Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви. Она воодушевляла героев Донских и Невских, Авраамиевых и Гермогенов, Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает самую брань за Отечество как святый подвиг за веру Христову» 319 . О подобном же влиянии на русский народ Православной Церкви пишет епископ Вениамин (Милов) , он демонстрирует это на примере истории Троице-Сергиевой Лавры, которая содействовала не только просвещению нашего народа и его религиозному воспитанию, но и вдохновляла русский народ примером своего патриотического служения 320 . По словам этого саратовского архипастыря (владыка Вениамин был епископом Саратовским и Балашовским в 1955 г.), благодаря подобной деятельности на протяжении шести веков Лавра «диктовала государственную линию поведения подведомственным обителям. Они, по примеру Лавры, берегли как святыню тяготение к Москве, увлекали за собой окружающее население, объединяли инородческие, языческие и полуязыческие массы северо-восточной Руси в единое государство, подчинённое влиянию православной веры» 321 . Поэтому религиозная сторона патриотизма в русском его проявлении должна считаться определяющей в процессе воспитания молодёжи. Без религиозной составляющей патриотизма невозможно объяснить многие проявления этого чувства в истории нашего государства. Понимая это, глава военного духовенства Российской империи протопресвитер Георгий Шавельский писал в своих воспоминаниях, что только Православная Церковь выступала как единственный воспитатель народа и именно она своей постоянной проповедью о самоотверженности и любви (см.: Мф.5:44 ; Ин.15:13 ) фактически заменяла патриотическое воспитание 322 . Религиозные начала жизни сформировали особый менталитет русского народа. По мысли современных исследователей этнографии, в ходе исторического процесса в среде простого народа термин «русский» приобрёл характер не столько этнический, сколько конфессиональный и был почти синонимом слова «православный» 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13 сентября 2023 года на Воскресенское кладбище приехала группа священнослужителей Саратовской епархии во главе с епархиальным секретарем иереем Александром Чеботаревым и председателем епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия протоиереем Кириллом Краснощековым. Отец Кирилл совершил литию по обоим приснопоминаемым архипастырям; затем могилы были вскрыты и останки подняты на поверхность… Архиепископ Досифей (Протопопов)      Прежде чем продолжить свое повествование о недавних событиях в Саратовской епархии, я постараюсь рассказать главное о каждом из этих двух подвижников. «Никогда от Бога не видел я ничего плохого» Предупреждаю, что мой рассказ о епископе Вениамине будет пунктирным – более подробную информацию можно получить из его собственных воспоминаний 1 , а также из книги «Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова) 2 . Владыка Вениамин занимал Саратовскую кафедру неполных шесть месяцев – с февраля по август 1955 года. Но наш церковный народ с присущей ему исстари русской интуицией успел разглядеть в нем человека истинно духовного, молитвенника и подвижника. Точно так же в далеком 1819 году благочестивые пензенцы и саратовцы сумели разглядеть святого в кротком болезненном 35-летнем епископе Иннокентии (Смирнове), служившем у них всего-то четыре месяца – и отошедшего в вечность. Ныне он прославлен в лике святителей и входит в Собор Саратовских святых. Приходя на могилу епископа Вениамина, читая его личные записи, проповеди, книги о нем, я всегда задавала себе вопрос: как же это было возможно – пронести такую веру и верность, такое духовное горение, такую душевную тонкость, чуткость и отзывчивость, такую, наконец, любовь – через столь тяжкие, страшные, многократные, длительные испытания? Конечно, я задавала подобные вопросы не только в связи с этим человеком. И ответ на них, в принципе, один: чистые сердцем видят Бога (см.: Мф. 5: 8), и Дух Святой укрепляет их среди великих скорбей. Будущий епископ (Виктор Дмитриевич Милов) родился в 1897 году 3 в Оренбурге 4 в семье священника. Собственного отца он характеризует как человека глубоко религиозного, но при том вспыльчивого, грубоватого и замкнутого:

