И внимательные спасаются, но не чрез змия, а чрез покаяние. Ибо взирали на змия и воспоминали о грехе; терзающая их мысль побуждала к обращению, и снова они спасались, потому что покаяние и пустыню делало Божиим домом. Согрешивший народ чрез покаяние стал церковным собранием, и иудеи невольно покланялись кресту, чем Бог пророчествовал об их жестокосердии. О, какое нечестие иудеев - покланяются змию и отвращаются Христа! О, какое затмение ума - чествуют крест для змия и не покланяются распятому Христу! О, какое сумасбродство - чтут порок и воюют против благочестия! Все же сие предуказал Бог в змие, осуждая нечестие иудеев. Предрек именно то, что охотнее будут покланяться змию, нежели Христу; показал, что чествуют они идолов, потому что не повинуются Богу. Предвозвестил будущее и открыл, какой будет конец, - и именно, что змий для праведных сделается мертв во Христе, а иудеи будут почитать его живым и действенным. Змий был медный. Почему же это? Потому что Бог знал, что Израиль, сделав идолов, будет покланяться греху. Распял Бог змия в показание, что для повинующихся Богу грех мертв. Умертвил он грех, а иудеи делами своими воскресили его из мертвых. Вот сила нечестивых, и они воскрешают из мертвых. Но проклято таковое воскресение из мертвых, потому что в скором последствии времени рассеется, как призрак. Иудеи знаменоносцы суеты, потому что и сами они, и дела их будут суетны. Бог говорил иудеям: " Поклонитесь кресту, потому что им спасетесь " ; они же, оставив Его, покорились диаволу. Бог связал змия, а иудеи разрешают его. Христос распял грех на кресте Своем, но Израиль не уверовал. Христос восшел на крест не как осужденный, но чтобы распять змия, и Израиль не принял Его Распятого. Хотите ли, покажу вам, что два креста были при Христе? Сие познаете на разбойниках. Хотите ли знать, что иудеи разрешают змия, чтобы не принять Христа? Ибо, попустив невинному Христу быть распятым, просили они дать им Варавву; кого Бог осудил, того разрешили, а невинного Христа осудили. Видишь ли, что Бог умертвил змия, а иудеи воскресили его?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/796/...

В этом смысле и св. Иустин Мученик говорит Иудею: «Вам дано было знамение имевшего распяться в змеях, угрызавших вас, потому что Бог наперёд даровал вам таинства прежде их времён». Ибо, – рассуждает он, – «неужели должно думать, что народ спасался тогда посредством змея, которого Бог проклял в начале и умертвил великим мечом ( Ис.27, 1 )? Неужели мы будем понимать это так неразумно, а не принимать за символы? Неужели мы не отнесём того к изображению распятого Иисуса?» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 112, стр. 330; гл. 131, стр. 363). «Образ и знамение, употреблённое против угрызения израильтян от змеев, очевидно, было воздвигнуто для безопасности верующих, потому что ещё тогда была предвозвещена смерть змию через имеющего распяться и спасение тем, которые, будучи укушены им, прибегают к Пославшему в мир Сына Своего, Который был распят» (ibid. гл. 91, стр. 301). А в своей «1 Апологии» говорит: «Моисей по вдохновению и действию Божьему взял медь и сделал образ креста» (гл. 60, стр. 100). Очевидно, имея в виду это событие, и св. Ириней Лионский в том же духе говорит: «Слышавшие Моисея легко принимали Начальника жизни Божьей (т. е. Иисуса Христа), Который через веру в Него оживлял человека от укушения змея» («Против ересей» кн. IV, гл. XXIV, I; стр. 493). Св. Ефрем Сирин по поводу сего места лишь замечает: «Представлен в сем образ Того, Кто сказал... ( Ин.3, 14 )» (тв. ч. 6, стр. 561–562). Подобно ему и св. Григорий Нисский говорит: «Что вознесённый в пустыне змий есть знамение крестного таинства, сему ясно учит Божие Слово, когда говорит ( Ин.3, 14 )». При этом «взирание угрызённых змиями на змея, повешенного на древе, предуказывало воззрение на страдание за нас Пострадавшего. Страдание же есть крест; почему, как взирающий на Него, как повествует Писание, не терпит вреда от яда похотения; так, кто взирает на Вознесённого на древо, тот прочь гонит от себя страсть» (тв. ч. 1, стр. 360–361). Бл. Феодорит также говорит, что «медным змеем прообразуется спасительное страдание, ибо, – рассуждает он, – как медный змий был изображением змиев, но не имел змеиного яда, так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греха скверны ( Рим.8, 3 ; 1Пет.2, 24 ). II как угрызаемые, взирая на медного змия, получали спасение; так и уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти и приобретают вечную жизнь» (тв. ч. 1, стр. 218).