Отделом религиозного образования и катехизации совместно с Обществом духовного просвещения (до середины 1993 года Православное педагогическое общество), учредителями которого являются Отдел и Министерство образования, создано 17 методических комиссий для разработки программ и методики преподавания по разным предметам и для разных классов. Эти программы обсуждались на семинарах для московских православных гимназий, на международных Рождественских чтениях (1993 и 1994 годы), последние из которых были организованы Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, Министерством образования Российской Федерации, Российской академией образования и Московским городским департаментом образования. На этих чтениях присутствовали представители как православных школ, гимназий и лицеев, так и государственной системы образования. На указанных Рождественских чтениях работали секции по отдельным предметам с обсуждением содержания и методов преподавания. Для обмена опытом между преподавателями-единопредметниками необходимо взаимное посещение отдельных уроков и проведение семинаров по отдельным предметам. На этих семинарах необходимо знакомить педагогов-предметников с новыми достижениями науки в разных областях знания, а также проводить обсуждение методики преподавания в православных образовательных школах разного типа. Такие семинары начали работать в Москве. Большую инициативу проявила гимназия «Радонеж». Она была поддержана. Православным педагогическим обществом и Отделом религиозного образования. Всегда и во всех странах с развитой образовательной системой существовала инспектура. По-видимому, настало время создавать учебную инспектуру и при Отделе религиозного образования и иметь хотя бы внештатных методистов по отдельным предметам. Для реализации этого необходимы средства и решения Высшего Священноначалия Русской Православной Церкви. В Отделе при Обществе духовного просвещения по инициативе ведущего референта В.А.Ященко, курирующего школьное образование и связи с государственными органами образования, создан Информационно-методический центр, начавший издавать бюллетень .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2300...

Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях «Православные ценности и современное образование» 28 января, 2008. Редакция " Правмира " Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, мы должны понимать, что школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке человека как носителя образа Божьего, обладающего высокими духовными, нравственными, культурными качествами, который был бы достойным представителем Великой России. Источник Патриархия.ру В Государственном Кремлевском дворце открылись XVI Международные Рождественские образовательные чтения. На церемонии открытия выступил председатель Оргкомитета Чтений, Управляющий делами Московской Патриархии митр. Калужский и Боровский Климент . Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! 2008-й год объявлен в России Годом семьи, что указывает на особое внимание государственной власти и гражданского общества к проблеме сохранения семейных ценностей, повышения в обществе авторитета материнства и ответственного отцовства. Эти темы неразрывно связаны с кругом вопросов, которые будут обсуждаться на XVI Рождественских чтениях, поскольку все они напрямую соотносятся со сферой нравственного воспитания и образования. Как и всегда Рождественские чтения, ставшие за минувшие полтора десятилетия крупнейшим общественно-церковным форумом нашего Отечества и стран ближнего Зарубежья, в этом году посвящены одной из самых актуальнейших тем современности — обсуждению места и роли духовных ценностей Православия в сфере образования. В педагогике и в формировании общественных взглядов на воспитание подрастающих поколений в разные эпохи делались разные акценты: • воспитание христианина, подданного, гражданина, «человека с большой буквы» — с одной стороны и • энциклопедистов, специалистов с набором знаний, необходимых для чиновников, технических профессионалов, или просто «образованных граждан» — с другой.

http://pravmir.ru/doklad-mitropolita-kal...

XVIII Международные Рождественские образовательные чтения «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования» По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве с 24 по 29 января 2010 года состоятся XVIII Международные Рождественские образовательные чтения «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования». Рождественские чтения являются крупнейшим в Российской Федерации ежегодным церковно-общественным форумом, который дает возможность выразить позицию Церкви в области образования, обсудить важнейшие вопросы церковно-государственного сотрудничества, сохранения традиционных семейных ценностей, православного воспитания детей и юношества, развития взаимоотношений Русской Православной Церкви со светским обществом. В Рождественских чтениях принимают участие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и священноначалие Русской Православной Церкви, представители органов исполнительной, законодательной и судебной власти, ученые и общественность. Работа Чтений будет осуществляться по следующим направлениям: В рамках указанных направлений будут организованы конференции, секции и круглые столы. Среди них: Конференции Секции Круглые столы График работы XVIII Международных Рождественских образовательных Чтений: 24 января 2010 г. (воскресенье) – Божественная Литургия в Храме Христа Спасителя (вход до 09.00, встреча Святейшего Патриарха – 09.30) 25 января 2010 г. (понедельник), 11.00 - Торжественное открытие Чтений в Государственном Кремлевском Дворце, пленарное заседание (вход по пригласительным билетам) 26 января 2010 г. (вторник), 10.00 – Пленарное заседание в Государственном Кремлевском Дворце, концерт (вход по пригласительным билетам) 27 января 2010 г. (среда) – работа по направлениям (места работы направлений и секций будут сообщены дополнительно, вход свободный) 28 января 2010 г. (четверг) – работа по направлениям (места работы направлений и секций будут сообщены дополнительно, вход свободный)

