19. БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Похвала мученикам по случаю перенесения их мощей. — Похвала их вере и простоте. — Превосходство их неведения над всеми познаниями древних философов. Объяснение богохульства и привычки клясться. — Печальные последствия этой дурной привычки. — Бедствия, навлеченные на народ клятвой царя Седекии. — Необходимость усилий в деле исправления. — Выражение надежды, что Антиохия совершенно избавится от греховной привычки клятвы и клятвопреступничества. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург) 20. БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ. Недостаточность сорокодневного пощения для надлежащего приготовления к пасхальному причащению. — Прежде и более всего необходима добродетель. — Увещание забывать обиды. — Мщение за обиды мучит людей раньше огня адского. — Не должно клясться. — О тех, которые еще не исправились от этой дурной привычки. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург) 21. БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. О возвращении епископа Флавиана и о прощении, данном императором городу Антиохии. — Ходатайственная речь епископа Флавиана пред императором и ответ Феодосия. Наставление антиохийцам о том, как жить и вести себя в будущем. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург) Слова огласительные. 22. СЛОВО ПЕРВОЕ. К готовящимся к крещению. — Похвала усердию и благоговению сподобившихся крещения. — Различные наименования крещения — баня, возрождение, просвещение и другие. — Отличие крещения от омовений ветхого завета. — Крещение в отличие от них омывает душу, а не тело. — Крещение очищает нас от грехов. — О покаянии после крещения. — Увещание к удалению от грехов, особенно грехов языка, клятвы и клятвопреступления. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку) 23. СЛОВО ВТОРОЕ. Преимущества, даваемые св. крещением. Крещенный называется верным, потому что он верует в Бога и Бог дает ему чистоту и святость души, усыновление и царство небесное. — Обязанности, налагаемые крещением. — Смысл слов: «отрекаюсь от сатаны». Нужно отрекаться не только от сатаны, но и от всех его обольщений, как театр, цирк, суеверное наблюдение дней, чары и тому подобные мерзости, которых должен избегать человек, воспринявший учение Иисуса Христа. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И много прошло с тех пор времени, а княжна все оставалась княжною. После кончины батюшки брат Николай Петрович как-то сблизился с Долгоруковыми и стал бывать у них довольно часто и, наконец, в 1804 году и женился на княжне Марье Петровне. Она была крестница князя Юрия Владимировича, и так как приходилась ему двоюродная внучка, то он ей и делал приданое. Петр Петрович был очень небогат; а князь Юрий Владимирович, напротив того, имел очень большое состояние и родственнику своему часто и много помогал. Когда брат объявил нам, что он женится на княжне Долгоруковой, мы все очень подивились этому, и нам живо представился рассказ батюшки о его визите Долгорукову. Повторяю, что, если б он был еще в живых, не бывать бы этой женитьбе. Никогда не приходилось мне видеть княжну Марью Петровну, но много слыхала я о ней от наших соседок по Покровскому – барышень Меркуловых. Они часто говаривали про Долгоруковых и очень хвалили княжну, что она умна, хорошо воспитана, поет по-итальянски, словом, превозносили до небес; но, чтобы хороша была или стройна, никогда не говорили. Мы часто друг другу и говаривали: – Что ж это Меркуловы никогда не скажут, хороша ли собой княжна Долгорукова? Престранные были эти Меркуловы: не то, чтоб они были хороши собой, но недурны, сложены как следует, здоровья прекрасного и кушали во славу Божью – все, что ни подадут. Как приехали Долгоруковы к себе в деревню и познакомились с Меркуловыми, стали мы примечать в них перемену: обе сестры начали как-то гнуться на бок и странно ходить, как