http://pravoslavie.ru/157890.html

В Саратовской епархии учрежден музей «Дом саратовских архиереев XX века имени архиепископа Пимена (Хмелевского)» 14 января 2023 г. 16:27 Указом митрополита Саратовского и Вольского Игнатия в Саратове учрежден музей «Дом саратовских архиереев XX века имени архиепископа Пимена (Хмелевского)», управлявшего Саратовской епархией в 1965-1993 гг. В годы правления владыки Пимена Саратовское епархиальное управление находилось по адресу: ул. Первомайская, дом 27, в небольшом одноэтажном домике с полуподвалом. На верхнем этаже размещались покои епископа и часть епархиальных служебных помещений, а основные помещения управления находились в полуподвале (бухгалтерия, кабинет архиерея, секретарская, хозчасть). В этот дом к владыке Пимену приезжали такие видные деятели культуры, как Мстислав Ростропович, Галина Вишневская и другие. В доме на Первомайской в разные годы проживали епископ Вениамин (Милов), митрополит Вениамин (Федченков), епископ Нектарий (Коробов), архиепископ Александр (Тимофеев). В 2023 году будут отмечаться две памятные даты, связанные с личностью архиепископа Пимена: 100 лет со дня его рождения и 30 лет со дня кончины. Архиепископ Пимен (Хмелевской) родился в 1923 году в Смоленске. Отец работал юрисконсультом. Его мать Мария Евгеньевна Львова происходила из старинного дворянского рода. Во время Великой Отечественной войны родители умерли от голода, а сам будущий владыка уехал в Белоруссию. 5 октября 1943 года указом митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского) был направлен на послушание в Жировицкий мужской монастырь. 16 февраля 1944 года пострижен в монашество с именем Пимен. 27 октября 1944 года рукоположен в сан иеродиакона. 20 мая 1949 года возведён в сан иеромонаха. В 1949 году окончил Минскую духовную семинарию и был направлен в Московскую духовную академию . Весной 1953 года окончил МДА со степенью кандидата богословия. В 1955 году решением Священного Синода командирован на Святую Землю для работы в Русской духовной миссии в Иерусалиме , а в 1956 году назначен ее начальником. 27 марта 1956 года возведен в сан архимандрита. Служение проходило в тяжелых экономических условиях на фоне многочисленных политических конфликтов, арабо-израильских столкновений и связанных с ними попыток самовольного захвата зданий миссии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

4 Разновидностью молитвы просительной является покаянная молитва . В изнеможении от греховных влечений, в муках совести за грехи человек подобен разбитому сосуду. Сама внешность его говорит о тяжести его внутренних переживаний. Он согбен, уныл, истомлен. На его лице печать страдания. В страшной скорби он ищет исцеления от грехов у Бога и молитвенно взывает к Нему: «Грехов юности моей и преступлений, Господи, не вспоминай« 302 . »Отними... изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего 303 , и я принесу (хвалебную) жертву уст моих« 304 . Покаянная молитва, по своей сути, выражает исповедание Богу грехов, смиренное испрашивание прощения в них, обещание оставить их, она дарует свыше очищение (через таинство покаяния) 305 . Молитвы кающихся грешников Бог слышит быстро и в прощении грехов являет милосердие, изумительное и чрезвычайное. Всемерное Божие милосердие, ярко проявленное в истории покаяния древних ниневитян, что своим выразительным восклицанием некогда засвидетельствовал пророк Иона: »О Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии» 306 . Место, время молитвы и внешние выражения молитвенного чувства 1 Первые на земле люди проявляли свое молитвенное настроение устройством жертвенников и вознесением на них жертв всесожжения Богу. При этом они сердечно призывали имя Божие, каялись пред Ним в своих грехах и испрашивали себе Божественное благословение и милость. Пророк Моисей в книге Бытия перечисляет ряд имен первых устроителей жертвенников Богу и первых молитвенников. В числе их упомянуты имена Каина, Авеля, Сифа и потомков его, имена Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Мелхиседека и других мужей 307 . Первобытные люди не имели особых определенных Богом мест для молитвы и призывали имя Господа, Бога вечного 308 , всюду, где бы ни находились, и во всех обстоятельствах личной жизни. Авраам, Исаак и Иаков, кочевавшие со своими стадами по земле Ханаанской, молились в различных местностях, но именно там, где раскидывали свои шатры 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

