«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Чтения по литургическому богословию «Чтения по литургическому богословию» епископа Вениамина (Милова) — нетипичный курс литургики. Владыка Вениамин не разбирает историю богослужения, не описывает его нынешнее состояние, не размышляет о богословии богослужения. Он ставит другую задачу: вскрыть вероучение Церкви так как оно отобразилось в богослужении. Еп. Вениамин (Милов) на материале богослужебных книг раскрывает учение о Троице, ангелах, Сыне Божьем, Его Искупительной Жертве, Сошествии во Ад, о Св. Духе, Богородице. Также о посте как он представлен в текстах богослужения, переживании Литургии верующим, о загробной участи. Наконец о двунадесятых праздниках. Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) Автор " Чтений по литургическому богословию " родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия. В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему " Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви " , архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он — настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области. 4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал: " Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Ученый владыка. Епископ Вениамин (Милов) (1887-1955) Антология семинарской жизни Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Виктор Милов студент Духовной семинарии Монахов множества наставника тя почитаем, отче наш Сергие: твоею бо стезею воистину право ходити познахом... (Стихира, гп.8). Нет лучшего счастья на земле, чем испытать духовное возрождение, обновиться душой для новой святой жизни, на своем опыте почувствовать радость богообщения. Ведь большего счастья под солнцем, чем познать на себе красоту жизни в Боге и твердыми ногами встать на стезю заповедей Божиих. А самое высокое и превысокое счастье – прожить остаток дней своей земной жизни благочестиво и богобоязненно и увенчаться венцом нетленным, венцом вечной награды на Небесах. Именно об этом счастье и сказал святой апостол Павел, когда писал к своему ученику Тимофею: " Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды... " (2 Тим.4,7-8). Тихим ранним утром я встал на братский молебен. Многие семинаристы еще спокойно спали, но кое-где койки уже были аккуратно заправлены, и их владельцы одинокими фигурками спешили в свои учебные аудитории, чтобы на свежую память повторить урок. На дворе был утренний майский полумрак. Тихая заря победно шла от востока и прогоняла ночную мглу. В Троицком соборе мягко мерцали лампа­ды. Точно звездочки в высоте далекого неба, звали, манили они к себе. " Господи, – шепчут невольно уста, – как же близок Ты и прекрасен в этой утренней тиши! Точно любящая мать, нежно питаешь Ты душу, которая тянется к Твоей ласке и любви... "

http://pravoslavie.ru/29859.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) епископ Вениамин (Милов) Вениамин (Милов) ( в миру Виктор Дмитриевич Милов; 1887-1955) — епископ Саратовский и Балашовский, богослов, духовный писатель. Не раз в советские времена подвергался гонениям. Родился в семье священника. Не окончил Казанскую Духовную Академию из-за Гражданской войны. Окончил Московскую — уже на нелегельном положении (обучение велось подпольно). В 20 г. принимает постриг, в 23 —  архимандрит, наместник Покровского монастыря в Москве. Известен как духовник и проповедник. 28 октября 1929 года был арестован, обвинён в нелегальном преподавании детям Закона Божия, 23 ноября того же года приговорён к трём годам лишения свободы, находился в лагере в районе Медвежьегорска. В 1932—1938 — внештатный священник в церкви великомученика Никиты во Владимире, в храме исполнял обязанности псаломщика, а литургию служил тайно на дому. 15 июня 1938 был вновь арестован, обвинён в антисоветской агитации и в членстве в контрреволюционной организации, под пытками был вынужден признать вину. 31 июля 1939 приговорён к восьми годам лишения свободы, находился в заключении в Устьвымлаге. 15 июня 1946 года освобождён, с июля 1946 жил в братстве Троице-Сергиевой лавры. С 1946 — преподаватель, с 1947 — доцент, в 1948—1949 — профессор по кафедре патрологии и инспектор Московской духовной академии. Также преподавал апологетику, пастырское богословие, догматику и литургику, много проповедовал. Защитил магистерскую диссертацию, подготовленную им ещё до ареста. 10 февраля 1949 был арестован в последний раз, обвинён в участии в антисоветской организации (п материалам ещё довоенного дела). 15 апреля 1949 выслан на поселение в Казахстан. Первоначально работал сторожем в колхозе в районе города Джамбул, затем получил разрешение поселиться в этом городе, где был священником Успенской церкви. В 1954 году освобождён из ссылки и назначен настоятелем Ильинской церкви в Серпухове. С 4 февраля 1955 года — епископ Саратовский и Балашовский. Несмотря на тяжёлую болезнь, часто служил и проповедовал, пользовался большой популярностью среди прихожан.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ven...

