При сравнении славянских миней студийского устава с минеями иерусалимского замечено, что в студийских минеях не означаются или весьма редко (так в майской софийской минее XI в. особой редакции означаются имена авторов стихир и канонов, тогда как в иерусалимских означаются, и мы нашли в рукописных славянских минеях иерусалимского устава не мало имен писателей канонов, которые не означены в славянских печатных минеях. Славянские печатные минеи, по своему составу, совершенно сходствуют с рукописными минеями иерусалимского устава XV и XVI веков. В составе служб мы не нашли никакой разности между теми и другими кроме того, что в рукописных минеях нет службы царевичу Иоасафу 19 ноября. Без сомнения, службами русским святым печатные минеи полнее рукописных. Многие службы русским святым внесены в печатные минеи в XVII, XVIII и XIX веках.     Самые древнейшие издания миней в России известны: сентябрь 1607 г., октябрь 1609 года, ноябрь 1610 г., декабря 12 дней при патр. Гермогене. Остановка от польских смут. Затем новое издание всего года: сентябрь и октябрь 1619 года, декабрь 1620 г., янв. и февр. 1622 г., ноябрь 1623 г., март 1624 г., апрель 1625 г., май 1626 г., июнь 1627 г., июль 1629 г., август 1630 г.. Греческие печатные минеи     Службы в греческих печатных минеях расположены также по иерусалимскому уставу. Самое древнейшее издание греческих миней относилось к 1551 году. Но Пападопуло-Керамевс видел греч. минеи 1526 и 1527 г., напечатанные в Венеции. Более известно издание, бывшее между 1548—1549 годами. С сего года и до настоящего времени было много изданий, в коих службы неоднократно исправлялись и восполнялись. В греческих минеях по 6 песни помещаются сказания из стишного синаксаря; в нем также в разных изданиях встречаются разности.     Последние два замечательные изданияминей по исправлению относятся к 1843 году. Одно исправление совершено особенною коммиссиею и минеи изданы ею в Константинополе с особою тщательностию. Синаксарь в сем издании отличается полнотою и согласован с синаксарем святогорца Никодима. Другое исправление миней совершено Варфоломеем, иеромонахом кутлумусианского афонского монастыря. Минеи изданы в Венеции в 1843 году; это издание повторялось и после и ныне более употребительно на Востоке. Синаксарь в сих минеях ближе к прежним изданиям венецианским и не отличается такою полнотою, как в издании коммиссии. Издание Варфоломея замечательно подстрочными примечаниями о службах в рукописных минеях, не вошедших в печатные минеи, также полнотою в показании имен писателей канонов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Буквально: изложив именной каталог везде скончавшихся святых (καταταξιν имя существительное есть у Климента александрийского).    В греч. стояло без сомнения: δι Κωνςαντνου. От этого то предисловия (или пролога по-гречески) и названы славянские синаксари прологами и при том с давнего времени. Лаврский пролог XIV века надписывается: книги глаголены пролог. В древнейшем Лобковском прологе 1197 или 1262 года слово: пролог, написано киноварью, как относящееся ко всей книге, хотя сейчас следует: мнози философиею и проч. Хлудовский стишной пролог XIV века соединяет оба названия русское и греческое: «пролог сбранию (συναξαριον) всего лета от где кождо изыде и где родися и кыими леты или ради мученияили пощения деле како кийждо венец приял есть». Совершенно то же заглавие в стишном прологе 1541 года в той же библиотеке. В сербском прологе 1330 года: синаксарь с Богом починаем; в норовском сербском XIII века: с Богом почивается пролог всему лету, еже есть сбрание всех святых (о двух последн. рукопис. см. Срезнев. малоизв. Памятн. стр. 12).    Так они перешли после в стишной пролог и наши святцы, впрочем некоторые под другими числами: Акепсим в Петровом 13 фев. и 3 ноября. Значит, он 3 ноября внесен был еще прежде Петрова в какой-либо пролог, если не все, или Петр повторил его ради Акепсима мученика.    См. Acta SS. все месяцы.    Acta SS. Junii Т. I р. 274: quod Menologio Basiliano fortasse vemusmius esm. Лучше говорит Май (Angelo Mai Т. II р. 502): Cui (menologio Basilii) anti-quitatis proxime subjungend est MS. Synaxarium ecclesiae constantinopolitanae, quod spectat ad Collegium claramontanum.    См. Annus ecclesiast. р. 4.    Преосв. Филарет и Макарий.    Всех виденных нами и сличевных пергаменных славянских прологов около 50, от 1197 по 1425 год, именно, в синод. московск. типографии 30 номеров: 1154—1165, 1167—1172, 1210. 1234, в синод. библиотеке в Москве 239. 244—248 и 839, в софийской библ. петербург. академии 1324 (до 1250 г.), 1325 XIV в., в императ. публичной библиотеке 47 и 49, в хлудовской 187—190, румянцевский 319, чудовский один, сергиево-лаврский 33. Из них 3 стишных, 7 второй редакции, 1 смешанный, 1 кратчайшей редакции, прочие — первой редакции.