Предсказывая происхождение Мессии по плоти от Давида, Исаия торжественно возвещает в плотском рождении Мессии рождение чудесное, превышающее законы человеческого естества, рождение от девы ( Ис. 7:14 ). Рождение столь чудесное и необычайное давало уже предугадывать в имеющем родиться от девы более, чем простого обыкновенного человека. Мессия, отрасль Давида, сын Девы, есть вместе, по слову Пророка, отрасль Иеговы – прекрасная и славная, произрастение Иеговы – величественное ( Ис. 4:2 ). Сын девы наречется Еммануилом, что значит: «с нами Бог». Именем сим Пророк открывал людям, что в лице Мессии придет Бог и поживет среди народа Своего. Изображал свойства Еммануила, Пророк созерцает в Нем свойства невозможные ни в каком земном царе – свойства существа Божеского: «И нарицается имя Его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века» ( Ис. 9:6 ). Происхождение Его, говорит другой Пророк, современный Исайе, изначала от дней вечных ( Мих. 5:2 ), хотя Он и родится во времени, в Вифлееме. Наконец, Пророки уже ясно именуют Мессию «Иеговою». Пророк переносится духом во дни явления на земле Мессии и, созерцая приуготовительное служение Предтечи, призывающего людей во сретение грядущему Мессии, именует Его Иеговою. «Глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего. Сё Бог ваш сё Господь. Господь с крепостью идет» ( Ис. 40:3 ; Ис. 40:10 ). Вот пророчество Иеремии о Мессии, Которого имя – Иегова: «Вот наступают дни, – говорит Иегова, – когда Я выполню то доброе слово, которое изрек Я о доме израилевом и о доме иудином: в те дни и в то время возвращу Давиду отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. И вот как нарекут Его: Иегова оправдание наше» ( Иер. 33:14–16 ). Имя Иегова, открытое Самим Богом Моисею в купине, было священное имя Божие, перед которым глубоко благоговели израильтяне и, по чувству благоговения к нему, с великою осторожностью произносили его. Посему Пророки, называя Мессию Иеговою, явно и понятно для израильтян возвещали Божество Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

“Столько был обезображен, паче всякого человека, лик Его” — Ис. 52:14 — обратили на себя внимание ученого Гамалиила. — Эти слова находятся в пророчествах Исаии о благовестнике, возвещающем мир и благовествующем радость, следовательно, несомненно относятся к пришествию Мессии, — задумавшись промолвил он. — Посмотрим, что он дальше говорит, — сказал равви Амос и приказал дочери подать ему книгу пророков. Мария принесла священный сверток и, сидя у ног отца, держала его раскрытым перед ним. — Читай громко, равви, — сказал философ Гамалиил, — мы все будем слушать, и хотя я не верю, чтобы крещенный сегодня Иисус Назорей был Тот Самый Мессия, Которому предназначено восстановить престол Давида, тем не менее готов признать в Нем пророка, облеченного особою благодатью Божией. — А если мы найдем в Писании явные подтверждения всему нами виденному, поверишь ли тогда? — спросил его равви. — Несомненно, и первый преклонюсь перед истиной, — отвечал мудрый учитель, благоговейно склонив покрытую сединами голову. — Читай, Адина, у тебя глаза моложе, — сказал мой дядя, и, повинуясь его приказанию, я прочла следующее: “Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — сколько был обезображен, паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих” — Ис. 52:13-14 . — Как поразительно верно описан Его наружный вид, — воскликнул с волнением Иоанн. — Совершенно таким я видел Его, когда Он ушел в пустыню! — Быть может, — холодно заметил Савл, ученик Гамалиила, — но если вы держитесь мнения, что слова эти относятся к Мессии, они во всяком случае не обещают того, чего мы ожидаем: именно Мессию, облеченного могущественною властию и безграничною славой. Читайте дальше и вы увидите, что вышеизложенное изречение пророка не может касаться неизвестного пришельца, Которого, по уверению Крестителя Иоанна, он сам до сего дня никогда не видал. Я продолжала читать далее: “Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста” — Ис. 52:15 . Он поднимает руку Свою к народам, и выставит знамя Его племенам. И будут цари лицем до земли ему кланяться “и лизать прах ног Его” — Ис. 49:22-23 .

