Пс.135:5 .   Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его. «Сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его»; потому что и одно видимое небо проповедует Божию премудрость; велики – и обширность, и красота, и долговечность неба. Пс.135:6 .   Утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его. «Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его». И то достойно удивления, превышает человеческое разумение, что земля, окруженная отвсюду водами, стоит и пребывает в собственном своем естестве. Справедливо-же песнописец ко всем сим изречениям присовокупляет упоминание о вечной милости; потому что, не по собственной нужде, но по единому челоколюбию, создал все Человеколюбец. Пс.135:7 .   Сотворил светила великие, ибо вовек милость Его. «Сотворшему светила велия единому: яко в век милость Его». Человек, причастник Божественнаго промышления, возжигает обыкновенно светильники, но в совокупности взятый земный огонь не уподобляется сиянию одной звезды; светоноснее же всех звезд и самой луны солнце; потому что появляясь, и звезды делает оно невидимыми, и ослабляет лучи луны. Пс.135:8 .   Солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его. Пс.135:9 .   Луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его. «Солнце во область дне: яко в век милость Его». «Луну и звезды во область нощи: яко в век милость Его». Бог разделил светилам время, и солнечными лучами производит день, а луною и звездами освещает нощь, а чрез сие показывает собственную Свою благость. Пс.135:10 .   Поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его. «Поразившему Египта с первенцы его: яко в век милость Его». При сем, может быть, спросит кто: как милостию устрояется смерть? Посему, пусть обратит внимание на решение предложеннаго вопроса, а именно, что Бог, по милосердию к обидимым, наказывает обидчиков. Ибо Пророк и здесь присовокупил сие. Пс.135:11 .   И вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его. «И изведшему Израиля из среды их: яко в век милость Его». Милость к Израилю была причиною наказания Египтян, но милость и наказание срастворены правдою; потому что Израильтян помиловал справедливо, и Египтян наказал законно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Быть милостивым — значит быть подобным Богу, ибо Он, по свидетельству 102-го псалма — щедр и милостив… долготерпелив и многомилостив. О том же говорит Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди, записанной в 6ой главе Евангелия от Луки: …Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:27-36 ). Быть милостивым — не значит оправдывать ложь и грех, или быть терпимым к глупостям и злу, или проходить мимо несправедливости и беззакония; быть милостивым — значит иметь сострадание к заблудшим и жалость к плененным грехом. Прощать делающим неправду, которые не только другим причиняют зло, но, в первую очередь, разрушают самих себя, свою собственную человеческую природу. Все люди грешны перед Богом и виноваты друг перед другом, а потому заслуживают всяческого осуждения. Но по бесконечному Своему милосердию, Господь прощает и милует кающихся беззаконников (вспомним притчу о блудном сыне). Если мы окажем милость друг другу, тогда и мы будем помилованы Богом. Милостивые могут с полной ответственностью произнести слова из молитвы «Отче наш»: ...прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ( Мф.6:12 ). Св.прав.о. Иоанн Кронштадтский пишет: «За милость к братии сам получишь милость от Бога; за милость временную — милость вечную, за милость малую — милость бесконечно великую; ибо удостоишься не только помилования от вечного за грехи осуждения на суде Божием, но и получишь вечное блаженство» («Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Сергиева, т. 1, стр. 189). Священное Писание изобилует изречениями о необходимости милости, милосердия в духовной жизни человека. Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом ( Иак.2:13 ), — читаем мы у апостола Иакова. Апостол любви Иоанн Богослов в первом своем послании поучает нас:Кто имеет достаток в мире (богатство), но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:17-18 ).

