Имя Иисус есть личное имя, по-еврейски Иешуа, — значит Бог Спаси­тель или просто Спаситель, имя довольно обыкновенное у иудеев. Здесь в приложении ко Христу оно имеет особенное значение, выражает поня­тие совершенного Им дела спасения рода человеческого (см.Мф.1:21).Нарицательное имя Христос есть собственно греческое и значит помазан­ный, — то же, что еврейское Машиах — Мессия, почему Иисус и называет­ся то Христом, то Мессией, что все равно. «В имени Христа, — по словам св.Иринея, — подразумевается Помазавший и Помазанный, и самое пома­зание, которым Он помазан. Помазал Отец, помазан же Сын посредством Духа, Который есть помазание, как чрез Исайю говорит Слово: Дух Госпо­день на Мне, потому что Он помазал Меня (Ис.61:1), обозначая и помазующего Отца, и помазанного Сына, и помазание, которое есть Дух».     Сына Давидова, Сына Авраамля. Происхождение Иисуса Христа от Да­вида и Авраама было первым и самым важным в глазах каждого иудея кри­терием Его мессианского достоинства; при множестве самых поразитель­ных доказательств мессианского достоинства Иисуса Христа во время Его земной жизни, каковы были Его чудеса и Божественное, невольно приво­дившее каждого в изумление, Его учение, одного сомнения в происхожде­нии Спасителя от Давида достаточно было для того, чтобы на место уже начинавшейся веры в Иисуса как Мессию стало полное неверие (Ин.7:41—42,52). Всякий иудей, как скоро была речь о мессианском достоинстве Иисуса, прежде всего спрашивал: от кого Он происходит? Апостолы в сво­их устных речах и Писаниях для возбуждения веры в Иисуса как Мессию часто указывали преимущественно на Его происхождение от Давида (Деян.2:22—30; Рим.1:3; 2Тим.2:8; Откр.22:16). И ев.Матфей, если имел целью, как утверждает вся христианская древность, доказать иудеям в своем Еван­гелии мессианское достоинство Иисуса, мог начать его не иначе как сло­вами: «Иисус — Мессия, Сын Давидов, Сын Авраамов». Сыном Давида и Авраама евангелист называет Иисуса Христа в смысле общем, то есть в смысле потомка, каковым Иисус Христос и был, согласно обетованию Бо­жию (Быт.12и след.; 22:18; Гал.3:17; 2Цар.7:12; 1Пар.17:11; Пс.88:4; 131:11; Ис.11и др.). Назвал Иисуса Христа прежде Сыном Давида, веро­ятно, потому, что обетование последнему было новее, относилось не ко всей нации иудейской, как это было в обетовании Аврааму, и не к одному из двенадцати колен, как это было в обетовании Иуде, но частнее, — отно­силось к дому Давида, имя которого было Ему усвоено (Иер.30:9; Иез.34:24; 37:24). Таким образом, евангелист, назвав Иисуса Христа прежде всего Сыном Давида, хотел этим показать иудеям, что он говорит о том именно Христе, Которого они ожидали, как Сына Давида и Наследника обещан­ного славного Царства. После этого краткого вступления следует самое родословие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Явлению Мессии на земле должно предшествовать выступление великого пророка, который приготовит путь грядущему Избавителю ( Мал. 4:5–6 ). Время перед явлением Мессии будет временем особенного нравственного развращения людей; в этом нравственном падении пророки полагают и основную причину пришествия на землю Раба Иеговы, как это в кратких словах выражено пророком Исаией: вси яко овцы заблудихом, человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его (Мессию) грех ради наших ( Ис. 53:6 ). По своей человеческой природе Мессия будет отраслью Давида и жезлом от корня Иессеева ( Иер. 33:15 ; Ис. 11:10 ), т. е. Он произойдет через сверхестественное рождение от Девы от пришедшего в оскудение царского рода подобно отпрыску, выростающему из срубленного пня ( Ис. 7:14; 11:1 ). Как призванный к пророческому, царскому и первосвященническому служению, Мессия будет в изобилии наделен особенными духовными дарами: на Нем почиет Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия ( Ис. 11:2–3 ). Цель пришествия Мессии на землю состоит в устроении всемирного и вечного царства, причем Иерусалим приобретет значение священного города для всего человечества ( Ис. 60 гл.); Мессия будет