал Преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подонский, с властьми в храме св. архистратига Михаила, идеже прежни архиереи Рязанстии почиют. Преставися пред градом Переяславлем, идучи на обещание в Макарьев монастырь чудотворца июня же в 6-й день». Ист.: Древние грамоты и акты Рязанского края, собранные А. Н. Пискарёвым. СПб., 1854. 31, 32, 36; МДИР. 1881. Т. 6. С. 195, 199-201; 1885. Т. 7. С. 391-395; Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв./Сост.: А. И. Цепков. М., 2006. Т. 3. 32-34, 36, 37; Рязань, 2005. Т. 4. 101, 155. Лит.: Добротворский С. М. Описание Нижегородского Печерского первокл. муж. мон-ря. Н. Новг., 1849. С. 81-82; Макарий (Миролюбов), архим. Сборник церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 102, 106, 115-116, 122, 132, 181-182; Строев. Списки иерархов. Стб. 613; Митрополит Рязанский Иларион//Тр. Рязанской УАК за 1887. Рязань, 1888. Ч. 3. С. 200; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 76-94; он же. Дополнительные о Рязанской епархии сведения.

http://pravenc.ru/text/389167.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010