разделы   рассылка  распечатать В Москве прошел круглый стол " Социальные инициативы Церкви в зеркале СМИ " 24 января 2012 года в Синодальном информационном отделе в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол " Социальные инициативы Церкви в зеркале СМИ " . Мероприятие возглавили председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон и председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. В круглом столе приняли участие эксперты в сфере благотворительности, журналисты, представители епархий. " Отражение в СМИ социального служения Церкви может быть прекрасным примером проповеди христианства для людей, далеких от Церкви, – заявил в ходе собрания епископ Пантелеимон. – Мы должны понимать, что образ человека, творящего милостыню – это образ Христа " . По его словам, СМИ часто обвиняют церковных людей в отсутствии дискуссий. " Сфера социального служения – это та тема, где можно спорить. Есть разные мнения, как заниматься бездомными, как бороться с алкоголизмом, как реабилитировать детей-инвалидов, как воспитывать детей-сирот. Это тема очень важная и очень интересная " , – считает владыка. Архипастырь отметил важность СМИ как в деле привлечения новых добровольцев, так и при выстраивании системной помощи нуждающимся благодаря сбору финансовых средств на социальные проекты. Он сослался на европейский опыт организации благотворительных кампаний и высказал несколько идей о том, как СМИ могут помочь вывести благотворительность в России на более высокий уровень. " В Австрии есть такое начинание под названием " Свет во тьме " . Незадолго до Рождества они начинают собирать деньги на какой-либо социальный проект, например на детский дом, и собирают огромные средства. Все СМИ об этом пишут, самые важные моменты показывают по телевидению. Наши телеканалы пока не готовы к этому " , – рассказал владыка Пантелеимон и напомнил о действующей в Москве программе " Общество " Друзей милосердия " " , в рамках которой любой желающий ежемесячно жертвует как минимум один процент своих доходов на поддержку 17-ти социальных проектов службы " Милосердие " . Благодаря таким пожертвованиям каждый месяц службе " Милосердие " удается собрать более двух миллионов рублей; число участников программы уже достигло двух тысяч человек. Реализация данного проекта стала возможной во многом благодаря работе со СМИ, подчеркнул глава Синодального отдела по благотворительности.

