Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАРИ ИБН СУЛЕЙМАН (XII в.), восточносир. арабо-христ. писатель к-рый участвовал в составлении объемной богословской энциклопедии «Книга башни» МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МЕЛЕТИЙ ГАЛИСИОТ [Мелетий Исповедник] (ок. 1209 - 1286), автор богословских и аскетических сочинений, прп. (пам. греч. 19, 21 янв.) МИХАИЛ [серб. Михаило] (Йованович Милое; 1826-1898), архиеп. Белградский и митр. Сербский, богослов, историк МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист

http://pravenc.ru/rubrics/122392_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.) ИОАНН VIII КСИФИЛИН (ок. 1010 или 1012 - 1075), патриарх К-польский (c 1064), визант. юрист, судья и номофилакс имп. школы права в К-поле, автор юридических и агиографических сочинений ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии ИОАНН XIII ГЛИКА (ок. 1260 - после 1319), патриарх К-польский (1315 - 1319), визант. гос. деятель, ученый, писатель ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К-польского Патриархата ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель ИОАНН АРГИРОПУЛ (ок. 1393/94 или ок. 1415 - 1487), визант. ученый, гуманист, филолог, сторонник унии К-польской и Римско-католической Церквей ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАНН КОЛОВ (кон. IX в.), подвижник, ученик прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, основатель мон-ря Иоанна Колова на Афоне ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН МАВРОПОД (после 1000? - после 1081?), свт. (пам. греч. 5 окт.), митр. Евхаитский, визант. писатель, интеллектуал ИОАНН МАКСЕНЦИЙ архим., лидер группы монахов из пров. М. Скифия (совр. Добруджа, Румыния), которые в 1-й пол. VI в. отстаивали теопасхитскую формулу ИОСИФ (Стойка; † ранее 1711), 1-й правосл. еп. (впосл. архиепископ) Мараморошский, экзарх К-польского патриарха в Трансильвании, исп. (пам. рум. 24 апр.) ИОСИФ II (ок. 1360 - 1439), патриарх К-польский, сторонник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами ИОСИФ I ГАЛИСИОТ († 1283), патриарх К-польский, противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами ИОСИФ ИСИХАСТ [Иосиф Молчальник, Иосиф Пещерник] (в миру Франгискос Коттис; 1897-1959), выдающийся подвижник благочестия XX в., духовный наставник мн. афонских монахов

http://pravenc.ru/rubrics/121496_8.html

ГЕОРГИЙ Коссов (1855-1928), прот., священноисп. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Александрович Троицкий (1873-1931), свящ., священноисп. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ [Егор] Егорович Седов (1883-1960), исп. (пам. 3 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ГЕОРГИЙ (Бранкович Джордже; 1830-1907), архиеп. Карловацкий, митрополит и Патриарх Сербский в 1890-1907 гг. ГЕОРГИЙ [Геваргезе, в португ. традиции — Жоржи ди Крус] († 1637), архидиак., глава христиан Индии в 1597–1637 гг. ГЕОРГИЙ (Грязнов Александр Иванович; 26.01.1934 — 1.04.2011), архиеп. Людиновский, вик. Калужской епархии ГЕОРГИЙ (Летич Джордже; 1872–1935), еп. Банатский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1931–1935 гг. ГЕОРГИЙ (Тертышников Николай Иванович; 1941–1998), архим., доцент МДА, духовный писатель, богослов ГЕОРГИЙ (Ходр) (род. 1923), митр. Библосский, Ботрисский и Гор Ливанских (Антиохийский Патриархат) ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник ГЕОРГИЙ ВАРДАН († после 1237 или 1238), митр. Керкирский, церковно-политический деятель, богослов, писатель ГЕОРГИЙ ГАЛИСИОТ (1278/80 - после 1357), визант. ритор, сакелларий храма Св. Софии в К-поле, патриарший писец ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 361) ГЕОРГИЙ МАЦКВЕРЕЛИ еп. Ацкурский, церковный деятель и писатель, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 2 апр.)

