Н.И. Гиббенет Глава XII Путешествие Мелетия с александрийским патр. Паисием и синайским архиеп. Ананией в Тифлис. – Встреча Мелетия с антиохийским патр. Макарием. – Уклончивость патриархов от поездки в Москву. – Распоряжение к встрече патриархов и обнадеживание их царскою малостью. – Прибытие патриархов в Астрахань и путешествие их в пределах российского государства. Мелетий отпустив Порфирия Оловеникова, Стефана Юрьева и Василия Иванова в Москву, сам отправился в Египет к александрийскому патриарху Паисию, подал ему царскую грамоту и Паисий обещал идти в Москву. Пока патриарх собирался в дальнюю дорогу, Мелетий посетил Синайские обители и склонил тамошнего архиепископа Ананию также ехать с ним на собор в Москву 254 . Из Египта они втроем отправились морем в Триполи; путь был очень трудный, на море много было страха, и они были преследуемы от морских разбойников; не менее того случилось с ними бед и на сухом пути во время путешествия по восточным странам 255 . Из Триполи они отправились в Дамаск, в надежде найти там антиохийского патриарха, но здесь узнали, что патриарх Макарий, до их прихода, отправился в Грузию, и через 32 дня, когда они дождались корабля, отправились в Эрзерум, отсюда в Карс и наконец 1-го Октября 1665 г. прибыли в Тифлис. Антиохийский патриарх, однако был в Имеретии. Мелетий тотчас же отправился к нему с данным из Москвы поручением и с посланием александрийского патриарха, который написал Макарию, что он желает с ним видеться и ожидает его в Тифлисе. Мелетия, однако к Макарию не допустили; имевшиеся у Мелетия письма к патриарху Макарию владетель Имеретии послал со своим гонцом и Макарий отвечал, что он через 10 дней будет к нему. Однако прошло много времени в ожидании антиохийского патриарха, и он не приходил; наконец Мелетий опять отправился к нему и встретил его на дороге; здесь он вручил патриарху царскую грамоту и вместе пошли в Тифлис, но здесь Макарий отказался идти в Москву за своими делами, которые хотел устроить. Услышав это, Паисий сказал, что и он не пойдет. Однако Мелетий упросил их: патриарх антиохийский согласился отправиться в путь весною после Пасхи и обещал прийти в Шемаху; патриарх александрийский с Мелетием отправились в Кахетию, а потом в Шемаху, в надежде пройти до Терека сухим путем или морем, но за неприятелем и за зимним временем не могли пройти ни тем, ни другим путем и оставались в Шемахе ожидать антиохийского патриарха и прибытия русского корабля 256 . Мелетий данные ему на дорогу деньги все израсходовал и просил прислать рублей пятьсот не меньше 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

12-го числа Святого Мелетия, архиепископа Антиохийского Уроженец Митилены Арменской, Мелетий около 357 г. избран на кафедру Севастийскую, но в 361 году Антиохийцы пригласили его к себе после того, как Мелетий удалился из Севастии по причине беспокойного духа Севастийцев. Впрочем и в Антиохии недолго прожил; после проповеди на слова: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя ( Притч.8:22 ), где показал, что тут говорится не о творении, а о новом виде домостроительства Божия, православие его явно стало всем, и ариане, окружавшие императора Констанция, побудили его изгнать Мелетия и заместить его арианином. Верные Мелетию собирались в так называемую «старую церковь », а иные, хотя и не отрекались от православия, составили особое общество и назывались «евстафианами», как ученики архиепископа Евстафия, скончавшегося в изгнании; они имели и своего епископа. По смерти Констанция Мелетий возвратился было, но изгнан Юлианом. Возвращенный Иовианом в 363 г., написал «Изложение веры» и многих ариан возвратил в православие. Валент в 372 году снова изгнал его. Возвращенный 378 года при Грациане, он отправился в 380 году на Второй Вселенский собор в Константинополь и был его председателем, но в феврале 381 года скончался, до окончания собора. Мощи его перенесены были из Константинополя в Антиохию. † Преподобной Марины подвижницы В Вифинии жил благочестивый человек Евгений 192 . Похоронив жену свою, он решился оставить мир. У него была маленькая дочка и значительное имение. То и другое поручил они надзору верного друга. Поселявшись в обители, стоявшей в 32 милях от города Александрии, он выполнял здесь послушание с любовию, и настоятель любил его более, чем других, как верного и усердного раба Божия. Спустя некоторое время, любовь отца привела на мысль его дочь, и он стал печалиться. Настоятель, заметив скорбь его, спросил его: о чем он печалится? «У меня осталось юное дитя в доме», отвечал отец. «Что же? возьми его сюда с собою», сказал настоятель, не знавший и не дознавшийся, что это дочь, а не сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

12. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5-й. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Начало Постной Триоди. Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления). Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха и службы Триоди в соединении с бденной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также в соединении с бденной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей... в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную». Служба свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского, поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и Богородицы (Иверской иконы) – 4. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (Иверской иконы) – 3. На литии стихира храма и Триоди (см. на хвалитех) . «Слава» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие...» (см. славник литийных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы; см. на литии). На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Отягченныма очима...» (см. славник стиховных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы), глас тот же: «Приидите, вси монаси и мирстии...» (см. на стиховне великой вечерни). По Трисвятом – тропарь Богородицы (Иверской иконы), глас 1-й (трижды) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-25/

12. Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Приводим порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также порядок совершения службы Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, в соединении с полиелейной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . При совершении богослужения следует руководствоваться 6-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще случится Обретение честныя главы Иоанна Предтечи в субботу сыропустную» . Примечание. Рядовая служба Минеи (свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского) переносится на малое повечерие в сырную среду вечера (см. 9 февраля) . А. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (отцов), глас 4-й: «Боже отец наших...», «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 1-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди (отцов). Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по 1-м стихословии; седален Богородицы по 2-м стихословии. «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Егда явление...». Каноны: Богородицы (Иверской иконы) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди (отцов) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Примечание. Типикон указывает стихословить библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви...», в Триоди Постной содержится указание на будничную редакцию библейских песней: «Господеви поем...» . В текущем году по причине совершения в этот день полиелейной службы библейские песни должны стихословиться в праздничной редакции: «Поем Господеви...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-25/

Архиеп. Антиохии (362-388), глава евстафианской (строго православной, никейской) общины этого города; противник свт. Мелетия I Антиохийского (360-381). Ко времени низложения интригами ариан (ок. 330) свт. Евстафия Антиохийского П. был пресвитером в Антиохии. По свидетельству свт. Иоанна Златоуста , антиохийца и представителя партии еп. Мелетия, свт. Евстафий, удаляясь в изгнание, заповедовал «не отлучаться, не уступать волкам и не предавать им паствы, но оставаться внутри, заграждая им уста и обличая их, а простейших из братьев утверждая» ( Ioan. Chrysost. In S. Eust. 4). П. и его сторонники восприняли это напутствие буквально и отказывались признавать кого-либо из преемников свт. Евстафия, даже тех, кто, как еп. Флакилл и позже еп. Мелетий, придерживались вполне правосл. исповедания, но скомпрометировали себя общением с арианами. Согласно арианскому историку Филосторгию ( Philost. Hist. eccl. III 18), П. даже нек-рое время сопровождал свт. Евстафия в ссылке. Арианствующий еп. Антиохии Леонтий (344-357/8) лишил П. сана, однако его сторонники отказались это признать. На протяжении неск. десятилетий (нач. 30-х - нач. 60-х гг. IV в.) евстафиане во главе с П. продолжали собираться в Антиохии лишь в одном небольшом храме внутри городских стен ( Sozom. Hist. eccl. III 9). Офиц. епископы Антиохии не считали их серьезными соперниками, а еп. Флакилл даже относился к ним с симпатией. К тому же П. имел репутацию нравственного и благочестивого человека среди антиохийцев. Т. о., его община благополучно пережила эти наполненные внутрицерковной борьбой годы. Свт. Афанасий I Великий считал общину П. несомненным выразителем голоса православных в Антиохии. Он вступил в общение с П. в 346 г., когда возвращался в Александрию из очередного изгнания через Антиохию и Иерусалим (Ibid. III 20). Поэтому на Александрийском Соборе в 362 г. Антиохийскую Церковь представляли 2 диакона, направленные именно П. Александрийский Собор стремился примирить обе православные партии в Антиохии, мелетиан и евстафиан, предлагая мелетианам безоговорочно признать I Вселенский Собор и Никейский Символ веры, а евстафианам в ответ на это признать епископом Мелетия, поскольку в этом случае у них не останется догматических претензий. Этот план предлагался в соборном послании к антиохийцам ( Athanas. Alex. Ad Antioch.//PG. 26. Col. 796-809).

