мучеников и чтил их; мучение свв.мм. Аникиты и Фотия, взятое Сурием из древнейшего кодекса (V, 23), в Четиих-Минеях, 12 августа, источник не указан, но содержание жития соответствует Сурию; житие св. м. Ипполита, 13 августа, есть эпизод из жития св.м. Лаврентия (Сурий, IV, 607, §§ 23–25), данный Святителем в очень близком переводе; житие свв.мм. Адриана и Наталии, взятое Сурием (IV, 147) из древних кодексов и почти буквально переданное Святителем, в Четиих-Минеях источником названы Макарьевские Четии-Минеи, но там (август лл. 1104–1109) неисправный список жития со значительными пропусками, которые и восстанавливаются по Сурию, недаром к словам «от великия Четии-Минеи» (26 августа) прибавлено Святителем: «и от прочих». 181 Правда, то же как будто житие и у Сурия (I, 759), на которого ссылка в первом месяцеслове, но там житие с именем Метафраста и уже одно умолчание о нем свидетельствует, что Святитель пользовался не Сурием. 182 Есть в ВЧМ (апрель, л. 52а) и славянский перевод той же, что и в Актах, редакции, но Святитель им не пользовался. 187 Сюда, кроме разобранных сейчас и указанных ранее житий, относятся: 24 января – житие св. Евсевии-Ксении, «из древних рукописцев греческих и от Метафраста исследованное», но из Метафраста (Сурий, I, 615) взято только начало, все остальное содержание жития соответствует Актам (янв. II, 599); 7-го февраля – преп. Луки Елладского (Акты, февраль, II, 83); страдания 1003-х мучеников (Акты, февраль, II, 19); 20-го февраля – житие св. Льва епископа Катанского (Акты, февраль, III, 222). (В первом месяцеслове Типографской рукописи о сем святом пометка: «о том поглядишь, т. 4, л. 190 (Сурия), там якого Леона», но там, кажется, та же редакция; по содержанию житие вполне исчерпывается Актами и служебной минеей, на которую ссылка на полях); 6-го марта – св.м. Конона и сына его Конона во Исаврии пострадавших, «из рукописцев греческих и из Минеи-Четьи»; Святитель воспользовался актами recentiora (Акты, май, VII, 4, гг. 1–5) и дополнил содержание их из ВЧМ (март, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

3. Минеи особого состава     Встречаются минеи, изобилующие многими особенностями, если их сравнивать со студийскими известными минеями и минеями иерусалимского устава, так что их нельзя отнести ни к тому, ни в другому разряду. Все они относятся к константинопольскому патриархату.     Из древнейших служебных миней иерусалимской библиотеки, описанных Пападопуло-Керамевсом, замечательны: 1 минея X-XI века на мес. июнь (иерус. библ. Т. II кодекс 70). Особенности ее следующие: июня 1 пр. о. н. Аттала, в других памятниках службы ему не найдено, а здесь служба полная, июня 5 Илариона нового вместо 6, а 6 Дорофея, июня 8 Никандра и Маркиана, кроме Феодора стратилата, службы ин, кроме сей минеи, нигде не найдено, июня 10 Александру и Антонине согласно со студ. слав., июня 13 муч. Дулы (вместо 15), но службы в других памятниках ему не найдено, а здесь канон Иосифа, 15 июня празднов. ап. Фортунату согласно со студийскими славянскими минеями, 16 июня перенесен. нощей св. Феодора Сикеота, в слав. студ. 15 июня, 17 июня еще Ипатию в Руфинианах, нигде не найдено, июня 19 еще муч. Зосиме, по Евергетид. уст. 20 июня, июня 20 муч. Инне, Пинне и Римме и еще Евстохию и дружине, июня 22 еще пр. Петру Афонскому, 23 мучч. Зинону и Зине с каноном Иосифа, нигде не найдено, 28 преподобномуч. Иосифу и дружине с каноном Иосифа. По всему видно, что эта минея Конст. патриархата. Надпись гласит, что это книга Спасителя (Αχαταλπτου) Непостижимого.     