П.В. Безобразов К. М. Базили от 17 января 1851 г. 105 В полночь на новый год я встретился со смертью . По милости Божией, она не скосила меня и прошла мимо. Внезапный удар в голову помрачил мое сознание, и я не помню, как выполз из кельи и очутился у наружной двери ее, ведущей на помост монастырский. Тут я очнулся. На стук мой в стекла этой двери сбежались мои домочадцы и отнесли меня на постель. Скоро мне поданы были врачебные пособия. Спустя три дня, проведенные в страданиях от боли в левой полости живота и от нервических потрясений головы и всего тела, сопровождаемых невольными криками, около полуночи последовал новый страшный удар в голову, к счастью непродолжительный. Дыхание мое начало прерываться, и я послал за духовником. Таинства св. веры успокоили и даже облегчили меня. Подобное милосердие Божие явлено было и над Николаем Крыловым, ибо тотчас по причащении св. Таин и ему сделалось легче. Такие знамения Божии умилили живущих с нами. Нельзя не исповедать явно такой милости Божией, по слову апостола: «Сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение». Теперь мне легче; но все еще я лечусь. Сырое помещение мое и ненастная погода суть смертельные враги мои. Довольно о себе, спешу поговорить с вами о других. Вчера вечером прибыл сюда бельгийский министр Блондель из Рамлы, куда выезжали навстречу ему коричневые отцы св. Земли (капуцины). Любопытно наблюдать за движениями его. Жаль, что я не могу выходить. По словам арх. Никифора, митрополит Мелетий предуведомил здешнего пашу о приезде и намерениях сего министра, но не лично, а через старого и глухого письмоводителя здешнего мусульманского судилища. Забавен тон уведомления: «Получены письма из Константинополя, в которых извещают, что визирь отзывался совершенным неведением о существовании гробниц царей иерусалимских в храме. Следовательно, и здесь надобно отвечать Блонделю подобным же образом в том случае, когда он заговорит о сем предмете». Вам судить о такой политике здешнего монастыря греческого! По поводу дела о гробницах наши сносились с здешними армянами, и эти отвечали им, что они будут писать об этом к своим сарафам. От всего сердца благодарю вас за записку о неповинном страдании христиан Малульских и убедительно прошу вас сообщить мне подобное и подробное известие о последнем бунте алеппском, указав время и действующие лица, число страдальцев и причины мятежа и пр. В свое время я пошлю и туда несколько пенязей. Если антиохийский патриарх Иерофей хочет что-нибудь напечатать, то пусть тиснет катихизис нашего киевского митрополита Петра Могилы , в прошлом столетии переведенный на арабский язык. Этот катихизис одобрен был в свое время всей восточной церковью. У нас преподают его в семинариях. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов В. А. Титовой от 6 октября 1852 г. Всегда, ныне и присно помнят тебя, Варвара Андреевна, в Иерусалиме; а ты вспоминаешь ли нас хоть когда-нибудь в Москве? Я писал к тебе 14 апреля, 14 мая и 12 августа. Не знаю, получила ли ты мои письма? Ибо по сию пору нет от тебя ни ответа, ни гласу, ни послушанья. Поневоле берет меня раздумье: либо нездорова, либо улетела куда-нибудь далеко, либо растеряла свою память голубица святой Земли. Откликнись нам. «Блажен, кто имеет сродников в Иерусалиме», говорит псалмопевец. Хотя у тебя и нет здесь сродников по плоти, но есть они по духу. Итак, зачем тебе лишать себя частицы блаженства, состоящего в духовном общении с иерусалимскими душами, сестрами души твоей? Но к чему вопросы и, быть может, невпопад. Переменяю тон моей речи. Наш святой город наполнился дипломатическими спицами и занозами; друг друга колют, препираясь за святые места, шуму много, толку мало. Латины будут служить на Гробе Богоматери, а греки в часовне на Елеонской горе. Узел вражды между теми и другими захлестывается еще крепче. Никто не в состоянии развязать его. Один меч может рассечь его. Чей же? Не знаю. Патриарх Кирилл здесь. Он привез с собой крест с животворящим древом, украшенный бриллиантами и разными дорогими каменьями. После будущей Пасхи мы перейдем в новый дом, напротив Архангельского монастыря. Наступает конец нашим страданиям и нашему терпению в сырых и душных пещерах. Митрополит Мелетий здравствует. О. Прокопий хвалится твоим подарком и хочет отдарить тебя вифлеемскими изделиями. Наши поклонницы на днях переведены в монастырь Феодоровский, а поклонники в Архангельский. Там и тут им лучше. Сегодня минул ровно год, как ты со мною пустилась из Яффы в Бейрут. Оживи в своей памяти все это путешествие. Оно было благодатное. Теперь ты в своем тереме, а я в своей келье. Да будет Господь с нами. Пиши ко мне с неба, а не с земли. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П.