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

Понятия «милость» и «пощада» Библия превращает в принцип поведения всех, наделенных властью выносить вердикты. Ведь самим Господом Богом Соломону открыто не только то, что Господь милостив, но и то, что милость вытекает из самого факта господства: «То самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех» ( Прем.12:16 ). Слово «милость» в тексте Библии часто соседствует со словом «суд» и с понятием, являющимся непосредственным смыслом и призванием суда – «истина»: «Он любит правду и суд; милости Господней полна земля » ( Пс.32:5 ); «Милость и истина сретятся» ( Пс. 84:11 ); «Милость и истина предходят пред лицем Твоим» ( Пс.88:15 ); «Милость и суд буду петь» ( Пс.100:1 ). На страницах Евангелия воспроизводятся слова Христа, подчеркнувшего «важнейшее в законе: суд, милость и веру» ( Матф.23:23 ). Заметим, что в этой триаде первенство за милостью: «Милость превозносится над судом» ( Иак.2:13 ). Мудрые правители видели являемый им Божий пример, как видел Соломон, обратившийся к Богу словами: «Ты наказываешь с таким снисхождением и пощадою, давая им время и побуждение освободиться от зла» ( Прем. 12:20 ). Сам Господь сказал: «Я милости хочу, а не жертвы» (Оси 6:6). Иисус Христос проповедовал не взыскание своего согласно упомянутым юридическим принципам, а прощение. Своим собственным живым примером Он показывал, что умелым прощением можно возродить человека не только морально, но и физически. Если братство и будет возможным в каком-то сообществе людей, то скорее благодаря прощению и милосердию, нежели неринговой борьбой за право. Готовность к прощению раскрывает в себе русское предназначение к свободе. Прощающий избавляется от обиды, ему нанесенной. Тем самым он не только освобождает грешника от бремени его вины, но и себя – от гнета ненависти к обидчику, тогда как месть продолжает связывать мстителя с преступником и лишает его возможности самоопределения. Поэтому идея прощающей любви неразрывно связана со свободой, а идея отмщения – с зависимостью. Со времен появления христианства сильными, вдохновительными являются те идеи, которые отмечены духом нравственной сострадательности и направлены на защиту слабых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

«Каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» ( Мф. 7:2 ). Господь наш есть Бог милосердия. Мы многократно называем Бога милостивым, милосердным, долготерпеливым, кротким и раскаивающимся о грехах человеческих. Нам сейчас всем очень не хватает милосердия к людям. Господь говорит, что мы должны быть беспощадны ко злу и милосердны к грешнику. И это очень важно. Большинство из нас требовательны к ближнему до мелочи, придираются к нему, а к его греху снисходительны. А должно быть не так. Нужно учится божественному милосердию. Если Бог будет с нами судиться, то «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» ( Пс. 142:2 ). Мы надеемся на спасение по милости Бога. Бог милостивый и долготерпеливый, его милостью держаться звезды и вся вселенная: «Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце — для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его» ( Пс. 135:5-9 ). Милость Бога стоит у границ творения. Когда мы говорим о Боге, то мы должны говорить о Нем, как милосердном и долготерпимом. А иначе мы не знаем реального Бога. Те люди, которые говорят, что Бог, в первую очередь, строг, реального Бога не знают. Если бы Он был строг, то давно уже жизнь на земле прекратилась бы. Но наш Бог милующий и спасающий. И милость Его обновляется каждое утро, как сказано в книге Плач Иеремии: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» ( Плач. 3:22-23 ). Опираясь на милосердие Божие, и мы должны учиться милости, нужно приучаться жалеть людей. В нас слишком много безжалостности, слишком много жестокости. Мы жестоко караем наших ближних за ничтожные мелочи, как сказал Господь: что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? ( Мф. 7:3 ; Лк. 6:41 ). Давайте учиться милости, и Господь помилует нас.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

