Ис.54:7 . На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. Ис.54:8 . В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью по­милую тебя, говорит Искупитель твой, Го­с­по­дь. «На малое время Я оставил Тебя... но вечною милостью помилую». Обычные в еврейской поэзии приемы – параллелизма мыслей и антитезы их. Как содержание данного образа, так и самая его форма довольно близко напоминают известный символический образ, так подробно раскрытый у пророка Осии (в особен. Ос.2:19–20 ). Заслуживает здесь внимания также противопоставление Божественного гнева и любви: гнев – на короткое время, а милость и любовь – навеки. Ис.54:9–10 . Эти два стиха представляют собой Божественную клятву, данную в утверждение непреложности вышесказанного – о вечной милости Бога в отношении к Своему истинному, верному Израилю. Содержанием или знамением этой клятвы является указанное на другое аналогичное историческое событие, в котором уже достаточно некогда выразилась вечность Божественной милости. Это – ссылка на заключительный момент истории всемирного потопа, когда Господь поклялся Ною не повторять подобного опустошительного наказания за грехи людей ( Быт.9:11 ). И вот, подобно тому, как Господь свято и нерушимо исполняет это обещание, несмотря на все ужасные преступления человечества, столь же непреложно осуществит Он и новое свое обетование о милости к новозаветному Израилю. Ис.54:10 . Горы сдвинут­ся и холмы по­колеблют­ся, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не по­колеблет­ся, говорит милу­ю­щий тебя Го­с­по­дь. «Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит». Чрезвычайно радостная и утешительная мысль, выраженная к тому же в самой определенной, торжественно-категорической форме, которая так и просится на сравнение ее с известными словами Самого Господа Иисуса Христа: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ). «Легче подвинутся горы и холмы, нежели изменится мысль Моя, как говорится в Евангелии. Таково милосердие Мое, чтобы завет мира, которым Мне воссоединен мир, сохранялся не по заслуге тех, кому он дарован, а по Моей милости» (блаженный Иероним).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как Творец, Ты знаешь слабость нашей природы; Ты знаешь ее и как восприявший и спасший ее. Поэтому и теперь « спаси меня по милости Твоей »; пусть моя злоба не победит Твоего благоутробия, пусть мое нерадение не истощит Твоего неистощимого человеколюбия. За сколько благодеяний должен быть признателен я твоей незреченной благости! Ты произвел меня из небытия в бытие, умножил, возвеличил и все покорил под ноги мои (Пс. 8:8). Потом заблудшегося и умерщвленного Ты искупил собственною кровью, обнаженного прикрыл, обнищавшего обогатил; сделал Ты меня и сыном, и братом, и наследником, и сонаследником. И какой ответ дам я за все это — недоумеваю. Поэтому — « не войди в суд с рабом Твоим » (Пс. 142:2) и не обращай на грехи мои своих угроз, но « отврати лице Твое от грехов моих » (Пс. 50:11). Не устанавливай весов по строгой справедливости, но будь человеколюбив, склони их с той стороны на эту, от моей тяжести в сторону Своего милосердия; оставь без внимания тяжесть моих беззаконий, пройди молчанием множество моих грехов и « спаси меня по милости Твоей », которою получили спасение все спасенные. Назову ли я Моисея, — и он не безгрешен, по свидетельству Писания; вспомню ли Аарона или даже самого Петра, верховного и великого, — и они не безгрешны и не беспорочны. Поэтому верою я хочу спастись, верою, а не делами, чтобы и мне сказал Человеколюбец: « вера твоя спасла тебя; иди с миром » (Лк. 8:48). Кому ты ни прощал грехи, никому не сказал: «твои дела спасли тебя», — потому что пред Ним всякая правда человеческая как рубище кровоточивой. Поэтому опять повторю: « спаси меня по милости Твоей ». И: « милость Твоя последует за мною во все дни жизни моей » (Пс. 22:6). « Милость Твоя последует за мною », злобно убегающего от Тебя и постоянно спешащего ко греху. « Милость Твоя » меня и удержит, в наморднике и узде приведет меня, уклоняющегося от Тебя, потому что Ты — Бог, « единый творящий чудеса » (Пс. 71:18). Поэтому, « яви дивно милости Твои, спасая уповающих на Тебя » (Пс. 16:7). Ты исполняешь наши надежды и упования, — неужели же не исполнишь наших просьб о милости? Должен был Тебе некто десять тысяч талантов и пришел к Тебе просить еще небольшой отсрочки; а Ты, Человеколюбец, хотел совершенно простить ему все десять тысяч, если бы он не обидел после этого своего брата.