В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной. По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX b. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов. Монастырь упразднен в ХХ в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом Настоятеля был передан Псковской Епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними он был снят (см. статью). В 1997 году Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу. 01 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование. В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова. Здания [ править править код ] Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-haч. ХХ вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX bb.), Стефановской церкви (XVII b.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX bb.), братских келий (XVII—XIX bb.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX b.). Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря Собор Спаса Преображения [ править править код ] Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

По сообщению митр. Евгения (Болховитинова), к-рый, вероятно, использовал данные утраченных ныне летописных памятников и др. документов, в 1198 или 1192 г. в Мирожском мон-ре произошло чудо от одной из Богородичных икон ( Евгений (Болховитинов). 1831. Ч. 4. С. 7). В рукописном сборнике XVII в. чудо от М. и. упомянуто дважды и в 1-м случае датировано 1192 г., а во 2-м описано без даты: «Мирожская во Пскове в лето 6700»; «Во Пскове над рекою Мирожею плакал образ Богородицы во обители Спасове» (Роспись святым иконам. 1893. С. 9, 11). Согласно рукописи 1776 г. Никандровой пуст., содержащей «Летопись архиепископов Новгородских и Псковских», образ «явился» (т. е. явил чудо) 24 сент. 1192 г., при свт. Гаврииле, архиеп. Новгородском, занимавшем владычную кафедру до 1193 г. (ПИАМ. Древлехран. Ф. Никандровой пуст. 186. Л. 14). В 1198 г. Новгородским архиепископом был уже свт. Мартирий (1193-1199). Та же дата фигурирует в старообрядческих полемических сочинениях 1-й четв. XVIII в.- «Поморских ответах» (Поморские ответы/Изд. Мануиловского Никольского мон-ря. Б. м., 1884. М., 2004р. Л. 33) и «Керженских, или Диаконовых, ответах» (Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные Нижегородскому еп. Питириму в 1719 г. Н. Новг., 1906. С. 29). Т. о., 1192 (или, если учесть сентябрьскую дату, 1191) год как предполагаемая дата явления чудотворного образа более предпочтителен, хотя в краткой статье о М. и. для сб. «Солнце пресветлое», составленного С. Ф. Моховиковым (1715 г., МГУ НБ. 10535-22-71. Л. 104 об.), приводится еще одна дата чуда - 24 сент. 6770(1261) г., относительно близкая ко времени княжения Довмонта, при котором, очевидно, был создан образ-протограф сохранившейся М. и. XVI в. Расхождение может объясняться прочтением буквы О в окончании порядкового числительного («в лето 6700-ое») как цифры 70, хотя не исключено, что именно этот вариант является верным. Плач иконы Пресв. Богородицы «в Пскове месте Московском, над рекой Мерожей в обетели Всемилостивого Спаса» со ссылкой на Часослов московской печати (под 24 сент.) упоминается и в сб. «Небо новое», составленном иером. Иоанникием Галятовским (Львов, 1665). Дата чуда, к-рое толкуется как знак моления Пресв. Богородицы за людей, здесь не указана ( Иоанникий (Галятовский). Небо новое, з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими. Могилев, 16994. Л. 123 об.).

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Псково-Покровская - описание Эта икона написана в память о чудесном заступлении Пресвятой Богородицы за город Псков во время его осады войсками польского короля Стефана Батория в августе 1581 года. Услышав о приближающемся неприятеле, псковский владыка обратился в Псково-Печерский монастырь с просьбой принести в город чудотворные иконы Божией Матери «УСПЕНИЕ» и «УМИЛЕНИЕ», что и было исполнено. 27 августа, на следующий день после того, как польские войска окружили Псков, Божия Матерь явилась благочестивому старцу Дорофею, который молился в своей келье за городом. Старец видел Её грядущей по воздуху с сонмом святых, поддерживаемой за руки преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским. Пресвятая Богородица указала старцу Дорофею место на стене, где следовало дать бой осаждавшим, и велела принести туда Печерские чудотворные образы. Через несколько дней начался приступ. Он был так силён, что враги пробили выстрелами из пушек пролом и завладели двумя башнями, где водрузили свои знамёна. Оборонявшиеся начали ослабевать, и в эту роковую минуту по приказу воевод к пролому были принесены мощи благоверного князя Гавриила и чудотворные иконы. До самой ночи продолжалась кровавая сеча. Баторий отступил. Вскоре у самого пролома в стене была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и для неё написана Покровская икона по видению старца Дорофея, отчего её ещё называют «Явление Божией Матери старцу Дорофею». На иконе изображены Покровский монастырь, Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. Также изображены Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, блаженный Никола Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий. Изображён и сам старец Дорофей. В 1944 году из Пскова немцами был вывезен старинный список Псково-Покровской иконы Богородицы. В 1970 году неожиданно стало известно его местонахождение. Икона экспонировалась на одной из мюнхенских выставок как экспонат из частного собрания. 31 августа 2001 года образ был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в РФ. В 2002 году икона вернулась на своё место в главном храме Псковской области – Троицком соборе. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею) " .

