Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Микадзе Захарий, прибл. 1728 - ок. 1812, Тифлис), еп. Некресский, груз. церковный деятель, проповедник и поэт. Сведения о жизни и творчестве А. чрезвычайно скудны и содержатся в рукописях XVIII-XIX вв. (A 983; A 1631; S 177; H 40; H 367; H 2134. Ин-т рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе) и документах того времени. Известно, что отец А. был старшим протоиереем Тбилисского Сиони в 1718-1746 гг. По сведениям М. Джанашвили , учителями А. были известные архиереи и писатели, Католикосы-Патриархи Вост. Грузии Виссарион (Бараташвили-Орбелишвили) и Николай X (Херхеулидзе) . В 1777 г. А., будучи уже в сане иерея, принял постриг. 9 апр. 1778 г. был рукоположен во епископа Цилканского. В течение 14 лет в тяжелейших условиях (частые нашествия лезгин, наличие сильной языческой традиции и т. д.) А. вел проповедь христианства среди местного населения в горной части Вост. Грузии Мтиулети. В 1792 г. по просьбе А. его перевели на Манглисскую кафедру, со 2 дек. 1794 г. и до упразднения епархии в 1812 г. А. занимал Некресскую кафедру в сане митрополита. Погребен в Тбилисском Сиони. А. известен как искусный проповедник. Литературно обрабатывая свои проповеди, он рассылал их священникам, служащим в труднодоступных районах горной Грузии, где были сильны пережитки язычества. Проповеди, посвященные толкованию догматов правосл. Церкви, он выстраивал в стиле схоластической риторики школы Католикоса-Патриарха Антония II (Багратиони) , чьим приверженцем он был. В проповедях общественно-публицистического характера А. говорил о последствиях тяжелого политического состояния страны, раздорах феодальной знати, нищете народа, агрессии мусульм. мира, боролся с суевериями, нравственными изъянами об-ва. Избавление от этих недугов, по утверждению А., возможно только при соблюдении высоконравственных устоев христ. морали. Уцелевшая часть проповедей А. впервые была издана в 1881 г. М. Джанашвили. А. писал оды Католикосу-Патриарху Антонию II, царевичам Левану и Вахтангу, св. мч. Авиву Некресскому . Из др. произведений А. известны также 2 песнопения («О Христе», «О смерти»), короткие ямбические добавления к проповедям («О пророке Илии», «О воздвижении Св. Креста»), неск. стихов делового и автобиографического содержания, адресованных груз. царю Ираклию II и Католикосу-Патриарху Антонию II.

http://pravenc.ru/text/114390.html

К. Имп. Александр I, его жизнь и царствование. СПб., 1897. Т. 3; Отечественная война и рус. об-во: Юбил. изд. М., 1911-1912. 7 т.; Военский К. А. Русское духовенство и Отеч. война 1812 г. М., 1912; Краткие ист. сведения о священнослужителях воинских частей, участвовавших в Отеч. войне 1812 г. СПб., 1912; Никольский А. В., прот. Лица «духовного чина» Моск. епархии в их служении Церкви и Отечеству в 1812 г. М., 1912; Розанов Н. Петр. Московские святыни в 1812 г. М., 1912; Смоленская старина. Смоленск, 1912. Вып. 2: 1812-1912: Юбил. изд./Ред.: П. В. Михайлов, Н. Н. Редков; Студитский И. М. Русское духовенство в Отеч. войну 1812 г. Кострома, 1912; Шавельский Г. И., протопр. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. М., 1912; Тарле Е. В. 1812 г. М., 1959; Бескровный Л. Г. Отечественная война 1812 г. М., 1968; Пуцко В. Г. Калужское духовенство в Отеч. войне 1812 г.//Калужская губ. на II этапе Отеч. войны 1812 г.: Проблемы изучения. Персоналии. Памятники. Малоярославец, 1998. С. 108-114; Ивченко Л. Л. Бородино: Легенда и действительность. М., 2002; Мельникова Л. В. Отечественная война 1812 г. и РПЦ//ОИ. 2002. 6. С. 27-38; она же. РПЦ в Отеч. войне 1812 г. М., 2002; она же. Армия и Правосл. Церковь Рос. империи в эпоху наполеоновских войн. М., 2007; она же. Ангел и демон: Александр и Наполеон в восприятии современников//Родина. 2012. 6. С. 74-76; она же. Московская епархия в Отеч. войне 1812 г.//ЖМП. 2012. 10. С. 84-89; она же. Отечественная война 1812 г. и РПЦ//Моск. ЕВ. 2012. 7/8. С. 138-147; она же. Правосл. Россия против «безбожной» Франции: Свящ. война имп. Александра I//Рос. история. 2012. 6. С. 103-116; она же. Церковь в войне 1812 г.//Рус. история. 2012. 1(20). С. 32-37; она же. Александр Благословенный: Свящ. война рос. императора//Эпоха 1812 г. в судьбах России и Европы: Мат-лы Междунар. науч. конф. М., 2013. С. 390-400; она же. Антинаполеоновская пропаганда в России 1806-1814 гг.: Формирование образа внешнего врага//Французский ежег., 2013: «Русская кампания» Наполеона: События, образы, память.

