Arhiva Mitropolitul de Minsk i Sluk Filaret a svârit Liturghia la mnstirea „Adormirea Maicii Domnului” din Jirovici 11 ianuarie 2013 15:01 10 января 2013 года Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Слуцкий Филарет  совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном монастыре. Священноархимандриту обители сослужили управляющий делами Белорусской Православной Церкви , наместник монастыря  архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин , секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, члены профессорско-преподавательской корпорации Минских духовных школ и насельники монастыря в священном сане. После чтения Евангелия доцент Минской духовной академии протоиерей Геннадий Повный огласил Рождественское послание  митрополита Филарета. По окончании богослужения Патриарший экзарх обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогие владыки! Возлюбленные о Господе насельники обители! Досточтимые члены профессорско-преподавательской корпорации Минских духовных школ! Боголюбивое студенчество! Отцы, братья и сестры! В эти светлые дни примите самые теплые поздравления с одним из наиболее дорогих христианскому сердцу праздников — Рождеством Христовым! Как пишет святитель Григорий Богослов, Бог стал человеком, чтобы вновь сделать нас сынами Божиими. " Через человека смерть получила власть над людьми, — говорит он, — но тем,  что Слово стало Человеком, смерть была побеждена, и жизнь восстала снова " . Несмотря на то, что пришествие в мир Спасителя произошло в конкретное время, в конкретном месте и при определенных культурных и политических обстоятельствах, значение Боговоплощения простирается сквозь века и усваивается всему человеческому роду. Все мы призваны ко спасению во Христе, в Котором нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного  (Кол. 3:11). Торжествуя из года в год событие Боговоплощения, Святая Церковь напоминает каждому человеку спасительный призыв Божий:  Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною  (Откр. 3:20). Откликнемся же в славные дни Христова Рождения на этот евангельский глас. Отверзем для Господа двери наших сердец, тем самым озарив наши души светом благодати родившегося Богомладенца Христа, дабы сделаться достойными Его спасительных даров и уже здесь, в нашем земном бытии, сподобиться радости Небесного Его Царствия!

http://patriarchia.ru/md/db/text/2707526...

I Воссоединение униатов с православной церковью было, бесспорно, главнейшим, господствующим мотивом церковной жизни Минской епархии при преосвященном Викторе. Необычный для других епархий, этот вопрос создал в местной церковной жизни такие стороны, которые дают Минской епархии совершенно особенное место среди всех других современных ей православных русских епархий. Но сколько бы внимания, энергиии сил ни отвлекало на себя дело воссоединения, оно всё же не подавляло окончательно других сторон епархиальной церковной жизни, и последняя развивалась в обычном направлении, принимая лишь, сообразно некоторым особенным условиям, те или другие специфические оттенки. Учреждение российской «Минской, Изяславской и Брацлавской» епархии встретило в ней уже существующими все формы русского епархиального церковного управления из бывшей епархии «Переяславской и Бориспольской», – с той, впрочем, разницей сравнительно с другими русскими епархиями, что здесь, в Минской епархии, всё было устроено, если позволительно так выразиться, хозяйственным, домашним способом, без строгого соблюдения буквы штатов и предписаний. Этот особенный, своеобразный оттенок в жизни Минских епархиальных учреждений сохранялся неизменно во всё время пребывания в Минской кафедре преосвященного Виктора – и только при его преемнике, преосвященном Иове, Минская епархия вошла в обычную оффициальную норму, ничем уже не отличаясь с этой стороны от других епархий. Границы Минской епархии подвержены были в первые годы чрезвычайно частым колебаниям. Это же самое, хотя не в столь значительной степени, можно сказать и о многих других, особенно о малороссийских епархиях, которым в последние годы прошлого столетия часто приходилось менять свои границы, и только с 1804 года 1744 епархии стали сохранять более или менее устойчиво свою территорию. Указом об учреждении Минской епархии её границы определялись границами трёх новоучреждённых губерний – Минской, Изяславской и Брацлавской 1745 . Остальная, незначительная, часть новоприсоединённой земли отходила к смежным с ней русским прежним губерниям – Киевской, Полоцкой, Могилёвской, Черниговской и Екатеринославской 1746 – и поступала в состав тех епархий, к которым были причислены эти