Вел. княгиня знакомилась с историей России, учила рус. язык, брала уроки рисования у академика исторической живописи М. П. Боткина. Совместная жизнь супругов строилась на христ. началах. В духовной жизни на Эллу большое влияние оказывал муж. Как паломники они посетили Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (в сент. 1886) и Св. землю (в сент.-окт. 1888), после чего вел. княгиня решила перейти в Православие. По законам Российской империи Элла имела право не принимать Православие. 1 янв. 1891 г. она написала отцу: «Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии... Я все время думала, и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь - принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж». Она отметила, что муж никогда не старался принудить ее к выбору правосл. веры, предоставляя это ее совести. «Как было бы просто,- продолжала она,- оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это бы было, и как я могу лгать всем, притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии здесь?! Я думала, и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия найдена. Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Таин вместе с моим мужем... Я не могу откладывать этого» ( Миллер. 2002. С. 69-70). Во 2-м письме отцу, к-рый не одобрил ее решения, она писала: «...я лгала все это время, оставаясь для всех в моей старой вере... Это было бы невозможным для меня продолжать жить так, как я раньше жила» (Там же. С. 73). По просьбе вел. княгини для ее отца протопр. Иоанн Янышев составил «Пункты различия между православным и протестантским вероучением», на полях текста Элла оставила приписки. «Даже по-славянски,- писала она,- я понимаю почти все, никогда не уча его» (Там же. С. 74). В ответе брату Эрнсту она объясняла свое решение тем, что ее привлекает именно основа веры. «Внешние признаки только напоминают нам о внутреннем,- подробно описывала она свое состояние.- ...Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение» (Там же. С. 77). Кроме англ. кор. Виктории и сестры Виктории Баттенбергской родственники вел. княгини не одобрили ее решения. В письме от 5 янв. 1891 г. цесаревичу Николаю Элла подтвердила свое решение перейти в Православие: «...хочу сделать это к Пасхе, чтобы иметь возможность причаститься на Страстной неделе. Это великий шаг, т. к. для меня начнется новая жизнь, однако я верю, что Господь благословит такое решение» (Мат-лы к житию. 1996. С. 10-11).

