Как пишет свт. Епифаний, омии «по обстоятельствам времени скрывали свои мысли». По этой причине среди тех, кто присоединился к партии омиев, были и те, кто придерживался вполне православных взглядов (Панарий. 73, Это замечание свт. Епифания свидетельствует о чрезвычайной сложности ситуации, в которой оказалась Церковь в период между Первым и Вторым Вселенскими Соборами. Провести четкие границы между различными богословскими течениями было практически невозможно. Французский исследователь Фердинанд Каваллера, анализируя церковную жизнь на Востоке в годы торжества здесь различных арианских и полуарианских партий, отмечал, что в хаосе борьбы различных партий было крайне сложно отличить тех, кто сохранял верность Никейскому Собору, от тех, кто принципиально отвергал его Понятно, что свт. Мелетия никак нельзя причислять к приверженцам строго арианства (аномеям). Он также едва ли мог быть омиусианином, ибо был поставлен на кафедру в Селевкии как раз вместо омиусианина Евстафия. С другой стороны, нет и свидетельств того, чтобы свт. Мелетий до 360 г. открыто поддерживал никейскую партию. Скорее всего, он действительно был близок к кругу Акакия Кесарийского. Однако, как настаивает Ф. Кавеллера, здесь следует говорить не о солидарности свт. Мелетия с богословской позицией омиев, а лишь о своеобразной «принадлежности к партии». Нет свидетельств тому, чтобы свт. Мелетий был идеологом и пропагандистом доктрины омиев. Современники, хотя и признавали факт близости Мелетия к кругу Акакия Кесарийского, всё же никогда не говорили о нем как о еретике. Избрание свт. Мелетия на Антиохийскую кафедру Теперь следует сказать и о ситуации, сложившейся в Антиохии к моменту избрания на эту кафедру свт. Мелетия. Еще около 327-330 гг. с Антиохийской кафедры был низложен свт. Евстафий (его не следует путать с Евстафием Севастийским), который был участником I Вселенского Собора и последовательно защищал его определения. Очевидно, он был низложен в результате интриг Евсевия Никомидийского. При этом против свт. Евстафия выдвигали разные обвинения: и в нравственной нечистоте, и в оскорблении матери императора, и в савеллианстве. Как бы там ни было, Евстафий был низложен. Видимо, вскоре он скончался в ссылке, хотя год его смерти остается в науке предметом

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5923017...

Как пишет свт. Епифаний, омии «по обстоятельствам времени скрывали свои мысли». По этой причине среди тех, кто присоединился к партии омиев, были и те, кто придерживался вполне православных взглядов (Панарий. 73, 23) . Это замечание свт. Епифания свидетельствует о чрезвычайной сложности ситуации, в которой оказалась Церковь в период между Первым и Вторым Вселенскими Соборами. Провести четкие границы между различными богословскими течениями было практически невозможно. Французский исследователь Фердинанд Каваллера, анализируя церковную жизнь на Востоке в годы торжества здесь различных арианских и полуарианских партий, отмечал, что в хаосе борьбы различных партий было крайне сложно отличить тех, кто сохранял верность Никейскому Собору, от тех, кто принципиально отвергал его учение Понятно, что свт.  Мелетия никак нельзя причислять к приверженцам строго арианства (аномеям). Он также едва ли мог быть омиусианином, ибо был поставлен на кафедру в Селевкии как раз вместо омиусианина Евстафия. С другой стороны, нет и свидетельств того, чтобы свт.  Мелетий до 360 г. открыто поддерживал никейскую партию. Скорее всего, он действительно был близок к кругу Акакия Кесарийского. Однако, как настаивает Ф. Кавеллера, здесь следует говорить не о солидарности свт. Мелетия с богословской позицией омиев, а лишь о своеобразной «принадлежности к партии». Нет свидетельств тому, чтобы свт.  Мелетий был идеологом и пропагандистом доктрины омиев. Современники, хотя и признавали факт близости Мелетия к кругу Акакия Кесарийского, всё же никогда не говорили о нем как о еретике. Избрание  свт. Мелетия на Антиохийскую кафедру Теперь следует сказать и о ситуации, сложившейся в Антиохии к моменту избрания на эту кафедру свт. Мелетия. Еще около 327-330 гг. с Антиохийской кафедры был низложен свт. Евстафий (его не следует путать с Евстафием Севастийским), который был участником I Bceлehckoro Собора и последовательно защищал его определения. Очевидно, он был низложен в результате интриг Евсевия Никомидийского. При этом против свт. Евстафия выдвигали разные обвинения: и в нравственной нечистоте, и в оскорблении матери императора, и в савеллианстве. Как бы там ни было, Евстафий был низложен. Видимо, вскоре он скончался в ссылке, хотя год его смерти остается в науке предметом дискуссий .

