странноприимное, после обратившееся в бурсу академическую. Около года жил он в Киеве и когда к Киево-Печерскому храмовому празднику Успения Пресвятыя Богородицы по обыкновению съехалось множество православного из разных мест духовенства, народа, бояр и запорожских казаков с чиновниками и гетманом их Петром Конашевичем Сагайдачным; то все неотступно, а особливо казаки, начали просить патриарха поставить им православного митрополита и епархиальных епископов. Основанием сей просьбы представляли они сеймовые польские конституции 1607, 1609 и 1618 гг., определявшие свободу вероисповедания греко-российской Церкви, и пример прежних Константинопольских патриархов, присылавших в Киев самими ими избранных митрополитов. Патриарх склонился на их просьбу и в самый день Успения Богородицы посвятил Киево-Печерской Лавре Иова Борецкого, игумена Киевомихайловского монастыря в сан православного митрополита Киевского, а потом еще двух: Мелетия Смотрицкого, архимандрита Виленского и ректора тамошней школы, на архиепископию Полотскую, Витебскую и Мстиславскую, а Иосифа Курцевича на Владимирскую епископию. После того и на прочие епархии епископов: Исаакия Борисковича Черчицкого в Луцк, Исайю Копинского в Перемышль, Паисия Ипполитовича в Хелм, Авраамия Стагонского, грека, в Пинск. Все сие происходило в Киеве спокойно и без всякого помешательства. 7 января 1621 года патриарх Братскому монастырю дал еще поучительную грамоту, в коей увещевал остерегаться отступников еретиков, и потом выехал из Киева за границу 142 . Но возобновленное им учреждение православной Киевской иерархии встревожило униатских епископов. Вскоре по отъезде его подали они донос королю, что якобы Феофан, бывший в Киеве, самозванец патриарха, присланный от султана шпионом и подустителем малороссийского народа к измене, и что посвященные им митрополит Бореций и епископы Курцевич и Смотрицкий соумышленники его; что посвящение всех их незаконно; ибо без согласия и утверждения королевского, и прочее. Король Сигизмунд III, не исследовав сего доноса, немедленно из обеих своих канцелярий, коронной и литовской, издал универсалы или окружные указы с объявлением всех новопосвященных епископов изменниками и с повелением ловить их и представлять в суды; а униаты разглашали то же и о всем вообще православном русском народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

М. Дмитриев вслед за Б. Флорей полагает, что в 1592 г. западнорусские епископы более не предпринимали никаких действий в направлении заключения унии и даже не утвердились окончательно в своем намерении ее заключить. В подтверждение этого приводится факт изготовления Гедеоном Балобаном и Кириллом Терлецким с помощью митрополита Тырновского грека Дионисия Ралли-Палеолога подложной грамоты, согласно которой Михаил Рагоза отрешался от управления Киевской митрополией, а Балобан, Терлецкий и епископ Владимирский, прототроний Мелетий Хребтович должны были «испытати» обвинения, выдвинутые против митрополита (28). Однако представляется, что данная акция, напротив, может быть интерпретирована в контексте планируемого архиереями заключения унии. Митрополит Михаил Рагоза в 1592 г. в отличие от Балобана и Терлецкого еще не принадлежал к числу приверженцев унии, и его устранение могло быть частью тайного сговора епископов, склонившихся к переходу под власть Папы Римского и намеревавшихся с этой целью провести в митрополиты своего сторонника. Показательно, что решение о «виновности» Рагозы в данном случае должны были принимать наиболее решительные и последовательные на тот момент сторонники унии — Балобан и Терлецкий, тогда как упоминание в тексте подложной грамоты Хребтовича было лишь формальностью: этот престарелый архиерей находился на пороге кончины, которая последовала 13 января 1593 г. Епископ Владимир-Волынский Ипатий Поцей На Владимиро-Волынской кафедре епископа Мелетия Хребтовича в 1593 г. сменил Ипатий Поцей, который, несомненно, был к этому времени настроен в пользу заключения унии (29). Однако мотивы, по которым Ипатий стремился заключить унию с Римом радикально отличались от тех, которыми руководствовались в своих униатских устремлениях другие западнорусские архиереи (30). В отличие от большинства других епископов Киевской митрополии это был лично весьма достойный и образованный человек, что признавали даже его противники, в том числе — негативно настроенный по отношению к Ипатию автор «Перестроги». Последний, в частности, отмечал, что Поцей выказал себя «барзо великим подвижником, воздержником, постником, добрым и чуйным до всех прав церковных» (31). Поцей был искренне озабочен кризисом в Православной Церкви Речи Посполитой и стремился принять деятельное участие в поиске выхода из создавшегося положения. Ради этой цели он отказался от положения влиятельного магната, обладавшего местом в Сенате, и стал православным епископом Владимирским и Брестским, что несколько снижало его социальный статус, который, впрочем, все равно оставался достаточно высоким.