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

Таковы особенно ваши именуемые попы австрийского произведения. «Так совершили мы с великою радостью закладку церкви в Раннем Поселке 8 марта, в третье воскресенье великого поста. Вечером того же дня происходила у нас при большом стечении народа жаркая беседа с австрийским лжесвященником (неокружником) Захарием, который приехал из Уральска для «исправы» своих ранненских прихожан. Я предложил ему следующий вопрос: «После собора 1667 года составляло ли ваше общество соборную апостольскую церковь с тремя чинами иерархии и семью тайнами?» Захарий, долго помявшись, ответил: «Составляло». Я спросил: «Кто же у вас совершал все церковные семь таин?» Захарий ответил: «У нас епископов не было; но мы их не гнушались, мы от вас принимали священников». Я заметил, что спрашиваю не о приеме священников, а о том, совершались ли у них все семь таин, потому что их священники имели рукоположение. А один из ранненских начетчиков прибавил, что священник совмещает в себе все три чина, потому что, когда его рукополагают, то при этом находятся епископ и дьякон. Я потребовал указать, где о том написано, что священник совмещает в себе все три чина, и нигде, разумеется, свидетельства о том они указать не могли. Наконец я довел собеседников до сознания, что епископов у них не было почти 200 лет, и тайна хиротонии не совершалась. – «Значит, у вас церковь была с 6-ю тайнами?» – спросил я. Захарий ответил: «Да». Тогда я привел свидетельства и доказательства, что если у старообрядцев не было тайны хиротонии, не было совершителя сей тайны – епископа, то не было у них ни одной законно совершаемой тайны, и церкви старообрядцы не составляли. После этого Захарий уклонился в сторону, начал укорять церковь, что она верует в Иисуса, а имя Иисус есть имя антихриста. Я спросил: «Кто до Аввакума хулил так имя Иисуса Христа, как ты хулишь теперь?» Он ничего не ответил. Тогда я взял у него книгу, напечатанную в Киеве, толкование на 14 посланий Апостола Павла, и показал напечатанное в ней ранее п. Никона имя Иисус. А потом из Выписок Озерского привел многочисленные о том свидетельства, что имя Иисус писалось и произносилось в древности у нас на Руси. Народ за дерзкую хулу на имя Иисус сильно осуждал Захария, а старообрядцы из окружников вступили в спор с ним. Беседа кончилась в 2 часа ночи. На другое утро мы опять беседовали о разных предметах и о мнимых ересях православной церкви. Захарий под конец совсем отказался защищать свою лживую иерархию. И за это и за его богохульство об имени Иисус старообрядцы, особенно окружники, сильно напали на Захария и уличили его, что он еще Антонием Шутовым лишен сана за гнусные грехи. Захарий со стыдом и позором уехал из Раннего Поселка в Генварцев. После этих двух бесед еще пять человек из старообрядцев объявили мне о своей готовности присоединиться к церкви. Присоединение я отложил до страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   Игумен монастыря Белые Берега послал юношу в Оптину Пустынь к старцу Амвросию.    Старец Амвросий встретил Захария ласково, не успел Захарий и рта раскрыть, как старец, опередив его, сказал: “Ну что, голубчик, мать умерла твоя. Послушай меня, оставь невесту, не женись, а иди в монастырь. А об отце не думай, теперь он сам тебя отпустит, не будет препятствовать тебе в твоём намерении стать монахом. А что сюда пришёл, хорошо сделал. Видишь, на стене записаны твои четыре греха. Ты покайся в них, сходи в Белые Берега и отговей там. Помни, в царстве Небесном для тебя посажен зелёный дуб”.    