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Итак, этим деревом, поставленным в образ прямого древа креста, Моисей пригвоздил чувственного змия, пресмыкающегося по земле вследствие проклятия, которое он получил изначала от Бога, сказавшего ему: «на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего » (Быт. 3:14). Каким же образом пригвоздил Моисей живого змея? — Тем, что восторжествовал над ним, что публично и перед всеми показал мертвым и бессильным его пагубное действие, т е. вред, который он причинял Евреям. Каким же средством уничтожил он этот вред? Посредством медного змия, которого повесил на том дереве, не прямо, но поперек (ибо это значит косвенно), и таким образом представил вид совершенного креста. Потому что из двух, т. е. из прямого дерева, вбитого в землю, и медного змия, поперек подвешенного к верху его, составился совершенный образ и вид креста. Поэтому-то он оказался впоследствии и целебным для укушенных змеями, как утверждает это Священное Писание: «и сотвори Моисей змию медяну, и постави ю на знамени: и бысть егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше» (Числ. 21:9).    И тебе, христианин, полезен нравственный смысл этого тропаря. Ибо, как тогда чувственные змеи угрызали и ядом губили Евреев, так и ныне уязвляют тебя мысленные змеи, т. е. злые демоны, которые никогда не ходят прямо, а всегда пресмыкаются по земле и земному, как и чувственный змий. И не только это делают, но и стараются, мерзкие, увлекать и нас к себе. Какой же яд этих мысленных змей? — Грех и страсти. Как они кусают тебя? — Посредством приражения лукавых, постыдных и хульных помыслов и просто посредством гнева и похоти.    Поэтому, брат, когда демоны угрызают тебя приражением какого-либо греха, тотчас прибегай к кресту Христову и, взирая на пригвожденного к нему Господа, взывай с теплою верою о помощи Его; и будь уверен, что Он тебе поможет и не попустит тебе умереть с намерением или совершением этого греха. Ибо тот медный змий был прообразом распятого Христа, по объяснению Кирилла Александрийского, блаженного Феодорита, Григория Нисского и Севириана, а лучше сказать, по учению Самого Владыки Христа, сказавшего о Себе: «якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому: да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В третьих, писатель послания продолжает раскрывать и другие христианские истины ветхозаветного Писания, в котором они заключены под покровом буквы, но не были поняты чувственными иудеями, остановившимися только на букве писания. Так – не телесное обрезание, которым гордится народ иудейский, есть истинное и угодное Богу, потому что оно употребляется и у других народов, – а духовное обрезание слуха и сердца к принятию Слова Божия; о нем также было возвещено иудеям пророками, и Авраам, первый употребивший обрезание, прозирал духом крестную смерть Иисуса. Подобным образом, Моисеевы заповеди о яствах изречены в духовном смысле и указывают на нравственную чистоту, которая заповедуется и раскрывается в христианстве . И о воде крещения и о кресте было предварительно открыто Богом. Так пророк Иезекииль (XLVII, 12) говорит о реке, которая протекала с правой стороны и из которой поднимались красивые дерева: это значит, что мы сходим в воду, полные грехов и нечистоты, а восходим из нее, со страхом в сердце и с надеждою на Иисуса в духе. Образ же креста и страждущего Спасителя, по повелению Духа, представил Моисей в войне с амаликитянами, когда он на возвышении простирал руки свои, чтобы Израиль одержал победу. Также – сделанный Моисеем медный змий, который израильтянам, взиравшим на него с верою, подавал исцеление, прообразовал страждущего и оживляющего Иисуса. Самое имя сына Навина (Иисуса) есть прообразовательное откровение явившегося потом во плоти Сына Божия. После таких объяснений писатель послания наконец (XIII-XXVII) решает слегка тронутый прежде всего вопрос, христианам или народу иудейскому принадлежит завет Божий, наследие божественных обетований? Что не иудеи, а только христиане суть в этом смысле народ Божий, это предуказано в обетовании Божием, данном Ревекке об Исаве и Иакове и о двух имевших произойти от них народах, из коих больший будет служить меньшему. На то же указал Иаков своим благословением младшего сына Иосифова – Ефрема прежде старшого Манасии, провидя духом образ будущего народа, верующих язычников, коих отцом был наречен Авраам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Подобает также знать, что обрезание в Ветхом Завете было установлено во образ крещения и очищения прародительского греха, хотя тот грех и не очищался совершенно обрезанием, чего и не могло быть до тех пор, пока Христос добровольно не пролил за нас в страданиях Своей пречистой крови. Обрезание было только прообразом истинного очищения, а не самым истинным очищением, которое совершил Господь наш, взяв грех от среды и пригвоздив его на кресте, а вместо ветхозаветного обрезания установив новое благодатное крещение водою и Духом. Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и во грехе родила его мать его (Пс. 50:7); отчего и язва оставалась на отроческом теле. Господь же наш был безгрешен; ибо хотя Он и по всему уподобился нам, но не имел на Себе греха. Подобно тому, как медный змий, сооруженный в пустыне Моисеем, был по виду подобен змию, но не имел в себе змеиного яда (1 Чис. 21:9), так и Христос был истинный человек, но непричастный человеческому греху, и родился сверхъестественным образом, от чистой и безмужней Матери. Ему как безгрешному и Самому бывшему Законодателем не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, «не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21) то Он, будучи без греха, претерпевает обрезание, как бы грешник. И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: чего Я не отнимал, то должен отдать (Пс. 68:5), т.е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания. Обрезанием, Им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши; которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: совершилось! (Ин. 19:30). Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела.

http://patriarchia.ru/db/text/182660.htm...

Однако в тех случаях, когда понятое буквально выражение не теряет своего смысла, но при этом в нём заложен и смысл переносный, его можно понимать двояко. Особенно часто такие примеры встречаются в Беседах Златоуста на псалмы. Например, в толковании на 8 псалом он по поводу слов Славою и честию увенчал его говорит: «Это можно понимать и исторически ( κατ στοραν), и в переносном смысле ( κατ ναγωγν). Пророк говорит и о власти человека, которая дана была ему при сотворении, говорит и о последующих благах, которые он получил по пришествии Христовом. [...] Об этой славе пророк говорит в переносном смысле ( κατ ναγωγν) " 439 . Вот ещё два аналогичных примера из толкований на 44 и 123 псалмы. «Стрелы Твои заострены, Сильный, они в сердце врагов царя. Здесь, мне кажется, двоякий смысл: или пророк говорит о пленении иудеев, покорении и разрушении их города, или в переносном смысле ( κατ ναγωγν) называет стрелами силу слова. Подлинно, быстрее стрелы это слово прошло по всей вселенной» 440 . «Душа наша как птичка избавилась из сети ловцов: сеть порвалась, и мы избавились. [...] Видишь ли Его могущего? Он разрушил и самые средства нападения. Это можно понимать и в переносном смысле ( κατ ναγωγν), – в отношении к дьяволу и роду человеческому. Пророк показывает, как Бог избавил от него, как разрушил козни его» 441 . По мысли Златоуста, переносный, метафорический смысл слов Псалтири, наряду с их прямым смыслом, первоначально подразумевался её богодухновенным автором 442 . Пророческое слово, облечённое в образную, поэтическую форму (образ венчания славой и честью, образ стрел, направленных в сердце врагов, образ птицы, избавившейся от сетей, которой уподобляется душа человека), говоря о конкретных обстоятельствах, выходит за их рамки, простираясь к высшей реальности. Встаёт вопрос, отличается ли, и если да, то чем, метод толкования, описанный выше, с одной стороны, от типологического толкования, а с другой, не является ли он уступкой аллегории? Типологическое толкование подразумевает наличие ветхозаветного персонажа или события, которые являются прообразами событий или персонажей новозаветных. Например, в приведённом выше методологически важном отрывке из толкования на 9 псалом в качестве примера такого прообраза упоминается медный змий. Вспомним, что говорит по этому поводу Златоуст: «В других местах нужно принимать и самые слова, и подразумевать другой, выраженный ими смысл. [...] Здесь, надобно верить, что это было, – а было действительно, – и разуметь выражаемый этим прообраз ( τπος) Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Велико сие таинство! И потому если змей изольет в нас яд свой, то мы обратим взоры наши к Распятому на кресте, Который