В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в рус. традиции Умиление ), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска ц. Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская , Толгская , Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и буд. страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В рус. традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска мон-ря ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; икона из мон-ря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной , представленной обычно в типе Одигитрии (фреска ц. Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (рус. икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, к-рые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в повороте на 3/4. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в ц. вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса , а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика ц. вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина мон-ря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского мон-ря во Пскове, XII в.; мозаика ц.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

   Освящение монастыря Пантократора в Царьграде, 4 авг.    Освобождение от врагов при царе Ираклии, 7 авг.    Затмение солнца при императ. Льве мудром в 891 году, 8 авг.    Обретение нерукотвор. образа камулианского Спасителя, 9 авг.    Вношение креста в Палату, 14 авг.    Истощание и наполнение живоносного источника в храме, 16 авг.    Трус, 16 авг.    Прозрение оп. Павла, 1 и 15 сент.    Неопалимой Купины на синайской горе, 20 сент.    Трус великий, 5 и 7 окт.    Изгнание Григория Богослова от Домнин, 13 окт.    Чудо Параскевы в Хиосе, 14 окт.    Пренесение иконы великомуч. Димитрия из Солуня в монастырь Пантократора в 1143 г., 26 окт.    Освящение храма Авва-Кира, 12 нояб.    Трус, 6 дек.    Победа над Хозроем, 12 дек. Трус, 14 дек.    Внесение Богородицы, 21 дек.    Отверзение дверей Великой церкви, 22 дек.    Светохождение окодо Великой церкви, 22 дек.    Освящение Великой церкви или Софии, 23 и 24 дек. Указатель 3    святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня).     Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября.     Або, муч. грузинский, 8 янв.     Авив, еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб.     Авксентий пр., 12 июня.     Аврамий мирожский, 24 сент.     Аврамий, палеостровский, 21 авг.     Аврамий печенгский, 4 февр.     Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг.     Агапит маркушевский, 21 мая.     Агафон преп. печерский, 28 авг.     Адриан ионзенский, 5 мая     Адриан ондрусовский, 26 авг.     Адриан пошехонский, 5 мар.     Адриан сестринский волоколанский.     Акила печерский, 28 авг.     Акиндин, архим. печерский, 28 авг.     Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент.     Александр ошевенский, 20 апр.     Алексий печерский затворник, 21 сент.     Аммон печерский, 28 авг.     Анфилохий глушицкий, 12 окт.     Анфилохий епископ, 28 авг.     Анания иконописец Антониевский, 17 июня.     Анастасий диакон печерский, 22 янв.     Анастасий печерский подвижник, 28 авг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На иконе «Явление Божией Матери старцу Дорофею» (т. н. икона Жиглевича; ПИАМ), к-рая датируется 1-й пол. или 3-й четв. XVIII в. (см.: Васильева. 2012. С. 250-252. Кат. 190; Псковская икона XIV-XVIII вв. 2013. С. 4), город изображен на основе более поздних планов с ориентацией на восток, Н.- в правой части композиции на фоне ц. вмц. Анастасии в Кузнецах, в сцене видения Дорофею. Н. стоит на коленях слева, чуть поодаль от князей (в соответствии с текстом «Повести...»), держа руки перед собой в молении, его лик обращен к Богоматери. Он в золотисто-охристой рубахе, на ногах красные сапоги; вокруг головы нимб; надпись: «Ник A ла Блаженны(и)». Икона является списком с утраченного более раннего образца из Псково-Печерского мон-ря. Образ коленопреклоненного Н. присутствует среди святых, предстоящих Божией Матери (изображена справа на Покровской башне Пскова), на иконе «Сретение Богородицы» 1784 г. из часовни «Владычного Креста» в Пскове (с 1910 находилась в Троицком соборе Пскова, в наст. время в ПИАМ). Описывая икону, Н. Ф. Окулич-Казарин ошибочно указал, что в коленопреклоненном молении пред Пресв. Богородицей показан прп. Нифонт, строитель Мирожского мон-ря ( Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову: (Любителям родной старины). Псков, 19132. С. 101-104). Однако, судя по одеянию (светлая рубаха), это именно Н. Блж. Николай Псковский. Фрагмент нагробной иконы. 2-я пол. XIX в. (Троицкий собор, Псков) Блж. Николай Псковский. Фрагмент нагробной иконы. 2-я пол. XIX в. (Троицкий собор, Псков) К этому кругу икон относится икона 1-й пол.- сер. XIX в., написанная в масляной технике на овальной металлической основе (СГХМ). По композиции она напоминает центральный фрагмент иконы 1784 г. с изображением Богоматери, стоящей на Покровской башне, и молящимися святыми. Здесь также присутствует фигура коленопреклоненного Н. перед Богоматерью (старец в светлой рубашке). Икона с такими же сюжетом и необычной формой упомянута А. С. Князевым в «Историческо-статистическом описании псковского кафедрального Троицкого собора» (1858).