В. Безобразов Патриарху Иерусалимскому Кириллу от 27 февраля 1850 г. 89 Верю в силу благословения, которым вы напутствовали меня накануне отъезда моего из Константинополя. Ибо я благополучно прибыл в св. град Иерусалим, и архиереи, возлюбленные в Духе св. братия и сослужители ваши, и прочие труженики у всесвятого и живоносного Гроба Господня приняли меня с прежней любовью. В св. Граде все благополучно. Одного недостает нам, хозяина в доме, делателя в винограде, пастыря при пастве, патриарха на престоле апостола Иакова. Возвращайтесь к нам скорее, отец блаженнейший и вожделеннейший, мы с нетерпением ожидаем вас. Но принесите с собой повеление вашего царя обновить купол над Гробом Господним; ибо он крайне ветх и угрожает падением. Да и нам нужно построить новый, удобный и покойный дом. А без вашего присутствия и распоряжения это дело не состоится. По моему мнению гораздо лучше построить этот дом вдоль улицы напротив вашего сада, нежели в другом каком-либо месте, и присоединить его к нынешнему архондарику нашему, так чтобы и придел Иоанна Златоустог о отделен был для нас, а церковь Архангельская оставалась бы для прочих поклонников. Сделайте милость, владыко святый, приступите скорее к постройке дома для нас. Будьте уверены, что на севере оценят это доброе дело ваше, как следует. Между тем я воспользуюсь настоящим праздным временем и поеду с своими домочадцами в монастыри св. Антония, Павла Фивейского, Макария Великого и в Синайскую обитель. Около 20 марта все мы отправимся в Египет. Благословите нас заочно в путь далекий и претрудный. У детей всегда много просьб к отцу. Итак, еще о двух-трех делах осмеливаюсь просить вас: и во-первых, мне известно, что в одном кодексе, хранящемся в библиотеке святогробского метоха в Константинополе, содержится письмо архиепископа газского Паисия в Ерделию (1636 года); итак, прикажите, владыко святый, переписать для меня это письмо. Оно крайне нужно мне. Во-вторых, один книгопродавец из Константинополя прислал мне книг на 10.000 пиастров; я должен выслать ему эти деньги; но так как пересылка их не столько затруднительна, сколько убыточна, то не благоволите ли вы заплатить ему эту сумму, когда он явится к вам с письмом моим; а я внесу ее здесь в казну св. Гроба русским золотом. Наместник ваш, преосвященнейший Мелетий обещался сделать мне эту милость, но и вас я прошу облегчить мне сделку с книгопродавцем. Впрочем, это дело пойдет в ход не ранее мая или июня. В-третьих, осмеливаюсь снова просить ваше блаженство удовлетворить желанию известного вам г. Каймакана. Он внесет свой долг в казну св. Гроба тотчас, как получит то, чего домогается. Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Лишь только мальчик Константин несколько подрос, родители отдали его на служение рыбаку. Чрез занятие рыбною ловлею он скоро познакомился с мореходцами и перешел на службу к одному матросу. С ним он плавал на корабле в Родос, Триполи и Александрию 159 . Здесь своего юного родственника узнал Мелетий Пигас, бывший в то время патриархом Александрийским, и с радостью принял к себе. «Еще будучи мальчиком, Константин Лукарис, по словам Льва Алляция, прибыл на судне в Александрию и начал свои занятия у Мелетия, патриарха Александрийского, родившегося на том же Крите 160 . С этого времени патриарх Мелетий сделался самым главным воспитателем будущего знаменитого «Кирилла Лукариса» 161 . Мануил Гедеон следующее говорит о воспитательном влиянии патриарха Мелетия Пигаса на Константина Лукариса: «если ненависть к искажающей догматы римской церкви возжег в душе Лукариса знаменитый его учитель Максим Маргуний; если любовь к греческой, ведущей ко Христу, науке насадил в сердце своего земляка Мелетий Властос; то кто иной насадил во всей его душе, и во всем его сердце, и во всем его разуме ревность о церкви и преданность догматам православия, как не Мелетий Пигас? Я (писал он Кириллу Лукарису при конце своей жизни), уже изможденный усилиями, трудами, бедствиями, заботами и печалями, уже лежащий на предсмертном одре, умираю с отрадою, полагая конец моим грехам и моей многотрудной жизни. Одно уношу с собою – это благочестивое сокровище веры православной, с которою надеюсь предстать престолу Христову и вместе с отцами получить милость и благовременную помощь. Это сокровище я завещеваю и тебе: подвизайся соблюсти святую веру... Церковь восточная первая приняла, первая и предала божественный свет веры». В другом письме он внушал своему юному племяннику, пребывавшему тогда в Польше, следующее: «нужно тебе трудиться; но, просим тебя, не уставай. Так как больше всего страдает православная церковь в Польше благодаря папским козням, то оставайся на месте; постарайся не быть отступником, даже не будь только зрителем за благочестие, но и участником в них и борцом, отличающимся и разумом и ревностию. Ты оставайся там и держи себя в невинности, целомудрии и всякой добродетели». Под влиянием таких наставлений, при таком опекуне и руководителе вырос и воспитался Лукарис в благочестии и, им подкрепляемый, сделался таким, каким требовали обстоятельства того времени, нужды нашей церкви, сознание великого прошлого ее: великие учители передают и великие уроки, делают своих учеников знаменитыми и делом и словом, но в особенности делом; а Пигас указал Лукарису большое поприще для деятельности, на котором новый борец начал добропобедно подвизаться за права православия» 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