Другая минея в той же библиотеке (Т. II стр. 370 и проч, кодекс 241) XI века, содержащая месяцы март и май, также константинопольского патриархата, ибо в ней есть служба патриарху Константинопольскому Фоме, которой в других минеях не найдено. Б сожалению, выписаны из нее памяти не на все дни, но с показанием писателей канонов, видно, что она смешанная иерусалимо-цареградская. Особенности против древних славянских миней студийских: марта 2 служба св. Феодоту, а не Афинодору, марта 14 Евсхимону, еп. лампсавийскому, с каноном Феофана, нигде не найдено, марта 24 мучч. Александру и Дионисию согласно с минеею криптофер., марта 29 Илариону новому, 31 Марку арефусийскому и Кириллу диакону, апр. 21 Симеону персидскому с каноном неизвестного, апр. 27 Симеону новому столпнику и брату его Георгию, мая 4 Севастиане с каноном Феофана, нигде не найдено, 16 Елладию вместо 27 (не ошибочно ли вместо Неадия), 18 мая Акакию лествичнику вместо 7 июля, мая 28 Елименту пиите (песнопевцу), у нас память 30 апр. Службы доселе в других не найдено, кроме минеи той же библиотеки Т. II 131 мая 23.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вышло в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи 7 июля 2011 г. 21:15 Издательство Московской Патриархии выпустило в свет 24-томное переиздание одной из важнейших богослужебных книг Православной Церкви — служебной Минеи, содержащей службы церковным праздникам и православным святым на каждый день года. Это издание готовилось в Русской Церкви к 1000-летию Крещения Руси, которое торжественно отмечалось в 1988 году. Двадцать четыре тома миней вышли в период с 1978 по 1987 гг. при председателе Издательского Отдела Московской Патриархии митрополите Питириме (Нечаеве) . Текст миней набран гражданским шрифтом и переиздается репринтом, кроме сентябрьского тома и новых приложений, которые выполнены компьютерным набором. Первое переиздание миней было осуществлено в 2002-м году, второе — в 2008-м. Таким образом, настоящее издание 2011 года является уже 4-м выпуском знаменитого корпуса так называемых «зеленых» миней. При каждом переиздании в соответствующие тома добавляются новые утвержденные Священноначалием службы. В переиздания 2002-го и 2008-го годов вошли службы прославленным святым XIX и XX веков: Царственным страстотерпцам, Собору новомучеников и исповедников Российских, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, святителям Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову, святителям Макарию, митрополиту Московскому, Иову, первому Патриарху Московскому и всея Руси , Тихону, Патриарху Московскому и всея России , святителю Филарету Московскому, преподобным Амвросию Оптинскому, Силуану Афонскому, Андрею Рублеву, родителям преподобного Сергия Радонежского преподобным Кириллу и Марии, благоверному князю Димитрию Донскому, блаженным Ксении Петербургской и Матроне Московской, службы Собору эстонских святых, а также тропари и кондаки некоторым другим новопрославленным святым. В очередное переиздание 2011 года включены новые службы, составленные Синодальной богослужебной комиссией и утвержденные Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Это службы Собору отцев Оптинских и преподобным Иулиании и Евпраксии Московским. Также в соответствующие тома были добавлены тропарь и кондак священномученику протоиерею Иоанну Царскосельскому (Кочурову) и тропарь и кондак священномученику протопресвитеру Александру Хотовицкому, утвержденные еще Архиерейским Собором 1994 года, но по техническим причинам не попавшие в переиздания 2002-го и 2008-го годов. На корешке и крышке переплета каждого тома, а также на титуле теперь проставлен диапазон дней, службы которых входят в соответствующий том. Это позволит быстро находить на полке том с необходимой службой. Также во всех томах исправлены опечатки и ошибки, обнаруженные в процессе пользования книгами. Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1556630.ht...