http://religare.ru/2_92070.html

митрополит Иоанн (Снычёв) БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ На кого употребляли святые Отцы свою плату, получавшуюся ими за тот или иной труд? Сказывали об авве Иоанне, что плату, получаемую им за жатву, он приносил в Скит, говоря: мои вдовицы и сироты – все в Скиту. Стр. 294 (41) Кто больше получает награду: тот ли, кто благотворит инокиням, живущим в монастыре, или же тот, кто подает милостыню слепым, хромым и прокаженным и почему? Когда мы вышли от них, я сказал авве Исидору: Отец! Едва было я не погиб по причине моего преслушания. Справедливо сказали Отцы, что не должно подавать милостыни женщинам. Авва Исидор отвечал мне: не говори этого, сын! Так думать грешно. Истину скажу тебе! если кто хочет подавать милостыню монахиням, пусть подает. Подающий милостыню им получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным. Инокини – немощнейшая часть; они отреклись от мира ради Бога и не могут выходить, как мы, для продажи своего рукоделия и испрошения милостыни. Они опасаются выходить для исправления своих нужд, чтоб не погубить себя и других. Если они выйдут за ворота монастыря, то уязвляют себя или ближних; одно из двух случается непременно. Когда пустынная лань появится на полях, прилежащих селениям, – все сбегаются, чтобы посмотреть на нее: так, когда выйдет монахиня из монастыря, диавол устремляет к ней и больших и малых, в особенности если она молода, не говорю этого о престарелых постницах, огражденных страхом Божиим: эти не уязвляются и не уязвляют. Но юные подвергаются многим бедствиям. Как лань, пораженная стрелою, если и убежит от ловцов, то не получает от этого никакой пользы, имея в себе смертоносную стрелу: так и душа, приняв язву вожделения от блудной страсти при посредстве порочного воззрения, хотя бы и убежала от пустивших в нее эту стрелу, но, будучи смертельно ранена, умирает. Миряне, когда увидят благообразных инокинь, смотрят на них пристально и уязвляются; также и инокини от неосторожного воззрения часто подвергают души свои неисцелимому недугу, хотя бы и избежали греховного дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IX. Строй монастырского быта в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 11. Социально-благотворительная деятельность монастырей Из различных исторических документов видно, что монастыри и до XVI–XVII вв. занимались благотворительностью. Писцовые книги XVI в. при описании монастырских земель и хозяйств очень часто упоминают особые приюты для бедных, кормящихся подаянием или милостями монастыря . Прп. Евфросин в своем монастырском уставе особую главу (24) посвящает благотворительности, по его уставу, монастыри должны безвозмездно кормить богомольцев первые три дня их пребывания в обители . Нестяжатели, такие как Нил Сорский или Артемий, в своих сочинениях писали, что если у монастыря есть имущество, оно должно употребляться на помощь бедным. Иосифляне Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий не только кормили бедных в своих монастырях, но в неурожайные годы помогали соседним селам хлебом и другим продовольствием. То же самое делал и Кириллов монастырь . Мы уже писали, что 15 августа, на праздник Успения Божией Матери — престольный праздник монастырского храма, в Иосифовом монастыре раздавали нищим деньги. Троице-Сергиев монастырь был особенно широко известен своей благотворительностью. «Туда,— писал Герберштейн (во 2-й четверти XVI в.),— ежегодно стекается множество народа, чтобы поклониться святыне... И сколько бы ни собралось людей, всем всегда хватает еды, и всегда остается столько, сколько нужно для пропитания монастырских слуг, так что там никогда нет ни недостатка, ни избытка». Иностранцы писали о благотворительности и других обителей . По Уложению 1649 г. нищие, которые живут на территории монастыря и кормятся от монастыря, подсудны церковному суду . После завоевания Казани царь приказал разослать пленников по монастырям для христианского просвещения, и новокрещенцы жили за монастырский счет . В XVII в. за счет доходов от монастырских владений Патриаршей области в Москве был создан приют для нищих на 412 человек, а по большим праздникам в церквах раздавалась милостыня. Чудов монастырь каждый год на Рождество, на Пасху и в прощеное воскресенье посылал в московскую тюрьму хлеб, жареную рыбу, кашу, квас и денежные подарки для узников. Новгородский митрополит Иов (в конце XVII в.) посылал значительные средства из казны епархиальных монастырей, чтобы содержать в Новгороде приют для нищих, две больницы и два ночлежных дома . В Савво-Сторожевском монастыре под Москвой было две больничных кельи на 48 коек для иноков и мирян. (Для характеристики эпохи, для того, чтобы показать, сколь мелочным могло быть вмешательство светской власти и самого царя в повседневный монастырский быт, отметим, что в 1688 г. царь приказал сократить число коек до 30 .)

http://sedmitza.ru/lib/text/436597/

О социальном учении Православной Церкви Апостол Петр исцеляет расслабленного Доктрина Католической Церкви по социальному вопросу в значительной степени совпадает с учением о том же Православной Церкви. Конечно, Православная Церковь своей основной целью полагает вечное спасение человеческих душ и ставит человеческую душу безгранично выше всякого коллектива. Церковь исповедует: «Вся суета, елико не пребывает по смерти», то есть не имеет подлинной ценности ничто, что не вечно. А во всем земном мире только душа человеческая, человеческая личность имеет вечную жизнь. Все остальное, и по церковному воззрению и по научным представлениям, через мгновение или через эоны веков исчезнет. Это не значит, что не надо заботиться о социальном устройстве, или о государственной организации, или об общественном быте, но это значит, что человек выше государственных и социальных учреждений, а Церковь, организм богочеловеческий, призвана воспитывать и направлять эту высшую во вселенной ценность. Вместе с тем Церковь всегда высоко ставила благотворительную помощь человека человеку, видя в этом не только решение социальной задачи, но и могучее воспитательное средство, благотворное и для дающего и для принимающего. Как говорит наш знаменитый историк Ключевский, «когда встречались две руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаянием во имя Христово, трудно было сказать, которая из них больше оказывала милостыни другой». И он же разъясняет: «Благотворительность может руководиться только нравственными побуждениями, чувством сострадания к страждущему… Русское общество под руководством Церкви в продолжение веков прилежно училось понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему». Провожая в вечный мир своего пасомого, Церковь обнадеживает его: «Аще помиловал еси, человече, человека, и той имать тамо (то есть в вечности) помиловати тя». Итак, Церковь высоко ставит личную благотворительность. Апостолы широко благотворительствовали. Встретив хромого, апостол Петр как бы извиняется перед ним, говоря: «Серебра и золота нет у меня, но что имею — даю во имя Христа». И он исцелил его.