http://pravoslavie.ru/36437.html

Осенью 1662 г. Никон написал «Возражения» на ответы греческого митрополита Паисия боярину Семену Стрешневу. В своих ответах заезжий иерарх осуждал Никона за властолюбие и требовал его низложения. Именно здесь, в «Возражениях», Никон наиболее четко сформулировал свой главный тезис — «священство более есть царства» . Эта идея, лежащая в основе теократических притязаний всех воинствующих церковников средневековой Руси, была высказана Никоном с предельной откровенностью: священство выше царства, так же как небо выше земли; власть архиерея — солнце, царская власть — «меньшее светило», месяц, светящий отраженным светом; власть царская — капля дождя, тогда как власть архиерейская — дождевая туча. В 1663 г. царь отправил доверенного человека, грека Мелетия, к восточным патриархам с вопросами относительно наказания иерарха за различные проступки. Хотя имя Никона и не было названо в тексте вопросов, но патриархи прекрасно поняли, о ком идет речь. Желая угодить царю, они дали ответы, на основании которых можно было осудить Никона. Однако в это же время среди греческого духовенства наметилось и противоположное движение — в защиту московского патриарха. Царь Алексей Михайлович по своему обыкновению колебался, просил восточных патриархов приехать в Россию для разбора дела Никона. Пока шли переговоры с православным Востоком, в Москве дьяки усердно собирали всякого рода улики и обвинения против патриарха. Его уличали в бесчинствах, жестокостях, незаконном присвоении имущества различных церквей и монастырей. 18 декабря 1664 г. Никон неожиданно явился в Москву, во время службы вошел в Успенский собор и занял патриаршье место. Находившееся в храме духовенство во главе с ростовским митрополитом Ионой подошло к нему за благословением как к главе церкви. Приезд Никона был вызван дошедшими до него слухами о том, что царь якобы более всего желает примириться с патриархом, но не может первым пойти на соглашение. Однако слухи и уверения московских друзей Никона оказались ложными. По приказу Алексея Михайловича Никон был выдворен из Москвы и вновь помещен в Воскресенский монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Мы с большим вероятием можем только предполагать, что в нее за это время должны были поступить 7 греческих рукописей (или печатных книг?), присланных константинопольским патриархом Кириллом Лукарисом в 1633 году: 3 книги Геннадия Схолария , 3 книги патриарха александрийского Мелетия, все 6 против латинян, и 7-я «Лексикон по азбуке Варин» 149 . О поступлении в патриаршую казну каких-либо других греческих рукописей и книг за это время – сведений никаких не имеем; а предполагать вероятнее то, что новых приращений вплоть до патриарха Никона не было. Таким образом ко времени вступления на патриаршеский престол Никона, в патр. казне было всего 12 греческих рукописей и одна греческая печатная книга. Все остальные греческие рукописи, находящиеся ныне в Патриаршей библиотеке поступили в нее или при патр. Никоне (значительнейшая часть) или после него. Ёще в последние годы патриаршества Иосифа при исправлении печатавшихся на Московском Печатном дворе книг было введено новое начало – согласие их с греческими; со вступлением на патриаршеский престол Никона это начало (согласие русских книг с греческими и в случае нужды – исправление первых по греческим оригиналам) было поставлено непременным условием для каждой книги. Недостаток греческих рукописей и книг теперь стал особенно заметен и потому признано было необходимым иметь под рукой греческие рукописи и книги и в возможно большем количестве, чтобы не чувствовать недостатка в оригиналах при исправлении той или другой книги. Кроме того, в Москве желали иметь и оригиналы для новых переводов, равно как книги для только что тогда открытой греческой школы Арсения грека. Для покупки греческих рукописей и книг и был послан нарочно в Константинополь и на Афон строитель Троице-Сергиева монастыря старец Арсений Суханов . Он, выехав в октябре 1653 г., возвратился в феврале 1655 г. в Москву вместе с афонским архимандритом Анфимом, везшим сюда 498 греческих рукописей и печатных книг. Эти рукописи, равно как и те, которые были доставлены в Москву через некоторое время по возвращении Суханова, и составляют главное ядро собрания греческих рукописей Патриаршей библиотеки, почти 9/10 всего наличного запаса 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