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Кроме него называются следующие настоятели мон-ря: Ефрем (преемник Антония), фигурирующий во мн. чудесах Е., Феодор (племянник Ефрема, исцеленный Е.), Павел Галисиот (при имп. Константине IX Мономахе (1042-1055)), Мелетий, Лука Цафис (1297-1330) и Василий. В мон-ре Е. в 1301-1302 гг. (возможно, и в др. годы) преподавал ученый иером. Григорий Хиониадис, проживший до того неск. лет в Иране (между 1295 и 1301) и изучивший там персид. и араб. языки и астрономию. Мон-рь обладал значительными земельными владениями и подворьем в районе Пайперта. Каждое лето туда ездила делегация из трапезундского мон-ря. Также у мон-ря был небольшой участок пахотной земли в Махное (там постоянно жил монах), куда можно было добраться по воде. О данном топониме не сохранилось к.-л. сведений; возможно, переписчик рукописи перепутал его с Сахноей, находившейся в долине Мацука, известной своими монастырскими имениями ( Rosenqvist. 1996. P. 85). В отличие от мн. трапезундских мон-рей обитель Е. при Великих Комнинах не владела обширными землями, т. к. благодаря особому имп. благоволению получала, вероятно, значительную часть доходов из иных источников помимо земледелия. Постройки обители были почти полностью разрушены уже к сер. XIX в. В 1222-1223 гг. храм Е. подвергся нападению тур. султана, именуемого в источниках Меликом (вероятно, Мугит ад-Дин Тугрилшах Эрзурумский), однако оно было отбито, в т. ч. благодаря укреплениям монастыря, о чем писал англ. путешественник Дж. Финлей в 1850 г. Здесь был погребен герой этой осады - Иоанн Занксис. Угроза Мелика сжечь храм Е. дотла так и не была осуществлена. Церковь мч. Евгения Трапезундского в Трабзоне. 40-е гг. XIV в. Церковь мч. Евгения Трапезундского в Трабзоне. 40-е гг. XIV в. Путешественники XIX - нач. ХХ в. описывают ныне скрытый (разрушенный?) мраморный пол церкви в технике opus sectile с надписью 1291 г. К этому же году относится и надгробие неизвестного монаха. Следов., крестово-купольный храм, пол и стены к-рого послужили основанием для совр. церкви, был построен до этой даты.

http://pravenc.ru/text/187017.html

исцеления (Книга Паломник. С. 33). Не исключено, что данная церковь принадлежала рус. населению К. Церковь св. Вавилы (34) ( Janin. 1969. P. 55-56), находилась в квартале Саллюстия (ν τος Σαλλουστου), по другим источникам - в К-польском предместье Евдом, недалеко от имп. резиденции. По мнению Жанена, церковь была посвящена сщмч. Вавиле , еп. Антиохийскому (пам. 4 сент.). Именно здесь сенаторы встречали императора, когда он возвращался из походов на Запад. Правитель совершал молитвы в церкви, а затем отправлялся во дворец. В кн. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного эта церковь названа церковью младенцев (τν Νηπων), возможно, в честь 3 отроков, принявших мученическую кончину вместе с Антиохийским епископом. После разрушения церкви болгарами (IX в.) хранившиеся в ней мощи святых были перенесены в Студийский мон-рь. Предположительно церковь могла находиться на северо-западе от Бакыркёя (Макрыкёя) и ее останки были использованы при постройке особняка в 1571 г. Монастырь св. Василия (35) ( Janin. 1969. P. 58-59), располагался около ц. Благовещения (τν Κρου), в окрестностях ворот св. Романа (Топкапы); был построен Василием, внебрачным сыном имп. Романа I Лакапина, паракиноменом (постельничим) и парадинастом при имп. Константине VII Багрянородном. Имп. Василий II, придя к власти, устранил постельничего Василия и намеревался разрушить до основания его мон-рь, однако довольствовался лишь тем, что вывез оттуда наиболее роскошные вещи (мебель, скульптуру) и, возможно, лишил обитель имений. Монастырь существовал после 976 г.; в 985 г. мон. Михаил сделал в нем копию рукописи (РНБ. Б. 1/5) при игум. Василии. Здесь был похоронен К-польский патриарх Иосиф I Галисиот в кон. марта 1283 г. и заключен после низложения Иоанн XIV Калека (февр. 1347). В рукописи 1354 г. этот мон-рь назван императорским. Герман, игумен мон-ря св. Василия, был одним из представителей греч. Церкви на Соборе во Флоренции и выступал против унии (нояб. 1452). По сведениям Антония Новгородца в 1200 г.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