губернии 1747 . Но так как точное размежевание не могло быть произведено в скором времени 1748 , то православные церкви всего присоединённого края, во избежание могущих появиться неустройств в церковной жизни, по докладу св. синода, получившему высочайшее утверждение, были подчинены ведению преосвященного Виктора – впредь до установления точных границ гражданского подразделения новоприсоединённых областей 1749 . Кроме того, хотя и не оффициально, но Минский преосвященный сохранил своё «отношение» и к тем православным монастырям и церквам, которые после второго раздела Польши остались вне границ Российской Империи 1750 . Об этом было сказано уже раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Представители Белорусского экзархата приняли участие в митинге памяти жертв минского гетто 22 октября 2013 г. 09:34 21 октября 2013 года в белорусской столице на территории мемориального комплекса «Яма» состоялся митинг памяти жертв Минского гетто. Гетто в Минске существовало с лета 1941 года и было одним из самых крупных в Европе. 21-23 октября 1943 года оно было ликвидировано, большинство узников были убиты. Сообщается, что из более 100 000 евреев, попавших в Минское гетто, выжить смогли только 2-3% узников. Память жертв нацизма почтили министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей, Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля в Беларуси Иосиф Шагал, главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх, председатель Минского городского исполнительного комитета Николай Ладутько, уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко, председатель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Леонид Левин, участники сопротивления в гетто и свидетели его ликвидации. По благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета в церемонии приняли участие управляющий делами Белорусского экзархата архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , секретарь Минского Епархиального управления протоиерей Николай Коржич, клирик столичного Свято-духова кафедрального собора протоиерей Александр Шимбалёв. Архиепископ Гурий огласил обращение митрополита Филарета к участникам митинга и возложил венок к мемориалу. «В XX веке жестокость греха проявилась многоразлично. Жители сегодняшней Беларуси наиболее пострадали от нацистской агрессии. Поэтому, выражая сегодня сострадание еврейскому народу, мы плачем и о нашей личной беде, о горе представителей тех народов, что подвергались унижениям, гонениям и смерти со стороны гитлеровских палачей, — говорится в обращении Патриаршего экзарха. — От всей души надеюсь, что человечество извлекло необходимые уроки и сделает всё, чтобы впредь больше ничего подобного не случилось и все мы в мире и добрососедстве возделывали нашу общую земную Родину». Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Из особенностей учебного строя Минской семинарии следует указать «польский класс» и приучение учеников к чтению с кафедры своих сочинений. «Польский класс», т. е. класс польского языка был открыт по ходатайству семинарского правления «во уважение того, что польский язык в здешнем краю» – писало семинарское правление – «есть общеразговорный язык». Для этого класса были назначены «часы недельных по ординарийным предметам повторений» с предоставлением каждому из учителей производить недельные репетиции в другое свободное от уроков время, а также «часы чтения св. Писания, каковое ныне имеет быть изъясняемо в воскресные дни с кафедры церковной» 3377 . Ходатайство это было в начале 182 2/3, учебного года, тогда же дано было и разрешение на открытие класса, но так как учебный год тогда уже начался, то самое открытие «польскаго класса» было отложено до 182 3/4 учебного года 3378 . «Собрания учащих и учащихся для выслушания лучших ученических сочинений и произнесения оных с кафедры» имели целью, по замечанию ревизора, «поощрение ученических успехов» 3379 . Ещё перед преобразованием семинарии, запрошенный о состоянии последней преосвященный Анатолий проектировал открыть при семинарии «живописный класс». Его ходатайство об этом перед св. синодом было мотивировано тем, что приходские церкви Минской епархии «крайне бедны иконостасами – по ветхости оных и по грубости работы». Предполагая предпринять исправление живописи в церквах и не имея на это достаточно средств, преосвященный и проектировал завести при семинарии класс рисования и живописного искусства – из казённокшных учеников, неспособных продолжать «свободныя науки», с тем, чтобы впоследствии употреблять этих лиц для выполнения очень сложного и дорого стоющего дела при самых незначительных затратах. Преосвященный