О древности других спорных предметов не говорим, так как они к существу веры не относятся, хотя не трудно доказать древность и сих предметов. Справедливо ли посему расколоучители укоряют нашу св. Церковь в допущении разных новшеств? Как не стыдно им клеветать на св. Церковь и обманывать простодушных? Пермские расколоучители, действительно, прельщают неопытных, приводя в своих сочинениях ложные свидетельства, позднейшие выдумки выдавая за древнейшее учение отцов. Мы уже выше видели, как недобросовестно Пермские расколоучители приводят свидетельства, дабы оправдать незаконное совершение таинств беглыми попами и мирянами. Таковы же главные свидетельства о двуперстном сложении – блаженного Феодорита , Мелетия, Петра Дамаскина , Константина Панагиота, Максима Грека и др. Мы не будем здесь входить в подробное исследование подложности этих свидетельств, так как это сделано уже другими. Уже доказано, что все эти и другие, приводимые раскольниками, церковные писатели никогда не учили двуперстию; тем более никто не проклинал трехперстия, как печать антихристову. Прилагая ложь ко лжи, наши староверы не стыдятся делать ложные указания и сочинять басни в подтверждение своего двуперстия. Так напр., они ложно указывают на св. мощи киевских преподобных Иосифа и Илии Муромца, у которых персты будто бы сложены так, как они слагают. Это не верно. Сложение перстов у сих мощей более походит на православное, чем на раскольническое; это всякий может видеть. К басням должно отнести сказание Пермских расколоучителей о благословении Богом Адама и Евы двуперстием; или о том, что папа Формоз выдумал вместе с диаволом троеперстное сложение. Ложно уверяют старообрядцы, что Господь Иисус Христос и Его св. Апостолы, повелев креститься только двуперстием, прокляли всякого, кто будет креститься треперстием, которое назвали якобы печатью Антихриста. Никогда и нигде сему не учили Господь Иисус Христос, Его св. Апостолы или какие-либо отцы Церкви. Ложно уверяют Пермские расколоучители, что православная Церковь возлюбила крыж латинский, кумир и печать Антихриста – крест четырехконечный, и вовсе отвергла пречестный крест осмиконечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ревностный к просвещению церковному, Феофан, именем патриарха Константинопольского, утвердил Богоявленское братство в Киев ставропигиальным, т. е. прямо зависящим от Вселенского Владыки, благословил завести в нем училище, на эллино-славянском и латино-польском языках, и присовокупил к нему братство милосердия, или странноприимный дом, обратившийся в бурсу академическую. Когда долгим пребыванием патриарха в Киеве, мало-помалу стали ободряться православные, то почетное духовенство и дворянство, собравшееся вместе с гетманом из соседних городов, на праздник Успения, упросили Феофана дать им, наконец, главу церковную и пастырей, коих так давно уже была лишена Малороссия. По примеру прежних патриархов торжественно посвятил он в лавре митрополитом Киевским Иова Борецкого, игумена Михайловского монастыря, и еще двух, ректора Виленского училища, архимандрита Мелетия Смотрицкого архиепископом в Полоцк, и Иосифа во Владимир-Волынский, а потом и прочих: Исаакия в Луцк. Исаию в Перемышль, Паисия в Холм, грека Аврамия в Пинск; таким образом, восстановив упраздненные епархии и возбудив всех стоять твердо за веру, спокойно возвратился в свои пределы. Но в самом Иерусалиме патриарх Феофан непрестанно должен был бороться с франками и армянами, за обладание святынею: водворитель мира в пределах чуждым, не мог обрести его у себя. Давно уже франки овладели Св. вертепом Вифлеемским; но по крайней мере они допускали в него для служения православных. По древнему обычаю, патриарх со всем духовенством совершал всенощное бдение накануне Рождества Христова, в большом соборе, и когда певец церковный, во время литии, должен был спуститься в самый вертеп под алтарем, чтобы возгласить над местом рождения Богочеловека: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», – тогда франки, затворив обе двери вертепа, не впустили туда певца под тем предлогом, будто бы хранитель оного отлучился в Иерусалим 66 . Огорченный патриарх, не кончив вечернего молитвословия, немедленно возвратился в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Успехи зап. пропаганды усугубляли бедственное положение АПЦ, сокращалось число правосл. церквей, многие из них не имели ни икон, ни риз, ни богослужебных книг. Все это заставило Антиохийского Патриарха Мефодия (1823-1850) обратиться за поддержкой к РПЦ. В 1842 г. в Россию