Не говорим здесь о других языческих суевериях, которые естественно рождаются в язычестве, как зловредные насекомые в гнилом болоте. Когда свет истинного богопознания меркнет в умах и сердцах людей, тогда дается воображению полная свобода измышлять всевозможные суеверия. Св. Михей жалуется, что народ слушал ложных пророков и прозорливцев, что последние выдумывали различные видения и предсказания к обольщению простодушных (3: 6, 7), грозит гневом Божиим всем гадателям и волхвователям. «Исторгну, – говорит Господь чрез св. Михея, – волхвования из руки твоей, и гадателей не будет у тебя (5, 2)». Даже медный змий, сделанный Моисеем, и тот был предметом суеверного почитания. Иудеи, до времен Езекии царя, кадили сему змию, называя его Нехуштан 9 ( 4Цар. 18, 4 ). Разрушая предметы языческих суеверий, сей благочестивый царь сокрушил и медного змия. После сего справедливо, говорит св. Михей (6, 16), что иудеи в его время соблюдали оправдания, т.е. уставы израильских царей Амврия и Ахава относительно идолослужения, так как в Израильском царстве были все эти языческие мерзости, а цари Амврий и сын его Ахав были ревностными распространителями языческих суеверий, особенно последний с женою своею Иезавелью – злейшею язычницею и гонительницею пророков Божиих ( 3Цар. 16, 25–33 ). Ахаз виновен пред Господом Богом не в том только, что поклонялся идолам, подражал языческим мерзостям, но он развратил своим примером, постановлениями своими весь народ, всю Иудею. «Господь унизил Иудею, – говорит свящ. писатель, – за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» ( 2Пар. 28, 19 ). Вот почему такой благочестивый царь, как Езекия, при всей пламенной ревности к истинному богопочитанию не мог утвердить оное в Иудейском царстве. Народ был слишком испорчен и развращен язычеством, а потому лишь только взошел на престол сын сего царя Манассия, как язычество снова восстало со всею силою, глубокая тьма покрыла землю Иудейскую, всюду явились языческие алтари, идолы, рощи с тенистыми деревьями, разные божества, все суеверия. Так было до самого конца, до самого разрушения Иудейского царства. Иудеи дошли до того, что, по свидетельству 4-й Книги Царств, поступали хуже всех народов, которых истребил Господь, хуже даже того, что делали аморреи (21, 3–11). Вот почему и св. Михей, обличая иудеев за идолослужение и языческие суеверия (1, 7; 5: 12, 13), грозит им страшным судом Божиим и предсказывает совершенное разрушение Иудейского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ирмос: Ужаснися бояйся небо, и да подвижатся основания земли. Се бо в мертвецех вменяется, в Вышних Живый, и во гроб мал странноприемлется. Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки. Что, безумнии еретицы, всуе мятетеся, глаголюще: яко уже седмь тысящь лет скончашася, Христово же пришествие еще несть. Сия глаголющих дерзостне обличил еси, сказуя: близ есть при дверех пришествие. Яко глаголют пророцы и апостоли, имже сказа Святый Дух, и научая пети: Егоже дети благословите, священницы пойте, и превозносите во вся веки. Страшно есть впасти в руце Бога Жива, безумнии не льститеся, не крестит Христос по смерти спасенным крещением, неправе о нем мудрствующих, но во огни негасающем мучит. Мы же вернии у Христа просим время покаяния, да будет нам милостив в День страшнаго Его Пришествия. Сия преподобне глаголал еси и нас учил еси пети: Господа, дети, благословите, священницы воспойте, и превозносите Его во веки. Моисей Великий в пустыни повеле Израилю выспрь на медный змий взирати, и тако угрызения змиина избавляхуся. Ты же, преподобне, нечестивыя научая покланятися Кресту Животворящему, и славити Святую Троицу во Едином Божестве, и сим избавлятися прелести змия мысленнаго диавола, и нас уча пети: дети благословите Господа, священницы пойте и превозносите Его во веки. Богородичен: Тобою Пречистая Богородице, от всякия напасти избавляемся, избави ны, Мати Божия, вечнаго осуждения, да зовем Ти немолчно: радуйся, Купино