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Корнилий!.. Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом... Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром... он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой [ Деян. 10,3 – 6 ]. Корнилий творил милостыню – и Бог сотворил с ним милость; Корнилий подавал милостыню вещественную – Бог послал ему милость духовную; Корнилий – временную, Бог – вечную; Корнилий многим подавал милостыню – за то весь дом его и спас Господь: спасешься ты и весь дом твой [ Деян. 10,6 ]. Какое сокровище – милостыня! Какую богатую милость привлекает она от Господа! Ей, блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [ Мф. 5,7 ]. Аминь. Ты подаешь милостыню, а Бог готовит тебе помилование вечное. Кто же не устремится с усердием на дела милости?Милостию приобретайте от Бога милость. Еда 40 не может рука Господня спасти? Или отвратил есть Господь слух Свой, еже не помиловати? Всегда Господь всесилен. Зачем же ты малодушествуешь? Терпи мужественно. Господь предает тебя диаволу и оставляет тебя тебе самому для того, чтобы ты познал свою духовную нищету без благодати Божией, без которой ты не можешь исполнить даже самой легкой, естественной обязанности, по Писанию, – любить своих родителей. Научись же прибегать во всем к милосердию Божию и будь всегда уверен, что без Него нет у тебя силы душевной, а весь ты – одна немощь и страдание; нет мысли светлой и святой, нет чувства доброго, нет воли на добро, и ты делаешься мертвецом духовным. Познай величие Божие и свое ничтожество. Берегись тени гордости. Будь смиренномудр. Христианин с ужасом иногда замечает, как зло в сердце его растет и увеличивается в исполинских размерах, как душа его потопляется рекою зла, и молится: избави, Господи, душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий; спаси мя ради единой милости Твоей, да где умножится грех, преизобилует благодать Твоя [ Рим. 5,20 ]. Но и в эти лютые дни не надо отчаиваться в милости Божией. Враг, как видно, устремляется иногда на нас со всею силою по Божию попущению для вразумления нашей гордости и чтобы испытать – не впадем ли мы в отчаяние. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? [ Мф. 27,46 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем рассуждать, то менее будем огорчаться и предаваться гневу, который не творит правды Божией (2, ч. 2, с. 57). ...Спрашиваешь, что значат слова «Стяжи друга Господа». Слова эти означают, чтобы стараться быть истинной ученицей Христовой, чтобы удостоиться услышать, что удостоились услышать от Господа истинные ученики Его: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15, 14–15, 17, 13 ). Заповедь же Господня полагать душу за ближнего состоит, по евангельскому слову, в том, чтобы любить врагов, благотворить ненавидящим нас, благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих нас и гонящих нас (см. Мф. 5, 44 ); также и в том, чтобы по силе нашей и возможности защищать ближнего от врагов видимых и невидимых и чем можно и как можно помогать ему. Апостол Павел пространнее объясняет свойства любви к ближним: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется неправде (ближних), радуется же о истине (их), все любит (т.е. все покрывает любовию), всему верит, всего надеется, все (печальное) переносит, любовь никогда не перестает (см. 1Кор. 13, 4–8 ). К этому присоедини и Нагорную проповедь Господа в 5, 6 и 7-й главе от Матфея. Помни и сказанное в псалме: Все пути Господни милость и истина ( Пс. 24, 10 ), т.е. должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение, а от себя самих требовать всякой истины – исполнения заповедей Господних (2, ч. 3, с. 56–57).