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По-моему, именно время стало причиной появления 4-х " повествований " . Законы, по которым создается время, как грани кристалла, " преломили " вневременную Личность Христа, создав четыре отображения Иисуса Христа в нашем сознании, из которым мы, под " воздействием Духа Святого " , складываем многоступенчатый путь, ведущий нас к познанию Бога. Бог Отец - вне времени и вне пространства, Бог Дух принимает те формы, которые помогут живущему во времени человеку " обожиться " т.е. в некотором смысле Он обусловлен временем, хотя и нетварен, Бог Сын воплотился в определенном месте и времени и нес на себе их отпечатки. Поэтому высказывание " Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же " каждый понимает по-своему, а сути этого высказывания, указывающего на вневременную природу Христа, никто полностью понять не может. " Где Дух Господень, там свобода " . Хочется к этому добавить: " а где ее ( свободы ) нет, там время ( властвует ) " Геннадий, Санкт-Петербург 08 февраля 2013г. 19:29 //Один, но его достаточно - при переходе на григорианский месяцеслов резко нарушается сложившаяся гармоничная система годового богослужебного круга.// Вы говорите о " новостильниках " , которые неподвижные праздники отмечают по новому стилю, а Пасху - по старому? Да, в этом случае годовой круг богослужений действительно нарушается и разрушается. Но подобного рода " разрушения " случаются и у нас, живущих в Церкви по Юлианскому календарю. Например, в этом году и в другие годы, когда Пасха празднуется очень поздно ( май месяц ), последние недели богослужебного цикла, во время которого по воскресным дням на литургии читают отрывки из Евангелия от Матфея, " вылетают  " . В этом году цикл, во время которого читают отрывки из Евангелия от Луки, залезает на три последних недели цикла - от Матфея и эти три недели полностью пропадают ( выпадают из годового круга богослужений ). У нас это случается довольно редко, а у новостильников - намного чаще, я бы сказал, регулярно. Плюс еще Петров пост укорачивается и другие неприятности.

http://bogoslov.ru/article/3100443

Э. П. А. Гимнография Память И. указана в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 282) 5 мая без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 166, XI-XII вв.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 60) память И. отмечается 4 мая; последование И. включает минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален), хотя в нек-рых рукописях (напр., РНБ. Соф. 202, XI в. Л. 20 об.- 21 об.; см.: Новгородская служебная минея на май, XI в.: (Путятина минея): Текст, исслед., указатели/Изд. подгот.: В. А. Баранов; ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 318-319) также могут содержаться отпустительный тропарь, кондак и дополнительные стихиры И. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 452) 4 мая последование И. включает минимальный набор песнопений. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 149) память И. отмечается 5 мая; служба подробно не описана. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 262) И. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа «Агница Твоя, Иисусе...». Аналогичные указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 213). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 5 мая помимо отпустительного тропаря помещен также кондак И. 3-го гласа Παρθενας κλλεσι (    ). Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., в день памяти И. 5 мая совершается рядовая служба святому без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование И. включает отпустительный тропарь, кондак 4-го гласа       канон. В исправленном издании Типикона 1682 г. и в последующих (в т. ч. современных) помещается тот же кондак И., что и в первопечатном греч. Типиконе (др. указания под 5 мая не изменены). Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 1-го гласа Ο Χριστς ερνη σ Ερνην κλεσε (Христос, Мир тебя Ириной назвал...; см.: Μηναον. Μος. Σ. 42), 4-го гласа      кондак 4-го гласа Τν καλλιπρθενον μνσωμεν (Прекраснодевственную воспоем...; см.: Μηναον. Μος. Σ. 44), 4-го гласа     канон с акростихом Σας με προσευχας μρτυς Ερνη σκπε (Твоими мя молитвами, мученице Ирино, покрый) 4-го гласа, ирмос: Αισομα σοι Κριε (      ), нач.: Στφανος πρχων τς Αθληφρου (      ); цикл стихир-подобнов; седальны. В 1877 г. в Эрмуполисе была опубликована служба И., составленная афонским мон. Каллиником Ликаониусом (Ακολουθα τς γας μεγαλομρτυρος κα σαποστλου Ερνης. Ψαλλομνη τ 5 μαου. Ερμουπλις, 1877; см. также: Ακολουθα τς γας μεγαλομρτυρος κα σαποστλου Ερνης. Ψαλλομνη τ 5 μαου. Αθναι, 1914).