Неопалимая; радуйся, Горо присенная, радуйся, запечатанный Источниче, радуйся, Дево Чистая, Господь с Тобою. Егоже благословит вся тварь, и превозносит во вся веки. Песнь 9 Ирмос: Не рыдай, Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына. Востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия. Преподобне отче Иосифе, поминай нас, чада твоя, ко Христу Богу нашему, да спасет от всяких бед и скорбей, и сподобит милости и деснаго предстояния в День Судный, славити Свое Божество, верою и любовию Того величающия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Термин служит по взгляду Маиваит, общим и родовым обозначением древнееврейского пророка, волхва и прорицателя. Но еврейская древность, несомненно, знала и более частные виды языческих волхвований, как можем догадываться об этом мы, основываясь на других, более специальных терминах. Так в Библии не раз встречается несколько загадочный термин – . Этимология его довольно темна; LXX переводили его словами χληδονζεσθαι, что значит «прорицать по шуму деревьев или шелесту листьев». Наш русский перевод соответствующее место из пр. Исаии, где употреблен этот термин, передает так: «ты оставил народ свой, дом Иакова, потому что они полны чародейства и гадания по облакам, как Филистимляне» ( Ис.2:6 ). Самое же ясное указание на прорицание но шуму деревьев – наподобие Дидонского оракула, находим в истории Давида: «И вопроси Давид Господа... близ дубравы плача. И будет, аще услышиши глас шума от дубравы плача, тогда снидешь к ним, яко тогда изведет Господь пред тобою, сещи на брани иноплеменники» ( 2Цар.5:24 ). Сам Маиваит – не без некоторой правда, натяжки пытается объяснить это слово, как дериватив от существительного указывающего на «конкубинат» ( Исх.21:11 ) и тем самым хочет поставить его в связь с культом Астарты или священной проституции жен, который будто бы практиковался в древнем еврействе, как это видно из некоторых библейских намеков ( 4Цар.23:7 «и разруши храм Кадшимов дом блудилищный – идеже жены прядяху ризы кумиру» – Ос.4:14 ; Иез.16:16 и пр.). Этот вид религиозного служения легко мог соединяться и с культом священных дубрав или деревьев, как это видно из слов пр. Осии: «на версех гор кадяху, и на холмех жряху под дубом и под елию и под древом, древом ветственным, яко добр кров, сего ради соблудят дщери ваши и невесты ваши возлюбодействуют» ( Ос.4:13 ). Следующий библ. термин, имеющий отношение к древнееврейскому профетизму – – думает наш автор, вместе с авторитетными гебраистами – Воснег и Miener " ом – происходит от существительного , что значит «змея» и, следовательно, указывает на волхвования через культ священных змей. Что такой культ, по примеру Египтян, широко практиковался в Палестине и Арами, об этом немало указаний в Библии ( Исх.7:2 ; Быт.30:27 ; Чис.24:1 ). Но оттуда же оказывается, что он небезызвестен был и древнему еврейству. Так, знамения и чудеса со змиями фигурируют еще в истории исхода Евреев из Египта, причем активную роль играют здесь Моисей и Аарон, т. е. «вождь и первосвященник» Еврейского народа ( Исх.4:4. 30; 7:9–14 ). В особенности же соблазнительным является известный «медный змий», которого повесил Моисей в пустыне, в качестве чудесного, избавляющего от смерти средства ( Чис.21 ); и только во дни царя Еезекии был уничтожен культ этого змия, как заключал Маиваит из следующ. слов 4Цар.18 : «той разгроми высокая и сокруши капище, и искорени дубравы, и змию медяну, юже сотвори Моисей, яко и до дней тех сынови Израилевы бяху кадяще ей».