прежде не хаживали, и стали жаловаться на свое здоровье: то холодно, то сквозной ветер, то им сыро. Вздумали привередничать за столом: это вредно, это тяжело, то жирно, другое там солоно или кисло. Это нам казалось смешным и странным, но все мы не догадывались, что они перенимают у кого-нибудь весь этот вздор, а думали, что они так сами по себе дурачатся: и кому бы пришло в голову, чтобы человек, родившийся прямым, не кривобоким, стал вдруг корчить из себя кривобокого? Которая-то из моих сестер раз и спрашивает у одной из Меркуловых:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

– Не позволю, чтобы так все. По какому праву? И засыпал он с угрюмо сведенными бровями и готовым для угрозы пальцем, но хмельной сон убивал волю, и начинались тяжелые мучения старого тела. Водка жгла внутренности и железными когтями рвала старое, натрудившееся сердце. Меркулов хрипел и задыхался, и в хате было темно, шуршали по стенам невидимые тараканы, и дух людей, живших здесь, страдавших и умерших, делал тьму живой и жутко беспокойной. II Началось это на третьей неделе великого поста, началось неожиданно и оттого особенно радостно. Утром Стрелецкая слобода проснулась в дымчатом, пахнущем гарью тумане, мягком и теплом, а когда туман рассеялся, воздух стал ясный и светлый, и ни на чем не было теней. И словно от земли, от крыш и домов отпало что-то железное, что давило и сковывало, и все начало пахнуть: снег, навоз и дома. У бондаря Гусева пекли хлеб, и по всей улице стоял домовитый приятный запах теплого хлеба. Как полированные, блестели по дороге широкие следы деревянных полозьев с крапинками золотистого лошадиного навоза, кричали выползавшие из хат ребята, и со звонким лаем носились собаки за тяжелым вороньем, грузно приседавшим над черными пятнами старых помоев. И дышалось легко и вольно. Так в нерешимости несколько дней стояла Стрелецкая, а потом солнце взошло на чистом и глубоком небе, и снег начал плавиться с удивительной быстротой, как на огне. Во всех углублениях сбиралась пахучая снежная вода, и бабы перестали ходить на реку: в садах и огородах они выкапывали глубокие ямки, и на дне их, среди рыхлых снежных стенок, собиралась вода, прозрачная и холодная, как в ключах. Все меньше становилось снега и все больше воды; тепло и радостно светило солнце, и в лучах его блестел и сверкал тающий нежный покров. Блистала белым огнем каждая капелька воды, и если стать против солнца, то казалось, что вся земля зажглась в одном ослепительном сиянии, и больно было отвыкшим от света глазам. А в голубом небе было спокойно и торжественно ясно, и, когда Меркулов из-под руки смотрел на него, лицо его, еще пылающее жаром раскаленного горна, становилось трепетно-напряженным, и в редких усах безуспешно пряталась стыдливая улыбка.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-leonid...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Павел, обладавший даром чудотворения и несравненной любовью к Господу Иисусу. — Красноречие ап. Павла — простое и сильное, единственно основанное на знании и восторженности. — Похвальный отзыв о его посланиях. — Необходимость для епископа обладать ученостью, чтобы наставлять других. — Он должен быть способен защищать догматы веры. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку) 5. Слово пятое. Продолжение рассуждения о церковном красноречии. — Беседы, предназначаемые для народа, требуют большего труда. — Трудность удовлетворить слушателей, потому что они часто приходят не за тем, чтобы назидаться, но за тем, чтобы судить о проповеднике. — Чтобы с успехом преодолеть эту трудность и овладеть слушателями, необходимы две вещи: пренебрежение к похвалам и сила слова. — Пренебрежение к похвалам не имеет никакого значения без силы слова, и наоборот. — К пренебрежению похвалами нужно прибавить и презрение к зависти. — Недостаточно приобрести дар слова, нужно еще сохранять его трудом и упражнением, потому что красноречие есть дар изучения еще более, чем природы. — Чем выше у проповедника дар слова, тем более он должен трудиться над ним. — Козни великому проповеднику со стороны его завистливых врагов. — Немного людей, которые в состоянии основательно судить о беседах. — Сильный сознанием своего дара, проповедник может становиться выше суждений толпы. — Еще больше уверенности ему может дать стремление к главной цели — благоугодить Богу. — Пренебрежение к похвалам не менее необходимо и тому, кто не обладает даром красноречия. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку) 6. Слово шестое. Ответственность священника за грехи вверенной ему паствы. — Благоразумие и осторожность, с которыми нужно жить, чтобы предохранить себя от заражения делами мира сего и сохранять красоту души. — Ревность, тщательность и бдительность в отправлении священнослужения. — Священники суть посланники Божии не к одному только городу, но ко всей земле. — Они поставлены, чтобы молиться и ходатайствовать о прощении грехов людей, и не только живых, но и умерших. — Призвав Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Он долго стоял на своих негнущихся ногах, смотрел и слушал и всем телом своим чувствовал то глубокое и таинственное, что происходило в природе. Не мертвый, как зимой, а живой был весенний воздух; каждая частица его была пропитана солнечным светом, каждая частица его жила и двигалась, и казалось Меркулову, что по старому, обожженному лицу его осторожно и ласково бегают крохотные детские пальчики, шевелят тонкие волоски на бороде и в резвом порыве веселья отделяют на голове прядь волос и раскачивают ее. Он приглаживал волосы шершавой рукой, а прядь опять поднималась, и в сединах ее сверкало солнце. И все, что было вокруг: далекое спокойное небо, ослепительное дрожание водяных капель на земле, просторная сияющая даль реки и поля, живой и ласковый воздух – все было полно весенних неясных обещаний. И Меркулов верил им, как верят весне все люди, молодые и старые, счастливые и несчастные. Пятидесятую весну встречал он, а была она нова и радостна, как первая весна его жизни. Весь великий пост Меркулов много работал, и новое чувство покорности и тихого ожидания не оставляло его. Он покорно принимал тяжелую работу, покорно принимал грязь, тесноту и мучительность своей жизни и в черную хату свою с кривыми углами входил, как в чужую, в которой недолго остается побыть ему. И как что-то новое, доселе невиданное, изучал он черные прокопченные потолки, паутину на углах, покатые полы с прогнившими половицами, изучал с серьезным и глубоким равнодушием постороннего человека. Все с тем же чувством кроткой покорности и смутного сознания, что нужно выполнить какой-то долг, Меркулов весь пост не пил водки, не бранился и питался только черным хлебом и водой. И в воскресенье не шел в трактир, как обычно, а с сосредоточенным и торжественным лицом сидел около своего дома на лавочке или журавлиным шагом прохаживался по Стрелецкой и смотрел, как играют ребята. А детей было много на Стрелецкой, и нельзя было понять, куда прячутся они зимой, такие живые, громкие и неудержимые. Как мухи на солнце, они бегали, ползали, кружились, и каждый в своей живой подвижности походил на троих, а смех их был как неумолчное жужжание. И тут же вертелись собаки, расхаживали озабоченные куры, и на привалинке грелись белые тощие кошки, и все это жило шумной, беспокойной и веселой жизнью. На солнечной стороне под забором уже слегка зеленела трава, и по ней, без призора, катался крохотный круглый мальчишка, едва начавший ходить. Его уже испугала собака, потом воробей, он долго и громко плакал, но прилетело откуда-то белое и легонькое перышко и село поблизости, шевелясь и собираясь с силами для нового полета. И он старался накрыть его маленькой грязной рукой и задумчиво бормотал:

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-leonid...

