Впрочем, в этом втором возрасте буддизм, или ламаизм уже теряет единство предания и самый авторитет его разделяется на разные титулы представителей Будды, воссевших в разных странах буддийских. Ложь изобличается сама собою: царство, разделившееся на ся, не устоит. Цейлон и Тибет – два буддийские центра не поддерживают взаимных сношений. С Индией – источником буддизма прерваны все связи. В Монголии является особый Кутухта и множество хубилганов (перерожденцев) обманщиков, пропагандистов. Китай, более ревностный к господству политическому, чем религиозному, совещается с ними попеременно, не заботясь о соединении их, а напротив иногда употребляя меры и для разъединения. Реформа Зонхабы (1417) делит буддистов на два лагеря – последователей желтого и красного корня. Для распространения желтого обряда, враждебного шаманизму и брахманизму, поставлено 10 Кутухт, подвластных Тибетскому далай-ламе. Пекинский двор покровительствовал этому движению. Чрез Монголию оно отразилось и на Забайкалье, по дацанам и населению бурят по обе стороны Байкала. И тут появились свои доморощенные святоши – гыгены, хубилганы, для порабощения простого народа в сетях своекорыстного ламства. До разграничения России с Китаем в продолжении почти сорока лет Тангутские (Тибетские) и Монгольские ламы свободно переходили нашу границу (Селенгинск и др. пункты), проповедовали ламайскую веру между забайкальскими бурятами-шаманистами, и уходили обратно в Монгольские, или Тибетские владения. К прекращению такого бродяжничества еще граф Рагузинский С. Владиславич, по заключении мирного трактата с Китайцами и проложении границы, 101 воспретил принимать и пропускать из-за границы к ясачным инородцам лам, предписав довольствоваться теми ламами, которые после разграничения остались на Российской стороне. 102 Меры этой почти достаточно было бы для спасения наших бурят от гибельной заразы ламайского лжеверия и многобожия, при усилении и постоянстве среди их проповеди Евангельской. Но это распоряжение вскоре было нарушено, с одной стороны вследствие назойливости и пронырства лам, а с другой по ошибке и слабости блюстителей порядка и индифферентизму состоявших во главе управления лиц, большею частью иноверцев, для которых не дороги были интересы Православия (Пили-Фрауендорфы, Фон Трейдены и т. п.). Монгольские и Тибетские ламы беспрестанно вторгались в пределы русского владения и порабощали бурят. Еще в 60-х годах, при открытии Забайкальской Духовной миссии при Селенгинском викариатстве, Монгольские и Тибетские выходцы свободно разъезжали по Забайкальским степям, принимая от бурят божеские почести и приношения. Вообще они находили себе полный простор совращать бурят и тунгусов в свое суеверие и во вред объединения их с русским народом, по причине тяготения к иноземному центру, развившегося в них при наступательных действиях заграничных лам и их сообщников. |
Существует в расколе связь, и идут взаимные сношения в целях пропаганды. Московские богачи из этой категории раскидывают свои сети на всю Русь. Есть и за границей – в Румынии, Пруссии, Австрии – заправилы. Без денежных средств они не могут, конечно, расширить свои действия. Появились заграничные издания, ратующия за раскол и сектантство. Пресечь это зло – задачи правительства, от которого и остается ожидать деятельной помощи церковному воздействию на людей, обращаемых с стропотного пути на путь правды и закона. Некратковременное служение мое на миссионерском поприще доставило мне возможность ценить услуги гражданского начальства в трудных делах миссии и сохранить ко многим лицам гражданской администрации благодарную память и признательность. Но бывали и иного рода явления. Раскольникам часто удается скрывать концы в воду в своих самых отчаянных похождениях вопреки закона и правительственных распоряжений. Доносит, например, миссионер об оказательстве раскола, и все знают, что это действительно так. Командируются гражданские исполнители, но, чрез тайные