Без преувеличения огромная ответственность ложится при этом на педагогов. Я хочу это особо подчеркнуть сегодня, когда в России начался Год учителя. Открывая его, обращаясь к лучшим учителям страны на Педагогической ассамблее в Петербурге, Президент Дмитрий Анатольевич Медведев вновь подчеркнул, что ключевая роль в реализации образовательных инициатив принадлежит учителям. На днях завершились первые курсы подготовки учителей к преподаванию нового предмета. Подготовка строилась так, чтобы каждый учитель, будучи специалистом в своем направлении, хорошо представлял, что изучают ребята во всех других учебных группах. Встречаясь с учителями по завершении обучения, мы увидели, что не зря в них верили. Они приняли этот вызов и способны достойно на него ответить в своей практической работе. Наши педагоги в полной мере понимают и принимают свой высокий долг и ответственность за то, что должны воспитать в учениках необходимые качества и дать им новые знания, важные для всей дальнейшей жизни – независимо от того, какую из учебных групп, какое из направлений выберут ребята. Согласие и готовность к такой работе – значительный шаг российской школы на пути развития не только ответственной свободы выбора, но и взаимоуважения в обществе. В этом есть и большая доля труда представителей всех конфессий. Нельзя забывать, что новый курс, который мы сегодня создаем, как и любой школьный курс в современном мире, – только начало, а не завершение нового знания, начало пути постижения этого мира. Миссия современной школы – и это неоднократно подчеркнуто в Президентской инициативе – научить человека учиться. Было бы ошибкой относить это только к конкретным знаниям и навыкам, только к сфере логики и интеллекта, и тем самым понимать это технократически, утилитарно. Ведь в не меньшей степени это касается и духовной сферы. Безусловно, важно научить и научиться понимать друг друга. Еще важнее помочь растущему человеку встать на путь постоянного самосовершенствования в этом, на пути взаимного улучшения, взаимопонимания.

http://religare.ru/2_72211.html

РЛ: Но, наверно, не все представляется в столь радужном свете? В.С.: Разумеется. Главное из негатива, на что хотелось бы обратить внимание, так это то, что вся наша церковная ситуация все больше начинает приобретать до боли знакомые черты «перестройки»: много красивых, уверенных слов, мощный, яркий лидер, молодая, перспективная команда, но в итоге общая ситуация, то, что в аналитике называется «мегатрендом», становится все хуже. К сожалению, по моим наблюдениям, пока еще мало кто из наших церковных людей это понимает. РЛ: Что конкретно Вы имеете в виду ? В.С.: Вопреки чьим-то ожиданиям, я даже не буду делать привычный для себя акцент на идеологии, на проблемах церковного модернизма и обновленчества. Давайте для начала рассмотрим ситуацию с позиций тех, кто стремится ею управлять изнутри нынешней высшей иерархии Церкви, а также тех идеологов церковной «перестройки» кто не устает говорить о «сильной Церкви», о «миссии», о качественном усилении влияния РПЦ на жизнь общества и т.д. Одно из важнейших направлений усиления позиций и влияния Церкви во внешнем социуме - разумеется, образование. О чем в последние годы больше всего говорилось в церковной и околоцерковной (а также порой и светской) прессе в связи с образованием? Все знают, о чем - о проекте ОПК, об инициативе преподавания Основ религиозной культуры в светской общеобразовательной школе. (Вот и на открывшихся только что Рождественских чтениях снова говорится преимущественно об этом). В целом ряде регионов такое преподавание и осуществлялось уже больше 15-ти лет, причем, в полном объеме, с 1-го по 11-й класс; были разработаны необходимые учебники и методические пособия, интенсивно готовились какие ни на есть преподавательские кадры, осуществлялась юридическая поддержка, на местах были выстроены отношения между епархиями и светскими органами управления образованием. Это все имело место, подчеркнем, в то время, которое кое-кто (к примеру, протодиакон А. Кураев) сейчас называет «временем застоя» в РПЦ. И все это происходило вопреки бешеному сопротивлению нынешнего Минобрнауки во главе с Фурсенко и Калиной! Не стану пересказывать подробно все перипетии, связанные с эпопеей ОПК, это сюжет для отдельной работы.

http://ruskline.ru/analitika/2010/01/201...