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Поистине, все Пророки не другое что творили, как людей в беззакониях их изобличали, отступление их от истинного Бога им представляли, наказаниями им за сие угрожали, обратиться к Богу увещавали, и во Христе, во имеющем придти Мессии, исцеления от грехов и спасения своего искать возбуждали! Они везде Христа Искупителем, Целителем и Спасителем им представляли, и сами собою врачевать их никогда не помышляли. Подобно и наружное Богослужение, жертвоприношение, заклание животных, волов, агнцев, тельцов, разных птиц, различные омовения и очищения, не с другим каким намерением уставлены были, как чтобы означить смерть Христову, пролитие дражайшей Крови Его, и чрез смерть Его, Кровию Его очищение человеческое. Наружные жертвы, пролитие крови Животных, яко жертвы мертвые, посторонние, сами по себе не могли быть приятны Богу, и не могли очищать душ человеческих; а были токмо прознаменования очистительной и умилостивительной Жертвы Иисусовой: и по сему самому, что оне означали смерть Христову, вольное страдание непорочного Агнца – Иисуса, Его дражайшее умилостивление, были и Богу приятны, и людям, приносившим жертвы сии, споспешествовали оне во Благое. Как агнчая кровь, коею помазаны были двери Израильтян во Египте, по тому предохранила их от биения первенцев их чрез Ангела гнева Божия, что она означала Кровь Христову коею помазующиеся и очищающиеся избавятся от вечного гнева Божия и от погибели адской 442 ; как и самый закланный, испеченный и ядомый агнец, пред отшествием их из Египта, по тому послужил им избавлением из рабства Египетского, что он точно представлял смерть чистейшего Агнца – Иисуса Христа, коею назначено было от Бога избавиться всем человекам из рабства греховного, из власти диавольской; как змий медный, на крест в пустыне вознесенный, не иначе мог врачевать взирающих на него от угрызения змиев 443 , как по тому, что он изображал Христа, Спасителя мира, на Кресте умереть имевшего, и Крестною смертию Своею врачевать долженствовавшего как и сам Моисей не иначе мог помогать Израильтянам побеждать Амаликов молитвою своею, распростерши крестообразно руки своя, как по тому, что духом пророчествия, очами веры своея зрел на Кресте простерть руки Своя 444 и адского Амалика – грех, смерть и диавола победить имевшего Христа, и в сем духе, сею силою Христовою просил победить и наружных врагов: так точно и прочие жертвы не иначе могли быть Богу приятны, и людям полезны, не иначе могли людей очищать, хотя несовершенно, и Бога умилостивлять, как по тому, что оне означали страдания, мучения, пролитие Крови и смерть Господа нашего Иисуса Христа, означали сию совершенную, очистительную Жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Можно было бы удобно сказать, что яд, излитый живым змием, уничтожает мертвая плоть змия, употребленная в качестве противоядия и исцеляющая ужаленного. И действительно, разве не живым змием я был умерщвлен в Едеме? – Но вот теперь я возведен к жизни умершем на древе крестном Христом, прообразом Которого был змий неодушевленный, – медный, от смертоносного яда свободный, Который и Сам облекается в образ змия. Именно мой Владыка и Бог – Христос – стал поистине человеком, однако, и облекшись в поврежденное лукавым змием естество человеческое, был свободен и совершенно чист от яда греховного; нам же, поражаемым змиями, стерегущими пяту нашу, и от Него, повешенного на крестном возвышении, ожидающим спасения, источает жизнь и бессмертие. Так, несомненно, предызобразило тайну крестную возношение змия медного в пустыне, и слова Моисея: „И будет живот твой висящ пред очима твоима” ( Втор. 28, 66 ), – относятся к сему змию не потому, что изображение змия имела какую-либо целебную силу, а потому, что она была прообразом Христа. Подобно сему и купина не сгорала, хотя и опалялась силою огненною, – не ради самой себя, но ради Марии, понесшей в смертном, но непорочном естестве огнь Божества. Здесь должно поучиться иконоборцу: достойны почитания образы, хотя и имевшие грубый вещественный вид, но указывавшие на великие события. И действительно, если статуя змия, ставшая видимою всеми через возношение на древо и предизображающая восхождение на Крест Богочеловека, была так жизнедейственна для погибающих горькою смертию, то не указывалось ли сим на то, сколь спасительным и жизнедейственным будет для людей предызображаемый этою статуею вид распятого Бога? Ведь если бы медное изваяние не было прообразом Христа, оно вовсе не было изваяно и никогда не стало бы источником спасения устремляющим на него взоры свои, ибо гласит заповедь: „Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу” ( Исх. 20, 4 ; Втор. 5, 8 ). И, в самом деле, естественно было бы недоумевать: почему, когда был изваян из золота бык и искусно выделан в виде тельца, делатели золотого изваяния стали жертвою железного меча, а теперь, когда из меди изготовляется статуя змия, Бог избавляет от горькой смерти благосклонно осеняемых изображением? Будем так смотреть.