http://pravoslavie.ru/33692.html

Новости На Рождественских чтениях заявили о начале нового церковно-общественного проекта 01.02.2016 11:56 Москва, 1 февраля. 26 января Центр межрегиональных программ и проектов совместно с Высшей школой правоведения Института государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) успешно провёл секцию «Крестный ход: история, современность и развитие». Она прошла третий год подряд в рамках Международных Рождественских образовательных чтений и собрала представителей Русской Православной Церкви, органов власти, общественности, сообщили организаторы. К собравшимся обратились секретарь Вятской епархии священник Виталий Лапшин, депутат Государственной Думы ФС РФ Олег Дорианович Валенчук, председатель правления Центра межрегиональных программ и проектов Сергей Сергеевич Карнаухов, заведующий Высшей школой правоведения ИГСУ РАНХиГС Олег Владимирович Зайцев, ключарь Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Алексий Исаев. Интервью о. Виталия Лапшина ТК " Союз " По словам О. Д. Валенчука, прохождение крестного хода – это духовный подвиг, очищающий и сплачивающий людей. Отец Виталий Лапшин, специально приехавший на конференцию из Кирова, рассказал об особенностях организации Великорецкого крестного хода – самого массового в православном мире. О.Зайцев отметил, что проведение конференции в рамках Рождественских чтений для РАНХиГС необычно, но очень ответственно и почётно. Отец Алексий Исаев поделился опытом проведения крестных ходов в условиях большого города. С. С. Карнаухов анонсировал создание Общественного совета по проведению крестных ходов, который позволит вывести крестоходное движение России на качественно новый уровень и объединит усилия епархий, органов власти, общественных активистов. Проект получит звучное название «Россия идёт». Информационным органом проекта станет уже созданный портал крестные-ходы.рф , благодаря которому любой человек (в т. ч. люди с ограниченными возможностями) получит исчерпывающую информацию о проводимых крестных ходах, возможность забронировать гостиницу, купить билет, при необходимости воспользоваться помощью добровольцев. «Этот проект будет способствовать популяризации таких мероприятий, – подчеркнул Сергей Карнаухов. – Крестные ходы – это одно из важнейших явлений, идентифицирующих нас как православную цивилизацию».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Актуальные вопросы больничного служения обсудили на Рождественских чтениях 29 января 2023 г. 13:04 26 января в  Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялась секция «Актуальные вопросы больничного служения. Духовная, психологическая и медицинская помощь военнослужащим и мирным жителям, получившим ранения в ходе СВО». Работу секции организовал Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению . В ней приняли участие 150 человек из 61 епархии из России, Белоруссии и Киргизии.  «Проведение секций Рождественских чтений в больнице святителя Алексия стало доброй традицией. Нам это очень приятно, мы этим дорожим. Во время мероприятий рассматриваются актуальные вопросы больничного служения, и в этом году такой темой стала помощь пострадавшим в зоне конфликта», — приветствовал собравшихся директор и главный врач больницы святителя Алексия Алексей Заров.  Участники секции отметили важность обсуждаемой темы и необходимость психологической поддержки пострадавших.  «В настоящее время психологическая помощь является неотъемлемой частью реабилитационного процесса, и психологи включены в активную деятельность по оказанию помощи военнослужащим и их семьям», — доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко подготовил доклад о психологических аспектах сопровождения посттравматических стрессовых расстройств.  На секции также выступил доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Евгений Курасов. Он сделал доклад «Опыт построения терапевтического альянса с комбатантами в общемедицинской практике». Психолог, эксперт Синодального отдела по благотворительности Елена Лутковская выступила с докладом «Как помочь, не будучи психологом: что можно делать, а от чего воздержаться. На опыте работы в госпиталях и штабе помощи беженцам».

http://patriarchia.ru/db/text/6000633.ht...