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Милость человека – к ближнему его, а милость Господа – на всякую плоть (Сир. 18, 12). Как – «на всякую плоть»? О грешниках ли станешь говорить, о праведниках ли, – все нуждаемся в милости Божией, все пользуемся ею, даже сам Павел, и Петр, и Иоанн. c. 256. Беседа 4 на Послание к Филиппийцам] Христос не ограничился только смертью и крестом, но благоизволил сделаться нищим, странником, бесприютным, нагим, быть заключенным в темницу, терпеть болезни, чтобы хотя бы этим привлечь тебя к Себе. Если ты не воздаешь Мне за то, что Я страдал за тебя, говорит Он, то сжалься надо Мной ради нищеты. Если не хочешь сжалиться над нищетой, тронься Моей болезнью, умилосердись ради уз, если же и это не склоняет тебя к человеколюбию, обрати внимание на легкость просьбы. Я не прошу ничего дорогого, но хлеба, приюта и утешительного слова. А если и после этого остаешься жестоким, то сделайся добрее хотя бы ради Царства, ради наград, которые Я обещал тебе. Но и они не имеют для тебя значения? Так склонись жалостью хотя бы к самому естеству, видя Меня нагим, и вспомни о той наготе, какую Я терпел за тебя на кресте. А если не хочешь вспомнить о ней, представь наготу, какую терплю в лице нищих. И тогда нуждался Я для тебя, и теперь для тебя же нуждаюсь, чтобы ты, тронувшись тем или другим, захотел оказать какое-нибудь милосердие; для тебя Я постился и опять для тебя же терплю голод, жаждал, вися на кресте, жажду и в лице нищих, только бы тем или другим привлечь тебя к Себе и для твоего же спасения сделать тебя человеколюбивым. Потому, хотя ты обязан Мне воздаянием за бесчисленные благодеяния, но Я не прошу у тебя, как у должника, а венчаю тебя, как за дар, и за это малое дарю тебе Царство. Я не говорю: избавь Меня от нищеты или дай Мне богатство, хотя именно для тебя Я обнищал; но прошу только хлеба, одежды, небольшого утешения в голоде. Когда нахожусь в темнице, Я не принуждаю снять с Меня узы и вывести из темницы, но ищу только одного, чтобы ты навестил связанного за тебя и это принимаю за большую милость, и за это одно дарю тебе небо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мы видели, что древние евреи смотрели на любовь Иеговы как на Его пристрастие, лишенное этического достоинства. И лишь в воззрении пророков, поднявшихся до понимания любви Божией ко всем народам 380  милосердие Иеговы было этизировано началом правды, в отношениях Его как к другим народам, так и к народу богоизбранному. Иегова произносит определения Свои условно, отменяя назначенное народам зло ради раскаяния их и отнимая от них благословение Свое ради их злодеяний, – Он ставит последнею целью определенных благ и бедствий обращение грешника от лукавого пути его 381 . Поэтому избранный Израиль более других народов осуждается за свои беззакония. Основные нравственные свойства Иеговы – правда и милость – образуют религиозную основу пророческой этики. Праведный и милостивый Бог требует и от людей правды и милости в отношениях их друг к другу. Религиозная по своей основе, пророческая этика социальна по своему содержанию: ее идеал – благоустройство общественно-народной жизни. Пророк Исаия учит: «научитесь делать добро, стремитесь к правосудию, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову... Вот пост, угодный Иегове: расторгни оковы неправды, разреши узы рабства, угнетенных отпусти на свободу и всякое ярмо сокруши, раздели свой хлеб с голодным и покинутых бедных введи в дом; если увидишь нагого, одень его и не скрывайся от единокровных твоих» 382 . Также поучает пророк Осия: «сейте себе в праведность, тогда пожнете милость... Наблюдай милость и правосудие и уповай на Бога твоего всегда» 383 . «О, человек! читаем мы у пророка Михея: сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Иегова: только действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудро ходит пред Богом твоим» 384 . «Если человек праведен, – говорит Иегова устами пророка Иезекииля, – и поступает законно и справедливо, никого не обижает, должнику возвращает залог его, не производит грабительства, уделяет голодному, хлеб свой и нагого покрывает одеждою, не отдает в рост и лихвы не берет, удерживает руку свою от неправды, производить суд человеку с человеком справедливый; то он праведник и непременно будет жив» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 84 Н. Гребнев ПСАЛОМ 84 Ты наших не попомнил нам грехов, Умилосердись, гнев сменил на милость, Простил своих неправедных