Человек Все рубрики Елена Меркулова " Милосердие – поповское слово " ? Часть 2 Мы жили тогда в советском государстве, и словосочетание " Эра милосердия " в названии романа очень не понравилось покойному товарищу Хейсину, главному редактору центрального телевидения, объединения " Экран " . Он сидел с ножницами и выхолащивал образы героев, вырезал многие эпизоды из фильмов. У него была сильная аллергия на слово " милосердие " . Это он придумал другое название для фильма, интересное, детективное, но в корне меняющее суть произведения. Так было убрано самое главное – нравственное начало. Вера Столярова “Хочется делать честные снимки” - Интервью с фотографом Михаилом Масленниковым. Раньше я путешествовал как простой паломник, трудник. Это были поиски и распознание жизни, прежде всего православной, в скитах и монастырях. Став профессиональным фотографом, я возвращаюсь к знакомым местам, но уже с иной целью – запечатлеть то, что удивило меня годами раньше. Я мало отошел по смыслу от ранних своих путешествий. Это было изучение уединенной отшельнической жизни, поиски Бога людьми вне привычной обывательской жизни мегаполиса. " Милосердие – поповское слово " ? Часть 2 Мы жили тогда в советском государстве, и словосочетание " Эра милосердия " в названии романа очень не понравилось покойному товарищу Хейсину, главному редактору центрального телевидения, объединения " Экран " . Он сидел с ножницами и выхолащивал образы героев, вырезал многие эпизоды из фильмов. У него была сильная аллергия на слово " милосердие " . Это он придумал другое название для фильма, интересное, детективное, но в корне меняющее суть произведения. Так было убрано самое главное – нравственное начало. Елена Меркулова “Хочется делать честные снимки” - Интервью с фотографом Михаилом Масленниковым. Раньше я путешествовал как простой паломник, трудник. Это были поиски и распознание жизни, прежде всего православной, в скитах и монастырях. Став профессиональным фотографом, я возвращаюсь к знакомым местам, но уже с иной целью – запечатлеть то, что удивило меня годами раньше. Я мало отошел по смыслу от ранних своих путешествий. Это было изучение уединенной отшельнической жизни, поиски Бога людьми вне привычной обывательской жизни мегаполиса. Вера Столярова

http://pravmir.ru/category/chelovek/nash...

Леня с психологом Анастасией Сигуновой на улице. Фото: Елена Балакирева Пытались приучить к дисциплине, а надо было просто понять Когда я впервые увидела Сережу, он был очень тихий и грустный. Мы бы сказали, «типичный аутист» – такой, какими людей с расстройством аутистического спектра (РАС) принято видеть в обществе: молчаливыми, замкнутыми, погруженными в свои мысли… Я познакомилась с ним в центре развития и социализации детей и взрослых с ментальными нарушениями «Пространство общения», куда Сережа дважды в неделю ходит на занятия. Сережа в «Пространстве общения»Фото: Марина Меркулова Сережа и другие дети вместе с педагогами составляли «план дня» при помощи специальных карточек-картинок – последовательность, которая бы иллюстрировала, чем будут заниматься ученики в ближайшие пару часов. По плану был поход в магазин за продуктами. Сереже надо было найти карточку магазина, карточку одежды, карточки продуктов, которые он хочет купить, карточки, объясняющие, как он будет их готовить, и выложить из них последовательность на специальной липкой ленте. Сережа в магазине с психологом Алиной Глембоцкой. Фото: Андрей Колб Общение с помощью картинок, то есть с помощью метода альтернативной коммуникации, – единственная возможность для таких людей, как Сережа, вступить в контакт с окружающим миром. «Сережа знает уже около 200 картинок – это его словарный запас, – объясняет директор «Пространства общения» Анастасия Рязанова. – Из них 30-50 он сам активно использует для коммуникации, остальные предлагаем ему мы, он их понимает, но пока самостоятельно не указывает на них». Сережа учится альтернативной коммуникации с психологом Всеволодом Павловым. Фото: Марина Меркулова Когда я прихожу к Сереже в гости, он «поет»: тянет тоненьким голоском одну ноту. Как будто пищит какой-то электроприбор. Так микроволновка или посудомойка сообщают о завершении цикла или холодильник сигнализирует о том, что у него открыта дверца. На несколько секунд Сережа замолкает, потом принимается снова – на полтона выше. Сережина мама Лидия говорит, что он волнуется – понимает, что мы говорим про него.

http://pravmir.ru/esli-chelovek-krichit-...