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. Ис 11:4–6 Каким же видит Мессию Исайя? У него Он царь, и Его Царство открывается пророку как вполне земная реальность, связанная с Иудеей, с Иерусалимом, с Сионом. В сущности, Мессия у Исайи — потомок Давида («отрасль от корня Иессеева», сыном которого и был Давид, Ис 11:1). Приход Мессии становится у Исайи исполнением обещания, данного Богом Давиду, осуществлением заключенного с ним завета. Неудивительно, что Мессия у него царствует в Иерусалиме, занимая престол Давида. Но Мессия, очевидно, все же не обычный человек, не просто царь, пусть и благочестивый. Он совершенный праведник, каких не встречается в падшем мире. На Нем пребывает дыхание Яхве (дух Господень Синодального перевода), которое становится для Него «дыханием мудрости и понимания, совета и силы, знания и страха Яхве» (Ис 11:2; Синодальный перевод передает «понимание» как «разум», «знание» как «ведение», а страх Яхве называет «благочестием»). Следствием этого становятся свойственные Мессии праведность и истина (Ис 11:5; праведность в Синодальном переводе названа тут «правдой»). Это неудивительно: ведь в яхвистской традиции еще в допленные времена была осмыслена связь между мудростью и праведностью, а позже на осознании этой связи была основана целая традиция, отраженная, в частности, в Книге Притчей. Мудрость тут понимается вполне практически, не просто как исследование или созерцание некой отвлеченной истины, но как практика жизни, приближающая человека к живой Истине — к Богу. Праведность же понималась не как безгрешность (Библия — книга вполне реалистическая, и безгрешных людей, кроме Богочеловека, она не знает), а как готовность и способность человека идти за Богом вопреки своей греховности.

http://blog.predanie.ru/article/kakoj-pr...

В следующих своих пророчествах Исаия раскрывает новые подробности о чудесном Младенце, который родится от Девы. Так, в 8-ой главе Исаия пишет, что народ Божий не должен бояться козней своих врагов, потому что замыслы их не осуществятся: «Разумейте народы и покоритесь: Ибо с нами Бог (Эммануил).» В следующей главе Исаия говорит о свойствах Младенца Эммануила «Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах (плечах) Его, и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6-7). Как имя Эммануил, так и другие имена, данные здесь Младенцу, не являются, конечно, собственными, а указывают на свойства Его Божественной природы. Предсказал Исаия о проповеди Мессии в северной части св. Земли, в пределах колен Завулона и Неффалима, которую называли Галилеей: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее — возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий, на живущих в стране тени смертной воссияет свет» (Ис. 9:1-2). Это пророчество приводит Евангелист Матфей, когда описывает проповедь Иисуса Христа в этой части св. Земли, которая была особенно религиозно невежественной (Мт. 4:16). В священном Писании свет есть символ религиозного знания, истины. В более поздних пророчествах Исаия нередко называет Мессию еще другим именем — Отрасль. Это символическое имя подтверждает более ранние пророчества о чудесном и необычайном рождении Мессии, а именно, что оно состоится без участия мужа , подобно тому, как отрасль, без семени, рождается прямо из корня растения. «И произойдет Отрасль от корня Иесеева (так звали отца царя Давида), и ветвь произойдет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:1). Здесь Исаия предсказывает о помазании Христа семью дарами Святого Духа, то есть всей полнотой благодати Духа, что осуществилось в день Его крещения в реке Иордан. В других пророчествах Исаия говорит о делах Христа и Его качествах, в особенности, о Его милосердии и кротости. Приводимое ниже пророчество приводит слова Бога Отца: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопит и не возвысит голоса Своего… Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:1-4). Эти последние слова говорят о том великом терпении и снисхождении к немощи человеческой, с которыми Христос будет относиться к кающимся и обездоленным людям. Подобное пророчество Исаия произнес несколько позже, говоря от имени Мессии: «Дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы» (Ис. 61:1-2). Эти слова точно определяют цель пришествия Мессии: исцелить душевные недуги людей.

