Святой апостол Павел, чудесным образом обращенный ко Христу и возлюбивший Крест Христов как никто в мире, говорит: Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал. 6:14 ). Любящий живет только любимым, день и ночь помышляя о нем, к нему устремляя и взоры свои, и сердце. Но это чувство низшего порядка. Павел был исполнен иной любви, любви к Спасителю, распятому на Кресте. Навсегда и неизгладимо запечатлелся в его сердце Крест Христов. В евангельском чтении в Неделю перед Воздвижением вы слышали слова Самого Господа Иисуса Христа, беседующего с Никодимом: Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ( Ин. 3:14 ). Когда был, наподобие креста, повешен медный змей, все израильтяне, смертельно ужаленные, обращали очи и сердца к этому изображению, прообразовавшему распятого на Кресте Господа Иисуса Христа, и исцелялись. Так и мысленный взор св. апостола Павла был всегда устремлен на Крест Господа Иисуса Христа, пригвоздившего грехи всего мира. Весь мир для него исчезал, интересы мира отходили далеко, и мир был распят для него. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:19 ). А чем хвалимся мы? Совсем другим: успехами в нашей научной и общественной деятельности, наградами и орденами, получаемыми за эту деятельность, своими успехами в жизни, богатством, умом, остроумием, ловкостью. О блаженный Павел! С какой огромной глубиной постиг ты весь ужас, всю святость и величие крестных мук Христовых! Научи и нас преклоняться перед Крестом Христовым. Будь нам путеводителем в царство Христово, куда мы должны идти, неся крест свой подобно тому, как Христос нес Крест Свой на Голгофу. И все мученики, преподобные, святители и исповедники, так же как и апостол Павел, всегда созерцали Крест Христов и сораспинались ему. В их сердцах глубоко запечатлелись слова Самого Господа и апостолов: О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге ( Кол. 3:2–3 ). Они умерли в Крещении для всех утех и благ мира, погреблись со Христом, и в них жил Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: " пади ниц, чтобы нам пройти по тебе " ; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих . Акила говорит: плечи твои; Симмах же: хребет твой. Улицею для проходящих . Смотри, когда Он был уже готов освободить их, Он показывает угрожающие им великие наказания, и что никто не может отвратить таковых бедствий, так чтобы и после благодеяний они не забывали о благах или о грехах, ради которых они подверглись наказа­нию. Воспоминание то о грехах, то о наказаниях и благодеяниях полезно людям. Бог измышляет многое подобное, чтобы по­будить нас к смирению и пользе другим, – приводил Он на ум их воспоминание не только о благодеяниях, но также и о наказаниях после благодеяния, именно, обо всем, что соверши­лось в Египте и что во время потопа. Знамением потопа была радуга. Грех содомитян показывает попаленная земля. Ра­дуга видима по всему земному кругу, знамение же греха содом­ского не повсюду видимо. Смотри, таким образом небо и земля представляют знамение гнева Божия: одно усматривается очами, другое же возвещается прочим людям по слуху. Медный змей был знамением относительно иудеев, листы жертвенника были также знамением. Мы имеем много знамений ада в слабостях, болезнях, тяжких наказаниях, так что из этого мы можем гадать о будущем. Кто не слыхал о гневе, излившемся на со­домитян? Где среди языков не было слышно об этом? А наказания иудеев разве недостаточны для того, чтобы мы познали будущие наказания? Город разрушен, храм сожжен, скорби, притеснения, рассеяние тех, которые распяли (Христа); все они без полей, без городов, в дырявых платьях блуждают по вселенной. То, что они рассеяны не силою человеческою, ясно из того, что иногда при помощи Божией они побеждали маке­донян, персов и мидян, но великая сила Распятого их рас­сеяла и разбросала таким образом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: " пади ниц, чтобы нам пройти по тебе " ; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих . Акила говорит: плечи твои; Симмах же: хребет твой. Улицею для проходящих . Смотри, когда Он был уже готов освободить их, Он показывает угрожающие им великие наказания, и что никто не может отвратить таковых бедствий, так чтобы и после благодеяний они не забывали о благах или о грехах, ради которых они подверглись наказанию. Воспоминание то о грехах, то о наказаниях и благодеяниях полезно людям. Бог измышляет многое подобное, чтобы