МИЛОСЕРДИЕ (МИЛОСТЬ) Что есть милосердие? Милосердие есть любить врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим, творящим нам напасть, изгоняющим нас, защищать гонимых и прочее (6). Долг и необходимость милосердия явны для каждого из нас и из того, что различных бедствий на земле, пораженной проклятием Божиим за грехи человека, и порождаемых страстями человеческими, крайне много, и мы как сочлены самой природой своей, врожденной чувствительностью влечемся к состраданию страждущим братиям своим. И кто не знает, как много облегчает человеческие бедствия братское, христианское сочувствие к бедствующим? (8). Побуждением к милосердию ближним служат наши собственные немощи, болезни, напасти, скорби, несчастья и желание, столь нам сродное, чтобы ближние наши не были к нам безчувственно холодны во время наших бед и напастей, а относились к нам с сочувствием. Если мы сами будем сочувствовать и помогать людям в их несчастных обстоятельствах, то, по закону божеского и человеческого возмездия, и люди будут нам сочувствовать и помогать в нашем горе, при нашей болезни, в нашей напасти, в скорби, гонении. «Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» ( Лк. 6:38 ). Во всем «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Лк. 6:31 ) (8). Для нас необходимо и важно, бесконечно важно христианское милосердие. Необходимо потому, что без дел милости невозможно наследовать уготованное от сложения мира Царство для благословенных Отца Небесного, и суд без милости будет не оказавшему милости ( Иак. 2:13 ); бесконечно важно потому, что милость, оказываемая ближнему, оказывается лично Самому Иисусу Христу, по свидетельству Его Самого: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ); ибо все люди, особенно христиане, суть братья Его меньшие, а христиане – и члены тела Его (8). Милость к ближнему удобно может оказывать всякий, потому что милость бывает различная, как различны нужды человека духовные и телесные, как различно положение людей в обществе, их состояние и значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Что это значит? Что вообще значит быть милостивым? На первый взгляд, это одна из самых простых для понимания заповедей... Быть милостивым — быть терпимым, добрым, милосердным. Быть милостивым — значит, быть готовым откликнуться на чужую боль и проблему. Псалмопевец восклицал: Все пути Господни — милость и истина (Пс. 24, 10). Бог — милостив, и милость Его не имеет границ или условий: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102, 8-11). Поэтому и каждый верующий должен быть милостивым. Милость становится условием веры, условием религиозной жизни. В то же время, из слов Псалма мы видим, что милость — это еще и прощение. Вернее, умение прощать. Умение проявить милость и любовь к тому, кто не смог сделать этого в отношении меня лично. Здесь кроется самая большая трудность. Как быть милостивым к тому, кто нанес обиду, оскорбил или обманул? Думаю, что многие согласятся с тем, что бессмысленно таить обиду, желать отомстить. Лучше просто забыть все и быть равнодушным к обидчику. Но будет ли это милостью? «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», — говорит нам Господь, — «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 44-45). Христос не сказал — «забудьте о врагах ваших», но призвал нас ответить милостью и любовью на зло и обиды. Достижимо ли это для нас? Достижимо. Не в одну секунду или мгновение. Но все же достижимо. Если христианство — это отказ от самого себя ради любви ко Христу, то этот отказ проявляется именно в милости и милосердии. Есть удивительная святая — великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918 гг.) — дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига и внучка английской королевы Виктории. Она стала супругой великого князя Сергея Александровича Романова. Сергей Александрович был убит бомбой террориста в феврале 1905 года. Супруга князя через три дня после этого отправилась в тюрьму, куда был помещен убийца, чтобы передать ему прощение от себя и от погибшего мужа. Это исключительный пример. Но исключения, как известно, подтверждают правила. Милость есть проявление подлинного величия, глубины человеческой души, переполненной любовью. В милости нет места ненависти. В милости возможна только любовь. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) — слова Господа Иисуса Христа, пригвождаемого ко кресту.

