утвержден епископом Смоленским и Дорогобужским. С августа 1957 г. по март 1959 г. управлял одновременно Берлинской и Смоленской епархиями. С марта 1959 г. – епископ Ижевский и Удмуртский, с марта 1961 г. по ноябрь 1962 г. управлял Тамбовской епархией, после чего назначен епископом Ставропольским и Бакинским. В феврале 1965 г. возведен в сан архиепископа. В 1966 г. временно управлял Краснодарской епархией. С февраля – архиепископ Воронежский и Липецкий, с октября 1972 г. – архиепископ Вологодский и Великоустюжский, с сентября 1974 г. – архиепископ Тамбовский и Мичуринский. Скончался владыка Михаил в Тамбове и похоронен на городском кладбище близ алтаря Петропавловского храма. Михаил (Михаил Иванович Питкевич; 1877–1962), иеросхимонах. Родился в г. Якобштадт Витебской губ. 6 октября 1902 г. поступил в Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. зачислен в послушники. 15 июня 1913 г. пострижен в монашество с именем Тимон. 13 мая 1918 г. рукоположен в иеродиакона, 25 марта 1923 г. – в иеромонаха. Проходил послушания в Авраамиевском и Коневском скитах, в часовне Валаамского подворья в Петрограде. В 1939 г. принял схиму. В монастыре именовался «Михаил Младший» в отличие от иеросхимонаха Михаила (Попова). В 1957 г. переселился в Псково-Печерский монастырь, там же и скончался 2/15 апреля 1962 г. Похоронен в монастырских пещерах. Михаил (Мина Богданович Богданов; 1883–1946), иеромонах. Родился в д. Ратигоры Лодейнопольского уезда Олонецкой губ. 2 октября 1911 г. поступил в Валаамский монастырь. 5 июля 1913 г. определен в послушники. 13 ноября 1918 г. пострижен в монашество. 13 марта 1926 г. рукоположен во иеродиакона, 29 июня 1928 г. – в иеромонаха. Состоял нарядчиком рабочих, проходил послушания при экономской и на клиросе. Михей (Михаил Захарович Мишин; 1878–1947), иеромонах. Родился в д. Господинково Бежецкого уезда Тверской губ. 22 июля 1901 г. поступил в Валаамский монастырь. 20 марта 1906 г. определен в послушники. 8 июня 1911 г. пострижен в монашество. 26 декабря 1915 г. рукоположен в иеродиакона, 24 февраля 1924 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Страбон сообщает о целом ряде таких храмов, которые еще в его время пользовались уважением 91 . Культ Мина продолжался и при действии греческой и римской культуры, так как большинство дошедших до нас монет с изображением Мина происходит из греческого и римского периодов. Храмы Мина имели притягательную силу еще и для современников Страбона, и почитание его не прекращалось до последних дней язычества. Культ Мина так глубоко укоренился в народном сознании, что греки и римляне должны были просто приспособляться к нему 92 . Для Понта главным свидетельством о культе бога Мина является сообщение Страбона 93 . Он говорит, что Кавире «принадлежит также храм Мина, называемый Фарнаковым, и похожий на деревню город Америя, имеющий много храмовых служителей и священную землю, доходами с которой всегда пользуется главный жрец; цари чтили этот храм чрезвычайно высоко, так что они облекали так называемую царскую клятву в следующую форму: «царским счастьем» или «Мином Фарнака». Этот храм, подобен албанскому или фракийскому – также Селены, равно как п храм Мина в местности того же имени, храм