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

       бездны Шеола – это «их пустоты», духов преисподних, которые названы «львы», потому что образ диавола – лев. Душа Распятого уже погружается в бездны «пустот», и Он просит «возвратить» душу – «единственную», поскольку, кроме души, Он лишен абсолютно всего ( Пс.22 /21:21). Пс.34:19             Да не веселятся обо мне враги лживые,                         ненавидящие меня напрасно, да не помигивают глазом. «Враги лживые» – начало богоотступничества есть ложь (см. Пс.4:3; 5:7; 7:15 ):        ложь на святое приводит к вражде на Бога, так возникает сообщество «враги лживые». Ложь о святом есть «ненависть». «Ненавидящие меня напрасно» – без вины, даром (ст.7; Пс.69 /68:5); так возненавидели Мессию ( Ин.15:25 ). «Подмигивают глазом» – среди лжецов было чрезвычайно развито искусство осудительного жеста, когда единомысленные во зле не тратили слов: они подмигивали глазами, подчмокивали («подмигивали») губами ( Притч.16:30 ), «говорили ногами», давали знаки – пальцами ( Притч.6:13 ), а самым выразительным был жест лицемерной скорби и осуждения – «кивать на кого-то головой» ( Иов.16:4 ), как кивали головой на Распятого ( Мф.27:39 ). Пс.34:20             Ибо не мир они говорят,                         но против тех, кто на земле покойны,                         они дела коварные умышляют. «Не мир они говорят» – «говорить мир» (шалом) – это его созидать; «в какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» ( Лк.10:5,6 ). «Они говорят не мир» – мир разрушают. Духовный «мир» есть устроение души, ждущей Мессию и принимающей Его: «взыщи мир и преследуй его» ( Пс.34 /33:15). Миротворение есть главное дело Бога Сына. Враги Мессии дышат ненавистью и бьют, прежде всего, в эту точку – говорят против мира духовного и против тех на земле, кто удерживает «покой». «Покойны» – hap.leg. Пророк Исаия употребляет слово того же корня – «упокоение» (hap.leg.), когда упрекает тех, кто отвергает это состояние мира: Господь «говорил им: «вот покой, дайте покой утомленному, и вот – упокоение«, но вы не хотели слушать» ( Ис.28:12 203 ). Пророк Иеремия употребляет того же корня слово «покой» (hap.leg.): «так говорит Яхве: «остановитесь на путях и рассмотрите, и вопросите о стезях вечных, где он – путь благой (ха-тов), и идите по нему и найдете покой душам вашим». И они сказали: «не пойдем»» ( Иер.6:16 ). То же и снова Христос сказал: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас… и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:28,29 ). С Христом пришел «мир» и произошло великое разделение в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! (Мф 9, 27) Откуда шел Господь наш? Из дома начальника синагоги Иаира, где Он воскресил умершую девицу. Слепые услышали, что Он идет, и последовали за Ним, крича и умоляя Его о милости. Похоже поступил и слепой Вартимей в Иерихоне. Он сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк 10, 47). Так и сии двое. Услышав от своих поводырей, что это проходит Иисус Чудотворец, они, забыв и о милостыне, и обо всем на свете, сразу же отправились вслед за Ним с криком. Вот, и они — сыны Авраама, друга Божия, который некогда видел Бога, в то время как эти несчастные не имеют возможности видеть даже Божии творения! Но почему слепцы называют Христа Сыном Давидовым? Потому что такое наименование считалось в Израиле величайшею почестью. Царь Давид был образцом для всех царей израильских, и так как всякий праведник назывался сыном Авраамовым, так и всякий праведный властитель — сыном Давидовым. А Христос был Властитель, хотя и не по Своему положению в человеческом обществе, но по подлинной власти и силе, которыми, словно свежим ветром, веяло от Него. А что у израильтян был обычай называть и отдаленных потомков Давида сынами Давидовыми, мы видим из многих мест Священного Писания (4 Цар 16, 2; 18, 3; 22, 2). Возможно также, что слепые, называя Иисуса Христа Сыном Давидовым, думали о Нем как о Мессии, ибо весь народ ожидал обетованного Богом Мессию из дома Давидова (2 Цар 7, 12–13; Пс 88, 28; Ис 8, 7; Лк 1, 32). «Молящийся телесно и не имеющий еще духовного разума подобен слепцу, который взывал: Сын Давидов! помилуй меня (Мк 10, 48). Другой же некто, прежде слепой, когда прозрел и увидел Господа, уже не называл Его Сыном Давидовым, но исповедал Его Сыном Божиим (см.: Ин 9, 35–38)» ( Прп. Симеон Новый Богослов, Слово 56). И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его (Лк 1, 32), — так благовествовал великий Архангел Пресвятой Богородице. Даже и сам Архангел пользуется, таким образом, обычным для народа языком, называя Давида отцом Христа, хотя до того нарек Его Сыном Всевышнего , то есть Сыном Божиим.

