И вечером Евфимиан говорит сыну своему: “Войди, дитя, взгляни на невестку мою и супругу твою”. И, вошед в брачный покой, юноша увидел ее сидящей в кресле. И он взял свой золотой перстень и поясную пряжку, завернутые в пурпурного цвета покров, и отдал ей, и сказал: “Прими это и береги, и Господь да будет между мною и тобой, пока на то воля Его”, и сказал ей и другие сокровенные слова. И, выйдя из брачного покоя, удалился в свою спальню. И, взяв долю от богатств своих, ночью покинул дом и, придя к пристани, увидел корабль, готовящийся плыть на восток. Он взошел на этот корабль и прибыл в Магналию, город Лаодикии сирийской. 406 Сойдя на берег и помолившись Господу, Алексий сказал: “Господь Бог, сотворивший небо, землю и море и спасавший меня от чрева матери моей, спаси и ныне от суетной жизни сей и удостой меня вкусить благ Твоих со всеми угодниками Твоими, ибо Ты милостивый, Спаситель, и мы славим Тебя во веки веков”. И, встав с молитвы, он в тот же час встретился с погонщиками ослов, и следовал за ними до тех пор, пока не пришел в Эдессу месопотамской Сирии. 407 Там находится нерукотворная икона святого и царственного образа Господа нашего Иисуса Христа, которую он дал Авгарю, 408 когда во плоти пребывал на земле. И, войдя в город, Алексий продал все, что у него было, и роздал деньги бедным. И, облекшись в нищенское рубище, сел, прося подаяния, в притворе 409 храма во имя владычицы нашей Пресвятой Богородицы. Он наблюдал строгий пост и еще более строгое бдение. Ибо от воскресенья до воскресенья причащался святых и чистых тайн Христовых. Ел же две унции хлеба, а две унции 410 воды были ему питьем, и всю неделю он жил в воздержании, а ночи проводил бодрствуя. Все, что ему подавали, Алексий раздавал нищим. И лицо свое преклонял к руке, а сердце пребывало постоянно с Господом. Мать его с самого дня свадьбы затворилась в спальне своей и, оставив открытым только одно оконце для света, постелила себе на полу вретище, посыпала его пеплом и, так лежа, говорила: “Я не встану отсюда, пока не узнаю, что сталось с моим единственным сыном”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В его учении взаимосвязь заповеди любви с золотым правилом нравственности проявляется в выражении совершенного сочувствия с другими людьми, «чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют» с. 228]. Золотое правило нравственности (морали) – принцип, которым руководствуется человечество уже на протяжении последних нескольких тысячелетий. Он имеет негативную и позитивную формулировки, гласящие: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы чтобы они (не) поступали по отношению к тебе». Исследователями золотого правила нравственности (морали) в Библии его упоминание Абрамов Александр Вячеславович насчитывается трижды: в книге Товита ( Тов.4:15 ) в отрицательной формулировке, в Евангелии от Луки ( Лк.6:31 ) и наиболее совершенная формулировка в Евангелии от Матфея ( Мф.7:12 ): «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» с. 109]. У Феофана Затворника своеобразное воспроизведение золотого правила нравственности в своей позитивной формулировке нашло выражение в следующем высказывании: «Переноси на себя состояние твоего брата, – и чего бы ты пожелал себе, находясь в подобном положении, то сделай для него без отказа...» с. 164]. А в негативной формулировке золотое правило отразилось в его учении о «чистой совести». Согласно его учению, «к иным людям хранить совесть свою чистою, значит, не делать им ничего, чего не хочешь, чтоб они делали тебе...» с. 406]. Его учение о золотом правиле нравственности во многом близко дефинициям категорического императива в этике Канта, который сформулировал одну из своих трактовок принципа категорического императива следующим образом: относись к человеку как к цели и никогда как к средству т. 4]. Свое учение о естественном нравственном законе святитель Феофан Затворник в наиболее развитом виде выразил в своем толковании послания апостола Павла к Римлянам: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). Одним из признаков святитель Феофан Затворник видел в общности закона, устного или писаного, который сам по себе признают хорошим не только христиане, но и язычники, хотя его велениям как те, так