Аская в Антиохии подле Писидии и, наконец, тот, что в области Антиохийской». Таким образом, храм Мина Фарнака находился вблизи Кавиры (Неокесарии) и имел много священных служителей и поместий, доходы с которых были в распоряжении главного жреца. Этот бог пользовался таким уважением в стране, что Понтийские цари клялись его именем в так называемой царской клятве. Св. Афанасий Александрийский сообщает, что в Кавирах было прорицалище 94 . Св. Григорий Нисский в «Слове о жизни св. Григория Чудотворца » говорит, что по пути в Неокесарию св. Григорий зашел со своими спутниками в один храм; храм этот был из числа знаменитых: «в нем открыто сообщались жрецам внушения чтимых там демонов посредством издаваемых там волшебных предсказаний» 95 . Отсюда можно сделать заключение, что в храме Мина Фарнака был оракул. Что касается имени бога Μν Φαρνκου, то должно признать совершенно невероятным объяснение эпитета Φαρνκου по имени города Фарнакии, потому что, с одной стороны, оно тогда было бы Φαρνακες, а с другой потому, что главным местом культа Μηνς Φαρνλακου была Америя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Этот случай подтверждает, что Питирим был неумен. Впрочем, это и так довольно понятно из жизни и деяний властолюбца. Хотя, конечно, власти предержащие на Руси вряд ли сочли бы сочетание гордыни от успешной карьеры и ужаса перед Божьим судом на смертном одре признаком неразумия. Примечания О делах и намерениях государя см.: Богданов А. П. В тени Великого Петра. М., 1998. С. 13—246. Подробно см.: Богданов А. П.. Симонов Р. А. Прогностические письма доктора Андреаса Энгельгардта царю Алексею Михайловичу//Естественнонаучные представления Древней Руси: Счисление лет. Символика чисел. " Отреченные " книги. Астрология. Минералогия. М., 1988. С. 151—203. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1991. Кн. VI. С. 260-261. Богданов А. П. Перо и крест. Русские писатели под церковным судом. М., 1990. Гл. 3 (важнейшая историография — С. 458—461). Соловьев С. М. Указ. соч. С. 273. Грамота в РГАДА. Ф. 381. Оп. 1. 357. Буганов В. И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М., 1991. Гл. 6 (важнейшая историография — С. 521-522). Подробнее см.: Макарий. митрополит. История Русской церкви. Спб., 1883. Т. XII. С. 760—792. ГИМ, Синодальное собр. 130. Трапезой Полоцкий постоянно именовал процесс познания, подчеркивая его жизненную необходимость. См., например, его сборник " Обед душевный " (1675), изданный в Верхней типографии Сильвестром Медведевым (М., 1681). См.: Богданов А. П. София-Премудрость Божия и царевна Софья Алексеевна. Из истории русской духовной литературы и искусства XVII века//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 7. Ср.: Татарский И. Симеон Полоцкий (Его жизнь к деятельность). М., 1886; Богданов А. П. Перо и крест. Гл. 4. Последнее упоминание о преподавании in Alexiano Musaeo —чудовской школе " гречанина Арсения " (Сатановского), действовавшей с 1653 г., относится к 1663 г. Детально см.: Богданов А. П. К полемике конца 60 — начала 80-х годов XVII в. об организации высшего учебного заведения в России. Источниковедческие заметки//Исследования по источниковедению истории СССР XIII—XVIII вв. М., 1986. С. 177—209.