поиск:   разделы   рассылка Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях " Православные ценности и современное образование " Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! 2008-й год объявлен в России Годом семьи, что указывает на особое внимание государственной власти и гражданского общества к проблеме сохранения семейных ценностей, повышения в обществе авторитета материнства и ответственного отцовства. Эти темы неразрывно связаны с кругом вопросов, которые будут обсуждаться на XVI Рождественских чтениях, поскольку все они напрямую соотносятся со сферой нравственного воспитания и образования. Как и всегда Рождественские чтения, ставшие за минувшие полтора десятилетия крупнейшим общественно-церковным форумом нашего Отечества и стран ближнего зарубежья, в этом году посвящены одной из актуальнейших тем современности – обсуждению места и роли духовных ценностей Православия в сфере образования. В педагогике и в формировании общественных взглядов на воспитание подрастающих поколений в разные эпохи делались разные акценты: • воспитание христианина, подданного, гражданина, " человека с большой буквы " – с одной стороны и • энциклопедистов, специалистов с набором знаний, необходимых для чиновников, технических профессионалов, или просто " образованных граждан " – с другой. Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, мы должны понимать, что школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке человека как носителя образа Божьего, обладающего высокими духовными, нравственными, культурными качествами, который был бы достойным представителем Великой России. Стране необходимо, чтобы система образования воспитывала у ребенка чувство национального (российского) достоинства и гражданского патриотизма. Ребенок с детства должен научиться ценить то, что он является гражданином России. Но для этого ему надо научиться ее любить, а чтобы научиться любить, надо ее знать. Надо знать не только даты (правда, многие молодые люди и их не знают), не только цифры – какой протяженности газопроводы, сколько запасов нефти, но надо знать и подвиг тех лиц, кто созидал Россию, кто ее защищал, кто был носителем духовности, кто создал великую русскую культуру. Только при этом условии наше образование будет способствовать созиданию России.

http://religare.ru/2_49941.html

Архив Пн «Опыт взаимодействия светской и церковной образовательных сфер в рамках информационных проектов Учебного комитета». Доклад протоиерея Павла Великанова на XVIII Международных Рождественских чтениях. 28 января 2010 г. 14:41 Протоиерей Павел Великанов, секретарь Ученого совета МДАиС , главный редактор портала «Богослов.ру», выступил с докладом на втором пленарном заседании XVIII Международных Рождественских чтений 26 января 2010 года. Ваше Высокопреосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры! В своем докладе мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми размышлениями о причинах существующего отчуждения между церковной и светской образовательными сферами, а также перспективах и возможных подходах к преодолению этого затянувшегося противостояния. В чем, на наш взгляд, заключается сложность взаимодействия церковной и светской образовательных сфер? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, каким образом происходило в России развитие светского и духовного образования. Без сомнения, основную роль в имеющемся сегодня отчуждении сыграла богоборческая власть, которая сознательно вытеснила все церковное в маргинальную область. До революционного лихолетья и церковная, и светская образованность находились в едином научно-образовательном пространстве: ученые степени магистра и доктора наук взаимно признавались, то же самое относилось и к дипломам, и к премиям. Следует отметить также единое журнальное научное пространство, в котором церковная и светская ученость существовали на равных правах. Однако нельзя не упомянуть и о том, что уже в середине XIX века эпизодически случалось напряжение между церковной и светской образовательными системами, которое, например, могло выражаться в отказе Университета признавать компетентность академий при магистерских защитах, которые до 1869 года в академиях не были публичными. В целом хотелось бы заметить, что с самого начала существования двух образовательных систем — ведомства духовных дел и народного просвещения — вопрос о месте и самой возможности нахождения богословия в университетской среде обсуждался неоднократно и представлялся по-разному. Первоначальный отказ включить отделение богословия в состав открытой в 1724 г. Академии наук и художеств был мотивирован преобладанием инославных в профессорской корпорации. Однако предполагалось, что по мере развития университетского образования к этому вопросу еще предстоит вернуться. Но уже к середине XIX века едва ли не основной причиной, препятствовавшей появлению богословских факультетов в университетах, стала секуляризованность и расцерковленность самих университетов. Предлагаемые модели — духовного университета или богословского факультета в составе университета, но с подчинением Священному Синоду — так и остались нереализованными, в то время как в европейской образовательной системе эти формы существования богословия в университетском образовательном поле являются актуальными по сей день.

http://patriarchia.ru/db/text/349315.htm...

Митрополит Меркурий отметил слабую вовлеченность в работу Чтений ректоров светских вузов. Архиерей указал на необходимость исправления сложившейся ситуации: «Полагаю, ректоры вузов с радостью примут приглашение к участию в Рождественских чтениях, особенно в год, когда оные начинаются 25 января, в День святой мученицы Татианы — в праздник российского студенчества». Члены Оргкомитета приняли решение провести в рамках направлений совещания с руководителями соответствующих епархиальных отделов. Особое внимание было уделено региональному этапу Рождественских образовательных чтений. Ответственный секретарь Чтений, заместитель председателя ОРОиК игумен Митрофан (Шкурин) сообщил, что в Оргкомитет представлена информация о проведении регионального этапа Чтений в 103 епархиях. Это более половины епархий, находящихся на территории Российской Федерации, 7 епархий Белорусского экзархата , 2 епархии Казахстанского митрополичьего округа , 1 — от Среднеазиатского митрополичьего округа ( Ташкентская ), 1 — от епархий на территории Прибалтики ( Виленская ) и 1 из 53 епархий Украинской Православной Церкви ( Джанкойская ). Оргкомитетом было решено дать поручение ответственным сотрудникам синодальных структур, курирующих направления, и ответственным за проведение конференций, секций и круглых столов Чтений изучить график проведения мероприятий регионального этапа Чтений и включить их лучших представителей в программы работы направлений международного этапа Чтений в Москве. Также было принято решение обратиться к епархиальным архиереям с просьбой лично принять участие в региональных Чтениях, предлагать и перенимать в регионах новые интересные форматы работы. Игумен Митрофан также отметил, что благодаря обращению заместителя председателя Государственной Думы Сергея Железняка к руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках регионального этапа в большинстве епархий состоится эффективный церковно-государственный диалог в рамках региональных Парламентских встреч.