http://pravicon.com/info-467

Епископ Троицкий Панкратий рассказал о случае мироточения, свидетелем которого он был Глава синодальной Комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий раскритиковал тех, кто с иронией воспринял новость о мироточении бюста Николая II у часовни при прокуратуре в Симферополе. «Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в «остроумии» не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: «кликуши». Некоторые их выпады граничат с кощунством. Не будем критиковать молодую, неискушенную еще в политике, женщину-депутата. Не стоит обращать внимания на богоборцев и сетевых пустобрехов – горбатого могила исправит. Оставим в покое и высокообразованных православных интеллигентов и богословов, у которых сам факт мироточения вызывает язвительные насмешки. Обратимся к вопросу по существу: мироточение – это что? От Бога или нет? Знамение или обман? Если говорить о случаях истечения слез, мира, крови от икон Божией Матери на Святой Руси, которые сохранились в Предании нашей Церкви то их вполне достаточно, чтобы уверенно сказать: явление это происходило издревле, иногда сопровождалось многочисленными исцелениями, а иногда и само по себе воспринималось как чудо, как знамение Божие – именно так и стали именовать известную Новгородскую икону Божией Матери-«Знамение». Другая известная икона «Толгская» 16 сентября 1392 источала миро во время утрени. Источала миро и Мирожская икона Божией матери. Есть иконы менее известные: Владимирская-Оранская икона Божий Материмироточение в 17 веке, Ильинская Черниговская икона Божией Матери(истечение слез). Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божия, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми невеждами? Их относительная немногочисленность вероятно указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, некоторые описания содержат упоминания о проверках чудес специально присланной правящим архиереем комиссией.

http://pravmir.ru/episkop-troitskiy-pank...

Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в " остроумии " не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: " кликуши " . Некоторые их выпады граничат с кощунством.      Не будем критиковать молодую, неискушённую ещё в политике, женщину-депутата. Не стоит обращать внимания на богоборцев и сетевых пустобрёхов - горбатого могила исправит. Оставим в покое и высокообразованных православных интеллигентов и богословов, у которых сам факт мироточения вызывает язвительные насмешки. Обратимся к вопросу по существу: мироточение - это что? От Бога или нет? Знамение или обман? Если говорить о случаях истечения слез, мира, крови от икон Божией Матери на Святой Руси, которые сохранились в Предании нашей Церкви, то их вполне достаточно, чтобы уверенно сказать: явление это происходило издревле, иногда сопровождалось многочисленными исцелениями, а иногда и само по себе воспринималось как чудо, как знамение Божие - именно так и стали именовать известную Новгородскую икону Божией Матери- " Знамение " . Другая известная икона " Толгская " 16 сентября 1392 источала миро во время утрени. Источала миро и Мирожская икона Божией матери. Есть иконы менее известные: Владимирская Оранская икона Божий Матери - мироточение в 17 веке. Ильинская Черниговская икона Божией Матери (истечение слез) и другие. Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божии, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми невеждами? Их относительная немногочисленность,вероятно, указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, в некоторых описаниях имеются упоминания о проверках подлинности чудес комиссией, специально присланной правящим архиереем. Теперь немного о нашем времени. Все помнят, какую немалую роль сыграла в народном почитании убиенной Царской семьи мироточивая икона Николая II. В конце 90-х годов эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам.