сношения, изобличаемые в неправде успевают в одну ночь скрыть следы своего преступления. В каком же положении становится миссионер? В глазах своего начальства он – лжец и клеветник, хотя и доказывал истинное положение вещей. Невольный страдалец уже теряет доверие начальства. Не будь такой измены, – истина торжествовала бы и побеждала бы те коварства, какие строит злоумышленный раскол, и порабощенный народ отрезвился бы к познанию истинного пути жизни. Чем чаще были бы случаи такого обнаружения в глазах народа, – тем яснее для него становилась бы необходимость оставить путь погибельный и идти на жизненный путь св. Православия. Кто имеет веру и совесть, тот везде может приносить пользу. И светский чиновник с верой в Бога, с любовию и желанием добра, идя прямым путем, не кривя совестию – своими действиями и исполнением закона, приносить великую пользу для Церкви, как и духовный деятель, когда не скрывает истину, пленительно действующую на умы и сердца народа. Всякая добрая услуга со стороны светского лица, или земского чиновника, в виде вразумления и обуздания раскола, надолго изменяет грустный порядок вещей на лучшее. И дай Бог , чтобы чаще и чаще делались такия вразумления! |
92 Мелетий (Якимов ; 29.10.183514.01.1900). В 1856 окончил Вятскую ДС, поступил в Вятский Успенско-Трифоновский м-рь. 1857 – пострижен в рясофор. Был проповедником, библиотекарем и учителем в Вятском дух. училище. 1858 поступил в КазДА. 1859 – иеродиакон. В 1861 за служение панихиды по крестьянам, убитым при усмирении волнений, сослан в Посольский СпасоПреображенский м-рь (на Байкале) для участия в деятельности миссии. В 1862 начал миссионерскую деятельность, иеромонах. 1865 – канд. богосл. С 1862 по 1867 обратил и окрестил более 500 человек. 1867 – миссионер в Тунгусской степи. С 1872 проповедовал бурятам и тунгусам, проживающим у границы с Монголией. 1873 – нач. Иркутской миссии, наст. Ниловой пустыни в Саянских горах. 1874 – архимандрит. В 1874–1875 ездил в Казань для ознакомления с системой Н. Ильминского . 1878 – еп. Селенгинский, вик. Иркутской епархии, нач. Забайкальской миссии. 1889 – еп. Якутский. 1896 – еп. Рязанский и Зарайский. 1998 – обретены его мощи (Мануил, IV. 311315; Русское православие). 93 Макарий (Дарский; † 7.09.1897). Окончил Тульскую ДС и МДА (1868), иерей. 1871 – канд. богосл. 1880 – смотритель Иркутского дух. училища. 1881 – иеромонах, нач. Иркутской миссии, архимандрит. 1883 – еп. Киренский, вик. Иркутской епархии. 1889 – еп. Селенгинский, вик. Иркутской епархии. 1892 – еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский (Мануил, IV. 211212). 94 Мартиниан (Муратовский; 18205.07.1898). В 1842 окончил КазДА, учитель в Свияжском дух. училище. 1845 – монах, иеродиакон. 1846 – иеромонах. 1853 – смотритель Свияжского училища. 1856 – наст. Свияжской Макарьевской пустыни. 1861 – архимандрит, наст. Иркутского Вознесенского м-ря. 1869 – еп. Селенгинский, вик. Иркутской епархии. 1877 – еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Перевел на корейский и нанайский языки: Евангелие, избранные псалмы, литургию и Священную историю. 1885 – еп. Таврический и Симферопольский. 1896 – архиеп. (Мануил, IV. 303304). 95 Игнатьев Алексей Павлович, граф (22.05.18429.12.1906). В 1862 окончил Академию ген. штаба. 18851887 – генерал-губернатор Восточной Сибири. 1887–1889 – Иркутский губернатор. 1885–1889 – командующий войсками Иркутского округа. 18891997 – Киевский, Подольский и Волынский губернатор. С 1896 – член Гос. совета. Был одним из наиболее активных противников С. Витте. В 1905 член Особого совещания по делам веротерпимости. Убит членом боевой организации партии эсеров (Отечественная история II. 319). |