http://pravenc.ru/text/673929.html

В 1675 году, после стола святейший Иоаким, патриарх Московский и всеа Росии, благословлял боярина князя Юрья Алексеевича Долгоруково, да думного дьяка Дементья Минина сына Башмакова образами... да дарил купками а бархаты и отласы и камками и соболми; а дьяка думного Дементья Башмакова дарил против боярина князя Юрья Алексеевича Долгорукова в полы (т. е. половину). Да указал святейший же Иоаким патриарх московский и всеа Росии послать дьяку своему рязрядному Льву Димитрееву сыну Ермолаеву к бояром и к околничим и к думным дворяном, и к думным дьяком и к ближним людям подачи с купки по списку, с своими с патриаршими с детми боярскими. Да великий же господин святейший Иоаким, патриарх Московский и всеа Росии, указал послать ему же дьяку Льву Ермолаеву к митрополитом, к архиепископам и епископом, и к архимандритам, и к игумнам и к протопопам, которые были в ходу с нам святейшим патриархом, подачи с купками. Да святейший же Иоаким патриарх велел послать с ествою и с купки к Стефану архиепископу Суздальскому и Юрьевскому, своим патриаршим с сыном боярским. Да святейший же Иоаким патриарх велел послать с ествами а с купками к духовнику Великого Государя, к Благовещенскому протопопу к Андрею Савиновичу с своим патриаршим сыном боярским. Да святейший же Иоаким указал кормить стрелецких детей и поить до воли, которые слали путь, да им же указал дать из своей патриаршей казны по две гривны денег человеку вместо сукон (там же стр. 1309). 41 Говорим по преимуществу, потому что есть примеры, что в богослужебных книгах месяцесловы начинались с марта, например – в Псалтири, изданной в Остроге 1599 года. Хавский видел эту книгу и говорит: «здесь напечатаны два месяцеслова, каждый начитается месяцом – мартом и оканчивается 29 февраля» (Рецензия Хавского, в особой брошюре, на книгу Перевощикова: Правила времясчисления) и г. Ундольский говорит тоже о Псалтири, изданной в 1598 году в Остроге (Врем. Имп. Общ. Ист. и др. Кн. 4). 42 Например, Несторов 6360 год заключал в себе половину 6360 года индиктового, с марта до сентября, и половину индиктового года 6361 года с сентября до марта. Или другой пример. В первой Новгородской летописи сказано, что «в лето 6644, индикта лето 14-е, Новгородьци князя своего Всеволода въсадиша в епископь дворь, месяца мая в 28, и седе два месяца, и пустиша из Новгорода июля 15.... Так же лете наставшю индикту 15 убиша Гюрьга Жирославича.... месяца сентября». Здесь месяцы май и сентябрь считаются в одном и том же году (6644).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Отдел историко-статистический Отдел церковно-практический Настольная книга для священно-церковнослужителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) Издание третье, исправленное и дополненное Извлечения из некоторых отзывов печати о первом издании «Настольной книги для священно-церковнослужителей» Содержание Извлечение из некоторых отзывов печати о втором издании «Настольной книги для священно-церковнослужителей» А. Месяцеслов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Б. Триодион I. Триодь Постная А. Приготовление к Великому посту Седмица Мясопустная Б. Святая Четыредесятница В. Страстная седмица II. Триодь Цветная А. Пасха Недели по Пасхе Б. От недели ап. Фомы до Отдания Пасхи В. От отдания Пасхи до недели Всех Святых Указатель гласов и чтений из Апостола и Евангелия на недели по Пятидесятнице Указатель чтений Паремий, Апостолов и Евангелий, общих на праздники Господни, Богородичны и дни памяти разного лика Святым Апостолы и Евангелия за упокой Апостолы и Евангелия на разные случаи Величания Пасхалия Счисление времени Время празднования Пасхи Основания Пасхалии Правила для вычислений Ход вычислений для определения дня Пасхи в данном году Переходящие праздники и другие времена церковные Употребление зрячей пасхалии I. Таблица для определения дней