Астий Разсохин. В нем Надежин нашел среди мира все, чего только искала душа его, стремящаяся к жизни в Боге. Кяхта составляет предел его жизни в обществе людей. От­сюда он, не без ведома и совета благочестивого Астия, становится пустынножителем, чуждым миру, и долгое время совершенно безвестным. Куда же он удалился? – С китайско-монгольской границы к селу Урлуку примыкают громадные хребты гор, отделяющие Забайкальскую область от Монголии китайской по реке Чикою. Эти-то горы, подобные высо­там Афонским, со своими вековыми лесами укрыли подвижника от взоров людских, в глубоком уединении и отчуждении от мира. В семи верстах от селения Урлука и трех от Галдановки остановился отшельник в чаще леса, поставил деревянный крест во освящение места, и в ограждение себя от силы вражией, – и подле него, в расстоянии полуторы сажени, собственными ру­ками срубил из дерев келлию для себя. Здесь предался он богомыслию, молитве и подвигам поста и самоуничижения. Горы и леса – обиталище диких зверей, змей и всяких гадов, – в лице такого отшельника впервые огласились здесь хвалами триипостасному Богу. Подвиг – дотоле здесь неслыханный и невиданный. Пример для народа был поучительный и благотворный, тем более, что насельники Чикойского края были в большинстве или язычники – идолопоклонники, или приверженцы раскола. О пребывании здесь пустынножителя знали сначала только двое из соседних жителей – Макаров и Лужников, которые по временам доставляли ему пищу, необходямую для поддержания жизни. Не легка, конечно, была для отшельника эта пустынная жизнь. Он встречал сильные искушения от привидений и страхований, в соседстве с дикими зверями и гадами; много претерпевал борьбы в помыслах, когда враги спасения то являлись ему в образе хищных людей, то в виде знакомых и благожелателей, напоминали ему о прежней его жизни, о родных, и вызывали в мир. Все это отшельник побеждал молитвою и силою благодати Божией. Немало требовалось бодрости духа, чтобы перенести в течение нескольких лет уединенной жизни все напасти, суровость и перемены климата, голод и жажду, помыслы и прилоги душевные.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Когда слух о происшедшем в Китайской династии перевороте дошел до Москвы, – то царь Алексей Михайлович поспешил вступить в сношения с новыми владетелями Поднебесной Империи. В царствование императора Шунь-чжи был троекратный приезд в Пекин русских послов. Шунь-чжи, приняв благосклонно дань, как принято там называть подарки, выхвалял преданность к нему российского Цаган-хана (белого царя), обласкал и одарил посланцев. 26 Но Пекинский двор держал себя так высокомерно, что для русских послов это было унизительно и противно совести: их заставляли преклоняться пред кумирницами, пред дворцом, стоять на коленях иногда в грязи, делать поклонения императору и вельможам по их обычаям. В царском наказе послу Феодору Исакиевичу Байкову (1656) между прочим было предписано: «взойдя на двор к Богдыхану, ни палате его и никакому порогу не кланяться, отговариваясь, что требуют они от него невозможного кланяться камням. Равным образом и во время аудиенции Богдыхана в ногу отнюдь не целовать, но если позван будет к руке, не отговариваться». Байкову предложено было слезть с лошади против кумирницы, и припадши на колени кланяться. Байков не только не исполнил такого требования, как делают азиатцы по языческой вере, или индифферентизму, но и не пил поднесенного ему чаю с маслом, отговариваясь «великим постом». За это он не был допущен к Богдыхану и царских грамот не передал. Тем не менее посольство это характерно в виду той устойчивости, какой требовало достоинство русского царя и его посланника, как представителя православия в столице язычества. Унизительные обряды представления к Богдыхану до последнего времени составляли камень преткновения для европейских посланников, и только недавно в этом отношении сделаны уступки со стороны Пекинского двора. В описании путешествия Байкова есть сведения о ламстве. В верховьях Иртыша дошел он до калмыцкого ламы, у которого были палаты бурханные, т. е. наполненные идолами, кумирами, а в предместье Канбалыка (Пекина) видел двор Кутухты – кумирницы, палаты великие каменные, крытые черепицей муравленой, желтой, лазоревой и зеленой с золотом. Тут жили ламы, а дворец устроен по тому случаю, что сюда приезжал из Ворон-толы (Хлассы) Далай-лама, которого китайцы называли богом. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Миссионерские Комитеты, учрежденные почти по всем епархиям, вникают в местные нужды по просвещению народа, и от избытков своих помогают миссиям. Россия теперь знает, где и как распространяется вера Христова, и куда преимущественно и скорее нужно подавать помощь. Благодарение Богу, уже 6 миллионов употреблено на святое апостольское дело. Наши миссии изучают и описывают и внутреннее состояние своей паствы в районе своей деятельности. Правительство, получая самые достоверные сведения о положении дел, соображает способы устранения препятствий к успехам Евангельской проповеди. Нельзя не желать, чтобы меры эти вполне отвечали потребности, существу дела, как требуется, в облегчение трудящимся, к достижению наилучшего результата. К сожалению, дело обстояло до последнего времени не совсем благополучно. Большою частью сваливают это дело исключительно на духовенство, на одну духовную миссию. Участие же в нем администрации считают даже не согласным с духом христианства, разумея его в смысле насилия, принуждения, и считая нарушением свободы совести, как будто это свобода нужна только для язычников и неверующих, чтобы оставаться в своем заблуждении, а для христиан совсем не нужна. Своим безучастием к священному делу св. веры в отношении миссий, даже враждебностью к действиям православных миссий, всякая власть, большая или малая грешит против своих нравственных обязанностей. Как согласить такое безучастие и прямое отступничество и измену св. вере с обязанностью открыто исповедовать и возвещать веру Христову, с обязанностью научить неведущего, указать путь ко спасению заблудившемуся? Это преимущественно лежит на обязанности лиц поставленных во главе, на начальствующих, ту или другую власть имеющих в народе. В характере азиатцев именно господствует черта – ждать повеления свыше от Царя и начальства на то, что для них нужно и полезно. Но не умея понимать азиатов, у нас насмешливо говорят, что у нас полиция обращает в христианство. Если бы чиновники приняли личное участие в миссионерском деле, сколько и как это возможно по их званию и состоянию, что же тут смешного, или несообразного? Они исполнили бы общехристианскую обязанность, – и только, сделали бы доброе дело в духе апостольском.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Тем обязательнее это для них, если в известных случаях на них лежит обязанность исполнения подлежащих статей закона, при нарушении их со стороны язычников. Разве ламство, которого не было у бурят, когда мы приняли их в русское подданство, распространялось не благодаря полицейским властям с нагайками, тайшам, зайсанам, шуленгам с колодками, рогатками и разными пытками? Чиновники брали взятки с тайшей и прочих и делали им угодное, в измену св. вере, как бы не понимая в чем дело. Власть в ограждение православия и интересов Государства отсутствовала, хотя органов администрации было не мало, и у них вся энергия потреблялась на дело противное. Никто не мог или не хотел заступиться за православие. Фактов противозаконной пропаганды не перечесть. Бывали даже такие случаи. Повернет полицейский чиновник икону наизворот у новокрещенных простецов – и воздвигнет на них гонение, как на иконоборцев. Что двигало пружинами этой машины в образе полицейской власти в среде наших беззащитных христиан? Такую-то силу почему бы не повернуть на истинный путь, чтобы сила эта делала повеленное Богом, а не богопротивное отступление от веры. Пусть эти особы теплотой христианской любви дохнут к младшим братьям, призываемым ко спасению, или уверовавшим во Христа, – тогда совсем изменится грустный порядок вещей на сообразный с законом и порядком. Пора сознать вред покровительства язычеству, магометанству и всякому лжеверию. Ферганское событие достаточно доказало всю фальшивость системы потворства иноверцам и фанатикам. По имянным указам Императрицы Екатерины II были построены для Калмыков и Башкир Оренбургского и Семипалатинского края мечети так опрометчиво, что Киргизы покушались разграбить и разрушить эти ненужные им сооружения. Русский караул должен был охранять эти мечети, как казенные здания и инородцам навязана была чуждая вера – магометанство, и понадобилось неволей загонять азиатцев на молитву в мечети. Может быть в душе своей они ненавидят навязанную им веру и фанатизм мулл, и при благоприятных обстоятельствах готовы отвергнуть ненавистное им магометанство и перейти в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