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Чтобы положить конец спорам о священстве, Моисей приказал старейшинам каждого колена представить по жезлу с надписанием своих имен. На жезле колена Левиина было надписано имя Аарона. Все двенадцать жезлов положены были в Скинии. Наутро Моисей вынес их из Скинии и народ увидел, что жезл Аарона произрастил от себя ветвь с цветами и миндальными орехами. В память Божественного избрания во священство Аарона и потомков его, жезл сей положен был на хранение в Скинию пред ковчегом Завета. § 42. Суд Божий на Моисея и Аарона. Смерть Аарона Когда наступил сороковой год странствования евреев по пустыне Аравийской, они опять двинулись к границам земли обетованной. Почувствовав на пути недостаток в воде, они по обыкновению подняли ропот. Господь повелел Моисею и Аарону взять жезл, собрать весь народ и словом извести воду из камня. Когда народ собрался, то Моисей и Аарон с негодованием сказали собравшимся: «послушайте, непокорные, разве из этой скалы мы для вас изведем воду!» И потом вместо того, чтобы приказать камню извести воду, Моисей ударил по нему дважды. Вода потекла в изобилии, но Господь сказал Моисею и Аарону: «так как вы говорили при народе языком сомнения и не явили должным образом могущества Моего Сынам израилевым, то и не введете этого народа в землю обетованную». Аарон вскоре умер и был погребен на горе Ор, передав первосвященническое достоинство сыну своему Елеазару. § 43. Медный змий Валаам. Иудеи, подступив к восточным границам земли обетованной, ворвались в нее подобно стремительному потоку, ниспровергая все на пути. Сион, царь амморийский 6 и Ог, царь васанский, хотевшие оружием преградить им дорогу, были побеждены и потеряли все свои земли. Страшная очередь доходила до моавитян и мадианитян. Не надеясь на свою силу, они обратились к славившемуся в Месопотамии пророку Валааму и просили его придти проклясть израильтян. Они верили, будто, кого благословит Валаам, тот будет счастлив, а кого он проклянет, того непременно постигнет несчастие. Валаам в первый раз отказался придти к ним, потому что получил от Бога откровение, что народ израильский благословен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   Чтобы прекратить между евреями споры, кому принадлежит священство, Моисей, по повелению Божию, приказал всем старейшинам принести свои жезлы и положить на ночь в скинию. На другой день все увидели, что жезл Аарона расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали. Тогда все признали Аарона первосвященником.    По повелению Божию, жезл Ааронов был положен пред ковчегом завета.    Однажды, за свой ропот на Бога, евреи были наказаны появлением множества ядовитых змей, которые жалили народ, так что многие умирали. Евреи раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею сделать медного змия и повесить его на знамя. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змия, тот оставался жив.    Этот медный змий служил прообразом Христа, Спасителя. Христос распял с Собою на кресте все наши грехи и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от грехов своих и спасаемся от вечной смерти.    За время сорокалетнего странствования все евреи вышедшие взрослыми из Египта, вымерли, кроме Иисуса Навина и Халева. Народилось новое поколение, которому суждено было вступить в землю обетованную. В последний год странствования умер и Моисей. Перед своею смертью он поставил вождем вместо себя Иисуса Навина.