недели, соответствующих числам месяцев каждого года Указатель праздников, сплошных недель, постов, дней поминовения и имен святых Праздники великие Указатель имен святых Необходимые предварительные сведения I. Указатель имен святых А. Мужские имена Б. Имена женские II. Указатель имен русских святых III. Указатель имен грузинских святых Отдел церковно-практический Примечание     «Нет издания более необходимого и полезного для духовенства, как полный сборник по всем вопросам церковно-гражданской жизни и православного богослужения, так чтобы вместо десятка, а иногда и более пособий, священник вполне мог быть обеспечен одной книгой, представляющей, так сказать, ручную церковную библиотеку. Этой потребности старается удовлетворить г. Булгаков своей «Настольной книгой». «Глубокая благодарность автору должна быть уже за его поистине удивительное терпение и энергию, с какими он внимательно просмотрел громадную массу книг, журналов, епархиальных ведомостей, и из всего этого разнообразного материала составил стройный и обширный сборник». «Цена книги 5 рублей, что, при 83 с небольшим печатных листах, довольно дешево».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

За это Патрикий был взят под стражу и вместе с тремя священниками – Акакием, Менандром и Полиеном был приведён на допрос к вифинийскому игемону Юлию, известному в то время гонителю христиан. Именно в тот день Юлий собирался принять ванну в целебном источнике, и закованных в оковы христиан он велел вести за собой. Искупавшись, Юлий принёс жертву античным покровителям врачей и лечения Асклепию и Сотирии, предложив узникам повторить то же самое в обмен на свободу и спокойную жизнь. В ответ св. Патрикий обратился к стоявшим вокруг язычникам с проповедью, что не ложные боги, а Создатель и Устроитель всего на земле и на небе – Иисус Христос создал эти тёплые источники на пользу всем людям. Юлий решил испытать Патрикия и со словами, что если Иисус создал эти источники, то пусть Он и помогает Патрикию, велел бросить епископа в кипящий источник. Видя, что с Патрикием ничего страшного не случилось, Юлий приказал отсечь ему и трём его пресвитерам головы. Кончина мучеников последовала около 100 г. (МС. Май. Т. 9. Ч. 2. С. 215–216). В русской традиции не отмечено сугубого почитания этих мучеников, но их память чествуется издревле. В древнерусском месяцеслове XIII в. под 19 мая упоминается «страсть» св. Патрикия и Акакия (см.: Макарий-1994. Кн. II. С. 591). Помещение Палеи под этим числом могло быть неслучайным. Главные содержательные стороны проповеди Патрикия: критика язычества, утверждение о творении мира через Божественного Сына и о полезности тварного для человечества – должны были усиливать основные мотивы Палеи. 17 Силами в Св. Писании и святоотеческом Предании именуется небесное воинство всех чинов, созданной Богом-Творцом, вследствие чего Он и носит имя Бог сил или Господь сил, евр. Господь Саваоф, греч. κριος τν δυνμεων; ср.: кто сей црь славы; гдь силъ (κριος τν δυνμεων), той црь славы ( Пс. 23:10 ). 18 Ср. в LXX: ποιν τος γγλους ατο πνεματα κα τος λειτουργος ατο πρ φλγον ( Пс. 103:4 ). Синтаксис этой греческой фразы таков, что при буквальном переводе, какой имеет место как в ССБ, так и в РСБ (твор ангелы сво духи и слуги сво пламень огненный – Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий), это чтение можно понять неправильно: во-первых, можно подумать, что Бог сотворил две субстанции – духов и пылающий огонь, хотя на самом речь идёт об одной субстанции – духах, которые перифрастически названы ещё огнём пылающим, и в этой перифразе раскрывается огненная природа духов, о чём будет идти речь в дальнейшем тексте Палеи; во-вторых, можно подумать так, словно бы речь идёт о том, что Бог сделал, превратил ранее существовавших огненных духов в ангелов и слуг, тогда как на самом деле речь идёт о первичном акте творения, но при этом сразу указывается, для какой цели сотворены огненные духи: Бог сотворил их, чтобы они служили Ему ангелами, то есть вестниками, посланниками, и слугами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