http://pravoslavie.ru/36032.html

«Дела коварные» – также: слова коварные. Это главное средство в разрушении духовного мира и покоя, та же цепочка явлений греха: «ложь» – «коварство» – «кровь» неповинная ( Пс.5:7 ). Пс.34:21             Расширили на меня рот свой, говорят:                         «Ага! Ага! Видел глаз наш!» «Расширили рот» – по смыслу то же, что «разинули рот», чтобы поглотить; так сказал о Себе Распятый ( Пс.22 /21:14); ср.: «расширил Шеол алчбу (=душу) свою и открыл рот свой безгранично» ( Ис.5:14 ; Пс.17 /16:9). В другом значении «расширить рот» означает «глумиться»: «над кем услаждаетесь? На кого расширили рот, высовываете язык? Разве не вы есть порождение греха? семя лжи? ( Ис.57:4 ). «Ага! Ага!» – Хе-ах, хеах означает крики радости (Раши). Миг торжества для распинающих. На Мессию «расширили рот» те, кто «услаждался» Его страданиями и глумился. Пс.34:23             Подвигнись и пробудись для суда моего,                         Боже Адонай, – на спор мой. «Пробудись» 204 – не значит, что Он спал: «пробуждение» – еще одно выражение для взаимности богообщения. Человек тоже должен быть вполне пробужден: «когда пробужусь, насыщусь природным Твоим» ( Пс.17 /16:15). Инициатива может исходить от Бога: «я пробудился, ибо Господь утвердил меня» ( Пс.3:6 ). Но в данном случае, когда человека нужно вернуть из бездны (ст.17), он просит, чтобы Бог ради него «пробудился». «Спор мой» – «спором» рив была распря, когда народ «спорил с Моисеем», а «искушал Господа» ( Исх.17:2 ). Теперь ситуация обратная: Мессия через Давида пробуждает к «спору» Яхве («оспорь спорящих со мною»; ст.1), чтобы Он встал на «суд» с этим «родом» – распинателей, человеков и духов. И вызов на этот суд как неизбежный будет предъявлен в Евангелии: «ниневитяне встанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная пробудится на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф.12:41,42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