Получив благословение прозорливого старца Амвросия, Захарий вернулся в монастырь Белые Берега. Не прошло и нескольких дней, как Захарий серьёзно заболел. Монахи отвезли послушника в больницу в Брянск и известили его отца, что сын при смерти. Три месяца находился Захарий между жизнью и смертью, однажды приснилась больному Пречистая Приснодева, Она коснулась его головы и сказала: “Ты ещё поживёшь, монахом будешь”.    К всеобщему удивлению, проснулся Захарий совершенно здоровым.    Подробнее о жизни схиархимандрита Троице-Сергиевой Лавры старца Захария, о чудесах исцеления верующих по молитвам старца можно прочесть в книге: “Старец Захария”.    Вот лишь несколько случаев из жизни старца:    Когда трое чекистов ворвались в его келью и потребовали, чтобы он уходил вон из лавры, старец взял крест, осенил им своё жилище и, проведя крестом границу между собой и “гостями”, спокойно произнёс:    — Попробуйте-ка, осмельтесь перейти через эту черту, которой я как бы обвёл мою келью, попробуйте и тотчас вы упадёте мёртвыми.    Ни один из вооружённых молодых людей не осмелился переступить за черту.    Когда старец остался один, он ещё долго молился за всех монахов. Старец Захарий последним покинул Троице-Сергиеву лавру. В Москве старец поселился у своей духовной дочери. Многие верующие приходили к прозорливому старцу за советом. Каждого он согревал своей любовью, во время исповеди сам называл забытые грехи. По воле Божией ему открывалось прошлое и будущее людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Библиография Из записок графа Ланжерона Мемуары русских офицеров (1814-1818 г.г.): впечатления о Франции или стереотипы о России Н. А. Бестужев Русский в Париже 1814 года Русские казаки в Париже.1814. Казаки в Париже в 1814 году С. Е. Летчфорд, Союзники в Париже в 1814 году. (по материалам французской мемуаристики) Мемуары русских офицеров (1814-1818 г.г.): впечатления о Франции или стереотипы о России М.В.Губина Дрейлинг И.Р. Воспоминания участника войны 1812 года. 1820 г. (Перевод с немецкого) В кн.: 1812 год: Воспоминания воинов русской армии: Из собр. Отд. письм. источников Гос. Ист. музея. – М.: Мысль, 1991. С.361-396.  Адарюков В. Я. В мире книг и гравюр. Воспоминания.. — М., 1926.; (переиздано: М., 1984).  Российский  архив. Т. 7. М; 1996. Записки Н.Н. Муравьева-Карского: 1814-1815 гг.//Русский архив 1886 Из записок И.П. Липрианди//Русский архив 1870 Из рассказов старого лейб-гусара//Русский архив 1887 Михайловский-Данилевский А.И. О пребывании русских в Париже в 1814 году//Русский вестник 1819.  Михайловский-Данилевский А.И. Вход российской армии в Париж марта 19-го 1814 года//Сын Отечества 1915 Радожицкий И.Т.  Походные записки артиллериста 1812 по 1816 гг. М; 1835. Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года- Лидия Леонидовна Ивченко Дрейлинг И. Р. Воспоминания участника войны 1812 года//1812 год. Воспоминания воинов русской армии. С. 362.  Дневник Павла Пущина. 1812—1814. Л., 1987.  Петров М. М. Рассказы служившего в 1-м егерском полку полковника Михаила Петрова о военной службе и жизни своей и трех родных братьев его, зачавшейся с 1789 года. 1845//1812 год. Воспоминания воинов русской армии. М., 1991. Ссылки Интернет-проект «1812 год» Список мемуаров, посвященных 1812 году Русские в Париже Русские в Париже.1814г. Картинки и карикатуры. 2.    «Отечественная война 1812 года в творчестве Василия Верещагина». Жаравина Елизавета. Автор мультимедийного проекта - Казанцев Дмитрий. «Отечественная война 1812 года в творчестве Василия Верещагина» Перед Бородинским сражением Наполеон обратился к своим воинам: «Воины! Вот сражение, которого вы столь желали. Победа зависит от вас. Она нам необходима; она даст нам все нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвой!»

