Пусть же себе превозносятся и гордятся штундисты, хотя мы не видим и не знаем, чем они могут гордиться, хорошо зная, кто есть отец и учитель гордости и всякой лжи. Но, братие и сестры о Господе, чтобы никто не смел нас упрекать в нечестивой жизни, станем удаляться от сих грехов: всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречия, клеветы, богоненавистничества, самохвальства, изобретательности на зло, непослушания родителям, безрассудности, вероломства, нелюбезности, непримиримости, немилосердия, зная праведный Суд Божий, что делающие такие дела достойны казни Божией – смерти ( Рим. 1:29–32 ). Избегайте и этих в особенности грехов, дел плоти, и обратите внимание на то, что по указанию Гал. 5:20 , штундисты, как еретики, Царствие Божие не наследуют. Дела плоти суть, прелюбодеяше, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссора, зависть, гнев, распри, разногласие (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и т. п. Поступающие так Царствия Божия не наследуют ( Гал. 5:20–21 ). Дети, родители, мужья, жёны, живите достойно своего христианского звания, в которое вы благодатью и человеколюбием Господа призваны ( Еф.4:1 ) со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира, будучи призваны чрез веру и крещение к одной надежде (звания нашего) и Одному Богу и Отцу всех, Который над всеми и во всех нас ( Еф.4:1–6 ). Дети, повинуйтесь своим родителям, ибо сего требует справедливость. Почитайте своих отца и матерь, да будет вам благо и долголетье на земле. И вы, отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Слуги, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца своего, как Христу. Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божью от души, служа с усердием, и не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

С середины 1890-х гг. выступления Глубоковского на страницах периодики все более сосредотачиваются в сфере профессиональных интересов (научных и педагогических), также он помещает немало рецензий на книги русских и иностранных авторов (преимущественно в журналах «Христианское чтение» и «Странник», а с 1908 г. и в «Гермесе»). По словам Глубоковского, в этих статьях «преобладали идейные интересы объективных научных запросов и идейных усилий ради научной истины». Подводя в беженстве итоги своей литературной деятельности, Глубоковский оставил следующую запись, сделанную в 1931 г.: «...литература наравне с профессурой – была и до сих остается для меня как бы священнослужением, где я лишь слабый исполнитель обязательного и неключимый раб повеленного. Посему неизменно и чистосердечно я твердо памятовал и старался и по силе заповеди предупреждения верховного разума: «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Бога, и удаляйся от зла» ( Притч. 3:7 ), «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» ( Рим. 12:17 ). [sic! Надо: Рим. 12:16 . – Т. Б.]. В противном случае неизбежно постигнут всех два предреченные «горя»; одно гласит: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою» (Uc.[sic!] 5:21), а другое еще более категорично и авторитетно: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» ( Лк. 6:26 ). Все это необходимо и понятно: – в первом случае человек становится служителем не высшей независимой идеи, а своей собственной личности, а во втором становится рабом житейской суеты, где пускается на базарный торг самое человеческое достоинство. Все это раскрылось и окрепло во мне далеко не сразу, но то и другое было всегда противно и моей и нашей природе» 1010 . 24 июня 1914 г. исполнялось 25-летие научно-преподавательской деятельности Глубоковского, началом которой служило окончание МДА и присуждение степени кандидата богословия. «Не знаю, воспряну ли, но несомненно, что увядаю. Пришла уже и осень моя, и лист мой едва держится на дереве жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Скажите, бывают ли в вашем обществе такие знамения? Есть ли среди вас такие, которые бы изгоняли бесов, есть ли чудотворцы, прозорливцы? Не только нет, но никогда и не было – с самого образования вашего общества, да и не может быть. Вы сами это видите и не станете утверждать противного. И не может быть потому, что Бог только с тем, кто в истинном общении с Ним. Сие и уверяет, что вы не верующие, а потерявшие веру, потерявшие Бога. Во что вы веруете?! Веруете ли в то, что крест для нас сила Божия, как