просил св. синод иметь это ввиду при утверждении нового положения Минской семинарии. Рядом с этим преосвященный предполагал завести при Слуцком и Дятловичском монастырях на монастырский счёт обучение крестьянских детей «резному искусству» с теми же целями 3380 . Но так как «новое положение» Минской семинарии было утверждено ещё в 1808 году, а теперь только к ней применялось, и в этом положении «школы рисовальнаго и живописнаго мастерства» при семинарии не полагалось, то св. синод счёл неуместным делать от себя прибавку к высочайше утверждённому положению; а заведение при монастырях обучения «резному искусству», как чисто внутреннее епархиальное дело, предоставил «пастырскому попечению и благоразсмотрению» преосвященного 3381

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Нужно отметить, что при написании этой работы С.Г. Рункевич сравнительно немного имел в своем распоряжении печатных источников. Большую часть материалов он заимствовал непосредственно из архивов. Обилие собранного архивного материала дало ему возможность обставить свое историческое повествование целым рядом точных, часто малоизвестных или совсем неизвестных фактов, сообщило всему исследованию большую хронологическую точность, помогло успешно разобраться в ряде запутанных вопросов прошлого. Заслуживает внимания и то, с какой тщательностью отнесся С.Г. Рункевич ко всей предыдущей печатной отечественной литературе, имевшей какое-либо отношение к предмету его исследования. Это и крупные сочинения, такие, как «История воссоединения западнорусских униатов старых времен» М.О. Кояловича, «Последние годы Речи Посполитой» Н.И. Костомарова , и отдельные публикации, рассыпанные по разным провинциальным, преимущественно епархиальным, изданиям 119 . В отношении польской исторической литературы С.Г. Рункевич воспользовался лишь более важными напечатанными церковно-историческими материалами, насколько они могли быть ему полезны. У Рункевича был на руках настолько богатый архивный материал, что польская церковно-историческая литература и даже польские архивы не могли дать ему по истории Минской епархии исследуемого периода чего-либо нового и важного. Вообще с фактической стороны сочинение представляло собой образец полноты 120 . Одновременно с этой крупной работой С.Г. Рункевич составил еще одно исследование, специально посвященное столетнему юбилею Минской архиепископии: «Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793 – 13 апреля – 1893)» 121 . Оно было гораздо меньше по объему, но зато освещало всю прошедшую историю епархии. В очерке последовательно были отображены все основные события, происшедшие в жизни Минской епархии, а также даны биографии и краткие характеристики деятельности ее архиереев. Последние значимые события епархиальной жизни, сообщаемые в исследовании, относились к августу 1892 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

— О чем и послать соответствующий указ. 8. Образовать в пределах Клецкого, Копыльского, Любанского, Несвижского, Слуцкого, Солигорского и Стародорожского районов Минской области — Слуцкую епархию, выделив ее из состава Минской епархии. 9. Епархиальному архиерею Слуцкой епархии иметь титул «Слуцкий и Солигорский». 10. Епископом Слуцким и Солигорским избрать архимандрита Антония (Доронина), клирика Минской епархии. 11. Место наречения и хиротонии архимандрита Антония (Доронина) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 12. Определить территориальные границы Минской епархии в пределах города Минска и Минского района. 13. Епархиальному архиерею Минской епархии иметь титул «Минский и Заславский». 14. Образовать в пределах города Минска, Минского района и Минской области Минскую митрополию, включающую Минскую, Борисовскую, Молодечненскую и Слуцкую епархии. 15. Главой Минской митрополии назначить митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия с предложением образовать две новые епархии в Вологодской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области – Череповецкую епархию, выделив ее из состава Вологодской епархии. 2. Правящему архиерею Череповецкой епархии иметь титул «Череповецкий и Белозерский». 3. Епископом Череповецким и Белозерским избрать иеромонаха Флавиана (Митрофанова), клирика Вологодской епархии. 4. Место наречения и хиротонии иеромонаха Флавиана (Митрофанова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 5. Образовать в административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского районов Вологодской области — Великоустюжскую епархию, выделив ее из состава Вологодской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3804583.ht...

