8Тогда Аврам сказал Лоту: «Мы с тобой близкие родственники , и никаких раздоров между мной и тобой, между твоими и моими пастухами не должно быть! 9Разве мало земли, которую ты мог бы избрать для себя? Лучше тебе оставить меня и жить отдельно! Если ты пойдешь налево, я – направо. Если ты – направо, я – налево». 10Лот, оглядев всё вокруг, остановил свой взор на долине Иорданской, которая вся орошалась водой, до самого Цоара была она, как сад Господень, как земля египетская (это было до того, как Господь уничтожил Содом и Гоморру). 11Выбрал себе Лот всю долину Иорданскую и направился на восток. Так расстались они друг с другом. 12Аврам поселился в Ханаане, а Лот – между городами долины, разбив шатры свои неподалеку от Содома. 13(Жители Содома были чрезвычайно испорчены: их жизнь во грехе бросала вызов Господу .) 14 После того как Лот ушел, Господь сказал Авраму: «Окинь взором всё вокруг, посмотри на север и на юг, на восток и на запад: 15всю землю, которую ты видишь, отдам Я навеки тебе и потомкам твоим. 16Потомство твое сделаю неисчислимым, как песок; не счесть никому твоих потомков, как не счесть песчинок на земле. 17Итак, ходи по земле сей, пройди ее вдоль и поперек, ибо тебе Я отдам ее». 18Снявшись с места, Аврам продолжил свой путь и поселился близ Хеврона, возле дубравы Мамре; там поставил он жертвенник Господу. Победа Аврама над четырьмя царями 14 В те дни, когда Аврам жил возле Хеврона, Амрафел, царь шинарский, Ариох, царь элласарский, Кедорлаомер, царь эламский, и Тидал, царь гоимский , – все четыре  – 2пошли войной на Беру, царя Содома, Биршу, царя Гоморры, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Цевоима, и на царя Белы (ныне это Цоар). 3Эти пять царей, объединившись, собрали все силы свои в долине Сиддим (где теперь Мертвое море ). 4Двенадцать лет они были под игом Кедорлаомера, а на тринадцатом году восстали против него. 5Год спустя пришел Кедорлаомер вместе с царями, которые были в союзе с ним, и разбили они рефаимов в Аштерот–Карнаиме, зузеев в Хаме, эмеев в Шаве-Кирьятаиме 6и хореев в их горной местности Сеир, преследуя их до Эль–Парана, что у самой пустыни. 7Потом, возвратившись оттуда, они пришли к Эн–Мишпату (ныне Кадеш), поработили амалекитян на всей их земле; то же сделали они и с амореями, живущими в Хацецон–Тамаре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

92 И рече Господь Бог: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (рус.: И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими , потому что они плоть) ( Быт. 6, 3 ). 93 Содом и Гоморра – города, которые за ужасающее беззаконие своих жителей были уничтожены небесным огнем; на их месте образовалось Мертвое море. 96 Рус. пер.: Бесплодное, как пустыня, языческое собрание расцвело подобно лилии благодаря Рождеству Твоему, Господи, и составило Святую Церковь Твою, в которой утвердилось мое сердце (Ирмос воскресного канона на третьей песни. Глас 2-й). 98 Локоть (церк.-слав.) – мера длины, соответствующая длине руки от локтя до конца среднего пальца. 100 Приискренне (церк.-слав.) – равным образом, равно, точь-в-точь, подобно, также. Приискреннейший обозначает превосходную степень подобия. 107 Ср.: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим, и повесивый неодержимо тяготеющую, на недвижимем Христе, камени заповедей Твоих, Церковь Твою утверди, едине Блаже и Человеколюбче (рус.: Повелением Твоим утвердивший ни на чем землю и повесивший ее, тяжелую, в воздухе без опоры, утверди, Христе, Церковь Твою на непоколебимом камне заповедей Твоих, единый Милосердый и Человеколюбец!) (ирмос воскресного канона, песнь третья, глас 5-й). 116 Ср. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского , песнь 7-я, тропарь Троичен: Троице простая, нераздельная, единосущная, и естество едино, Светове и Свет, и Свята Три, и едино свято поется Бог Троица, но воспой, прослави, Живот и Животы, душе, всех Бога (рус.: Бог Троица воспевается как Троица простая, нераздельная, единосущная, единая естеством, как Светы и Свет и – Три Святы и едино Лицо свято; но, душа, воспой, прослави Жизнь и Жизни – Бога всех). 120 Ср.: Двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним ( Мф. 20, 30–34 ). См. также: Мк. 10, 46–52 ; Лк. 18, 35–43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