http://bogoslov.ru/article/6173952

После ссылки свт. Евстафия престол Антиохии надолго перешел в руки ариан, а строгие никейцы (их стали называть «евстафианами», по имени сосланного православного епископа) не имели в Антиохии ни одного храма. Селевкийский собор в 359 г. низложил с Антиохийской кафедры крайнего арианина Евдоксия, который вскоре смог занять Константинопольский престол. Антиохийская кафедра стала вакантной. Именно в этой ситуации в 360 г. на неё взошел свт. Мелетий. Практически все доступные источники однозначно говорят о том, что свт. Мелетий был поставлен на Антиохийский престол по протекции Акакия Кесарийского. При этом большинство древних писателей столь же однозначно свидетельствуют, что Мелетий не оправдал надежд партии омиев. Когда Мелетий прибыл в Антиохию, то публично «выразил прямой смысл учения о Боге» (Кн. II, гл. 31) . Свт. Епифаний также пишет, что партия Акакия обманулась в своих ожиданиях относительно Мелетия: «Этот Мелетий, поставленный приверженцами Акакия, считался у них последователем их мнения, но не таковым оказался, как многие о том рассказывают» (Панарий. 73, 28) . Именно к 360 г. относится и первый доступный документ, излагающий богословскую позицию свт. Мелетия. Это его беседа на слова из Книги Притч Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя (Притч 8, 22). По версии блаж. Феодорита, избрание нового епископа происходило в Антиохии в присутствии императора Констанция, который пожелал, чтобы все кандидаты произнесли речь на указанный библейский стих . Выбор этого стиха был неслучайным, ибо именно на нем ариане основывали свое учение. Потому в толковании этого стиха могла с полной очевидностью проявиться богословская позиция каждого кандидата. Опираясь на это свидетельство Феодорита, некоторые исследователи полагают, что фактически в Антиохии был проведен богословский диспут, по результатам которого и принималось решение о назначении нового епископа . Однако другие источники не связывают проповедь свт. Мелетия с процедурой избрания Антиохийского епископа. Например, свт. Епифаний пишет, что это была первая беседа свт. Мелетия, обращенная к антиохийской пастве уже после назначения на кафедру (Панарий. 73, 28) . Именно свт. Епифаний и сохранил для нас текст этой беседы (Панарий. 73, 29-33) .

http://new.mospat.ru/ru/authors-analytic...