http://sedmitza.ru/lib/text/443625/

Самое начало и благословение безпоповщинских наставников нужно считать незаконным, ибо единственно-истинная форма передачи благодатных даров – рукоположение епископа. Об этом говорят и старопечатные книги: по Мал. Катех., благодатные дары нисходят на приемлющего священство, когда епископ возлагает на главу его руки и говорит: «Божественная благодать»…; по Симеону Солунскому рукополагать может только «епископ хиротонисанный», кн. «о Вере» заповедует повиноваться трем степеням иерархии и предостерегает от «прелазящих инуде». Церковь признавала законными только пастырей, рукоположенных епископом, почему на вселенс. и поместных соборах составила правила, касающиеся как рукополагающего, так и принимающего хиротонию. Согласно с этими правилами она не признала бы хиротонии Павла Коломенского, как не представляющего своим лицом собора епископов и не имеющего своей епархии. Нужно думать, что безпоповцы сознают свою неправоту, ибо не облекают наставников в одежды пастырей и не дерзают разрешить им совершение всех тайн, кроме двух, необходимо нужных ко спасению. О. Мина. Безпоповцы признают два таинства. Не желает ли из них кто побеседовать о покаянии, которое они разрешают совершать мирянину. Оно бывает у них так: приходит к мирянину человек на исповедь; раскрывает ему душу, как отцу духовному, и тот говорит: «не утаи от меня». Законно-ли это? Дегтерев (стар.) Скажите мне, о. Мина: какую «роль играли» в Церкви исповедники? О. Мина – В какое время? Дегтерев. – Исповедники были от начала Церкви. О. Мина. – Так в какое же время? Дегтерев. – Аполлос, напр., кто был? О. Мина. – Исповедник. Дегтерев. – Так какую же «роль они играли»? О. Мина. – Они исповедовали Христа как Бога и так учили, претерпевали за имя Его мучения и смерть, различно относились к отпадшим от веры… Дегтерев. – Кающихся принимали? О. Мина. Они не исповедовали, так как у верующих были пастыри. Кто-то из старообр. – Я могу просить у мирянина прощения и могу получить его. О. пр. Виноградов. – Это – не исповедь. О. Мина. – Так бывает: друг у друга мы просим прощения в личных грехах; и на исповеди духовник, обыкновенно, спрашивает: «не в ссоре ли ты с ближним, иди и примирись!» Только личные грехи и притом только прощать, а не разрешать могут и безпоповщинские наставники. Где же у них власть вязать и решить и могут ли они сказать «властию И. Христа, мне данною, прощаю и разрешаю»…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мина и миссионерское послушание. В декабре 1935 года к нему приехали старообрядцы-беглопоповцы из с. Каверино Спасо- Клепиковского района для того, чтобы пригласить его на должность священника в их церковь . Архимандрит Мина дал им ответ, что это возможно лишь в том случае, если старообрядцы объединятся с официальной Патриаршей Православной Церковью на основе единоверия. Представители беглопопов- цев после беседы отбыли для решения этого вопроса со всей общиной. Отец Мина в тот же день доложил о предложении старообрядцев архиепископу Рязанскому св. Иувеналию (Масловскому; †1937), чему Владыка очень обрадовался и благословил начинание по воссоединению старообрядцев с Православием. Священномученик Иувеналий сказал: «Объединение всех течений старообрядцев и Православия очень желательно в настоящее время для всей Православной Церкви, которая искусственно сейчас разделена на разные течения с единственной целью уничтожения Церкви и Православия». Архимандрит Мина в этот раз свою миссионерскую обязанность по переговорам со старообрядцами не довел до конца лишь потому, что 5 января 1936 года был арестован. Содержался он в Рязанской тюрьме. На допросах архимандрит Мина вел себя твердо и уверенно, никого не оговаривая. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года архимандрит Мина был осужден на пять лет ИТЛ. 6 апреля того же года направлен в г. Мариинск. Спустя полтора года, в сентябре 1937 года, в Сусловском отделении Сиблага было возбуждено следственное дело о существовании в лагере контрреволюционной группы под руководством заключенного здесь архиепископа Угличского Серафима (Самойловича). Приговор святым Серафиму, Мине и их сострадальцам был приведен в исполнение 4 ноября 1937 года. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года архимандрит Мина (Шелаев) был прославлен в лике святых как преподобномученик. Из обращения к св. Мине беглопоповской общины видно, что сам страдалец хорошо знал чин старообрядного служения, а его образ жизни, позже достойно увенчанный мученичеством, отвечал взыскательным требованиям сторонников древнего благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novomuch...