9–11. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей: да не когда рекут языцы: где, есть Бог их? Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори. Чудеса творил Бог для народа своего, но силою этих чудес должен прославляться не народ, а Сам Бог. – «Не нам, Господи, не нам, говорит псалмопевец, но имени Твоему дай славу, – посредством чудес, которые творит ради милости Твоей, и ради истины Твоей, – т. е. ради того, чтобы показать другим! народам!, что Ты милостив к своему народу, и что Ты истинный Бог. Так Ты соделай, дабы язычники не сказали когда-нибудь народу: «где есть Бог их?» – как будто Его нет, ибо дел Его не видно... Нет, пусть все они знают, что «Бог наш на небесах и на земле, что Он творит все, что хочет: пред Ним бежит море, возвращается течение реки назад, прыгают горы и холмы, как агнцы»... (ст. 3–4). 12–16. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: ушы имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют: руце имут, и не осяжут: нозе имут и не пойдут: не возгласят гортанем своим. Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня. Пред Богом Израиля, вечно живым и всемогущим, боги язычников совершенно ничтожны. Эти боги суть идолы – истуканы из серебра и золота, это – произведение рук человеческих. – «Есть у них уста, но они не говорят», – не изрекают ни закона, ни определения своей воли... «Есть у них глаза, но не видят», – и тех даже, кто к ним приходит и приносить жертвы... «Есть у них уши, но не слышать», – и тех, кто молится им, просить, или благодарить, или прославляет их... «Есть у них ноздри, но не обоняют», – и того фимиама, который постоянно воскуряется пред ними... «Есть у них руки, но не осязают», – тех даров, кои им приносятся в изобилии и с таким усердием... «Есть у них ноги, но не ходят», – на защиту тех, кто обращается к их заступлению... «Они не издают голоса гортанью своей», – потому что они нечто иное, как металл, звучащий, но не говорящий, мертвое вещество, а не живое существо... А Господь Бог вечно живый: «Он, насадивший ухо, не слышит ли? и образовавший глаз, не видит ли?» ( Пс.93:7–9 и сл.). – «Подобны им – этим бездушным идолам да будут делающие и, разумеется, почитавшие их, и все надеющиеся на них:» т. е. пусть же эти идолопоклонники, за свое безумное идолослужение, сами будут немы, слепы, глухи, не движимы, – бездыханны, мертвы!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

А в 6 часов и 35 минут пополуночи все мы поехали сперва к самому устью Иордана, потом к северному берегу Мертвого моря, к источнику Феска. Для чего? Для того, чтобы исследовать эти места, мало кем посещаемые. Вскоре за нами остались развалины малого четвероугольного здания, с цистерной при нем, вероятно, башни для садовника; а в 6час. и 55мин. миновали мы другие подобные развалины с двумя цистернами. Отсюда направо виден нагорный монастырь св.Евфимия Великого, ныне Неби Муса. Наконец в 9 часов без десяти минут узрело нас устье Иордана, впадающего в Мертвое море, ближе к горному кряжу восточному. Мы долой с коней и давай рассматривать все, что можно было видеть. Тут Иордан струится тихо. Его устье шире текучего русла. Левый берег этой священной реки мало выше правого берега, и там, у гор и у моря, видно много зелени, орошаемой источником эн-Суэми. Правый берег низмен и тинист, дерев на нем нет, а есть зеленый камыш, но редкий и приземистый. Этот берег в полноводье покрывается водой, чем ближе к морю, тем шире. Тут близ самого устья Иордана есть топь или трясина, да такая, что мой конь, захотевший пить воду, едва не погряз в ней по уши. Едва, едва арабы высвободили его оттуда, бросая ему под ноги сучки дерев. Сия трясина есть местность историческая. Около нее происходило сражение воинов Маккавея Иоанафана с полками антиохено-сирского полководца Вакхида. Вот как повествуется об этом событии в первой книге Маккавейской 53 . Вакхид дошел в день субботний до самых берегов Иордана с ратью многой. И сказал Ионафан братьям своим: восстанем теперь и будем сражаться за души свои, ибо сегодня не то с нами, что вчера и третьего дня. Ибо вот неприятель и супротив нас и сзади нас: там же вода Иордана, здесь же топь и лес, и нет места для отступления. Итак, теперь вопийте на небо, да избавитесь от руки врагов ваших. И завязалась битва; и простер Ионафан руку свою, дабы поразить Вакхида, но он отступил от него назад. И вбежал Ионафан и бывшие с ним в Иордан, и переплыли они на другой берег, а те не перешли за ними через Иордан. И пала у Вакхида в тот день тысяча мужей. И возвратился он в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Библейский текст сообщает, что против моавитского царя