побудить нас к смирению и пользе другим, – приводил Он на ум их воспоминание не только о благодеяниях, но также и о наказаниях после благодеяния, именно, обо всем, что совершилось в Египте и что во время потопа. Знамением потопа была радуга. Грех содомитян показывает попаленная земля. Радуга видима по всему земному кругу, знамение же греха содомского не повсюду видимо. Смотри, таким образом небо и земля представляют знамение гнева Божия: одно усматривается очами, другое же возвещается прочим людям по слуху. Медный змей был знамением относительно иудеев, листы жертвенника были также знамением. Мы имеем много знамений ада в слабостях, болезнях, тяжких наказаниях, так что из этого мы можем гадать о будущем. Кто не слыхал о гневе, излившемся на содомитян? Где среди языков не было слышно об этом? А наказания иудеев разве недостаточны для того, чтобы мы познали будущие наказания? Город разрушен, храм сожжен, скорби, притеснения, рассеяние тех, которые распяли (Христа); все они без полей, без городов, в дырявых платьях блуждают по вселенной. То, что они рассеяны не силою человеческою, ясно из того, что иногда при помощи Божией они побеждали македонян, персов и мидян, но великая сила Распятого их рассеяла и разбросала таким образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

ТРЕТЬЕ ПОНИМАНИЕ: Духовно ясти Тело Христово означает ясти душой, а не телом. Такое понимание ложно, ибо одна только душа не имеет ни уст, ни зубов, и не может ясти без тела. Она может мыслить, рассуждать, помнить, верить, истинно ясти же без тела не может, как и Ангел, который сказал о себе: «Вашим взорам представлялось, что я в вами ел и пил, но я не ел» ( Тов. 12 ). Душа по своему чину и естеству духовна и равноангельска. Поскольку Христос Бог наш благоизволил установить в Евхаристии ядение и питие Своих Тела и Крови, ясно, что одна душа получить и истинно ясти эту пищу без тела не может. Поэтому при духовном или душевном ядении есть необходимость и в телесном. Претыкание и кальвиноиудейское КАК шестое: Как может Сей нам дать Плоть Свою ясти в Евхаристии, если в Евхаристии присутствует хлеб, а не Плоть Его. Он Сам в видимое в Евхаристии называет хлебом. Читайте Евангелие от Иоанна, главу 6, где Христос самого Себя называет хлебом: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6, 35 ). И паки: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6, 48 ). И снова: ядущий хлеб сей будет жить вовек ( Ин. 6, 51 ). И снова: Сей- mo есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек ( Ин. 6, 58 ). Также питье в чаше Христос называет виноградным плодом: отныне не буду пить от плода сего виноградного ( Мф. 26, 29 ). Апостол Павел также говорит: Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова ( 1Кор. 10, 16 )? И снова: всякий раз, когда вы едите хлеб сей ( 1Кор. 11, 26 ). И снова: Посему, кто будет есть хлеб сей ( 1Кор. 11, 27 ). И снова: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего ( 1Кор. 11, 28 ). Из этих текстов Писания ясно, что в Евхаристии хлеб, а не Плоть Христова. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Видимые предметы могут в Священном Писании называться по-разному. Так, медный змей Моисей, вознесенный на дерево, хотя и был в действительности не змеем, но медным предметом, назван в Писании змеем, как имевшим облик змея. Так говорится в Писании и о херувимах, осеняющих ковчег, которые не были в действительности херувимами, но имели соответствующий облик. Также читаем и в Апостольских Деяниях: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные ( Деян. 2, 3 ). Огненные языки названы так не потому, что они были истинными огненными языками, но потому, что имели их облик. Писание также называет тремя мужами явившуюся Аврааму Пресвятую Троицу. Ангел Рафаил также называется человеком и именуется Азарией по видимому внешнему облику, а не истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Через несколько недель после выхода из Египта, Сыны Израилевы пришли к горе Синай. Они здесь остановились, и Господь сказал Моисею: «Пойди к народу и объяви ему, что на 3-й день сойдет Господь на эту гору и народ услышит голос Божий: пусть вымоют одежды свои и постом достойно приготовятся к этому дню». Народ сделал, как повелел Господь; и вот утром, на третий день, они увидели, что с неба спустилось густое облако и покрыло гору. В то же время засверкала молния, раздался страшый гром и трубный звук, который становился все сильнее и сильнее. И гора вся дымилась оттого, что Господь сошел на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. Но вдруг всё стихло и послышался голос Самого Бога, и дал им Господь Бог 10-ть заповедей или повелений. Со страхом слушал народ слова Господа. Когда Он кончил, то они сказали Моисею: «Нам страшно говорить с Богом, поди ты и слушай всё, что Он скажет тебе, и пересказывай нам: мы будем слушать и исполнять. Моисей так и сделал. 