После ссылки свт. Евстафия престол Антиохии надолго перешел в руки ариан, а строгие никейцы (их стали называть «евстафианами», по имени сосланного православного епископа) не имели в Антиохии ни одного храма. Селевкийский собор в 359 г. низложил с Антиохийской кафедры крайнего арианина Евдоксия, который вскоре смог занять Константинопольский престол. Антиохийская кафедра стала вакантной. Именно в этой ситуации в 360 г. на неё взошел свт. Мелетий. Практически все доступные источники однозначно говорят о том, что свт. Мелетий был поставлен на Антиохийский престол по протекции Акакия Кесарийского. При этом большинство древних писателей столь же однозначно свидетельствуют, что Мелетий не оправдал надежд партии омиев. Когда Мелетий прибыл в Антиохию, то публично «выразил прямой смысл учения о Боге» (Кн. II, гл. Свт. Епифаний также пишет, что партия Акакия обманулась в своих ожиданиях относительно Мелетия: «Этот Мелетий, поставленный приверженцами Акакия, считался у них последователем их мнения, но не таковым оказался, как многие о том рассказывают» (Панарий. 73, Именно к 360 г. относится и первый доступный документ, излагающий богословскую позицию свт. Мелетия. Это его беседа на слова из Книги Притч Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя (Притч 8:22). По версии блаж. Феодорита, избрание нового епископа происходило в Антиохии в присутствии императора Констанция, который пожелал, чтобы все кандидаты произнесли речь на указанный библейский Выбор этого стиха был неслучайным, ибо именно на нем ариане основывали свое учение. Потому в толковании этого стиха могла с полной очевидностью проявиться богословская позиция каждого кандидата. Опираясь на это свидетельство Феодорита, некоторые исследователи полагают, что фактически в Антиохии был проведен богословский диспут, по результатам которого и принималось решение о назначении нового Однако другие источники не связывают проповедь свт. Мелетия с процедурой избрания Антиохийского епископа. Например, свт. Епифаний пишет, что это была первая беседа свт. Мелетия, обращенная к антиохийской пастве уже после назначения на кафедру (Панарий. 73, Именно свт. Епифаний и сохранил для нас текст этой беседы (Панарий. 73,

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5923017...

I. Для обоснования тезиса 1 патриарх следующим образом отсылает читателя к сочинениям александрийского святителя: «А вот что говорит святой Григорий Чудотворец и вместе с ним Афанасий. Св. Афанасий, с одной стороны, в своем обличении лицемерия приверженцев Мелетия и [Павла] Самосатского, с другой — в письме к Серапиону, пишет в первом: “Невозможно было бы Духу принимать участие в славе Троицы, если бы Он не происходил от Бога через Сына (μ προοδικς ν κ Θεο δ Yιο)”, во втором: “Дух, от Отца подаваемый и посылаемый, и Сам един есть, а не многие, и не из многих един, а един только Дух; ибо так как един есть Сын, Слово живое, то едина должна быть полная и совершенная, освящающая и просвещающая жизнь, представляющая Его действие и дарование, о которой говорится, что она от Отца исходит, поскольку от Слова, сущего от Отца, несомненно воссиявает, посылается и подается”» с. 557-558]. В данном случае цитируются два сочинения: 1) Слова «невозможно было бы Духу принимать участие в славе Троицы, если бы Он не происходил от Бога через Сына» с. 557-558] относятся к сочинению Refutatio hypocriseos Meletii et Eusebii («Опровержение лицемерия Мелетия и Евсевия против единосущия » , PG. 28. Col. 88.) По данным справочника Clavis Patrum Graecorum (CPG, N 2242), данное сочинение не принадлежит святителю Афанасию и написано одним из противников свт. Мелетия Антиохийского в антиохийской схизме IV в. (вероятно, Евагрием Антиохийским). 2) Вторая в данном отрывке цитата имеет отношение к тексту « К Серапиону, епископу Тмуисскому послание 1-е. Против хулителей, утверждающих, что Дух Святый есть тварь » . В русском переводе данная цитата представлена следующим образом: «И божественное Писание, устраняя невозможность истолковать словом и даже постигнуть мыслию, дает нам таковыя уподобления, чтобы, по причине неверия дерзновенных, можно было сказать просто и сказать безопасно, представить самым дозволенным образом и уверовать, что единое есть освящение, совершаемое от Отца чрез Сына в Духе Святом. Ибо как Сын единороден, так и Дух, подаваемый и посылаемый Сыном, есть един. Не многие посылаются Духи; и посылаемый Дух не один из многих, но единствен. Поелику един Сын, едино живое Слово; то надлежит, чтобы совершенная, полная, освящающая и просвещающая, живая действенность Его была едина, един был Дар, Который сказуется исходящим от Отца; потому что Он возсиявает, посылается и преподается Словом, а Слово мы исповедуем происшедшим от Отца» с. 31-32].

