160. Москва - Иерусалим: перспективы XXI века//Московская перспектива. 30 января 2001. 4. С. 4. 161. «Душа верна». (Памяти В.В. Кожинова)//Московская перспектива. 6 февраля 2001. 5. С. 4. 162. Подвиг памяти//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 1, 4. 163. Смерть поэта (Памяти Татьяны Глушковой)//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 4. 164. Код века//Московская перспектива. 28 августа 2001. 35. С. 4; 26 февраля 2002. 8. С. 4. 165. «Время настоящее есть плод прошедшего» [Интервью]//Граждановедение (еженедельное приложение к «Учительской газете»). 23 августа 2001 г. 34. С. 3. 2002 166. Восемнадцатый век в истории русского монашества//Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки. М., «Наука», 2002. С. 186-222. 167. Императорское Православное Палестинское Общество и проблемы православного востоковедения//Культурное наследие Египта и христианский Восток. М., Институт востоковедения РАН. 2002. С. 177-192. 168. Русская Церковь и Патриархаты Востока. (Три церковно-политические утопии XX в.)//Религии мира. История и современность. 2002. М., «Наука», 2002. С. 143-219. 169. История и современное состояние Русской Духовной Миссии в Иерусалиме//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 118-138. 170. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX - начале XX столетия//Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. С. 5-127. 171. «К почести вышнего звания»: Академия Российская и Русская Церковь//Словарь Академии Российской. Т. 3. М., 2002. С. 30-45. 172. Барлуцци Антонио//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 339-341. - В соавторстве. 173. Последний очевидец [Предисловие]//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 3-22. 174. Поздний Шульгин. (Вместо послесловия)//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 572-580. 175. «Святой Диоклетиан»: таинство Империи//Трибуна русской мысли. 2002. 2. С. 58-69. 176. Тайна Святого Огня//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 165-175; То же//К единству. 2006. С. 12-16; С. 14-15. То же//http://pravnov. ru/materials/chudesa/fire.htm

http://bogoslov.ru/person/249099

Характеристика: секта американского происхождения, вышедшая из среды баптизма. История секты: её основатель – фермер Вильям Миллер, принадлежавший к одной из баптистских общин в штате Нью-Йорк. Изучение писания привело Миллера к мысли, что скоро наступит кончина мира и тысячелетнее царство Христа. Читая восьмую главу книги пророка Даниила, Миллер принял предсказанные пророком 2300 дней за годы и путём несложных арифметических действий получил год пришествия Христа – 1843 год. В 1831 году он выступил с горячей проповедью на эту тему. Проповедь эта нашла отклик даже в Европе. Но когда подошёл 1843 год, Миллер внёс небольшую поправку и перенёс пришествие Христа на 1844 год, причём точно указал день и месяц, а так же гору в штате Нью-Йорк, на которую непосредственно должен сойти Христос. В указанный день последователи Миллера, облачившись в белые одежды, расположились у «горы суда». После длительного ожидания число сторонников «пророка» резко сократилось, но многие остались верными ему. Их напряжённым состоянием и ожиданием близкого второго пришествия воспользовались нехристианские элементы, которые захватили в свои руки власть над этим движением. В 1844 году Георг Сперр издал шесть своих проповедей, в которых отрицал бессмертие души и трактовал вечные мучения как полное уничтожение грешников. Тогда же было решено праздновать ветхозаветную субботу вместо христианского празднования воскресения. В 1845 году Миллер с последователями были исключены из баптистского союза и создали организацию адвентистов. Неудача с 1844 годом позже была объяснена тем, что Христос якобы пришёл всё-таки, но не на землю, а в небесное святилище и стал творить «суд исследования», определяя дальнейшую судьбу умерших и живущих людей. Для этого суда требовалось от 70 до 100 лет, следовательно, новое пришествие было перенесено на 1932–33 гг., совпадая в определении срока с еврейскими раввинами, которые ждали прихода своего «Мессии» именно к этим годам. Последнее предсказание пришлось на 1995 год, что также совпало с новыми предсказаниями раввинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Ничего странного, на мой взгляд, здесь нет, так как сюжет о змееборстве для освобождения красавицы тесно связывается потом с сюжетами о женитьбе, о неверной жене и т. п., как это я ниже покажу в своей работе. Но связь всех этих сюжетов с Георгиевским слабее, нежели