говорит ап. Павел ( 1Кор. 1:24 )? Нет, не веруете, но бежите от него, и между тем крест Божий, Христов – он так и зовётся в слове Божием ( Мф. 27–32 ; Ин. 19:17 ), – что же вы бежите от того, что Божие? Веруете ли в силу чудотворных икон. Нет, не веруете, и бежите от них; и между тем на них лики Бога Всемогущего, в них Сам Он шествует ( Пс. 67:25–26 ); они святы ( Исх. 30:26–29 ; Исх. 40:24–25 ), они под покровом Божьим и в слове Божьем зовутся великою святынею, на которых пребывает слава Божия ( Евр. 9:5 ; Исх. 30:26–29 ). Вы не верите в силу имени Божия, поносите Его и бежите от Него. 26) «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (Кор. 15:19). Как это понимать? Ответ . Мы, христиане, надеемся на Христа не только в сей жизни, но и в будущей. Язычники смеялись и издевались над уверовавшими во Христа, Которого они считали простым человеком, учителем, проповедовавшим суетную идею воскресения из мёртвых – несбыточную, тщетную мечту. Жалки очень христиане, думали язычники, что пошли за таким учителем. Умер Он позорной смертью, как разбойник, на Кресте. Что несчастнее может быть, как быть последователем такого учителя? Погиб Он, и с Ним погибли и идеи Его шумно и позорно, думали язычники. Действительно, так оно и должно бы быть, если бы этот Учитель не был Бог. Разве мало было в мире безумных учителей и безумных учений, которые погибли разом или раньше своих проповедников, или едва пережив их. Это было как до Христа, так и после Него. И Христос Свою проповедь и Своё учение подтвердил и смертью Своею и воскресением Своим из мёртвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Слова Господа Спасителя мира о необходимости благодатного причащения Его тела и крови так ясно и положительно, что даже и сами молокане никак не могут придать им иносказательного смысла. Ведь Господь не сказал: – „Примите, ядите сей хлеб и пийте сие вино», – но весьма определенно возвестил: – „Сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя Новаго Завета», – и заповедал эту тайную вечерю всегда творить в Его воспоминание. Об обязательном совершении таинства Причащения подтверждено Ап. Павлом, который засвидетельствовал, что „Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: – „Примите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое... и сия чаша есть Новый Завет в Моей крови; сие творите, когда будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:24–25 ). Напомнив это великое событие Тайной Вечери Христовой, Апостол пояснил: – „Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, тот виновен будет против тела и крови Господа (ст. 27). В другом месте в послании к тем же Коринфянам Ап. Павел восклицает: – „Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой. Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова. Один хлеб и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:16–17 ). Участниками Тайной Вечери и первыми ее причастниками были одни апостолы, которые потом распространили это таинство на всех христиан, но тем не менее – как видно из только что приведенных слов Ап. Павла – благословение чаши и преломление хлеба составляло право посвященных для этого тайнодействия, а не право каждого христианина. Что же касается возражения молокан, что ни из чего не видно, как именно Дух Святой претворяет на церковном престоле хлеб и вино в тело и кровь Христову, то на это можно им отвечать, что тут таинство веры. В этом смысле определенно сказал Св. Иоанн Дамаскин : – „Аще ли же образа, како бывает, ищеши, довольно ти есть услышати, яко Духом Святым вся та бывают, имже образом и от Богородицы Духом Святым Себе Самому и в Себе Самом плоть Господь состави. Ниже более что вем и никто же сего ищи, но токмо яко Божие слово истинное, действительное и всемощное есть, образ же неиспытанный и непостижимый» (см. Пр. Катех.).