http://pravoslavie.ru/2881.html

Евфимий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Иван) († 1458, память 11/24 марта и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родом из Новгорода, где отец его, Моисей, был священником Феодоровской церкви. С юных лет начал подвизаться в Вяжищской обители. Уже в 15 лет был пострижен в монашество. После пострижения удалился в Хутынский монастырь на безмолвие. Затем был возведен в сан игумена и назначен в Богородицкий монастырь на Лисичьей горе, близ Новгорода. В 1429 году после смерти архиепископа Новгородского Симона, игумен Евфимий был избран на Новгородскую кафедру. Он отказывался и умолял народ не возлагать на него этого высокого, но тяжелого звания. В течение почти пяти лет игумен Евфимий управлял епархией без епископского посвящения, которое он принял только 26 мая 1434 года в Смоленске от митрополита Герасима. Сознавая все величие принятого на себя сана, святитель с большим усердием и чувством ответственности пред Богом предался подвигам своего служения. Одновременно не ослабевал и в личных подвигах благочестия. Он соблюдал строгий пост, не ослаблял молитвы. Святитель Евфимий отличался глубоким смирением, неустанным попечением о пастве и твердым упованием на Божию помощь. В деле достижения духовного совершенства и нравственного исправления своей паствы он был строг, тверд и непреклонен. Но его строгость всегда была растворена любовью. К телесным же нуждам своей паствы он относился с чувством сострадания и милосердия. С любовью принимал святитель странников. Никто не отходил от него скорбным, ибо щедрый владыка говорил сам себе: «Не мое это, но Божие», и потому всем обильно помогал. Милостыню он посылал в Царьград, на Афон и в Иерусалим. Проявлением его любви к бедным служила его щедрая благотворительность в дни стихийных бедствий в Новгороде и его окрестностях. В 1445 году жестокий голод в Новгороде принес большое испытание для человеческих душ. В это время святитель не щадил ничего для бедноты, насколько это было в его силах. Он одевал и питал их до тех пор, пока его средства не истощились.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНАГИС БАСИАС [Панагий, Паисий; греч. Παναγς (Πασιος) Μπασις (Παπα-Μπασις)] (1801-1888), прп. (пам. греч. 7 июня). Род. в г. Ликсурион на о-ве Кефалиния (Греция); родителей звали Михаил Типальдо-Басиас и Регина Делапорта. Благосостояние семьи позволило П. Б. получить прекрасное образование - он владел латынью, итал. и франц. языками. Рано начал преподавать, однако патриотический настрой заставил юношу оставить практику в гос. учебном заведении, т. к. Ионические о-ва в это время были под протекторатом Великобритании и П. Б. считал англичан оккупантами. Он стал давать частные уроки. В 20 лет, потеряв отца, почувствовал призвание к монашеской жизни. Он отправился на маленький о-в Диос, где принял постриг с именем Паисий в мон-ре во имя иконы Пресв. Богородицы Влахернской, однако вскоре вернулся в родной город, чтобы помогать семье. В 1836 г. был рукоположен во священники архиеп. Кефалинийским Парфением (Маркисом), от настоятельства отказался, чтобы не иметь постоянного попечения о своем материальном содержании и избежать контакта с англичанами. Он жил при храме во имя св. Спиридона, сосредоточившись на аскетических подвигах, делах благотворительности и произнесении проповедей. Почти каждый день П. Б. служил литургию. После раздачи бедным всех собственных средств, он, встретив на пути нуждающегося человека, мог зайти в ближайший магазин и взять из кассы деньги для милостыни. Те владельцы магазинов, к-рые ему отказывали, получали вразумление. П. Б. имел дар прозорливости: тех, кого ожидала скорая кончина, он призывал идти на исповедь, а тех, кто имел дурные намерения, отвращал от совершения греха. Однажды ему рассказали о впавшей в отчаяние женщине, у к-рой один за другим умерли 2 сына. Будучи в глубоком унынии, она не захотела беседовать со священником, к-рого на острове все очень любили. Однако П. Б. осенил запертую дверь ее дома крестным знамением и вошел внутрь. Когда он встал рядом с портретами покойных, изображения ожили и перед глазами женщины возникла картина того, как ее дети убивают друг друга из пистолетов. П. Б. рассказал ей, что они были влюблены в одну и ту же женщину и, если бы Господь не забрал их, случилось бы страшное преступление, пагубное для их душ. Сохранилось много свидетельств чудес и пророчеств П. Б. Поскольку он всегда был рядом со страждущими и готов был поспешить на помощь, то снискал исключительную народную любовь и почтение, получив прозвище Папа-Басиас («Батюшка-Басиас»).