После изгнания из Афин митрополит Мелетий, так и не признавший своего низложения, в феврале 1921 г. уехал в США. Здесь его с почетом встретили антироялисты-венизелиты и поставленный им для Северной Америки архиеп. Александр, которого новый Синод безуспешно попытался отозвать назад в Грецию. В конце февраля глава Элладской Церкви митр. Феоклит I послал архиеп. Спартского Германоса (Трояноса) представителем Свящ. Синода в Америку вместо архиеп. Александра, однако последний отказался повиноваться указу Синода и объявил себя и всю свою паству находящимися под омофором Константинопольского Патриарха, престол которого тогда был вакантным. Таким образом, греческая диаспора в Америке оказалась расколота между последователями архиеп. Александра и архиеп. Германоса. Началась церковная смута в греческой диаспоре, продолжавшаяся почти 10 лет (к 1921 г. в США уже проживало около 400 тыс. греков, и было открыто 138 приходов). 15 сентября 1921 г. митр. Мелетий создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки, Официально она была признана штатом Нью-Йорк в следующем году. Митрополит также принял участие в конференциях, совместных молитвах и богослужениях с англиканским духовенством. [x] В ноябре того же года митр. Мелетий совершил открытие первой греческой семинарии в Америке, посвященной св. Афанасию. Временно семинария, деньги на создание которой пожертвовал Э. Венизелос, была размещена в одной из комнат центрального отделения ИМКА в Бруклине. [xi] В ноябре 1921 г. Свящ. Синод Элладской Церкви издал распоряжение «О проведении следствия против Мелетия» и сформировал специальную комиссию с целью проведения расследования. Митрополита вызвали на церковный суд, однако он неожиданно был избран Константинопольским Патриархом. Несмотря на это, Синодальная комиссия продолжила свою работу, и на основании ее выводов 29 декабря 1921 г. Свящ. Синод лишил Мелетия священного сана «за ряд церковных проступков, в том числе за учинение раскола». Мелетий Метаксакис и Александр Демоглу были объявлены раскольниками, причем Синод пригрозил объявить раскольниками и всех последовавших за ними. Позднее постановление об извержении митр. Мелетия из сана 24 сентября 1922 г. под сильным политическим давлением было отозвано Синодом. [xii]