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Церковь вселенская за непочитание икон, равным образом и за неправильное почитание – за обожание их (когда кто признает их и за Самого Бога) угрожает анафемой. Так мы не почитаем икон за Самого Бога и не признаем многих богов, хотя и имеем множество икон, которые не есть человеческий вымысел кого то или чего то несуществующего, а есть изображения действительно живших и угодивших Богу лиц и людей, тогда как многие языческие чурбаны и истуканы есть изображения видимых низших тварей Божиих и в большинстве случаев изображение всего такого, чего на самом деле и не было. А что мы изображаем Самого Бога, тогда как Он живет во свете неприступном и Его никто не видел, то это означает, что мы изображаем Его лишь так, как Он Сам благоволил явиться и быть видимым роду человеческому. Например, являлся же Он праотцу Аврааму в виде 3-х странников, будучи в то же время Всемогущим Богом и премирным Владыкой, живущим во свете неприступном(Быт.,гл.18); патриарху Иакову, который сам говорил,что видел Бога лицом к лицу ( Быт.22:25–30 ).О Моисее Сам Господь Бог сказал евреям: «устами к устам говорю Я с ним и явно не в гаданиях, и образ Господа он видит» ( Числ.12:16 ); Гедеону и родителям Сампсона Он являлся в виде ангела ( Суд. 6 и 13 главы) и прочая. Не силясь написать Бога в Его непостижимой славе и величии, мы изображаем Его в таком виде, как Он являл Сам Себя миру в Троице, особенно вторую Ипостась Сына Божия. Он родился, мы и изображаем Его рождение, как младенца; крестился, мы и крещение Его изображаем; молился в саду Гефсиманском о чаше, так и изображаем Его; страдал, воскрес и вознесся, так и изображаем все эти важнейшие события в Его жизни, при этом строго держась указаний Слова Божья. Обо всем этом, повествуем на дереве, золоте и серебре красками, как бы и чернилами на бумаге. А пророк Исая, этот ветхозаветный евангелист, говорит, что он видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, вокруг Его стояли Серафимы и взывали: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его. И сказал я: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами; и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис.6:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Штундист. Вы тут открываете нам новость; говорите, что Крест – Божий, а потому он и свят. Странно – ведь мы все Божии, творения Его и весь мир сотворён Им и есть собственность Его. Как же это так по вашему выходит, что Крест только Божий? Мы думаем, что тут просто вы уже заговорились. Миссионер. Нет, не заговорился. Хорошо я знаю, что говорю. Нужно, чтобы и вы это признали, и думаю, что согласитесь и вы со мною, вот только выслушайте дальше моё рассуждение. Вот как это выходит, что Крест есть Божий. Его собственность. Есть места – особенно Божии и время – особенно Божие. Например, места: Вефиль, Неопалимая Купина, Синай гора, Фавор гора, – эти места, представляют часть земли, которая – вся Божия, – особенно Божии, потому что они освящены особенным явлением Бога, избраны для проявления особенного милосердия или чуда на них народу. Жезл Моисея, жезл Аарона – вещи столь простые и обыкновенные, или вот Ковчег Завета ( 1Цар. 5:2–8 ) – чудодейственный ящик, построенный из дерева и обложенный золотом, между тем они особенно и по преимуществу – Божии, потому что Бог через них чудодествовал и проявлял Себя миру, хотя Он везде действует, как Промыслитель, Вездесущий и всеобъемлющей. Время также – всё Божие, а суббота, по новозаветному, воскресение и другие праздники – по преимуществу Божии, потому что Господь избрал и Сам освятил их. Вода, елей – обыкновенные предметы природы; но Сам же Бог , между тем, говорит: «аще кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Без воды не может быть крещения, а, следовательно – не может быть и вечного спасения. Или вот Апостолы говорят Христу: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Масло то было обыкновенное, но в руках Апостолов оно чудодействовало, потому что оно освящено было силою Божией. Понимаете ли, после этого, почему свят Крест? Потому что он особенно и по преимуществу Божий. На нём, пролита св. Кровь Его, к нему пригвождена была и на нём висела пречистая плоть Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Штундист. Нет, не согрешил, потому что в слове Божьем ясно сказано, что на то была воля Божья. Миссионер. Да, значит, иметь в храме свящ. изображения согласно и непротивно воле Божьей и во веки не будет противно, так как Господь сказал таким же праведникам и таким же строителям храма Божья, как и Моисей, Давид и Соломон, что в воздвигнутом ими храме Он будет обитать во веки, значит, не только в храме Соломона, который (храм) не мог быть вечным потому,что никакая постройка на земле невечна, а вообще во всяком храме, устроенном во имя Господне и по подобию храма Соломонова, устроенном в честь и славу Его; следовательно, и