связь сюжета о змееборстве богатыря, преимущественно Добрыни. Не удивительно, что змееборство Добрыни привлекало внимание учёных, которые указывали на связь Добрыни с Георгием, напр., О. Миллер 969 , Ф. И. Буслаев 970 , Д. И. Ровинский 971 . Другие учёные так или иначе толковали Добрынино змееборство, не связывая его со змееборством какого-либо другого лица, толковали различно, и вышеназванные учёные, и проф. Дашкевич в его рецензии на «Экскурсы» В. Ф. Миллера, о чём я говорю ниже. У О. Миллера, как и Буслаева, всё дело сводится к «мифическому образу» Георгия. Этот образ, по Миллеру даже «лучше сохранился» в Егории, чем в Добрыне (стр. 433). Припомним, какие параллели усматривает Миллер между Егорьем и Добрыней: это – встреча со звериными стадами, с змеиными стадами, «роднящими» Добрыню с Егорьем; потрясающее действие, которое производит и рождение Егорья Храброго. И вот, «мифическое тождество скрывающегося под ним божества с тем, которое скрывается под Добрынею, после всего этого, кажется, ясно». Это – «деятельная сторона солнца, воинственная» и т. п. Но ни Егорий на Добрыню, ни Добрыня на Егория не влияли: «наш Добрыня подобно другому нашему змееборцу Алёше, подобно мифической основе Егорья и Тирона попадает в общеарийский круг змееборцев, как равный к равным, как брат к родным братьям, а вовсе не как дитя к родителям. Индийские змееборцы могут ещё, пожалуй, назваться старшими братьями, но никак не более» (о. с. 1. с). Ф. И. Буслаев выражался почти так же: «в эпизоде о поражении змия (Егорий) тесно связан с преданиями о Добрыне Никитиче». Из этих слов не ясно, что значит; «тесно связан»: Георгий ли влиял на Добрыню, или обратно, или оба восходят, как решал О. Миллер, к одному прототипу. Специальные статьи о Добрыне вообще, в частности об его змееборстве, писал В. Ф. Миллер в «Экскурсах» и «Очерках».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адвентизм, как секта, получил свое начало в Северной Америке в начале XIX ст. Основателем его был простой американский фермер Вильям Миллер (1782 – 1849 гг.), по имени которого адвентисты называются иногда «миллеритами». В 1816 г. он принял баптизм и весь отдался изучению Библии. Это изучение привело его к убеждению в близости кончины мира, второго пришествия Христова и тысячелетнего Его царствования. Основываясь на книге прор. Даниила и считая указанные в ней 2300 дней (8:14) за годы, Мпллер вычислил даже, что второе пришествие Христово будет в 1843 г. В 1831 г. он выступил с открытой проповедью своих взглядов и встретил благосклонный прием со стороны баптистов, методистов и др. сектантов. В 1833 г. баптисты сделали его проповедником. Не довольствуясь устной проповедью, Миллер издал особую брошюру, в которой изложил свои взгляды. Многие заинтересовались его взглядами, и вскоре у него явились последователи, которые получили название адвентистов (отъ лат. advenmus–npuшecmbue). С 1840 г. адвентистское движение получило широкое движение в штатах Новой Англии, чему много содействовали основанные тогда адвентистские газеты. Между тем приблизился указанный Миллером срок пришествия Христова; начались ожидания, но Господь не явился. Тогда Миллер открыто сознал свою ошибку, отказался от каких-либо вычислений «дня пришествия и выразил лишь уверенность, что «день Господень близко, при дверях». Но один из его последователей решился «исправить» ошибку и, основываясь на притче о десяти девах, где говорится, что жених запоздает до полуночи ( Мф. 25:6 ) и заставит себя ждать целую половину дня, т. е., по счету адвентистов, полгода, стал уверять, что явление Господа произойдет 22 октября 1844 г., чему поверил и сам Миллер. Однако и 22 октября 1844 г. Господь не явился. Тогда многие из адвентистов оставили эту секту, а из оставшихся верными одни (меньшинство) назначали все новые и новые сроки «дня второго пришествия» (так назыв. «братья времени»), а другие отказались от каких бы то ни было вычислений этого дня. Ни у тех, ни у других определенного вероучения не было: начались разногласия и адвентизм распался на толки, из которых особенной известностью и распространенностью пользуется адвентизм 7-го дня. 444