е. азбуками, часовниками, псалтирями, начатками христианского учения, согласно указу святейшего Синода от 29 октября 1836 г., разрешалось выдать из церковно-кошельковой суммы по 50 рублей, и заведенные на оныя книги, считать церковными. Если раскольники пожелают обучать своих детей по старопечатным книгам, то должны дать им свои собственные книги, по коим духовенство должно их обучать чтению и молитвам. Духовенству вменялось в обязанность, чтобы как родителей из раскольников, так и детей их располагать к учению добрым советом и внушениями; а при самом учении не смущать детей раскольнических и не раздражать родителей их укоризнами в заблуждениях раскола, но в тоже время внушать им уважение к православной Церкви и ее учению. Школы эти, учреждавшиеся с целью религиозно-христианского образования детей, должны были находиться в ведении епархиального архиерея, который по своему благоусмотрению назначает из наличного причта способных начальников. 13 Получив предложение заниматься обращением раскольников на путь истины, старец Варлаам начал отказываться и стал проситься во внутренние губернии России, для снискания способов к довершению благоустроения церкви в Чикойской обители, действительно требовавшей пособия. Но архипастырь отклонил о. Варлаама от намерения странствовать по России, и снова напомнил ему о предназначении его для обращения, Господу поспешествующу ( Мк. 16:20 ), коснеющих в расколе. «Конечно, для сего дела вы немощны», писал архипастырь, «но сила Божия и совершается в немощи. – Итак, прошу вас», повторял преосвященный Нил, «потрудитесь хоть немного, для пользы святыя православные веры. Скажите необинуясь окружающим святую обитель вашу сынам противления: доколе вы храмлете на обе плесне ваши ( 3Цар. 18:21 ); почто отделяете себя от единства веры, почто благодать Бога нашего дерзаете прелагати в скверну ( Иуд. 1:4 )? – Пусть и после сего остаются они не познавши пути правды и по своих похотех ходяще (ст. 18); мы долг свой исполним и неповинны в погибели заблудших будем, по сказанному у св. |
Были раскольники и по другую сторону Байкала, а также немалое число идолопоклонников. Преосвященный Нил приискивал и приготовлял людей, способных к миссионерскому служению, и умел пользоваться всеми благоприятными обстоятельствами для успехов православия. Не мог укрыться от его проницательного взора подвижник чикойский – старец Варлаам, тем более, что он своими пустынными подвигами уже обратил на себя внимание соседних жителей, заслужил их доверие и уважение. Усмотрел архипастырь и другого, полезного деятеля на этом поприще, – архимандрита Посольского монастыря Даниила Русанова (урожд. Казанской губ.), которому и поручил вести дела против раскольников, при содействии гражданской власти. 11 Более же всего преосвященный Ннл возлагал свои надежды на старца Варлаама, столь благоприятно подействовавшего на Урлукскую волость своим богоугодным житием. Почему, призывая о. Варлаама к миссионерскому служению в среде раскольников, чрез архимандрита Даниила, преосвященный Нил писал к старцу между прочим: «Усердие ваше и ревность по благочестию и вере, ведомы мне стали; не сомневаюсь посему, что вы поревнуете и о том деле, деле истинно святом и богоугодном, о котором услышите от о. архимандрита. Будьте советником ему и сотрудником: от этого много зависит чаемый нами успех. Но ежели и препятствия встретят вас, не унывайте, а подвизайтеся, яко доблии Христовы воины, подвигом добрым, помня сказанное Апостолом, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти» ( Иак. 5:20 ). 12 В основание просветительной деятельности принято было христианское просвещение народа; в руководство принят был указ святейшего Синода от 27 мая 1836 года за 5552, по делу о раскольнических сектах, где, в виду уменьшения раскольников, предписывалось повсюду заводить училища, для первоначального обучения старообрядческих и поселенских детей. Об открытии церковно-приходских школ по монастырям и церквам, преосвященный Нил немедленно предписал циркуляром в марте 1838 г. по всей епархии, и согласно указу святейшего Синода 1836 года, возлагал дело образования, в этих школах, на членов церковного причта; трудящимся на этом поприще было обещано внимание и поощрение от начальства, а для первоначального обзаведения училищ книгами, т. |