Меши выступают в марше два монарха Израиля и Иудеи: И выступил царь Иорам в то время из Самарии, и сделал смотр всем Израильтянам; и пошел и послал к Иосафату, царю Иудейскому, сказать: царь Моавитский отложился от меня, пойдешь ли со мной на войну против Моава? Он сказал: пойду; как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так мои кони ( 4Цар. 3:6 −7). Причиной такого живого желания Иосафата выступить в союзном составе двух армий Иудеи и Израиля против моавитского монарха было, в первую очередь то, что Меша захватил часть Едома, управляемую наместниками Иудеи. Далее текст Священного Писания описывает маршрут наступления армий израильско-иудейской коалиции, к которой присоединился и царь Едома: И сказал: какою дорогою идти нам? Он сказал: дорогою пустыни Едомской ( 4Цар. 3:8 ). Вероятно, было принято решение атаковать Моав с юга. Причиной этому могло служить то, что наверняка Меша был готов к вторжению в северных территориях своей страны. Главная артерия, соединявшая Моав с Северным Израильским царством, находилась чуть выше места впадения реки Иордан в Мертвое море. Скорее всего, именно оборону древней переправы через Иордан в районе Вифавара (Бейт-Авар), царь Меша сделал одной из своих основных задач, приведя страну в состояние полной боевой готовности. Но параллельно с этим моавитский монарх, надеясь на неприступность, обусловленную сложным рельефом и климатическими условиями местности, полностью пренебрег укреплением своих южных границ. Кроме того, если бы наступление армий израильско-иудейского союза проводилось с севера, то следующим препятствием на подступах к столице Моава – Кир-Харешет, был бы хорошо укрепленный моавитским монархом, и упоминаемый в «Стеле царя Меши» город Ароер, который контролировал единственную переправу через реку Арнон. Принятое решение наступать с юга демонстрирует смелость, отвагу и стратегическую изобретательность еврейских монархов-полководцев. Марш продолжался семь дней, после чего армии столкнулись с неизбежной для пустынной местности проблемой – нехваткой воды:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Боговидец Моисей удостоился видеть Бога, но не в человеческом образе Сына Божия, а в недоступной человеку великой силе Божией. Моисей увидел только удаляющегося Бога, но даже от этого лицо его стало сиять нестерпимым светом, почему он должен был покрыть лицо покрывалом. А в Богоявлении у вод Иордана была явлена Святая Единосущная Троица – Сын Божий стоял на берегу Иордана, Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и слышен был голос Несозерцаемого Отца Небесного: " Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение " . Поэтому и называется этот праздник Богоявлением, явлением людям Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Гибель Содома и Гоморры Местоположение Содомского пятиградия доселе не определено с достаточной точностью, но большинство географов полагают, что города эти находились к северу от Мертвого моря, в той части Иорданской долины, которая теперь потоплена водой. Это само собой предполагает, что Мертвое море уже сущестовало и раньше катастрофы, так как оно служило бассейном, куда сливались воды Иордана, но несомненно было меньших размеров и отличалось другими свойствами; быть может, было таким же прозрачным и оживленным, как и озеро Галилейское, или Геннисаретское. Гибель этих городов есть одно из самых страшных событий в Библии, и на него чаще всего делаются указания как на доказательство страшного гнева Божия за попрание всяких законов нравственности. О событии этом повествуется так: " И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и (все) произрастения земли " . Когда Авраам рано утром на другой день взглянул по направлению погибших городов, то увидел: " Вот, дым поднимается с земли, как дым из печи " . Тут мы видим одно из многих доказательств того, как Господь для наказания людей за беззаконие употребляет естественные разрушительные силы. Города погибли не от внутреннего раздора, не от руки врагов, но от такого бедствия, которого невозможно было ни предвидеть, ни избегнуть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Братья! Много ныне простые люди перенимают обычаев у так называемого образованного общества, но не все эти обычаи хороши. По крайней мере, как вы сами теперь видели, очень нехорош обычай вкушать пищу без благоговения и благословения Божия. Молю и прошу вас не следовать этому обычаю. Садитесь за трапезу с молитвой и благоговением, не