http://bogoslov.ru/article/1029958

И эта проблема не новая. Я уделил достаточно большое внимание докладу святителя Иоанна Шанхайского на II Всезарубежном Соборе 1938 года , в котором он говорил об упадке Вселенского Патриархата. Когда читаешь его в свете происходящего в наши дни, еще больше понимаешь его истинность. Еще я немало говорил о том, что, когда Вселенский Патриархат проводил свой Собор в 1923-м году, на котором принял новый стиль, он также продвигал множество других новшеств, например, второбрачие священников, сокращение богослужения и постов, привязка Пасхи к воскресенью, ближайшему к определенной календарной дате, чтобы сделать ее менее подвижной. Обновленческая церковь в России провела свой «собор» месяцем ранее, и повестка дня на нем была практически идентичной. Позднее раскрылось, что Обновленческая церковь уже имела связи с Патриархом Мелетием (Метаксакисом). Единственное, что было принято из решений того собора, – это новый стиль. Но через несколько месяцев Мелетия Метаксакиса вынудили сложить полномочия, потому что люди были крайне разгневаны в связи с решениями собора. Затем Мелетий добился того, чтобы его избрали Патриархом Александрийским, и ввел в этом Патриархате новый стиль. В 1925-м году, когда Обновленческая церковь проводила свой второй собор, представители Константинопольского и Александрийского Патриархатов присутствовали на нем. Вы видите, у этих людей были скрытые планы. Если почитаете о том, как Мелетий (Метаксакис) стал Константинопольским Патриархом, то увидите, что это произошло не без вмешательства правительств иностранных государств. Особенно его продвигала Британия, думая, что Православная Церковь собирается объединиться с англиканами. Мелетий (Метаксакис) начал свою карьеру в Иерусалимском Патриархате, откуда его выгнали за «действия, направленные против Гроба Господня». Я так и не смог точно установить значение этих слов, но это факт, что его заставили уйти. Затем он перешел в Элладскую Церковь, которая в то время контролировала Церковь в Северной Америке. Тогда он стал проделывать множество нелепых вещей с членами Епископальной церкви, и за это Элладская Церковь его низложила. Но после этого он стал Константинопольским Патриархом, так что Элладской Церкви пришлось аннулировать низложение.

