Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поклонение волхвов. 1619 г. Худож. Д. Веласкес (Прадо. Мадрид) [Родригес де Сильва Веласкес; Rodriguez de Silva Velasquez (Velazquez)] Диего (1599, Севилья - 1660, Мадрид), исп. художник, один из величайших мастеров европ. и мировой живописи. Сын дворянина португ. происхождения, В. проходил обучение живописи в Севилье, в мастерской Ф. Пачеко. В ранних работах, часто посвященных истории НЗ («Христос в доме Марфы и Марии», 1618, Нац. галерея, Лондон; «Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид; «Явление Христа в Эммаусе», ок. 1620, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), религ. сюжет представлен как жанровая сцена и написан под сильным влиянием Караваджо, с резкими контрастами освещения, натурализмом в передаче различных фактур, провоцирующей динамикой жестов. Получив диплом мастера гильдии художников Севильи, в 1623 г. В. перебрался в Мадрид, где благодаря высоким покровителям и удачно выполненному портрету молодого монарха стал придворным живописцем. Для его профессионального роста решающими оказались знакомство с королевской коллекцией старых мастеров, прежде всего итал. художников эпохи Возрождения, а также поездки в Италию (в 1629-1631 и 1649-1651). В 30-х гг. XVII в. наряду с быстрой адм. карьерой В. достиг больших успехов в живописи. Он создал ряд картин для загородного королевского дворца Буэн-Ретиро: галерею конных портретов членов королевской фамилии, знаменитое полотно «Сдача Бреды (Копья)» (ок. 1635, Прадо, Мадрид), на к-ром представлен момент передачи испан. полководцу ключей от голл. крепости. позы главных персонажей восходят к сцене встречи Авраама и Мелхиседека, о чем свидетельствует сравнение с фламандской гравюрой из числа «Иллюстраций к Библии», изданных в Лионе в 1555 г. В уравновешенном расположении противостоящих групп отсутствует демонстративное торжество победителей или униженность побежденных. На портретах В., к-рые были основным жанром в его творчестве, представлены не только правящая семья, но и необычные персонажи, напр. придворные шуты. В. передает реальные особенности лиц придворных карликов, юродивых, подчеркивает психологические характеристики личности («Эль Примо», ок. 1644, Прадо, Мадрид). при скупости цвета приемы, используемые В. (открытый мазок, акварельные по густоте краски, пренебрежение узнаваемым пространством), создают эффекты близкого общения персонажей со зрителем, определенной нереальности изображаемого.

http://pravenc.ru/text/150043.html

Полный житийный цикл святителя включает следующие сюжеты: З. отвергает предложения родителей о женитьбе; крещение З. еп. Феодором; крещение матери З.; воскрешение сына паломницы, направлявшейся в Рим; исцеление слепого; изгнание бесов из сына некой женщины; исцеление лежащей на одре юной горожанки; исцеление сброшенного конем гонца свт. Амвросия; воскрешение учеником З. св. Евгением посредством окропления водой умершего без покаяния родственника свт. Амвросия; изгнание бесов из ребенка, проклятого своей матерью; воскрешение принесенного св. Евгением ребенка, к-рого переехала повозка; смерть З.; возрождение к жизни после касания саркофага с мощами З. иссохшего дерева. Полный житийный цикл З. или его отдельные сцены традиционно встречаются на пределлах (реже в миниатюре). Преобладают такие сюжеты, как воскрешение ребенка (4-я сцена на пределле, 40-50-е гг. XV в., Б. Гоццоли, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), изгнание бесов из дочери императора (4-я сцена на пределле, 1458-1460, Национальная галерея, Лондон), чудо с засохшим вязом (4-я сцена на пределле триптиха, приписываемого Липпо д " Андреа, 10-20-е гг. XV в., Галерея Академии, Флоренция), смерть З. (4-я сцена на пределле, ок. 1483, Доменико Гирландайо, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); реже представлена композиция «Встреча со свт. Амвросием» (алтарная картина Нери ди Биччи, собрание А. Хаммера, Нью-Йорк). Ряд сцен воспроизведен на рельефах бронзовой раки с мощами З. (1432-1442, собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция), выполненной Л. Гиберти. Четыре картины (после 1500, Национальная галерея, Лондон - 2 картины; Картинная галерея, Дрезден; Метрополитен-музей, Нью-Йорк) С. Боттичелли, к-рый ранее входил в число художников, украшавших мозаикой подвальные своды капеллы З. в ц. Санта-Мария дель Фьоре (1491-1515; Боттичелли, Герардо и Монти ди Джованни, Доменико и Давид Гирландайо), написаны на сюжеты последних деяний З. Лит.: Paatz W., Paatz E. Die Kirchen von Florenz: Ein kunstgeschichtliches Handbuch. Fr./M., 1952-1955. 6 Bde; Kafmal C. S. Iconography of the Saints in Central and South Italian Schools of Painting. Firenze, 1965; LCI. Bd. 8. Sp. 639-640.