Завершить его не успели – было подготовлено и выпущено в свет только четыре тома. Но оно лежало в основе следующего издания Миней, осуществленного уже при Патриархе Филарете (см. таблицу). Минеи, изданные при Патриархе Гермогене Название Даты начала работы и издания Минея служебная, сентябрь 31. XII. 1607 (1. VI. 7115 – 31. XII. 7116) Минея служебная, октябрь 23. IX. 1609 (1. VI. 7116 – 23. IX. 7118) Минея служебная, ноябрь 17. IX. 1610 (1. VIII. 7117 – 17. IX. 7119) Минея служебная, декабрь издание неоконченное Все Минеи одного размера – в пол-листа (2°). Выходные данные включают в себя, кроме даты издания, имя царя Василия Шуйского и Патриарха Гермогена, а также место печати (МПД) и имя печатника – Иван Андроников Невежин. Закончить это издание помешало смутное время. О том, как оно готовилось, нам ничего не известно. Корректурных экземпляров, предшествовавших изданию, не сохранилось. Редактором и корректором был печатник. Юрий Лабынцев пишет о том, что Иван Невежин " ... принимал участие в составлении и редактировании годового круга служебных Миней... Судя по размаху работы, подготовка к печати этого объемного многотомного издания – первого в истории не только русской, но и всей кирилловской книжности – явилась значительным культурным мероприятием своего времени. Тексты Миней не только сверялись и правились по многим спискам, но в их корпус вводились и новые литературные памятники – русские по своему происхождению (например, служба Сергию Радонежскому) " [xi] . Чтобы определить источники этих Миней, необходимо отдельное исследование. В новоизданных Минеях встречаются ошибки в тексте и даже уставные ошибки - при печати следующего издания при Патриархе Филарете они подверглись справе. Следующим изданием, которое стало знаковым для печатного периода Патриарха Гермогена, стало Око Церковное (Типикон). Печатником выступил Анисим Михайлов Радишевский – ученик первопечатника Ивана Федорова, пришедший в Москву в 1586 году из Великого княжества Литовского, с Волыни. Он стал работать на Печатном дворе переплетным мастером, а спустя двадцать лет обзавелся собственной " штанбой " . Самостоятельно он опубликовал две книги – оба издания были " новаторскими " . В 1606 году мастер закончил печать Евангелия [xii] , которое отличалось роскошным и непривычным оформлением [xiii] . Следующий и последний его издательский проект – так называемый Большой церковный Устав.

http://pravoslavie.ru/57367.html

«Аминь» Эксапостиларий (или эксапостиларий и светилен) В конце Октоиха, Минея Хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с небес» и вседневное славословие Следованная Псалтирь (Часослов) Диакон «Исполним утреннюю молитву…» «Господи помилуй» Священник «Яко Бог милости и щедрот и челевеколюбия еси и Тебе славу высылаем…» «Аминь Священник «Мир всем» Служебник «И духови Твоему» Диакон «Главы наша Господеви приклоним» «Тебе Господи» Священник «Твое бо есть еже миловати и спасати ны Боже наш…» Служебник «Аминь» Стихиры на стиховне Октоих Стихиры из Часослова «Благо есть исповедатися Господеви» Трисвятое по «Отче наш» Часослов Священник «Яко Твое есть царство и сила и слава» «Аминь» Тропарь, на «Слава, и ныне» — Богородичен Минея и ее четвертое приложение «в конец утрени» Диакон «Помилуй нас Боже» «Господи помилуй» (3 раза) Священник «Яко милостив и человеколюбец» «Аминь» Диакон «Премудрость» «Благослови» Священник «Сый благословен Бог наш» «Аминь». «Утверди Боже…» Первый Час Последование Всенощного бдения (Типикон, 2 глава) Вечерня Воскресные дни Другие дни недели Отверзаются Царские врата. Происходит каждение Алтаря и