В 1845 году в особом предложении сообщены были к руководству следующие правила: 1) обращаться с раскольниками отнюдь не презрительно и сурово, а кротко и миролюбно, наблюдая во всем благоразумную умеренность, и осторожность, не раздражать их ни в речах, ни в действиях; 2) прежде всего действовать на них собственным примером строгой, неукоризненной, христианским пастырям приличной, благочестивой жизни, исполненной духа Христовой, бескорыстной любви не только к прихожанам православным, но и к заблуждающимся; 3) удаляться в житии своем от всего того, что могло бы дать пищу предосудитедьным пересудам и злословию; 4) тем более избегать в действиях своих всего того, что могло бы подать повод раскольникам к ропоту и жалобам; 5) для вразумления их никогда не прибегать к иным средствам, кроме указуемых достоподржаемым примером св. ревности о спасении душ, т. е., предлагать им увещания, растворенные любовью, ревностью и долготерпением; 6) таковые духовные назидания делать им постоянно, пользуясь к тому всеми обстоятельствами; 7) приобретать уважение и доверие раскольников рассудительным и беспристрастным образом мыслей и действий, опытностью, скромностью, сострадательностью и другими сему подобными свойствами; 8) ни под каким предлогом не вмешиваться в их раскольнические требы, ниже в какие либо полицейские распоряжения в противозаконных действиях, преследование коих не есть дело духовенства; 9) ни в каких делах по предмету раскола не обращаться с требованиями или доносами к светским властям, но доводить о том до сведения своего епархиального архиерея; 10) к православию из раскола присоединять токмо изъявляющих собственное, непринужденное и искреннее на то желание; 11) благочинные с сугубым вниманием и под опасением личной своей и строгой ответственности должны наблюдать за поведением тех священников, у которых в приходах живут раскольники, не оставлять ни одного неосторожного их действия или отступления от порядка без надлежащего замечания и наставления, внушая притом, что неспособные к благонадежному действию и замечаемые в предосудительных поступках уда лены будут от мест своих. 19 |
Вот, например, что она писала ему в годину его испытания, в 1827 году: «Радуюсь о вас духом о Господе, и прошу всевышнюю десницу, дабы благодать Его была с вами неотступно, а укрепил бы вас на сем месте (т. е. в Чикойских горах) недвижимо, на разсеяние плевел диавольских. Мы должны благодарить Бога, что Он нас приводит из небытия в бытие, и за сей малый труд обещает нам царство небесное и конца неимущее. Око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыде, еже уготова Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Желаю и вам всего того сподобитися, а вашими молитвами и нам не лишитися того же. Мужайтеся и крепитеся, любезнейшая братия. Враг ненавидит добро и разсевает свои козни. Ничем его так не победим, как смирением. Бес говорил великому Макарию и Антонию: «я могу поститься и молиться, но смирен быть не могу». Но Господь сказал: на кого воззрю, токмо на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих ( Ис. 66:2 )». Посылая о. Варлааму в благословение образ соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, игуменья Елпидифора написала старцу: «Сей образ из той обители с их мощей. Изливаю вам душевное мое желание, чтобы с помощию Божиею и молитвами сих св. угодников, ваше место прославилось, как лавра и обитель соловецких чудотворцев. Наверно вы помните, как сих угодников Божиих начальное было устроение обители, с трудом и ходатайством ко Господу. Так, и вам желаю, чтобы ваша обитель также устроилась. Просите сих угодников. Они будут вам помогатели. Но всего более, да будет с вами воля Божия, и да возрадуется сердце наше о Господе Бозе, во еже наслаждатися вам благодатию Христа Спасителя и совершенным здравием преуспевать в духе спасения». В апреле 1628 года игумения Елпидифора писала