В самом деле, кого иного нужно разуметь под этим Христом, Который, говорится, скрыт в Боге, а потом явится, – как не Того, Кто, по слову (псалма), был помазан елеем радости, т.е. субстанциально исполнится Богом, в Котором теперь и скрыт, как говорит апостол? Поэтому Христос полагается примером и для всех верующих. Как Он всегда избирал добро и избрал его, еще совершенно не зная зла, и возлюбил правду и возненавидел беззаконие, – вследствие чего Бог и помазал Его елеем радости, так и каждый, после падения или после заблуждения, следуя предложенному примеру, должен очиститься от пороков и, держась Путеводителя, должен идти тесным путем добродетели. Таким образом, через подражание Ему, мы сделаемся, насколько это возможно, причастными божественной природе, как написано: «Кто говорит, что верует во Христа, должен поступать так, как Он поступал» ( 1Ин. 2.6 ). Это Слово и эта Премудрость, через подражание Котором мы называемся и премудрыми и разумными, делается всем для всех, чтобы всех приобрести; даже для слабых Слово делаётся слабым, дабы приобрести слабых; и так как Оно делается слабым, то по этой причине о Нем и говорится: «Ибо хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божьей» ( 2Кор. 13.4 ). Так же коринфянам, которые были немощны, Павел объявляет, что он ничего не знает, кроме Иисуса Христа, и притом распятого ( 1Кор. 2.2 ). 33 . И, во-первых, должно знать, что наименования материи, в смысле субстанции, лежащей в основе тел, мы доселе не нашли в канонических Писаниях. В словах же Исайи: «как огонь истребляет солому и пламя съедает сено, " , – т.е. вещество ( Ис. 5.24 ), – говорится о людях, подверженных наказаниям, и слово «материя» употребляется вместо «грехи». И в других местах, где, может быть, встречается слово «материя», оно никогда, как я думаю, не опознает того, о чем мы рассуждаем теперь, разве только в Премудрости, называемой Соломоновой, каковую книгу, правда, не все уважают. Там мы находим следующие слова: «Не не можаше бо, – говорит, – всесильная рука Твоя, яже сотвори мир от безобразного вещества, послати на них множество медведей или лютых львов» ( Прем. 11:18 ), Очень многие думают, что эта самая материя вещей указывается в том, что написал Моисей в начале Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была невидима и неустроена» ( Быт. 1.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

Ведь как скарабею кал всякого животного кажется чище, чем любая чистая и приятная пища, так и диавол предпочитает те сердца, которые полны всяческих пороков, нежели те, которые сильны добродетелями. Но есть [и] метлы, которыми выметают из дома сор. Итак, Бог имеет свои метлы; имеет свои и диавол. Метлы Бога – это те, что выметают дом Его, чтобы Он Сам мог в нём жить, – это, разумеется, признание грехов, раскаяние, слезы и милостыня. Метлы диавола – это те, что в согласии с ним выметают дом его, – то есть любовь к мирскому, легкомыслие, пренебрежение указаниями Бога и многое другое. Семь же духов, которых диавол берет с собою, – это семь главных пороков. С помощью этих семи пособников диавол и овладел Иудеями. Но могут спросить: почему говорят, что эти семь главных пороков хуже диавола. Действительно, для нас пороки хуже, чем бесы; потому что те снаружи нас атакуют, пороки же изнутри нас постоянно подтачивают. Ведь насколько легче одолеть врагов, которые снаружи осаждают город, противопоставив им стены, чем тех, которые, находясь внутри, уже разрушают государство, настолько легче переносить бесов, которые снаружи, чем пороки, которые изнутри нас непрерывно опустошают. А на головах его имена богохульные. Богохульство Антихриста многие имена будет иметь, поскольку многими способами будет он злословить Христа. Зверь, которого я увидел, был подобен барсу, и ноги у него - как у медведя, и пасть у него - как пасть у льва. Барсом, который, говорят, имеет пеструю окраску, обозначается лицемерие Антихриста. Будучи негоднейшим человеком, он украсит себя всевозможными добродетелями, чтобы легче прельщать наивных простаков. Медведем же, который является самым хитрым животным, может быть показана изобретательность его в соблазнении людей. Львом между тем обозначается его жестокость в истреблении народа Божия. И дал ему дракон силу свою и великую власть. Диавол силу свою, которая является злой, даст Антихристу; ибо он будет жить в нём и через него осуществлять все, что может изобрести бесстыдство диавола.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Владимир Лосский 213 . Откровение завершается, когда одно из Божественных Лиц, Сын Божий, становится сыном человеческим и «обитает с нами». «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1,14 ). Этим евангелист Иоанн говорит, что все, что мы знаем о Пресвятой Троице, мы узнали через воплощение. «Непостижимый для ума парадокс: – восклицает В. Лосский , – без изменения Своей Божественной природы, которую ничто не может умалить, Слово полностью принимает на Себя наше состояние, вплоть до принятия самой смерти. Эту тайну, это все превосходящее проявление любви, можно воспринимать только в терминах личной жизни: Личность Сына преодолевает границы между трансцендентным и имманентным и вступает в человеческую историю. Становление это не вмещается в категории