http://pravenc.ru/text/199813.html

Разделы портала «Азбука веры» 18 Дек 2023 В нью-йоркском Метрополитен-музее выставлена одна из старейших икон с изображением Пресвятой Богородицы В Избранное Фото: sedmitza.ru Икона из монастыря св. Екатерины на Синае представлена на выставке «Африка & Византия» НЬЮ-ЙОРК. В этот рождественский сезон в широко известном нью-йоркском Метрополитен-музее выставлена одна из старейших икон с изображением Пресвятой Богородицы и Младенца Христа, наряду с другими произведениями раннехристианского искусства Африки и Византии, сообщает информационное агентство CNA. На специальной выставке «Африка & Византия», которая открылась в конце ноября и продлится до начала марта, представлено около 180 замысловатых и прекрасных произведений искусства Северной Африки и Византийской империи, созданных между четвертым и шестнадцатым веками. Большая часть экспозиции посвящена искусству Северной Африки, созданному в четвертом седьмом веках, когда Христианство было доминирующей религиозной и культурной силой в регионе. Хотя сегодня Северная Африка преимущественно мусульманская, у этого региона была богатая христианская история до исламских вторжений, начавшихся в седьмом веке. С помощью выставки «Африка & Византия» музей Метрополитен стремится привлечь внимание к этому сравнительно малоизвестному периоду и к тому, как североафриканское искусство и культура формировались и находились под влиянием христианской Византийской империи, восточного государства-преемника древней Римской империи. Доктор Андреа Ачи, куратор выставки, сообщила, что «хотя Византия была огромной империей, охватывающей части Африки, Европы и Азии, ее обширные связи с Африкой ранее были недостаточно изучены». В соответствии с пресс-релизом выставка посвящена искусству тех веков, когда «большая часть Северной Африки находилась под властью Византийской империи и ее столицы в Константинополе», и когда «раннее Христианство развивалось в монархиях на Африканском Роге». Не все экспонаты, представленные на выставке, являются откровенно религиозными или христианскими. Но, подчеркивая «особые религиозные и художественные традиции, которые процветали в Тунисе, Египте, Судане и Эфиопии», в Метрополитене заявили, что выставка проливает свет на «живой обмен искусствами и верованиями», а также на «веру, политику и торговлю», которые связывали Африку с древней Византийской империей.

http://azbyka.ru/news/v-nju-jorkskom-met...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИОХИЙСКАЯ ЧАША литургический сосуд, найденный, согласно сообщениям торговцев древностями, в 1910 г. в Антиохии (совр. Антакья, Турция), к-рая считается местом его производства. После реставрации (Леон Андре, Франция) была представлена на Всемирной выставке в Чикаго (1933) как чаша Тайной вечери, куда была собрана кровь Господа по Распятии (см. Грааль ). С 1950 г. хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Чаша. Антиохия (?). 500–550 гг. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) Чаша. Антиохия (?). 500–550 гг. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) А. ч.- небольшой (высота - 19,7 см, диаметр - 18,1 см) серебряный кубок овоидной формы на низкой круглой ножке. Имеет золоченую внешнюю ажурную оболочку с изображением в низком рельефе Иисуса Христа и апостолов (всего 12 фигур) со свитками в руках, сидящих в креслах с высокими спинками, среди виноградных лоз, в окружении птиц и животных. Предполагалось, что оболочка была выполнена в I в. по Р. Х. как специальное украшение для «чаши Грааля». В наст. время А. ч. датируется 500-550 гг. по Р. Х., ее трактовка как Грааля отвергнута, но местом изготовления по-прежнему считается Антиохия. Форма и декор позволяют сопоставлять А. ч. не столько с чашами для Евхаристии (потирами), сколько с известными в V в. стационарными светильниками (лампадами). В этом случае символика и иконография предмета могут быть связаны с представлением о Христе как об источнике света (Ин 8. 12). А. ч. могла входить в состав клада церковного серебра, найденного в 1908 г. в г. Капер-Караон (к юго-востоку от Антиохии), и принадлежать ц. св. Сергия этого города. Лит.: Eisen G. The Great Chalice of Antioch. N. Y., 1923; The Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, III-VII Cent. N. Y., 1979. P. 606-608, N 542; Mango M. M. Silver from Early Byzantium: The Kaper Karaon and Related Treasures. Baltimore, 1986. P. 183-187, N 40; Effenberger A. Bemerkungen zum «Kaper-Karaon Schatz»//Tesserae: Festschrift f. J. Engemann. Müster, 1991. S. 241-277. (JAC: Ergbd.; 18); Kondoleon Ch. Antioch: The Lost Ancient City. Princeton, 2000. P. 214-215. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение АЛЬБА длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к-рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений АМПУЛА в Древнем Риме - сосуд из глины, стекла или металла для хранения жидкостей; в православной и католической Церквах - небольшой сосуд для хранения мира, святой воды и др. священных жидкостей АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/115766.html

