В 1777 году Святую Гору посетил бывший митрополит Коринфский Макарий (Нотар), познакомившийся с Николаем еще ранее. Он пригласил Николая просмотреть для издания объемистые духовные книги «Филокалию» («Добротолюбие») и «Евергетинон», а также свой труд «О Божественном и священном Причащении». Николай начал с «Филокалии», для которой составил краткие жизнеописания преподобных отцов и предисловие. Затем он исправил «Евергетинон» и подготовил предисловие к этой книге, отредактировал и расширил труд «О постоянном Причащении». Все эти сочинения митрополит Макарий увез для печатания в Смирне («Филокалия» была издана в 1782 году 4 ). Оставаясь на Афоне в Карее, Николай пребывал в келье Великой Лавры во имя святого Георгия, которая называлась кельей скуртейцев (Скуртеон), с которыми он был связан неразрывной во Христе любовью и дружбой. Здесь в течение года он переписал «Алфавиталфавитон» – книгу духовных поучений преподобного Мелетия Галисиота. Через некоторое время из Наксии пришел и поселился в скиту священной обители Пантократора (ныне Капсала) весьма добродетельный монах старец Арсений из Пелопоннеса, из уст которого Николай слышал ранее наставления о подвижническом житии. Узнав о его прибытии, Николай пришел в скит Пантократора и стал послушником старца Арсения. Здесь, в желанной тишине, Николай всецело предался духовным подвигам, денно и нощно поучаясь в законе Господнем, изучая святоотеческие творения. Оставив всякую заботу о мирском, он совершенно умертвил помышление плоти усиленным постом, постоянной умной молитвой и прочими лишениями, внутренний человек его озарился, просветился и освятился блаженным житием. Исполненный благодати премудрости и получив дар учения, преподобный Никодим стал светильником Православия, великим учителем христианской жизни и необоримым противником всякой ереси. Целую библиотеку составили его богословские, догматические, герменевтические и нравственные сочинения, свидетельствующие о высоте и глубине его духовной мудрости. В 1782 году старец Арсений из скита Пантократора отбыл на необитаемый остров Скиропулос (близ Афона), за ним последовал и преподобный Никодим. Здесь преподобный Никодим жил, довольствуясь тем, что добывал своим тяжелым трудом, необходимым для пропитания. Он был лишен книг, однако радовался неизреченной радостью, постигая великую науку неустанной умной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В другом сборнике - «Истолковании заповедей Господних», или «Пандектах», Никона Черногорца (издан только слав. пер.: ИАБ, 4. 248), состоящем из 63 глав, - молитве посвящены главы 28-32. В них цитируются творения святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, преподобных Максима Исповедника, Варсануфия, Исаака Сирина, свт. Григория Нисского и тексты, относящиеся к молитве Иисусовой: псевдо-златоустово послание (о 2 его версиях см.: Дунаев. 2002. С. 271-281; 3-я версия послания: Иоанн Пустынник. 2007; ср.: Дунаев. 2008-2009. С. 576-579) и повествование об авве Филимоне (BHG, N 2368-2370; ИАБ, 4. 1272-1273). В XII-XIII вв. по образцу древних патериков был составлен «Митерикон» аввы Исаии (греч. оригинал не издан, имеется рус. пер. по греч. рукописи, выполненный свт. Феофаном Затворником : ИАБ, 4. 249). По мнению Д. Стьернона (ИАБ, 4. 255), автор придает поучениям исихастскую окраску путем особого выбора специальных терминов. В XIII в. жанр духовных собраний представлен «Антологией, или Выборкой из Ветхого и Нового Заветов» Мелетия Галисиота (ИАБ, 6. 279-283). Книга должна была состоять из 20 000 стихов, однако всего в ней насчитывается 13 820 стихов. «Антология» разделена на 4 части: «Книга загадок», «Книга аллегорий», «Книга против латинян» и «Алфавитоалфавит». Последняя книга (где 24 главы разделены на 24 параграфа по принципу акростиха: каждый начинается со следующей буквы алфавита) повествует о 190 степенях духовного восхождения, причем последней букве греч. алфавита, омеге, соответствует восьмой день, символ вечности, бесстрастия и исихии ( Rigo. 2008. P. LXIV-LXV). К эксцессам приводили также психосоматические методы, использовавшиеся при творении Иисусовой молитвы. До сих пор в науке не получила решения проблема взаимосвязи этих методов с вост. нехрист. практиками, в частности йогой и мусульманской техникой «дхикр» (dhikr), распространенной в суфизме (ИАБ, 1. 333, 358, 419, 510, 519, 632, 633; 2. 155, 162a, 169, 182, 183, 188, 202; Mitescu. 1995; Montanari.