Выступивший на собрании публицист Виктор Саулкин отметил, что ситуация в Новороссии развивается по Божьему промыслу и это является моментом истины для Украины . Было бы хуже, если бы у власти в Киеве остался Янукович. Тогда бы ситуация была значительно хуже для русских и для Москвы. По мнению Саулкина, сегодня на Украине мы наблюдаем разделение на православных и неправославных. Разделение происходит именно на духовном уровне, отметил Виктор Саулкин . Выступивший на собрании издатель Юрий Самусенко рассказал о пророчествах известных старцев, которые слышал лично он или его родные и близкие. В частности, он рассказал о пророчествах старца Ионы Одесского, у которого окормлялся он и его семья. Старец Иона предупреждал, что через год после его смерти начнутся беспорядки на Украине. Он преставился в декабре 2012 года, а осенью в ноябре-декабре 2013 года начался майдан. Отец Иона говорил, что ситуация будет обостряться и приведет к войне между Украиной и Россией, о вовлечении в этот конфликт других стран. На собрании также выступил гость, лидер партии «Самодержавная Россия» Дмитрий Меркулов . Он призвал к единству действий всех православный патриотов. Нам необходимо преодолевать разобщение, которое, к сожалению, существует в нашей среде, отметил Меркулов. Он призвал также не скрывать свои монархические убеждения. Не скрывать, что мы ждем Царя и открыто исповедовать свою идеологию. С яркой речью на собрании выступил известный ученый, профессор Всеволод Троицкий . Он призвал присутствующих прояснять понятия, которыми мы пользуемся. В частности, имея в виду, что в ходе дискуссий на заседании опять возник спор о русском национализме – что такое русский национализм? Нам нужно, по мнению профессора Троицкого, укрепить объединения через общие понятия. С тревогой говорил ученый о непрекращающемся, только набирающем силу, разрушении образования. Мы должны остановить разрушение образования, противостоять этим тенденциям, прежде всего, в информационного сфере. Иначе мы не будем иметь для себя почвы у младших поколений. Профессор Троицкий предложил посвятить отдельное заседание обсуждению проблем образования и выработать позицию «Русского Собрания» по этому вопросу.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/17/nu...

Духа, они благоговейно приносят великую жертву, приближаться к которой должно со страхом и трепетом. — Они носят в своих руках Владыку и Господа всех людей. — Необходимость для них самого тщательного благоразумия, чтобы не оскорбить кого–нибудь из ближних, приспособляться ко всем, не прибегая к хитрости, притворству и лести, но скорее действуя с великим дерзновением и свободой, причем попеременно, смотря по обстоятельствам, можно употреблять суровость или мягкость. — Как ни велики труды монахов и как ни трудна брань, которую они ведут, но во всяком случае служение епископа труднее отшельничества. — Осуществлять добродетель в пустыне легче, чем при исполнении церковных дел, так как эти дела подвергают епископа многим случайностям и легко открывают в нем пороки и недостатки, которые не обнаружились бы в пустыне. — Повторение совета не пренебрегать народной молвой, хотя бы она была ложной. — Нетрудно спастись самому себе. — Священник подлежит более страшному наказанию, чем простые верующие. — Состояние, которое должен переживать человек, когда его хотят возвести в священный сан. — Нет более страшной брани, как та, которую воздвигает на нас в таких случаях диавол. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку) 7. Беседа по рукоположении во пресвитера. Мысли и чувства по случаю возведения в высокий сан священства. Неуверенность в своих способностях. — Вся вселенная хвалит Бога, за исключением грешников. — Но и грешник может найти способ славословия. — Похвала Флавиану, епископу антиохийскому. — Знатность его происхождения и великость его подвижничества. — Воспоминание о Мелетие, епископе антиохийском. — Просьба о молитве за нового пресвитера. (Исправления — Ирина Меркулова, Баку)   Против аномеев 8. Слово первое. Похвала Флавиану. Величие его человеколюбия. — Смысл изречения: «аще разум испразднится». — Опровержение аномеев. — Проповедник намерен вразумлять, а не побивать своих противников. — Бог непостижим не только в своей сущности, но и в Своем промышлении; не только в Своем промышлении, насколько оно управляет всем творением, но еще и насколько оно управляет судьбами одного народа, например народа иудейского. — Увещание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010