сынов, Из пепла наше племя возродилось. Господь надежды нашей и спасенья, Не гневайся, даруй нам возрожденье, Восставь нас, избранный Тобой народ, Ужели нас обрек Ты на гоненья На веки вечные из рода в род? Ужель Ты вновь не оживишь нас, Боже, Чтоб о Тебе возрадоваться нам? Яви же милость, чтоб народ Твой ожил, Даруй спасение Твоим сынам! И я послушаюсь Господня слова, Он скажет: «Пусть мой избранный народ Утишится, пусть мир вкушает снова И снова в безрассудство не впадет». Путь милости Господней, будь нам ведом, Спасение за страхом Божьим следом Идет всегда, и с истиною милость Слилась, и правда с миром породнилась. Но если правда нам с небес спускается, То истина здесь, на земле рождается. Бог благо даст, земля дарует плод. И правда там стопы свои поставит, Куда Господь великий приведет, И всё живое Господа восславит. 85-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Н. Басовский. 85-Й ПСАЛОМ (СЫНОВЕЙ КОРАХА) Н. Басовский Боже! Ты пригреваешь всякого и любому даёшь свободу: Ты вернул из плена Иакова, беззаконье простил народу, от него Ты гнев отвратил, пыл и ярость в Себе смирил. И от нас Твой гнев отврати, нам верни спокойные лица. Неужели вовеки Ты будешь гневаться и яриться? Милосердие нам яви — знак Твоей к народу любви. Мир народу в его обители, отвечает Господь сурово, только б люди в делах обыденных в безрассудство не впали снова. Милосердье правду найдёт, справедливость с миром пойдёт. Правда вырастет из земли, справедливость прольётся с неба, и земля даст плоды свои, даст вкусить Господнего хлеба. Будет Богом каждый храним, ибо правда идёт пред Ним. ПСАЛОМ 85 Канонический русский перевод Молитва Давида. 1 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. 2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. 3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. 4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, 5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

" На гневных врагов моих Ты простер руку Твою " . Другой (Симмах): против дыхания врагов моих прострешь (αναπνοης… εκτενεις). Видишь ли величайшую силу, простирающуюся на ту и другую стороны? И меня, гово­рит, находящегося среди бедствий, Ты можешь спасти, и их, беснующихся, неистовствующих и дышащих огнем, смирить и укротить. " И спасла меня десница Твоя " . Другой (Симмах): и спасет меня дес­ница твоя (σσει), т.е. сила Твоя, крепость Твоя. Подлинно у Бога есть все пути и все средства, и из отчаянного положения Он может привесть ко спасению. " Господь воздаст за меня; Господи, милость Твоя во век, дел рук Твоих не презирай " (ст. 8). Дру­гой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): отдаст (συντελσει). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): уплатит (επιτελσει), т.е. отмстит врагам. Не сказал: отмстить, а: " воздаст " , дабы показать, что, хотя долг на мне, но Он удовлетворит и уплатит, потому что Он че­ловеколюбив. Можно относить это и к тому, что сделано для нас Христом. Он воздал за нас. " Господи, милость Твоя во век, дел рук Твоих не презирай " . Приводит два основания для получения милости: одно то, что Бог милосерд и благ, и ми­лосерд постоянно, так что человеколюбие Его никогда не пре­рывается, не прекращается и не уменьшается; а другое то, что Он – Творец и Создатель. Но если мы на этих основаниях испрашиваем себе спа­сения, то и с своей стороны должны являть что-нибудь достой­ное милости. " Кого миловать " , говорит Он, " помилую " (Рим. 9:15). Он милует не без разбора, но и Он также делает некоторое различие. Если бы Он миловал без разбора, то ни­кто не подвергался бы наказанию. Итак, будем делать должное не только для того, чтобы получить милость, но и потому, что мы созданы Богом. Кто создан Богом, имеет такого Творца и Царя, тому должно вести жизнь, достойную Его попечения и такого промышления. Если мы будем так поступать, то полу­чим будущие блага, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Что отроча сие будет 02.