http://pravenc.ru/text/674926.html

Глава V . О различных злодеяниях, совершённых над православными Императором Михаилом Палеологом, и о пытках и мученичестве, которое претерпели от руки Императора не поддержавшие унию монахи и миряне Уже после отъезда посольства в Рим, когда оно было ещё в дороге, Император Михаил начал производить аресты тех, которые твёрдо стояли в отеческих догматах, подвергать их пыткам, конфисковывать их имущество, отправлять в ссылку. Он не уставал злодействовать и, как говорит Григора: «Всё было в ходу у Императора: истязания, изгнания, тюрьмы, выкалывания глаз, бичевания, отрубания рук». Он отправил в ссылку свою сестру Евлогию, которая воспитывала его, когда он был маленький, хотя и до его восшествия на престол, и после она показывала к нему самое тёплое отношение и сестринскую любовь – и только за то, что она отвергла унию. Он бросал в тюрьму, заковывая в тяжёлые железные оковы, всех, кто открыто противостояли искажению Православия. Это были члены синклита, некоторые из первых должностных лиц и его родственники, например, протостратор Андроник Палеолог, Мануил Рауль и брат Исаакий, племянник протостратора Иоанн. Он велел отрезать витии Великой Церкви Оловолу нос и губы, а затем бесчеловечно истязал в тюрьме, а потом связал длинной верёвкой его, Иасита, племянницу Оловола и ещё десять человек, и двух первых обмотал овечьими кишками, полными кала, а Оловола велел специально пытать, выплёскивая на уста овечью желчь, и так он распорядился провести их по всему городу для всеобщего издевательства. Острова Лемнос, Скирос, Кос и город Никея принимали ссыльных. Он велел отсечь нос у своего врача Пердики. Он приказал ослепить некоего Пахомия, почтеннейшего мужа, как и знаменитого монаха Галактиона Галисиота, и благороднейшего Лазаря Горианита. Он распорядился отсечь язык у писавшего в ямбических стихах против латинян монаха Мелетия и вырвать все его зубы с корнем 59 . Макария Перистеру он, не зная жалости, отправил в изгнание. Монахов из Коккоса он подверг различным пыткам. Калоидосу он прижигал голову раскалёнными пластинами и отсёк нос. Феодора Редистина он подверг бичеваниям и потом замуровал, и содеял множество других зверств.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

С. ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 15-17. § 15). В кон. 80-х гг. XVIII в.- нач. XIX в. Н. С. часто переходил из одной келлии в другую. Он жил в братстве старца Анании (к к-рому принадлежал иером. Евфимий, сохранивший воспоминания о посещениях Н. С. их келлии: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 17-18. § 16), затем перешел в др. келлию скита Пантократора - св. Василия, где подвизался вместе со знаменитым старцем-колливадом Сильвестром Кесарийцем (Ibid. Σ. 17. § 15), однако, увидев, что отягощает старца Сильвестра своим присутствием, переселился в мон-рь Пантократор. Прожив там нек-рое время, Н. С. устал от общения с монахами и в 1794 г. приобрел каливу неподалеку от келлии св. Василия (Ibid. Σ. 18. § 16), а под конец жизни чаще всего пребывал в келлии Скуртеев в Карее, где и почил ( Citterio. 2002. P. 912). Братство келлии св. Георгия получило название по имени старца иером. Парфения Скуртоса (о нем см.: Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005). Н. С. на протяжении всей жизни оставался строгим постником, довольствуясь чаще всего рисом, сваренным на воде, водой с медом, мочеными бобами и т. п. пищей. Зная его особенность, соседи нередко старались что-то приготовить и послать ему или пригласить его в гости ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 18. § 16). Во всех местах своего пребывания Н. С. продолжал