http://pravenc.ru/text/2756974.html

А.В. Попов Глава 8. 1906 год § 1. Поминки по Патриархе Антиохийском Мелетие (19 февраля/4 марта 1906 г.) «В воскресенье, в пять часов вечера, в Сиро-арабской православной кафедральной церкви г. Бруклина соборным Архиерейским служением совершено торжественное поминовение почившего блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Мелетия. Неожиданная кончина патриарха Мелетия – тяжкий удар для православных сирийцев как на родине, так и в здешней американской колонии. С грустью приняли православные наши собратья сиро-арабы эту весть, дошедшую сюда, вследствие медленности в сообщениях, уже долго спустя после дня самой кончины, чрез посредство русских газет. Сердечные братские отношения между двумя нашими ветвями Православной Церкви в Америке вызвали самое искреннее проявление сочувствия с русской стороны сирийской православной церкви в постигшем ее горе. Его Высокопреосвященство высказал желание участвовать в поминовении почившего Патриарха в сирийском кафедральном храме, среди сынов далекого Востока. Так как в ближайшее воскресенье некоторые обстоятельства, – посвящение во священники для Канады о. Гр. Вархола 858 , – требовали Владычнего присутствия на литургийном богослужении в русском кафедральном Нью-Йоркском Соборе, то панихида в Бруклине была назначена на 5 часов вечера, о чем Преосвящ. Рафаилом и было сообщено в арабской печати к общему сведению. Извещение собрало к назначенному часу много богомольцев, которые и встретили прибывшего Архипастыря. С Его Высокопреосвященством прибыли кафедральный протоиерей А. Хотовицкий, крестовый иеромонах Иоанникий и диакон А. Кальнев. Почти одновременно прибыл выразить соболезнование и помолиться и Русск. Генер. Консул Н.Н. Лодыженский. В церкви Его Высокопреосвященство был встречен сирийским священником со крестом, а в алтаре приветствован преосвященным Рафаилом. Облачившись, Архипастыри вместе с духовенством вышли из алтаря. Посредине на аналое, рядом с уготованной кутией, стоял образ Божией Матери и, по восточному обычаю, убранный зеленью и пальмами портрет патриарха Мелетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Святой Мелетий был сначала епископом Севастийским в Армении 1330 , но потом следующим образом был возведен на архиепископский престол в Антиохии. Архиепископ Антиохийский Евдоксий 1331 , последователь арианского заблуждения, прельщаемый богатством константинопольского престола, захотел перейти туда, так как занимавший перед тем место архипастыря в Константинополе злочестивый еретик Македоний 1332 был извержен, а в царство Констанция 1333 , сына Константина Великого, церковь Константинопольская изобиловала многими сокровищами и была гораздо богаче антиохийской и других церквей; посему Евдоксий, пренебрегая престолом антиохийским, начал домогаться престола константинопольского. Узнав о происках своего архиепископа, жители Антиохии сильно обиделись на Евдоксия, негодуя на него за то, что он презирает свою церковь , и потому изгнали его. Отправившись в Константинополь, Евдоксий получил там престол 1334 ; а жители Антиохии, собрав собор, совещались все вместе, кого бы выбрать на место Евдоксия; на этом соборе большую часть присутствующих составляли арияне, которые были тогда в большой силе; число же православных было невелико; к тому же их презирали и называли евстафианами, по имени святого Евстафия, который в бытность свою архиепископом Антиохийским потерпел изгнание за православную веру. На устах всех присутствующих на том соборе было имя святого Мелетия, все хотели иметь его у себя архиепископом, но особенно желали того ариане: ибо они считали его своим единомышленником и надеялись, что он и евстафиан склонит к их мудрованию и всю Антиохию научит арианскому заблуждению. Итак, на соборе общим голосом Мелетий был избран на архиепископскую кафедру; соборное постановление все подтвердили подписью своих рук и отдали его на сохранение бывшему на том соборе святому Евсевию, епископу Самосатскому, мужу православному. Затем послали свою просьбу к святому Мелетию вместе с царской грамотой, и с великой честью при большом стечении народа привели его в Антиохию; прибытие в город этого святого мужа епископ Феодорит 1335 описывает так: «Когда призванный царем великий Мелетий приближался к Антиохии, ему вышли навстречу все, кто носил сан священника, церковнослужители и все граждане: здесь были и иудеи и неверующие, все желали одного – увидеть славнейшего Мелетия».