К концу службы опустела церковь. Я недоумевал. Закончив службу и идя домой, я увидел, что комната, где лежала Мина, и сени заполнены народом. Зашел. Отец Павел, облаченный в епитрахиль, читал отходную. Мина с открытыми глазами лежала на кровати и внимательно вслушивалась в каждое слово. На груди были сложены крестом руки. В левой держала зажженную свечку, а в правой — маленький деревянный крест и им крестообразно осеняла себя. Из горла вырывались хрипы. Грудь бурно вздымалась. Комната была забита народом. У большинства на глазах были слезы. К концу канона Мина стала просить давать ей освященную воду не из чашки, а прямо из чайника, ибо вздрагивающий подбородок расплескивал воду из чашки. Закончив каноны, о. Павел подошел и, наклоняясь над Миной, сказал: «Мина, я исполнил все, что ты просила. Как тебе тяжело? Что у тебя болит? Ты слышишь меня?» — «Ничего у меня не болит. Мне хорошо. Господь уже принял мою душу»,— ясно и громко ответила Мина. Все были поражены ее ответом. Стали прощаться. Первым подошел о[тец] Павел. Горько плача, обнял ее голову и покрыл лицо поцелуями. Затем подошел я, поцеловал ее в лоб и благословил. Каждый день она утром к нам приходила за благословением и просила ее благословить уходя ко сну. За мной подошла плачущая матушка, Дарья Феодоровна и все присутствующие. Мина уже заплетающимся языком отвечала: «Бог простит». Отец Павел ушел. Я остался, желая присутствовать при последнем вздохе Мины. Трудно приходит человек в мир рождаясь и с трудом уходит из мира умирая. Хрипы в груди усилились, глаза стали закрываться, правая рука бессильно падала на полдороги при осенении крестом. Я стоял в изголовье кровати и тайно молился. Просил Господа Бога дать быструю и безболезненную кончину. Своих слов не хватало для молитвы. Тогда я подошел к иконам, взял лежащий требник и стал тайно читать отходную. Сзади слышались вопросы: «Мина Яновна! Тебе тяжело? Трудно?» — «Нет мне хорошо! Только вот руки и ноги тяжелыми стали»,— отвечала она уже немеющим языком. На руках появились багровые пятна.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Десятый день. Св. мученик Мина. (Уроки из жизни св. муч. Мины: а) о примирении ссорящихся и б) о добродетели терпения). I. Ныне память свв. мучеников Мины, Ермогена и Евграфа. Мина, образованный и красноречивый афинянин, исповедывавший тайно веру Христову, быв послан в качестве воеводы императором Максимином в Александрию для укрощения смут, возникших между христианами и язычниками, успел «примирить и успокоить» враждующих, но вместе с тем воспользовался этим случаем, чтобы открыто проповедывать истину христианской веры. Узнав об этом, Максимин отправил в Александрию епарха Ермогена для суда над бывшим своим приближенным, воеводою Миною, и с строжайшим приказом очистить город от христиан. Ермоген, также афинянин и хотя язычник, но одаренный высокою душою, которой свойственны были христианские чувства и понятия, начав производить суд над Миною, был так поражен его ответами и потом «терпением», с которым Мина переносил истязания, которым он по обязанности своей подвергнул его, что сам уразумел истину и достоинство христианской веры, просветился окончательно от мученика Мины и, приняв от него крещение вместе со множеством народа, был поставлен епископом александрийским. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию (ок. 311 г.) и, несмотря на поразительные чудотворения, проявленные во время жестоких истязаний, которым были подвергнуты Мина и " Ермоген, не уразумел истины, не смягчился в своей ожесточенности, и даже собственными руками умертвил уверовавшего при этих чудесах в Бога христианского одного язычника, именем Евграфа, который во всеуслышание стал славить имя Господа, творящего чудеса. Свв. же муч. Мина и Ермоген были усечены мечом. Мощи этих святых мучеников были впоследствии перенесены в Константинополь. II. Два урока преподает