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/390...

В Синодальном, Казенном Приказе в 1728 г. производилось дело о построении в селе Теплом вновь церкви во имя Знамения Пресв. Богородицы с приделом св. Александра Свирского , вместо старой церкви. Дело началось по прошению дьячка сей церкви Никиты Иванова. Он в прошении, подданном в Синодальный Казенный Приказ 1728 г. 4 апреля, писал: «В Русском уезде в вотчине разных помещиков, в селе Теплом имеется церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, да предел Александр Свирского , которая от многих лет обветшала и служить в ней невозможно. А ныне приходские люди оную церковь обещаются перестроить, и чтобы повелено было выдать указ о строении оной церкви с пределом». В следствие сего прошения в Синодальном Казенном Приказе выписано на справку: «В окладных книгах жилых данных церквей за 1728 г. значится: церковь Знамения Пресвятой Богородицы в вотчине стольника Петра Огибалова в селе Теплом, дани и заезда и десятильнича, доходу 17 алтын, 2 деньги, казенных пошлин 5 алтын, 4 деньги и те данные и пошлинные деньги на прошлые по сей 1728 год плачены. По писцовым книгам вышеозначенной церкви незначится. А в переписных книгах написано: 186 (1678) г. у той церкви двор попов и дьячков, в приходе 6 дворов, 1705 г. – во дворе поп Петр, в приходе 25 дворов, а пашни церковной и сенных покосов не написано». Церковь построить дозволено резолюцией преосвященного Леонида архиепископа Сарского и Подонского: «1728 году апреля 9 день дать указ о строении» и 11 апреля того же года выдан указ из Синодального Казенного Приказа «приходским людям о строении церкви в селе Теплом». В этом же деле имеется прошение прапорщика Лаврентия Борисова Дмитриева, поданное в Синод. Каз. Прик. 27 ноября 1728 года о дозволении освятить вновь построенную деревянную церковь во имя Знамения Пресв. Богородицы с приделом Александра Свирского протопопу Русского Воскресенского собора Петру Саввину. На прошении рукою преосвященного Леонида написано: «1728 году декабря 2 день дать указ о освящении», и 18 декабря того же года дан указ из Синодального Каз. Приказа протопопу Петру Саввину об освящении церкви в селе Теплом (Москов. Арх. Мин. Юст. Патр. Прик. вязка 449, дела 825, стр. 38 и вязка 455, дела 1267).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но обстоятельства сложились так, что Илья, брат Захария, отдал ему свою часть имения. Захарий увлекся любостяжанием. По молодости лет, находясь среди мира, он смутился было помыслом жениться, однако внутреннее убеждение останавливало его. «Однажды, – как рассказывал сам отец Зосима, – прогуливаясь верхом на лошади, как только поравнялся я с церковью, вдруг точно кто рукою толкнул меня в грудь, и так сильно, что я, кажется, пошатнулся на лошади, в то же время я внятно услышал следующие слова: “Ты сам пойдешь в монахи”». Ему был двадцать один год от роду, когда он решительно расстался с мирской жизнью. Для начала он отправился в Петербург и, получив полное увольнение от службы, устремился в пустынные Брянские леса, в которых ему довелось бывать ранее. Более всех полюбил Захарий отца Василиска, одного из учеников старца Адриана, который в 1789 году переселился в Коневскую обитель, а отца