Б. и В. Ханенко в Киеве). Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Киева, иконы были вывезены немцами из Киево-Печерской лавры, их судьба неизвестна; сохранились лишь 4 древнейшие энкаустические иконы, которые были вывезены во время эвакуации. В 1887 г. Дмитриевский составил 1-й сводный каталог икон Е. в. м., рукопись погибла после 1917 г. (опубл. не была). Бенешевичем и Кондаковым было задумано и начато многотомное издание синайских памятников «Monumenta Sinaitica», не реализованное в связи с революционными событиями в России (вышло 2 тома). Активное изучение иконного собрания Е. в. м. началось в XX в. греч. исследователями. Одним из первых был К. Амандос, опубликовавший надписи на иконах. В 1938 г. в монастыре работали супруги Г. и М. Сотириу, составленный ими 2-томный каталог икон был опубликован в 1956-1958 гг. Их труды продолжил К. Вайцман, изучавший иконное собрание в 1956-1965 гг. и выпустивший ряд публикаций по визант. иконам Синая. Изучением древностей Е. в. м. с 60-х гг. XX в. активно занимались также греч. исследователи (М. Хадзидакис, Д. Мурики и др.). В 2004-2005 гг. силами российских специалистов (группа исследователей под рук. Н. И. Комашко) была проведена работа по выявлению, описанию и атрибуции хранящихся в собрании мон-ря рус. и укр. художественных памятников XVI-XIX вв. С 1997 г. визант. иконы Е. в. м. регулярно участвуют в международных выставочных проектах («Слава Византии», Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1997; «Синай. Византия. Русь», ГЭ, С.-Петербург, 2000; «Византия: вера и власть», Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 2004). Отдельные выставки были посвящены иконам Е. в. м. («Паломничество на Синай», Музей Бенаки, Афины, 2003; «Святой образ», Музей Гетти, Лос-Анджелес, США, 2007). Проведение выставок привело к росту интереса к синайским иконам и их активному научному изучению. В 2001 г. в монастыре был открыт музей, где экспонируются наиболее значительные памятники собрания. Собрание икон Иконы византийского и поствизантийского круга.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Возможно, к сюжету Жития святой, содержащегося в «Золотой легенде» Иакова из Варацце, восходит образ Е., попирающей нечестивого царя (рим. имп. Максенция), при этом она могла быть изображена с книгой в руках (каменная скульптура сер. XIII в., собор в Падерборне, Германия), с мечом (деревянная скульптура, XVI в., Германский национальный музей, Нюрнберг), с книгой и мечом (деревянная скульптура нач. XVI в., ГЭ), с колесом и мечом (каменная скульптура собора Страсбурга, ок. 1330), с колесом, книгой и мечом (картина «Вмц. Екатерина» неизвестного нидерландского художника последней четв. XIV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; картина Луки Лейденского, XVI в., Городской музей, Пиза). С XIV в. распространение получил встречающийся и ранее (фреска в апсиде церкви в Монморийоне, Франция, кон. XII - нач. XIII в.) сюжет «Мистическое обручение вмц. Екатерины» (восседающий на коленях Богоматери Младенец Христос (реже - Христос-Средовек: рельеф из житийного цикла, Тино да Камаино, 1-я треть XIV в., ц. Санта-Мария Доннареджина в Неаполе) вручает Е. кольцо): образ Микелино да Безоццо, ок. 1420, Национальная пинакотека, Сиена; витраж капеллы семейства Фольккамеров в хоре нюрнбергской ц. св. Лаврентия, мастер П. Геммель, 1481; Дж. Б. Бертуччи, ок. 1510-1515, Музей изобразительных искусств, Будапешт; А. Корреджо, «Обручение вмц. Екатерины в присутствии св. Себастьяна и с мученичеством двух святых», ок. 1526-1527, Лувр, Париж; Пармиджанино, между 1531 и 1535, Национальная галерея, Лондон; А. Санчес Коэльо, 1578, Прадо, Мадрид). Помимо сцен видений Е. (наряду с темой мистического обручения «Явление Богоматери ап. Луке и вмц. Екатерине» - А. Караччи, 1592, Лувр, Париж) в качестве выделенных из житийного цикла сюжетов получили распространение композиции с изображением мучений (витраж «Св. Екатерина перед императором; Бичевание», кон. XIV в., собор архидиак. Стефана, Вена; картина Л. Орси «Мученичество св. Екатерины», ок. 1560, Галерея д " Эсте, Модена; средник «Алтаря вмц. Екатерины», Л. Кранах Старший, ок. 1506, Картинная галерея, Дрезден; Я. Бассано «Св. Екатерина и мученики Александрии» (или «Мученичество св. Екатерины»), 1545, Городской музей, Бассано-дель-Граппа; Веронезе «Заточение вмц. Екатерины», ок. 1580-1585, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также композиция «Диспут вмц. Екатерины с философами» (фреска Пинтуриккио с учениками в Зале святых, Ватикан, 1492-1494; фреска Дж. А. Порденоне в ц. Санта-Мария ди Кампанья, Пьяченца). Реже в качестве самостоятельного сюжета избирались эпизоды, связанные с чудесным сокрушением колес (миниатюра, ок. 1480,- Paris. lat. 920. Fol. 288v), коронованием, перенесением мощей Е. на Синай и вознесением ангелами души святой.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина — 2-ая noл.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра — синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла — синий хитон и вишневый плащ. В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни — распятию, а казнили через усечение головы. Меч в руке апостола — знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников. Иван (Джованни) Витали. Ап. Павел. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная преподобным Андреем Рублевым . Андрей Рублев. Ап.Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина. Начало XV в. ГТГ, Москва Казнь ап. Павла. Фрагмент рельефа саркофага Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана Донце поминального сосуда. Византия, Константинополь. Поздний IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США Христос вручает Закон ап. Петру и Павлу Мозаика мавзолея Санта Констанца. Конец IV в. Рим Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV — 1-ая пол. V в. Рим Мозаика апсиды базилики св. Космы и Дамиана. Первая треть VI в. Рим Фрагмент Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим Отречение Петра. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Ок. 830 г. ГИМ, Москва Икона из Новгородского Софийского собора. Середина XI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