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Расстройство финансов во время тринадцатилетней войны. – Выпуск медных денег. – Их упадок в цене. – Воровские деньги. – Московский бунт 1662 года. – Отмена медных денег. – Ссора царя с патриархом: причины ее. – Враги Никона. – Раскол: его причины. – Исправление книг при патриархе Иосифе. – Единогласное пение и проповедь: восстание против этих нововведений. – Исправление книг при Никоне. – Сопротивление прежних исправителей. – Мысль об антихристе. – Монах Капитон. – Сопротивление соловецких монахов исправленным книгам. – Челобитная царю на Никона. – Окончательный разрыв его с царем. – Удаление в Воскресенский монастырь. – Успокоение Никона. – Раздражение возобновляется. – Невозможность выбрать нового патриарха вследствие требований Никона. – Пребывание Никона, в Крестном монастыре. – Собор 1660 года. – Протест Славеницкого. – Дело об отраве. – Бабарыкинское дело. – Письмо Никона к царю по этому случаю. – Паисий Лигарид. – Его старание помирить Никона с царем. – Вопросы Стрешнева и ответы на них Лигарида. – Возражение Никона на эти вопросы и ответы. – Донос Бабарыкина на Никона. – Поездка князя Одоевского и Лигарида с товарищами в Воскресенский монастырь по этому случаю. – Отправление монаха Мелетия на Восток с вопросами к патриархам относительно поведения Никона. – Волнения между константинопольскими греками. – Патриархи дают ответы, осуждающие Никона. – Приезд Афанасия иконийского в Москву. – Затруднительное положение царя. – Он вторично отправляет Мелетия звать патриархов на собор в Москву. – Грамота патриарха Нектария иерусалимского в пользу Никона. – Сытинское дело. – Письмо Никона к царю с целью отвратить собор. – Внезапный приезд Никона в Москву и Зюзинское дело. – Грамоты Никона к восточным патриархам перехвачены. – Приезд патриархов александрийского и антиохийского. – Суд. – Осуждение. – Ссылка Никона в Ферапонтов монастырь. – Жизнь его там и сношения с царем. Два первые года тринадцатилетней войны были самым счастливым, самым блистательным временем в царствовании Алексея Михайловича, хотя и они омрачены были моровым поветрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Н.И. Гиббенет Глава II Отправление дьякона Мелетия к патриархам с царскими грамотами и жалованьем. – Инструкция Мелетию. – Грамоты царя А. М. к патриархам. – Письмо Вятского епископа Александра к царю с обличениями п. Никона . 30-го Декабря Мелетию дана инструкция: ехать в Киев, оттуда в Молдавию и в Царьград. По приезде в Молдавию, велено ему, проведать всяких вестей, писать великому государю и письмо послать в Киев к воеводе Чаадаеву. В Царьграде великого государя грамоты, которые посланы с Мелетием, за створчатыми печатями подать патриархам константинопольскому Дионисию и иерусалимскому Нектарию, если последний будет в Царьграде, и им говорить о приезде их в Москву; а если из них кому самому ехать нельзя, то послали бы от себя кого они изберут; а что патриархи будут говорить и на чем мысль свою будут полагать, обо всем том и о вестях отписать к великому государю с ведомыми ездоки и те письма послать в Киев или Москву, куда ездоки поедут. К патриархам александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому, если его в Царьграде не будет, и к бывшему цареградскому Паисию ехать ему, дьякону Мелетию, и делать все то же, как и в Царьграде и как можно скорее туда возвратиться. Когда патриархи между собою согласятся, кому из них в Москву ехать, или кого от себя