http://pravenc.ru/text/189843.html

56 . Казанский П. С., проф. Изъяснение шестопсалмия. – М, 1894. 57 . Карташев А.В. Толкование 67 псалма//Православная мысль. – Вып. 5.– Париж, 1947. – с. 95–116. 58 . Лукашин А. Псалтирь в поэзии. – М., 1996. 59 . Луцевич Л.Ф. Псалтырь в русской поэзии. – СПб., 2002. 60 . Льюис К.С. Размышления о псалмах/пер. с англ. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет, 2007. – 122 с. 61 . Макарий (Васьков), иерод. Московский митрополит Филарет о мессианских пророчествах в Псалтири. – Загорск, 1960. – машинопись. 62 . Маккензи Р.Л.Ф. Псалтирь/пер. с англ. – Колленджвиль: «Литурджикал Пресс», б.г. – машинопись. 63 . Металлов В., прот. Музыка и музыкальные инструменты у древних евреев.//Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения. – 1912. – 6. – с. 390–403; 7. – с. 451–486. 64 . Миллер Т.А. Святоотеческое толкование псалма 99.//Альфа и Омега. – 1996. – 1 (8). – с. 57–64. 65 . Моздор Сергий, прот. Мессианские псалмы: Историко-экзегетический анализ ( Пс. 39 )//Сборник статей преподавателей и выпускников Воронежской православной духовной семинарии. – Вып. 2. – Воронеж, 1907. – с. 4–14. 66 . Некрасов А.А. О едином Боге в трех лицах, по книге Псалмов//Православный собеседник. – 1903. – Т. III. – С. 697–704. 67 . Некрасов А. А. Предсказание о Мессии в псалмах царя Давида//Православный собеседник. – 1900. – Т. III. – С. 589–598; 1901. – Т. I. – С. 257–264. 68 . Никанор (Каменский) , епископ. Изображение Мессии в Псалтири. Экзегетически-критическое исследование мессианских псалмов, с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида. – Казань, 1901. 69 . Никанор (Каменский) , архиепископ. Святой царь Давид, псалмы его и псаломские пророчества о Мессии. – Варшава, 1907. 70 . Никольский В. О надписаниях псалмов. – М., 1882. – 236, IV c. 71 . Никольский Н. М. Царь Давид и псалмы. – М., 1908. 72 . Никонов А. Психология кающегося грешника по Псалтири//Вера и разум, 1911. – 13. – с. 21–34. 73 . Никонов А. Психология нераскаянного грешника по Псалтири//Вера и разум. 1911. – 12.– с. 717–726.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Как бы то ни было, Миллер, получив звание профессора истории, начинает усердно заниматься своим предметом; еще недостаточно зная по-русски, собирает материалы для сочинения полной русской истории и географического описания России, переводит эти материалы на немецкий язык и для распространения за границею верных сведений о русской истории и географии предпринимает с 1732 года издание сборника статей, относящихся к русской истории (Sammiung russischer Geschichte). Для нас любопытно узнать, как начинает Миллер сам знакомиться с русскою историею и знакомить с нею иностранных ученых. Он начинает как следует, с начала, с начальной летописи: первая статья в сборнике – это известие о древней рукописи, содержащей русскую историю игумена Феодосия киевского. Слова «игумена Феодосия киевского» нас поражают: мы не знаем такого летописца. Но мы не должны забывать, что имеем дело с трудом молодого иностранца, только что начавшего заниматься древними рукописями, неопытного в их языке. В заглавии рукописи «Повесть временных лет черноризца Феодосьева монастыря Печерского» Миллер прилагательную форму Феодосьева принял за существительную, и явился у него игумен Феодосий, летописец. Миллер не понял и Сильвестровой приписки; слова: «А мне игуменящу» – приписал своему летописцу Феодосию, которого сделал преемником Сильвестра на игуменстве в монастыре Св. Михаила. Не забудем также, что Миллер при первом занятии своем летописями не мог иметь никакого руководителя, ибо Татищев привез в Петербург свою историю только в 1739 году; Миллер в 1732 году не мог подозревать, что его Abt Theodosius есть тот же Нестор, за которым после он сам утверждал начальную летопись. В своем «Известии» Миллер сделал обзор первых страниц летописи до времен Рюрика, причем, разумеется, не мог не коснуться вопроса о происхождении варягов: варяги, по его мнению, суть морские люди, мореплаватели, ибо слово Varech означает то, что выбрасывается морем. За «Известием» следуют извлечения из летописи с 860 до 1175 года включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Нравоучение жидовствующих ограничивается десятословием Моисея, которое все сектанты, с семилетнего возраста, должны знать на память с буквальною точностью. Геры и талмудисты в исполнении его руководствуются всеми истолкованиями талмуда, особенно что касается исполнения четвертой заповеди. В этом отношении они, как и евреи, мелочны до смешного. Адвентизм К истории адвентизма 7-го дня (По официальным данным Мин. Вн. Дел). Возникновение адвентизма. Адвентизм до 1844 г. Секта адвентистов возникла в С. Америке в начале XIX ст. Адвентистское движение представляло собой ветвь того эсхатологического движения, которое в первые десятилетия XIX в. наблюдалось в различных христианских странах Западной Европы 12 . Эсхатологическое движение, в форме адвентизма, возникло в С. Америке. Родоначальником его был Вильям Миллер (род. 1782 г. † 1849 г.), от имени которого адвентисты называются иногда «Миллеритами». Миллер был простой фермер, не получивший научного образования. В 1816 г. он присоединился к общине «правильных» (регулярных) баптистов в Нижнем Гэмптоне (шт. Нью-Йорк). Внимательное изучение Библии привело его в 1818 г. к убеждению в близости кончины мира, второго пришествия Христова и тысячелетнего Его царствия. Наступление кончины мира Миллер приурочивал к 1843 г. Согласно пророчеству Даниила (8:14), святилище Божие будет оскверняемо в течение 2300 дней (=лет). Так как эти 2300 лет начались, по мнению Миллера, с 457 г. до Р. X. (год издания указа Артаксеркса о восстановлении Иерусалима), то, вычитая из 2300 лет цифру 457 л., получаем 1843 – год второго пришествия Спасителя. С 1831 г. Миллер выступил с открытою проповедью своих взглядов. Проповеди его встретили благосклонный прием в кругах баптистов, методистов и конгрегационалистов. В 1833 г. баптистская община в Нижнем Гэмптоне сделал Миллера проповедником. В том же 1833 г. Миллер издал брошюру под заглавием: «Свидетельства из Писания и истории о втором пришествии Христовом около 1843 г. и о Его личном царстве в продолжении 1000 лет». В этой брошюре Миллер развивал адвентистские взгляды.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Из всех сект, известных русскому народу, адвентизм – одна из самых новых и молодых сект. Объясняется это не тем, чтобы адвентисты до последнего времени не хотели приходить с пропагандой к русскому народу, а тем, что появились они на свет только около половины прошлого столетия. Возникла впервые секта в Америке,в штате Массачусетс. Ее основателем был некто Виллиам Миллер, баптист по первоначальной своей религии. Около 1816 года он пристально занялся исследованием Священного Писания , ища ответа на вопрос о том, когда должно наступить тысячелетнее Царство Христово: прежде или после Второго пришествия Христа на землю? Миллер пришел к выводу, что вечное Царство Христово наступит после Второго пришествия Христова. Но когда именно? Читая пророчества, Миллер по ним, особенно по пророчеству Даниила и по Откровению Иоанна Богослова, пришел к заключению, что Господь во второй раз придет на землю будто бы непременно в 1848 году. Об этом Миллер настойчиво стал проповедывать с 1831 г. Своею восторженною проповедью он собрал возле себя порядочную толпу слушателей из баптистов, методистов и других сектантов, в изобилии наполнявших Северно–Американские Штаты. Возбужденные Миллером, слушатели с нетерпением ждали 1843 года, когда, по вычислениям, должен был со славою явиться Христос. В срок, указанный Миллером, его последователи большой толпой вышли за город, в белых одеждах и в покаянно–праздничном настроении. Там, па широком и открытом поле, они томительно начали смотреть на небо. Каждый надеялся первым услышать трубный звук архангельский и увидеть Христа, Спускающегося с небес со славою многою к избранным Своим детям – ученикам и последователям Миллера. Но... напрасно прождали они в пустыне видимого пришествия Христа: они с ничем должны были возвратиться домой. Таким образом, обманутый своими выкладками, Миллер оказался и обманщиком. Но он, признаваясь в своей ошибке, однако твердо уверял почитателей, что в будущем 1844 году Христос придет уже непременно. Однако, Христос не пришел и тогда, и Миллер оказался «надутым» мечтателем в глазах народа. Это подорвало к нему доверие в толпе, с того он как–то захирел и в 1849 году умер, не дав оставшимся после него ученикам определенного и жизненного устройства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