В праздник Успения Богоматери в церкви Святой Софии император передал подписанный томос, который был положен на престол . Под председательством патриарха, при участии архиереев и пресвитеров и при большом скоплении народа состоялось торжественное чтение томоса Георгием Галисиотом , " мудрым Максимом " и свт. Филофеем Коккином . Последний, закончив чтение, кратко разъяснил прочитанное . По свидетельству Феодора Дексия и Никифора Григоры, некоторое время текст томоса был труднодоступным, однако свт. Филофей Коккин отрицает, что томос держался в тайне . Поскольку в соборном томосе 1351 года отсутствуют краткие и точные догматические формулировки, дополнительно были составлены " Главы против Варлаама и Акиндина " , включенные в Синодик в Неделю Православия . По всей вероятности, эти главы были составлены на Соборе 1351 года, поскольку свт. Филофей Коккин говорит о них как о " соборно написанных " . Однако в рукописи Ath. Cutl. 33 датой составления указан июль 1352 года, хотя в качестве места проведения указан триклиний Алексея, где проходили июльские заседания Собора 1351 года. Еп. Порфирий (Успенский) , опираясь на эту рукопись, считал, что в июле 1352 года был созван специальный Собор для утверждения этих глав. Напротив, протопр. Иоанн Мейендорф полагал, что в рукописи ошибочно указан индикт, поскольку первое чтение глав состоялось лишь весной 1352 года. По мнению Ж. Даррузеса, возможны обе даты (июль 1351 или июль 1352). Почитание Греческий иконописец Власий Цоцонис (Βλσης Τσοτσνης) в начале XXI века создал настенную роспись, посвященную Собору 1351 года, в монастыре св. Стефана в Метеорах , в притворе кафоликона в честь св. Харалампия. Изображение опубликовано под названием " Вдохновенная многофигурная композиция IX-ro Вселенского собора (1351) и ниже сцены из жития проповедника Света святого Григория Паламы " в книге греческой монахини Феотекни Агиостефанитиссы " Каменный лес " , а также на обложке первого перевода Соборного Томоса 1351 года на русский язык . Святым отцам IX-ro Вселенского собора той же монахиней составлена служба , которая служится по благословению митр. Пирейского Серафима (Мендзелопулоса) в метеорском монастыре св. Стефана во 2-ю неделю Великого Поста, посвященную памяти свт. Григория Паламы.

http://drevo-info.ru/articles/13679561.h...

1844. Σ. 28-31). Каталоги новых святых не были плодом личного интереса составителей, они осуществлялись с ведома К-польских патриархов Кирилла VI (1813-1818) и сщмч. Григория V (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821) и при их непосредственном участии. Хотя сложное положение Церкви при османском владычестве не позволяло иерархии совершить торжественный акт прославления того или иного святого, К-польские патриархи фактически благословляли почитание новых мучеников и подвижников, разрешали составлять им службы и молиться им частным образом. Прп. Никодим Святогорец составил службы свт. Марку Эфесскому; прп. Мелетию Галисиоту; прп. Симеону Новому Богослову; некоторым новомученикам и местночтимым преподобным и мученикам; всем св. преподобным отцам, просиявшим на горе Афон; а также собору всех новомучеников (с упоминанием 88 имен), пострадавших после взятия К-поля турками (3-я неделя по Пятидесятнице). Прп. Никифор Хиосский († 1821) составил общее последование новому мученику. Он так объясняет причину своего труда: «Поскольку большая часть новых мучеников не имеют празднственного последования, а между тем многие желают - один праздновать соотечественнику своему, другой - знакомому своему, и иной - тому, к-рый помог ему в какой-нибудь нужде - поэтому я составил безымянное последование, общее всякому новому мученику, и пусть желающий поет тому, к кому имеет усердие» (ΝΛ. 1873. Σ. 8, 12). Новейший период (с сер. XIX в. по наст. время) После греч. освободительного восстания 1821 г. у Церкви появилась возможность свободно выражать свое мнение о христианах, пострадавших от турок в период османского владычества. Если раньше почитание новомучеников оставалось делом частным и их прославление имело вид неформального разрешения, с изменением политической ситуации вопрос о К. новомучеников начал обсуждаться в широких церковных кругах, появляются серьезные исследования, призванные подготовить материал для прославления новых святых. Краткая книга архиеп. Афинского Хризостома I (Пападопулоса) «Новомученики» (Αθναι, 19713), впервые изд.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