Божественной природы, неизменной и вечной, но не отождествляющейся с Ипостасями; именно, благодаря этому, Христос становится человеком, так что другие Лица Пресвятой Троицы не страдают и не распинаются, и, именно потому, следует говорить о собственном домостроительстве Сына» 214 . Воля выбирающая придает нравственному акту личностный характер. Но, этой выбирающей воли нет во Христе, или, вернее, она существует в Нем как Божественная свобода. Собственная воля Слова, Его человеческая воля подчиняется Отцу и по человечеству проявляет согласие нового Адама со Своим Богом. «Отче! Избавь Меня от часа сего! Но, на сей час Я пришел. Отче! Прославь имя Твое, Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Ин. 12, 27–28 ; Мф. 26 39). Так во Христе, несмотря на мучительные борения по человечеству, проявился окончательный и неизменный выбор: взять на Себя всю ущербность нашего состояния, вплоть до последнего рокового конца – смерти. Этот выбор есть превечное согласие на полное, до последних глубин, приятие на Себя всего, что составляет наше положение, то есть, нашего падшего состояния, и эти глубины суть – предсмертная тоска, смерть, сошествие во ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Вон вдали виднеется небольшое четырехугольное здание, накрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена близ дороги в Вифлеем. А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк, предсказывая избиение невинных младенцев вифлеемских:«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет!» ( Мф.2:18 ) Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как родную мать, за что и вознаградил ее Господь великим счастием: она сделалась женой почетного и богатого жителя вифлеемскаго Вооза. А там внизу, на долинах вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе и пел свои дивные псалмы; многие псалмы его поют в этих горах, в которых он знал каждое ущелье, каждую пещеру, каждый источник прохладной воды. В этих горах не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду гонялся за ним, как за беглым рабом или каким-нибудь злодеем. И вспоминаются трогательные, умоляющие слова невинно гонимого, кроткого юноши, обращенные к злобному гонителю: «За что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; по рука моя не будет на тебе» ( 1Цар.26:18;24:13 ). Здесь, в Вифлееме, отыскал его пророк Самуил и впервые помазал на царство, и когда Давид сделался царем в Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. А вот и кладезь Давидов, из которого он, томимый жаждой, пожелал напиться в то время, когда Вифлеем был занят филистимлянами; тогда трое из его храбрецов с опасностью жизни пробрались через стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю. Но мужественный царь вылил эту воду вместо жертвы Богу, говоря: «Сохрани меня Бог ! ужели я стану пить кровь этих храбрецов».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот это–то желание: показать не свою силу, а силу Бога живого, дабы вся земля узнала, что есть Бог во Израиле, — это–то дивное желание, которое Бог заранее видел в сердце маленького вифлеемского пастуха, оно–то и сделало этого пастуха избранником Божиим. «Таково было назначение у первого основателя царства Божия на земле у первого царя из дома Иессеева, и это же назначение последнего царя Израилева, из рода Иессеева, — вечно сущего Сына Божия, Иисуса Христа, — а именно: показать миру, что есть Бог, и всем верующим в Него дать вечную жизнь, как Сам Христос сказал: «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ев. Иоанна XVII, 19). И как Давид, пастух овец и меньший из всех братьев своих, был избрав вопреки всякой видимости человеческой, так и Сын Давидов, наш добрый пастырь, Себя умаливший и зрак раба принявший, научает нас не судить по своим плотским глазам. Он же и ученикам Своим сказал: «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий: такому только завещано царство» (Ев. Луки XXII, 24–26). «Такого царя заповедует Бог Израилю, говоря: «поставь над собою царя, которого изберет Господь Бог твой, — чтобы этот царь не умножал коней и не умножал жен, и не возлагал надежду свою на злато и сребро, а только на Бога и на учение Господне, чтобы не надмевалось сердце его, — тогда он и сыны его будут пребывать на царстве своем среди Израиля. «Так Бог сказал, так и исполнил. Он нашел Себе такого царя по сердцу Своему, Давида, а чтобы он и сыны его всегда пребывали на царстве среди Израиля, для этого Иисусу, нашему Мессии или Христу (т. е. Помазаннику, Царю), сыну Давидову и Сыну Божию, дан Богом престол Давида, отца Его, и Он воцарился над домом Иакова во–веки, и царству Его не будет конца (Ев. Луки I, 32, 33). Да, братия! Он та отрасль от усеченного древа Иессеева, и то малое дитя, что ведет вместе волков, овец, ягнят, леопардов, козлят, коров и медведей (т. е. всяких людей и народов, кротких и диких), как это видел пророк Исаия. И если мы с полным сердечным раскаянием пойдем за Ним и войдем в царство этого потомка Иессеева по плоти, тогда Он, согласно пророчеству Исаии, будет судить бедных (т. е. нас) по правде и поразит землю (восстающую против нас) жезлом уст Своих — святым Евангелием, ибо Ему наш Небесный Отец завещал Свое царство, и только верующие в Него унаследуют вместе с Ним.