в храмах Он почивает, не гнушаясь Его святыней, в том числе и св. иконами, теми же херувимами и тем более изображениями Самого Себя, святее Кого нет никого и ничего ни на небе, ни на земле. Штундист. Про это довольно уже. Мы очень желали бы слышать от вас доказательства, как это по-вашему выходит, что мы дружимся и целуемся с лукавым? Не откажите нам в этом, мы, кажется, в другой раз уже заявляем свою просьбу вам об этом. Миссионер. Я ваше желание вижу и про него слышу; но только погодите: не все же сразу; ведь, я еще не совсем окончил беседу, прошу дать мне выполнить, как нужно, чтоб я не был вами не понят, или чтобы беседа моя не осталась неоконченной, или недоказанной, по крайней мере, насколько это мне желательно и насколько позволяет настоящее время и данный случай. Штундист. Да мы уже слыхали от вас, что иконы – одно, а идолы – совсем другое, что первые существуют по непосредственному приказанию Божью, а вторые есть измышление человека и как не было их прежде, так и не будут они вечно, а иконы будут вечны, как вечны будут христанские храмы и само христанство и все то, что устроил Бог для спасения христан. Также мы поняли из ваших объяснений, что вы совершенно иначе служите иконам, чем язычники своим идолам. Спасибо, мы все это поняли и желали бы беседовать о другом. Миссионер. Очень мне приятно, что вы во все время были внимательны к моим словам и хорошо поняли и усвоили мои объяснения. Прошу, хорошенько все это растолкуйте и всей своей братии, которая выставила вас своим представителем и во всем вам доверяет более, чем кому бы то ни было из православных. Все вы им прежде объясняли и они вас слушали, объясните и то им, что вы усвоили из беседы моей с вами об иконах; пусть они и на сей раз вас послушают.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

ю23) серб.: Дечаны. 123, 1395 г. и ок. 1400 г., а также ок. 1420–1425 гг. (Богданович, 1982. 1438) [ЛИЗ, ЛВВ] ю24) серб.: Дечаны. 124, ок. 1395–1400 гг. (Богданович, 1982. 1454) [ЛИЗ, ЛВВ] ю25) серб.: Дечаны. 125, ок. 1395–1400 гг. и ок. 1450–1460 гг. (Богданович, 1982. 1455) [ЛИЗ, ЛВВ] ю26) серб.: Дечаны. 126, ок. 1395–1400 гг. (Богданович, 1982. 2185) [ЛИЗ, ЛВВ] ю27) серб.: Дечаны. 127, ок. 1380–1390 гг. и 1460–1470 гг. (Богданович, 1982. 1442) [ЛИЗ, ЛВВ] 404 ю28) серб.: МСПЦ. 227 (Крушедол. Ж IV 64), XIV в. (Богданович, 1982. 1445) [ЛИЗ, ЛВВ] ю29) серб.: Плевля. 86, XIV в. (Богданович, 1982. 1446) [ЛИЗ, ЛВВ] ю30) серб.: Плевля. 114, XIV в. (Богданович, 1982. 1447) [ЛИЗ, ЛВВ] ю31) серб.: Патриаршая библиотека. 365, XIV в. (Богданович, 1982. 2184) ю32) серб.: НБС. 694, сер. XIV в. (Штавлянин-Джорджевич, 1988–1989. С. 66) [ЛВВ (часть)] Среди афонских собраний 405 южнославянские рукописи ЛИЗ и ЛВВ XIII–XIV вв. сохранились в библиотеках Великой лавры (одна рукопись), Хиландаря (пять рукописей) и Зографа (три рукописи): ю33) серб.: Ath. Chil. 16/IV, 2-я пол. XIII в. (Турилов, Мошкова, 1999. 319) [ЛВВ (без начала)] 406 ю34) серб.: Ath. Chil. 3/II, 1-я пол. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 322) [ЛИЗ (без начала)] 407 ю35) серб.: Ath. Chil. 315, 40-е гг. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 908) [ЛИЗ] 408 ю36) среднеболг.: Ath. Laur. Z-13, 3-я четв. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 909) [ЛИЗ (без начала), снова ЛИЗ (формуляр выписан другой рукой), ЛВВ] 409 ю37) серб.: Ath. Zogr. 45 (I. г. 10), 3-я четв. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 910) [ЛИЗ (без начала), ЛВВ] 410 ю38) серб.: Ath. Chil. 618, посл. четв. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 911) [ЛИЗ, ЛВВ] ю39) среднеболг.: Ath. Zogr. 46 (I. г. 12) («Евфимиев Служебник»), кон. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 912) [ЛИЗ, ЛВВ] 411 ю40) среднеболг.: Ath. Zogr. 103 («Зографский свиток», или «Евфимиев Служебник»), кон. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 913) [ЛИЗ, ЛВВ] 412 ю41) серб.: Ath. Chil. 316, кон. XIV в. (Турилов, Мошкова, 1999. 914) [ЛИЗ, ЛВВ]

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

