Из монастыря совершается 14 крестных ходов. Особенной торжественностью и многолюдством отличается крестный ход с чудотворными иконами Одигитрии, Умиления и Федоровской в гг. Псков и Остров, совершающийся в течение целого месяца, начиная с первого воскресенья после 9 пятницы по Пасхе. В г. Острове (56 вер.) станция жел. дор. Оттуда 34 вер. в дилижансе по шоссе до ст. Новгородки, от которой 22 вер. до Святой горы. Почтово-телеграфное отделение в слободе Табаленце, расстояние от которой до обители не превышает 8 верст. Спасо-Елеазаров монастырь, в Псковском уезде, находится в 28 вер. от Пскова, в живописной местности при реке Толбе. Основан он в 1447 г. прп. Елеазаром, в иночестве Евфросином, пострижеником Светогорской (упраздненной ныне) обители. В 1766 году в него перевели штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря, почему и Елеазаров монастырь называется иногда Спасо-Великопустынским. Иноков в нем незначительное число. Управляет игумен. Спасо-Мирожский монастырь в Пскове находится в самом городе, на левом берегу р. Великой, на месте древнего Псковского посада Мирожи. Основание монастыря относится к 1156 году, когда прп. епископ новгородский Нифонт построил здесь каменный храм в честь Преображения Господня. С начала XIII столетия, когда по явился по соседству со Псковом Ливонский орден Меченосцев, для Пскова, а также и для Мирожского монастыря, начинается период постоянных войн, осад и нападений. Во время войны Иоанна Грозного с Польшей войска Стефана Батория заняли монастырь, устроили в нем батарею, откуда стреляли по городу. Но, несмотря на все эти бедствия, древние монастырские постройки уцелели до нашего времени. В монастыре два храма. Древний Преображенский собор, построенный в половине ХИ столетия, представляет из себя хорошо сохранившийся памятник древнерусского зодчества. Стены храма внутри покрыты древними фресками, которые, по отзывам ученых археологов, являются замечательным памятником древнего искусства наших предков. В этом храме находятся древние иконы Преображения, Одигитрии, прп. Нифонта и явленная икона Знамения Божией Матери. Второй храм во имя св. архидиакона Стефана. В ризнице имеется несколько старинных напрестольных крестов, Евангелий и священных сосудов. Обитель малолюдна. Управляет ею архимандрит. Храмов два: соборный, – во имя Трех Святителей, – и кладбищенский, во имя прп. Евфросина. Под соборным храмом покоятся мощи прп. Евфросина и ученика его прп. Серапиона. В приделе собора почивают под спудом мощи схимонаха Вассиана. В соборе находятся древние иконы Спасителя и Цареградской Божией Матери – обе явленные. Крестные ходы совершаются в пятницу Пасхи, в пятницу 3 недели по Пасхе, в понедельник 6 недели по Пасхе, в Неделю Всех Святых, 15 мая, 29 июня, 5 октября, 13 октября и 27 декабря. В ограде монастыря возвышается братская могила павших защитников обители во время осады ее Стефаном Баторием в 1581 г., на могиле – крест с перечнем имен всех павших геройской смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Видение последовало 1 октября, и так в этот день Церковь установила праздник ежегодного воспоминания явления ей особенного над нею покрова Богородицы. Прославляя свою Небесную Заступницу, Церковь поет: «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша» 511 . «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолися,Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия» 512 . Сими словами объясняется, что праздник Покрова действительно установлен в России. Праздник Покрова Богородицы особенно почитается в прав. России. Он есть великий, и кроме богослужения, приличного ему, Прав. Церковь имеет акафист Покрову Богоматери. Утешительным свидетельством особенного покрова Божией Матери для Прав. Церкви служат и все воспоминания многоразличных явлений благодатной помощи Матери Божией верующим, совершаемые в России местно и повсюдно. День Псково-Покровской иконы Богородицы 1 (14) октября Эта икона находится в Псковоградской Покровской церкви, и точный с нее снимок – в московском Успенском соборе, над южными дверьми предела во имя св. ап. Петра и Павла, в деревянном киоте 513 . Празднование в честь Псково-Покровской иконы во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады польским королем Стефаном Баторием 514 . В 1581 году с 26 числа августа Стефан Баторий обступил со своими войсками Псков. Августа 27 числа, за несколько дней до приступа, назначенного Баторием, на угол крепости при Покровском монастыре, ныне приходской церкви, один благочестивый старец именем Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей кельи и скорбел о бедствии города. Вдруг увидел он необыкновенный свет, который, подобно столпу, возвышался до небес над Печерскою Псковскою обителью, шел от нее ко Пскову через реку Великую, по левую сторону Мирожского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Неск. списков с М. и. создано совр. иконописцами. Эти произведения, как правило, довольно точно повторяют композицию образа 1582 г. из Мирожского монастыря в собрании ПИАМ. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 101; Ч. 4. С. 7; Сахаров И. П. Исследования о рус. иконописании. СПб., 1849. Кн. 2. С. 26; Иосиф (Баженов), иером. О крестных ходах в городе Пскове и его окрестностях. СПб., 1858. С. 31; Князев А. С. Указ. достопамятностей г. Пскова. М., 1858. С. 28-29; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 67; Василев И. И. Псковский Спасо-Мирожский 3-кл. мон-рь: Ист.-стат. обзор, 1156-1868. Псков, 1868. С. 6, 7 (То же//Храмы и мон-ри губернского Пскова: Сб. дорев. публикаций/Сост., вступ. ст.: Н. Ф. Левин. Псков, 2005. С. 43-44, 55, 67-68); он же. Виды г. Пскова и его окрестностей. Псков, 1872. Табл. 10; он же. Ист.-стат. указ. г. Пскова. Псков, 1889. С. 149; он же. Археол. указ. г. Пскова и его окрестностей. Псков, 1898. С. 276; Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-рос. рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 60, 204, 508; Роспись святым иконам разным явлениям Пресв. Владычицы нашей Богородицы//ЧОИДР. 1893. Кн. 1. Смесь. С. 9, 11; Темноборский М. ( псевд., Мужейль В. В.). Святыни древнего Пскова//Рус. паломник. 1901. 48. С. 822; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 372; Поселянин Е. Богоматерь. С. 603; Ляпустин А. С., свящ. Тексты сказаний о псковских чудотв. иконах Божией Матери: (По местным рукописным спискам)//Псковская старина: Тр. Псковского церк. ист.-археол. комитета. Псков, 1910. Т. 1. С. 79, 80-82, 86-88, 90-91, 97-101; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 19132. С. 249; 2001п. С. 206, 303; Кондаков. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 119-120; Каликин Ф. А. Портретное изображение псковского кн. Довмонта//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 272-276; Каталог рус. дорев. и советского изобразительного искусства/Псковский ист.-худож.

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Отсутствие шапки сближает этот образ с др. вотивными изображениями князей кон. XIII-XIV в.: блгв. кн. Михаила Тверского на миниатюре Хроники Георгия Амартола (РГБ. Ф. 173/I. 100. Л. 17 об., кон. XIII - нач. XIV или 1-я четв. XIV в.) и неизвестного князя (?) в росписи ц. в честь Рождества Христова в Довмонтовом городе Пскова (кон. XIV в., ГЭ; см.: Преображенский А. С. Заметки о программе росписей ц. Рождества Христова в Довмонтовом городе Пскова//Худож. жизнь Пскова и искусство поздневизант. эпохи: К 1100-летию основания города: Тез. докл. междунар. науч. конф. (23-26 сент. 2003 г. М., Псков). М., 2003. С. 37-39). Возможно, эта особенность символизирует смиренную молитву св. князя; в то же время она могла быть связана с тем, что Д. происходил из литов. рода, а не из династии Рюриковичей. В сохранившейся надписи он назван «благоверный князь Домант в святом [крещении] Тимофей», а его жена - «благоверная княгиня Мария Домант[ова] жена дщерь великаго князя Александра Н[ев]скаго» (ошибочно, была внучкой блгв. кн. Александра). Хотя на воспроизведениях Мирожской иконы Божией Матери в дореволюционных изданиях ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 603) видны фигуры Д. и кнг. Марии (коленопреклоненных, в горностаевых мантиях и княжеских коронах), на немногочисленных списках (прежде всего на иконах с изображением свода чудотворных икон Богоматери) они, как правило, отсутствуют. Исключением является икона XIX в., в 1897 г. подаренная Киевским митр. Платоном (Городецким) в ЦАМ КДА (в наст. время в собр. НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ: 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 34. Кат. 38). Возможно, кроме иконы из Мирожского монастыря в Пскове существовали и др. донаторские портреты блгв. князя, к-рый, как следует из распространенной редакции Повести о Д., построил в городе неск. храмов, в т. ч. церковь во имя его патронального святого - мч. Тимофея Газского (каменный храм, согласно Повести украшенный росписями, был выстроен в 1373). Прославление Мирожской иконы Божией Матери во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/178701.html