А у Бога – наоборот. Когда Он устраивает, то строит скоро, а когда разрушает, то разрушает медленно. Скор Бог на устроение, медленен на разрушение, потому что Богу пристойно и то и другое; в первом обнаруживается Его могущество, во втором – благость; по преизбытку могущества Он скор, по великой благости – медленен. (44, С. 678–679) Таково человеколюбие Божие! Никогда Он не отвергает искреннего раскаяния; но хотя бы даже кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, и такого Он принимает и приближает к Себе, и делает все, чтобы привести его в прежнее состояние. И еще более человеколюбия вот в чем: если кто покажет не полное раскаяние, то и краткого и малого Он не отвергает; даже и за него назначает великую награду. (1, С. 63) Что же из... вещей, спросят, есть на небесах? Из... вещей – ничего, но есть нечто гораздо более досточтимое. Не пшеница, ячмень и другие произведения, но повсюду там в великом изобилии всякие плоды Духа – любовь, радость, веселье, мир, благость и кротость, на небесах можно видеть не стада овец и табуны волов, но души совершенных праведников, душевные добродетели и нравственные совершенства, не одежды и платья, но венцы драгоценнее всякого золота, награды, воздаяния и бесчисленные блага, уготованные добродетельным. (27, С. 330) ...кротчайший Давид, рассуждая о человеколюбии Его, говорит: как высоко небо над землею, так велика милость [Господа – С. М.] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его ( Пс.102:11–13 ), и даже еще более, чем отец, но мы не знаем другого лучшего примера высочайшей любви. (7, С. 148) В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ( Иер.31:32 ). Но для чего Бог говорит... об образе исхода (иудеев из Египта)? Когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Чтобы показать Свою отеческую любовь, Он вывел их не как рабов, но взял, как отец дитя, и так освободил; не повелел, как рабу, позади Себя идти, но взял за правую руку, как сына благородного и свободного, и так вывел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Бог сроднил меня с вами. Во всем мире нет теперь людей, которые бы по духу были так близки ко мне, как близки вы. Вы теперь для моего духа все: и предмет забот, и источник утешений. Вашим спасением и я спасаюсь; ваша погибель и мне грозит гибелью. Так вы близки ко мне, так я неразделен с вами». Представленные образчики излияния в словах к пасомым теплой пастырской любви лишний раз оттеняют наличие состраждущей любви в носителях дарования Священства. Отсюда и Таинство Рукоположения можно назвать отображением в пастырстве Церкви пастырского духа Христа Спасителя. Таинство Брака Исследование вопроса о даровании шестого церковного Таинства – Брака – представляет некоторые трудности из-за незаконченного взгляда на него в наших научных пособиях к изучению догматического богословия. Но путем сопоставления выводов о Таинстве Брака в научной догматике с учением о том же Библии, святых отцов и учителей Церкви можно ясно определить значение для супружеской жизни благодати Святого Духа в церковном браковенчании. Курсы догматического богословия в числе плодов Таинства Брака называют благодатное вспомоществование: 1) супружескому единодушию, 2) взаимной верности, 3) благословенному рождению и 4) христианскому воспитанию детей. Перечисленные научно-догматические определения плодов Таинства Брака оставляют то впечатление, что дарование церковного Брака благодатно напутствует мужа и жену пред началом брачной жизни к свободному творчеству друг в друге и детях любви . Такой вывод слишком общ и не отмечает никаких характерных черт действенности Брака сравнительно с прочими Таинствами. Если теперь за отысканием признаков дарования в Брачном Тайнодействии обратимся к свидетельствам Библии, то неясность в данном вопросе сразу распутается следующими библейскими текстами: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит... жены... а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (ср. Лк.14:26 ). «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет.3:7 ). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор.7:29 ). «Ничто не должно обладать человеком» (ср. 1Кор.6:12 ). «Мужья! любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... чтобы представить ее Себе не имеющею пятна или порока, но дабы она была свята и непорочна» (ср. Еф.5:25, 27–28 ). «Воля Божия есть освящение ваше... чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» ( 1Сол.4:3–5 ). «Жена же спасется через чадородие, если пребудет в вере, любви и в святости с целомудрием» (ср. 1Тим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Бог столько печется о нашем примирении, что допускает и жертвоприношению Своему оставаться несовершенным и службе прерваться, только бы мы прекратили вражду друг к другу и гнев... (5, С. 126) ...о том, как милостиво и кротко Он [Господь Иисус Христос – С. М.] будет обращаться со всеми, посмотри, как ясно говорит... пророк. Подвергаясь оскорблению, оплеванию, злословию, бесчестию, бичеванию и, наконец, крестной смерти, Христос не мстил делавшим это, но великодушно и, кротко переносил все: поношения, козни, бешенство и безумную ярость народа и другие нападения; все это пророк выразил словами: трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине, не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова ( Ис.42:3–4 ). (33, С. 366) ...ты имеешь Владыку всех – Бога, который и прежде хранил тебя, а теперь еще больше и с особенною заботливостью будет пещись о тебе; и немалое доказательство Своего великого промышления о тебе, как я выше сказал, Он уже показал нам тем, что сохранил тебя здравою и невредимою среди такого пламени забот и печали, и не попустил тебе потерпеть ничего нежелательного. Если же Он не попустил быть кораблекрушению во время такой бури, но тем более сохранит твою душу во время тишины... (13, С. 248) А что спасся бы и Иуда, если бы остался жив, это видно из примера распинателей. Если (Господь) спас вознесших Его на крест, и на самом кресте умолял Отца и просил им прощения в грехе, то явно, что Он со всем благоволением принял бы и предателя, если б этот принес надлежащее покаяние; но он не в состоянии был воспользоваться сим врачевством... (39, С. 652) Бог, дав заповедь, показал большее попечение (о людях), нежели когда бы Он не дал ее... (7, С. 147) Для того чтобы ты и узнал... и подивился человеколюбию Бога, Который удовольствовался трехдневным покаянием за столь великие беззакония, и сам ты не впадал бы в отчаяние, хотя бы и без числа согрешил. Как вялый душой и беспечный, хоть и получит много времени для покаяния, по лености не сделает ничего важного и не примирится с Богом, так добрый и пылающий рвением, и с великой ревностью совершающий покаяние, может и в краткое мгновение загладить грехи многих годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Будем сегодня, как дети, жаловаться Господу на свою душу и говорить Ему: «Господи, душа моя болеет гордостью, завистью, гневом, леностью, тщеславием и плотскими страстями. Господи, исцели нас! Если Ты не уврачуешь, мы погибнем от зла». Есть ли ответ на этот крик изболевшихся душ? Да. Господь устами апостолов Своих утешает нас и показывает, как грешник может прийти к Богу, достичь мира в совести своей. Апостол Павел свидетельствует, что кто сокрушается о своих грехах, печалится о них, тот совершает бесповоротное покаяние во спасение. А святой апостол Иаков говорит, что кто молится и печалится о других грешниках, тот и сам спасается: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» и еще: «Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» 87 . Итак, печаль о себе, что мы злы и порочны, с желанием быть добрыми, и печаль о других погибающих – вот что может привести нас к душевному миру и спасению. Понудим прежде печалиться о себе свою душу. Помните блудного сына в проповеди Христовой? Он насладился вечери небесной не прежде, как пришел в сокрушении духа к отцу своему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» 88 . Знаком нам хорошо и евангельский мытарь. Он пошел в дом свой оправданным лишь после того, как в храме, стоя вдалеке от святилища, не хотел очей возвести на небо, но бил себя в перси, говоря: «Боже, милостив буди мне грешнику» 89 . Кто был апостол Павел? Верховный апостол. Вот что он в сокрушении спасительном говорил от всего сердца: «Верно и всякого приятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» 90 . И мы должны размягчать свои души, как блудный сын и мытарь, если мы окаменели, если равнодушны к своему душевному состоянию. Не размягчается сразу земля, иссохшая от зноя, после росы или даже от проливных дождей, не сразу подымаются приникшие к земле колосья после орошения влагой.