все сие претерпел нас ради, но не изменился, не разгневался на тех, которые наносили Ему столько бесчестья и поношения, ничего не отвечал, но пребывал неподвижным по подобию оного медного змия. Поэтому, если будем испрашивать у Него помощи, то пребудем неврежденными от угрызений невидимых змей. Сила и помощь наша заключается в Нем, как Сам Он свидетельствует. «И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин.3:14–15 ). Говорит: да всяк веруяй в Он, ибо необходимо, чтобы мы приступали к Нему с верою. Ибо и медный змей исцелял уязвленных только тогда, когда они на него взирали. Многие же, по неверию, вознерадев о повелении слова Божия, умирали, будучи ужалены змеями, как свидетельствует Апостол: «ни да искушаим Христа, якоже нецыи от них искусиша и от змий погибоша» ( 1Кор.10:9 ) Брат! Знай, что доселе живут змеи в сердцах тех, которые хотят искушать Господа Иисуса. Кто же эти искушающие? Без сомнения, это те, кои вопрошают о Его заповедях, но не хотят исполнять оных, как сказано в Писании: «И вопроси един от них законоучитель, искушая Его и глаголя: учителю, кая заповедь больши есть в законе; Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею... и искренняго твоего яко сам себе; в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» ( Мф.22:35–40 ). Видишь ли, что те называются искусителями, кои вопрошают (о заповедях) и не исполняют? Они не хотят веровать медному змею, который может их уврачевать от смертоносного угрызения невидимого змея. 17 . Итак, утверждай сердце свое и не говори: «Как я могу соблюдать Его заповеди, будучи человеком грешным?» Ибо кто оставит грехи свои и обратится к Богу чрез покаяние, тот возрождается. «Якоже облекохомся, говорит Апостол, во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго» ( 1Кор.15:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

– Изображение херувимов и серафимов и медного змия не шло вразрез с запрещением делать изображения, изваяния, кумиры. Заповедь: не сотвори кумира имела в виду идолопоклонство, поклонение тому, что имело связь с идолопоклонством, или выражало идею языческого политеистического культа. Херувимы же и серафимы, служившие простыми орнаментами ковчега завета, и медный змий, как «прообраз великого таинства», нисколько не подходят под запрещение закона, как не выражающие нисколько идеи идолопоклонства 756 . – Что же касается видимого противоречия Бога Самому Себе в отношении к жертвам, то это противоречие устранится вполне, если обратить внимание на то, какое жертвоприношение Бога установил, и какие жертвы – мерзость Ему. От евреев Бог требовал жертвоприношений чистого сердца, жертв, приносимых «не нечистыми руками, с дурными намерениями, от оскверненного сердца», и носящих характер внешнего принуждения, – такие жертвы, как плод неприятного Богу душевного настроения, неприятны Ему, мерзость, и Им не принимаются. Напротив, жертвы – плод благочестивого расположения – Ему всегда приятны, как например, жертвы Авеля, Ноя и др. ветхозаветных праведников 757 . – Наконец, относительно последнего возражения, касающегося непостоянства Божия, изменчивости Его в своих определениях, нужно заметить, что отвергая тех, которых прежде избрал и принял как свой народ, Бог поступает как нелицеприятный Судия, основывающийся в принятии или осуждении известных лиц на их нравственном достоинстве. Пока принятые Им личности нравственно хороши, выполняют Его волю, Бог благоволит к ним; но если они обнаруживают ослушание, противление Его закону, заблуждаются и коснеют в религиозно-нравственном упорстве, Бог отвергает их, как недостойных быть Его наследием. Саул и Соломон – вот два яснейших примера, подтверждающие высказанный взгляд, примеры, доказывающие, что правосудие Божие требует, чтобы с человеком поступлено было сообразно с его переменой 758 . В этом же смысле говорится о Боге, что Он «раскаивается» ( 1Цар. 15:10, 11 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Медный змий в пустыне был образом вознесения И. Христа на древо крестное и могущества креста... Такие прообразы, ясные для настоящего времени, но прикрытые покровом таинственности для ветхозаветного человека, были проясняемы пророчествами, которые очерчивали страдания и смерть Христа до мельчайших подробностей. Псалмопевец прямо говорит, что «Господь царствует с высоты древа» (тертуллиановский перифраз 10 ст. 95 псалма); Пр. Исаия – что начальство Его на раме Его ( Исх. 9:6 ); Прор. Иеремия говорит о злоумышлениях врагов против И. Христа ( Иер. 11:19 ); Псалом 21 с удивительною точностью и подробностью говорит о страданиях Мессии на кресте; Прор. Исаия, предсказывая страдания Искупителя, говорит, что Он претерпит их за грехи других людей, будучи Сам совершенно безгрешен ( Исх. 58:8–10 ) 470 . Обрисовывая крестные страдания и смерть И. Христа, пророки не забыли упомянуть и о знамениях и чудесах, сопровождавших эти события из жизни Богочеловека. Тьма в день смерти была предвозвещена пр. Амосом (8:9. 