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. «Числа» (Чис.11-14; Чис.16-17; Чис.21:4-9) и в кн. «Второзаконие» (Втор.1:19-46). Вступление евреев в землю обетованную    Господь помог Иисусу Навину ввести народ еврейский в землю обетованную. При вступлении в эту землю, евреям нужно было перейти реку Иордан. По указанию Божию, Иисус Навин велел священникам внести ковчег завета в реку. И лишь только они омочили ноги в воде, как река расступилась, вода, текущая от верховья реки, остановилась стеною, а нижняя часть реки стекла в море, и весь народ перешел по сухому дну.    По переходе через реку Иордан, нужно было взять город Иерихон, у которого были очень высокие и крепкие стены. Иисус Навин, по повелению Божию, велел священникам, в предшествии воинов и в сопровождении народа с ковчегом завета, обходить город вокруг в течение семи дней: шесть дней — по одному разу, а в седьмой день обнести ковчег семь раз. После этого стены иерихонские обрушились до основания, при трубном звуке священников и громком восклицании всего народа. И евреи взяли город.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

К сожалению, это не утрированный, а самый обычный ответ значительной части наших соотечественников. Несчастных соотечественников. Не ведают, что творят. Никита 12 апреля 2017, 08:17 Прекрасная статья. разумные христианские мысли. Но на зазомбированые мозги предреволюционной нашей интеллигенции ничего не повлияет. Кроме , если они снова добьются своего, как в 1917, крови их жен , детей и их самих. Тогда завопят и каяться начнут: " Россия, которую мы потеряли! " , " Окаянные дни! " К этому ведут. Денис 12 апреля 2017, 07:06 Михаилу, на счет выбора народа - когда кричали: " распни его, распни " , это тоже был выбор народа. 100 лет назад, Царя в жертву принесли, предали - тоже выбор народа или части народа был. Нужно начать с себя. Пора бы уж прозреть, примеров же много в истории России. Владимир Астраков 12 апреля 2017, 05:16 Класс! В десятку. - Спасибо! Анастасия Ашимова 11 апреля 2017, 23:52 Потрясающе точно написано! Не зря говорил наш Патриарх, что " власть - это подвиг " . Кто руководил когда-нибудь хоть двумя человеками, знает не понаслышке - все, что написано, правда, так оно и есть. Сложно это - руководить. И ответственность, и головная боль и днем и ночью, и как заставить работать как надо, вдохновить, чтобы выгорания не было, да еще при этом людей не обидеть. Петрович 11 апреля 2017, 22:06 Вот вроде бы всё правильно батюшка сказал, не поспоришь. Но вот на практике... как приходишь в какое госучреждение, у чиновников справочку попросить (потому как у нас без бумажки ты... сами знаете кто), так сразу все эти правильные мысли из головы вылетают. Потому как посмотришь что префект - зять прокурора, а дети прокурора весь бизнес в районе курируют, ну и так далее эта цепочка семейно-родственных связей тянется аж до Москвы. А тебе и твоим детям и место в этой пирамиде только в самом низу уготовано. Вот тут-то разные сомнения и закрадываются - может мы не там где надо смиряемся??? Смирение то ведь тоже с умом и с рассуждением должно быть... Змий Медный 11 апреля 2017, 21:18

http://pravoslavie.ru/102616.html

15. Авва Кассиан рассказывал об одном отце Иоанне, начальнике киновии, что он велик был в жизни сей. Когда он приближался к смерти, и отходил к Господу спокойно и радостно, его окружили братья, и просили, вместо наследства, оставить им какое-нибудь краткое и спасительное наставление, по которому можно было достигнуть совершенства во Христе. Авва, вздохнув, сказал: я никогда не творил своей воли, никого не учил тому, чего сам прежде не исполнил. 