745). По мнению В. И. Охотниковой, тексты «Сказания…» и «Воспоминания…» восходят к одному источнику, повествующему о чудесном истечении слез от М. и. Исследовательница считает, что «краткий рассказ о знамении, заканчивающийся известием об установлении праздника в честь иконы, существовал как самостоятельный текст», к-рый следует датировать 2-й пол. XIV - XV в. (Там же. С. 741). Отсутствие даты чуда в «Сказании…» и «Воспоминании…» внесло путаницу в почитание М. и. Митр. Евгений (Болховитинов), ссылаясь на «записки, имеющиеся в монастыре», датировал чудо слезотечения и др. чудеса от образа 24 сент. 1567 г. (год от сотворения мира указан ошибочно - 7078), т. е. временем великого мора, хотя об эпидемии не упоминает ни «Воспоминание...», ни «Сказание...» ( Евгений (Болховитинов), 1831. Ч. 3. С. 101). Он же сообщает, что это событие произошло при Московском митр. Афанасии и Новгородском архиеп. Пимене, хотя Афанасий оставил кафедру в мае 1566 г. Скорее всего «Сказание…» повествует о чуде 1192 г., ошибочно связывая его с более поздней иконой Божией Матери «Воплощение», вложенной в Мирожский мон-рь кн. Довмонтом и его супругой, или об аналогичном чуде от последнего образа. Однако вероятной кажется и иная версия: сообщение о чуде 1192 г., лишь упоминающее, а не описывающее это событие, могло возникнуть в результате позднейшей неверной интерпретации «Сказания…» Василия (Варлаама) или родственного ему текста о недатированном слезотечении образа Божией Матери «Воплощение» из Мирожского мон-ря. Об утрате древней М. и. с образами княжеской четы существует местное предание, записанное в 30-х гг. XX в. Ф. А. Каликиным. Согласно ему, икону вместе с другими святынями Новгорода и Пскова вывезли в Москву, где ее следы теряются, а в Мирожский мон-рь была прислана копия с чудотворной иконы ( Каликин. 1962. С. 276). На формирование этой версии, очевидно, оказали влияние настроения, характерные для мироощущения псковичей в XVI в. Сведений о пребывании М. и. в Москве не обнаружено. Иконография Описание М.

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Копия иконы XVII века. Малькова Мария. Дипломная работа, руководитель зав. кафедрой иконописи ПСТГУ доцент Шеко Екатерина Дмитриевна – Образование иконописца всегда основывалось на копировании древних произведений. Когда мы копируем произведения, мы изучаем их композицию, изучаем их богословский смысл, таким образом соприкасаемся с этим высоким искусством, общаемся со святыней. Копирование в музее подлинника – это настоящее живое общение. «Следуйте древней иконе. Икона вас всему научит», – говорила Екатерина Сергеевна Чуракова, знаменитый художник-реставратор, мой учитель, – рассказывает Мария Глебова, доцент кафедры иконописи ПСТГУ. Путешествие во времени и пространстве Копия мозаики монастыря Святой Екатерины на Синае. Начало XIII в. Кириллов О., Миронова К., Сиротина М. Руководитель Васютина С.В. 2007 г. Выставка показывает, какие памятники изучают студенты через копирование, в каких техниках они работают. На кафедре монументального искусства студенты под руководством преподавателей копируют разные памятники с широким географическим охватом – это и Греция, и Сербия, Македония, и Древняя Русь. Например, в экспозиции очень органично смотрятся копии кипрской церкви Панагии Аракос XII века, декоративные, яркие, рядом с копией фрески Преображенского собора Мирожского монастыря «Положение во гроб», тоже XII века. Святой мученик воин Леонтий. Копия мозаики. Ротонда Св. Георгия. Салоники, Греция. IV–V в.. Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам: так, XII век уже упоминался, здесь можно любоваться и копиями композиции «Благовещения» из небольшой церкви Святого Георгия в Курбиново, 1191 года, Северная Македония. Из средневизантийского периода можно легко попасть в раннехристианский, глядя на копии мозаик IV–V века церкви Св. Георгия в Салониках или мозаик Архиепископской капеллы в Равенне V–VI. А вот мы уже в XIII веке и восхищаемся копией мозаики Христос Пантократор из Деисуса Софии Константинопольской, в XIV веке – рассматриваем копию фрески храма Святого Саввы в монастыре Сапара, Грузия, а вот мы на Руси, любуемся копиями фресок XVI–XVII веков из храмов Ростова Великого и представляем, насколько яркими были росписи изначально, если и сегодня они такие насыщенные по цвету.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/07/tak_li...