ему: «Знаю с начала вашего бытия, сколь много было вам терпения, но вы все претерпевали ради Бога и угодников. Мужайся и крепися!.. Бог нас призывает к ангельскому образу. Надо благодарить Бога и радоваться сему подвигу. Но кто ж похвалится быть достойным сему игу? Никто. Господь призывыет нас из небытия в бытие. Но вот – это совершенный есть подвиг. Спаси, Господи, волей и неволей носящих сей образ... Вы пишете, что колеблетеся ко сну. Нельзя оное хвалить, чтобы приумножить изобильного сна. Пусть враг смущает малым искушением сим сном. Однако и противу бороться надо. Этот грех и малое падение простительно; но Боже сохрани от большего падения, дабы окаянный не посеял между вами козни и неустройство. Даю вам наставление и прошу вас, как можно старайтесь свою братию привести в душевную любовь и согласие. Уменьшите молитв и правила, а будьте единодушны: вот наше есть спасение». |
Укажем те главные меры и мотивы в миссионерских действиях против раскола, какие были употреблены в это время. Миссионеры обратили внимание на сводные раскольнические браки, и старались обуздать своеволие и распущенность в семейном быту раскольников. Незаконно сшедшихся, в виде мужей и жен, они старались разлучать, при содействии гражданского начальства. Но содействие было слабо. При послаблениях же со стороны исполнительной власти, при настроениях коноводов раскола, открыто производивших по деревням свою пропаганду, – сводные браки, не смотря на расторжение связей, открывались вновь. Зло было неудержимо, как зараза, поражавшая раскольническое население. В таких случаях гражданское начальство ограничивалось полумерами, – только формально предписывало сельским старшинам, чтобы они не дозволяли таким лицам жить вместе, тогда как следовало разлучать совсем, незаконных жен отсылать в те селения, где проживают их отцы, а последних обязывать, чтобы они не потворствовали разврату, а заботились бы об устройстве законных браков. Так как нередко сеятелями раскола являются ссыльные, особенно судимые за совращения, то по силе Высочайшего повеления, состоявшегося по поводу таковых совращений, было предписано секретными указами по всей епархии и по единоверческим приходам: «1. Дабы при водворении в приходе ссыльных тщательно наблюдаемо было, не принесены ли пришельцами вредные раскольнические толки, и какие именно, и равно быть внимательными и к тем сведениям, которые по сему предмету будут доставляемы от местных начальств. 2. Дабы священники церквей состоящих при заводах следили с должным вниманием, не бродят ли по окольным деревням ссыльно-рабочие из раскольников, а особенно сужденные за совращения; и если это где будет замечено, то о возбранении таковых отлучек входить в сношение с местным начальством и доносить епархиальному. 3. Дабы при единоверческих церквах имелись в секретности списки о раскольниках, проживающих в приходах их, с обозначением, какому следуют они толку или лжеучению». |
Пророка: и ты аще возвестиши беззаконнику, и не обратится от беззакония своего, и от пути своего беззаконно: той беззаконник в беззаконии своем умрет, а ты душу твою избавиши (Иез. гл. 3).» В тоже время преосвященный Нил постановил за правило, чтобы присоединяющиеся из раскола к единоверию или православию давали письменные о том обязательства, засвидетельствованные волостным правлением, в искренности и условиях обращения; причем предупреждал, что дети раскольников, не должны быть удостоиваемы св. крещенния, если их родители остаются в расколе. «Иначе мы окрещивать станем будущих раскольников», прибавлял архипастырь; тоже и о других требах надлежит разуметь». 