и другие не всегда следуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Воскресение мертвых будет совершено силою Божиею ( 1Кор.6:14 ). Всемогущий Бог, сотворивший вначале тело наше из земли, без сомнения, и рассыпавшееся в землю, также может возобновить. Апостол Павел изъясняет возможность этого подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево. «Скажет кто-нибудь», говорит он, «как воскреснут мертвые? и в каком теле прийдут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» ( 1Кор.15:35–38 ). Также говорили о возможности воскресения мертвых всемогущею силою Божиею и св. Отцы. «Для тебя человека», говорит, напр., св. Кирилл Иерусалимский , «существа весьма ограниченного и слабого, далеко Индия от земли Готфов, далеко Испания от Персии; а для Бога, Который в горсти содержит всю землю, все близко. Итак, потому, что ты слаб, не представляй себе немощным Бога, но лучше обрати внимание на Его могущество... Древо посеченное опять расцветает, а человек, посеченный смертью, ужели не расцветет? То, что сеем и пожинаем мы, сохраняемо бывает на гумнах; а человек, когда пожинается из сего мира, уже ли не будет сохранен на гумне того мира? Быв совершенно отрезаны и посаждены ветви винограда, или других дерев, оживают и приносят плод, ужели же человек, для которого и древа существуют, после того, как отойдет в землю, не воскреснет? Если сравнить трудность вещи, то что тяжелее – сначала ли изваять статую, или упавшую привесть в прежний вид? Бог, Который сотворил нас из ничего, ужели не возможет воскресить существующих, когда умрем?.. Сеется пшеница, если случится, или другой какой род семян: упавшее семя умирает, согнивает и делается негодным для пищи. Впрочем, согнивши, является оно в зелени, и, упавши в малом виде, является теперь в виде прекрасном: но пшеница сотворена для нас. Ибо пшеница и другие семена для нашего употребления, а не для них самих сотворены. Так сотворенное для нас, быв умерщвлено, оживает, а мы, для которых сотворено сие, умерши ужели не востанем?.. Дерева мертвы зимою, а весною зеленеют, и некоторые роды земных животных, зимою пребывая недвижимы, во время лета воскресают.... Итак, Тот, Который бессловесным и презренным животным сверхъестественно сообщает жизнь, ужели не благоволит даровать оной нам, для которых сотворил их?» (Оглас. поуч. изд. 3. 406– 411 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Обо всем этом приходится говорить, потому что, к сожалению, некоторые люди, находящиеся под влиянием антиисихастского западного духа и антиправославных теорий, обвиняют святого Григория в поддержке Кантакузина и партии аристократов, а также во вмешательстве в политические конфликты своего времени. И якобы поэтому святителя не приняли солунские зилоты. В действительности, не зная сущности православного Предания, зилоты выступали против этого Предания, что свидетельствовало о том, что они западного духа. И, наконец, если внимательно изучить этот вопрос, оказывается, что разрушению государства способствовал не исихазм, а политические конфликты и антиисихастские настроения. Я думаю, что после прочтения настоящей главы все это станет более ясным. При исследовании темы «Святой Григорий Палама как святогорец» я не мог избежать этих вопросов. Прежде всего я буду указывать на то, что святой Григорий всегда действовал как святогорец и что его социальное учение было плодом его исихастской жизни на Святой Горе. Зилотство и зилоты Зилотство, т. е. ревность по отношению к религиозным вопросам и христианской вере, существовало всегда. Всегда были отдельные христиане, которые, ревностно защищая свою веру, впадали в крайности. В Священном Писании слово «ревность» используется иногда в положительном, а иногда в отрицательном смысле. Апостол Павел писал коринфским христианам: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви« 405 . Христианин должен быть ревностным к исполнению добрых дел: «(Христос), Который дал Себя за нас, чтобы избавит нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» 406 . Однако бывают ревнители веры, у которых рвение не подкреплено духовным знанием. Такие ревнители становятся фанатиками. Апостол Павел писал об израильтянах, которые боролись против Христа: »Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению... " 407 Да и сам апостол имел личный опыт ревностной борьбы против христиан, пока Сам Христос не явился ему: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих моих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» 408 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Сначала Иеремия довольствовался устной проповедью; но в четвертый год царствования Иоакима, по особому повелению Божию, Варух, сын Нириин, вписал от уст Иеремии вся слова Господни, в свиток книжный для того, чтобы прочитать их народу, собравшемуся в Иерусалимский храм по случаю поста, назначенного Иоакимом при получении известия о нашествии Навуходоносора; поскольку сам Иеремия тогда сидел в темнице и не мог явиться в дом Господень для устной проповеди ( Иер 36:1–7 401 ). Этот свиток в следующем году был отобран у Варуха во время чтения в храме, и царь Иоаким сжег оный ( Иер 36:27 402 ). Но Варух, по повелению Божию, взял другой свиток и вписал в оный от уст Иеремии вся слова книги, которую сжег Иоаким, царь Иудейский, и еще прибавлено к ним много подобных тем слов ( Иер 36:27–32 ). Впоследствии все бывшие ему откровения воли Божией Иеремия еще раз написал в книгу, по особому распоряжению небесному, для руководства имеющим возвратиться из плена ( Иер 30:2–3 403 ). Это третье изложение пророчеств было сделано, вероятно, в последние годы царствования Седекии. После взятия Иерусалима Вавилонянами Навуходоносор дал приказание Навузардану, своему военачальнику, чтобы Иеремии пророку не было сделано никакого зла, т. е. никакого оскорбления и насилия. Отсюда очевидно, что Навуходоносор знал о нем от взятых в плен иудеев. Тогда Иеремия был освобожден из темницы и получил полную свободу – остаться в Иудее или отправиться в Вавилон. Вот, вся земля пред тобой; куда тебе угодно, и куда нравится идти, туда и иди ( Иер 40:4 ), сказал ему НавузарДан Иеремия предпочел остаться в земле своих отцов вместе с самыми беднейшими иудеями, получившими позволение жить в Иудее под начальством Годолии ( Иер 39:10 ; 404 43:6 405 ), и в это-то время написал книгу Плач Но когда Исмаил, потомок царей Иудейских, с десятью вельможами сообщниками, по проискам царя Аммонитского, убил Годолию ( Иер 40:14 ; 406 41:2 407 ) – тогда иудеи сочли за лучшее бежать в Египет; и насильно увели с собою Иеремию туда же, хотя он, по повелению Божию, обнадеживал их безопасностью в Иудее со стороны Вавилонян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

7 405 Ибо терзали они Иакова и земли его опустошали. 8 Не помяни наших былых беззаконий! Поспеши явить нам щедроты Твои, Господи, ибо мы вконец обнищали. 9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, во славу имени Твоего! Господи! Избавь нас от грехов наших и очисти нас во имя Твое! 10 Да не скажут язычники: «Где их Бог?» И да совершится пред очами нашими отмщение народам за пролитую кровь рабов Твоих! 11 Да вознесутся к Тебе стенания узников! Поддержи могучей десницей Твоею сыновей отцов умерщвленных! 12 Отплати соседям нашим семикратно за поношения, какими поносили они Тебя, Господи! 13 А мы народ Твой и овцы пастбища Твоего; восхвалим Тебя, Боже, вовеки, из рода в род возвестим славу Твою. 1 406 В конец, об имеющих измениться, откровение Асафа, 79. 2 407 Пастырь Израиля, внемли нам! Ты, что ведешь Иосифа, точно овцу, и летишь на Херувимах, явись! 3 408 Пред Ефремом, и Вениамином, и Манассией яви силу Твою и приди спасти нас! 4 Боже, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся! 5 Господи Боже сил, доколе в гневе отвергать будешь молитву рабов Твоих? 6 Напитаешь Ты нас, точно хлебом, слезами, напоишь слезами нас вдоволь. 7 Из-за нас пререкаются соседи наши, и враги наши позорят нас. 8 Господи Боже сил, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся! 9 409 Виноград Ты перенес из Египта; изгнал язычников и насадил его; 10 Путь расчистил пред ним, и посадил корни его, и заполнил он землю. 11 Легла на горы тень его, и ветви его выше кедров Божьих; 12 Ты простер побеги его до моря, и до рек – отрасли его. 13 410 Для чего поверг Ты на землю ограду его, и вот обрывает его всяк мимо идущий? 