нам св. мученик Мина, ныне вместе с другими св. мучениками воспоминаемый церковию для нашей духовной пользы. а) Первый тот, что христиане, по примеру св. муч. Мины, должны примирять враждующих и прекращать ссоры. Св. Иоанн Златоуст с великою силою убедительности и красноречия так говорит об этой добродетели. «Когда видим, что другие ссорятся и дерутся между собою, то спокойно стоим, забавляемся бесстыдством других, и окружаем это диавольское зрелище, которого может ли что быть безчеловечнее? – Видим, что бранятся, дерутся, раздирают друг у друга одежду, обезображивают лица, и спокойно продолжаем стоять? – Ужели тот, кто дерется, медведь? – ужели зверь? – ужели змий? Это человек, всегдашний сообщник твой; он – брат тебе, он член твой! Итак не смотри, но прекращай ссоры; не забавляйся, но укрощай; не побуждай других к такому бесстыдству, но разнимай и усмиряй дерущихся; потому что радоваться таким случаям свойственно только людям бесстыдным, непотребным и безумным. Ты смотришь на человека, бесстыдно поступающаго, и не замечаешь, что и сам то же делаешь? – И ты не вступаешься, чтобы рассеять сборище диавольское, и прекратить злобу человеческую!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1671 году 10 января Царь Алексей Михайлович пожаловал Б. М., в подарок за его верную службу, Апостол; награда замечательная для характеристики Царя и его приближенных 40 . При дворе Федора Алексеевича (с 1671 г.) началась вскоре борьба двух партий: Милославских и Нарышкиных. Богдан Матвеевич, как близкий человек и к новому Царю, не мог остаться совершенно нейтральным в этой борьбе, и волею неволею склонился на сторону Милославских. Вот почему писатель истории Матвеева называет Б. М. Хитрово одним из виновников ссылки этого Боярина, приписывая, впрочем, главную роль в этом деле дядьке Царя Богдану Ивановичу Хитрово и мамке Федора Алексеевича Боярыне Анне Петровне Хитровой, которая по сказанию современников, была видом, нравом и самим делом хитрая. Взойдя на высоту земного счастья, Богдан Матвеевич не без скорби приближался и к общему уделу смерти. Бог послал ему перед кончиной тяжкую болезнь. Уже лежа на смертном одре, он лишился сперва последней своей дочери (Ирины) и единственной своей наследницы, и отягченный сей новою скорбью вскоре и сам переселился в вечность, 27 марта 1680 года; погребен рядом с дочерью в Московском в Новодевичьем монастыре, где по свидетельству «Русской Старины» над могилой его еще доселе существует надгробный памятник 41 . Подлинное имя Хитрово было Иов. Вот почему во вкладной книге читаем: «Богдан Матвеевич зовомой Иов Хитрово» или: «Богдан Матвеевич, а тезоименитое ему имя Иов Хитрово»; это по общему обычаю того времени скрывать свое подлинное имя. Богдан Матвеевич был женат на Марии Ивановне урожденной NN. Она скончалась в 1693 году и погребена рядом с супругом в Новодевичьем монастыре 42 . Троицкий монастырь получил по её приказу на поминовение от зятя её Князя Ивана Борисовича Троекурова 100 руб. 43 . Богдан Матвеевич имел от нея двух дочерей; старшая Васса Богдановна была замужем за вышеупомянутым Боярином и Воеводой Князем Иваном Борисовичем Троекуровым, и скончалась в молодых летах в 1666 году, а Младшая Ирина, как мы видели, незадолго до смерти отца в 1680 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Скачать epub pdf Страдание святого великомученика Мины Память 11 ноября Святой мученик Мина был родом египтянин; он исповедовал христианскую веру, и служил в войске, находящемся в Котуанской области 7222 , под начальством тысяченачальника Фирмилиана. В то время в Риме царствовали вместе два нечестивых царя Диоклетиан и Максимиан 7223 . Эти цари издали по всем странам указ, повелевающий предавать мучениям и умерщвлять всех христиан, не поклоняющихся идолам. Согласно этому указу, верующие во Христа повсюду были принуждаемы к идольским жертвоприношениям. Тогда