http://pravoslavie.ru/76017.html

6) Отсюда следует, что таковые христиане большему и ужаснейшему суду Божиему и вечному осуждению подлежат, нежели язычники. Ибо, по слову Христову, раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12:47-48; Рим. 2:5-6). 7) У согрешивших против своих обетов, данных при Крещении, осталась надежда – истинное покаяние (о котором сказано в первой книге). Поэтому, если хотят получить милость у Бога, то должно им чистосердечно обратится к Богу, Которого они оставили. Ибо если они и не сохранили веры своей к Богу, но верен пребывает Бог, Который обещал покаяние грешникам и кающихся снова в Свою милость принять. Имеем примеры согрешивших и покаявшихся: Давида, Манассию, Петра и прочих, вновь милость у Бога получивших. Бог ныне всем каяться повелевает и всех призывает к покаянию. Ныне Его милость прежде всего действует. Ныне Он зовет, обещает и принимает кающихся. Ныне слушает вопиющих и воздыхающих к Нему. Ныне помогает обращающимся и труждающимся в деле спасения. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6:2), просить, искать и стучать (Мф. 7:7), стучать в двери милосердия Его. Будет время, когда будет не место прошения, но суда, когда правда Его в свое действие вступит, и воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6). Ныне Бог зовет грешников на покаяние и обещает им милость, а тогда призовет на суд и осудит грешников. Ныне говорит: Придите ко Мне (Мф. 11:28), а тогда скажет: Идите от Меня (Мф. 25:41). Итак, послушаем, грешники, Бога призывающего и покаемся, да и мы от Него милость получим, и получим то, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). § 297. Поскольку в святом Крещении сподобляемся верою от Бога всех духовных благ, то должно, хотя бы вкратце, коснуться того, от чего эта Божия благодать на нас изливается. Этот спасительный источник, от которого проистекает к нам Божественная благодать, есть: 1) Любовь Божия к нам, недостойным. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

О том, что сознание древнейших переводчиков Библии было глубоко проникнуто уверенностью в наличии у Бога объективирующего начала, можно заключить по регулярности употребления слова «истина» (λθεια) как перевода евр. , означающего также «верность», «правду» и другие, более субъективные, чем «истина», категории 1480 . Оно выступает обычно в паре с при апелляции к самым основным свойствам Божества, проявляющимся в отношении к человеку, например: «Милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно» ( Пс 39:12 ). В этом случае 70П переводится как «милость» (λεος), если же речь идет о нем как о человеческом качестве, то это всегда только «праведность». Иными словами, человеческой «праведности» соответствует Божественная «милость», а Божественная «истина» отвечает обычно человеческой «верности» (πστις) 1481 . Как две миродержительные силы, Истина и Милость «предходят пред лицем» Божиим ( Пс 88:15 ). Они часто являются утешением для человека, потому что категория «истины» никогда не теряет в Ветхом Завете смысла верности Бога Своим обетованиям. Но, будучи верен Завету, Господь по необходимости верен и Закону. «Как велика милость Его, так велико и обличение Его» ( Сир 16:13 ). Поэтому «истина» имеет характер Божественной справедливости, которая судит и наказывает человека: «Знаю, Господи, что праведны суды Твои и по истине (, ληθε) Ты смирил меня. Пусть же милость (, τ λεος) Твоя утешит меня, по слову Твоему к рабу Твое му. Да приидет на меня милосердие Твое, и я буду жить; ибо Закон Твой – предмет заботы моей» ( Пс 118:75–77 ). Так возникает диалектика Закона и Благодати, которая найдет окончательное разрешение в словах апостола Павла: «Всех заключил Бог в непо слушание, чтобы всех помиловать» ( Рим 11:32 ). В христианстве онтологическое тождество милосердия и справедливости станет основой догмата об искуплении. Где эти две категории разлучены, в искуплении нет нужды, достаточно прощения как акта суверенной воли 1482 . Отношение Бога к двум Своим основополагающим си лам объективирует их. Септуагинта выражает его через глагол γαπω