могущественным царем не только во Израиле, но и во всем мире; «владычество Его от моря до моря и от реки до концев земли» ( Зах. 9:10 ); во дни Его Иудея будет благоденствовать и Израиль будет жить в безопасности ( Иер. 23:5–6 , Мих. 5:2 и пр ). Власть Мессии простирается и на язычников, которые с покорностью будут служить торжествующему Израилю; «тогда придут народы к свету обновленного Иерусалима и цари – к восходящему над ним сиянию; сыновья иноземцев, угнетавших народ Божий, придут с покорностью к Иерусалиму, и все, презиравшие его, падут к стопам ног его и назовут городом Господа, Сионом Святого Израилева» ( Ис. 60:3; 60:10; 60:14 ). Рассеянные между языческими народами сыны Израиля опять соберутся вокруг Сиона и будут наслаждаться миром и благоденствием ( Ис. 43:1–7; 51:11 ; Иер. 12:14–15 ); тогда и все остальные народы соберутся ради имени Господа в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего ( Иер. 3:17 ). Могущество Мессии выше власти всех земных царей, ибо Он будет переплавлять и очищать все народы, как серебро и золото, будет для них как огонь и щелочь ( Мал. 3:1–3 ); жезлом уст Своих Он поразит всю землю и будет судить народы по Своему всеведению ( Ис. 9:7; 11:2–4 ). Вообще идея всемирного владычества и необычайного могущества Мессии с особенной рельефностью отмечается пророками и проходит через все их писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Князь от Иуды оскудел, корона с его главы пала, слава его исчезла и, вскоре после смерти Христа, от храма израильского не осталось камня на камне, как и предсказано было Господом. По свидетельству Флавия и Тацита, падению Иерусалима предшествовали многие чудесный знамения, как то: пророчество некоего Иисуса, который 4 года проповедывал горе Иерусалиму, храму, гражданам, и наконец непосредственно после восклицания: горе и мне, убит камнем от осаждающих Иерусалим; комета целый год виденная над Иерусалимом в образе меча; свет, подобный дню, виденный ночью во храме; рождение агнца от кравы, введенной к жертвеннику в праздник опресноков; отверстие в полночь медных восточных врат храма, которые двадцать человек с трудом отворять могли; видение колесниц и войска в облаках; наконец в день Пятидесятницы, при входе священников в храм, шум и глас: перейдем – отселе. И сей то, может быть глас вызывал христиан из погибающего Иерусалима в Поллу 15 . Да и самый народ израильский подвергся страшному истреблению, а оставшиеся в живых рассеяны по всему лицу земли. И это уже никак не за избиение Пророков, а за истребление Того, Который составлял славу израиля – обетованного Мессию. Какого еще нужно доказательства, что время пришествия Мессии давно минуло? – Пророки, определив время пришествия Мессии, не преминули сказать, из какого рода Он произойдет, где родится и от кого? У Исаии сказано, что Мессия будет потомком Давида: и произойдет отрасль из корня Иесеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на нем дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия ( Ис.11:2 ). Что это пророчество относится к избавителю человеческого рода, видно из всей последующей главы, которая содержит в себе описание царства Мессии ( 2Цар.7:16 ). Замечательно, что и еврейские молитвы некоторым образом указывают на Иисуса Христа, как на Мессию, имеющего произойти из рода Давида и что Он уже пришел; так молящийся еврей взывает к Богу: «эсцемах Давид – авдеха» – произрасти Боже скорее отрасль Давида, во дни наши произрасти Его; вознеси Его во спасение нам, на тебя, Иегова, уповаем во все дни; Благословен Господь, произрастающий корень Иесея во спасение израиля» (Сидер 32 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Через образ пня и произрастающей из него веточки пророк Исаия выражает как время пришествия Мессии, так и смиренное происхождение Его, поскольку, с одной стороны, отрасль происходит из худосочного пня, внешне не привлекательного, а, с другой, использование имени Иессея намекает на время, когда, до своего воцарения на израильском троне, Давид ещё не пользовался