3. Минеи особого состава     Встречаются минеи, изобилующие многими особенностями, если их сравнивать со студийскими известными минеями и минеями иерусалимского устава, так что их нельзя отнести ни к тому, ни в другому разряду. Все они относятся к константинопольскому патриархату.     Из древнейших служебных миней иерусалимской библиотеки, описанных Пападопуло-Керамевсом, замечательны: 1 минея X-XI века на мес. июнь (иерус. библ. Т. II кодекс 70). Особенности ее следующие: июня 1 пр. о. н. Аттала, в других памятниках службы ему не найдено, а здесь служба полная, июня 5 Илариона нового вместо 6, а 6 Дорофея, июня 8 Никандра и Маркиана, кроме Феодора стратилата, службы ин, кроме сей минеи, нигде не найдено, июня 10 Александру и Антонине согласно со студ. слав., июня 13 муч. Дулы (вместо 15), но службы в других памятниках ему не найдено, а здесь канон Иосифа, 15 июня празднов. ап. Фортунату согласно со студийскими славянскими минеями, 16 июня перенесен. нощей св. Феодора Сикеота, в слав. студ. 15 июня, 17 июня еще Ипатию в Руфинианах, нигде не найдено, июня 19 еще муч. Зосиме, по Евергетид. уст. 20 июня, июня 20 муч. Инне, Пинне и Римме и еще Евстохию и дружине, июня 22 еще пр. Петру Афонскому, 23 мучч. Зинону и Зине с каноном Иосифа, нигде не найдено, 28 преподобномуч. Иосифу и дружине с каноном Иосифа. По всему видно, что эта минея Конст. патриархата. Надпись гласит, что это книга Спасителя (Αχαταλπτου) Непостижимого.     Другая минея в той же библиотеке (Т. II стр. 370 и проч, кодекс 241) XI века, содержащая месяцы март и май, также константинопольского патриархата, ибо в ней есть служба патриарху Константинопольскому Фоме, которой в других минеях не найдено. Б сожалению, выписаны из нее памяти не на все дни, но с показанием писателей канонов, видно, что она смешанная иерусалимо-цареградская. Особенности против древних славянских миней студийских: марта 2 служба св. Феодоту, а не Афинодору, марта 14 Евсхимону, еп. лампсавийскому, с каноном Феофана, нигде не найдено, марта 24 мучч. Александру и Дионисию согласно с минеею криптофер., марта 29 Илариону новому, 31 Марку арефусийскому и Кириллу диакону, апр. 21 Симеону персидскому с каноном неизвестного, апр. 27 Симеону новому столпнику и брату его Георгию, мая 4 Севастиане с каноном Феофана, нигде не найдено, 16 Елладию вместо 27 (не ошибочно ли вместо Неадия), 18 мая Акакию лествичнику вместо 7 июля, мая 28 Елименту пиите (песнопевцу), у нас память 30 апр. Службы доселе в других не найдено, кроме минеи той же библиотеки Т. II 131 мая 23.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2. Минеи иерусалимского устава     В синодальной московской библиотеке есть 7 экземпляров греческих миней, относимых по письму к ХИГ в. и расположенных по иерусалимскому уставу, в XII веке соединенному со студийским или вообще цареградским. Из содержания октябрьской минеи видно, что сия редакция устава в XII в. была принята, на Афоне; ибо в минее 446 15 окт. есть уже пр. Евфимий афонский. Судя по надписям и все прочие минеи перешли в Россию из афонских монастырей.     В славянских землях иерусалимский устав и минеи, по нему расположенные, введены в XIV в. и притом ранее в южнославянских землях, чем в России; от того из XIV в. дошло более миней южно-славянских по уставу иерусалимскому, чем славянорусских. Так в библиотеке А. И. Хлудова находится 8 экземпляров миней XIV в. по иерусалимскому уставу 143, 146, 149, 150, 151, 155, 158, 159) и из них октябрьская с годом 1388 146), тогда как в России, в типографской синодальной библиотеке на 15 номеров миней XIV в. только один 1258 май) иерусалимской редакции, прочие все студийской; из пяти номеров миней XIV в. в софийской библиотеке два 200 апрель и 187 сентябрь) относятся к иерусалимской редакции. Мы уже говорили, что введение иерусалимского устава и следовательно и миней, по нему расположенных, вернее полагать в России в конце XIV в.     