http://pravoslavie.ru/101638.html

Литература 1 . Жития святых (на слав. яз.). М., 1915, л. 455–457. 2 . Протопопов Д. И. Жития святых. Июль. М., 1885, с. 222–223. 3 . Жития святых, изложенные на русском языке по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Кн. 11. М., 1910, с. 364–369. Знамение Пресвятыя Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, еже в Чирсках Службу сей иконе, кроме тропаря и кондака, поем по службе Мирожской иконе Пресвятыя Богородицы (зри Минея-Сентябрь, М., 1978, 24-й день.) Тропарь, глас 4: Яко необоримую стену и источник чудес,/стяжавше Тя, раби Твои,/Богородице Пречистая,/сопротивных ополчения низлагаем./Темже молим Тя:/мир граду Твоему даруй/и душам нашим велию милость. Кондак, глас тойже: Подобен: Явился еси днесь: Честнаго образа Твоего знамение празднующе,/людие Твои, Богородительнице,/имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/темже Тебе верою взываем:/радуйся, Дево, христиан похвало. Чирская (Псковская) икона Божией Матери – один из древнейших списков иконы Божией Матери Одигитрии. Первоначально икона находилась в храме в честь Рождества Христова села Чирски Псковской епархии, отчего и получила название Чирской. В 1420 году, в период правления великого князя Московского Василия I Димитриевича, на Псковской земле разразилось моровое поветрие. Усмотрев в этом кару Божию за содеянные грехи, псковичи, по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Симеона (1415–1421), наложили на себя пост и покаяние. Больные и страждущие искали спасительного утешения в молитвах к Царице Небесной. Какова же была радость псковичей, когда они узнали о великом чуде, происшедшем в храме в честь Рождества Христова села Чирски. От лика Божией Матери на чудотворной иконе истекли слезы. Это было знамением того, что Пресвятая Богородица слышит молитвы и воздыхания Своих чад и посылает Свою помощь в утешение верующих и ободрение малодушных. Псковский князь Феодор Александрович, услышав об этом знамении, послал священнослужителей за чудотворной иконой. Навстречу иконе из Пскова с крестным ходом вышел князь, псковское духовенство и множество народа. Во время совершения благодарственного молебна из очей Божией Матери обильно струились слезы. Больные со страхом и трепетом прикасались к иконе и тотчас получали исцеление. Чудотворная икона была торжественно перенесена в собор во Имя Живоначальной Троицы. Моровое поветрие прекратилось. С тех пор Русская Церковь установила 16 июля праздник в честь Чирской иконы Божией Матери в воспоминание о великих чудесах и знамениях и прекращении морового поветрия. В память перенесения святой иконы в Псков в 1470 году в Старо-Знаменском девичьем монастыре был построен Знаменский храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На иконе «Явление Божией Матери старцу Дорофею» (т. н. икона Жиглевича; ПИАМ), к-рая датируется 1-й пол. или 3-й четв. XVIII в. (см.: Васильева. 2012. С. 250-252. Кат. 190; Псковская икона XIV-XVIII вв. 2013. С. 4), город изображен на основе более поздних планов с ориентацией на восток, Н.- в правой части композиции на фоне ц. вмц. Анастасии в Кузнецах, в сцене видения Дорофею. Н. стоит на коленях слева, чуть поодаль от князей (в соответствии с текстом «Повести...»), держа руки перед собой в молении, его лик обращен к Богоматери. Он в золотисто-охристой рубахе, на ногах красные сапоги; вокруг головы нимб; надпись: «Ник A ла Блаженны(и)». Икона является списком с утраченного более раннего образца из Псково-Печерского мон-ря. Образ коленопреклоненного Н. присутствует среди святых, предстоящих Божией Матери (изображена справа на Покровской башне Пскова), на иконе «Сретение Богородицы» 1784 г. из часовни «Владычного Креста» в Пскове (с 1910 находилась в Троицком соборе Пскова, в наст. время в ПИАМ). Описывая икону, Н. Ф. Окулич-Казарин ошибочно указал, что в коленопреклоненном молении пред Пресв. Богородицей показан прп. Нифонт, строитель Мирожского мон-ря ( Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову: (Любителям родной старины). Псков, 19132. С. 101-104). Однако, судя по одеянию (светлая рубаха), это именно Н. Блж. Николай Псковский. Фрагмент нагробной иконы. 2-я пол. XIX в. (Троицкий собор, Псков) Блж. Николай Псковский. Фрагмент нагробной иконы. 2-я пол. XIX в. (Троицкий собор, Псков) К этому кругу икон относится икона 1-й пол.- сер. XIX в., написанная в масляной технике на овальной металлической основе (СГХМ). По композиции она напоминает центральный фрагмент иконы 1784 г. с изображением Богоматери, стоящей на Покровской башне, и молящимися святыми. Здесь также присутствует фигура коленопреклоненного Н. перед Богоматерью (старец в светлой рубашке). Икона с такими же сюжетом и необычной формой упомянута А. С. Князевым в «Историческо-статистическом описании псковского кафедрального Троицкого собора» (1858).

