Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ [Греч. Νεφυτος] (XII в.), прп., местночтимый на Кипре (пам. кипр. 13 дек.), основатель Махерасского монастыря . Старший современник известного кипрского подвижника прп. Неофита Затворника († после 1214), к-рый также основал на острове обитель, ставшую важным духовным центром. Главным источником сведений о жизни Н. на Кипре служит монастырский устав (Τυπικ Διταξις), составленный прп. Нилом , насельником Махерасского мон-ря, уже после кончины Н. Сведений о юности и начальном этапе подвижнической жизни Н. нет. Известно, что до того как прибыть на Кипр, он подвизался в Палестине, в Иорданской пустыне, вместе со своим учеником Игнатием . Вероятно, ведомые Божиим Промыслом, Н. и Игнатий ок. 1145 г. приплыли на Кипр, где сначала подвизались в мон-ре во имя свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (см. ст. Иоанна Златоуста монастырь близ Куцовендиса ; позже в этой же обители будет жить и прп. Неофит Затворник), а затем основали свою обитель. В горной пещере они обнаружили икону Божией Матери, получившую название «Махериотисса», и стали жить в этой местности как отшельники. Вскоре к ним присоединились мон. Прокопий и др. иноки. Первым игуменом новой обители стал Н., а когда он скончался в возрасте 85 лет, его преемником был избран Игнатий. Мон-рь быстро развивался, т. к. духовный авторитет его основателей привлекал новых иноков. В числе новоприбывших монахов был прп. Нил, составитель устава мон-ря и преемник Игнатия. Именно устав св. Нила предписывает ежегодное поминовение преподобных Н., Игнатия и Прокопия 13 дек. В совр. Кипрской Церкви среди ктиторов Махерасского мон-ря в этот же день поминается и прп. Нил. Ист.: Κυπριακ Τυπικ/Επ. Ι. Π. Τσικνπουλλος. Λευκωσα, 2001. Лит.: Νικολαδης Ν. Ιερ Βασιλικ κα Σταυροπηγιακ Μον Μαχαιρ. Κπρος, 2001. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ († 1166), прп., местночтимый кипрский св. (без дня памяти), основатель мон-ря Хрисорройятисса близ Пафоса

http://pravenc.ru/text/2564956.html

Образование кантарской монашеской общины началось в Махерасском мон-ре , когда туда пришли иноки Иоанн и Конон с Калон-Орос (Καλν Ορος, т. е. Добрая или Прекрасная гора), под которой традиционно подразумевали Св. Гору Афон. Однако Дж. Меркати высказал предположение, поддержанное Пападопуллосом, что речь идет о малоазийском порте Аланья (одно из средневек. названий которого было Канделор). В Махерасском мон-ре к Иоанну и Конону присоединились мон. Матфей и мирянин Феодор. Подвижники решили поселиться в более уединенном месте. Ненадолго они остановились в Иоанна Златоуста мон-ре близ Куцовендиса , а затем отправились в Кантарский мон-рь, посвященный Пресв. Богородице, к-рый находился недалеко от замка Кантара. Сразу после того, как они поселились в Кантарском мон-ре, иноческий постриг с именем Варнава принял брат Феодора Василий, а через нек-рое время и Феодор - с именем Фома. Вскоре к общине присоединился иером. Климент из неназванного кипрского мон-ря, позднее - мон. Иеремия с Калон-Орос, а затем - миряне с Калон-Орос братья Михаил и Феодор (впосл. в монашестве Макарий и Феодорит) с пресвитером и просмонарием никосийского монастыря Пресв. Богородицы Паллуриотиссы Иоанном (впосл. мон. Иларион). После них в монастырь был принят мон. Геронтий. Слава об их аскетической жизни вскоре распространилась среди местного населения. Когда о монашеской общине стало известно лат. властям, в Кантарский мон-рь прибыли доминиканцы: протопр. Андрей, ответственный за собор в Никосии в случае отсутствия лат. архиепископа, и мон. Гильерм. Согласно кипрским законам, община не имела офиц. статуса (для монашеского пострига было необходимо разрешение феодала, к-рый также контролировал численность насельников обители, а избрание игумена утверждал местный лат. епископ). Между доминиканцами и кантарскими монахами возник спор о зап. обычае использования для совершения литургии опресноков. Кантарские монахи предложили доминиканцам испытание огнем, чтобы убедиться, кто из прошедших через костер останется невредимым - православные с квасным хлебом или католики с опресноками. Доминиканцы отказались от испытания и велели монахам дать объяснение перед лат. архиепископом в Никосии. Причастившись, К. п. на следующий день отправились в столицу, по пути в Никосию правосл. киприоты просили благословения подвижников. В Никосии монахи остановились в мон-ре св. Георгия Манганского, где к ним присоединились еще 2 инока из Махерасского мон-ря - Игнатий и Григорий.