А.Ю. Григоренко Глава 3. Возникновение и дальнейшее распространение современного адвентизма (XIX – ХХ вв.) §1. Миллер и миллериты (1830 – 1845) Современный адвентизм представлен сегодня движением, известным как Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Ее основателем в отечественной литературе нередко считают Уильяма Миллера. 192 Эта точка зрения не верна по той причине, что указанная выше Церковь появляется уже после смерти У. Миллера 20 декабря 1849 г. Однако роль У. Миллера в пробуждении среди американцев в середине XIX в. интереса ко второму пришествию столь велика, что наше повествование об истории современного адвентизма мы начнем именно с жизнеописания этой личности. Миллер родился в 1782 г. в Лоу Хэмптоне, штат Нью-Йорк, где и провел свое детство. Поскольку школы там не работали большую часть года, образование его было очень фрагментарным. Проявляя, однако, тягу к знаниям, Миллер одалживал серьезные книги, большинство которых было историческими сочинениями, у состоятельных соседей и читал их по ночам при горящих свечах. Женившись, Уильям перебрался в родной город своей жены в Пултни, штат Вермонт, по другую сторону границы между штатами. Пултни очень понравился ему прежде всего тем, что там была большая общественная библиотека с огромным фондом книг по самым различным отраслям знания. В помещении библиотеки в одном из ее залов по вечерам собирались обменяться мнениями местная интеллигенция, в основе мировоззрения которых лежал деизм. 193 Миллер часто присоединялся к ним, включался в дискуссию, обсуждая различные вопросы, критиковал Библию за ее противоречия. Во время войны за независимость в 1812 г. Миллер был в армии и дослужился до капитанского звания. Солдаты любили Миллера и верили ему. Во время войны на его долю выпало немало переживаний, которые и вернули его к Библии. Особенно глубоко повлияло на него и укрепило его в вере сражение под Платтсбургом. В этом сражении полторы тысячи регулярных войск и четыре тысячи добровольцев с американской стороны мужественно противостояли пятнадцати тысячам опытных солдат Британии. Перед битвой Миллер и его товарищи молились, будучи уверенными в печальном для американцев исходе боя. Победа же американцев Миллером была воспринята как помощь высших сил, после чего он пришел к выводу, что Господь хранил армию США так же, как хранил Израиль от ханаанских солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