писательский и редакторский труд и много времени уделял умной молитве, испытывая и бесовские нападения (Ibid. Σ. 19-20. § 17-18). В нач. XIX в. Н. С. подготовил к изданию немало экзегетических и агиографических произведений, лишь часть из к-рых была опубликована при его жизни (Ibid. Σ. 32-33. § 6). Кроме того, Н. С. работал над изданием святоотеческих творений прп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (1816), прп. Мелетия Исповедника (этот труд был опубликован лишь в 1928; подробнее см. в ст. Мелетий Галисиот ). В 1809 г. Н. С. пришлось защищаться от обвинений в ереси, в связи с чем им был написан апологетический труд «Исповедание веры», опубликованный в 1819 г. душеприказчиками преподобного - монахами Стефаном и Неофитом из братства Скуртеев (Ibid. Σ. 23-24. § 21; 31. § 5). В эти годы Н. С. был достаточно известен как опытный подвижник, и к нему, по рассказу автора Жития, иером. Евфимия, за советом приходили мн. монахи и миряне ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 21-22. § 20). Н. С., как и свт. Макарий Нотара, был также наставником и вдохновителем новомучеников. Так, в частности, в 1800 г. он подготовил к подвигу мч. Константина Идрского (Encyclopedia dei santi: Le Chiese Orientali. R., 1999. Vol. 1. Col. 570; Citterio. 2002. P. 913).

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

Житие Мелетия Галисиота (BHG 1246а) 1376 . Lavriotis S. Βος κα πολιτεα κα μερικ Θαυμτων διγησις το σου πατρς μν Μελετου το μολογητο//GP 1921. 5. 582–584, 609–624; θως. 1928. 8–9. 9–11. Экзегетические соч. Экзегетические катены на Священное Писание (большая часть неизд.) Исторические соч. 1377 . Manousakas Μ. Ι. Μακαρου Φιλαδελφεας το Χρυσοκεφλου νκδοτα χρονικ σημειματα (1344–1346) ες δο ατογρφους Μαρκιανος κδικας// Θησαυρσματα. 1967. 4. 7–19. Антология Розарий (неизд. антология классич., святоотеч. и поздневиз. авторов). Собрание пословиц 1378 . Macarius Chrysocephalus. Paroemiae/Ed. Leutsch E. L. Göttingen 1851. 135–227. (Corpus paroemiographorum Graecorum. 2). Hildesheim 1958 [=TLG 9008/1]. Молитва от нашествия варваров (PG 150. 37–239) Исследования 1379 . Capone С. М. Dione Crisostomo negli Excerpta di Macario Crisocefalo//Sileno. Rivista di studi classici e cristiani. Roma. 1981. 7. 101–119. 1380 . Cottone M. Frammenti di Sinesio//SBN. Atti del IV Congr. Naz. di Studi Biz. Galatina 1983. 79–86. 1381 . Lackner W. Ein angebliches Opusculum des Makarios Chrysokephalos über den ρος ζως//JÖB 1983. 33. 75–78. 1382 . Lampsidis O. Les «Gnomologia» tirés de la Chronique de K. Manasses//Byz 1985. 55. 118–133. 1383 . Passarelli G. I. Il trattato sul termine della vita attribuito a Macario Crisocefalo (1300–1382)//BBGG 1978. 32. 77–82. 1384 . Walther R. Ein Brief an Makarios, den Metropoliten von Philadelpheia//JÖB 1973. 22. 219–232. 1385 . Walther R. Weitere Briefe an Makarios, den Metropoliten von Philadelpheia (1336–1382)//JÖOB 1974. 23. 215–227. Филофей Коккин PG 154 и 119; TLG 325; Beck 723–727; DS 12. 1389–1392; DThC 12/2. 1498–1509; PLP 11917; ThEE 11. 1119–1126 Ок. 1300–1377/1378, св. Патр. КНП (1353–1354, 1364–1376). Один из наиболее изв. паламитов и самых плодовитых писателей. В его патриаршество был канонизирован св. Григорий Палама . Сыграл большую роль в распространении паламизма на Руси. Житие и служба 1386 . Dentakis В. L. Βος κα κολουθα το αγου Φιλοθου ( Κοκκνου), πατριρχου Κωνσταντινουπλεως (1353–1354 κα 1364–1376) το Θεολγου, νν τ πρτον κδιδμενα. θναι 1971. ( συχαστικα κα Φιλοσοφικα Μελται. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Пр. Макария римского, † 394 или 395 (иначе александрийский или городской). Вас. Петр. Рум. Ев. 106 и 112 (Сирл. 1295. М. Гр. 23 окт. Моск. 8 февр. Иерон. мР. А. У. Н. В. Р. М. Р. янв. 2). Св. муч. Евфрасии девы, † в 303 году в Никомидии. Вас. Петр. Акад. 239. (247. 