могуществом, но, наоборот, был гоним и притесняем. В таком же положении будет находится и будущий Мессия 361 . Похожее пророчество об Отрасли Давида находится в книге пророка Иеремии, жившего несколько позже Исайи. В 23:5 Иеремия возвещает от имени Господа: : Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную ( , «цемах цаддик») и воцарится Царь ( , " мéлех») и будет поступать мудро, и будет производит суд и правду на земле. В сходных выражениях это пророчество повторяется у Иеремии в 33:15. В обоих случаях Иеремия использует другое еврейское слово, нежели Исаия, называя Отрасль Давида ( " цемах», «побег, росток»). Это же слово употребляет при описании мессианского видения и пророк Захария ( Зах. 3:8, 6:12 ) 362 . В первом стихе пеоикопы о «святом остатке» ( Ис. 4:2–6 ) у Исаии также звучит («цемах»), но не в отношении Отрасли Давида, а «отрасли Господа» ( , «цемах Ягве»). Вероятно, в данном случае Исаия также имеет в виду Мессию ( Ис. 4:2 ): : В тот день отрасль Господа ( , «цемах Ягве») явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших [сынов] Израиля. Как объяснить, что вместо слова " росток » ( «цемах»), употреблявшегося Иеремией, Захарией и, вероятно, самим Исаией в 4-ой главе, в 11-ой главе он использует другие два слова, сходные по смыслу и означающие молодой побег и уже более зрелую плодоносящую веточку ( , «хотер» и , «нецер»)? – В целях наилучшего выражения с помощью символических образов бывшего ему Откровения, чтобы нарисовать в 11-ой главе яркую и впечатляющую картину уничижения израильской государственности другими, более мощными империями в момент прихода Мессии. Чтобы указать на то, что Мессия произойдёт из царского рода Давида, который потеряет своё влияние и будет похож на мёртвое дерево, не имеющее ни ствола, ни листвы, ни плодов... Символы отрасли и зелёной ветви из 11-ой главы Исаии в той же степени относятся к Мессии, что и символ ростка у других пророков и у Исаии в 4-й главе. Подтверждение этой мысли имеется в замечательной рукописи Мёртвого моря 4Q285, условно называемой в разных изданиях «Мессианский лидер» или «Война Мессии». 5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Что Ионафан был слишком далек от отожествления Мемры и Мессии, можно видеть например из подобного рода выражений (на Ис. 42:1 ): «вот отрок Мой Мессия, которого Я буду поддерживать, Мой возлюбленный, к которому благоволит Мое Слово» 633 ; «Мемра Господа будет мне (Мессии) помощницей» 634 . Таким образом Мессия по представлению таргумистов «есть только верный закону раб Иеговы, устрояющий царство Давида, как царство закона и мира, и управляющий им, а Слово Иеговы есть истинный посредник Божий, вдохновляющий и самого Мессию к совершению преднамеченного ему служения» 635 ; конечно и Мессия есть орган Бога, но не в том обширном смысле, как Мемра или Шехина 636 ; если ему и приписывается в иудейских апокалипсисах преэкзистенция, то она никогда не понимается в смысле премирной деятельности Мессии и участия его на ряду с Мемрой в жизни мира и человека; деятельность Мессии начинается только с явления его в мир. Правда в книге Еноха о Мессии часто говорится не в будущем времени, а в настоящем, откуда можно по-видимому заключать, что Мессия и в состоянии преэкзистенции, т. е. до своего явления на землю, проявляет свою деятельность: по словам книги Еноха, Мессия охраняет жребий праведных, возненавидевших и презревших этот мир неправды (Ен. 47:7), что он открывает все сокровенное (Ен. 46:3), что праведные спасаются во имя его, и он является отмстителем за их жизнь (Ен. 48: 7) и т. д. Но здесь речь идет очевидно вовсе не о домирной деятельности Мессии: употребляемое псевдо-Енохом praesens нужно принимать в значении формы futurum или praesens propheticum; подобная замена времен в книге Еноха допускается очень часто (Ен. 47:1; 48:8) и притом иногда в таких случаях, которые не допускают сомнения в том, что форма настоящего или прошедшего времени прилагается к событиям только ожидаемым 637 . Вообще относительно палестинского иудейства