http://bogoslov.ru/article/6027849

Этот факт начавшегося естественного объединения двух религиозных партий, нам думается, и не понят был блаж. Иеронимом, как следует. Если же омиусиане у блаж. Иеронима названы тарсянскими еретиками, то это объясняется, по-нашему, особенной популярностью в то время Тарса, как центра такого омиусианства. Около этого времени только что окончил жизнь Тарсский епископ Силуан, виднейший представитель тогдашнего омиусианства († 373) 23 . Бароний находит даже возможным утверждать, что от Силуана начинают свою историю тарсянские полуариане 24 . Жизнь этого епископа, понимавшего своё омиусианство в духе омоусианства, особенно пред смертью , была полна скитаний и путешествий. Он бывал в Антиохии у Мелетия, путешествовал, по поручению антиохийского собора, на Запад для выяснения положения церковных дел на Востоке 25 . Очень вероятно, что усилившееся везде арианство в эпоху Валента не пускало Силуана в Тарс – там появился новый арианствующий епископ – и Силуан под конец жизни своей вместе с верными себе тарсянами принуждён был часто пребывать в Антиохии в единении с общиной Мелетия. Эти-то пришлецы из Тарса – омиусиане, духовные дети Силуана, и обозначены блаж. Иеронимом в письме к папе Дамасу, как тарсянские еретики 26 . Но, помимо всего этого, блаж. Иероним мог даже не подразумевать совсем Диодора в числе особенно беспокоивших его людей в Антиохии, жалуясь на назойливость или беспокойство их в пропаганде трёх ипостасей, ибо во время пребывания блаж. Иеронима в Антиохии Диодора там не было – он был в Армении у Мелетия. Таким образом, по-нашему, гипотеза о тарсском происхождении Диодора может соблазнять в известной степени лишь внешней, поверхностной силой доказательств. Исторический же анализ изобличает всю шаткость и неопределённость их. Родиной Диодора был не город Тарс, а Антиохия – это с более точным соответствием исторической действительности обосновывает, как мы сказали, св. Иоанн Златоуст 27 . Год рождения Диодора с точностью трудно установить. Первая точная, хронологическая дата, которую сохранили древние и позднейшие биографы его, относится к 350 году 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

В 360 г. Василий был поставлен в чтецы, затем рукоположен в пресвитеры, а в 370 г. избран митрополитом Кесарии Каппадокийской. Василий вырос среди омиусиан (подобосущников). Ему предстояло объяснить единосущие таким образом, чтобы оно стало приемлемым для них. Чтобы сплотить силы Православия, св. Василий вступил в переписку со св. Афанасием и с папой римским Дамасом. Он пытался убедить Рим признать права Мелетия, а не Павлина в антиохийском расколе, ибо он хорошо понимал всю богословскую правоту Мелетия. Но, увы, в Риме он встретил только весьма узколобое непонимание. Правитель каппадокийской провинции арианин Модест давил на св. Василия, чтобы тот принял арианство. Когда он убедился, что давление не дает результатов, а запугать Василия не удается, он разделил Каппадокию на две части. Василий стал митрополитом 1-й Каппадокии, а арианин Анфим Тианский - 2-й. Чтобы православие не утратило влияния, св. Василий начал срочно ставить своих людей на епископские кафедры «другой» Каппадокии. В частности, его брат Григорий во вдовстве стал епископом Нисским, а друг Григорий - епископом Сассимским. Св. Василий был пастырем par excellence, это было его призвание, в пастырстве заключался весь смысл его жизни. Несмотря на аскетизм и интеллектуальность, он стал самым образцовым епископом. Он активно участвовал в церковных делах: организовывал широкую благотворительность, помогал бедным, заступался за всех гонимых и несчастных. И в сочетании с безупречным образом жизни все это создало св. Василию громадную популярность Св. Василий был призван к служению в тяжелейшее для Церкви время: арианство, поддерживаемое государством, занимало господствующую позицию; свары, раздоры и расколы раздирали тело Церкви, и, казалось, она лежала в развалинах. Св. Василию выпала доля организатора и администратора, собирающего рассеянное бурями стадо, и он выполнил эту задачу, как никто другой. По словам св. Григория Богослова, Господь возжег Василия для всей вселенной через один град - Кесарию, и, воистину, титул вселенского пастыря, возвращающего мир Церкви Божией, необычайно подходит св. Василию.