249 Евпраксии. Вас. втор. 16 марта, 240 и другие 14 марта). Св. Арсения , архиеп. керкирского 8 в. (т. е. в Корфу). Св. 1659. Каппон. М. Гр. Киев. Мес. сн. Филар. Обзор песноп. § 3. II. Пренесение мощей св. Григория Богослова в храм св. апостолов (в Царьград), в 950 г. при Константине Порфирородном (912–959). 239. 1295. Отверзение церковных дверей молитвою св. Василия В. в Никее. Нан. 2. 239. 1295. В слав. пен. прологе сказание 1 янв. Пр. Мелетия Валлисиота, † 1203, (у Никод. Галисиота † 1250). Св. Марка Евгеника, архиеп. Ефесского, † 1447. (В других 13 янв.). III. Память пр. Макария печерского XII в. Мощи в Антониевой пещере. Преставление блаженного Феодора юродивого в Новгороде, † 1392. Белоз. 493, 516. 51 † Мощи под спудом. Служба есть. Пр. Антония , ученика Иоанна зедазнийского VI в., основателя Марткопской обители в Кахетии и потом столпника. Мощи в Марткоп. соборе. (По афонск. иверск. книгам 17 янв.). IV. Муч. Феодосии . 51. Св. Ианнуария . Син. 1. (может быть африк. мучен. в Иероним. и Р. М.). V. Феодота , еп. кипрского. Вас. LXI. Акад. Слепч. Охр. и др. (2 мар.). Павла пустынника. Неап. (15 янв.). Лукиана, Павла и детей их. Син. 1. Екл. Охр. 1295 (3 июня). Мучч. Валериана и Кандида . 1621. 51 (21 янв.). Пр. Марка афинского. Мил. (5 апр.). Пр. Макария желтоводского. 1621. 51. Белоз. 493. 516 (25 июля). Пр. Евфимия сянжемского. 201 (11 апр.). 20 I. Евфимия Великого. Основатель лавры близ Иерусалима на правой стороне иерихонской дороги, † 473. Все. †. М. 12 в. Каноны I. монаха и Феофана. Стихир. Германа, Студита. Служба. М. Р. (Ев. янв. 21). Свв. мучч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида , † 303 в Никомидии с 5 рабами. Вас. Петр. (Ем. Хлуд. 158 мая 1). Свв. мучч. Инны, Пинны и Риммы . Славяне малой Скифии, ученики ап. Андрея, заморожены в реке. Вас. Петр. В Сербском прологе XIII в. Енен, Нирин и Пень. (Кал. и друг. 20 июня, пренесение, мощей по слав. прологу).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Феодорита, как бы её „вторую кафедру” 636 . В самый расцвет переговоров Василия с Западом Диодор находился у Мелетия в Армении в с. Гитасах, был там, когда св. Василий приходил туда и, несомненно, говорил со св. Мелетием относительно сношений с Афанасием и западными 637 . Не возвращаясь в Антиохию до 378 г., Диодор мог быть всё время с Мелетием. Таким образом, все письма св. Василия к Мелетию, все посольства проходили на глазах его. Мог ли он, ближайший помощник Мелетия по управлению Антиохией отличавшийся всегда замечательным характером проницательного и мужественного деятеля, пассивно относиться к серьёзным замыслам Василия, относительно своего отца и архипастыря? Сам св. Василий не скрывает, что он в затруднительных обстоятельствах пользовался советами и указаниями Диодора 638  – мог ли он обойтись совсем без указаний и одобрений Диодора в осуществлении такого грандиозного плана, как успокоение родной последнему церкви под священным исповеданием никейской веры и её исповедника – Мелетия Антиохийского ? Мог ли – особенно тогда, когда был с ним у Мелетия и когда после особенно полюбил его? Нам думается, что в самой-то идее св. Василия Великого успокоения Антиохии под главенством Мелетия можно находить не что иное, как расширение и развитие идеи, практически осуществлённой давно уже тем же Диодором, выношенной и выстраданной им. Мы разумеем союз Диодора с арианствующими в первом избрании Мелетия на кафедру Антиохии, когда, по инициативе Диодора, вся почти антиохийская церковь после 30-летних