можно с полной уверенностью утверждать, что оно очень определенно отличало Мессию от Мемры Иеговы и других божественных посредствующих существ; если Бертольдт в опровержение этого указывает на одно выражение в таргуме Онкелоса (на Чис. 23:21 ): «Слово Иеговы, Бога их, есть их помощь, и Шехина их Царя пребывает между ними» 638 , то он неправильно разумеет под Царем Мессию, о котором в этом стихе вообще нет речи 639 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Изображая Его в виде величайшего Пророка, Первосвященника, Ангела завета, праведника, они весьма часто – чтобы приблизилось понятие о Нем к разумению народа – представляли Мессию и под видом царя, подобного Давиду, который «восставит скинию Давидову падшую, воцарится в дому Иаковли во веки веков», и будет Владыкой всех народов от моря до моря, в царстве которого «все раскуют мечи на рала и копия на серпы» ( Ис. 53,10 ; Иезек. 38, 40). Причина, почему пророки изображали будущее владычество Мессии в виде царства, подобного царству Давидову, сокрывалась частью в желании сделать предсказание о Мессии как можно понятнее и утешительнее для народа иудейского, который, страдая от различных бедствий, с сожалением воспоминал о временах Давида, и ничего более не желал как возвращения их. Неоспоримо, что, кроме благ духовных, пророки ожидали от пришествия Мессии и земного благоденствия (изобилия, тишины и пр.), почему и народ, находящийся под владычеством Мессии, описывали могущественным, многочисленным, победоносным, нетерпящим никакой нужды. Вообще же, целью пришествия Его поставлялось у них не временное, а духовное и вечное блаженство, состоящее в искуплении от грехов, в чистоте нравов и жизни в мире с Богом, в восстановлении первобытного богоподобия и достоинства человека и проч. Если при этом упоминается у пророков и о земном благоденствии почитателей Мессии, то оно является плодом не каких-либо гражданских переворотов, сражений и побед, а естественным следствием их духовно-нравственного совершенствования и верного исполнения заповедей нового высшего завета с Богом через Мессию, как то действительно сбылось над последователями христианской религии, которые, превзойдя все прочие народы нравственным образованием, решительно превзошли их наконец и земным могуществом, так что теперь судьба всех прочих народов видимо зависит от христиан. Вместо ангела завета, имеющего начертать в сердцах людей новый закон жизни, вместо Первосвященника по чину Мельхиседекову, долженствующего искупить Своей Кровью весь род человеческий от греха и смерти, вместо великого Пророка, грядущего водворить по всей земле истину, добродетель и веру, вместо Сына Божьего почти все начали ожидать в лице Мессии всемирного завоевателя, который для того и явится во всем могуществе Посланника Божьего, окруженный знамениями и чудесами, чтобы низложить и упразднить все тогдашние царства на земле, составить из всего рода человеческого единую державу, в которой иудеи должны занять первое место и быть Его наперсниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Ст. 1. Книга родства Иисуса Христа. Сына Давидова, Сына Авраамля. Первое выражение: Книга родства Иисуса Христа, по мнению некоторых, служит как бы общим заглавием, в котором указывается главный предмет и главное содержание всего евангелия, и это не неосновательно, потому что все, что повествует евангелист об Иисусе Христе, заключается в родословии, как в корне или начале. «Всего изумительнее, выше всякой надежды, говорит Златоуст, что Бог стал человеком. А когда сие совершилось, все, что затем ни последовало, и понятно, и естественно». Прямее и лучше, однако, разуметь под этим выражением сказание, запись о происхождении Иисуса Христа по плоти или Его генеалогию, подобно тому, как в 4 ст. II гл. книги Бытия выражение: сия книга бытия небесе и земли, означает описание происхождения неба и земли. Имя Иисус есть личное имя, по-еврейски Иешуа, – значит Бог Спаситель или просто Спаситель, имя довольно обыкновенное у иудеев. Здесь, в приложении к Христу оно имеет особенное