«Великих Азиатских стран Императора Монарха Самовластнейшаго Богдойскаго и Китайскаго Хана в Мунгальскую землицу Ургу Тушету хану Вану и Гуном, Дзасаком. Сего 1725 года Марта 15 дня в промемории из Селенгинска Агента господина Ланга в Иркутскую земскую контору написано: в письме к нему от Ваших Сиятельств и Превосходительств февраля 23 дня 1725 году написано, прежде сего с господами вашими говорено было, а после того договору к нему агенту господину Лангу чрез тайшу Тыжида Тормо-чувана в письме написано, чтоб наши купецкие люди на ваш караул вместе приезжали и являлися вашим караульным офицерам, и чтоб ваши караульные офицеры вам об них объясняли и вы бы велели их пропускать. А из купечества де у вас были и торг имели три человека на шести телегах без печати, на Буринском карауле вашим караульным офицерам не явились и пришли кратчи (тайком, контрабандой) и против указу и договоров явились противны, для того их выгнали, и по причине их противности (просите) вас уведомить. – У вас же живет наш русской, которому приказано знать над купецкими людьми начальством, и тот наш человек, если без печати и воровски приезжают люди и кратчи торгуют, таких людей таит и пристает и не умеет их поучить, самой де худой человек; для того, чтоб послать хорошаго человека, который бы умел таких людей учить. А по справке в земской конторе с нашей стороны начальника никакого в Ургу не определено, а который был определен, прежде сего Никифор Игумнов и тот помер. И против помянутаго Ваших Сиятельств и Превосходительств письма посланы из Иркутской ратуши в Мунгальскую землицу в Ургу для назирания над нашими купецкими людьми во всяких непотребных случаях и за продерзости для учения указа из купецких людей Михайло Кандаков и Матвей Михалев. И ваше Сиятельство и Превосходительство благоволите о них Кандакове и Михалеве быть известны. А которые были у вас для торгу наши три человека на шести телегах без печати и на Буринском карауле не явились, о розыске их послан из ратуши указ в Селенгинск к ратману Прокопию Верховцеву». (подписал доброжелательный Лейб гвардии капитан лейтенант и Иркутской провинции воевода Михайло Измайлов).

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

По местным данным, в настоящее время число нештатных, лам в Забайкалье составляет 10% всего инородческого некрещеного населения и достигает цифры в 15–18 тысяч человек. 124 Между тем ламаиты, стоя на легальной почве, т. е. опираясь на «Положение» домогались постоянно расширения своих прав. В 1863 г. Монголо-буряты Хоринского ведомства обращались с таким ходатайством к главному начальнику края. При чем заявляли (духовного и светского звания начальники и почетные люди), что предки их из Монголии в 1604 г. добровольно поступили в подданство Его Императорского Величества Государя Всероссийского. Грамотою от 22 марта 1703 г., манифестом от 18 марта 1797 г. и уставом Высочайше утвержденным 22 июня 1822 г. они обеспечены и поземельною собственностью, и приличными гражданскими правами. От таковых щедрот Монарших жизнь предков их была вполне благодатная. Наконец к довершению их благополучия положением, состоявшимся 15 мая 1853 г. утверждена и защищена от внешних влияний исповедываемая ими Буддийско-Шигемонианская вера; но положение сие не вполне еще развито и по их религиозным верованиям требует существенного дополнения. В прежнее время до 1853 г., т. е. по день издания «Положения», при дацанах одного только Хоринского ведомства было более 500 лам; они обязаны были молиться о благополучии Государя и государства, о благе человека и его души, освящать родившихся, отпевать умерших, учить, благословлять и в болезнях учить народ – читать Божественные книги Юма, Ганжур и Данжур, заключающие в себе много томов, каковым чтением должны быть заняты 100 лам и ховораков в течении 15 дней; сверх того ламство для каждого исповедывающего Буддийско-Шигемонианскую веру есть истинный путь ко спасению и избавлению души от вечной муки. Для пополнения лам находилось тогда при каждом дацане нужное число ховораков-учеников. В «положении» же, состоявшемся в 1853 году на 38 тысяч обоего пола одного только ведомства Хоринской Степной Думы утверждено только 76 лам и 8 ховораков. Такое ограниченное число лам не только недостаточно для исполнения всех предписанных духовных треб, а ховораков для замещения убывающих лам, но сверх того сим определенным числом ламства закрывается прочим последователям веры путь ко спасению, так как по закону Буддийско-Шигемонианской веры, ламство есть истинный путь ко спасению и избавлению души от вечной муки. В прочих догматах сие положение тоже необходимо дополнить, а потому сим приговором постановили просить его высокопревосходительство дозволить избрать от общества и духовенства всех ламство исповедующих в Восточной Сибири, Степных Дум, Ширетуев, дацанов и по одному мирянину, чтобы они вообще с Хамбою Ламою обсудили и составили в дополнение положения 1853 г. правила, согласные с их религиозными убеждениями Буддийско-Шигемунианской веры, для поднесения на милостивое Государя Императора усмотрение, или дозволить им самим о таковой их жизненной потребности просить и умолять Его Императорское Величество.