за сбором милостыни на устроение в Сирии образовательных учреждений и строительство храмов был послан митр. Гелиопольский и Гор Ливанских Неофит. Призыв о помощи нашел горячий отклик в России; кроме богатых пожертвований РПЦ предоставила 22 дек. 1848 г. Антиохийскому престолу для создания подворья в Москве ц. Вознесения Господня, что на Ильинке (в Ипатьевском пер.); 1-м настоятелем подворья стал митр. Неофит. Особое усердие в учреждении Антиохийского подворья, а также в др. делах, направленных на поддержку Вост. правосл. Церквей, проявил Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) . При его содействии в Москве были напечатаны антиминсы для АПЦ, до сих пор сохраняющиеся в храмах Антиохийского Патриархата. Серьезные последствия имело распространение на Востоке в XIX в. идеи национального возрождения. После победы Греческого восстания 1821 г. и создания независимого греч. гос-ва остальные правосл. народы Средиземноморья постепенно восстанавливали свою национальную церковную иерархию. В Иерусалимском и Антиохийском Патриархатах началась борьба за возвращение на высшие посты в Церкви иерархов араб. происхождения. В 1872 г. в Бейруте митрополиты-арабы попытались низложить Патриарха Иерофея (1850-1885), грека по происхождению, но отступили под давлением османских властей. Тем не менее противостояние Иерофея с араб. клиром и паствой продолжалось. С кон. 70-х гг. XIX в. центр националистического движения правосл. арабов переместился из Палестины в Сирию, и до нач. XX в. АПЦ переживала острейший внутренний кризис. У арабов-христиан сложилась национальная идеология, основными чертами к-рой были грекофобия и опора на древнее наследие ближневост. христианства, где правосл. арабы искали свои культурно-исторические корни. Бурные демонстрации, пропагандистские кампании в прессе, поток петиций османскому правительству особенно усиливались в периоды междупатриаршества, когда представлялась возможность возвести на престол араб. архиерея. В 1891 г. греч. партии лишь с огромным трудом удалось добиться избрания на Патриаршую кафедру своего кандидата, митр. Фаворского Спиридона. Однако в 1898 г. Патриарх Спиридон был вынужден отречься от престола, и конфликт вспыхнул с новой силой. После неск. лет противоборства победу одержал араб - митр. Лаодикийский Мелетий II. Греч. иерархи покинули Сирию, а соседние Патриархи долгое время отказывались признавать Мелетия, считая его избрание неканоничным; отношения с греками были нормализованы лишь в 1906 г., при Патриархе Григории IV .

http://pravenc.ru/text/115764.html

е. прямо зависящим от Вселенского Владыки, благословил завести в нем училище, на Эллино-Славянском и Латино-Польском языках, и присовокупил к нему братство милосердия или странноприимный дом, обратившийся в бурсу академическую. Гетман Запорожцев Сагайдачный пожертвовал свое имущество в пользу сей новой обители, где сам окончил на молитве воинственный подвиг жизни. Когда долгим пребыванием Патриарха в Киеве мало-помалу стали ободряться православные, то почетное духовенство и дворянство, собравшиеся вместе с гетманом из соседних городов, на праздник Успения, упросили Феофана дать им, наконец, главу церковную и пастырей, коим так давно уже была лишена Малороссия. По примеру прежних Патриархов торжественно посвятил он в лавре, Митрополитом Киевским Иова Борецкого , игумена Михайловского монастыря, и еще двух, ректора Виленского училища, архимандрита Мелетия Смотрицкого Архиепископом в Полоцк и Иосифа Курцевича во Владимир Волынский, а потом и прочих: Исаакия в Луцк, Исайю в Перемышль, Паисия в Холм, Грека Аврамия в Пинск; таким образом, восстановив упраздненные епархии и возбудив всех стоять твердо за веру, спокойно возвратился в свои пределы. Тогда начались опять козни Униатские и сильное гонение со стороны правительства, на Епископов православных, которых оно не признало законными, хотя не препятствовала их посвящению. Митрополит Иов принужден был послать, дли оправдания собственного и всех архиереев, Епископа Иосифа на сейм Варшавский; но хотя удостоверение, полученное Королем из Турции, о полномочии Патриарха Феофана, смягчило его к лицу самых Епископов, не преставали однакоже гонения на Церковь православную; ставропигия Богоявленская в Киеве была разорена Униатами, в Вильне и Луцке православные храмы обращены в гостиницы: в Орше, в Могилеве, Мстиславе, Гродно и иных местах, запечатали церкви; в Минске землю церковную отдали под мечеть: во Львове и Хельме не смели показываться с дарами священники православные и открыто погребать умерших; монастыри опустошались, пресвитеров и монахов мучили, и новые Епископы не могли свободно сообщаться с паствою.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