Василиска оставил вместо себя в пустыни. Захарий умолял отца Василиска взять его в ученики. Старец не давал никакого ответа, однако оставил его погостить у себя на некоторое время. Из разговоров со старцем Захарий узнал, что тот был государственный крестьянин и что срок его увольнения кончился. Тогда Захарий с великой радостью взялся помочь старцу, дав слово, что доставит ему паспорт, и немедленно отправился в путь. Много затруднений было как в пути, так и в присутственных местах. Получив паспорт, он возвратился к отцу Василиску с радостной душой, но с изнуренным телом. Расстроившись здоровьем, он сильно болел, пока молитвами старца не возвратилось к нему прежнее здоровье. Старец Василиск, тронутый его любовью, обещал принять его жить с собой, но только как опытный духовный муж советовал ему начало жизни монашеской положить в каком-нибудь общежительном монастыре, чтобы испытать себя прежде в послушаниях монастырских. Наставив и утешив, отец Василиск отправил его в Коневскую обитель под управление отца Адриана. В 1790 году отец Адриан включил юношу в число братии. Ему было определено послушание печь просфоры и исполнять пономарское служение в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так, к периоду Патриаршества Антония I число епархий в Вост. Грузии сократилось до 14; в 1765 г. была упразднена Кацаретская епархия в Кахети, территория к-рой вошла в Ниноцминдскую и Руставскую епархии (ПГП. Т. 3. С. 860). Католикосы стремились укрепить пограничные епархии, в Некресской и Гишской епархиях, охватывавших отторгнутые от Грузии провинции Саингило, Чари и Каки, резко повысился процент мусульм. населения. В 1762 г. на Церковном Соборе был поднят вопрос о Некресской епархии, еп. Досифей (Пицхелаури) открыл здесь школу под личным покровительством Ираклия II; в 1765 г. епархия была возведена в ранг митрополии ( Анания (Джапаридзе), митр. Соборы. 2003. Т. 2. С. 201). В 70-х гг. XVIII в. в Кахети действовали Алавердская, Ниноцминдская, Кизикская, Руставская, Некресская епархии, в Картли - Мцхетская, Тбилисская, Самтавро-Горийская, Руисская, Урбнисская, Никозская, Самтависская епархии. Опустошенными и фактически упраздненными числились Самебская, Гишская, Черемская, Харчашнийская (Кахети), а также Цинцкаройская, Цалкская, Болнисская, Дманисская, Ахтальская, Манглисская, Цилканская (Картли); последние 3 позже были восстановлены (ПГП. Т. 3. С. 929). В марте 1788 г. Антоний I скончался и на Патриарший престол был избран сын Ираклия II 26-летний митр. Алавердский Антоний II (Багратиони) . До взятия Тбилиси Агой Мухаммад-ханом в 1795 г. положение Вост. Грузии было стабильным: в перерывах между набегами лезгинских племен и нашествиями иран. войск пустующие земли заселялись крестьянами, возрождались села и города, налаживалось хозяйство и церковноприходская жизнь. Однако в приграничных приходах проведение богослужений было затруднено. Так, митр. Некресский Амвросий (Микадзе) писал, что во время своего настоятельства в мон-ре Икорта он постоянно подвергался нападениям леков, а после перевода в Цилкани (1777) по этой же причине месяцами не мог проводить службу, церковь оставалась без прихожан даже в великие праздники ( Амвросий [Микадзе], митр. Некресский. Проповеди. 2003.