разделений и несогласий, под условием некоторых видимых уступок, готова была соединиться около Мелетия, епископа Севастийского. Не предвидел ли тогда Диодор возможности в будущем великой и серьёзной унии около личности Мелетия?! Не в видах ли широких светлых перспектив он принимал деятельное участие тогда в интронизации святого, богобоязненного Мелетия?! Всё это невольно создает гипотезу участия Диодора в известных сношениях св. Василия с Западом и св. Афанасием относительно объединения Антиохии около кафедры Мелетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

В своих письмах к нему св. Василий Великий заявляет, что «к пособию нашим церквам одно известное средство – единодушие с нами западных епископов» и что Афанасию Великому, как известному на Западе ревностью по Православию, более всего приличествует послать к западным епископам нескольких мужей из православных с целью известить их о бедственном положении восточных церквей и указать им средства к помощи Востоку. В то же время св. Василий старается примирить Афанасия Великого с Мелетием Антиохийским и указывает, что единение с церковью Антиохийской очень важно и, при православии Мелетия, вполне возможно и что оно не противно и западным епископам (см. 66-е и 67-е п. к Аф. Ал. в 371 г.), как то видно из писем их, принесенных Силуаном (п. 67, к Аф. Ал. 371 г.). Нельзя, однако, согласиться со св. Василем Великим в том, что западные епископы якобы желали видеть Мелетия архиепископом Антиохийским, хотя св. Василий Великий и ссылается на их письма, принесенные Силуаном, – так как это противоречило бы известному заступничеству западных епископов за Павлина и недоброжелательству их к Мелетию. Очевидно, что ссылка св. Василия на желание западных епископов в данном случае может быть понята только так: западные епископы не признавали Мелетия архиепископом Антиохийским, считая его арианином; но св. Василию хорошо была известна православность Мелетия, чем и устранялась причина нежелания западными епископами Мелетия и, по мнению Василия Великого , они должны были признать Мелетия архиепископом Антиохийским как рукоположенного ранее Павлина. Вот почему св. Василий и выразился, что «признание Мелетия угодно и западным епископам». Впоследствии же оказалось, что западные епископы вовсе не вняли свидетельству св. Василия Великого о православии Мелетия и упорно стояли за Павлина. Таким образом, мы видим, что св. Василий Великий стремится примирить между собой восточных епископов и привлечь к общению с ними через св. Афанасия Александрийского епископов Западной Церкви. Св. Афанасий Великий готов действовать по плану Василия Великого и признать Мелетия архиепископом Антиохийским, что видно из 258-го письма Василия Великого к епископу Епифанию от 377 года, в котором читаем: «Блаженнейший «papas» (папа) Афанасий желал общения с Мелетием», но медлит, действуя осторожно и в сношениях с западными епископами и в деле церкви Антиохийской в виду сочувствия западных епископов Павлину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

Это, конечно, только напрягало деятельность Диодора в защите правды своего исповедания и нового высокого его покровителя в Антиохии – епископа Мелетия. Но история свидетельствует, что славный и мужественный Диодор не затруднялся никакими тяжёлыми условиями своей деятельности. Он всеми силами работал над популярностью Мелетия, как подлинного предстоятеля Антиохии, и сумел связать членов своей паствы союзом любви к изгнанному епископу настолько, что, хотя „пастырь Мелетий был изгнан, овцы не рассеялись, кормчий был выброшен, ладья не погружалась” 405 . Его стараниями личность Мелетия была возведена на высоту благоговейного