Епископ Вениамин (Милов) В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Епископ Вениамин (Милов)». Составитель Ольга Рожнева. Епископ Вениамин (Милов)/Сост. О. Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 160 с. : ил. — (На страже веры).      Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов; 1887–1955) был пламенным молитвенником и мужественным исповедником веры Христовой. Подвижник и аскет, богослов и блестящий проповедник, он имел удивительный дар слова и духовного рассуждения. Духовные чада владыки свидетельствовали о его прозорливости. Владыка Вениамин прошел гонения, ссылки, лагеря. В настоящее время в Саратовской митрополии идет подготовка к прославлению епископа Вениамина (Милова) в лике святых. Епископ Вениамин, в миру Виктор Дмитриевич Милов, родился 8 июля 1887 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в городе Оренбурге. Он был вторым сыном в семье священника Димитрия Петровича Милова и его супруги Анны Павловны. Через три года отца перевели служить в уездный город Орлов Вятской губернии, а еще через несколько лет — в город Яранск, после чего уже в саму Вятку. Здесь прошли детские и юношеские годы будущего архипастыря. Обещание Богу стать монахом Виктор Милов дал после своего чудесного спасения. Он вспоминал позднее об этом так: «Как-то весной во время экзаменов, когда только что вскрылась река Вятка от льда, я поехал с двумя товарищами кататься на ялике… погода сначала стояла ясная, потом на небе показалось серое облачко, пошел снег, поднялась буря. Река взволновалась… Попытка добраться до берега была безуспешна. Из-за волн руль отказывался действовать. Что оставалось делать в такой крайности? Смерть витала над нами. Тогда я сердечно взмолился Богу и сказал: “Господи! Спаси только меня от смерти. Я жизнь свою посвящу Тебе и буду монахом”. После этих слов сердце исполнилось надеждой на спасение. Хотя лодку заливало водой, я и два мои товарища продолжали бороться с волнами. Медленно, рискуя ежеминутно быть опрокинутыми водяными валами, мы все-таки с Божией помощью добрались до противоположного берега, жутко взволнованные и продрогшие».