значение, выражает понятие совершенного Им дела спасения рода человеческого (см. ст. 21). Нарицательное имя Христос есть собственно греческое и значит помазанный, – то же, что еврейское Машиах – Мессия, почему Иисус и называется то Христом, то Мессией, что все равно. «В имени Христа, по словам св. Иринея, подразумевается Помазавший и Помазанный, и самое помазание, которым Он помазан. Помазал Отец, помазан же Сын посредством Духа, Который есть помазание, как чрез Исаию говорит Слово: «Дух Божий на Мне, потому что Он помазал Меня» ( Ис.61:1 ), обозначая и помазующего Отца, и помазанного Сына, и помазание, которое есть Дух». Сына Давидова, Сына Авраамля. Происхождение Иисуса Христа от Давида и Авраама было первым и самым важным в глазах каждого иудея основанием Его мессианского достоинства; при множестве самых поразительных доказательств мессианского достоинства Иисуса Христа во время Его земной жизни, каковы были Его чудеса и Божественное, невольно приводившее каждого в изумление, Его учение, одного сомнения в происхождении Спасителя от Давида достаточно было для того, чтобы на место уже начинавшейся веры в Иисуса, как Мессию, стало полное неверие ( Ин.7:41–42 ; Ин.7:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пс. 2 и 109). – Во времена патриархальные, обетование о Спасителе примыкало к тесному кругу: к народу Авраама, к потомству Иудову ( Быт. 9:26; 12:3; 49:10 ); во времена же пророческие, когда еврейский народ необходимо выведен был из своей национальной замкнутости и изолированности 36 , и должен был, в силу исторических обстоятельств, войти в соотношения с другими народами, богодухновенный взор святых пророков останавливается и на этих последних (народах) и, таким образом, принимает универсальное значение. Пророки вовлекают все народы в круг еврейских верований и разрушают преграду, отделяющую Израиля от остального человечества. Так, пророк Исаия весьма ясно предсказывает, что спасение, ожидаемое от Мессии, доступно всем без исключения людям, что в „его свете будут ходить и язычники» ( Ис. 60:3; 66:19 и д.); тот же пророк, а, равно, и другие пророки, вопреки ложным взглядам иудеев, ждавших земного царя – Мессию, раскрывают истинное понятие о Мессии, как царе царства духовного и благодатного, а не земного и политического, как Искупителе мира и Избавителе всех людей от духовной власти греха, смерти и диавола. – Все это показывает, что разные внешние условия и обстоятельства, современной тому или другому, пророку жизни израильского народа, а также духовное состояние этого последнего, имели связь с тем или другим способом выражения пророками идеи о Мессии и вызывали раскрытие той или иной стороны ее содержания. Подобно пророкам, соприкасавшимся, при высказывании божественного учения, с сознанием современного израильского народа, – Сам Спаситель высказывал Свое учение, применяясь к умственному и нравственному развитию окружающих Его людей и к образам их представления: известно, что более всего учение Спасителя было высказываемо в форме притчи ( Мф. 22:1–15 ; Мк. 12:1–10 ; Лк. 8:5–15 и др.), такой форме, которая, как нельзя более, соответствовала живому воображению и фантазии восточного человека. Впрочем, приточный образ речи Спаситель употреблял только тогда, когда учил простой и необразованный народ: в разговоре же с фарисеями, этими учеными людьми своего времени, Спаситель прибегал к, своего рода, логическим и рассудочным доказательствам, например, когда отвечал на вопрос фарисеев о том, кому нужно платить подать ( Мк. 12:16–17 ), или когда доказывал Свое Божество словами царя Давида ( Мф. 22:41–46 ; Мк. 12:35–37 ; Лк. 20:40–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Р. Хуна от имени р. Аха прямо уверял, что вся сумма «страданий распределяется на три части: одна падает на Давида, отцов (патриархов) и прочие поколения, другая на век истребления (жестоковыйного рода в плену) и третья на эпоху и на самого царя Мессию» 389 . Последний умилостивляет тожественно с другими, хотя бы количественно и превышал их. Качество