позволяйте себе во время трапезы вести праздные речи и после всегда благодарите Бога за насыщение вас. Аминь. Поучение в день святого пророка Илии 15 Много может молитва праведного поспешествуема ( Иак.5:16 ) Много ныне и ученые, и простые люди говорят о том, что с недавнего времени климат и плодородие почвы в России значительно изменились. Старожилы рассказывают нам о том, что в былые времена и зимы у нас были более постоянные, чем теперь, и климат более благорастворенный, и земля плодороднее, и воды в реках было больше, и поветрий заразительных было меньше, и люди жили дольше и в большем довольстве. Главной причиной всей этой перемены мудрствующие сыны века сего поставляют сведение лесов. «Свели леса у нас, – говорят они, – и климат совсем переменился, и земля стала менее плодородной, и болезней появилось множество, и люди стали меньше жить, чем прежде». Не спорим, что сведение лесов имело большое влияние и на климат, и на плодородие почвы, и на саму продолжительность жизни человеческой, потому что в мире все так премудро устроено, что нарушение дивной гармонии его устройства в одной части отзывается и в других частях. Но здесь ли главная причина всего, что хотят они объяснить сведением лесов? – Нет. Было время, когда земля без труда давала человеку самые лучшие плоды и воздух не имел зловредного действия на человека, и вся тварь повиновалась человеку, когда он был невинен и жил в раю. Но согрешил он – и земля, проклятая Творцом за грех его, стала производить терния и волчцы, и воздух стал зловредно действовать на него, и вся тварь восстала против него. Было время, когда и долина Содомская цвела, словно рай Божий, но превысили грехи жителей ее меру долготерпения Божия, и сошел огонь с неба, и города погибли, и самое место долины Содомской провалилось, и образовалось на месте его Мертвое море. Было время, когда земля Израильская текла медом и молоком, была лучшею страной в мире, но впали люди в беззаконие, забыли истинного Бога, наставили в своих городах и селениях идолов, предались волшебству, суевериям и всяким мерзостям языческим. И явился к ним грозный пророк Илия и сказал Ахаву, царю израильскому: «Жив Господь Бог Израилев. В эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар.17:1 ). И вот настала засуха: три года и шесть месяцев не было ни дождя, ни росы, потоки иссохли, земля не дала плода своего, и настал великий голод. Помолился Илия, когда израильтяне познали, что не Ваал их Бог, а Иегова – Господь, и пошел дождь, и земля дала плод. Забыли потом израильтяне Господа Бога, и рассеял их Господь по всей земле, и прежняя плодороднейшая земля их превратилась в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Быт.18:16 . И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Второго города нет в еврейской Библии, но он имеется в греческой и славянской; последнее чтение более правильно, так как основано на контексте речи ( Быт. 18:20 ). Авраам же пошел с ними, проводить их. Проводить гостя до границ своей земли – это последний долг восточного гостеприимства, радушно исполненный в данном случае и престарелым патриархом Авраамом. Согласно иудейскому преданию, Авраам провожал Господа и Ангелов по пути к Содому до места, называемого «Кафар-Варух», откуда вдоль по долине открывался вид на Мертвое море и окружающее его Пятиградие. Бог открывает о предстоящей погибели Содома и Гоморры Быт. 18:17 . И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! Слова эти представляют собой обычное в Библии человекообразное выражение известной мысли, в данном случае – мысли о такой близости праведника к Богу, которая ставит его в положение друга, от которого нет секретов или тайн. Последних слов «раба Моего» нет в еврейском тексте и они внесены из перевода LXX. Но Филон и Апостол Иаков ( Иак. 2:23 ) делают некоторую поправку: вместо «раба Моего», имеют – «друга Моего», что более отвечает внутреннему характеру тех взаимоотношений, какие существовали между Богом и патриархами ( 2Пар. 20:7 ; Ис. 41:8 и др.). Быт.18:18–19 . От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем. Эти слова Господа образуют своего рода введение к последующему пророчеству о погибели нечестивых городов. В нем Господь повторяет и раскрывает Свои предшествующие обетования Аврааму и его потомству ( Быт. 12:3, 13:16, 15:5, 17:5–6 ), причем указывает как цель избрания еврейского народа, так и условия или средства к достижению ее, а следовательно, и к получению всех обетований со стороны последнего, состоявшие в верности Всевышнему или в хождении по Его путям. Положительный результат такого поведения – это близость к Господу (по-еврейски – Иегове) и достижение всех обетований; а отрицательный, могущий наступить в случае неверности Ему и развращении Израиля, – это печальная участь, предстоящая нечестивым городам Содому и Гоморре.