http://pravoslavie.ru/104732.html

Вениамин (Милов), еп. Саратовский и Балашовский Родился 8 июля 1887 года в г. Оренбурге в семье священника. Окончил Вятскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1918 году пострижен в монашество, затем возведен в сан архимандрита. Вскоре был назначен наместником Покровского монастыря в Москве. С 1946 года жил в братстве Троице-Сергиевой Лавры и был преподавателем Московской духовной семинарии и академии по патрологии и пастырскому богословию. В 1948 году, защитив магистерскую диссертацию на тему: «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви”, был удостоен звания профессора и назначен инспектором Московской духовной академии и семинарии. С 1954 года был настоятелем Ильинской церкви в г. Серпухове. 4 февр.1955 года хиротонисан во епископа Саратовского и Балашовского. Хиротония состоялась в Богоявленском Патриаршем соборе. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Алексий и другие святители. На кафедре трудился до дня кончины. Накануне этого дня служил торжественную панихиду о новопреставленном архиепископе Андрее (Комарове) Днепропетровском. Скончался 2 авг.1955 года. По отзывам знавших и окружавших его, был аскет, в пище и во всем остальном был прост и воздержан. Строг и требователен по отношению к подчиненным, но особенно строг и требователен к себе. Вспоминают о нем с глубоким уважением и большим теплым чувством. Труды: «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви». (Магистерская диссертация). «Троицкий Кафедральный собор в г. Саратове». «ЖМП» 1955, 7, стр.14. «Наука о жизни и единении с Богом». Литература: «ЖМП» 1955, 3, стр.28–30. 1955. -«- 7, стр.14–15. 1955. -»- 9, стр.10–12. «Журн. Засед.Св. Син.» 2 от I.II.1955 года. Werke: Prepodobnyj Simeon Novyj Bogoslov о celi christianskoj izni, in: MP 1979,11,64–73; 1980,3,63–77; 4,68–74. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Б тот храм, где он служит, и идти будто не стоит, потому что там Господь не услышит. Это совсем неверно. Так думать даже грешно, потому что унижается благодать священства и вообще появляется недоверие к самой Церкви Христо­вой. Св. Иоанн Златоуст об этом говорит так: Недостойный священник, стоящий у Престола Божия, подобен неомытому человеку, который стоит у чистого кладезя и золотым сосудом черпает живительные струи. Черпает и раздает эту чистую воду другим " . Вода остается кристально чистой и святой, кто бы ее ни раздавал. Так точно и недостойный священнослужитель. Будь это епископ, или священник, или диакон. Надо, чтобы была нерушимая вера в Бога, в Святую Церковь, в таинства, и люди будут спасаться всегда. А еще хочу напомнить, что диавол ничего так не хочет, как разделить пастыря и народ. Он хочет, чтобы люди потеряли к своему пастырю всякое доверие, всякую любовь. И тогда диаволу очень легко погубить этих людей. Я пишу об этом потому, что в наше время многие думают: " Раз батюшка плохой, то и в Церковь не пойду, лучше дома помолюсь " . Это самое настоящее бесовское наваждение. Оно гибельно. Оно ведет к самому страшному – сатанинской гордости, когда теряется вера сначала к одному, потом к другому, к третьему, а затем ко всем священнослужителям. " Все они такие стали хапуны, да обжоры, да пьяницы " , – так вот и говорят. А неверующие еще больше смеются над Святой нашей Церковью Православной. А сатана прыгает от радости. Сохрани Господи каждого от такого состояния! Лучше в смирении прийти в храм Божий, какой бы батюшка там ни служил. Прийти да встать в уголочек, да помолиться, поплакать о своих грехах и о грехах всех людей. И о том особенно поплакать, что времена–то стали какие! Соблазнов сколько везде, даже в храме Божием! О батюшке лучше помолиться, чтобы Господь его исправил, образумил, сделал хорошим и добрым пастырем. Бот такая смиренная молитва будет угодна Господу, и Церковь наша Святая будет крепнуть, объединяться, сплачиваться. Я отвлекся немного от главной темы.