Определяя положение житомирского викария, С. Г. Рункевич полагает, что он получил все права местного епархиального архиерея, и если он был назван викарием, то, как будто, только для того, чтобы не оставить епархию преосвященного Виктора при крайне незначительном числе церквей. При определении на кафедру, викарий получал из Минской Консистории все дела, касавшиеся его епархии, брал в свое ведение распоряжение всеми священниками, вызываемыми собственно для его епархии, и даже получал указы непосредственно из Св. Синода, «как и прочие епархиальные преосвященные». Его отношение, как викария, к минскому архиепископу было так определено в указе Св. Синода: «при всем том состоять ему, епископу, яко викарию, в ведомстве местного архиепископа минского». 1044 Это отношение выражалось, впрочем, лишь несколько первых месяцев, в том, что викарий житомирский, получая указы от Св. Синода непосредственно, отвечал и вообще вел сношения с Св. Синодом через минского архиепископа. 1045 В качестве полноправного епархиального архиерея, минский викарий, епископ житомирский, получил в свое ведомство территорию, совершенно обособленную от Минской архиепископии, хотя у епископа Варлаама оказалось много хлопот с определением отдельных границ его епархии. В высочайшем указе об определении Варлаама епископом житомирским в составе его епархии названы только Житомирский уезд с г. Житомиром, по которому назывался епископ, и Острожский уезд с городом Острогом, где должен быть архиерейский дом, и по которому житомирский викарий назывался еще «острожским». Что касается других городов Изяславской губернии, то распределение их по епархиям, соответственно их «близости и способности», Св. Синод предоставил сделать самому архиепископу минскому, «по сношению» с генерал-губернатором Тутолминым. 1046 16 сентября преосвященный Варлаам, извещая минского архиепископа Виктора о своем прибытии в епархию, писал, что он пока «воздерживается от дел», так как имеющие составить его епархию уезды ему «еще не препоручены». Задержка в определении территории житомирского викариатства произошла не от архиепископа Виктора, а от того, что губернаторы новых губерний слишком долго не извещали его о новом распределении городов по губерниям. Дело в том, что по указу от 13 апреля 1793 года, когда учреждены были три наместничества – Минское, Изяславское и Брацлавское. Изяславское наместничество составлялось из двух областей – Волыни и части Подолии. Но обе эти области скоро оказались достаточными для того, чтобы в каждой из них составилось особое наместничество. Поэтому через два года – 5 июля 1795 г. Изяславское наместничество было, разделено на два – Волынское и Подольское. Этот передел задержал ответ епископу Варлааму. 1047

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В собраниях сих окончивший курс в Московской Духовной Академии в 1897 году со степенью кандидата богословия и оставленный в том же году при Академии для приготовления к замещению вакантных преподавательских кафедр, ныне преподаватель Минской духовной семинарии, Евгений Воронцов прочитал, согласно определению Совета Академии от 8 декабря минувшего 1899 года, две пробные лекции, одну на тему по собственному избранию (по греческому языку): «Об языке послания Св. Апостола Павла к Евреям (со стороны грамматической и стилистической)», другую – по назначению Совета Академии (по греческой словесности): «Значение рока в трагедиях Эсхила». – Обе лекции, прочитанные преподавателем Е. Воронцов ым, признаны были Советом академии удовлетворительными. Справка: 1) Отношением от 13 января текущего года за 21 Правление Минской духовной семинарии уведомило Совет Академии, что к перемещению г. Воронцова на преподавательскую должность в Академию со стороны Прав- —2— ления препятствий не имеется. 2) По § 81 лит. б. п. 4 устава духовных академий избрание кандидатов на должность доцентов значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение епархиального Преосвященного. 3) По § 48 того же устава «для получения звания доцента надлежит иметь степень не ниже магистра». 4) Согласно § 55 академического устава – лицам, определяемым на вакантные кафедры со званием исправляющих должность доцентов, до окончательного утверждения степени магистра, срок для получения сей степени назначается не более двух лет со дня поступления на должность. Определили: 1) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении преподавателя Минской духовной семинарии, кандидата богословия, Евгения Воронцова исправляющим должность доцента Академии по кафедре греческого языка и его словесности. 