музей; сост.: Е. И. Скобельцына. Псков, 1963. С. 59; Грабарь И. Э. Худож. школа древнего Пскова// Он же. О древнерус. искусстве: Исслед., реставрация и охрана памятников. М., 1966. С. 156-157, 166; K ä mpfer F. Das russische Herrscherbild: Von den Anfängen bis zum Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978. S. 145-148; Yamshchikov S. Pskov: Art Treasures and Architectural Monuments, 12th-17th Cent. Leningrad, 1978. Pl. 16; Дмитриева Р. П. Василий (в иноках Варлаам)//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 112-116; Алпатов М. В., Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 10. С. 293; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Wiesbaden, 1990. S. 96; Охотникова В. И. История Мирожской иконы Богоматери и литературных текстов о ней (кон. XVI - XVII в.)//ТОДРЛ. 1996. Т. 50. С. 739-746; Маханько М. А. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI в. и его историко-культурное значение//Искусствознание: Журн. по истории и теории искусства. М., 1998. 1. С. 142-154; Круглова Т. В., Сарабьянов В. Д. Образ Богоматери Мирожской//Земля Псковская, древняя и современная: Мат-лы науч.-практ. конф. 2000-2001 гг. Псков, 2002. С. 50-66; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря: (История и архитектура. Стенопись. Монастырские святыни). М., 2002. С. 60-61; он же. Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря: Альбом. М., 2010. С. 188-190; Родникова И. С. Образ Богоматери Мирожской//Наше наследие. 2003. 67/68. С. 21-27; Лифшиц Л. И. Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV в.: Становление местной худож. традиции. М., 2004. С. 121-127; Силин Е. И., Реформатская Н. А., Мнёва Н. Е. Краткий путев. по древнерусской станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова. 1926/Публ. подгот.: И. Л. Кызласова, А. Н. Трифонова//НовгАВ. 2009. Вып. 8. С. 141; Sainte Russie: L " art russe des origines а Pierre le Grand. P., 2010. N 222. P. 509; Иконы Пскова. М., 20123. Т. 2. Кат. 123. С. 6-11; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач.

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Памятником его высокого благочестия и его неусыпного попечения о спасении душ служит построение и украшение многих церквей в Новгороде, из коих некоторые существуют доныне. В 1135 году, заложил св. Нифонт на торговищи на козьей бородке каменную церковь Успения Божией Матери, которая окончена была строением в 1144 г. и которая существует доныне 106 . Здесь есть икона святителя, на которой он представлен в молении со св. Никитою, тоже сперва бывшим постриженником и подвижником печерским, потом архипастырем Новгорода, которому после своей кончины оставил сокровище мощей своих. В том же 1144 г. Нифонт украсил иконным писанием соборный храм св. Софии весь, даже до притворов, и покрыл его оловом 107 ; а в 1151 г. он снова украсил внутри и снаружи храм св. Софии: «поби, говорится в летописи, святую Софию свинцом, всю прямь (и всю извну, по некоторым, изнову и извону) извистию маза всю около» 108 . В этом же 1151 г. он соорудил другие две церкви св. Василия и равноапостольных Константина и Елены 109 . В 1151 г. на торговой стороне Новгорода, на Иворовой улице заложил каменную церковь св. Климента, которая существует доныне 110 . В следующем, 1154 г., при епископе Нифонте и его же старанием на Софийской стороне в Савине улице устроена каменная церковь Саввы освященного 111 . Немало он обновил и других церквей на торговой стороне, обгоревших во время страшного пожара в 1152 г. Пример архипастыря благотворно действовал и на других благочестивых людей. В 1135 г. заложена каменная церковь Николая чудотворца, в Неревском конце на Яковлевой улице 112 ; в 1146 г. построены четыре церкви деревянных: св. благоверных князей Бориса и Глеба в околотке; в каменном городе – Козьма и Дамиан на Холопьи улицы; св. пророка Илии и св. апостола Петра и Павла на холме 113 . Благочестивая ревность архипастыря о построении храмов простиралась и за пределы Новгорода. В 1153 г. он ходил в Ладогу и сам лично заложил там каменную церковь во имя св. Климента 114 ; наконец, в 1156 г., незадолго до своей кончины, он построил близ города Пскова благолепную церковь Преображения Господня и при ней учредил обитель между двумя реками – Великой и Мирожью, от которой и самая обитель впоследствии получила название Спасо-Мирожской; там и ныне показывают чашу его, вырезанную из древесного корня и оправленную в серебро 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Кондаков и Н. П. Лихачёв считали разновидностью извода «О.», или Великой Панагии , чудотворную новгородскую икону Божией Матери «Знамение». Кондаков отмечал очевидную связь этого варианта «О.» с Влахернами и почитавшимися там