http://pravmir.ru/ikonografiya-svyatyx-a...

В 1899 г. в Москве, на В. Красносельской ул., при доме призрения им. И. Н. Геер его вдовой был возведен храм, освященный во имя небесного покровителя ее покойного мужа св. Иосифа Обручника. В наст. время эта богадельня возрождена. Лит.: Дубенский Н. Я. Следование святыни Афонской в Могилев и по Вост. Белоруссии в 1866 г. по случаю освящения возобновленного Могилевского Иосифовского правосл. собора. СПб., 1867; Описания знамений и исцелений, благодатию Божиею бывших в разных местах в 1863-1867 гг. от св. мощей и части животворящего древа Креста Господня, принесенных со Св. Афонской Горы из Русского Пантелеимонова мон-ря. М., 19016; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 288, 393-394; Булгаков С., прот. Друг Жениха: О правосл. почитании Предтечи. П., 1927; Filas F. L. The Man Nearest to Christ: Nature and Historic Development of the Devotion to St. Joseph. Milwaukee, Stramare T. Giuseppe, sposo di Maria Vergine: Nel culto//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1268-1287; DSAMDH. T. 8. Col. 1316; Lienhard J. T. Augustine, Sermon 51: St. Joseph in Early Christianity//In Dominico Eloquio: Essays on Patristic Exegesis in Honor of R. L. Wilken/Ed. P. M. Blowers et al. Grand Rapids; Camb., 2002. P. 336-347; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007; Иосиф (Крюков), игум. История почитания св. Иосифа Обручника в Правосл. Церкви: Дис./МДА. Серг. П., 2010. Ркп. Игум. Иосиф (Крюков) Почитание на Западе Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим) Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим) О почитании И. О. в поздней античности и в раннее средневековье известно мало.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Несколько лет назад Музей искусств Метрополитен (Нью-Йорк) провел замечательную выставку русских икон. Когда они организуют подобные мероприятия, т.е. такие специфические выставки, Музей Метрополитен обычно устраивает перед открытием семинар на несколько дней, на который они приглашают ученых, считающихся авторитетными экспертами в различных областях, связанных с экспозицией. Я был одним из приглашенных. Когда я закончил свое выступление, некий человек (который, как я узнал позже, принадлежал к РПЦЗ) встал и начал оспаривать мои слова, спрашивая, какое право я имею говорить об этих вещах. Я ответил: «Право, которое я имею, дано мне Музеем Метрополитен, который пригласил меня выступить. Может быть, им стоило пригласить Вас вместо меня. Если бы они так сделали, Вы бы выступили с докладом. Я выступаю, потому что меня пригласили сделать это, и потому что я кое-что знаю в этой области». И это был конец дискуссии. Позже я познакомился с этим человеком, и мы даже стали друзьями. А.П.: Понятно. Но я заинтересован в том, чтобы объяснить нашим читателям, что выслушать кого-то «извне» – не проблема. Мне кажется, иногда человек «извне» может помочь нам понять нашу собственную традицию лучше. Вот что я имел в виду. Р.