присутствующих в нем Диакон «Восстаните» «Благослови» Священник творя перед Престолом крест кадилом, возглашает: «Слава Святей…» «Аминь» Священнослужители поют в алтаре «Приидите поклонимся» Во время пения 103 псалма священник с диаконом совершают каждение всего храма. По окончании каждения закрываются Царские врата Диакон произносит великую ектению Священник «Яко подобает…» «Аминь» «Блажен муж…» (Первая кафизма – поют только избранные стихи, а все остальные стихи читаются). Диакон Произносит малую ектению. Священник Возглас. «Аминь» «Господи воззвах…» «Господи воззвах…» (во глас стихир Октоиха). «Положи Господи…» и стихиры из Октоиха и Минеи на 10, начиная с припева «Изведи из темноты душу мою» (во глас Первой стихиры Минеи). Стихиры из Минеи на 8, начиная с припева: «Из глубины воззвах к Тебе Господи» «Слава» — стихира святому «Слава» — стихира святому «И ныне» — догматик начинающегося гласа

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Примечание. Из сказанного видно, что всех стихов Священного Писания в соединении с песнопениями канонов поется 12, как и замечено в 9 гл. Типикона: «стихословим песни: Господеви поем, и держим стихов 12, кроме Слава, И ныне»; песнопений же канона поется 14, из которых 13-е на Славу, а 14-е на И ныне. Песнь 2 Вторая песнь Священного Писания: Вонми небо... (чит. ее в Ирмол., л. 141) ни отдельно, ни в соединении с песнопениями канонов никогда не стихословится, за исключением вторника св. Четыредесятницы (см. там же и л. 127 на об.). Песнь 3 Третья песнь Священ. Писания: Утвердися сердце мое в Господе, поется так же, как 1-я сначала попеременно на оба лика стихословится 3-я песнь Свящ. Писания, а потом также на оба лика поется она по стихам вместе с песнопениями канонов, начиная со стиха: Лук сильных изнеможе.., над которым в Ирмологионе напечатано в одном месте: «начинай» (см. л. 127 на об); а в другом: «на 14» (л. 144). После 3-й песни поется ирмос 3-й песни канона Минеи, который составляет катавасию. Если случится предпразднство или попразднство, то на катавасию по 3-й песни, равно как 6, 8 и 9, также надобно петь ирмос из канона Минеи. После катавасии – малая ектения; Паки и паки..., о которой в Служебнике (стр. 54) и в изд. Киево-Печ. лавры (л. 6) сказано, что ее произносит священник, и возглас: Яко ты еси Бог наш... Лик: Аминь. Затем седален святого из Минеи. Слава, и ныне, богородичен, а в среду и пяток крестобогородичен (Типик., гл. 9 и Окт., Указ о службе всея седм. л. 383 на об.) 229 · Некоторые святые имеют два кондака, напр.: 27 сент., 4 окт. и 10 ноября 230 . Во дни таких святых по 3-й песни произносятся первый кондак, седален и Слава, и ныне, богородичен, а в среду и пяток крестобогородичен. Если случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, то кондак святого (икос, если есть), и седален его же. Слава и ныне – предпразднства или попразднства (см., напр., 10 сент., 22 нояб.); но 24 декабря кондака нет, а только седален святых. Слава, и ныне – предпразднства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Таким образом, соборный надзор имел чисто формальное значение для агиобиографии: он охранял ее установленный стиль, поверял верность жития церковно-литературной норме, «образу и подобию, якоже и прочим святым». Одну из неясных сторон в судьбе древнерусского жития составляет распространение его в читающем обществе. Между тем разъяснение этого вопроса представляет не один библиографический интерес оно могло бы помочь определению степени и свойства того действия, которое древнерусский читатель оказывал на биографа. Если бы наша древняя письменность