16. Один брат спросил авву Макария великого: в чем состоит совершенство? Старец отвечал: человек не может быть совершенным, если не приобретет смирения в душе и в теле, столь великого, чтобы не ценить себя ни за какое дело, но смиренно считать себя ниже всякой твари; чтобы никогда не осуждать никого, кроме себя самого; чтобы переносить обиды и безчестия, исторгнуть из сердца своего всякую нечистоту; заставить себя быть долготерпеливым, благим, братолюбивым, целомудренным, воздержанным, - ибо в писании сказано: досель царствие небесное нудится, и нуждницы восхищають е (Мф. 11, 12); чтобы прямо смотреть глазами своими, обуздывать язык, удаляться от всякого пустого и душевновредного слуха, соблюдать правоту рук, чистоту сердца пред Богом и непорочность тела; постоянно иметь представление и память о смерти; чтобы отложить всякий гнев и злобу, отречься от всего вещественного и плотских удовольствий, т.е. от диавола и всех дел его; совершенно покориться Всецарю Богу и всем Его заповедям, и непрестанно, во всякое время, во всякой вещи и во всяком деле иметь Его пред собою. 17. Брат спросил старца: какое бы мне делать доброе дело и жить с ним? Старец отвечал: Бог знает, что добро. - Я слышал, что некто из отцев спрашивал великого авву Нистероя, друга аввы Антония: какое бы доброе дело делать мне? Авва отвечал ему: не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив, - и Бог был с ним; Давид был кроток, - и Бог был с ним. Итак смотри: чего желает по Богу душа твоя, то и делай и блюди сердце твое. 18. Авва Пимен говорил об авве Нистерое Великом: как медный змий в пустыне исцелял всякого, кто посмотрит на него; таков был и сей старец: он имел всякую добродетель, и молча врачевал всех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Ибо кто из здравомыслящих назовет Богом или нечистое, чего с ненавистью отвращается, или приносимое в жертву истинному Богу и самим приносящим снедаемое? Вопрос 12. Почему если что нечистое попадет в сосуд глиняный, повелевает закон разбивать его, а если в сосуд медный или в деревянный, или во вретище, или в ризу, – измывать водою (Лев. 11:32–33)? И из сего явствует, что ничто не нечисто по природе; назвал же Бог одно нечистым, а другое чистым по особой некоей причине. А если бы по природе было сие нечисто, то надлежало бы разбивать и медные, и деревянные сосуды. Поскольку же по другой причине наименовал сосуды нечистыми, то более ценное велит измывать, а малоценное разбивать, в одном случае подтверждая закон о нечистом, а в другом давая видеть намерение закона. Посему-то повелевает сокрушать пещи и огнища ( Лев. 11:35 ), если впадет в них какое из животных нечистых, и воду в сосудах, когда впадет в них мертвое тело, называет нечистою, а воду в источниках и озерах не называет таковою ( Лев. 11:36 ), потому что все, сему подобное, ограничивает малым ущербом. А мы из сего познаем также, какое зло грех , потому что он производит истинное осквернение. Вопрос 13. Почему мертвое тело, если упадет на семя, не смоченное водою, не сквернит оного, а если на смоченное водою, делает его нечистым (Лев. 11:37, 38)? Потому что влажность способствует семени принять в себя гной. Особенно же Моисей называет нечистыми животных, ползающих на чреве, потому что змий есть начальник зла и споспешник диавольского злоумышления. Вопрос 14. Почему в законе сказано, что родившая мужеский пол бывает нечистою сорок дней, а родившая женский пол – дважды сорок (Лев. 12:1–5)? Должно вникать в намерение закона. Ибо часто вместо одного учит он другому. Сие нетрудно видеть и в настоящем случае. Ибо если родившая нечиста, то нечиста и чревоносящая. Посему, думаю, что закон повелевает успокоиться родившей, как много потрудившейся и потерпевшей жестокие муки. Но если бы просто дал такое повеление, то мужья не удерживали бы своего похотения; зная же, что родившая нечиста, бегают общения, чтобы и им не сообщилась нечистота. Итак, закон словом «нечистота» угашает пожелание. А разность в днях иные объясняли тем, что больший труд подъемлют жены, рождающие детей женского пола. Потому закон и назначил им двукратное время покоя. Вопрос 15. Что значит закон о проказе (Лев. 13, Лев. 14)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010