http://pravoslavie.ru/29859.html

Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870 – 7 февраля 1930), священномученик, епископ Прилукский. Арестован в сентябре 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Васильев А. , заключенный сотрудник лагерной администрации Васильев Павел Дмитриевич (1884–1929), регент, певец. Арестован в декабре 1928 г. по «делу A.A. Мейера», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался Васька, заключенный уголовник Васютина Лидия Михайловна, социал-революционер, заключенная сотрудница лагерной администрации Введенский Александр Иванович (1889 – 25 июля 1946), деятель обновленческого раскола Вейс Карл Иванович (1893 – 25 апреля 1936), комендант ОГПУ. Арестован в мае 1926 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где стал начальником III (с октября 1929 г.), а затем V (с июня 1930 г.) лагерного отделения Вейсман, сотрудник лагерной администрации Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873 – 13 августа 1922), священномученик, митрополит Петроградский и Ладожский. Расстрелян Вениамин (Кононов Василий Васильевич; 1869 – 17 апреля 1928), преподобномуче- ник, архимандрит, игумен Соловецкого монастыря (1917–1920) Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич; 1887 – 2 августа 1955), епископ Саратовский и Балашовский Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября ок. 137), мученицы Вербицкая Анастасия Алексеевна (урожд. Зяблова; 1861 – 16 января 1928), писательница Вероника (Языкова Вера Александровна), заключенная монахиня, героиня О. В. Второвой-Яфа Вероника, дочь заключенной Е. Ивановой Вертоградский Николай Николаевич (1876 – 14 декабря 1937), протоирей. Арестован в сане иерея в феврале 1924 г. и отправлен на Соловки. Расстрелян Виктор (Островидов Константин Александрович; 1875 – 2 мая 1934), священноисповедник, епископ Глазовский. Арестован в апреле 1928 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Виктория (1819 – 22 января 1901), королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вернее, в восточной его части был сам храм, а в западной – помещения для воспитанников. Помещения были неважные, темные, загроможденные. Койки стояли очень близко одна от другой. Все было бедно, убого. Так началась моя новая, студенческая жизнь. На занятия и в храм я так и ходил в военной форме. Потом я узнал, что ребята, да и начальство, считали меня офицером Советской Армии. Учился я упорно, не жалея сил. Особенно трудно давался мне русский язык. Хотя я от роду являюсь русским человеком, но вот по чистописанию и разбору частей речи я почти всегда получал " двойки " . Самое большее – это " два с половиной " . По другим предметам у меня были " четверки " и даже " пятерки " , но вот по русскому языку – обязательно были " двойки " . Это потому, что в школе–то я учился очень давно, прошло более двадцати лет, все правила я позабыл, и у меня было полно ошибок при диктантах и разборе предложений. Переживал, но все-таки учился. Другим моим несчастием было то, что я сильно дремал на уроках. Причиной тому было раннее вставание. Помню, студенты все еще спят, а я уже тихонечко поднимаюсь, чтобы заучить урок по катехизису или еще по чему–либо. Не забыть мне тех трепетных, благодатных минут, когда впервые увидел отца архимандрита за богослужением. Вообще, нужно сказать, что совершая богослужение, человек становится совсем иным. И не потому что он облачается в светлые священные одежды, хотя и это имеет свое значение. Но главное то, что, став на высокое священническое место, став у Престола Божия, человек невольно внешне и внутренне преображается, просветляется, делается совсем другим. И мысли–то у него другие, духовные, и чувства, и даже движения, голос. Благодать Божия действует. Это она – сила Божия – вливается в человека. Сам Господь вселяется в его душу, и все делается иным. Даже если священник недостойный, плохо он живет, не постится, не молится, не подвизается, то и тогда благодать Божия действует через него. А вот у нас в простонародье многие думают, что если батюшка плохо живет, то на нем, нет и благодати Божией.