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Собрание путешествий к татарам и другим восточным народам, в XIII, XIV и XV стол. Спб. 1825. Стр. 29. Во время проезда Плано-Карпини на берегу этого моря была небольшая гора, в которой по рассказам местных кочевников, чрез отверстие зимой выходили столь страшные бури, что с величайшею тревогою и опасением можно было проезжать этим местом. Летом всегда слышно было там бушевание ветров, но они выходили оттуда слабее, чем в другое время. Гремучие горы в утесах Байкальских есть и теперь. Одна из таких сопок указывается близь Сухинского селения, где остановился провал берега Байкала в землетрясение 30 и 31 декабря 1861 г.. по направлению к Баргузину. Громы и бушевание ветров в этой сопке пугают рыбопромышленников и теперь, летом и зимой. Обилие горячих ключей по направлению к Баргузину доказывает здесь подземное вулканическое действие. В горах есть признаки нефти. Такие же бушующие горы есть в Саянских горах, недалеко от Ниловской пустыни (Иркут. губ. и округа). К описанию не очень большого моря Плано-Карпини присовокупляет еще ту оригинальную черту, что оно наполнено было островами. Ни озеро Балкаш в западном Китае, ни Байкал на востоке не имеют много островов. На Байкале замечателен один только остров Ольхон, окруженный водами того же Байкала «Малым морем», и тут же выдаются из воды небольшие каменные «заячьи» острова, необитаемые, совсем невидные с другого берега. Байкал считается большим провалом, разделившим р. Ангару на верхнюю и собственно Ангару, выходящую из Байкала близ г. Иркутска. Землетрясения бывают и теперь. Южный берег Кудара (где миссионерский стан) осаживается до сего времени. Виденные в 1246 г. острова могли быть плавучими, образовавшимися вскоре вопле провала. Верхний пласт провалившейся почвы отстает и по легкости своей всплывает наверх. Впоследствии острова эти «зыбуны», а на Лене сползни с береговых высот, ветрами и бурями разбивает. Такие острова с 1826 г. до сего времени носятся по Байкалу в юго-восточной стороне, по провалу. На них растет хорошая трава и местные жители пользуются этим, когда «зыбуны» пристают к берегу. Прим. авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Выборным дана была строгая инструкция, интересная в том отношении, что ею определялся тот порядок дел в Монголии и в Китае, которым упрочивался мир с Китайскою Империей и предупреждались такие беспорядки, которые подавали повод к недоброжелательству и неопределенности отношений. Эта инструкция от 23 Марта 1725 г. поставляла комиссарам в обязанность: 1) Будучи в Мунгальской землице в Урге смотреть на крепко над купецкими людьми, чтоб всегда они как в Ургу приезжали, так и из Урги в Селенгинск отъезжали прямою, а не окольными дорогами, и в том им заказывать накрепко, чтоб они исполняли тое непременно, как о том в публичных указах в Иркутске и в Селенгинске предъявлено неотложно под опасением смертной казни, а паспорты б у них были указные из земской, конторы за Его Императорскаго Величества на сургуче орловою печатью с узлами и за подписками Иркутской и Селенгинской ратуш и против тех пашпортов работников кроме подводчиков было без излишества. 2) И того над купецкими людьми смотреть накрепко, чтоб с ними были все работники и кроме валоваго земской конторы пашпорта, с пашпортами, данными из Иркутской ратуши с подписанием на тех пашпортах Селенгинской ратуши, також и по данным пашпортам из оной Селенгинской ратуши, а под видом бы работников с купечеством служилых людей отнюдь при них купецких и других работников без особливых пашпортов не было, и в том их пристерегать накрепко. И ежели при них явятся работники без пашпортов Иркутской и воеводской ратуш, и таких вам при них купецких людей и при мунгалах наказывать, дабы впредь им, також и другим без пашпортов никуда, а наипаче иного государства в Мунгальскую землицу ходить было неповадно, а служилые люди хотя и по пашпортам данным из земской конторы в Урге с товарами явятся, и у них что явится, товары их переписав и перепечатав высылать их и с товарами из Урги того часу, и о том в Селенгинскую ратушу, а из ратуши Селенгинской