http://pravenc.ru/text/2565938.html

Теплый храм во имя Божией Матери Знамение находился в нижнем этаже здания. Алтарь от церкви отделен иконостасом, церковь от трапезной каменным простенком. На паперти с северной стороны - сторожка, а с южной – кладовая палатка. Стены и своды оштукатурены и выкрашены. Предалтарный иконостас центральной частью выдвинут в церковь, резной золоченый в два яруса. Царские врата решетчатые с золоченой резьбой, крашенные. По центру в золоченых клеймах Благовещение Пресвятой Богородицы, внизу на глухих филенках – четыре Евангелиста. Первый ярус. Справа от царских врат: образ Воскресения Христова украшенный серебром с позолотой; образ Божией Матери Иверской привезен с Афона из Пантелеимоновского монастыря (где и был освящен) в 1881 году, в память мученической кончины императора Александра II (в 1883 году поставлена в киот, вместо дъяческой двери, в 1885 году украшена серебряной с позолотой ризой, жемчугом, камнями и стразами); образ Божией Матери Знамение с медной посеребренной ризой, письмо иконы старинное. Слева от царских врат: образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости; образ Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, старинный, вероятно, бывший местным в деревянной церкви. Второй ярус: по центру икона Вседержателя с предстоящими, справа – на двух деках Пророки, слева – Апостолы. На отдельных тумбах: Нерукотворенный образ Христа Спасителя старинный, киевского письма, вероятно, был местным в деревянном храме (за правым клиросом); образ Знамения Божией Матери с изображением: вверху - Господа Саваофа, справа - священномученика Власия, слева - Модеста, а внизу - Пророка Илии и великомученика Георгия (за левым клиросом); образ Пророка Илии с житием старинный, Киевского письма, вероятно, был местными в деревянной церкви. Трапезная отделена от церкви каменным простенком с тремя дверьми. Иконостас крашенный с золоченой резьбой в два яруса. Первый ярус: образ Вседержателя с медным посеребренным венцом; образ Иоанна Предтечи с серебряным венцом; образ Божией Матери Одигитрии украшенный жемчугом, бисером, камнями и серебряными венцами; образ Божией Матери Мирожской с ликами Божиих угодников.