послать захотят, и его, Мелетия, наперед ли себя отпустят или с собою ехать велят, о том ему писать прежде своего отпуска или поезда с ними, чтобы обо всем было ведомо подлинно; а чтобы то одноконечно учинить, чтобы александрийский, антиохийский, иерусалимский и бывший цареградский Паисий, а по нужде бы приехали двое, антиохийский и иерусалимский. Патриархам, которые захотят вместо себя послать, Мелетию говорить, чтобы они наместников своих послали архиереев добрых и ученых, благоразумных, едино словных, крепких и правдивых, могущих рассудить дело Божие в правду, не желая мзды и ласкания, и страха никакого, боясь разве суда Божия. Мелетию, будучи у вселенских патриархов, памятуя страх Божий, про патриарха Никона никаких лишних слов не говорить, кроме правды, и усердно стараться, чтобы они ехали в Москву или вместо себя кого отпустили вскоре 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Поражение арианства в пределах вост. части Римской империи было предопределено гибелью в битве при Адрианополе, 9 авг. 378 г., покровителя арианства, вост. имп. Валента. Православные на Востоке получили возможность восстанавливать свои позиции на основании закона от 378 г. зап. имп. Грациана о религ. свободе, к-рая давалась всем, кроме манихеев (см. ст. Манихейство), фотиниан и евномиан (см. ст. Евномий). В янв. 379 г. на переговорах имп. Грациана с военачальником Феодосием (впосл. имп. св. Феодосий I Великий), во время к-рых Феодосий был назначен вост. императором, несомненно речь шла и о церковных делах, о возможности нового Вселенского Собора. Глубокие раздоры православных 2 частей империи сделали невозможным их общий Собор. Но политика обоих императоров теперь была уже прямо направлена к торжеству Православия. Новый эдикт имп. Грациана от 3 авг. 379 г. дозволял исповедовать только Никейскую веру и запрещал все ереси. Имп. св. Феодосий 28 февр. 380 г. предписал следовать «той религии, которая была дана римлянам божественным Петром апостолом... и которой последуют понтифик Дамас и Петр, Александрийский епископ, муж апостольской святости, то есть чтобы мы веровали согласно апостольскому и евангельскому учению во единое Божество Отца и Сына и Духа Святого в равном величестве и во Святой Троице (sub pia Trinitate)» (CTh. 16. 1. 2). Арианские епископы Лукий Александрийский, Димофил К-польский и др. были изгнаны. Правосл. еп. Петр II Александрийский смог вернуться в Александрию. В К-поле правосл. община уже пригласила свт. Григория Богослова, но вся его паства могла поместиться в зале частного дома, где свт. Григорий устроил церковь. После торжественного входа в К-поль имп. св. Феодосия (24 нояб. 380) все храмы столицы были отданы православным; свт. Григорий описывает, как сам император в сопровождении множества воинов, при негодовании ариан, вводил его в собор Св. апостолов (Greg. Nazianz. De vita sua//PG. 37. Col. 1119-1121). Единство православных в К-поле было омрачено тем, что еп. Петр Александрийский пытался заместить на столичной кафедре свт. Григория Богослова своим ставленником, Максимом Киником. В Антиохию смог вернуться свт. Мелетий, еп. Антиохийский. Однако правосл. община сир. столицы была расколота. Если большая часть поддерживала свт. Мелетия, к-рого в свое время поддерживал свт. Василий Великий, истинный вождь православных в вост. части империи, за противника свт. Мелетия, еп. Антиохийского Павлина III, были Дамас I, папа Римский, и еп. Петр Александрийский. После смерти свт. Василия авторитетнейшим правосл. иерархом на Востоке стал свт. Мелетий Антиохийский, осенью 379 г. созвавший Собор 153 епископов. Этот Антиохийский Собор догматически предварил II Вселенский Собор, утвердив учение каппадокийцев о Св. Троице (божество Духа Св., Бог - «единая Природа в трех Ипостасях»). Имп. св. Феодосий, управлявший вост. частью империи, назначил открытие Собора вост. епископов в К-поле на май 381 г.

http://sedmitza.ru/text/758838.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010