Т.: Всегда хорошо увидеть себя не только так, как мы обычно себя видим, но и так, как нас видят другие. Но, конечно, для того чтобы обладать таким менталитетом, нужно быть человеком, который любит учиться – который открыт, другими словами. Я провел всю свою жизнь, пытаясь построить мосты к православию. Но мир полон людей, которые разрушают эти мосты. Они хотят разрушить даже те мосты, которые уже существуют. Я не таков. Я хочу установить контакт с другими людьми. А что касается причин, по которым я это делаю, то позвольте мне начать с предыстории, потому что иначе невозможно понять, почему я всю свою жизнь занимаюсь этим. А.П.: Конечно! Р.Т.: Я вступил в орден иезуитов в юном возрасте, в семнадцать с половиной лет. Я был послушником. В моей группе (двухгодичной группе для послушников) в 1949 году был такой же послушник по имени Стэнли Марроу, приехавший из Багдада. Он был членом Сирийской Католической Церкви, маленькой Церкви, которая происходила от нехалкидонской ветви и вступила в общение с Римом. Я спросил себя: «Что это за Церковь?» Я не знал о них ничего, я даже не знал, что эти люди существуют. Поскольку я всегда был очень любопытным, я, конечно же, занялся этим вопросом. Мне хотелось узнать о моей Католической Церкви то, чего я о ней не знал.

http://bogoslov.ru/article/3590491

могли проникнуть варвары. Пограничная стража в Реции, где в нач. V в. гражданская власть пришла в упадок, сохраняла свои позиции до падения Римской империи, однако не могла препятствовать расселению здесь варварских племен - гепидов и свевов. В Аннонарной И. располагались основные гос. оружейные мастерские (fabricae): в Тицине (ныне Павия), Вероне, Мутине (ныне Модена), Кремоне. Отряды в римскую армию набирали в основном из германцев, поступавших на службу за жалованье или в качестве федератов. Вероятно, большим скоплением воинских контингентов объясняется активная деятельность монетных дворов Аннонарной И. (в Аквилее, Медиолане, Августе Винделиков), что было необходимо для своевременной выплаты жалованья и выдачи подарков воинам. Субурбикарная И. оставалась по преимуществу аграрным регионом, где сохранялись крупные землевладельческие хозяйства, обслуживаемые колонами и свободными арендаторами. Здесь практически отсутствовали военные силы, гос. мастерские были ориентированы на текстильное производство. Бюст имп. Константина Великого. 325–330 гг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Бюст имп. Константина Великого. 325–330 гг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) В нач. IV в., при имп. Диоклетиане и его соправителях, продолжались гонения на христиан. Отношения христ. Церкви и гос-ва в И. изменились при рим. имп. Максенции (305-312), который, оставаясь язычником, вмешивался во внутренние дела Римской Церкви. По словам Евсевия Кесарийского, Максенций якобы даже притворялся христианином ( Euseb. Hist. eccl. IX 19. 1). Однако, когда вновь обострился спор об «отпавших», император, рассчитывая восстановить мир в Церкви, изгнал из Рима еп. (папу) Евсевия и его оппонентов. В 313 г. имп. св. Константин I Великий (306-337) издал Миланский эдикт (313) о свободном исповедании христианства. Позднее он освободил христ. клир от всех личных повинностей в пользу гос-ва, гарантировал христианам свободное проведение молитвенных собраний. Законодательная политика правителей Зап. Римской империи была направлена не только на поддержку христианства, ставшего к сер.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010