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В обяснение общих свойств адвентизма нужно заметить следующее. Иностранные секты, возникшие в XVI веке, в период реформации и в зависимости от нее, имеют одну общую им черту: они основываются на слепом, напоминающем древнее иудейство, доверии – к букве священнаго Писания. Все они образовались вне живой связи с историческою церковью, которую создал для спасения людей Сам Господь Иисус Христос , Спаситель мира. По неволе сектам, возникшим вне связи с Христовой Церковию, приходилось устанавливать свою мнимую связь со Христом не «путем новым и живым», чрез Церковь Господа, не путем новозаветным, а путем ветхого завета, чрез мертвую букву, хотя и новозаветных, Писаний – (Сравн. 2Кор.3:6–8 ). Одной из первых сект стала руководиться мертвой, не оживотворенной церковным, благодатным от Святаго Духа толкованием, буквой Писания – секта баптистов: отсюда появились т. н. «евангелическия секты», в которых много содержится от буквы слова Божия и нет ничего от духа его. Некоторые из баптистов, начиная с Вильяма Миллера, взялись за толкование ветхозаветных и новозаветных пророчеств и создали несколько т. н. библейских сект с некоторым заметным наклоном к ветхому завету. Адвентизм, возникший в недрах баптизма, на его почве и представляет собой развитие принятого последним буквализма; неудивительно, по этому, что многие баптисты и ныне охотно переходят в адвентизм. Секта адвентистов представляет собой секту библейского типа с тяготением к ветхому завету и с довольно произвольным, своеобразным толкованием библейских текстов. Фантазии адвентистов в толковании Библии ничем не регулируются, ни апостольским Преданием, ни здравым смыслом. В 1818 году американский баптист Вильям Миллер на основании книги пророка Даниила пришел к убеждению, что второе пришествие Господа будет в 1843 году. Миллер считал так: пророческий «день» нужно считать за «год», как указано в книге Чис.14:34 и у Иез.4:5–6 2 и дни в книге Даниила суть годы; у Дан.8:14 сказано, что святилище Божие будет попираемо 2300 дней и потом оно очистится; счет 2300 дней, или точнее – лет нужно считать от начала седьмин Даниила, от указа ( Дан.9:25 ) Артаксеркса, данного в 457 году до P. X.; вычитаем из 2300 – 457, получается 1843-й год. Миллер перенес ожидание Христа на 1844-й год. Господь не явился в эти годы» и адвентисты «почувствовали скорбь Апостолов в субботу Пасхи»... Сектанты впоследствии меняли воображаемые ими годы второго пришествия Господа, но до – ныне не оставили своих вычислений и ожидания близкого пришествия Христа. В 1845 году Миллер и его последователи были исключены из баптистских общин и адвентизм стал самостоятельной сектой. С 1846 года секта приняла празднование субботы: адвентисты Бетс, супруги Джемс и Елена Уайт стали учить, что суббота есть вечное установление Господне, что «человек греха» (антихрист папство) переменил «времена и закон» ( Дан.7:25 ), уничтожил «Божию субботу» и заменил ее «человеческим воскресеньем».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

– Я был бы очень рад, – ответил сей джентльмен, – но прошу вас, не затевайте для меня одного. – Уверяю вас, маменька с удовольствием разыграет роббер, – возразил мистер Уордль. – Не так ли, маменька? Старая леди, которая при обсуждении этой темы оказалась менее глухой, чем в других случаях, ответила утвердительно. – Джо, Джо! – крикнул старый джентльмен. – Джо... несносный... Ах, вот он! Разложи ломберные столы. Летаргический юноша ухитрился без дальнейших понуканий разложить два ломберных стола, один для игры в «Папесса Иоанна», другой для виста. За вист сели мистер Пиквик и старая леди, мистер Миллер и толстый джентльмен; остальные разместились за другим столом. Роббер разыгрывался со всей серьезностью и степенностью, какие приличествуют занятию, именуемому «вистом», – торжественному обряду, к коему, на наш взгляд, весьма непочтительно и неприлично применять слово «игра». А за другим столом, где шла «салонная» игра, веселились столь бурно, что мешали сосредоточиться мистеру Миллеру, который был поглощен вистом меньше, чем следовало, и ухитрился совершить немало серьезных преступлений и промахов, возбудивших в высокой степени гнев толстого джентльмена и в такой же степени улучшивших расположение духа старой леди. – Ну вот! – с торжеством провозгласил преступный Миллер, беря левé к концу партии. – Льщу себя надеждой, что лучше сыграть невозможно, больше нельзя было взять ни одной взятки. – Миллеру нужно было перекрыть бубны козырем, не правда ли, сэр? – заметила старая леди. Мистер Пиквик кивнул в знак согласия. – В самом деле? – спросил злополучный игрок, нерешительно обращаясь к своему партнеру. – Несомненно, сэр, – грозно ответил толстый джентльмен. – Очень сожалею, – сказал удрученный Миллер. – Велика польза от ваших сожалений! – проворчал толстый джентльмен. – Два онера, итого восемь у нас, – сказал мистер Пиквик. Новая сдача. – Есть у