10), и символически указана в вечернем заклании пасхального агнца. Гибель иудейского народа за богоубийство ( Иез. 8:12–18,9:1–6 ), убиение И. Христа – печати и завершения древних пророчеств, исполнившего на себе все мессианские пророчества, оскудение пророчеств, – все это было предуказано в Ветхом Завете, и тем самым, – точным исполнением ветхозаветных пророчеств на лице И. Христа, – должно уже невольно убеждать всякого в мессианском достоинстве И. Христа, в признании того, что Он явился таким, каким был возвещен, и располагать к вере в Него и Его деятельность 471 ; исполнение мессианских пророчеств на лице И. Христа ясно свидетельствует, что И. Христос есть тот самый обетованный Мессия, Который должен был явиться на земле для искупления человечества от рабства греху и смерти и для примирения его с Богом. Если отрицать мессианское достоинство И. Христа, в таком случае разрушается ветхозаветное пророчество. В силу предсказаний пророков Мессии надлежало родиться в Вифлееме – иудейском городе ( Мих. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Термине служит по взгляду Mayb., общим и родовым обозначением древнееврейского пророка, волхва и прорицателя. Но еврейская древность несомненно знала и более частные виды языческих волхований, как можем догадываться об этом мы, основываясь на других, более специальных терминах. Так в Библии не раз встречается несколько загадочный термин – . Этимология его довольно темпа; LXX переводили его словами κληδονζεσθαι, что значит «прорицать по шуму деревьев или шелесту листьев». Наш русский перевод соответствующее место из пр. Исаии, где употреблен этот термин, передает так: «ты оставил народ свой, дом Иакова, потому что они полны чародейства и гаданья по облакам, как Филистимляне» ( Ис.2:6 .). Самое же ясное указание на прорицание по шуму деревьев – наподобие Дидонского оракула, находим в истории Давида: «И вопроси Давида Господь… близ дубравы плача. И бу- —162— дет, аще услышиши глас шума от дубравы плача, тогда снидеши к ним, яко тогда изведет Господь пред тобою, сещи на брани иноплеменники» ( 2Цар.5:24 ). Сам Maybaum – не без некоторой правда, натяжки пытается объяснить это слово, как дериватив от существительного указывающего на «конкубинат» ( Исх.21:11 ) и тем самым хочет поставить его в связь с культом Астарты или священной проституции жен, который будто бы практиковался в древнем еврействе, как это видно из некоторых библейских намеков ( 4Цар.23:7 «и разруши храм Кадшимов дом блудилищный – идеже жены прядяху ризы кумиру» – Ос.4:14 ; Ез.16:16 и пр.). Этот вид религиозного служения легко мог соединяться и с культом священных дубрав или деревьев, как это видно из слов пр. Осии: «на версех гор кадяху, и на холмех жряху под дубом и под елию и под древом, древом ветственным, яко добр кров, сего ради соблудят дщери ваши и невесты ваши возлюбодействуют» ( Ос.4:13 ). Следующий библ. термин, имеющий отношение к древнееврейскому профетизму – , – думает наш автор, вместе с авторитетными гебраистами – Bochert и Wiener’oм – происходит от существительного , что значит «змея» и следовательно, указывает на волхвования через культ священных змей. Что такой культ, по примеру Египтян, широко практиковался в Палестине и Араме, об этом немало указаний в Библии ( Исх.7:11 ; Быт.30:27 ; Чис.24:1 ). Но оттуда же оказывается, что он небезызвестен был и древнему еврейству. Так, знамения и чудеса со змеями фигурируют еще в истории исхода Евреев из Египта, причем активную роль играют здесь Моисей и Аарон, т. е. «вождь и первосвященник» Еврейского народа ( Исх.4:4, 30; 7:9–14 ). В особенности-же соблазнительным является известный «медный змий», которого повесил Моисей в пустыне, в качестве чудесного, избавляющего от смерти средства ( Чис.21 ); и только во дни царя Езекии был уничтожен культ этого змия, как заключал Mayb. из следующ. слов XVIII гл. IV кн. Ц: «той разгроми высокая и сокруши капище, и искорени ду-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010