самого процесса и его эффекта, безусловно, одинаково с зачисляемыми обычно нравственными избытками героев номистического рвения. Это наблюдение тем важнее, что представленное решение связывается с библейскими чертами ( Ис.53:5 ) о рабе Иеговы, язвенном за беззакония наши 390 , лишая их собственной искупительной ценности, какая отвергалась господствующими иудейскими толкованиями благовестия ветхозаветного Евангелиста 391 . Часть 4 392 В итоге мы имели, что иудейский Мессия только увенчивает и заключает раннейшие попытки скорбного покрытия благочестивыми мужами народных прегрешений 393 и уничтожает их дотла 394 . Он завершительное звено в непрерывной цепи страдательного удовлетворения и не есть искупитель единственный. Естественно, что по существу ничуть не отличен от известного нам вменения и характер его миссии. Она должна сгладить человеческие шероховатости религиозно-национальных уклонений от законнической нормы и в этом отношении необходимо опирается на готовый фундамент личной способности к моральному развитию. Мессия поддерживает и укрепляет его и своими привходящими мучениями заглаждает чужие недостатки. Его тело исключительно восполняющее не только для прошлого, но и для настоящего 395 . Посему Илия и другие праведники увещевают его быть твердым в спасительных скорбях, дабы доставить им потом блаженную жизнь 396 . Более картинно эта идея выражается в следующем изображении. «Души благочестивых парят в мире; и когда видят людей, пораженных бедствиями и наказаниями за осквернение имени Божия, и замечают, что нечестивые способствуют продолжению пленения, тогда они возвращаются и доносят об этом Мессии. Он немедленно идет во дворец сада Эдемского, каковой называется дворцом болящих, присоединяется к ним и берет на себя все скорби и страдания Израиля, посему они переходят уже на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Слово βιβλος – книга – употреблено в значении записи или перечня у св. апост. Павла ( Флп.4:3 ), а γενεσις в значении рода или происхождения – в Исх.6:24 и Числ.1:18 . Имя Иисус есть личное имя, по-еврейски Иешуа, – значит: Бог Спаситель или просто Спаситель, имя довольно обыкновенное у иудеев. Здесь в приложении ко Христу оно имеет особенное значение, выражает понятие совершённого Им дела спасения рода человеческого (см. Мф.1:21 ). Нарицательное имя Христос есть собственно греческое и значит помазанный 104 , – то же, что еврейское Машиах – Мессия, почему Иисус и называется то Христом, то Мессией, что всё равно. «В имени Христа, – по словам св. Иринея, – подразумевается помазавший и помазанный и самое помазание, которым Он помазан. Помазал Отец, помазан же Сын посредством Духа, который есть помазание, как чрез Исаию говорит Слово: «Дух Божий на Мне, потому что Он помазал Меня» ( Ис.61:1 ), обозначая и помазующего Отца и помазанного Сына и помазание, которое есть Дух» 105 . Сына Давидова, сына Авраамля. Происхождение Иисуса Христа от Давида и Авраама было первым и самым важным в глазах каждого иудея критерием Его мессианского достоинства; при множестве самых поразительных доказательств мессианского достоинства Иисуса Христа во время Его земной жизни, каковы были Его чудеса и божественное, невольно приводившее каждого в изумление, Его учение, одного сомнения в происхождении Спасителя от Давида достаточно было для того, чтобы на место уже начинавшейся веры в Иисуса, как Мессию, стало полное неверие ( Ин.7:41, 42, 52 ). Всякий иудей, как скоро была речь о мессианском достоинстве Иисуса, прежде всего спрашивал: от кого Он происходит? Апостолы в своих устных речах и писаниях для возбуждения веры в Иисуса, как Мессию, часто указывали преимущественно на Его происхождение от Давида ( Деян.2:22–30 ; Рим.1:3 ; 2Тим.2:8 ; Откр.22:16 ). И евангелист Матфей, если имел целью, как утверждает вся христианская древность, доказать иудеям в своём Евангелии мессианское достоинство Иисуса, мог начать его не иначе, как словами: «Иисус – Мессия сын Давидов, сын Авраамов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010