образами Богоматери. Образ «О.» сохранял значение покровительства, ему молится, напр., патриарх Евфимий Иерусалимский (между его изображением и фигурой прор. Моисея, ок. 1223, мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Среди древнерус. примеров «О.» наиболее известны монументальные иконы из Ярославля - «Ярославская Оранта» (1-я треть XIII в., ГТГ) и из Пскова - «Мирожская Оранта» с ктиторскими портретами св. кн. Довмонта (Тимофея) Псковского и его супруги кнг. Марии (живопись - 2-я noл.XVI в. (1583?, ныне в собрании ПИАМ), с к-рой на рубеже средних веков и Нового времени делали списки: напр., икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)). Литургическая символика «О.» была раскрыта в стенописи, иконах, предметах церковного убранства, напр. на шитом воздухе, даре эпирского деспота Феодора Комнина и его супруги Марии Дукины собору Св. Софии в Охриде (1216, ныне в НИМ(С)), или на служебной утвари, напр. на панагиарах или артосных панагиях, на стеатитовом панагиаре, XIV в. («чаша царицы Пульхерии») в афонском мон-ре Ксиропотам. В древнерус. иконографии «О.» является частью композиции Покрова Пресвятой Богородицы . Видимо, актуальностью литургического или ктиторского замысла было продиктовано появление изображений «О.» в произведениях эпохи царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его преемников, как в самостоятельном варианте, напр. на черневой позолоченной дробнице с оклада надгробной иконы прп. Сергия Радонежского из ризницы Троице-Сергиевой лавры (1585, СПГИАХМЗ), так и в составе символических композиций, напр. «Видение прор. Исаии» на миниатюре в лицевом Житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304.III.21/М. 8663 (Троицк. III-21). Л. 25, 1592), на фреске в юж. люнете Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598-1600). Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 60-100, 379; Т. 2. С. 55-94, 105; Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000. С. 129, 146-149; Демус О. Мозаики визант. храмов/Пер. с англ.: Э. С. Смирнова. М., 2001. С. 42; Лифшиц Л. И. Собор Св. Софии// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII вв. СПб., 2004. С. 331-337; Бутырский М. Н., Заикин А. А. Золото и благочестие. М., 2005; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси XI - нач. XVI в. М., 2012; Лидова М. А. Образ Богоматери Патрицианки в раннехрист. иконографии//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2017. С. 7-21. (Тр. ГЭ; 89). М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2581465.html

Мирожская икона Божией Матери. Пресвятой Богородице предстоят Псковские святые: справа святой благоверный князь Довмонт-Тимофей, слева его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Дмитриевна.      В браке у Довмонта-Тимофея и Марии родился сын Давид. Впоследствии он стал одним из выдающихся полководцев Великого княжества Литовского и одним из главных военачальников великого князя литовского Гедимина. Давид не потерпел ни одного поражения в битвах с крестоносцами. Неоднократно по просьбе псковичей он приходил на помощь осажденному городу и помогал отбить натиск осаждающих крестоносцев. Памятник Давиду Городенскому в Гродно      В период с 1271 (1272) по 1282 гг. князь Довмонт вместе с псковичами участвует в борьбе Дмитрия Александровича и Андрея Александровича за великое владимирское княжение на стороне Дмитрия, являясь фактически единственным его союзником и верным другом. В ходе этой борьбы Псков неоднократно противился воле Новгорода, при этом новгородцы не предпринимали никаких мер против Пскова. Вероятно, Новгород нуждался в таком полководце, как Довмонт. Храмоздатель, идеальный правитель Во 2-ой половине XIII в. разворачивается активная строительная деятельность псковичей. Довмонт стал вдохновителем строительства в Пскове мощной крепости «Довмонтов город»; каменная гражданская постройка с потайным ходом под крепостную стену в юго-западном углу Довмонтова города (палаты князя Довмонта-Тимофея), три каменных храма – их можно соотнести с построенными Довмонтом храмами во имя своего святого, священномученика Тимофея Газского, великомученика Георгия и Федора Стратилата. Довмонт понимал, что относительный мир с Орденом рано или поздно закончится, а для дальнейшей успешной борьбы с крестоносцами необходимо было основательно укрепить Псков. С XI в. до начала XVIII в. Псков участвовал в 130 войнах и 30 осадах и был взят только один раз – в 1240-м году. Такое успешное положение города во время осад, помимо героизма его защитников, обуславливалась его неприступностью, основой которой стал каменный фундамент, заложенный князем Довмонтом.

http://pravoslavie.ru/113397.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010