почитания; имя Мелетия стало так общеупотребительным, что слышалось везде, многие начертывали его образ на перстнях, вместо камней, на печатях, на частях и стенах домов, почти каждый старался назвать своё дитя его именем, думая через это ввести св. Мелетия в свой дом 406 . Такой открывшейся деятельностью пасти стадо Мелетия, оберегая его стадо от козней врагов истины, Диодор встретил после смерти Констанция и новое царствование – Юлиана. Глава четвёртая. Диодор в Антиохии в царствование императора Юлиана (361–363 г.). Планы Юлиана сделать язычество вновь господствующим и государственным культом империи. Отношение его к христианству – его веротерпимость и преследование христиан, литературная борьба Юлиана с христианством. Христианская Церковь в эпоху Юлиана. Юлиан и Диодор в Антиохии. Свидетельства истории о борьбе Диодора с императором Юлианом. Сочинение Диодора и их значение в общей его характеристике, как деятеля юлиановской эпохи. Диодор и арианство в Антиохии в эпоху Юлиана: антиохийский аномейский собор 361 г., мелетиане в Старой церкви Антиохии. Александриений собор 362 года и отношение его к антиохийским партиям св. Мелетия (=Диодора) и Павлина. Поставление Павлина епископом Антиохии. Возвращение Мелетия в Антиохию. Диодор в Антиохии при Мелетии. Новое царствование Иовивиана (363–364 г.). Св. Афанасий в Антиохии и отношение его к мелетианам и Павлину.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Констанций даже приказал сослать святого Мелетия в ссылку. Некоторые из православных антиохийских христиан не переставали чтить Мелетия, но другие не переставали на него негодовать потому собственно, что Мелетий был вызван в Антиохию арианами. Последние недоброжелатели Мелетия имели даже своего еп. Павлина. Таким образом сама православная Антиохийская церковь разделилась на две стороны, несмотря на то, что обе стороны держались одного и того же учения (Сокр. 2, 44). Разделение дошло до того, что несогласные не хотели даже молиться в одной церкви: приверженцы Павлина собирались в одной церкви, сторонники Мелетия – в другой (Сокр. 3. 8). При начале заседаний Константинопольского собора св. Мелетий, как известно, скончался; св. Григорий Богослов требовал, чтобы в преемники Мелетию на кафедру Антиохийскую вновь не избирали никого, чтобы Павлин один был признан епископом для всей Антиохии, но прочие члены собора с мнением Григоия не согласились и на место Мелетия избрали нового епископа, чем, очевидно, только поддрежали раскол. 45 Осуждения, на кои указывает здесь св. Григорий, были с двух сторон: епископы египетские осуждали его за то, что он занял Константинопольскую кафедру, имея свою в Сасимах; почитатели Мелетия за то, что св. Григорий по кончине Мелетия сильно держал сторону Павлина. 46 Для разъяснения того, почему в правиле собора поименовывается столько именно округов, ни больше, ни меньше, и почему округи сии являются именно с сими наименованиями, а не с какими другими, надлежит принять во внимание гражданское устройство тогдашней восточной Римской империи. Восточная префектура (одна из 4-х, на кои разделена была Римская Империя: Восточная, Иллирийская, Галльская, Италийская) обнимала собою 5 округов: Египетский, Восточный, Асийский, Понтийский и Фракийский. (Cabassut synops. Concil pars 3, dissert 14 de provinciis Ecclesiae). К этому распределению гражданскому применяется и управление церковное. 47 Некоторые римско-католические юристы в примечаниях на кодексе Грациана, который внес это правило в свое собрание, пишут, что апостольская церковь Римская от самого начала сего правила не принимала (Гефеле 2, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010