была лучше исследована по сохранившимся остаткам, она, несомненно, дала бы несколько положительных выводов и для решения этого вопроса. Без того остается ограничиться замечаниями, основанными на беглом, поверхностном обзоре наиболее известных древлехранилищ Если древнейшие жития в Северной Руси по происхождению и назначению своему были тесно связаны с церковной службой, очень естественно предположить, что они первоначально распространялись главным образом в письменности, имевшей церковное употребление. По-видимому, до XV в. небольшой круг русских житий святых, признанных Церковью, сосредоточивался преимущественно в прологах. Впоследствии из пролога широко развились другие формы письменности, заимствовавшие у него систему церковного месяцеслова для расположения своего содержания. Осложняясь в содержании и расширяясь в объеме, пролог превратился в четьи минеи, очень распространенные в древнерусской письменности, судя по многочисленным разбитым их экземплярам, сохранившимся в рукописных библиотеках. Упрощением четьи минеи были разнообразные по составу торжественники, наполняющие письменность XVI века: как и в четьях минеях, жития были любимой и главнейшей частью в их составе и вместе с поучениями и сказаниями, реже одни, располагались в календарном порядке праздников, с которыми были связаны. Легко заметить, что эти торжественники распространялись по тем же побуждениям, как и сходные с ними по связи с церковным месяцесловом трефологии, сборники церковных служб, выбранных из служебной минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

X поет «Господи, воззвах» со стихирами. Стихиры берутся из Минеи. Всего стихир 8. При пении богородична и «Свете тихий» совершается вход с кадилом. Д: «Премудрость, прости».Х: «Свете тихий». Д и X исполняют прокимен. После прокимна читаются паремии. После сугубой ектении, «Сподоби, Господи» и просительной ектении совершается лития. Хпоет стихиры на литии, после которых Д произносит 4 прошения, на которые X отвечает «Господи, помилуй» 40, 50, 3 и 3 раза. С: «Услыши ны, Боже…». X: «Аминь». С: «Мир всем».Х: «И духови твоему». Д: «Главы наша Господеви преклоним». X: «Тебе, Господи». С: «Владыко Многомилостиве…». X: «Аминь». X поет стихиры на стиховне и «Ныне отпущаеши». Ч: Трисвятое по «Отче наш». После возгласа С X поет «Аминь», тропарь святому дважды и «Богородице Дева, радуйся» единожды. В это время совершается каждение хлебов. С читает молитву на освящение хлебов, пшеницы, вина и елея. X поет «Аминь», «Буди имя Господне» (трижды) и 103 псалом. С: «Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием…». X: «Аминь». Утреня После чтения шестопсалмия Д возглашает великую, или мирную ектенью и «Бог Господь», после чего X поет тропарь, «Слава, и ныне», богородичен из 3 приложения Минеи. После чтения кафизм с малыми ектениями и седальнами X поет полиелей: «Хвалите имя Господне». Вышедшее из алтарной части священство поет величание. X поет величание попеременно со стихами избранных псалмов, которые находятся в Ирмологии. Во время пения величания совершается каждение всего храма. Д возглашает малую ектенью. Возглас С: «Яко благословися имя Твое и прославися Царствие Твое…». Ч читает седален. X поет степенный антифон 4 гласа «От юности моея». Д: «Вонмем. Премудрость. Прокимен глас…». Д и X исполняют прокимен, который берется из Минеи (Служебника). Д: «Господу, помолимся». X: «Господи, помилуй». С: «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши…». X: «Аминь». Д: «Всякое дыхание…». X повторяет. Д говорит стих. X: «Всякое дыхание…». Д: «Всякое дыхание». X: «Да хвалит Господа».