http://pravenc.ru/text/2565938.html

В списке достопримечательностей Никольской ц. в Маслогостицах (совр. с. Серёдка Псковского р-на) 1885 г. числится Мирожская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Никандром и Ефремом Псковскими; на иконе зафиксирована надпись: «В лето 7123 (1675), месяца августа в 14 день, написан бысть сий образ Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, с предвечным Младенцем Ея, Господем Нашим Иисус Христом, с Чудотворныя иконы Мирожския, в церковь св. Николы Чудотворца, во область Псковскую, в весь нарицаемую Мыслогосицы, на поклонение православным христианам... писал сию [икону] Федотко Матвеев» (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Вып. 10. С. 231). Федот Матвеев был иконописцем Оружейной палаты; упоминаемая икона - самая ранняя из известных работ Федота Матвеева ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 412). Изображение на этой иконе Н. предстоящим Богоматери, очевидно, связано с тем, что память святого приходится на день празднования Мирожской иконе Божией Матери. Прп. Никандр Псковский. Роспись ц. Покрова на Торгу во Пскове. XIX в. Прп. Никандр Псковский. Роспись ц. Покрова на Торгу во Пскове. XIX в. Н. представлен на иконах с Собором Новгородских святых, поскольку до 1776 г. Порховский у., место подвигов Н., относился к Новгородской губ. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) Н. находится в правой группе святых во 2-м ряду снизу, между преподобными Савватием Соловецким и Романом Перекомским. На иконе «Древо Новгородских святых» 1728 г. свящ. Георгия Алексеева (ГТГ) образ Н. размещен в левой группе святых первым на 3-й ветви сверху. Изображение Н. встречается в составе избранных святых, напр., на иконе кон. XIX в. из ц. вмч. Георгия Победоносца «со Взвоза» вместе с арх. Михаилом, вмц. Варварой и св. бессребрениками Космой и Дамианом. На разработанной в Выголескинской обители иконографии «Образ всех российских чудотворцев», в частности на иконе 1814 г. старообрядческого мастера Петра Тимофеева (ГРМ; см.: Святые земли русской. СПб., 2010. С. 230-231. Кат. 143), Н.- в правой группе святых, последний в 4-м сверху ряду, за прп. Саввой Крыпецким; на образе 1-й пол. XIX в. из моленной на Волковском кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) он - в левой группе преподобных в верхнем ряду, между преподобными Сергием Муромским (Нуромским?) и Макарием Белёвским.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Свт. Николай Чудотворец (Можайский) с моделью храма свт. Николая в Клённиках. Икона. 20-е гг. ХХ в. (ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Кленниках, Москва) В 1917 г. И. успешно закончила гимназию, в 1917-1920 гг. занималась в студиях художников Ф. И. Рерберга и А. П. Хотулёва. С 1920 по 1929 г. преподавала рисование в школе 1-й ступени Рогожско-Симоновского р-на Москвы. В 1929 г. поступила в Объединение научно-технических издательств и работала в Горном, Геологическом и Энергетическом издательствах художником-графиком до 1954 г. И. почти ежедневно посещала ц. свт. Николая, где под рук. прав. Алексия увеличивалась община верующих, искавших духовного утешения и совета. В 1919 г. Патриарх Тихон благословил создание маросейского братства (общины), между духовными детьми старца были распределены послушания. И. была поручена ризница, в ее обязанности входило следить за порядком во время исповеди. Прав. Алексий благословил И. писать иконы. В это время ею были созданы: «Св. Троица» (1921, ц. свт. Николая в Клённиках), «Мц. Павла» (1920) и «Прп. Досифей» (1923) из частного собрания, Феодоровская икона Божией Матери, с избранными святыми, чтимыми в ц. свт. Николая в Клённиках (1922, известна по фотографии из частного собрания), и др. После смерти прав. Алексия в 1923 г. попечение о пастве и храме перешло к его сыну сщмч. иерею Сергию Мечёву , богословски образованному человеку, знатоку иконы. В сер. 20-х гг. он познакомил И. с реставратором и копиистом В. О. Кириковым , который консультировал ее по технике иконописи. В это время И. выполнила, напр., копию древней Владимирской иконы Божией Матери (местонахождение неизв.). В 1928 и 1929 гг. она сделала многочисленные зарисовки, изучая древние иконы и фрески уже закрытых храмов и мон-рей: в Новгороде - в ц. Спаса Преображения на Нередице, ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, ц. Спаса Преображения на Ильине ул., ц. Успения Богородицы на Волотовом поле, ц. Рождества Христова на кладбище, ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре; в Пскове - в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря. И. делала копии росписей Дионисия (1502) в Ферапонтовом мон-ре (с 2010 хранятся в ЦМиАР; одна в частном собрании).

http://pravenc.ru/text/Иулиании ...

Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в " остроумии " не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: " кликуши " . Некоторые их выпады граничат с кощунством.      Не будем критиковать молодую, неискушённую ещё в политике, женщину-депутата. Не стоит обращать внимания на богоборцев и сетевых пустобрёхов - горбатого могила исправит. Оставим в покое и высокообразованных православных интеллигентов и богословов, у которых сам факт мироточения вызывает язвительные насмешки. Обратимся к вопросу по существу: мироточение - это что? От Бога или нет? Знамение или обман? Если говорить о случаях истечения слез, мира, крови от икон Божией Матери на Святой Руси, которые сохранились в Предании нашей Церкви, то их вполне достаточно, чтобы уверенно сказать: явление это происходило издревле, иногда сопровождалось многочисленными исцелениями, а иногда и само по себе воспринималось как чудо, как знамение Божие - именно так и стали именовать известную Новгородскую икону Божией Матери- " Знамение " . Другая известная икона " Толгская " 16 сентября 1392 источала миро во время утрени. Источала миро и Мирожская икона Божией матери. Есть иконы менее известные: Владимирская Оранская икона Божий Матери - мироточение в 17 веке. Ильинская Черниговская икона Божией Матери (истечение слез) и другие. Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божии, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми невеждами? Их относительная немногочисленность,вероятно, указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, в некоторых описаниях имеются упоминания о проверках подлинности чудес комиссией, специально присланной правящим архиереем. Теперь немного о нашем времени. Все помнят, какую немалую роль сыграла в народном почитании убиенной Царской семьи мироточивая икона Николая II. В конце 90-х годов эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам.

http://pravoslavie.ru/101638.html

св. кн. Довмонт (Тимофей) Псковский; прп. кнг. Мария Димитриевна (Марфа) ). Фигуры предстоящих сильно уменьшены относительно образа Божией Матери. Князь облачен в подпоясанную рубаху и плащ-корзно с треугольным полотнищем, закрывающим грудь; голова непокрыта. На Марии полосатый хитон, плат, полностью покрывающий голову, и шуба без рукавов (?) с меховым воротником. Уникальный характер композиции, наличие индивидуальных черт внешности Довмонта, изображение княжеских одежд древнего типа и отмеченное Каликиным первоначальное отсутствие нимбов, по-видимому связанное с воспроизведением древнего оригинала ( Каликин. 1962. С. 272-276), позволяют утверждать, что существующая икона из ПИАМ точно повторяет иконографию древнего образа Божией Матери «Воплощение» с донаторами - кн. Довмонтом и его женой Марией Димитриевной, написанного при их жизни и, вероятнее всего, являвшегося вкладом княжеской четы в Мирожский мон-рь. Датировку древней иконы можно сузить до 80-90-х гг. XIII в., т. к. тесть Довмонта Димитрий Александрович, по всей видимости, род. в нач. 50-х гг. XIII в., а его дочь Мария, буд. жена Довмонта, могла родиться ок. 1270 г. и, следов., была выдана замуж не ранее нач. 80-х гг. XIII в. (подробнее см.: Лифшиц. 2004. С. 126; Преображенский. 2012. С. 244). Композиция М. и. не вполне типична для памятников визант. мира, но имеет аналогии, в той или иной степени связанные с традицией ктиторского портрета, включающие образ Божией Матери «Оранта» или «Воплощение» и также относящиеся к XIII ст. Это рус. и визант. памятники, изображающие Божию Матерь «Оранта» или «Воплощение», с предстоящими святыми, очевидно чтившимися заказчиками, или с донаторами. К числу этих произведений относятся композиция в конхе центральной апсиды ц. Спаса на Нередице с образом Божией Матери «Воплощение» и фигурами святых в молении (1199), сходная композиция в жертвеннике того же храма, росписи жертвенника ц. свт. Николы на Липне (90-е гг. XIII в.), портреты ктиторов перед образом Божией Матери «Воплощение» в апсиде ц.

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника " Дома Святой Троицы " был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.) Небесный защитник Земли Псковской Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: " Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь " . Псковичи исполнили его указание и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери : " Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею " . При явлении Божией Матери старцу Доротею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова. Защита Албазина В 1640 г. великое народное движение на Восток - " встречь солнца " - завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем . Оплотом Православия стала русская крепость Албазин , прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери и героической " албазинской обороной " (1685-1686).

http://drevo-info.ru/articles/10659.html

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника перед Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и различных бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историкохудожественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол. Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа († 1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): «Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердого заступника князя Доманта со благочестивою супружницею» (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь ДовмонтТимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе 1 октября). Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея находятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы. Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и с той же священной непреклонностью посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей. В 1640 г. великое народное движение на Восток – «встречь солнца» – завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической «албазинской обороной» (1685–1686).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010