http://patriarchia.ru/db/text/4220689.ht...

В Новосибирске пройдут Первые образовательные чтения Сибирского ФО 17 октября 2007 г. 18:00 В рамках Года русского языка в Новосибирске с 17 по 18 октября пройдут Первые образовательные чтения Сибирского федерального округа «Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества», сообщили в пресс-службе администрации Новосибирской области. На этих чтениях будут подведены итоги второго этапа Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». Также на пленарном заседании будут вручены дипломы победителям. На чтения в Новосибирск ожидается приезд делегатов из Омской, Томской, Кемеровской, Читинской, Иркутской областей, Алтайского края, Красноярского края, республик Алтай и Хакасия. Участниками конкурса станут светские и церковные педагоги средней и высшей школы, руководители и преподаватели дошкольных учреждений, работники системы дополнительного образования, воспитатели, писатели и представители других профессий, занимающиеся духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи. Помимо пленарного заседания чтений будут проведены 4 секции: «Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях СФО», «Учитель в системе духовно-нравственного воспитания и образования (теория и практика)», «Роль русского языка в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения» и «Общественно-государственная поддержка педагогических коллективов, культурно-просветительской, духовно-нравственной и историко-краеведческой работы с молодежью». Кроме того, во время работы участниками будет проведен «круглый стол», посвященный вопросу «Школа как система воспитания и образования: проблемы и перспективы развития образовательных учреждений». Предстоящий форум проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при поддержке Министерства образования и науки РФ, областной администрации и аппарата полномочного представителя президента РФ в Сибирском Федеральном округе. Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» и подобные образовательные чтения проводились в 2006 году в Центральном федеральном округе. Победители конкурса получили награды на XV Международных Рождественских образовательных чтениях, которые прошли с 28 декабря по 3 февраля нынешнего года. Три победителя конкурса этого года по Сибирскому ФО станут участниками заключительного этапа всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» и будут приглашены на XVI Международные Рождественские образовательные чтения, которые состоятся в конце января следующего года. Работы на конкурс были присланы из всех епархий Русской Православной Церкви, находящихся на территории СФО — Новосибирской , Барнаульской , Томской , Кемеровской , Омской , Красноярской , Абаканской , Иркутской и Читинской . ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/310105.htm...

—594— учебные заведения с целью ведения научной работы и повышения квалификации. Закрывая заседание Совета Московской духовной академии и семинарии, ректор архиепископ Верейский Евгений поблагодарил членов профессорско-преподавательской корпорации за активное участие в решении насущных вопросов жизни Московской духовной академии и семинарии и пожелал помощи Божией в наступающем 2003/2004 учебном году. 2. Особые труды преподавателей Академии и Семинарии Ректор Академии архиепископ Верейский Евгений состоял членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, работал в Координационном Совете по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии РПЦ, в Общественно-политическом экспертном Совете при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе, участвовал в подготовке к Дням славянской письменности и культуры и координировал их работу, в Международных рождественских образовательных чтениях, в работе Круглого стола «Православие и предпринимательство» в рамках программы «Христианство-2000». Заслуженный профессор К.Е. Скурат осуществлял сотрудничество с Синодальной Богословской комиссией, с научно-редакционным советом «Православной энциклопедии», писал для энциклопедии статьи, опубликовал учебное пособие по патрологии и монографию «Православные основы культуры в литературных памятниках Древней Руси», а также участвовал в Рождественских и Глинских чтениях. 30 декабря 2002 года Совет Минской духовной академии присвоил ему звание Почетного члена Академии. Проф. А.И. Осипов в отчетном году участвовал: в Калужских епархиальных Рождество-Богородичных образователь- —595— ных чтениях (г. Обнинск), в 12 собеседовании с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, где выступил с докладом «Оценка результатов диалога „Синаппи“ по богословской тематике. 19701999 годы», в 11 встрече смешанной православно-лютеранской комиссии по диалогу, в 4 Международной конференции «Качество жизни: критерии, оценки, отечественный и зарубежный опыт», в Педагогической конференции г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010