http://pravenc.ru/text/2578784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ НОВАЯ [Греч. Μαρα Να] († ок. 903), прп. (пам. греч. 16 февр.). Источник Житие М. Н. сохранилось в 2 рукописях: Ath. Laura K 81, XIV в., и Vat. gr. 800, XIV или XV в. Дата его составления вызывала разногласия исследователей: одни из них относили создание Жития ко времени вскоре после смерти святой ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 565), другие - ко 2-й пол. X в. ( Баласчев. 1899. C. 205), третьи - к XI в., после смерти в 1025 г. имп. Василия II Болгаробойцы (напр., П. Петерс: ActaSS. 1925. P. 691). Последняя датировка была подробно аргументирована в исследовании А. Лаиу ( Laiou. 1996. P. 242-245). Житие М. Н. содержит богатый исторический материал, в т. ч. по византийско-болг. войнам, греко-арм. связям, искусствоведению. Житие Святая происходила из арм. семьи, переехавшей в К-поль в правление имп. Василия I (867-886). Отец М. Н. был военным, как и ее муж - друнгарий Никифор. М. Н. была образцовой супругой, кроткой и добродетельной. Ее благочестие выражалось не только в молитвах за богослужением и дома, но и в широкой благотворительности. Автор Жития отмечает, что М. Н. относилась к своим слугам не как к рабам, а как к членам семьи. Когда началась война с болг. царем Симеоном (894), муж М. Н. был назначен командиром турмы в г. Визия во Фракии. Святая последовала за ним на новое место жительства и там продолжила филантропическую деятельность. Она со смирением и благодарственными молитвами к Создателю перенесла смерть своих 2 малолетних сыновей, и в утешение Бог даровал ей близнецов, один из которых, Ваан, прославился в лике святых (см. в ст. прп. Марин (пам. греч. 2 июня)), а другой, Стефан, принял монашество с именем Симеон. Брат и сестра Никифора обвинили М. Н. в расточении имущества и в супружеской измене. Никифор, несмотря на то что М. Н. горячо отрицала свою вину и уверяла, что милостыня служит для спасения не только ее, но и его души, велел держать жену взаперти в спальной комнате. Однажды, разгневанный словами М. Н., которые в искаженном виде пересказали ему недоброжелатели святой, он стал избивать супругу. Пытаясь убежать, М. Н. получила травму головы и через неск. дней скончалась. Во время приготовления ее тела к погребению от него стало исходить благоухание. Когда были открыты сундуки и шкафы М. Н., то оказалось, что она продала все драгоценности и наряды, чтобы выручить средства для помощи нищим, выкупа заключенных и украшения церквей.

http://pravenc.ru/text/2562154.html

Одесса. Церковь Николая Чудотворца при Доме Трудолюбия им. Императора Александра III.. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Столь необычное для современного восприятия название - Трудолюбия - исходит от святого праведного Иоанна Кронштадского. Именно этот священник и именно в этом городе не просто обратил внимание на жителей городских трущоб и неимущие слои населения, но и начал деятельно им помогать. Можно сказать, что святой праведный Иоанн Кронштадский разработал особую социальную технологию, которая актуальна до сих пор. Этому удивительному человеку принадлежит классификация бедности: «Бедность от рождения, бедность от сиротства, бедность от разных бедственных случаев - от пожара, от кражи, бедность от неспособности к труду по причине старости или болезни, или калечества, или по маловозрастности, бедность от потери места, бедность от лености, бедность от пристрастия к хмельным напиткам и, в наибольшей части случаев, от недостатка труда и от недостатка средств, с которыми бы можно было взяться за труд: порядочной одежды, обуви, насущного хлеба, инструмента или орудия». Активно занимаясь благотворительностью и уделяя особое внимание беднейшим слоям общества, он понял, что милостыня, конечно, необходима, но она часто развращает людей, отвращает их от труда. Ведь чем больше он раздавал денег, тем больше вокруг становилось нуждающихся. Так и родилась идея: для того, чтобы помочь отверженным вновь стать уважаемыми членами общества, нужна трудовая помощь. Учтя опыт предшественников, на средства благотворителей в Кронштадте был открыт первый Дом Трудолюбия. Здесь местной бедноте давали приют и ремесло - не сложное, но способное прокормить. Ночлег и питание не были абсолютно бесплатными, но для работающего в Доме вполне посильные. Причем принимали в Дом Трудолюбия как мужчин, так и женщин. Появилось похожее учреждение и в Одессе, вблизи Пересыпского моста. Даже сегодня этот микрорайон неприветлив. Пересыпь - это песчано-ракушечная коса, отделяющая Хаджибеевский и Куяльницкий лиманы от Черного моря. Активно застраивалась она в начале XIX века. Здесь селился работный люд, труженики порта. И выбор именно такого места для основания Дома Трудолюбия более чем оправдан. Так, в пустынном и практически заброшенном Лесном переулке, началось строительство. Меценатом этого предприятия выступил одесский купец Петр Иванович Степанов. Он пожертвовал средства для строительства храма в память о Царе-Миротворце Николае I. Жертвователь проводил на строительстве все дни - с утра и до вечера, лично контролируя ход работ. Благодаря такому вниманию храм был построен всего за год.