поиск:   разделы   рассылка СЮЖЕТЫ Споры вокруг преподавания основ православной культуры и духовно-нравственной культуры в российских школах   тексты (767)       Архив сюжета. Документы   02 июля 2009 Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы   30 марта 2009 Рекомендации по вопросам преподавания в дошкольных и школьных учреждениях так называемой толерантности   17 февраля 2009 Выступление министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях   11 февраля 2009 Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации   05 ноября 2008 Общественный комитет по правам человека: скандальное школьное религиоведческое пособие Чубарьяна навязывает детям асоциальные секты   05 ноября 2008 Заявление Общественного комитета по правам человека 91 от 01.11.2008 Генеральному прокурору РФ Ю.Я. Чайке по поводу Учебника Б. Якименко   01 июля 2008 Открытое письмо протеста родителей против клерикализации российского образования   22 февраля 2008 Рекомендации участников дискуссионной площадки XII ВРНС " Духовно-нравственное образование и просвещение детей и молодежи "   01 февраля 2008 Тихон, Архиепископ Новосибирский и Бердский Приоритетные направления образовательной деятельности Новосибирской епархии Доклад по IV направлению " Пути промысла Божия и святоотеческое наследие   28 декабря 2007 Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета " Православная культура " в составе новой образовательной области учебного плана " Духовно-нравственная культура "   26 декабря 2007 Игорь Понкин, " Обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся " Заключение о правовых основаниях продолжения реализации учебных курсов религиозной культуры   22 декабря 2007 Резолюция участников конференции " Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся " (город Калуга, 20-21 декабря 2007 года) ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/11_5_25_318_105_2.htm...

Другим последствием кризисных явлений последних десятилетий конца прошлого века стали проявления неуважения к старшим, соученикам, а зачастую и нетерпимость к людям иной национальности и иных взглядов. Уверен, что духовно-нравственное воспитание поможет нам преодолеть эти негативные явления, сформировать и сохранить нравственный стержень у всех представителей образовательной системы. Наряду с той большой работой, которая ведется представителями Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных организаций в сфере воспитания, позитивным изменениям будет способствовать укоренение в системе российского образования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Теперь образовательная программа школы предусматривает как общие занятия, так и занятия по выбору учащихся, их родителей, школьных советов. Наша общая задача — обеспечить школьникам и их семьям, образовательным учреждениям свободу выбора, предоставить им возможность самим решать, духовно-нравственный опыт какой религиозной (или нерелигиозной) традиции изучать и в какой форме. Хочу подчеркнуть еще раз: свобода выбора — это базовая ценность. Диктат одинаково неприемлем, исходит ли он с федерального или регионального уровня. Я настоятельно рекомендую моим коллегам из системы образования учитывать это при организации учебного процесса и прошу Святейшего Патриарха Кирилла поддержать нас в этом важнейшем вопросе формирования духовно-нравственной личности. Дорогие друзья! В огромной степени успех обучения и воспитания зависит от того, какие учителя и по каким учебникам учат ребят. Важно сформировать творческие коллективы из высокопрофессиональных специалистов, которые бы создали ряд примерных программ для начальной, средней, старшей, профильной школы с учетом разнообразных исторических, этнокультурных, национальных, региональных, конфессиональных особенностей наших регионов (как это сделало в этом году издательство «Просвещение», где готовится к выходу в свет книга для учителя по духовно-нравственной культуре). Мы ежегодно выделяем средства на разработку таких программ.

http://patriarchia.ru/db/text/561193.htm...

Для того, чтобы поддержать и поощрить авторов лучших таких программ, министерство совместно с Русской Православной Церковью проводит Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». Одним из сопредседателей оргкомитета этого конкурса является митрополит Калужский и Боровский Климент . В этом году в конкурсе приняли участие сотни педагогов по всей стране, и мы имеем возможность чествовать лучших в этом зале. Еще один способ привлечения интереса детей к постижению многовекового опыта Православия на Руси, роли Русской Православной Церкви в становлении российской государственности — проведение в 2009 г. впервые олимпиады школьников «Основы православной культуры», организатором которой является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет . Эта олимпиада вошла в перечень олимпиад школьников, утвержденный приказом министерства, ее победители имеют льготы при поступлении в вузы на соответствующие направления подготовки (специальности), в ее региональном этапе уже приняли участие более трех тысяч школьников. Несмотря на эти безусловные успехи, можем ли мы быть удовлетворены состоянием дел в российском просвещении сегодня? Однозначно нет. Серьезные испытания, через которые прошла Россия в последние десятилетия, оставили серьезный след и в отечественном образовании. Падение качества образования в 80-е годы усугубилось в 90-е гг., когда либерализация школьной жизни в качестве побочного эффекта кое-где привела к безответственности как педагогов, так и учеников и возможности получения хороших оценок и аттестатов без вложения серьезного труда, на, так сказать, коммерческой основе. К сожалению, эти явления распространились и на профессиональное образование, что, с одной стороны, привело к девальвации вузовских дипломов, а с другой стороны, к снижению уровня специалистов. И сегодня экономические проблемы, которые испытывает наша страна, во многом связаны с недостаточной квалификацией тех, кто работает в реальной экономике. Это еще раз доказывает, что наши проблемы не могут рассматриваться как чисто экономические, а носят глубинный нравственный характер, и должны преодолеваться на этом уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/561193.htm...