http://pravenc.ru/text/1470281.html

и И. находится в Греции. В наст. время части честной главы К. хранятся в мон-рях Кутлумуш, Иверском, прп. Григория на Афоне, Бесплотных сил (Петраки) в Афинах, части десницы К.- в мон-рях Ксенофонт, Пантократор и Дусику , части левой руки - в мон-рях в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» ( Агиас ) на о-ве Андрос и прп. Григория на Афоне, часть правой ноги - в мон-рях прп. Дионисия и Варсон , часть левой ноги - в Симонопетре, части ноги и руки - в мон-ре Неа-Мони на о-ве Хиос, ладонь - в Б. Метеорском монастыре, перст - в мон-ре 40 Севастийских мучеников в Спарте, частицы мощей К.- в афонских мон-рях Дохиар, Каракал, вмч. Пантелеимона, Зограф, в ските вмч. Пантелеимона (Кутлумуш) и др. Части честной главы И. находятся в мон-ре Петраки, локтевая кость - в мон-ре Пантократор, частицы мощей И.- в монастыре прп. Григория, в Великой Лавре, в Палеокастрице на о-ве Керкира, в Киккском мон-ре и др. Частицы мощей обоих мучеников имеются в мон-ре мучеников Кирика и Иулитты близ Сидирокастро. На Кипре частицами мощей К. обладают Киккский, Махерасский и Пресв. Богородицы Хрисорройятиссы монастыри, в Италии - ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи в Венеции. В Иерусалиме в храме Гроба Господня находятся частицы мощей К. и И., в монастыре Великой Панагии - часть руки И. ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. P. 164-165, 205; Μακριος, μητρ. Σηδιροκστρου. 2010. Σ. 49-50). Именно из афонских мон-рей части мощей К. привозились в кон. XVI-XVII в. в Москву. В мае 1591 г. прибывший в свите Тырновского митр. Дионисия ватопедский старец Софроний преподнес царю Феодору Иоанновичу часть мощей К. (Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и монастырями): 1588-1594. М., 1988. С. 74). В 1652 г. насельники мон-ря Филофея подарили частицу мощей этого мученика царю Алексею Михайловичу, а в 1658 г. иноки монастыря Хиландар - десницу К. ( Чеснокова Н. П. Реликвии христианского Востока в России в сер. XVII в.: По мат-лам Посольского приказа//ВЦИ.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Весной 1156 г. К. разграбил антиохийский правитель Рейнальд де Шатийон; военачальники, епископы и игумены были взяты в плен и увезены в Антиохию, где за них потребовали выкуп. В это время дукой К. был племянник имп. Мануила I Комнина Иоанн. В 1157 и 1159 гг. остров пострадал от землетрясений, во время последнего только в Пафосской епархии было разрушено 14 церквей, в т. ч. базилика Пресв. Богородицы Лимениотиссы. В 1159 г., во время нападения егип. флота, в плен попал брат дуки К. Неизвестно, был ли он братом Иоанна Комнина или его преемника Алексея Дуки, также состоявшего в родстве с императором, 1-е упоминание о к-ром на посту дуки К. относится к 1161 г. Пираты, нанятые Раймондом Трипольским, опустошили остров в 1161 г.; причиной нападения послужила отмена сватовства Мануила I к его сестре. Помимо грабежа пираты убивали женщин, детей, священников и монахов, жгли церкви и мон-ри. Последний известный дука К., Андроник Синадин, также был женат на родственнице императора - внучке Алексея I. Имп. Мануил I Комнин дарует привилегии Махерасскому мон-рю на Кипре. Мозаика зап. фасада ц. свт. Григория Паламы в Махерасском мон-ре. 1998 г. Имп. Мануил I Комнин дарует привилегии Махерасскому мон-рю на Кипре. Мозаика зап. фасада ц. свт. Григория Паламы в Махерасском мон-ре. 1998 г. После того как Мануил I в 1158 г. отвоевал Киликию, ее дуки получили право собирать налоги с киприотов, напр. Андроник Комнин (впосл. визант. имп. Андроник I Комнин ) и Исаак Комнин. Последний в 1184 г. провозгласил себя независимым правителем К. Прибыв на остров, он предъявил поддельные имп. документы, подтверждавшие его полномочия. Исследователи считают Исаака сыном Ирины, дочери севастократора Исаака Комнина (брата Мануила I). Исаак заставил кипрских епископов избрать патриарха, чтобы тот совершил обряд венчания его на царство как императора. Действия против него центрального правительства были безрезультатны. Правление Исаака современники называют тираническим: из-за налогового гнета в трудном положении оказались не только простые люди, но и знатные киприоты, многие из к-рых покинули остров.