В январе 1917 г. части 26-го корпуса под командованием Миллера пошли в наступление, увенчавшееся полным успехом: занятием укрепленной позиции в Карпатах, большим числом пленных, пушек и пулеметов. То была последняя успешная операция, в которой участвовал наш герой. В конце февраля 1917 г. поползли зловещие слухи о беспорядках в Петрограде, затем пришло сообщение об отречении Императора Николая II. Армия была ошеломлена внезапно свалившейся на нее революцией. Печально закончились эти дни и для генерала Миллера. На второй день Пасхи, 3 апреля 1917 г. в г. Кимполунги, он был избит, арестован «революционными» солдатами. По приказу военного министра Миллер был отправлен в распоряжение главнокомандующего Петроградским военным округом. В августе 1917 г. Евгения Карловича назначили представителем Ставки при итальянском главном командовании, но после перехода власти в руки большевиков он отказался поддерживать сношения с главным управлением Генштаба и Ставкой, за что заочно был предан суду трибунала. После заключения Брест-Литовского мира Миллер покинул Италию. С сентября 1918 г. он уже находился в Париже с целью сформировать боевую часть из чинов наших бригад, которые раньше дрались на французском фронте, однако постепенно выяснилось, что никакой военной задачи для него здесь не предвидится, а в начале ноября 1918 г. русский посол в Париже В.А. Маклаков получил из Архангельска телеграммы сначала от французского посла Ж. Нуланса, а затем от итальянского посла Т. Торрета с просьбой о немедленном приезде генерала Миллера в Архангельск. Первая мировая война окончилась. БЕЛЫЙ СЕВЕР В конце 1918 г. Миллер отправился для борьбы с большевиками на север России. За несколько дней до выезда из Парижа он получил телеграмму с указанием, что его назначают генерал-губернатором Северной области. По пути в Архангельск Миллер остановился в Лондоне, навестив начальника английского генерального штаба Г. Вильсона, чтобы от него узнать о силах англичан в Северной области и об их военных планах на будущее. То, что он услышал, повергло его в глубокое разочарование. Конец войны совершенно изменил точку зрения английского правительства на десантные операции на севере России: ни о каких активных действиях против большевиков не могло быть речи. Теперь для Миллера был важным вопрос, когда англичане уйдут из Северной области. Он понимал, что если они оставят свои войска в области, то исключительно для политического и экономического захвата ее, для эксплуатации ее естественных богатств. Дальнейшие события подтвердили мрачные прогнозы Миллера. С тяжелым чувством он взошел на пароход, который отправился в Мурманск.

http://pravoslavie.ru/5256.html

Три года строевой службы Миллера в Лейб-Гвардии Гусарском Его Величества полку были только ступенькой в его военной карьере. Свое образование он продолжил в Николаевской Академии Генерального штаба, которую окончил по первому разряду в 1892 г. В 1908–1909 гг. Миллер вновь на строевой службе. Он – командир 7-го Гусарского Белорусского Императора Александра I полка и (временно) – 7-й кавалерийской дивизии. 6 декабря 1909 г. за отличия по службе произведен в генерал-майоры, возглавил отдел 2-го обер-квартирмейстера Главного управления Генерального штаба, который ведал военными агентами за границей, изучал армии и возможные театры военных действий как противников, так и союзников. В ВЕЛИКУЮ ВОЙНУ С началом Великой войны генерал Миллер выступил в военный поход в должности начальника штаба 5-й армии, которая вместе с 3-й, 4-й и 8-й армиями образовала в августе 1914 г. Юго-Западный фронт. Задачей его было ударить по главным линиям сообщения австро-германских армий в северо-западной части Галиции и таким образом отрезать армии в Восточной Галиции от их главных сообщений с империей и союзниками-немцами. Развернулась Галицийская битва, принесшая первый успех русским войскам и Миллеру как талантливому генштабисту. В конце 1914 г. германская армия предприняла наступательную операцию на Восточном фронте в целях остановки нашего движения по левому берегу реки Вислы. Генерал Миллер в качестве начальника штаба 5-й армии принимал участие в отражении наступления немцев на Варшаву, затем Лодзинской операции (ноябрь). В районе Лодзи наши 5-я и 2-я армии были отрезаны от остальных войск, и генерал П.А. Плеве принял на себя командование этой изолированной группой из семи корпусов. Совместно с Миллером он добился отступления противника в северном и западном направлениях. За боевые отличия в этой операции Миллер был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, 31 декабря 1914 г. произведен в генерал-лейтенанты, а в декабре 1916 г. стал командиром 26-го армейского корпуса в 9-й армии генерала П.А. Лечицкого на Румынском фронте. Этот корпус еще в сентябре 1916 г. был отправлен генералом Брусиловым из состава особой армии Юго-Западного фронта в Буковину к Лечицкому.