http://pravoslavie.ru/29859.html

Епископ Вениамин (Милов) (1887–1955) – епископ Саратовский и Балашовский. В работе «Чтения по литургическому богословию» христианскому посту по изображению Постной Триоди посвящена одна глава – 16 страниц. Епископ Вениамин – единственный автор, который делает попытку осмыслить точку зрения Церкви на сущность телесного и духовного поста как выражения человеческого смирения, молитвенности и милосердия; на значение постничества в процессе спасения 4 , основываясь на пересказе гимнографического текста. Подход к Постной Триоди данной аттестационной работы наиболее близок к подходу еп. Вениамина (Милова) , так как в ней будет осуществлена попытка на основании идей Триоди, построить систему взглядов гимнографов о посте. Таким образом, обзор литературы свидетельствует, что систематического труда о сущности и значении поста по Постной Триоди не существует, поэтому целью данной работы является – показать, как в гимнографии Постной Триоди отражено учение Церкви о смысле и значении поста. Задачами исследования являются: 1 . Выявить тематику песнопений, касающихся смысла и значения поста. 2 . Систематизировать полученный материал. 3 . Разъяснить идеи гимнографов с опорой на святоотеческие тексты и богословские труды. 4 . Изложить в целостном виде учение Постной Триоди о посте. Предмет исследования – учение Триоди Постной о сущности и значении поста для православного христианина. Методы исследования – изучение гимнографических текстов Постной Триоди, анализ и систематизация учения гимнографов о посте. Основным источником исследования является Постная Триодь от приготовительных седмиц и Недель до Недели Входа Господня в Иерусалим. Службы Великого поста содержаться в Богослужебной книге – Постная Триодь. Название «Триодь» (от греч. – «триодион» – трипеснец) получила от того, что в ней больше всего содержится трипеснцев. 5 Триодь содержит 160 служб и более 500 песнопений, которые различаются формой, объемом и наименованиями. Все они ведут свое начало от припевов, которыми древние христиане сопровождали пение библейских псалмов и песней. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Феофан Затворник ХХ век — век мучеников и исповедников, которые своими страданиями прославили Бога, пронесли веру Христову через огненные испытания. Нами были рассмотрены основные проблемы современного человека в письмах замечательных пастырей: Святой праведный Алексей Мечев (1859-1923) — «старец в миру», как его называли современники. Написанные им письма наполнены искренней верой, любовью к Богу и глубоким желанием спасти ближнего. Для него все были любимы и желанны, и отец Алексей писал о всепрощающей любви Господа ко всем, желающим идти путем спасения. Отличаясь большой наблюдательностью и знанием жизни, он умел лечить души пасомых овец, подбирая к каждому индивидуальный подход. Епископ Вениамин (Милов) (1887-1955) писал из казахстанской ссылки в 1949-1954 годах. Письма адресованы Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелих. Семейство Пелих исповедовалось у отца Вениамина во время его служения в Троице-Сергиевой Лавре, супруги помогали духовнику преодолевать многие житейские трудности. Особенно это проявилось во время нахождения владыки в ссылке. Смиряясь с тяжелейшими условиями жизни, владыка учил и своих чад ко всему относиться со смирением и терпением. Часто писал о Промысле Божием, руководящем жизнью всякого христианина. Советовал Татьяне Борисовне внимательно относиться к духовному воспитанию детей, уделять им и мужу все свое свободное время, забывая о своих телесных недугах, которые следует нести безропотно и с благодарением Господу. Письма епископа Вениамина являются свидетельством неуклонной верности пастырскому долгу и избранному иноческому пути. Святитель Николай Сербский (1881-1956) отвечает в своих письмах на самые разнообразные вопросы верующих людей, ясным, простым, доступным для каждого языком. Он спасает души от духовного мрака, от уныния и отчаяния, от отпадения от Православия. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958) шестнадцатилетним юношей попал на Валаам и остался в Спасо-Преображенском монастыре. В 1940 году отец Иоанн вместе с братией перехал в Финляндию. Там валаамские монахи основали монастырь, получивший название Новый Валаам, где старец и закончил свой монашеский путь. Письма написаны в 60-е годы в разное время и разным лицам. Отец Иоанн имел много духовных чад среди эмигрантов из России, не только в Финляндии, но и во Франции, Англии, Германии, Америке; окормлял монахинь Пюхтицкого и Линтиульского монастырей и многих мирских людей. О себе схиигумен писал, что в школах он не учился, и как умеет говорить, так и пишет. В своих наставлениях духовным чадам придерживался духовной трезвости и простоты, делая ссылки на Евангелие, жития святых отцов, на книги Макария Великого, Петра Дамаскина и «Отечник».

http://pravoslavie.ru/2063.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010