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В данной работе будет рассказано о православной традиции освящения жилища. Будут рассмотрены вопросы о том, зачем в принципе необходимо освящать свой дом, в чем смысл этого религиозного обряда. Для наглядности будет приведено последование освящения жилища, которое использует Православная Церковь в своей практике. В заключении будут рассмотрены еще ряд практических моментов, связанных с христианским обрядом освящения жилья. Надеемся, что данная работа будет полезной и интересной, как для тех, кто только готовится освятить свое жилище по христианскому обряду, так и для тех, кто интересуется обрядами Русской Православной Церкви. Сергей Милов Смысл обряда освящения дома В жизни Православной Церкви каждое действие, каждый обряд или таинство имеют свой определенный духовный смысл. Этот сакральный (то есть таинственный) смысл заложен во внутреннюю жизнь Церкви Самим Господом Богом. В центре любого церковного действия всегда находятся два объекта – Бог и человек. Бог в этом диалоге является центром всей жизни, сущностью, на которую обращены взоры каждого верующего человека. Однако и роль самого человека в этом диалоге нельзя умалить. Человек является венцом творения Божия, главной и конечной целью создания всего видимого и невидимого бытия. О важности сотворения именно человека мы можем прочитать уже в первой главе Книги Бытия: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 26–28). В данных словах и деяниях Бога мы видим, что именно человек получает право владеть всем созданным миром. Однако это владычество должно было гармонично сочетаться с непрерывным делом богообщения. Это означает, что по замыслу Божию, человек должен был находиться в постоянном общении со своим Творцом – Пресвятой Троицей; он должен был постоянно духовно совершенствоваться и в перспективе был направлен на достижение полного бессмертия. В этом смысле, человек должен был постоянно освящаться Божией благодатью, а вместе с человеком эта благодать должна была затрагивать все сферы его жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В нас нет еще той любви, без которой невозможно пребывание с Богом. И темные духи были низвергнуты с неба за то, что не было у них любви и подчинения Богу, а были страсти, которыми они прогневали Его. У нас нет постоянства, мы отклоняемся то в одну, то в другую сторону, а в Царстве Небесном и духи, и души имеют твердую решимость и служат одному Богу. Сегодняшнее евангельское чтение учит нас, как нам приготовиться к достойному сожитию с Богом. Христос говорит нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» 158 . Вот что нужно для Царствия Небесного, вот какова искра, возжигающая души и ведущая нас к Богу. Но как же нам погубить душу для этой жизни и спасти для будущей? А возьмем такой образ: что должен испытывать корабль во время плавания? Он должен бороться с морскими волнами, затем противостоять ветрам и, наконец, преодолев их, искусно миновать разные подводные рифы и скалы. Вот и для нас, которые находятся в плавании по бурному житейскому морю, волны морские – это волны житейского моря, ветры – это наши страсти, а подводные скалы – это соблазняющая нас клевета на Церковь , веру и святыню. Если мы будем с покорностью воле Божией переносить страдания, то Господь увенчает нас за них вместе с мучениками, о которых поется в церковной песни: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшиеся...». Ветры – это наши страсти. В каждом человеке живут эти страсти и проявляют себя. И апостол Павел говорит: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010