14 Истребляет его вепрь лесной, зверь пустынный поедает его. 15 Боже сил, обрати к нам взор, воззри с Небес, взгляни и посети виноградник Твой! 16 411 И восстанови насажденное десницей Твоей, и воззри на сына человеческого, которому даровал Ты силу Твою! 17 Сожжен огнем и весь разрыт виноградник. Наказанные Тобою, погибнут люди. 18 Да будет простерта рука Твоя над мужем, хранимым десницей Твоей, над сыном человеческим, которому даровал Ты силу Твою!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лишив себя этого блаженства или постоянного общения с Богом, человек стал мало-помалу забывать своего Творца, несмотря даже на то, что все в мире свидетельствует о Нем: «небеса проповедают славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь« 403 . »Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им: ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира, чрез рассматривание творений, видимы, так что они безответны " 404 . Но Бог как любвеобильный Отец, зная, что человек, по забвению своего Творца, все более и более будет уклоняться в сторону порока, решил воздействовать при посредстве поразительных явлений, т.е. чудес, и этим самым вести человека к религиозно-нравственному усовершенствованию, к Царству Божию. Как премудрость и любовь Божии, так и все могущество Божие является основанием возможности чуда. «Бог обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать» 405 . Никто и ничто не может воспрепятствовать Ему или остановить на мгновение совершение Его воли 406 . Кроме свидетельства Св.Писания о делах всемогущей воли Божией, можно находить бесчисленные прямые удостоверения этого свойства Божия как в Св.Писании 407 , так и в святоотеческой письменности 408 . Чудо, по самому существу своему, немыслимо без этого свойства Божия. Только Тот, Кто может сделать все, что хочет и как хочет, – только всемогущий Бог может сотворить поразительное, сверхъестественное, необычное деяние – чудо, великое и непосильное для ограниченных сил, не только ввиду их подчинения законам природы, но и вследствие того, что чудо есть действие, направляющее погибающего человека к вечному спасению. Высота цели, ради которой и творится это сверхъестественное деяние, всего более говорит об исключительности своей причины и свидетельствует о всемогуществе Божием. Бог – неограниченный, всемогущий Владыка мира и человека, сотворивший все Своей свободной, всемогущей волей 409 , есть абсолютно самостоятельное Существо и в бытии мира и человека нисколько не нуждается, тогда как мир как творение Бога зависит от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Сихем лежит к северу от горы Гаризим, в долине, которая отделяет ее от горы Гевал. Краткая историческая справка – Самария: Название Самария означает “сторожевое место” или “сторожевая башня”. Самарией называлась центральная область земли Ханаанской, граничащая с Галилеею на север и с Иудеею на юг. Здесь заключались уделы части колена Ефремова и Манассиина, а в настоящее время в нем находятся области Арефская и Наблусская. В области Арефсской находились город Кесария и гора Кармил, а в Наблусской – Сихем и город Самария. Имя Самарян носит тот народ, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Поселенцы царя смешались между собою и вступили в браки с дочерьми оставшихся Израильтян. Так Самаряне отличались как от Иудеев, так и от язычников. На горе Гаризим они соорудили свой собственный храм. Они приняли Пятикнижие Моисеево и вместе с тем делали себе языческих идолов. Самаряне также ожидали Мессию, что видно из беседы Господа с самарянкой. Сегодня Самаряне имеют список Пятикнижия Моисеева, написанный во времена начала жизни Израильтян в Земле Обетованной Авишуем ( 1Пар. 6, 45–50 ), четвертым первосвященником Иудейским, сыном Финееса, внуком первосвященника Елеазара, правнуком Аарона. Ныне на горе Гаризим находятся руины древнего храма и синагоги. 12 часов Ин. 4, 4–42 : Беседа с самарянкой 404 . Обращение самарян. Ин. 4, 43–45 : Следование Иисуса Христа в Галилею. Пророчество о служении в Галилеи: Ис. 9, 1–2 : “Прежнее время умалило землю Завулонову 405 и землю Неффалимову 406 ; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет”. Галилея Лк. 4, 14–15 : Начало проповеди в Галилее. Радостное восприятие слов Спасителя. 27 или 28 год по Р.Х. Кана Ин. 4, 46–54 : Исцеление 407 сына капернаумского царедворца 408 . 