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

3) Сколько мне известно, акафиста первоучителям славянским не существует. Если это действительно так, то жития их, внесенные в Четьи минеи под 11-м мая, должны дать превосходный литургический материал для акафиста сего. Следует уповать, что между иерархов Российской церкви найдутся непременно такие, которые составят сей акафист, т. к. акафистная литература есть плод личного усердия и вдохновения. 10 По инициативе П. Гильтебрандта был издан «Изборник. Службы, жития, словеса похвалы и акафист святым учителям словенским Мефодию и Кириллу 11 » (1886), включающий значительный массив литургических текстов, посвященных славянским первоучителям. Как мы увидим в дальнейшем, многие из напечатанных здесь служб вошли в Служебную минею версии 1978–1988 г. Выше мы говорили исключительно о деятельности Санкт-Петербургской синодальной типографии. Между тем издание богослужебных книг осуществлялось преимущественно не в Санкт-Петербургской, а в Московской синодальной типографии. Два основных церковных издательских центра весьма ревниво следили за деятельностью друг друга. Периодиче ски между типографиями возникали острые споры, касающиеся не только организационных вопросов церковного книгоиздания, но и вопросов текстологии, орфографии и принципов морфологической унификации церковнославянских текстов [см.: Кравецкий 2008; Кравецкий 2010; Балашов 2001: 190–192, 209–217]. Реакцией на проект П. Гильтебрандта следует, по всей видимости, считать составленный М. В. Никольским (главным справщиком Московской синодальной типографии и постоянным оппонентом П. Гильтебрандта ) проект внесения в Типикон и Минеи празднований русским святым, которые были исключены из церковного устава при никоновской справе 12 . В 1891 году М. В. Никольский направил в Синод рапорт, в результате чего Синод в очередной раз начал дело об исправлении Типикона. Практических результатов эта работа не имела. Но для нас этот проект представляет интерес потому, что очень четко обозначает тенденцию времени: на протяжении одного десятилетия два основных церковных издательских центра заговорили о необходимости расширения состава Месячных миней. Очень важным кажется то, что эти проекты предложили не публицисты или богословы, а издатели-практики, которые хорошо знали о сложностях и подводных камнях подобных проектов. Поэтому их позиция очень значима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Впоследствии из пролога широко развились другие формы письменности, заимствовавшие у него систему церковного месяцеслова для расположения своего содержания. Осложняясь в содержании и расширяясь в объеме, пролог превратился в четьи минеи, очень распространенные в древнерусской письменности, судя по многочисленным разбитым их экземплярам, сохранившимся в рукописных библиотеках. Упрощением четьи минеи были разнообразные по составу торжественники, наполняющие письменность XVI века: как и в четьях минеях, жития были любимой и главнейшей частью в их составе и вместе с поучениями и сказаниями, реже одни, располагались в календарном порядке праздников, с которыми были связаны. Легко заметить, что эти торжественники распространялись по тем же побуждениям, как и сходные с ними по связи с церковным месяцесловом трефологии, сборники церковных служб, выбранных из служебной минеи. Распространению тех и других, и притом с чисто русским содержанием, содействовали церковные соборы XVI века о новых чудотворцах, значительно расширившие русские святцы и внесшие большое количество русских житий и канонов в обязательное церковное употребление. Отрывочные известия о том, как писались жития по многочисленным пустынным монастырям Северо-Восточной Руси в XVI и XVII веках, подвергают воображение исследователя сильному искушению создать из них картину оживленного движения, какое получила там в то время литература житий. Не дожидаясь церковного признания, возбуждаемая собственным усердием и вниманием, даже требованиями окрестного населения, братия всеми силами хлопочет о составлении правильного жития своего основателя; не находя достаточно грамотного монаха среди себя, пользуется заезжим, обращается в Москву к митрополиту с просьбой найти и назначить ей биографа; даже не дожидаясь правильного жития, спешит, «дондеже есть остаток древних отец», хотя нестройно, «неудобренно» записать на малых хартиях и свитках драгоценные воспоминания. И чем отрывочнее такие известия, тем полнее готова дорисовав картину неосторожная фантазия, создав для этих житий быстрое распространение и широкий круг читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010