нас роббер? – осведомилась старая леди. – Есть, – ответил мистер Пиквик. – Двойной, простой, и к робберу. – Ну и везет! – сказал мистер Миллер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Комиссар Крекшин первый стал распускать слух, что в речи Миллера есть унизительные для России выходки. Шумахер поручил членам академии рассмотреть эту речь. Тредьяковский, прочитавши ее, объявил, что в сочинении Миллера не находит он ровно ничего предосудительного для чести России, но Ломоносов обратил на нее внимание не с ученой, а с псевдопатриотической точки зрения: он ставил Миллеру в осуждение, что тот пропустил удобный случай похвалить славянский народ, не признает славянами скифов, очень поздно определяет прибытие славян в здешние места; что полагает расселение славян в России гораздо позже времен апостольских, тогда как церковь каждогодно вспоминает прибытие апостола Андрея в Новгород, где и крест был им поставлен; что такое мнение недалеко до критики и на орден св. Андрея Первозванного; что первых русских князей Миллер производит от безвестных скандинавов противно свидетельству Нестора летописца, о котором он дозволил себе отозваться неуважительно, выразившись: " ошибся Нестор " ; что Миллер производит имя Российского государства от чухонцев и дает предпочтение готическим басням пред повествованием преподобного Нестора - и, наконец, приводимые им описания частых побед скандинавов над россиянами - " досадительны " . Канцелярия академии, по таким отзывам, определила уничтожить диссертацию Миллера. Затем Теплов всячески преследовал Миллера. Его заставили читать лишние лекции, грозя вычетом из жалованья. Миллер жаловался на Теплова президенту, но президент принял сторону Теплова и заявил в канцелярии, что некоторые члены академии препятствуют его стараниям на пользу учреждения. Делиля и Крузиуса Разумовский уже удалил, - оставался Миллер; Теплов представлял президенту, что Миллер, пробыв десять лет в Сибири, ничего не привез оттуда, кроме кое-каких летописей, грамот и старых канцелярских бумаг, что все это можно было добыть с меньшими затратами. Теплов обвинял Миллера, что он бил студента Крашенинникова, что он клеветал на него, Теплова, и самого президента осмеливался осуждать в неосмотрительности.

http://sedmitza.ru/lib/text/443426/

Адвентизм – секта американского происхождения, родина ее – Северная Америка. Здесь, в конце XVIII и первой половины XIX в. (1781–1849 г. г.), жил и действовал основатель адвентизма Вилльям Миллер, от имени которого адвентисты называются иногда «миллеритами». Миллер, родом из Массачусетса, был простой фермер, не получивший научного образования. В 1816 г. он присоединился к общине «правильных» (регулярных) баптистов в Нижнем Гэмптоне, в штате Нью–Йорк, и усердно предался изучению Откровения и истории, желая постичь пути Божии в судьбах человечества и найти решение загадки о кончине мира. Изучение Библии , особенно Апокалипсиса и Евангелия, привело Миллера, в 1818 г., к убеждению, что скоро будет кончина мира, наступит второе пришествие Христово и откроется Его славное тысячелетнее царство 1 . Хотя Сам Господь о времени Своего второго пришествия сказал: «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф. 24:36 ), однако, эти слова мало смущали Миллера. Основываясь на том, что здесь говорится «о дне и часе», но не сказано «о годе», он полагал, что «только день и час пришествия Христова сокрыты от ангелов и людей, но год определить можно». Желая точнее определить этот год, Миллер в основу своих вычислений положил пророчествованные периоды времени, о которых говорится в книге пророка Даниила. Пророк Даниил предсказывал, что святилище Божие будет попираемо в течение 2300 вечеров и утр т. е. дней и по истечение этого периода будет очищено ( Дан. 8:13–14 ). Миллер под «святилищем» разумел землю и понимал это место так, что, по исполнении указанного пророком периода времени (2300 дней), земля будет очищена, т. е. сожжена огнем, и затем наступит «явление Господа». Но в пророчествах, по мнению Миллера, день обозначает год, как это видно из Чис. 14:34 и Иез. 4:6 («день за год» и «год за день»). Следовательно, 2300 вечеров и утр составляют период времени в 2300 лет. Исчисление этого периода нужно начать с 457 г. до Р. X. – года издания указа Артаксеркса о восстановлении Иерусалима. Поэтому, вычитая из полного периода 2300 л. – 457 л. до Р. X., получим 1843 г. по Р. X. Около этого именно времени, по мнению Миллера, и нужно было ожидать второго пришествия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