http://sedmitza.ru/lib/text/434718/

Весьма примечательно, что в официальной хронике Архиерейского Синода РПЦЗ не содержится информации относительно направления представителя в Комитет Поместных Церквей. Можно предположить, что данное обстоятельство явилось следствием отсутствия имени Предстоятеля Русской Православной Церкви в Послании патриарха Константинопольского Мелетия (Метаксакиса) «К Благословенным и Честным Предстоятелям Святых Православных Церквей Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Эллады и Румынии» от 3 февраля 1923 г. . Однако в работе форума приняли участие Управляющий русскими православными церквями Константинопольского округа архиепископ Кишиневский и Хотинский Анастасий (Грибановский) и проживавший в Стамбуле архиепископ Александр (Немоловский), до 1922 г. являвшийся управляющим Северо-Американской епархией Русской Православной Церкви. Открытие всеправославного совещания, организованного Константинопольской Патриархией, состоялось 10 мая 1923 г. в Стамбуле. Весьма примечательна эволюция официального наименования данного собрания, отражающая стремления его организаторов и участников к повышению статусности проводимого мероприятия. Как отмечалось выше, Послание патриарха Мелетия (Метаксакиса) от 3 февраля 1923 г. призывало Предстоятелей Поместных Православных Церквей направить своих представителей для участия в работе Комитета (πιτροπ). В день начала своей работы всеправославный форум уже имел наименование Комитета (Комиссии) Православных Церквей (πιτροπ τν ρθοδξων κκλησιν) . Впоследствии официальное наименование форума еще дважды претерпит изменения, о чем будет сказано ниже. Обращаясь к составу Комитета Православных Церквей, необходимо отметить не только наличие в нем авторитетных лиц, но и отсутствие непосредственных представителей ряда автокефальных Церквей. В частности, отсутствовали представители Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей. Полномочными представителями Константинопольского Патриархата выступили митрополит Кизический Каллиник, профессор Богословской школы на острове Халки Василий Антониадис и генеральный секретарь Патриархии архимандрит Герман; представителями Сербской Православной Церкви являлись митрополит Черногорский и Приморский Гавриил (Дожич), в 1938-1950 гг. являвшийся Патриархом Сербским, и автор новоюлианского календаря, профессор математики и механики Белградского Университета Милутин Миланкович; представителями Румынской Православной Церкви были профессор Центральной семинарии в Бухаресте архимандрит Юлий (Скрибан) и сенатор Петр Дрангич; представителем Элладской Православной Церкви выступил митрополит Диррахийский Иаков. Полномочия представителя Кипрской Православной Церкви были делегированы иерарху Константинопольского Патриархата митрополиту Никейскому Василию (Георгадису), в 1925-1929 гг. являвшемуся Константинопольским патриархом .