4. Аскетическое учение М. Г. излагается в 4-й книге, озаглавленной в издании так: «Ββλος καλουμνη Παρδεισος, τις κα Αλφαβηταλφβητος νομζεται» (Книга реченная Рай, которая и Алфавит алфавитов именуется) (Ο Αθως. 1928. Σ. 36). «Удвоение» (Αλφαβηταλφβητος) в заглавии (как разъясняется далее) призвано показать двойной алфавитный порядок, согласно которому изложен материал книги: 24 раздела в соответствии с 24 буквами греч. алфавита, каждый из них подразделяется на 24 «параграфа», которые начинаются с одной и той же буквы. 676 «параграфов» в свою очередь составляют 190 «степеней» (βαθμδες), образующих своеобразную «лествицу». Всего в этом сочинении насчитывается 13 800 стихов ( Stiernon. 1980. Col. 975). Поучения М. Г. о духовной жизни обращены к монашествующим и содержат достаточно много отсылок к отцам Церкви, аскетическим писателям и др. визант. авторам. Этот труд М. Г. был подготовлен к печати прп. Никодимом Святогорцем еще в 1778-1779 гг., т. е. в начальный период пребывания на Афоне ( Citterio E. Nicodemo Agiorita// La théologie byzantine et sa tradition/Ed. C. G. Conticello, V. Conticello. Turnhout, 2002. Vol. 2: (XIIIe-XIXe s.). P. 925-926; изд. предисловия прп. Никодима к Αλφαβηταλφβητος: ΓΠ. 1926. Τ. 10. Σ. 576-582), однако на рубеже XVIII и XIX вв. никто не заинтересовался изданием этой необычной книги («подлинной Суммы аскетики» - Stiernon. 1978. Col. 975), и она была опубликована лишь в 1928 г. мон. Спиридоном Лавриотом в малотиражном периодическом изд. «Ο Αθως», ставшем в наст. время библиографической редкостью ( Σπυρδων Λαυριτης. 1928. Σ. 27-616; переизд. см.: Σιμπουλος. 1978; перечень рукописей, содержащих полностью или частично Απανθισμς М. Г., см.: Stiernon. 1980. Col. 975; см. также: Kolbaba. 1997. P. 142-143). Имеется перевод фрагмента 5-й книги (Αλφαβηταλφβητος. Στοιχεον Η. Βαθμδες μστ - μθ//Ο Αθως. 1928. Σ. 186-200; Inc.: Η φεραυγς πομον, φησ τις τν γων... Des.: ...πληρο τν κτσιν Ιησος, σπερ ψυχ τ σμα, κα θλπει κα ζωογονε καθς ατ τ σκνος) на церковнослав. язык, выполненный в XVIII в. прп. Паисием (Величковским) по неизвестной греч. рукописи: «Преподобнаго отца нашего Мелетиа Исповедника, в Галисийстей горе подвизавшагося: о молитве» (изд.: Паисий (Величковский), прп. Восторгнутые класы в пищу души. М., 1849. С. 36-45).