28 год по Р.Х. Назарет Лк. 4, 16–30 : Проповедь 409 Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Первое отвержение Иисуса Христа в Назарете. Желание народа убить 410 Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Итак, есть две традиции: триадологическая и диадологическая, или трихотомическая и дихотомическая. И у той, и у другой достаточно авторитетные как защитники и продолжатели, так и оппоненты. Но спора как такового никогда не было, потому что и та, и другая традиции уживались с общим взглядом на человека, а именно: человек сотворен из души и тела, но имеет также и дух. Более того, обе традиции не противоречивы, ибо исходят из разных методологических схем. Триадологическая исходит из схемы, где дух есть действующая, реальная сила. Диадологическая схема исходит из онтологии и утверждает только то, что есть сотворенное существо, но не дарованное, т.е. дух. 7.2.2. Диадологические схемы «...Что есть человек, если не из души и тела состоящее разумное животное?» 402 (Псевдо-Иустин) «...Сотворил [Бог] человека из бессмертной души и тела» 403 ( Афинагор Афинянин ) «...Человеком... называется он по естеству: ни душа без тела, ни, напротив, тело без души, но то, что из соединения тела и души сложилось в единый образ» 404 (Священномученник Мефодий Патарский ) «Так как человек из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое» 405 (Святитель Кирилл Иерусалимский ) «...Не натрое делит человека Божественное Писание, но говорит, что животное это состоит из души и тела» 406 (Феодорит Киррский) Последнее высказывание отца относится, по-видимому, скорее к книгам Ветхого Завета, в которых чаще всего говорится о двух частях природы человека. В Новом Завете, точнее в Посланиях апостола Павла, трехчастное учение получает первенство. 7.2.3. Триадологические схемы В основе триадологического подхода стоит богословие апостола Павла: 1Флп.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (Выд. мной – А.Л.) Это придает триадологическому подходу наибольший вес и авторитет. В православной антропологии преимущественно развивается этот подход. «...Совершенный человек состоит из тела, души и духа» 407 (Святитель Ириней Лионский )

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

XIV. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих по лицу всей земли, и сожгут они всю землю на восемь тысяч пятьсот локтей, и сгорят горы высокие, и все скалы рассыплются и сделаются как пыль, и сожжены будут всякое древо, и всякий скот, и всякий гад, ползущий по земле, и все влекущееся по лицу земли, и всякая птица, летящая в воздухе, и не будет более на лице земли ничего, что шевелилось бы, и станет земля недвижной. XV. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда отворю я четыре страны света, и изойдут четыре ветра великие, и выметут все лицо земли от края до края. И выметет Господь грех с земли, и побелеет земля, словно снег, и станет как лист, и не будет на ней ни пещеры, ни горы, ни холма, ни скалы, но будет лицо земли от восхода до заката гладким как стол и белым как снег. И выжжены огнем будут недра земные, и возопит земля ко Мне, говоря: Девственна я пред Тобою, Господи, и нет на мне греха. Как предрекал пророк Давид: Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега 405 . А иной пророк сказал: Всякое ущелье да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими, и узрит всякая плоть спасение Божие 406 . XVI. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда очистится земля от греха, и преисполнится она благовония, ибо должен буду Я сойти на землю. И тогда выйдет великий и священный скипетр с тысячами ангелов, славящих его, как предрекал Я: И явится тогда с небес знамение Сына Человеческого с силою и славою великой. И тогда узрит это Творящий неправедное со слугами его и заскрежещет громко зубами, и все нечистые духи в бегство обратятся. И схваченные силой незримой, не имея, куда бежать, заскрежещут они зубами, говоря ему: Где сила твоя? Что же ты обманул нас? И убежали мы, и отпали от славы, коей причастны были чрез Грядущего судить нас и всякое естество человеческое. Увы нам, ибо во мрак внешний извергнет Он нас 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010