http://pravoslavie.ru/5256.html

160. Москва - Иерусалим: перспективы XXI века//Московская перспектива. 30 января 2001. 4. С. 4. 161. «Душа верна». (Памяти В.В. Кожинова)//Московская перспектива. 6 февраля 2001. 5. С. 4. 162. Подвиг памяти//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 1, 4. 163. Смерть поэта (Памяти Татьяны Глушковой)//Московская перспектива. 8 мая 2001. 18. С. 4. 164. Код века//Московская перспектива. 28 августа 2001. 35. С. 4; 26 февраля 2002. 8. С. 4. 165. «Время настоящее есть плод прошедшего» [Интервью]//Граждановедение (еженедельное приложение к «Учительской газете»). 23 августа 2001 г. 34. С. 3. 2002 166. Восемнадцатый век в истории русского монашества//Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки. М., «Наука», 2002. С. 186-222. 167. Императорское Православное Палестинское Общество и проблемы православного востоковедения//Культурное наследие Египта и христианский Восток. М., Институт востоковедения РАН. 2002. С. 177-192. 168. Русская Церковь и Патриархаты Востока. (Три церковно-политические утопии XX в.)//Религии мира. История и современность. 2002. М., «Наука», 2002. С. 143-219. 169. История и современное состояние Русской Духовной Миссии в Иерусалиме//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 118-138. 170. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX - начале XX столетия//Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. С. 5-127. 171. «К почести вышнего звания»: Академия Российская и Русская Церковь//Словарь Академии Российской. Т. 3. М., 2002. С. 30-45. 172. Барлуцци Антонио//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 339-341. - В соавторстве. 173. Последний очевидец [Предисловие]//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 3-22. 174. Поздний Шульгин. (Вместо послесловия)//Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002. С. 572-580. 175. «Святой Диоклетиан»: таинство Империи//Трибуна русской мысли. 2002. 2. С. 58-69. 176. Тайна Святого Огня//К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 165-175; То же//К единству. 2006. С. 12-16; С. 14-15. То же//http://pravnov. ru/materials/chudesa/fire.htm

http://bogoslov.ru/person/249099

32) преобразование Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Серафимовиче Волгоградской области в женский монастырь (17.07.2002), 33) открытие Кизического мужского монастыря в Казани (17.07.2002), 34) преобразование прихода Казанско-Богородицкой церкви в селе Чимееве Курганской области в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь (17.07.2002), 35) открытие Троицкого Оптина Рождества Богородицы женского монастыря в городе Волхове Орловской области (17.07.2002), 36) открытие Богородицкого Житенного женского монастыря в городе Осташкове Тверской области (17.07.2002), 37) открытие мужского монастыря во имя Животворящего Креста Господня в селе Антушкове Ильинского района Ивановской области (7.10.2002), 38) открытие Никольского мужского монастыря в Брянске (7.10.2002), 39) открытие Петропавловского женского монастыря в Брянске (7.10.2002), 40) открытие Троицкого Севского мужского монастыря в Севске (7.10.2002), 41) открытие Никольского мужского монастыря в городе Старая Ладога Ленинградской области (26.12.2002), 42) открытие Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря в городе Задонске Липецкой области (26.12.2002), 43) открытие Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря в городе Мещевске Калужской области (26.12.2002), 44) преобразование прихода в честь Богородско-Уфимской (Казанской) иконы Божией Матери в Уфе в Благовещенский женский монастырь (26.12.2002), 45) перемещение Успенского мужского монастыря в Уфе в село Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 46) переименование Успенского мужского монастыря в Уфе в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь в селе Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 47) преобразование прихода Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Благовещенске в мужской монастырь во имя Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных (7.05.2003), 48) преобразование Константино-Еленинского прихода во Владимире в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь (7.05.2003),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010