http://bogoslov.ru/article/5724320

Иоанн, получивший в истории наименование Златоуста 2867 , происходил из богатой патрицианской фамилии 2868 . Год его рождения в точности неизвестен. Вероятно, он родился в 345 – 347 г. 2869 Отец Златоуста Секунд умер вскоре после рождения сына 2870 . Его мать Анфуса, с 20 летнего возраста оставшись вдовой 2871 , посвятила себя его воспитанию. Двадцати лет он делается учеником ритора Ливания 2872 и философа Андрагафия 2873 . Его намерением было сделаться юристом 2874 . Его красноречие и дарования по достоинству были оценены Ливанием, откровенно сознававшимся, что его преемником был бы Иоанн, если бы его не отняли христиане 2875 . Почувствовав отвращение к судебной деятельности, Иоанн решил удалиться от мира. Единомышленником его в этом отношении оказался его товарищ Василий 2876 , о котором ближе мы ничего не знаем. Это только голая догадка, что он тождественен с епископом Рафанеи, подпись которого значится в актах константинопольского собора 381 г. 2877 Иоанн с жаром отдался изучению св. писания 2878 и стал готовится к принятию крещения. После трехлетней подготовки, он получил последнее около 368 года из рук Мелетия антиохийского 2879 . Почти одновременно с этим совершилось его посвящение в чтецы 2880 . Учителями его в это время были Диодор тарсийский и Картерий, друг Максима, позднее епископа селевкийского и Феодора, епископа монсуетского 2881 . О строгости аскетической жизни Иоанна мы узнаем из его собственного свидетельства 2882 . На это время падает, не увенчавшая успехом, попытка побудить Златоуста и его друга Василия к принятию епископства 2883 . Вскоре после этого последовала кончина его матери Анфусы, позволившая ему удалиться на четыре года в пустыню 2884 . Страшные боли желудка, явившиеся следствием этого аскеза, заставили его вернуться в Антиохию и прибегнуть к помощи врачей 2885 . Это было около 380 г. Получив сан диакона в 381 г. из рук Мелетия 2886 , а затем в 386 г. сан пресвитера 2887 , Иоанн с жаром предался проповеднической деятельности, вознесшей его на вершину славы. На этот период жизни падает избрание его в константинопольского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Троице как в правосл., так и в арианском духе. С этой целью Д. и Флавиан в противовес арианским собраниям устраивали торжественные религ. выходы за город вместе с др. антиохийскими монахами, во время к-рых народ, воспевая священные гимны, возносил молитвы триипостасному, единосущному Богу. Спустя нек-рое время Д. начал выводить своих последователей к гробницам мучеников для совершения всенощных богослужений и Евхаристии. Под его рук. правосл. антиохийцы, проводя ночи в воспоминаниях о подвигах мучеников, воспевали псалмы и гимны в честь триединого Бога и Его святых, причем, по свидетельству блж. Феодорита, для большего влияния этих гимнов на народ Д. ввел в практику антиохийского богослужения антифонное пение (см. ст. Антифон ) ( Theodoret. Hist. eccl. II 24; ср.: Barhadb. Hist. eccl. 17). Вскоре по просьбе еп. Леонтия, заботившегося не столько об истине, сколько о внешнем мире в Антиохии, Д. начал собирать свою общину в церквах ( Theodoret. Hist. eccl. II 24). По смерти еп. Леонтия (358) Антиохийской кафедрой короткое время управлял еп. Евдоксий (впосл. епископ К-польский), убежденный противник никейской веры, друг Аэтия и Евномия . На это время, по мнению свящ. Н. Фетисова, может приходиться одно из изгнаний Д. из Антиохии, о которых говорит свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. Laus Diodori//PG. 52. Col. 764; Фетисов. 1915. С. 104). Следующий еп. Антиохийский, свт. Мелетий, был избран с согласия «защитников апостольских догматов» ( Theodoret. Hist. eccl. II 31), под к-рыми можно понимать Д. и Флавиана (Ibid. II 24). Первоначальная принадлежность свт. Мелетия к «компромиссной» партии омиев, наиболее влиятельной в то время (см. в ст. Арианство ), вселяла надежду на установление мира в Антиохии, раздираемой борьбой православных и арианствующих. Однако в результате избрания свт. Мелетия в среде евстафиан выделилась группа, не пожелавшая ему подчиняться. Сделавшись епископом Антиохии, свт. Мелетий довольно быстро встал на сторону никейцев,порвав с арианствующими, которые добились его изгнания из Антиохии в Армению.

http://pravenc.ru/text/178279.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010