– СПб.: Алетейя, 2001. – (Византийская библиотека. Исследования). 51 . Левинская, 1999. – Левинская, И.А. Деяния Апостолов. Историко-филологический комментарий [гл. I- VIII]. – М.: ББИ,1999. 52 . Лёзов, 1999. – Лёзов, С. История и герменевтика в изучении Нового Завета//Попытка понимания: Избранные работы. – М.; СПб.: Университетская книга, 1998. – (Российские Пропилеи). 53 . Ловягин, 1905. – Ловягин, Е. Сведения о жизни и творениях Святаго Священномученика Мефодия//Святый Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-ro века. Полное собрание его творений/пер. с греч. Е. Ловягин . – Изд. 2-е. – СПб., 1905. 54 . Лурье, 2003. – Лурье, В.Н. Цитата из Папия в толковании на Апокалипсис свт. Андрея Кесарийского //Писания мужей апостольских. – М.: Издатсовет РПЦ, 2003. 55 . Мень, 1991. – Мень, А.,прот. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. – М.: Слово,1991 56 . Мецгер, 2001. – Мецгер, Б.М. Канон Нового Завете: Возникновение, развитие, значение/пер. с анг. Д. Гзгзян. – Изд. 3-е. – [М.:] ББИ, 2001. – (Современная библеистика). 57 . Миллер, 1975. – Миллер, Т.А. Мефодий Олимпийский и традиция платоновского диалога//Античность и Византия: [сб. ст.]. – М.: Наука, 1975. 58 . Миллер, 2001. – Миллер, Т. Византийская экзегеза//Патристика: новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. 59 . Несмелов, 2000. – Несмелов, В. Наука о человеке: в 2-х тт. – СПб., 2000. 60 . Поснов, 1991. – Поснов, М. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1991. 61 . Преображенский, 1995. – Преображенский, П., прот. О святом Иустине Философе и мученике и его Апологиях//Св. Иустин Философ и мученик. Творения. – М.: Паломник, 1995. – (Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т.1.). 62 . Рассел, 2001. – Рассел, Дж. Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции/Пер. с англ. Санина А. П. – СПб.: Евразия, 2001. 63 . Сидоров, 2000. – Сидоров, А.И. Примечания//Мейендорф, И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии/пер. с англ. свящ. О. Давыденкова , прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Удивляет не только это, но и то обстоятельство, что братья захоронены необычным способом – по двое в гробу. Исследователь А.Р. Артемьев, посвятивший свою научную деятельность изучению восточных острогов, объясняет такой факт дефицитом дерева в этих местах. Действительно, лес далеко от Иргени, деревья сюда привозили. В других острогах, которые приходилось раскапывать археологам, нередко в одном гробе находили по несколько человек. Имя четвертого воина стало известно через несколько лет после пожара в церкви в 1877 году, когда колоды вышли из земли, то есть когда и было обнаружено, что воинов не трое, как поминали, а четверо: в 1886 году иеромонах Герасим записывает имя четвертого мученика – Василия, по рассказу купеческой жены Скобельциной из Благовещенска. Колоды с мощами святых Иргенских мучеников оставались под спудом до разорения миссионерского стана революционерами. В 1920-х годах все постройки на Иргени были уничтожены, иконы и утварь разграблены. Опять святое место Иргень превратилось в зеленый луг.  Загадка четвертая. Где похоронены Иргенские мученики?  Иргенский острог был заложен отрядом казаков во главе с боярским сыном П.И. Бекетовым 24 сентября 1653 года. Однако в 1655 году тунгусы сожгли все постройки. Осенью 1656 года отряд енисейского воеводы А.Ф. Пашкова достигает озера Иргень и восстанавливает Иргенский острог. При Пашкове в этом забайкальском остроге проживало около 600 человек. Иргенский острог просуществовал недолго. Так, историк-археолог А.Р. Артемьев приводит такие факты: в 1683 году в Иргенском остроге находятся пять казаков; в 1699 году числятся всего два конных и один пеший казак; в 1708 году из-за ветхости Иргенский острог был разобран. В 1735 году Г.Ф. Миллер, описывая Нерчинский уезд, сообщает, что на месте Иргенского острога теперь осталась одна часовня во имя трех еще не канонизированных святых Симеона, Киприана и Иосифа. Миллер ошибался: часовни во имя еще не канонизированных святых Церковь не освящает. О какой же часовне говорит Миллер? В то время на территории бывшего Иргенского острога была часовня во имя святого Герасима Иорданского, которая стояла на берегу озера Иргень и служила крестильней; она сохранилась до нашего времени, хотя и в очень ветхом виде, находится в деревне Иргень. Не к ней ли отнес Миллер предание о трех убиенных воинах, над чьими останками воздвигнута была церковь?

http://pravoslavie.ru/4316.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010