А буде ж до Никонова бытия тако знаменаются, то не яве ли вы (глаголемые старообрядцы) грешите, и на доброго рачителя, и по Святей церкви поборителя клевещете, и за доброе его дело хухнаете (порицаете)? Лучши бо древнего предания держатися, а не новизны от Армян и от Латин принимати» 255 . 3 См. перед. стат. в Моск. Вед. 66, 1864 г. слич. Истор. очер. Поповщ. г. Мельник. часть I, стр. 14 и 15 изд. 1864. 5 Под наименованием церкви великороссийскою, старообрядцы разумеют православную, русскую (следов. Великороссийскую и малороссийскую) церковь ; но не хотят именовать ее православною, как раскольники, считающие только свое разъединенное общество православною церковью. В некоторых местах мы употребляли и другие выражения, общеупотребительные у старообрядцев. 8 Начертание имени Иисус, употребление четвероконечного креста и пяти просФор на проскомидии, чтение символа веры без прибавления «истиннаго» некоторые из старообрядцев признают за правильное, на сколько это нам известно из личных с ними объяснений. 10 Г. Мельников предает особенную важность для изучения раскола предисловию Псалтири Иосифовской, конечно потому, что оно заключает в себе указание оснований раскольнического мудрования о двуперстии. Пис. о раск. I-V, 1862г. стр. 7. 12 Кроме указанных свидетельств великого собора и ученого мужа-грека, достойно внимания и то обстоятельство, что в настоящее время почти все сочинения Блаженного Феодорита переведены на русский язык (при издан. Христ. Чт. и Твор. Св. Отцев), и слова его «како креститися» переводчиками не найдено. 15 Напр. за один мес. февраль см. Синод. Библ. 247, 248 и др. рукоп. Царск. опис. Строев. 317, 318, 320. Рук. Толст. 19, 69, 85, 285, II ч. N 163, Румян. Муз. 314, 320. 16 Отв. на 20 гл. Никифора стр.129, 130. слич. ист. др. и ист. Правосл. Церк. изд.4 1859г. стр. 59. 17 В греческих синаксариях сказания о Мелетии, перстами посрамившем еретиков, в самом житии Мелетия не находится; а оно помещается в сноске под строками, как извлечение из церковной истории Феодорита кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

В 1991 г. по инициативе местного прихода часть Петропавловского храма Е. м. была передана РПЦ. 14 апр. 1992 г. указом митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) настоятелем возрождавшегося Е. м. был назначен иером. Тихон (Недосекин ; с 1999 епископ Видновский). 17 нояб. 1992 г. в мон-ре был совершен 1-й постриг, 14 нояб. 1996 г. отслужена 1-я литургия в надвратном храме свт. Димитрия Ростовского, 6 дек. 1996 г., в канун праздника вмц. Екатерины, всенощное бдение в Е. м. возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, 7 дек. 1996 г. Божественную литургию совершил еп. Можайский Григорий (Чирков) . Восстановлены Екатерининский собор, Петропавловский храм, колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского, настоятельские покои, архиерейский и келейные корпуса, ограда с башнями, построен трапезный храм во имя свт. Тихона, Патриарха Московского. Среди святынь Е. м.- чтимый список чудотворной иконы вмц. Екатерины в окладе, Ченстоховская икона Божией Матери, ковчег с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, вмц. Екатерины, мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, священномучеников Владимира (Богоявленского), митр. Киевского, Константина (Голубева), святителей Афанасия К-польского, Игнатия (Брянчанинова), Тихона Московского, Мелетия Харьковского, преподобных Максима Грека, Ферапонта Можайского, Серафима Саровского, Германа (Гомзина) и др., ковчег с частицами мощей преподобных отцов Оптинских, а также иконы сщмч. Константина (Голубева), митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) с частицами мощей. На территории Е. м. погребен старец схииеродиак. Антоний (Семёнов; 1913-1994). В Е. м. совершаются ежедневные богослужения, по средам после литургии - молебен с акафистом перед Ченстоховской иконой Божией Матери, по четвергам - молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, по воскресеньям - молебен с акафистом вмц. Екатерине. С нач. 90-х гг. к Е. м. было приписано подворье в дер. Таболово (в черте г. Видное) при ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/189639.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010