1) Где остановились сыны Израилевы, спустя несколько недель, по выходе их из Египта? 2) Что Бог повелел Моисею? 3) Кто же слышал голос Божий? 4) О чем просил народ Моисея после того, как Господь дал им заповеди? 5) Сколько же заповедей дал им Господь Бог на этой горе? 6) Сколько заповедей вы знаете? 7) Скажите их. 8) Почему мы все должны исполнять эти заповеди? (Так как они даны Самим Богом). б) Урок 2 1) Поклонение идолу 2) Медный змей 3) Прощание Моисея с народом Поклонение идолу. Моисей пробыл на горе 40 дней и 40 ночей. За все это время он хлеба не ел и воды не пил. И получил Моисей от Бога две каменные скрижали или доски, на которых были написаны те заповеди, которые Господь говорил всему народу. Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то обратился к Аарону и сказал ему: «Кто поводет нас теперь через пустыню? Мы не знаем, что случилось с Моисеем и, потому, сделай нам Бога, который бы шел перед нами». 1) О чем забыли Сыны Израилевы, прося сделать бога? (О том, что Бог, Которому они поклоняются, и Который вывел их из Египта, есть Бог Вечный, что он их Создатель, а потому и сделать Его нельзя).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

9 . Что означает медный змей, которого Моисей в пустыне подвесил на высокое [знамя]? 169 Древле, обманув человека, мысленный змей через непослушание примешал нам в плоть закон греха, подобно змею вползая в нас через удовольствие, поэтому, если тот, кто идет добродетелью, не имеющей 170 страстей, повернет в Египет, 171 то есть во тьму греха, – то его станут жалить мысленные змеи. Но если он взглянет на распятого Господа, плоть Которого, подвешенная на высоком [кресте], умертвила и сделала бездейственным закон греха, что в нашей плоти от змея, – тогда спасется. Медный же змей, поскольку ни разрушение, ни ржавчина не касается природы меди, подобно тому как Господа не касалась ржавчина греха и плоть Его не видела истления ( Деян. 2, 31 ). Григорий Богослов упоминает об этом такими словами: Медный змей подвешен против жалящих змей, но не как образ Пострадавшего за нас, а как образ противного. 172 И еще: Верующий соумерщвляет силы, подчиненные ему [то есть диаволу]. 173 Это тоже необходимо разъяснить. Тот, кто очистил очи души добродетелью и знанием, ясно осознает, что зло не есть [какое-либо] сущее, 174 что оно не существует ни в чем из сущего, 175 разве только в действиях. Так вот, поскольку змей, началоположник зла, примешал кривизну 176 греха к человеку через непослушание, Моисей приказал повесить медного змея, являя [одновременно и] то, что в будущем предстояло совершиться с Господом; Он ведь один посредством страстей пригвоздил ко кресту грех и показал [его] бездейственным и мертвым. Тот, кто взирает на Него и верит, что враг умер и стал бездейственным, тот соумерщвляет и силы, подчиненные ему, ибо [враг] более не может причинить ему вред посредством чувств или чувственного – [посредством всего того,] над чем он властен. Поэтому [святой] отец и говорит: не как образ, а как образ противного, указывая на умерщвление диавола. 177 10 . Как должны и мы, поскольку Закон духовен ( Рим. 7, 14 ), праздновать субботу дней 178 и субботу седмиц 179 , то есть Пятидесятницу, и субботу семи лет, то есть семилетие 180 , и субботу семилетия, то есть Юбилей 181 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Вместе с телкой сжигалась часть червленой шерсти, кедрового дерева и иссопа. Апостол Павел прямо говорит нам о том, что жертва эта указывала на великую жертву на Голгофе, принесенную за грех всего мира. Этот пепел употреблялся в случае осквернения нечистотой, прикосновения к чему-то нечистому, например, к мертвым телам и ко всему тому, что находилось в доме умершего. Закон все эти случаи перечисляет. Почему закон так строго предписывал не прикасаться к умершим? Видимо, чтобы избежать заразы. По древнеиудейскому обычаю погребение совершалось в тот же день, когда человек умер. Все случаи рассматривал священник: он осматривал умерших, а также людей, которые приходили к нему с теми или иными заболеваниями, т.