Однако следует сказать, что представленный в настоящее время текст нуждается во всестороннем и серьезном обсуждении научно-педагогической общественностью, Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями России. Те обсуждения, которые уже состоялись, свидетельствуют о необходимости существенной доработки этого материала. Прежде всего, это касается необходимости отражения как существующего опыта конфессионально-религиозного духовно-нравственного образования и воспитания детей в российской светской школе, так его дальнейшего развития в соответствии с последними по времени решениями руководства нашей страны и лидеров российских конфессий. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации продолжает и будет продолжать придерживаться позиции, согласно которой все образовательные материалы, предназначенные для преподавания учащимся, школьникам положительных знаний о православной культуре должны разрабатываться или рецензироваться с участием Русской Православной Церкви. Мы надеемся на дальнейшее продолжение конструктивной работы и с Министерством образования и науки, и с разработчиками новых образовательных стандартов по практической реализации принятых высшим руководством страны решений. В процессе церковно-государственного соработничества сложились добрые рабочие и плодотворные взаимоотношения между Отделом религиозного образования и катехизации и Министерством образования и науки Российской Федерации. Мне хотелось бы сегодня с этой высокой трибуны поблагодарить за это Министра образования и науки Андрея Александровича Фурсенко и его первого заместителя Исаака Иосифовича Калину. Это соработничество выражается в отработке технологий нашего взаимодействия с государственными структурами, в согласовании процедур совместной подготовки учителей православной культуры, разработки и экспертизы учебных пособий, нормативного закрепления принципов нашего взаимодействия. Очень важно и то, что эта общая работа позволит значительно развить и расширить на основе участия в проекте открытое и доброжелательное сотрудничество и с другими российскими религиозными конфессиями. Сейчас начато обучение так называемых тьюторов, преподавателей-тренеров по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для первого потока, первых семи регионов на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве. Второй поток начал обучение с сегодняшнего дня. Понимая, сколь важное место занимает в процессе передачи традиции учитель, нам бы хотелось большей вовлеченности в этот процесс Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1049370.ht...

поиск:   разделы   рассылка СЮЖЕТЫ XVIII Международные Рождественские образовательные чтения   тексты (42)       Архив сюжета. Документы   29 января 2010 " Интеграция образовательного пространства России " . Доклад епископа Гатчинского Амвросия на XVIII Международных Рождественских чтениях   28 января 2010 " Здоровье матери и новорожденного ребенка как совместная забота Церкви и государства " . Доклад председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению митрополита Сергия на XVIII Рождественских чтениях   28 января 2010 " Катехизация: существующие проблемы и пути их решения " . Доклад епископа Саратовского Лонгина на XVIII Рождественских чтениях   28 января 2010 " Опыт взаимодействия светской и церковной образовательных сфер в рамках информационных проектов Учебного комитета " . Доклад протоиерея Павла Великанова на XVIII Международных Рождественских чтениях   28 января 2010 " Современное состояние и перспективы развития духовного образования в Белоруссии " . Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета на XVIII Международных Рождественских чтениях   27 января 2010 Выступление министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях   27 января 2010 Доклад Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского на пленарном заседании XVIII Рождественских чтений. " Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области "   26 января 2010 Правительственная телеграмма Председателя Правительства РФ В.В. Путина участникам Рождественских чтений   26 января 2010 Доклад епископа Меркурия: " Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ: современные задачи и перспективы развития "   25 января 2010 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Международных Рождественских чтений   21 декабря 2009 Состав Оргкомитета XVIII Международных Рождественских образовательных Чтений ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/11_5_25_817.html

поиск:   разделы   рассылка Выступление министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! Сегодня впервые за всю историю проведения Рождественских чтений с нами нет их инициатора и вдохновителя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мы глубоко скорбим об этом, но одновременно испытываем светлое чувство: в деле, которое он считал одним из важнейших для себя – воспитания и просвещения российской молодежи – за последние годы удалось сделать немало. Именно в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью появилось такое важное направление в школьном образовании, как " Духовно-нравственная культура " . Министерство и Российская академия образования на постоянной основе сотрудничали с представителями Русской Православной Церкви, разрабатывая соответствующие учебные пособия. И именно Русская Православная Церковь показала пример и была инициатором участия других централизованных организаций в совместной работе по созданию условий для духовно-нравственного развития обучающихся. Одним из важнейших результатов на этом направлении стала разработка примерного соглашения о сотрудничестве регионального органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви. И сегодня я с удовлетворением могу отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации подобные соглашения уже действуют. В рамках таких соглашений в регионах Российской Федерации разработаны и реализуются программы разнообразных спецкурсов и факультативов ( " История православной культуры земли Смоленской " , " История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики " , " Духовное краеведение Подмосковья " , " Православие и казачество " (Ростовская область) и многие другие ), позволяющие глубже понять и почувствовать историю и культуру православия и других религий. Для того, чтобы поддержать и поощрить авторов лучших таких программ, министерство совместно с Русской Православной Церковью проводит Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии " За нравственный подвиг учителя " . Одним из сопредседателей оргкомитета этого конкурса является митрополит Калужский и Боровский Климент. В этом году в конкурсе приняли участие сотни педагогов по всей стране, и мы имеем возможность чествовать лучших в этом зале.