http://pravoslavie.ru/119936.html

Принятие нового стиля – преступление против любви Божией, против Церкви. И мы знаем, какой ложью пользовался Мелетий IV Метаксакис для внедрения нового стиля по наущению врагов Церкви. Так, например, в своем письме к финляндскому архиепископу Серафиму от 10 июля 1923 г. Мелетий говорит явную ложь, утверждая, что новый стиль был принят согласно общему мнению и решению Православных Церквей. Таким же образом он, коварный, ввел в заблуждение и нашего Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Когда тот получил грамоту из Константинополя от 27 февраля 1924 г. о введении в церковном обиходе новоисправленного календаря, то русский народ на приходах встретил решительным сопротивлением это ложное новшество, и Патриарх – почему он и святой – тотчас покаялся в своей ошибке и отписал в Константинополь о невозможности измены церковному Преданию и введения нового стиля. Мелетий должен был уйти на покой в связи с крайним возмущением православного населения Константинополя: греки тогда громили помещение Патриархии и нанесли ему оскорбление действием. Впрочем, календарная смута не была устранена. Впоследствии, прокравшись на кресло Александрийского патриарха, Метаксакис и там навязал " новоюлианский " календарь. Особенно достойно сожаления это событие потому, что именно Отцы Александрийской Церкви были создателями православной Пасхалии и на протяжении многих веков ревностно ее хранили. И сейчас сколько свидетельств получают православные христиане от своих собратьев в Болгарии, Румынии, Греции об оскудении благочестия там, где воцарилось поврежденное летосчисление, противное Священному Преданию Церкви. " Бесчинные и самовольные новшества, – как пишут афониты – ревнители благочестия, – нарушили писаные и неписаные предания, добровольно " облеклись в клятву яко в ризу " " , по выражению Окружного послания 1848 г., подписанного четырьмя Патриархами и многочисленными членами Синода. " Вопрос о календаре церковном – вопрос вероисповедный, вопрос канонический " , – по свидетельству афонитов. Старый юлианский по происхождению, церковный по употреблению календарь – канонически обязательный, особенно в связи с Пасхалией и богослужебным Уставом. А новый григорианский – запрещенный, ибо повреждает церковные предания и церковную практику. Посему всякий, кто приемлет его, восстает на Церковь Божию, а через то обретается ли в числе друзей Божиих? Аминь.

http://religare.ru/2_74317_1_21.html

Принятие нового стиля – преступление против любви Божией, против Церкви. И мы знаем, какой ложью пользовался Мелетий IV Метаксакис для внедрения нового стиля по наущению врагов Церкви. Так, например, в своем письме к финляндскому архиепископу Серафиму от 10 июля 1923 г. Мелетий говорит явную ложь, утверждая, что новый стиль был принят согласно общему мнению и решению Православных Церквей. Таким же образом он, коварный, ввел в заблуждение и нашего Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Когда тот получил грамоту из Константинополя от 27 февраля 1924 г. о введении в церковном обиходе новоисправленного календаря, то русский народ на приходах встретил решительным сопротивлением это ложное новшество, и Патриарх – почему он и святой – тотчас покаялся в своей ошибке и отписал в Константинополь о невозможности измены церковному Преданию и введения нового стиля. Мелетий должен был уйти на покой в связи с крайним возмущением православного населения Константинополя: греки тогда громили помещение Патриархии и нанесли ему оскорбление действием. Впрочем, календарная смута не была устранена. Впоследствии, прокравшись на кресло Александрийского патриарха, Метаксакис и там навязал " новоюлианский " календарь. Особенно достойно сожаления это событие потому, что именно Отцы Александрийской Церкви были создателями православной Пасхалии и на протяжении многих веков ревностно ее хранили. И сейчас сколько свидетельств получают православные христиане от своих собратьев в Болгарии, Румынии, Греции об оскудении благочестия там, где воцарилось поврежденное летосчисление, противное Священному Преданию Церкви. " Бесчинные и самовольные новшества, – как пишут афониты – ревнители благочестия, – нарушили писаные и неписаные предания, добровольно " облеклись в клятву яко в ризу " " , по выражению Окружного послания 1848 г., подписанного четырьмя Патриархами и многочисленными членами Синода. " Вопрос о календаре церковном – вопрос вероисповедный, вопрос канонический " , – по свидетельству афонитов. Старый юлианский по происхождению, церковный по употреблению календарь – канонически обязательный, особенно в связи с Пасхалией и богослужебным Уставом. А новый григорианский – запрещенный, ибо повреждает церковные предания и церковную практику. Посему всякий, кто приемлет его, восстает на Церковь Божию, а через то обретается ли в числе друзей Божиих? Аминь.