е. одновременно он был и священником, и врачом. Для очищения брался пепел этой телицы и высыпался в чистую проточную воду, налитую в сосуд. Затем кто-нибудь, кто имел закон нечистоты, кропил ею на оскверненных людей и вещи в третий и седьмой день от начала нечистоты. Считается нечистота от первого дня – семь дней. Вечером в седьмой день омывалось все тело и все одежды осквернившегося, а также и того, кто совершал окропление, т.е. священника или левита. После того, как одежды омывались, все тело кропилось чистой водой. Это окропление тела водой, как считают святые отцы, преобразовательно указывает на будущее новозаветное крещение. Медный змей. История медного змея относится к странствованию по пустыне. Израильтяне были наказаны нападением массы мелких ядовитых змей. Это особая порода змей – маленькие крылатые змейки, которые жалили израильтян, и те умирали в страшных муках. Моисей приказал изготовить медного змея, водрузил его на шесте. Тот, кто смотрел на этого змея, исцелялся. Этот медный змей, как говорит нам сам Христос Спаситель, символизирует Его Самого. Укусы змеев представляют те раны, которые наносит нам грех. Медный змей – это Сам наш Господь Иисус Христос , Который принял на себя наши грехи. Кто смотрел с верой на медного змея, тот получал исцеление. Также и мы взираем на крест Христов, и через него получаем благодатное очищение и исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

21:1. Афарим. Это слово неясно, и может обозначать как название места, так и человека (в KJV и LXX оно переведено как «соглядатаи»). По всей вероятности, под этим названием подразумевается местность к югу от Мертвого моря, возможно, Фадмор. Здесь израильтяне подверглись нападению со стороны войска царя Арада. 21:3. Хорма. Древнееврейское слово «Хорма» означает «заклятие». Такое название это место получило в честь победы израильтян. Они поклялись разрушить все города хананеев в этом регионе и посвятить добычу Богу, Который дал им победу. Это напоминает herem, «священную войну», объявленную Иерихону ( Нав. 6:17– 19,24 ). Географическое название относится к месту в 7 милях к востоку от Беэршивы, отождествляемому в порядке рабочей гипотезы с селением Телль-Масос (Khirbet el-Meshash). 21:4–9 Медный змей 21:4. Маршрут. Израильтяне направились к югу от горы Ор на границе Эдома к Элафу, расположенному у северной оконечности Акабского залива. Археологические исследования этого региона показывают, что эдомитяне не занимали столь обширную территорию вплоть до времен Соломона (X в. до н. э.). 21:6,7. Змеи. Вид змей точно не определен, но, вероятно, это были пустынные гадюки, представляющие большую опасность для людей. См. общие сведения в коммент. к Быт. 3:1 . 21:8,9. Медный змей на знамени. Медь выплавляли в районе Фимны, где происходили описываемые события. Раскопки в этом регионе обнаружили египетский храм богини Хатор. В период судей этот храм был захвачен мадианитянами, которые превратили его в святилище, покрытое завесами. Во внутреннем помещении этого святилища найдена медная статуэтка змея высотой 5 дюймов. На древнем Ближнем Востоке было распространенно поверье, что изображение того, что представляет опасность, может уберечь от опасности. Поэтому для защиты от змей египтяне носили амулеты в форме змей. Интересно, что на знаменитой бронзовой чаше из Ниневии изображен крылатый змей на шесте. 21:10–20 Путь через Моав 21:10–20. Маршрут. Более полный перечень стоянок на этом пути приведен в Чис. 33:41–48 . Многие из перечисленных селений неизвестны, что затрудняет предоставление археологических сведений. Однако названия некоторых пунктов встречаются на египетских картах этого периода. Долина Заред – это современный вади эль-Хиса (el-Hesa), а река Арнон протекает по вади эль-Моджиб (el-Mojib). Обе реки текут с востока на запад и впадают в Мертвое море.