http://pravenc.ru/text/638558.html

8 Толычова Т. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе. М., 1912. С. 39–40. 9 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 627. Л. 15; см. также: Мельникова Л.В. Указ. соч. С. 303–305. 10 Державин Г.Р. Гимн лиро-эпический на прогнание французов из Отечества//Державин Г.Р. Сочинения: В 9 т. СПб., 1866. Т. 3. С. 137–164. 11 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 1031. Л. 1–529; Ф. 796. Оп. 93. Д. 634. Л. 94–123; Ф. 797. Оп. 1. Д. 4499. Л. 3; Московское дворянство в 1812 году. М., 1912. С. 391–401; 434–435. 12 Заиконоспасского, Богоявленского, Новоспасского, Данилова, Донского, Златоустова, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Симонова, Крестовоздвиженского, Высокопетровского и Ивановского. 13 Николо-Перервинского, Саввино-Сторожевского и Николаевско-Угрешского. 14 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 635. Л. 128 (об.); Ф. 832. Оп. 1. Д. 19. Л. 1 (об.), 3, 4 (об.), 6–6 (об.), 8, 9 (об.), 10 (об.), 11 (об.), 12 (об.), 13 (об.), 14, 15, 18 (об.). 15 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 4908. Л. 7 (об.). 16 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 4908. Л. 1–2. 17 Там же. Л. 8–10; РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 25. 18 Капнист В.В. Видение плачущего над Москвою россиянина, 1812 года октября 28 дня//1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. С. 21–29. 19 Шатров Н.М. Пожар Москвы в 1812 году//1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. С. 32–35. 20 Собрание Высочайших Манифестов, грамот, указов, рескриптов, приказов войскам и разных извещений, последовавших в течение 1812, 1813, 1814, 1815 и 1816 годов. СПб., 1816. С. 50–57. 21 РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 18–19. 22 Василий Григорьевич Рагузин, причетник-герой 1812 года//Душеполезное чтение. 1868. 8. С. 100. 23 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 635. Л. 131. Любовь Мельникова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН   Читайте также: Спасо-Бородинский монастырь — память о войне 1812 года Музейный гид 1812 - 2012: юбилейные экспозиции и выставки, которые нельзя пропустит Молитва на Бородинском поле Смоленская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

http://e-vestnik.ru/history/moskovskaya_...

К концу 1814 года практически все храмы и монастыри Москвы были восстановлены. После войны в Москве и Московской губернии появилось еще около 20 новых святынь (церквей и часовен), воздвигнутых в память победы в войне 1812 года. В их сооружении проявилось осознание народом России войны 1812 года как войны православной (священной). Народ стремился выразить таким образом благодарность Богу за помощь в победе над врагом. Главным из этих памятников, несомненно, является храм Христа Спасителя, решение о сооружении которого было принято императором Александром I 25 декабря 1812 года, сразу после изгнания неприятеля из пределов Отечества. Примечания: 1 Подробнее см.: Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 года. М., 2002; она же. Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн. М., 2007. 2 NCЗ-I. Т. 32. 25 176. 3 [Августин (Виноградский)]. Сочинения Августина, архиепископа Московского и Коломенского. СПб., 1856. С. 45–46; см. также: Мельникова Л.В. Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн. Приложения. С. 326–327. 4 Михайловский-Данилевский А.И. Описание Отечественной войны 1812 года. СПб., 1840. Ч. I. С. 239–240. 5 Текст молитвы см.: [Августин (Виноградский)]. Указ. соч. С. 47–49; Мельникова Л.В. Армия и Православная Церковь цит. Приложения. С. 328–329. 6 Письмо митрополита Платона к Александру I от 14 июля 1812 г. и ответ ему императора см.: Северная почта. 1812. 61 (от 31 июля); Мельникова Л.В. Указ. соч. С. 305–306. 7 Запасы вооружения, хранившиеся в Московском Кремлевском арсенале, были подготовлены к эвакуации в августе 1812 года, однако решение о ее начале откладывалось. С 18 августа по распоряжению Федора Ростопчина всем желающим в арсенале продавались по низким ценам охотничьи ружья, в результате чего вскоре был распродан весь их запас. 25 августа было разрешено забирать оружие бесплатно (однако оно было, как правило, неисправное). В связи с тем, что для эвакуации остававшегося в арсенале оружия московские власти так и не смогли найти требовавшихся 700 подвод, на месте было оставлено 66 418 единиц учтенного огнестрельного оружия (помимо значительного количества неучтенного), в том числе 27 595 единиц — исправного. См.: Шведов С.В. Московский арсенал//Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. М., 2004. С. 479.

http://e-vestnik.ru/history/moskovskaya_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010