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В храме Христа Спасителя можно будет поклониться ризе Христа и гвоздю от Креста Господня 06.04.2012 В Вербное воскресенье, 8 апреля, по окончании литургии в храме Христа Спасителя в Москве состоится торжественное вынесение ковчега с частицей ризы Христа и гвоздем от Креста Господня на середину храма. Святыни в течение недели будут доступны в храме для молитвенного поклонения верующих, сообщает в четверг сайт Московского патриархата. Затем ковчег будет принесен в Пензенскую епархию, где верующие также смогут прикоснуться к святыне. Ранее с соответствующей просьбой к патриарху обратился епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин. Согласно евангельскому повествованию, риза Господня по жребию досталась одному из воинов: " Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: " разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий " . До XVII века святыня хранилась в патриаршем храме города Мцхета - древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре риза была доставлена в Москву и помещена в патриарший Успенский собор Кремля. Позже риза была разделена на несколько частей, которые оказались в Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле и в двух храмах Санкт-Петербурга. Фрагмент ризы был передан премьер-министром Владимиром Путиным патриарху Алексию II 19 ноября 2007 года, в дни празднования 90-летия восстановления патриаршества в России. До недавнего времени этот фрагмент хранился в коллекции музеев Московского Кремля. Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, хранящийся в храме Христа Спасителя, был передан Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года. После литургии и благодарственного молебна по случаю завершения Архиерейского Собора и празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси президент Дмитрий Медведев вручил девять реликвий Алексию II. Среди них - гвоздь от Креста Господня. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 06.04.2012 15:39:59

http://drevo-info.ru/news/12720.html

Глава 11 (1) Но выйдет отрасль от ствола Иессеева 68 И ветвь от корней его принесёт плод, (2) И пребудет на Нём дух Иеговы, Дух мудрости и разума, Дух совета и силы, Дух знания и страха Иеговы; (3) Дух Его в страхе Иеговы, И судить будет не по своему усмотрению, Управлять станет не понаслышке. (4) Бедняков рассудит по правде, И притеснённых в стране устроит по справедливости. Жезлом уст своих накажет землю, И духом правосудия убьёт злодеев. (5) И будет правда опоясывать поясницу Его, И истина – опояшет бедра Его. (6) Волк с ягнёнком будут ходить, И барс с козлом – отдыхать; Телёнок со львёнком будут вместе пастись, И маленький мальчик будет гонять их, (7) Корова с медведем будут пастись, Вместе будут лежать дети их, И лев, как вол, будет есть солому. (8) Младенец будет играть над норою аспида, И у щели скорпиона смело протянет руку свою, (9) Не будут делать зла, И не повредят на всей святой горе; Потому что наполнится земля знанием Иеговы, Как море наполнено водою. (10) В тот день к корню Иессееву, Который станет знаменем всех народов, Побегут все народы, жилище Его будет славно. (11) И будет в тот день: Господь снова прострёт руку свою, Чтобы выкупить остаток народа своего, Что останется от Ашура, От Египта и Патроса, От Хуша и Елима, От Шингара и Хамафа, От морских островов. (12) Он поднимет знамя народам, И соберёт изгнанников израиля, И разбросанных иудеев Созовёт с четырёх сторон земли. (13) Тогда прекратится зависть Ефрема, И притесняющие Иуду будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, И Иуда не станет притеснять Ефрема. (14) Налетят на плечи филистимлян на западе, Вместе разграбят племена восточные, На Едома и Моава наложат руку, И сыны Аммона будут покорны им. (15) Иегова иссушит залив моря египетского, В сильном ветре своём На реку прострёт руку свою, Разделит ее в семь ручьёв, И пройдут по ней в обуви; (16) Тогда будет остатку народа моего, Что остался от Ашура, Дорога, как была она для израиля, Когда вышел он из земли египетской. Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Да не окажется наш народ в числе неблагодарных народов за подвиг, мужество и смелость, которые проявили лично архимандрит Ефрем и братия Ватопедского монастыря, доставив величайшую святыню - пояс Пресвятой Богородицы в Россию накануне судьбоносных событий в нашей стране, за то доброе дело, которое они совершили для нас. Оно поистине является добрым, поскольку как свидетельствуют Святые Отцы, каждому доброму делу либо предшествуют, либо последуют искушения. Эти искушения и постигли наших братьев по вере. От имени благодарных архимандриту Ефрему и братии Ватопедского монастыря православных граждан России обращаемся к Вам с просьбой о содействии российского государства, которое Вы имеете честь возглавлять, в разрешении недоразумений, возникших между правоохранительными органами дружественной нам Греции и Ватопедским монастырем Святой горы Афон», - пишет Николай Бондаренко в обращении к Президенту России Дмитрию Медведеву. Молитва по соглашению (на церковнославянском языке) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: услыши Твоих (имя рек), согласившихся просить Тя о бедствующем рабе Твоем игумене Ефреме. Помилуй его, подаждь оправдание и свободи из темницы. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет воля Твоя во веки. Аминь. Молитва по соглашению (на русском языке) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Мы знаем, что непреложны слова Твои и безмерно милосердие Твое, и просим Тебя: услышь рабов Твоих (имена), согласившихся просить Тебя о бедствующем рабе Твоем игумене Ефреме. Помилуй его, дай ему освобождение из темницы и оправдание дел его. Но да будет не как мы хотим, но как Ты. Да будет воля Твоя во веки. Аминь.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/24/ar...

Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь Духа Своего – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:13–14:28–30 ). Таких фрагментов можно процитировать множество. Здесь Бог Израилев предстает в той же природной роли, что и боги «народов», особенно Ваалы, но с одним существенным отличием. Он тоже устанавливает сезоны и следует их установлению в природообразующей деятельности, однако Сам, в отличие от языческих богов, совершенно независим от каких-либо условий. Это наиболее ярко продемонстрировано в состязании пророка Илии со жрецами Ваала. Примечательно, что Илия перед началом испытания произносит: «Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» ( 3Цар 18:21 ). Прекращать засуху и подавать земле дождь – прерогатива Бога. В то же время причина засухи в хананейских мифах совершенна иная, чем в истории с Илией: там она является результатом временной победы бога засухи над богом дождя 684 , здесь же вызвана решением Господа наказать Свой народ. Сколь бы много параллелей хананейским сказаниям ни находили в Библии, нигде мы не встречаем упоминаний о зависимости Бога от каких-либо объективных обстоятельств. Наоборот, свидетельства о всеобщей зависимости от Него встречаются часто. Это и делает Его творческой Причиной не только как инициатора, но и как продолжателя творения. Второй аспект творческой активности – способность создания нового, но не по родам и видам, а в индивидуальном порядке. В книге Премудрости Соломона источником для такого представления выступает учение о Боге как о Творце всех форм: «Не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества, наслать на них [т.е. египтян] множество медведей, или свирепых львов, или неизвестных новосозданных лютых зверей, или дышащих огненным дыханием, или извергающих клубы дыма, или бросающих из глаз ужасные искры, которые не только повреждением могли истребить их, но и ужасающим видом погубить».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Далее пророк говорит о явлении зверя с разнообразными и разнородными свойствами, которому не может дать образа: так изменчив был этот зверь. Он победил все те царства. У прочих сила была в быстроте, а у этого — в зубах, потому что они были железные. Остатки же попирает ногами . Здесь говорится о множестве войн. Какие же десять царей? Что значит малый рог? Я утверждаю, что это антихрист является между несколькими царями. Глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно . В самом деле, что может быть высокомернее уст того, кто превозносится выше всего, называемого Богом или святынею (2Фес.2:4)? Не удивляйся, что у него глаза человеческие, ведь о нем говорится и то, что он —   человек греха, сын погибели (2Фес.2:3). Почему же он мал, и не является великим с самого начала? Однако после он вырастет и победит несколько царей. Что же? За ним уже не следует другое царство, но сам Бог истребляет его. Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги (ст. 9, 10). Усилим внимание, возлюбленные, потому что идет речь не о маловажных предметах. Престолы , говорит, поставлены , и воссел Ветхий днями . Кто Он? Как, слыша о медведе, ты разумел не медведя, и слыша о льве, разумел не его, а царства, и слыша о море, разумел не море, а вселенную, и прочее, — так и теперь. Кто этот Ветхий днями ? Он был подобен некоему старцу. Бог принимает на Себя образы по требованию обстоятельств, по которым является, и (здесь) пока­зывает, что суд должен быть вверяем старцам. Слыша о пре­столе, ты не будешь разуметь седалище; как же можно разуметь кого-нибудь обыкновенного под сидевшим, когда в одном месте Он представляется вооруженным (Прем.5:18), в другом — окровавленным (Ис.63:3)? Здесь пророк хочет выразить, что (настало) время суда.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010