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Так, братие, много змей угрызают нас в земной нашей жизни. Где же искать нам исцеления от них? Господь говорит нам в нынешнем Евангелии: «как Моисей вознес змию в пустыне для спасения евреев, так должно вознесену быть на Крест Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И Сын человеческий – Иисус Христос, принявший на Себя плоть нашу, точно, был вознесен на Крест, как медный змей на столб, и Своими крестными страданиями и смертью победил змея – диавола и даровал роду человеческому исцеление от грехов и вечной смерти. И так, вот где для всего мира неистощимый источник исцеления от душепагубных змей – в Едином Господе, всех Спасителе, на Кресте распятом! Кто взирает на Спасителя мира, т. е. истинно верует в Него, и, согрешая, приносит пред Ним истинное покаяние во грехах и обращается на дела Божии, от того бежат душепагубные змеи: завистный и злобный делается милостивым и человеколюбивым, клеветник и обманщик – правдивым и добрым, гневливый и невоздержанный в словах – кротким и благоговейным. Я поясню вам это следующим примером из жития святых. Св. Варвар был разбойник. Как у разбойника, его сердце, конечно, было наполнено всякими неправдами. Своим разбойничеством, как орудием невидимого змия – диавола, он жалил и умерщвлял свою душу, жалил и умерщвлял других. Но когда взглянул на Спасителя мира, т. е. обратился к Нему с покаянием и верою, то погибло в нем всякое зло: он уже не только никому не вредил, и души своей не губил, но пошел за священником, его исповедавшим, не ногами, но на коленах и пробыл у пресвитера три года, ползая, как скот четвероногий, на локтях и коленах, не вставая с земли; считая же себя недостойным быть с человеками, он ел и пил со псами; потом двенадцать лет со скотом пасся в лесу, вкушая одну траву, а как он телом был наг, то кожа на нем от зноя и холода сделалась как кора финикова; он почернел, как уголь, и стал произвольным мучеником. Потом были пущены в него охотниками три стрелы, как в зверя, и он был убит. Пресвитер, похристианскому обряду, предал его погребению; затем, при гробе его многие стали получать исцеление от болезней; чрез несколько же лет при вскрытии гроба, нашли тело его нетленным, источающим целебное миро (Чет.-Мин. 6 мая). Вот как верующие в Спасителя мира, укрепляемые Господнею благодатью, побеждают в себе душепагубных змей и достигают небесного града!... И что же сказать? что может быть для нас опаснее и лютее самых демонов, этих невидимых змей? Они готовы погубить весь мир своею злобою. Но и этих змей, истинно верующие в Спасителя мира, имеющие Его в сердце своем и творящие волю Его, силою Господнею связывают и даже повелевают ими, как рабами (Чет.-Мин. 5 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Вместе с телкой сжигалась часть червленой шерсти, кедрового дерева и иссопа. Апостол Павел прямо говорит нам о том, что жертва эта указывала на великую жертву на Голгофе, принесенную за грех всего мира. Этот пепел употреблялся в случае осквернения нечистотой, прикосновения к чему-то нечистому, например, к мертвым телам и ко всему тому, что находилось в доме умершего. Закон перечисляет все эти случаи. Почему закон так строго предписывал не прикасаться к умершим? Видимо, чтобы избежать заразы. По древне-иудейскому обычаю погребение совершалось в тот же день, когда человек умер. Все случаи рассматривал священник: он осматривал умерших, а также людей, которые приходили к нему с теми или иными заболеваниями, т. е. одновременно он был и священником, и врачом. Для очищения брался пепел этой телицы и высыпался в чистую проточную воду, налитую в сосуд. Затем кто-нибудь, кто имел закон нечистоты, кропил ею на оскверненных людей и вещи в третий и седьмой день от начала нечистоты. Считается нечистота от первого дня — семь дней. Вечером в седьмой день омывалось все тело и все одежды осквернившегося, а также и того, кто совершал окропление, т. е. священника или левита. После того, как одежды омывались, все тело кропилось чистой водой. Это окропление тела водой, как считают святые отцы, прообразовательно указывает на будущее новозаветное крещение .   Медный змей (гл. 21) . История медного змея относится к странствованию по пустыне. Израильтяне были наказаны нападением массы мелких ядовитых змей. Это особая порода змей — маленькие крылатые змейки, которые жалили израильтян, и те умирали в страшных муках. Моисей приказал изготовить медного змея, водрузил его на шесте. Тот, кто смотрел на этого змея, исцелялся. Этот медный змей, как говорит нам Сам Христос Спаситель, символизирует Его Самого. Укусы змеев представляют те раны, которые наносит нам грех. Медный змей — это Сам наш Господь Иисус Христос, Который принял на Себя наши грехи. Кто смотрел с верой на медного змея, тот получал исцеление. Также и мы взираем на Крест Христов, и через него получаем благодатное очищение и исцеление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010