http://sobory.ru/article/?object=06415

и. благодаря торговым связям с Псковом. Видоизменение композиции в обоих случаях могло быть связано с отсутствием у ярославских заказчиков и мастеров точных данных об облике оригинала или снятых с него прорисей. Вместе с тем оно вписывается в характерный для 2-й пол. XVII в. процесс модернизации древних иконографических схем, к которым добавлялись новые детали и атрибуты персонажей. Кроме списков, копировавших иконографию первообраза, с кон. XVI в. на основе М. и. создавались произведения, к-рые, сохраняя основные свойства и название изначальной композиции, отличались от нее подбором персонажей. Одним из первых примеров этого варианта иконографического типа служит живописная композиция с Божией Матерью «Воплощение» и 2 предстоящими Псковскими св. князьями - Довмонтом и Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем, вставленная в серебряную панагию рубежа XVI и XVII вв. из Спасо-Елеазаровского мон-ря (ПИАМ; Родникова И. С. Художественное серебро XVI - нач. XIX в. из собр. Псковского музея-заповедника. М., 2013. Кат. 423. С. 495-496). В 1675 г. иконописец Федотко Матвеев создал для Никольской ц. с. Маслогостицы (ныне Серёдка Псковского р-на) «образ Пресвятой Владычицы нашея Богородицы… с чудотворныя иконы Мирожския…» с предстоящими Никандром и Ефремом, Псковскими чудотворцами; под именем Ефрем, очевидно, был назван Евфросин Псковский, причем, судя по описанию, на иконе не было изображений Довмонта и Марии (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Вып. 10. С. 231). Списки с М. и. без фигур Довмонта и Марии, но с др. образами создавались и позднее. Таковы икона нач. XIX в. в окладе московской работы 1828 г. с Божией Матерью «Воплощение» под ротондальной сенью на 4 колоннах и с предстоящими апостолами Петром и Павлом (частное собрание за рубежом; выставлялась на аукционе Auktionshaus Dr. Jürgen Fischer, Хайльбронн, Германия, 3 нояб. 2016) и гуслицкая икона кон. XIX в. с Ангелом-хранителем, со св. Феклой и с херувимом и серафимом по сторонам лика Божией Матери (Christie " s: Icons and Artefacts from The Orthodox World. Monday 24 November 2008. London, King Street. L., 2008. N 204. P. 140, 141). Еще один образ, известный под названием Мирожского, хранился в новгородском Десятинном мон-ре и, по преданию, обретен «после Литвы» на валу близ обители, где в 1169 г. был отражен приступ суздальцев ( Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 75-76; Новгородский Десятинский жен. мон-рь. Новг., 1905. С. 21). Согласно описаниям, это была икона Божией Матери «Знамение» во весь рост, без предстоящих. Не исключено, что новгородский образ первоначально не имел отношения к почитаемой псковской святыне и получил название позднее под влиянием списков М. и. (Г. Д. Филимонов называет его просто «иконой «Знамение» в рост»: Филимонов Г. Д. Описание церквей и мон-рей в Новгороде и его окрестностях/Публ. подгот.: Е. В. Исаева, В. Д. Сарабьянов//НовгАВ. 2010. Вып. 9. С. 21-22).

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ Икона Божией Матери «Великая Панагия» (Ярославская Оранта). Ок. 1224 г. (ГТГ) Икона Божией Матери «Великая Панагия» (Ярославская Оранта). Ок. 1224 г. (ГТГ) иконографический тип Пресв. Богородицы, представляющий собой образ Богоматери Оранты в рост, с медальоном перед грудью, в к-ром изображен Младенец Христос. Такое наименование, согласно Н. П. Кондакову , связано с надписью, сопровождающей резное изображение Богородицы на артосном панагиаре XIV в. из мон-ря Ксиропотам на Афоне. Истоки иконографии относятся к древнейшему периоду. Прообразом этого типа является фреска IV в. из катакомб «Майского кладбища» в Риме, где по пояс представлен образ Богоматери Оранты с поясным изображением Младенца Христа без медальона, по сторонам - хризмы. Этот иконографический тип получил распространение в визант. искусстве в XI-XII вв. Изображение В. П. часто помещалось в конхе алтарной апсиды церквей: Панагии в Трикомо (Кипр), нач. XII в.- 1130 г.; Спаса на Нередице, 1199 г.; Богородицы в мон-ре Студеница (Сербия), 1208-1209 гг.; Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 20-е гг. XIII в.; вмч. Димитрия, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1345 г.; Рождества Христова на Красном поле в Новгороде, XIV в. Литургическое содержание образа особенно явно выражено в рус. иконе, т. н. Ярославской Оранте (ок. 1224, ГТГ), где Младенец Христос представлен как архиерей, благословляющий обеими руками, а ангелы в медальонах изображены в епископских омофорах. Образы типа В. П. именуются также «Влахернитисса» (рельеф из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции, ок. 1200; икона «Богородица с предстоящими Моисеем и патр. Евфимием» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XIII в.; Мирожская икона Божией Матери , XVI в., ПИАМ; изображение Богоматери Епискепсис (Покровительницы) на печати XII в., Археологический музей в Стамбуле). Икона Божией Матери «Знамение». XII в. (собор Св. Софии в Новгороде)

http://pravenc.ru/text/150065.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010