2) Объявить кандидату Воронцову, что для определения на должность доцента по означенной кафедре он должен получить степень магистра богословия не позже двух лет со дня утверждения настоящего журнала Его Высокопреосвященством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После долгой переписки и сношений с различными лицами и учреждениями к концу 1795 года в состав Киевской епархии вошли все церкви, находившиеся в ведении Белоцерковского (быв. Васильковского уез.), Богуславского, Каневского и Рожевского благочиний, Ставинского, Чернобыльского и Корсунского Духовных Правлений. 1098 Следовательно, с конца 1795 года территория Киевской епархии оказалась на левом и правом берегах Днепра. На правом берегу Днепра она занимала значительную часть нынешней Киевской епархии, а на левом большую часть нынешней Полтавской губернии. В новом составе территория Киевской епархии почти пополам разделялась р. Днепром. Это обстоятельство в большей мере, чем прежде, затрудняло сношение местных епархиальных органов управления с Киевом. Раньше по правую сторону Днепра собственной Киевской епархии принадлежало небольшое пространство около Киева. Теперь здесь находилась почти половина киевской епархиальной территории с местами и церквами, возвращенными от Унии, а потому требующими особой бдительности со стороны епархиального архиерея и его пособников. Между тем большинство киевских епархиальных церквей оставалось по левую сторону Днепра. 1099 Одно это могло говорить за то, что территория Киевской епархии в конце 1795 года определилась ненадолго. Польза дела требовала сосредоточить ее на одной правой стороне Днепра, где стоял Киев. Так действительно и вышло через два года. Сведений о том, сколько церквей поступало в Киевскую епархию из Брацлавской и Изяславской (Волынской) губерний, м. Самуилу едва-ли удалось получить от архиепископа Виктора до своей смерти, последовавшей 5 января 1796 года. В конце 1795 г. и в начале 1796 г. происходил такой сложный передел территории, монастырей и церквей Минской архиепископии между пятью и даже шестью епархиями (Киевской, Черниговской, Брацлавской, Житомирской, Екатеринославской и Могилевской Белорусской), кроме самой Минской, что архиепископ Виктор с трудом мог узнать, сколько церквей оставалось в его собственной епархии в пределах Минской губернии, не считая заграничных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Михаил Осипович Вержболович (31.08.1861–12.07.1911) Догматическое богословие Психология Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Теория эзотерических учений Михаил Осипович Вержболович Педагог, магистр богословия, библеист, знаток древних языков, переводчик. Биография Родился в селе Барани Борисовского уезда Минской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Минском духовном училище (1871–1877) и затем в Минской духовной семинарии (1877–1883). По окончанию семинарии Михаил Вержболович, как наиболее способный из выпуска, был отправлен на казенный счет продолжать образование в Киевскую духовную академию. В 1887 году он успешно окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата для изучения психологии. 28 июля 1888 года Вержболовича назначили преподавателем на кафедру словесности и русской литературы в Симферопольскую духовную семинарию. В августе 1889 года он перевелся по прошению на ту же кафедру в Минскую семинарию. В 1892 году Ученый совет Киевской духовной академии удостоил Вержболовича степени магистра богословия за сочинение «Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве». В этой работе автор попытался охватить исследуемый предмет в возможной полноте. Рассматривая библейские события, он указывал причины, почему пророки в каждом конкретном случае поступали так, а не иначе. История пророческого служения обязательно предварялась выяснением политических и религиозно-нравственных условий деятельности пророков, благодаря чему вырисовывалась целостная картина происходящего, а, следовательно, и подлинность событий. В 1893 году М. О. Вержболович начинает печатать в «Минских Епархиальных Ведомостях» фундаментальное исследование «История Минской духовной семинарии», охватывающее период с 1785 по 1874 год. Вместе с тем в журнале «Вера и Разум» публикуются его обширные статьи по вопросам истории и развития психологии. Вскоре на педагогические способности, трудолюбие и научные труды М. О. Вержболовича обратило внимание высшее духовное начальства. 21 сентября 1895 года приказом обер-прокурора Святейшего Синода его переводят преподавателем философских наук и дидактики в Московскую духовную семинарию. Через некоторое время он становится также членом епархиального Училищного совета и образованной при нем школьной комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010