http://religare.ru/2_74317.html

Но едва был свергнут главный земной защитник христианского мира Православный Государь Николай Второй, как уже через три года на патриарший престол Вселенской Церкви пролез враждебный истинному Православию властолюбец и карьерист, член масонских лож Англии и Греции, соратник экумениста Д.Мотта Мелетий Метаксакис (1871-1935). Тогдашний местоблюститель константинопольского престола митрополит Дорофей в январе 1920 г. издает послание-энциклику «К Христовым Церквам всего мира», в которой самочинно, не имея на то никаких прав, от имени всех Православных Церквей заявил, что считает совместимым сближение Православных Церквей с отпавшими от истинного христианства  католичеством, протестантизмом и другими подобными еретическими конфессиями Запада (О.А.Платонов «Россия и мировое зло», Москва, 2011 г., стр. 444-445). В результате безобразных злоупотреблений и подкупа, пишет Платонов, Мелетий вступил на константинопольский престол 25 ноября 1921 г. «Стремительно расставив повсюду своих людей, таких же, как он, чуждых Православия и безнравственных, патриарх-масон в 1923 г. созывает в Константинополе т.н. Всеправославный конгресс, на котором пытается осуществить масонскую программу разложения Православия» (Платонов, стр. 446). Конгресс  открыл путь к перемене святоотеческого церковного календаря и к вторжению обновленчества в Православную Церковь. Сначала его решения были отвергнуты почти всеми поместными Православными Церквами, но потом Константинопольскому конгрессу  удалось разрушить литургическое и календарное единство Православной Церкви. Реформированный календарь стал постепенно вводиться во многих поместных Церквях. Патриарх-масон устанавливает связи с обновленцами в СССР , дает деньги на поддержание их подрывной антиправославной деятельности. Правда, осенью 1923 г.  Мелетий был с позором изгнан и несколько лет скрывался у своих масонских покровителей в Англии. Затем его выдвигают кандидатом на Александрийский престол и под давлением англичан  египетские власти утверждают «избрание» Мелетия, новый Александрийский патриарх-масон вводит григорианский календарь, вызвав серьезный раскол в Александрийской Церкви.  

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Оно создает комиссию по разработке проекта нового календаря, которую возглавил революционер и астроном Ромм, впоследствии покончивший жизнь самоубийством. В революционном календаре семидневная (библейская) неделя была заменена десятидневной декадой. Началом эры было объявлено не Рождество Христово, а провозглашение Французской республики. В 1871 г. Парижская коммуна возобновила календарь Ромма, который просуществовал вместе с коммуной чуть более двух лет. В 1921 г. революция победила в Турции. Патриархам пришлось участвовать в деятельности новообразовавшихся государств. В Церкви подняло голову движение, которое принято называть обновленчеством. Православная Церковь хранила единство в борьбе с календарной ересью до 1923 г. Нарушение единения православных Церквей и смуту произвел патриарх Мелетий IV Метаксакис, вводя новый стиль и неканонические новшества, предлагая, например, разрешение второго брака священнослужителей, епископам - иметь жен, сокращение постов и богослужений. Решение о переходе на новый стиль было принято на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. патриархом Мелетием IV. На совещании отсутствовали Русская, Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. В качестве нового календаря предлагался так называемый " новоюлианский " календарь, предложенный югославским астрономом М. Миланковичем. В нем, как и в григорианском календаре, также нарушена периодичность смены простых и високосных годов, а до 2800 г. данные календари совпадают один к одному. Новоюлианский календарь нужно рассматривать как вариант григорианского. Церкви, принявшие новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре. Непереходящие же праздники стали отмечаться по григорианским датам. Патриарх Мелетий занимал престол Афинский в 1918-1920, Константинопольский в 1921-1923, затем Александрийский в 1926-1935 годах, где ввел новый стиль. Он намеревался занять еще и Иерусалимский престол, но вскоре умер, и Иерусалимская Патриархия не перешла на новый стиль.

http://zavet.ru/a/rss_1038821773.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010