в ратушу Иркутской провинции писать немедленно, и для того при приходе в Мунгальскую землицу в Ургу у купецких людей за руками их работникам и извощикам имать именные росписи, а подъячаго требовать из Селенгинской ратуши, выбрав в Селенгинске из посадских людей или их детей кого ученаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Оба женаты были на русских. Как состоящие на службе по духовному ведомству, они не возбуждали никаких вопросов, которые бы касались их положения в новом государстве. Но могут быть в числе таковых лица из торгового и податного сословия, где вопрос об общественных правах не может не задевать их интересов. Им нужны гражданские права, оставшиеся в прежнем их государстве, а в новом не усвоенные, не приобретенные. У нас они все еще считаются чужими, живут как пришельцы, которых всегда может потребовать к себе прежнее правительство, а наше общество не дает им равных общественных прав и вольно выслать их за границу. Были случаи, что даже при содействии местного начальства они не могли добиться согласия русских обществ на принятие их к себе, с правом водворения и земельного надела, из боязни ли столкновения с иностранными соседями, или прямо из эгоистических расчетов, чтобы не делиться с пришельцами своим общественным добром. Так они и бедствуют до сего времени среди русских. А это у нас передовые люди, возвышающие к нам голос о братской помощи, в союзе братства и единения с нами в вере и общественности. В тоже время масса пришлого народа, без перемены веры на св. Православие, шляется по улусам среди ламаитов и шаманистов во вред государству и св. церкви, вносящая разлад в инородческом обществе, в противодействие Православной миссии, стремящейся к объединению народностей. Дело это, очевидно, требует упорядочения. При юридическим праве, на основании существующих договоров, пусть Россия принимает в подданство Всероссийскому Престолу подданных других государств (Китая, Японии, Кореи и иных), с усвоением им всех гражданских прав, с исключением из прежнего подданства, но с непременным условием принятия Христианской веры для того, чтобы в единстве веры и духа, они не рознили с русскими, а составляли бы с ними одну народность. В брак с русскими они уже вступают по принятия крещения на общих правах с иностранцами. Гражданскими правами такие переселенцы должны уже пользоваться от русских обществ, которые и должны быть обязаны в том к непременному исполнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Очевидно, русский дипломат действовал так с тою целью, чтобы больше привлечь из Монголии кочевников на русскую сторону. Осевшись теперь на определенных местах, – кочевники еще ревнивее относятся к поземельному вопросу. Они наделили свои дацаны и лам, по штатам, таким количеством земли, какого не имеют ни приходские православные церкви, ни монастыри Сибирские. Между тем представители чуждой религии – жрецы идолопоклоннические, забрав в свои руки самих землевладельцев держат их в грязи кочевой жизни, с тою прямою целью, чтобы при общинном владении, забирать лучшие участки и в наибольшем количестве, оставляя беднякам бесплодные, голые степи. Уравнения земли по числу податных душ, пока еще не бывало. Только в миссионерских пунктах между новокрещенными заводится этот образцовый порядок, с коего должны брать пример прочие. В настоящую же пору вся польза от обладания степными пространствами достается в руки кочевников и идет на поддержание столь вредного суеверия. Конечно, при таком изобилии и избытках подати и повинности с простого народа оплачиваются, но и тут родовые начальники умеют сделать своих подчиненных неоплатными своими должниками за взнос податей. Христиане-инородцы, как не подходящие под эту систему порабощения, в старые времена бежали из орды в русские селения, сделались известны под названием «ясачных, оседлых», устраивались в деревнях по русскому быту, хотя за то приходилось им относить подати и повинности в двойне, у крестьян, за право водворения и по инородческому ведомству, где продолжали числиться. В наше время принято миссией за правило по возможности и собственному желанию водворять их около миссионерских церквей, с выделом из общих бурятских земель по крайней мере по 15 десятин на душу, или наравне с крестьянами по 21 десятине. Дело самое справедливое, вытекающее из условий их быта. У бурят, за выделом на крещеных своих однообщественников такого незначительного количества земли оставались еще сотни десятин на душу, смотря по обширности каждого ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010