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Псалом 84 Благодарение Господу за возвращение своего народа из плена в его родную землю и за дарование ему мирной жизни, по оправдании его. 1. В конец, сыном Кореовым. (См. Пс.83:1 ). 2–4. Благоволил ecu, Господи, землю Твою, возвратил ecu плен Иаковль. Оставил ecu беззакония людий Твоих, покрыл ecu вся грехи их. Укротил ecu весь гнев Твой, возвратился ecu от гнева ярости Твоея. Псалмопевец исповедует милость Божию к своему родному народу. – Псалмопевец говорит: Господи, Ты явил благоволение к земле Твоей, ибо возвратил плен Иакова, т. е. народ, составляющий потомство благословенного патриарха Иакова, – подобно тому, как некогда и самого патриарха Иакова из Месопотамии возвратил в Обетованную землю. – Ты, Господи, возвратил народ из плена потому, что оставил или простил беззакония его, за которые он был отдан в плен, – Ты все грехи народа покрыл милостью Твоею, как бы наложил пластырь на язвы тела его и зарастил их (ср. Пс.1:5–6 ). – А грехи народу Ты простил вследствие того, что укротил гнев свой против него и возвратился от яростного гнева своего, или – обратился от гнева к милосердию. 5–8. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Исповедуя милость Божию, явленную в возвращении народа из плена, псалмопевец молит Господа, чтобы Он не лишил народ своей милости и на последующее время. – Возврати нас, Боже спасения нашего, или – восстанови на пути законной и мирной жизни, по возвращении из плена, – так, чтобы ярость Твоего гнева совершенно отвратилась от нас. – «Неужели Ты будешь гневаться на нас вечно? или будешь продолжать Твой гнев из рода в род» – из поколения в поколение? – Нет, разумеется. Боже, Ты обращься оживши ны, – обратившись от гнева к милости, Ты даруешь нам – своему народу – благословенную, мирную жизнь. – И народ Твой, видя милость Твою к себе, будет радоваться о Тебе, т. е. выражать радость свою пред Тобою в священных хвалебных песнях. – Одушевляемый надеждой на такую милость Божию, псалмопевец молит Господа о даровании оной: «яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Что должны чувствовать братья по отношению к такому благодетелю? Не примут ли они его с самой нежной радостью и любовью? Не признают ли его вторым отцом своим? Не посвятят ли ему всей жизни своей? Несравненно более высокой и сильной любовью мы обязаны Божественному Спасителю, Единородному Сыну Божиему и по человечеству брату нашему, ибо те блага, которые заслужил и принес Он нам, несравненно превосходят все земные сокровища, какие может земной отец передавать своим детям». 168 «Представь, что царь найдет какого-нибудь нищего, у которого на всех членах проказа, и не постыдится его, но приложит врачевства к язвам его и излечит его струпы, наконец, введет его в царскую трапезу, возложит на него порфиру и сделает его царем. Так и Бог поступил с человеческим родом: омыл язвы людей, исцелил их, ввел в небесный брачный чертог. Поэтому велико достоинство христиан: оно ни с чем не сравнимо». 169 Возлюби, сын мой, твоего Спасителя всеми силами своей души, бойся греха, для уничтожения которого потребовалась такая жертва Сына Божия, и стремись к жизни праведной, святой. 167. Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. 168. Катехизаторские поучения, произнесенные в Киевском Софийском Соборе в 1854 г. 169. Прп. Макарий Египетский. Беседа 15. Гл. 45  Пятая заповедь блаженства Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Подаешь ли милостыню нищим? Оказываешь ли помощь бедным? Сочувствуешь ли несчастным? Утешаешь ли печального? Учишь ли неведущего истине и добру? Молишься ли за всех людей Богу? Имеешь ли христианскую любовь к ближним, требующим твоей помощи? Помни, что за милость к братии сам получишь милость от Бога; за милость временную — милость вечную, за милость малую — милость бесконечно великую, ибо удостоишься не только помилования от Вечного на Суде Божием, но и получишь вечное блаженство. О милосердии к людям упоминает Сам Господь при изображении последнего Страшного Суда Своего. Вот Его слова: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником,и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 31—36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010