блаженный Мина, не желая видеть такого бедствия и почитание бездушных идолов, оставил свое воинское звание и ушел на горы, в пустынные места, желая лучше жить со зверями, нежели с людьми, не знающими Бога. Святой Мина долгое время скитался в горах и в пустынях, поучаясь в Законе Божием, постом и молитвою очищая свою душу и служа день и ночь Единому Истинному Богу. Так прошло довольно много времени. Однажды в главном городе Котуанской области был устроен нечестивый праздник, на который собралось множество язычников. Они совершали в честь своих нечестивых богов различные игры, зрелища, конские ристалища и состязание в борьбе, на каковые зрелища с особо устроенных высоких мест смотрели жители всего города. Блаженный Мина, провидя Святым Духом об этом празднике, разжегся ревностью о Боге и оставив горы и пустыни пришел в город. Вошедши на средину того места, где происходили зрелища, мученик встал на возвышении так, чтобы его можно было видеть всем, и громким голосом воскликнул: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» ( Рим.10:20 ). Когда святой Мина так воскликнул, все присутствующие на зрелище устремили свои взоры на него и замолчали, удивляясь его смелости. Присутствовавший тут же на зрелище князь того города, по имени Пирр, повелел взять святого и спросил его: – Кто ты? Святой Мина вслух всего народа громко воскликнул: – Я раб Иисуса Христа, Владыки неба и земли. Князь снова спросил святого: – Ты чужестранец, или здешний житель; откуда у тебя такая смелость, что ты осмелился среди зрелища так закричать?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Исключения, при которых должен все-таки действовать общий закон. Пусть же старообрядцы укажут нам, – где действовал этот закон, когда попирались в Белой Кринице? Ссылка Щвецова на 36 пр. 6 вс. с. не заслуживает внимания: там идет речь о варварских насильствиях, во время которых епископу позволяется управлять своею паствою из другого города. Т. о. старообрядцы попрали церковный закон, преслушали Церкви, а о таких сказано: «буди тебе, якоже язычник и мытарь». О. Мина. – Мы знаем, что Австрийская иерархия выродилась из беглопоповства. Существенный вопрос, который нам належит раскрыть сегодня, такой: было-ли в Церкви время, когда бы она, лишившись своего священства, воссоздала его от вне-приходящего? Дегтерев, – (старообр.). Чем можно оправдать принятие греческою Церковью униатов и русскою – о. Владимира Гетте ? О. Мина. – Русская Церковь имела полноту духовной власти и посему принять могла. Была-ли эта полнота у старообрядцев? – Это нужно доказать. Дегтярев. – Скажите: как смотрят австрийцы на православную Церковь ? Признают-ли они её еретической? О. Мина – Не знаю. Вам лучше знать. Дегтерев. – Тогда я Вам скажу взгляд Илариона Георгиевича, как выражение нашего общества! О. Мина. – Ни к чему. Дегтерев. – Меня, наконец, спросите! О. Мина. – Не нахожу нужным. Верно, бр., в реферате было прочитано, что старообрядцы оделись в священные одежды, да и хвалятся, а не подумали о том: мог ли Домовладыка, Который сказал: «куплю дейте, дóндеже прииду», – мог ли Он оставить Церковь Свою без пастырей? Дегтерев. – Признают-ли старообрядцы Церковь православную еретическою? О. Мина – Должно быть, признают, когда перекрещивают. Не хочешь-ли, я тебе почитаю из Большого Катехизиса для доказательства? Дегтерев. – Не нужно. Иларион Георгиевич не признавал, я – его последователь. Из публики. – Почему же вы не присоединяетесь к нам? Дегтерев. – Из-за стены кричать нечего, а если желаете рассуждать, – пожалуйте к нам. О. Орфанитский. – Вы путаете дело, Петр Трофимович: для нас важно не то, как смотрят на нашу Церковь старообрядцы и Ксенос; для нас важно: как смотрели на православную Церковь лица, искавшие и принявшие Амвросия? А они смотрели как на еретическую, иначе им не стоило-бы и перемазывать его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010