http://sobory.ru/article/?object=35706

Петр Аргосский [Чудотворец] (851/2 - ок. 922), епископ Арголидский (Аргосский), церковный писатель, преподобный (пам. 3 мая) П. А. род. в К-поле в богатой семье, все члены к-рой со временем приняли монашеский постриг. Родители подвижника были щедрыми и благочестивыми. Вначале монахами стали старшие братья П. А., Павел (см. ст. Павел , свт. (пам. греч. 27 марта), еп. Коринфский) и Дионисий, потом - П. А. с братом Платоном, их родители и младшая сестра. П. А. был известен особой приверженностью к посту, молитвам, изучению Свящ. Писания; часто раздавал милостыню. Ко времени 1-го Патриаршества Николая I Мистика (901-907) Павел был игуменом одного из к-польских мон-рей. Патриарх, наслышанный о добродетелях П. А., вынуждал его занять Коринфскую кафедру, однако игумен отказался из смирения. Тогда митрополитом стал его брат Павел, а П. А. последовал за ним на Пелопоннес, где не позднее 916 г. (во время 2-го Патриаршества Николая I Мистика) по просьбе брата и паствы был хиротонисан во епископа Аргоса и Навплия, входивших в состав Коринфской митрополии (впосл. Арголидская митрополия Элладской Православной Церкви). Епископ приложил много усилий к укреплению дисциплины среди духовенства, а также по-прежнему усердно занимался благотворительностью. Так, к концу дня он старался раздать нуждавшимся все что можно, чтобы в его келье не осталось ничего, кроме одного хитона, да и тот однажды отдал нищему. Во время голода на Пелопоннесе он кормил много людей. Однажды, когда в пифосе осталось немного муки, к-рой едва хватило бы на дневное пропитание собравшимся людям, сосуд неожиданно нашли полным, причем пищи хватило на длительное время и приближенным епископа, и всем нуждавшимся. П. А. удалось организовать ежегодный выкуп пленных у критских пиратов. Однажды они отказались принять выкуп за некую красивую женщину, к-рую хотели подарить своему предводителю, и даже захватили и увезли с собой переговорщиков, но по молитве П. А. пиратский корабль был перехвачен сторожевой триерой и пленников освободили. Некую девушку перед свадьбой терзал бес, вселяя в нее ненависть к жениху. П. А. излечил ее, 7 дней подряд помазывая освященным елеем, и она стала доброй женой. Др. девушку преследовал домогательствами стратиг. П. А. дал ей убежище в храме и молился за нее. Стратига поразила лихорадка и не отпускала, пока он не покаялся и не оставил девушку в покое. Агиограф замечает, что у святого было в обычае помогать тем, кого притесняли более сильные и высокопоставленные люди. По нек-рым предположениям, П. А. основал мон-рь Να Μον около Навплия. В 920 г. преподобный принял участие в Соборе в К-поле, на к-ром был принят т. н. Томос единения, положивший конец расколу Византийской Церкви на евфимиан и николаитов, возникшему вслед. споров о 4-м браке имп. Льва VI Мудрого , а также окончательно преодолевший «Фотиеву схизму».

http://pravenc.ru/text/2580368.html

Раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. 26 августа. ПРАВМИР. Церковь отмечает преставление и второе обретение мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон, по явному указанию свыше, был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет жизни провел на покое в Задонском монастыре. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней.

http://pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010