14 Старец Варлаам, заслуживший доверие соседних жителей, уже имел много последователей, которые готовы были его слушать, как своего доброго пастыря. В июле и августе 1839 г. архипастырь сам был за Байкалом, беседовал с раскольниками и вывел Варлаама на это святое поприще. Архипастырь ознаменовал свое посещение Чикойской обители посвящением о. Варлаама в сан игумена, в 29 день августа, при многочисленном стечении окрестных жителей, и при посещении селений Урлукской волости старался подействовать сам на приверженцев раскола, а остальное поручил миссионерам. Игумен Варлаам вполне оправдал надежды преосвященного Нила. По предложению его, жители Архангельской слободы уже приняли священника. Доброе начало поощряло к дальнейшим трудам и обещало новые успехи. В это время какие-то сборщики, воспользовавшись простотою старца, пронесли о нем и его действиях неблагоприятную молву. Узнав о том, преосвященный Нил писал о. Варлааму: «из донесения твоего ко мне вижу, что сердце твое в скорби и сетовавании, злой ради молвы, пронесенной злыми воронежскими пришельцами. Утешаю тебя при сем пастырским моим словом: чести твоей и правимой тобою обители ничто не затмит, а клеветников давно уже изгнал я из паствы своей. Дай Бог , чтобы они последние были у нас!» Затем архипастырь обращается к миссионерской деятельности о. Варлаама. |
Вообще же устранивши неудобства к переходу крещеных инородцев из кочевого быта в оседлый, предоставить такой переход их доброй воле и влиянию миссий, имеющей свои христианские виды в оседлом водворении инородцев. В 1866 г. Князь К. Вяземский по поручению генерал-губернатора также вникнул в положение христиан-инородцев, доказывал необходимость им материальной помощи и льгот на водворение, с наделом землей, права их на выборы в общественные должности, в тайши, на непременное участие в сугланах (мирских сходках) и право голоса в общественных делах и для защиты своих интересов. Только таким усвоением законных прав христиане-инородцы займут подобающие им место среди своих соплеменников и начнут нормальную жизнь, полную довольства и общественного порядка. Есть еще важная причина коснения бурят в язычестве и кочевом быту. Это – слабость русского элемента в крае. Русских за Байкалом меньше, чем инородцев, не считая военных, как служилого и переменчивого элемента. Русское казачество по границе Монголии само с веками омонголилось, так что нет никакой надежды, чтобы оно повлияло на Монголов и Бурят в смысле обрусения и христианского просвещения. Прилив русского, православного народа крайне необходим здесь, притом в такой мере чтобы число русских-православных превышало число номадов. С радостью встретили мы газетное известие, что из внутренних губерний России выселилось на Восток в нашу Сибирь 1.100,000 человек. Такой прилив русского народа, – только бы православного, набожного, здравомыслящего, – действительно способен поглотить сравнительно уже небольшое количество инородческого элемента (примерно 300 тыс. душ). Но опять вопрос: не миновали ли эти переселенцы Забайкальскую область – эту Сибирскую Италию, где так необходим русский элемент для противодействия Монголо-Китайскому и Тибетскому влиянию. При решении поземельного вопроса, следует это сообразить, как бы привлечь и сюда русских-православных добровольцев на водворение, чтобы не оставить еще на долгое время удовлетворение этой назревшей потребности. При избытке земель в Забайкалье не трудно указать и отвести хорошие участки земли под новые русские поселения православного народа. Когда не менее 300 тыс. русских водворится здесь вновь среди кочевьев бурятских, тогда несомненно русские получат перевес и будут указателями пути для номадов – к христианству и русской гражданственности. Конец. 1 За труд издания приношу искреннюю благодарность профессору Казанской академии, протоиерею о. Е. А. Малову, а расход в 300 р. был принят на себя Миссионерским Обществом, при содействии высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского (в то время протоиерея А. И. Ключарева), по ходатайству того же о. прот. Малова, когда я уже возвратился в Иркутск. Прим. авт. 4 В Тункинском крае в 60-х годах было отобрано у одного из таких выходцев головное украшение в виде короны. Эта редкость была представлена в Археологич. музей Киевской Дух. Академии. Прим. авт. |
| |