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Рождество Иоанна Предтечи Слово на Рождество святого Иоанна Предтечи Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Святой Иоанн Предтеча — единственный святой, кроме Божией Матери, день рождения которого празднует Церковь. У всех других день их небесного рождения — день смерти. Что возвещает нам Евангелие об этом событии? Слово Божие предельно просто, и то же время значительно: «Елисавете настало время родить, и она родила сына». «Захария и Елисавета были праведны пред Богом». И они были в нищете — у них не было детей. Это было тяжким испытанием в народе, где многочисленное потомство — благословение Божие и единственное подлинное богатство. И далее в Евангелии сказано: «И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею». Радость и веселие — один из признаков наступления времен Мессии. Глядя на то, как мы живем, видят ли люди, не знающие Бога, что радость — это свойство тех, кто любит Бога? Радость бывает тем большей, чем больше казалась она невозможной, чем дольше к ней шли. Христианская радость — не радость, которая дается легко. Эта радость одержанной победы над всем, что угрожает нашей жизни. Это радость, разделяемая близкими и друзьями. Умеем ли мы радоваться с другими? Умеем ли разделять с другими нашу радость? Это радость, исходящая от Бога, потому что «Господь сотворил милость сию» с нами. Это знамение любви, благодати, благоволения Божия, когда человек приходит в мир. Так ли это очевидно для нас? Не утратил ли современный мир главные жизненные ценности? Многие ли сознают на самом деле, что жить — это великая возможность обрести бесконечную блаженную вечность? Счастливы ли мы от одной только мысли, что мы вызваны из небытия к бытию? К вечному бытию. Милосердие Божие — воспринимаем ли мы, какой глубокий смысл заключен в этих словах для нас? Мы могли не родиться. Готовы ли мы предпочесть дар жизни этой пустоте, этому ничто? Но только вечная жизнь — истинна, и она есть тот дар Божий, та милость Божия, когда мы понимаем, что Бог любит нас. Все, что угрожает нашему существованию, все беды и скорби мира — временно, преходяще. То, что дается человеку, — с самого начала, когда он приходит в мир, — это Божия любовь, вечная любовь. В день рождества Предтечи все радовались явлению жизни новорожденного младенца — долгожданного, желанного, нечаянного.

http://moral.ru/что-отроча-сие-будет/

Помилуй меня и услышь молитву мою (Боже) ( Пс. 4, 2 ). Рассмотрим эти слова и поучимся, дабы и мы научились по примеру святого пророка молиться. 1 . Молитва не бывает услышана, когда Бог на милость не преклонится. Поэтому Давид, во-первых, просит милости у Бога, и тем самым просит, чтобы услышана была молитва его: помилуй меня и услышь молитву мою, – как бы так сказал: я беден. Ты, Боже, над бедностью моей сжалься и потому услышь молитву мою. И в другом псалме молился он так же: помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое ( Пс. 50, 3 ). Видишь, и здесь сначала великой милости у Бога просит, а потом просит очистить беззаконие свое. 2 . По его примеру учимся и мы, как нам молиться должно, то есть, признавать пред Богом свою бедность и признанием своей бедности на милость Его преклонять. И в молитве не на правду нашу и некие заслуги, но на Его щедроты уповать, как Даниил пророк молился: мы повергаем моления наши пред То бою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие, Господи ( Дан. 9, 18 ). Поэтому, когда хотим чтобы Бог услышал нашу молитву, посмотрим на бедность нашу и, признав ее перед Богом, представим Ему щедроты Его, говоря: вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века ( Пс. 24, 6 ). Потому фарисей, считая дела и заслуги свои перед Богом, молился без пользы, а мытарь, признавая бедность и окаянство свое перед Ним и на одну милость Его надеясь, молился с пользой: сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 18, 14 ). Когда молишься, думай без сомнения, что ты пред Богом стоишь и припадаешь пред Ним, и просишь Его о нужде своей, и беседуешь с Ним так, как подданный пред царем своим стоит и просит его, – и тогда родится в тебе дух смирения, и страха, и надежды. Ибо Бог насколько велик есть, настолько же и благ безмерно, и истинен. Рассуждение о величестве Его устрашит и смирит тебя, но рассуждение о благости Его и истине ободрит тебя и утвердит в надежде, что Он обещал услышать нас, призывающих Его истинно ( Пс. 144, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010