http://religare.ru/2_62429.html

поиск:   разделы   рассылка Выступление министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях Ваше Святейшество! Ваши высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений! На прошлой неделе Президент нашей страны Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу " Наша новая школа " . Новые подходы, заложенные в инициативе, исходят из того, что в быстроменяющемся мире современный человек должен быть готов к ответу на постоянно возникающие вызовы. Несмотря на это, а скорее даже вследствие этого, все большую роль приобретают " вечные ценности " . Духовно-нравственная составляющая была, и есть, и всегда должна оставаться основой любого развития. Если попытаться возложить решение задачи воспитания исключительно на школу, мы бы тем самым обеднили и себя, и весь потенциал развития и общества, и страны. Нет сомнений в том, что только мы все вместе – и семья, и школа, и важнейшие общественные институты, к которым, безусловно, принадлежит Церковь, – можем сохранить в наших детях открытость к добру и умение противостоять злу, которого сегодня, к сожалению, немало в мире. Такое сотрудничество, единство немногого стоит, если оно не подкрепляется конкретными шагами и действиями. Святейший Патриарх в своей речи упомянул одно из важнейших событий этого года. Хочу еще раз вернуться к нему. Я имею в виду решение, которое по предложениям духовных лидеров страны принял Президент России. Решение о партнерском участии православной церкви и других конфессий во введении в школе основ духовно-нравственной культуры. Это тот случай, когда принятое на высшем уровне решение было немедленно воспринято и нашло практическое воплощение. Не первый раз во время рождественских чтений мы обращаемся к той большой, очень важной каждодневной работе, которая кропотливо ведется на всех местах, во всех регионах с участием РПЦ. Это поддержка детей-сирот и беспризорников, подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их семей, детей-инвалидов и других социально уязвимых маленьких граждан. Помощь им в обретении нравственных ориентиров и жизненных целей и просто практическая помощь, без которой им эти цели трудно реализовать – это та задача, которая решается в сотрудничестве и в огромной степени по инициативе Русской православной церкви. Это участие в развитии разнообразных форм дополнительного образования, олимпиадного движения школьников, помогающего им почувствовать и проявить интерес к родной истории, языку, культуре. Профессиональная поддержка учителей, которая становится еще более значимой и востребованной в Год учителя. И, конечно, это большая практическая работа в регионах по преподаванию курсов и дисциплин, направленных на освоение основ и истоков родной культуры, истории нашей родины, участия РПЦ в становлении государственности на Руси. Несомненно, вся эта огромная текущая работа сегодня не менее нужна и востребована, чем в прошлые годы.

http://religare.ru/2_72211.html

поиск:   разделы   рассылка СЮЖЕТЫ Рождественские чтения – 2008   тексты (63)       Архив сюжета. Документы   01 февраля 2008 Протоиерей Олег Плаксий Святитель Петр, как символ общерусского единства Доклад на III Свято-Петровские чтения в рамках IV направления " Пути промысла Божия и святоотеческое наследие " Международных Рождественских образовательных чтений   01 февраля 2008 Тихон, Архиепископ Новосибирский и Бердский Приоритетные направления образовательной деятельности Новосибирской епархии Доклад по IV направлению " Пути промысла Божия и святоотеческое наследие   01 февраля 2008 Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф (Македонов) Место Вооруженных Сил в деле духовно-нравственного воспитания молодежи Выступление на секции " Церковь и Армия. Православные ценности в духовно-нравственном воспитании военнослужащих " в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений   31 января 2008 " От Образа к образованию " Доклад архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка РПЦЗ на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях.   31 января 2008 Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XVI Рождественских чтениях   29 января 2008 Приветствие первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева участникам XVI международных Рождественских образовательных чтений   29 января 2008 Приветствие Сергея Миронова участникам Шестнадцатых Международных Рождественских Образовательных Чтений   29 января 2008 Н.Д.Никандров " Православные ценности и воспитание в современной России " Доклад на XVI Рожденственских чтениях   29 января 2008 Доклад министра образования и науки РФ А.Фурсенко на открытии XVI Рождественских чтений   28 января 2008 Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях " Православные ценности и современное образование "   28 января 2008 Приветственное слово Святейшего Патриарха Алексия участникам XVI Рождественских образовательных чтений   16 января 2008 Рождественские чтения – 2008 Порядок оформления заявки на аккредитацию ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/11_5_25_640.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010