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.19:22 . поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Снисходя к просьбе, хотя и слабого волей, но чистого душой, Лота, Господь не только щадит ради него маленький город Сигор, но и отсрочивает наказание остальных городов до прихода Лота в Сигор. Имя этого города с еврейского, более точное – «Цоар», значит в дословном переводе: «малый, небольшой»; этим самым указывается и причина его переименования: именно настойчивое указание Лота на его незначительность ( Быт. 19:20 ). Раньше же этот городок носил название «Белы» ( Быт. 14:2 ). Большинство ученых географов Палестины полагает, что этот городок лежал в самом южном пункте Иорданской долины ( Быт. 13:10 ; Втор. 34:3 ), на час пути к юго-востоку от Мертвого моря, в той местности, которая теперь называется Ширбет es-Safia. Следы его существования имеются и от эпохи римского владычества Ζαρα у Стеф. Визан., и от времени крестовых походов («Согар» или «Цогар», по имени которого и само Мертвое море называется еще «морем Цогар»). Гибель Содома и Гоморры Быт.19:24–25 . И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Здесь, прежде всего, останавливает на себе внимание некоторая неестественность выражения: «и пролил Господь... от Господа». По объяснению отцов и учителей Церкви ( Игнатий Богоносец , Иоанн Златоуст , Иустин Философ , Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания, сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну ( Ин. 5:22–23 ; 2Фес. 2:8 ; Откр. 1:16, 2:16, 19:15 ). Аналогичный этому случай имеем мы во втором послании Ап. Павла к Тимофею, где Апостол молится о рабе Онисифора, чтобы «Господь сподобил его обрести милость от Господа в день он» ( 2Тим. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В день бедствия всякая радость исчезнет и все как бы облекутся в траур. «И плешь на всякую голову»: указание на обычай брить голову в знак траура (ср. Ис 3:23, 15:2, 22:12 ; Мих 1.16 ). В конце стиха предстоящий стране плач сравнивается с плачем об умершем единственном сыне. В слав. конец стиха читается: «и положу его яко жалость любимаго, и сущыя с ним яко день болезни»; слова «сущыя с ним» соответствуют евр. aharithah, конец её. Ам.8:11 .  Вот наступают дни, говорит Го­с­по­дь Бог , когда Я по­шлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слы­шания слов Го­с­по­дних. Особенною тяжестью предстоящего Израилю суда, по изображению пророка, явится лишение слов Господних или божественных откровений. Обладание божественным откровением составляло преимущество Израиля пред языческими народами ( Втор. 18.13–22 ) и было доказательством его избрания Богом. Лишение божественного слова означает, поэтому, предстоящее народу отвержение Богом. Ам.8:12 .  И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Го­с­по­дня, и не найдут его. «И будут ходить от моря и до моря»: по мнению некоторых комментаторов, пророк имеет в виду в приведенном выражении Мертвое море и Средиземное (Гитциг, Мигель) или Восточный и Атлантический океан (Кейль); но лучше понимать выражение в неопределенном смысле – по всей земле. При этом евр. nua (рус. т. будут ходить) означает собственно качаться, шататься, ходить плавною походкой, т. е. выражает мысль о томлении по слову Божию. Вместо приведенных слов в слав. читается: «и поколеблются воды от моря до моря»; слово δατα, воды возникло у LXX из mijam (от моря), которое было прочитано дважды и в первый раз читалось как maim (воды). Поясняя чтение греч. текста, блаж. Феодорит добавляет пред словом воды союз «яко»; поколеблются яко вода, т. е. «подобно волнующимся водам будут израильтяне скитаться, устремляясь туда и сюда». Ам.8:13 .  В тот день истая­вать будут от жажды красивые девы и юноши, «В тот день» – в день суда, который понимается пророком в ст. 13, как продолжительный период. «От жажды»: как от физической, так и от духовной жажды слышания слова Божия. Называя дев и юношей, пророк хочет сказать, что если они, более сильные, будут истаивать от жажды, то как велики будут страдания других!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010