«Радуйся зело, дщи Сионя, – взывает пророк от лица Божия, – проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток и всед на подъяремника и жребца юна» ( Зах. 9:9 ). Всемирное и вечное царство Мессии предрек еще Давид: поклонятся Ему все цари, говорит он, все народы будут покорны Ему ( Пс. 71:11 ). Идея всемирного владычества Мессии прошла через все времена пророческие, повторялась в плену и после плена. Пророк Даниил видел в видении царство Мессии и так изображает сие царство: «И Тому (Сыну человеческому) дадеся власть и честь, и царство, и век людие, племена, и языцы Тому поработают: власть Его власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не рассыплется» ( Дан. 13:13–14 ). «И обладает (Мессия), – говорит Пророк Захария, – водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли» ( Зах. 9:10 ). Евреи думали, что такое служение, приносимое Месии всеми народами земли, будет служением данников, Им побежденных и порабощенных, покорность престолу Давида, вынужденная победами и завоеваниями Мессии. Еще в пророческих песнях Давида евреи могли слышать решительное опровержение сего мнения. Царь Пророк воспевает Мессию, Который примет поклонение и покорность всех царей и народов земли, но не как завоеватель, а как великий благодетель человечества, не за победы и завоевания, а за дела милосердия, любви и избавления, за то, что Он избавит вопиющего бедного и угнетенного беспомощного. Будет миловать нищего и бедного и спасет души убогих. Искупит души их от коварства и насилия и драгоценна будет кровь их пред очами Его ( Пс. 71:11–15 ). Все такие черты нисколько не идут к лицу всемирного завоевателя, который, конечно, не может слишком дорожить кровью народов покоренных и заботиться об избавлении и последнего бедняка от насилия и притеснения. Но под всемирною державою Мессии, по слову Пророка, и последние из убогих и нищие будут благоденствовать, всегда молиться о Нем и всякий день благословлять Его ( Ис. 71:15 ). Не тяжкое иго порабощения Мессия наложит на народы, покоряющиеся Ему; но низведет в Себе благословение на все племена земные и все народы будут ублажать Его ( Ис. 71:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Следующий стих мессианского пророчества 11 главы указывает те божественные дарования“, которыми будет обладать жезл“ от корня Иессея и цвет” от корня его. Дары божественного Духа сходят на Мессию и почивают на Нем, как на действительном человеке. Если бы Мессия представлялся пророческому созерцанию Исаии только существом Божественным, то, понятно, пророк не стал бы говорить о схождении Святого Духа на Божество. С другой стороны, перечисление божественных даров свидетельствует, что грядущий Мессия не простой человек. Совершенная полнота сверхъестественных дарований, ближайшим образом открывающаяся из седмеричного числа священных даров, предполагает бесконечно-совершенную природу Искупителя. Всемогущий Господь в таком изобилии изливает дары Св. Духа на это необычайное существо, что оно выделяется из ряда людей. Перечисление даров всесвятого Духа пророк начинает указанием Духа Божия ( ). 96 Этот дар божественной благодати является как бы носителем всей полноты сверхъестественных сил, почивающих на личности Мессии. Дух Иеговы – это Божественное Существо, которое проникает и животворит все существующее и в особенности награждает божественных посланников дарами и силою, необходимыми для служения. Дух Господень ( ) ниспосылается пророкам ( Ис. 42:1; 61:1 ), художникам ( Исх. 31:3; 35:31 ), толкователям снов ( Быт. 41:38 ср. Ис. 40:8; 41:6 ), 70 старейшинам ( Чис. 11:25 ), судиям ( Суд. 6:34; 11:29; 13:25 ), правителям для прохождения труднейшего служения ( 1Цар. 16:13–14 ) и п. В книге Царств напр. мы читаем о помазании Давида и низведении Духа Иеговы: И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень ( ) на Давиде с того дня и после“ ( 1Цар. 16:13 ). Этот Дух, может быть взят от человека и передан другому ( Чис. 11:17–25 ). В книге Царств находим: от Саула отступил Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа» ( 1Цар. 16:14 ). Этот Дух Иеговы“ разумеется, когда Господь устами пророка Исаии говорит: вот Отрок Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой () на Него и возвестит народам суд“ ( Ис. 42:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Крест имеют на своих флагах только 13 стран, точнее 14, если считать Ямайку, имеющую на флаге «андреевский крест». Число шесть (6) Число шесть играет важную роль в иудейской религии – как богоугодной ветхозаветной, так и в богопротивном новоиудействе, готовящем престол антихриста. В шесть дней Бог сотворил мир. Шесть – число Ветхого Завета. Шесть представляется как три, умноженное на два (6=3 x 2). Так видим это у серафимов: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис. 6:2 ). Точнее говоря, здесь 6 не 3 x 2, а 6=2 x 3. Также и апокалиптические херувимы-животные имели каждое по шести крыл (4,8). В Ветхом Завете было шесть городов-убежищ для преступников ( Чис. 35:6 ). Число шесть ознаменовало смерть Христову. На шестой день недели – в пятницу был распят Христос ( Ин. 19:14 ). (Понедельник, вторник, среда, четверг и пятница ведут счет после дня воскресения). Шесть часов, с третьего часа по девятый, провисел Христос распятым на Кресте ( Мк. 15:25,33 ). С шестого часа настала тьма по всей земле и продолжалась три часа до девятого часа. (По нашему исчислению от 9 часов утра до 3-х часов после обеда). Здесь, кстати, опять 6=3 x 2. Таким образом, число шесть трижды характеризует смерть Христову. Не говорит ли за себя такой факт, что в Страстной день, в шестой день недели – пятницу – у христиан круглый год бывает пост, у мусульман же это день праздника и отдыха? Само праздничное богослужение проводится у них во время, когда тьма объяла всю землю. В этот день, говорят они, начал распространяться «свет ислама ». Так не принята ли ими «тьма шестого часа» за свет?.. Шестиконечная звезда Давидова является символом Израиля и присутствует на его государственном флаге. Она означает Христа, Мессию ( Чис. 24:17 ; Мф. 2:2 ; Откр. 22:16 ). Но иудеи не приняли истинного Христа, Сына Божия, и ожидают другого. «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Таким образом эта же звезда ознаменует и лжемессию – антихриста (см. толкование на 2,28). Православная звезда Давида, начертываемая на облачениях, плащаницах, иконах, отличается от иудейской. Если начертить их, то можно увидеть зримо, что у православной звезды верхний треугольник острием вверх, что есть утверждение Троицы, символизируемой треугольником. А у иудейской звезды Давида верхний треугольник острием вниз, что является отрицанием символа Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010