http://pravenc.ru/text/2562868.html

(?) см.: Stiernon. 1980. Col. 973) М. Г. явился Христос, облеченный в сияющую одежду и окруженный ангелами, и повелел идти в К-поль и защищать там правую веру (Βος. 1927. Τ. 11. Σ. 614), которая тогда находилась под угрозой из-за попыток имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282) заключить унию с латинянами. Возможно, что этот призыв был связан не столько с противостоянием грядущей унии, сколько с восшествием на Патриарший престол прежнего галисийского игум. Иосифа I Галисиота и нестроениями, сопровождавшими т. н. арсенитскую схизму ( Georg. Pachym. Hist. IV 2; Stiernon. 1980. Col. 973). Марк, духовный отец М. Г., сначала отговаривал его от этого решения (впрочем, Житие сообщает, что М. Г. не рассказал ему о видении, побудившем его просить благословение выйти из мон-ря), но в конце концов по божественному внушению согласился отпустить подвижника в столицу (Βος. 1927. Τ. 11. Σ. 614-615). Вскоре после появления М. Г. в К-поле он стал известен благодаря своим духовным дарованиям; его поучения имели успех. Однако эта известность была не по душе смиренному монаху, и М. Г. предпочел удалиться в пустыню. На горе Св. Авксентия он нашел тесную пещерку, возле к-рой впоследствии выстроил небольшую каливу (Ibid. Σ. 615-616). Но и в этом пустынном месте М. Г. недолго оставался в покое: вскоре к нему, как к молитвеннику и заступнику, творившему различные чудеса, стали стекаться жители окрестных мест. Действительно, в 1275 г., после смещения патриарха Иосифа I и поставления «латиномудрствующего» патриарха Иоанна XI Векка ( Stiernon. 1980. Col. 973; ср.: Darrouz è s, Laurent. 1976. P. 105, 112), М. Г. вместе с Галактионом, своим сподвижником с горы Галисий, пришел в К-поль и появился при имп. дворе. Исповедники смело порицали императора за предательство правосл. веры и апостольских преданий. За это обличение М. Г. и Галактион были заключены в тюрьму, а затем отправлены в изгнание на о-в Скирос (в 1275 или 1276). Оттуда М. Г. с др. монахом, Игнатием, послали в Рим с целью представить папе упорных противников унии, чтобы он их или вразумил, или наказал ( Georg.

http://pravenc.ru/text/2562868.html

дней после отречения. В сент. 1310 г. Андроник II добился примирения враждующих партий иосифлян и арсенитов. Одним из условий арсенитов было исключение имени И. Г. из литургических диптихов. Император согласился с этим требованием, однако составленный Никифором Хумном хрисовул о примирении содержал также похвалу И. Г. и прославлял его стойкость и твердую веру (RegImp, N 2323). Ряд совр. греч. агиографов ошибочно отождествили И. Г. с упоминаемым в ряде визант. календарей под 29 или 30 окт. «Иосифом патриархом» ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 242; Μακαρος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20092. Τ. 2: Οκτβριος. Σ. 335-336). Однако эта же память упомянута в рукописях, созданных ранее времени жизни И. Г.: в Типиконе Великой ц. (в т. ч. в Патмосском списке, IX-X вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 18; Mateos. Typicon. T. 1. P. 82) и Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в., рукопись XII в.- SynCP. Col. 175-176). В этих календарях отмечается совместная память апостолов Петра и Павла, св. Иоанна Предтечи, архидиак. Стефана, апостолов Варнавы и Клеопы, «патриарха Иосифа», а также святых Трофима, Доримедонта, Космы, Дамиана, Вассы и «их дружины», синаксис (соборная служба) в честь к-рых совершали в этот день в ц. ап. Павла в Орфанотрофии. В этот же день отмечалось освящение этого храма. Ни в одном из списков не уточняется, что Иосиф был именно К-польским патриархом. По всей видимости, имеется в виду ветхозаветный патриарх Иосиф . Ист.: Laurent V., Darrouz è s J. Dossier grec de l " union de Lyon (1273-1277). P., 1976. Лит.: Γεδεν. Πνακες. 1890. Σ. 393-398; Grumel V. En Orient après le IIe concile de Lyon//EO. 1925. Vol. 24. P. 321-325; Laurent V. Le serment antilatin du patriarche Joseph Ier//EO. 1927. Vol. 26. P. 396-407; idem. L " excommunication du patriarche Joseph Ier par son prédécesseur Arsène//BZ. 1929/1930. Bd. 30. S. 489-496; idem. Les dates du second patriarchat de Joseph Ier//REB. 1960. T. 18. P. 205-206; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 676-677; Geanakoplos D. J. Emperor Michael Palaeologus and the West. Camb. (Mass.), 1959; Roberg B. Die Union zwischen der griechischen und der lateinischen Kirche auf dem II. Konzil von Lyon. Bonn, 1964; RegPatr, N 1383-1423, 1453-1459; PLP, N 99072; ODB. Vol. 2. P. 1073; DHGE. 2003. T. 28. Col. 205-206; Успенский Ф. И. История Визант. империи. М., 1997. Т. 3. С. 512-517, 527; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Визант.-вост. Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 169-172, 177.

http://pravenc.ru/text/673633.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010