После освобождения из Петропавловской крепости 20 января 1918 г. Богданов стал одним из инициаторов и руководителей антибольшевистского движения «Собрание уполномоченных фабрик и заводов» (январь–нюнь 1918 г.). В июле 1918-го его вновь арестовали и посадили в Петропавловскую крепость, к осени освободили. В сентябре 1918 г. Б.О. Богданов вышел из партии меньшевиков из-за несогласия с политикой ее левоцентристского ЦК, переехал в Одессу, работал в Доме народного творчества, участвовал в профсоюзном движении. 16 декабря 1920 г. Богданов был снова арестован, вместе со всей меньшевистской фракцией Одесского Совета рабочих депутатов. Из Одесской тюрьмы его перевезли в Харьков, затем выслали за пределы Украины. По прибытии в Москву, опять арестовали, прямо на вокзале, заключили в Таганскую тюрьму, затем перевели во Владимирскую тюрьму. Освободили осенью 1921 г. Во время этого заключения Ольга Альбертовна наладила связь с Красным Крестом и возила передачи не только мужу, но и другим политическим заключенным. НЭП, вслед за многими меньшевиками, Богданов воспринял, как капитуляцию большевистской диктатуры. С декабря 1921 г. он обосновался в Москве, работал в торговом отделе ВСНХ, затем перевез семью, а также мать и сестру. Летом 1922 г. Богданов скрылся из-под ареста (ордер выписан 3 июля), жил в Москве на тайной квартире. Ольга Альбертовна начала хлопотать о выезде (высылке) Бориса Осиповича с семьей за границу. Заявление Богданова, с просьбой о разрешении выезда, датируется 6 ноября 1922 г., а постановление о высылке за собственный счет за границу, сроком на три года, за антисоветскую деятельность – 18 ноября. В конце ноября Б. О. Богданов легализовался – вернулся к семье, работал в ВСНХ, начал оформлять документы для выезда. Но 22 декабря 1922 г. Богданов вновь арестован, 27 декабря комиссия НКВД по административным высылкам приняла постановление: заключить Б. О. Богданова в Архангельский концлагерь сроком на два года (постановление о высылке за границу отменялось). 8 февраля 1923 г. Богданова по этапу отправили в Пертоминск. К 1922 г. большая часть политзаключенных (социалистов и анархистов) была сосредоточена в северных лагерях – Архангельском, Пертоминском и Холмогорском, а к весне 1923 г., перед отправкой на Соловки, всех их собрали в Пертоминском концлагере.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богданов склонялся всё время к «ревизионизму», но в своем развитии прошел несколько фаз: сначала он увлекался энергетикой Оствальда и написал книгу «Основные элементы исторического взгляда на природу» (1899). От Оствальда Богданов перешел к эмпириокритицизму, главньм образом следуя Маху; под влиянием Маха написана книга Богданова «Эмпириомонизм» (1904–1906). Отсюда развилась последняя его система, носящая название «Тектология» (1913–1915). К этому же периоду относится книга «Философия живого опыта» и ряд мелких книг. Взгляды Богданова вызывали все время резкую оппозицию со стороны других представителей неомарксизма. Главная работа против Богданова написана Лениным («Материализм и эмпириокритицизм») 2351 ; со времени революции 1917 г. нет ни одной книги по диалектическому материализму, где не подвергали бы Богданова жесточайшему обстрелу со стороны правоверных служителей советской философии 2352 . Всё же среди защитников неомарксизма Богданов представляет редкое и счастливое исключение в том смысле, что он не «подгоняет» своих построений к определенным выводам, что ему совершенно чужда схоластическая (в дурном смысле слова) манера Ленина в его книге «Материализм и эмпириокритицизм». Богданов остается все время свободным мыслителем, искренне и серьезно принявшим марксизм, но потому и склонным к самому решительному ревизионизму. Основное вдохновение, если угодно, основная интуиция Богданова 2353 определялась двумя основными положениями марксизма: с одной стороны, Богданов принимает марксистскую интерпретацию гегелевского учения о том, что лишь в истории раскрывается «тайна» бытия, с другой стороны, он принимает ту «философию деяния» (говоря термином Герцена), которая призвана не столько «объяснять» мир, сколько «изменять» его (формула Маркса), т.е. творчески вмешиваться в него. В обоих этих положениях Богданов совсем не отклоняется от основ марксизма, но его особенность заключается в том, что, входя в партию, он «смел свое суждение иметь». Когда начинал свою литературную деятельность Богданов, марксизмом увлекались многие выдающиеся мыслители и писатели, впоследствии отошедшие от марксизма (Струве, Булгаков, Бердяев, Франк); для этих мыслителей марксизм был определенной фазой в их развитии, но mutatis mutandis (Букв.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010