Рукописные минеи иерусалимского устава XV, XVI и начала XVII веков в России отличаются удивительным однообразием сравнительно с разнообразием редакций студийских миней. Минеи иерусалимского устава имеют собственно говоря одну редакцию или, точнее, один состав служб от самого введения их в XIV в. до самого напечатания их в начале XVII в. После введения миней по иерусалимскому уставу у нас впоследствии прибавлены весьма немногие службы и не сделано почти никаких изменений в днях празднования святым; нами замечено только два случая перенесения служб святых в марте: во всех виденных нами мартовских рукописных минеях 4 марта служба муч. Конону, а 5 пр. Герасиму, в одной рукописной минее публичной импер. библиотеки 151) 4 марта пр. Герасиму, а 5 муч. Конону; так они поставлены и в печатной славянской минее вопреки большинству рукописных; в соф. минее 397 Ипатий гангрский 16 ноября вместо 31 марта. Прибавлены новые службы: 15 дек. св. Стефану сурожскому в минеях начала XVI века, 14 окт. преп. Параскеве в минеях XVI в., взята из южно-славянских миней, в коих она находится с XIV века (хлуд. 144), 28 окт. св. великомуч. Параскеве в минеях XVI в., хотя она находится в праздничной минее публ. импер. библиотеки XI-XII в., но в хинеях иерусалимского устава в XV в. ее нет; 2 окт. св. Андрею, Христа ради юродивому, в соф. минее XVI в. 259); служба ему, без сомнения, составлена в России, по отношению его к празднику Покрова Пресв. Богородицы, также в России в XII в. установленному. (См. Странник 1898 год о Покрове).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Академии Наук из немногих рукописей замечательна минея служебная XIV в. 425, расположенная по иерусалимскому уставу. Московские библиотеки Синодальная при Синодальной конторе есть богатейшая из всех, рукописями самыми разнородными греческими и славянскими. Из греческих замечательны месяцесловы при евангелиях IX-XI в., два устава конца в., служебные минеи XII в. шесть нумеров, пергаменные четии-минеи 23 нумера, пролог стишной 1295 г., 390 – древнейший в Европе, другой 369 XIII – XIV века, кондакарь XIII в. и другие. Из славянских рукописей замечательны три студийские устава, один XII века, иерусалимские уставы древнейших редакций, XIV века, минеи служебные студийские XII века за 10 месяцев, несколько пергаменных прологов, Макарьевские минеи за целый год и другие. Типографская Синодальная библиотека богата славянскими пергаменными минеями и особенно пергаменными прологами. В ней есть 8 месяцев миней XI века студийских, единственный во всей России устав оригинальный славянский студийский патриарха Алексия XII века. В Московском музее есть несколько замечательных греческих рукописей; таковы: евангелия с месяцесловами XI-XII века и 1320 года, иерусалимский часослов XIII в., иерусалимский устав XIII века 35), святцы или синаксарь афонский из иерусалимского устава 1323 года, несколько служебных миней XIII – XV в. Из славянских замечательны: устав иерусалимский южно-славянский 1372 года древнейший в России, пролог пергаменный на весь год XIII – XIV в. 319, обиход XIII в. и другие. В нем же библиотека Ундольского богата прологами, писанными на бумаге, святцами и подлинниками; из святцев замечательны по полноте святцы 1621 года. В небольшой библиотеке Московского Успенского собора есть единственная во всей России по древности четья-минея после Супрасльской, май и июнь XII века; замечательны еще греческое евангелие праздничное века и славянский кондакарь 1207 года. В библиотеке Архангельского собора замечательно Мстиславово евангелие начала XII в. с оригинальным месяцесловом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010