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Из уставов, написанных после святых Пахомия и Василия, известны следующие: 1) Иерусалимский, составленный св. Саввой Освященным († 532); 2) Студийский, получивший начало от прп. Феодора Студита († 826); 3-5) 3 афонских устава, из к-рых 1-й (971/2) был написан Евфимием, игум. Студийского мон-ря, и утвержден имп. Иоанном Цимисхием, 2-й принадлежит устроителю афонского иночества св. Афанасию († ок. 1000), а 3-й (1045) составлен в царствование и по повелению имп. Константина IX Мономаха мон. Космой Цинцулуком; 6) устав Константинопольского патриарха Алексия, написанный им между 1034 и 1043 гг. для своего мон-ря во имя Успения Богоматери; 7) устав Михаила Атталиата 1077 г., употреблявшийся в основанном им М. в К-поле; 8) устав груз. мон-ря Пресвятой Богородицы Петрицонитиссы в Бачковском (Петрицонском) мон-ре близ совр. Асеновграда (Болгария), данный в 1083 г. ктитором его Григорием Пакурианом ; 9) устав св. Христодула, данный в 1091 г. мон-рю св. Иоанна Богослова на Патмосе; 10) устав имп. Ирины, супруги Алексея I Комнина, написанный ок. 1114 г. для женского мон-ря Пресвятой Богородицы Благодатной; 11) устав царского мон-ря Пантократора, данный в 1136 г. визант. имп. Иоанном II Комнином ; 12) устав Льва, еп. Нафплийского и Аргосского, написанный в 1143 г. для монастыря Богоматери в Арии; 13) устав, составленный в 1158 г. Афанасием, игум. мон-ря вмч. Маманта в К-поле, находившегося под покровительством придворного Георгия Мистика; 14) устав честного мон-ря τν Ηλου Βμων или τν Ελεγμν (метох вифинского мон-ря Элегмон), находившегося в К-поле, данный имп. Мануилом I Комнином в 1162 г.; 15) устав мон-ря свт. Николая в Казоле (Юж. Италия), написанный в 1174 г. игуменом его Николаем; 16) устав св. Саввы Сербского, данный афонскому Хиландарскому мон-рю; 17) устав Махерасского мон-ря на о-ве Кипр, данный (1201-1210) иеромонахом (впосл. епископ Тамасский) Нилом. Перечисленными памятниками далеко не исчерпывается то количество уставов, которое существовало в действительности и применялось к жизни визант. М. в IX-XII вв. ( Соколов. 1894. С. 318-319).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН Киприан, архиеп. Кипрский. Портрет. Кон. XVIII в. (Махерасский мон-рь) Киприан, архиеп. Кипрский. Портрет. Кон. XVIII в. (Махерасский мон-рь) [греч. Κυπριανς] (1756, Строволос, Кипр - 9.07.1821, Никосия), архиеп. Кипрский (июнь 1810 - 9 июля 1821), этномартир. Традиционно местом рождения К. считалось либо никосийское предместье Строволос (ныне в городской черте), откуда происходил его отец, либо сел. Камбия, откуда была родом его мать ( Παυλδης. 1987. Σ. 376). Недавнее исследование К. Коккинофтаса показало, что К. несомненно род. в Строволосе (Αρχιεπσκοπος Κπρου Κυπριανς. 2009. Τ. 2. Σ. 606-610). В отроческом возрасте К. стал послушником в Махерасском мон-ре , где подвизался его дядя по материнской линии - иером. Харалампий. К. получил образование в школе Махерасского монастыря, в к-рой в т. ч. преподавал один из учеников Евгения (Булгариса) . В 1769 г. К. переселился на монастырское подворье в Строволосе и в течение 3 лет обучался в архиепископской школе Эллиномусион (Греческий музей) в Никосии. В возрасте 25 (по др. сведениям, 27) лет он был рукоположен во диакона. В нач. 1783 г. игум. Иоанникий отправил К. и его дядю, архим. Харалампия, исполнявшего тогда должность эконома Махерасского монастыря, в Дунайские княжества для сбора пожертвований. Харалампий спустя 2 года вернулся в обитель, а К. остался в Валахии и по инициативе господаря Михая III Старшего Суцу (господарь Валахии в 1783-1786, 1791-1793, 1801-1802, господарь Молдавии под именем Михаил IV в 1792-1795) был рукоположен во иерея и в 1785 г. назначен служить в господарской ц. Трех святителей в Яссах. В Яссах К. продолжил образование в Господарской академии. К. возвратился на Кипр только в 1802 г., с собой он привез церковную утварь, книги и 3 портрета - собственный, дяди Харалампия и своего покровителя господаря Михаила IV Суцу (из которых сохр. только первый). Нек-рое время К. прожил в Махерасском монастыре, а затем был назначен управляющим подворьем в Строволосе. Вскоре деятельный и дипломатичный К. стал экономом архиепископии. В 1804 г. К. учредил в Никосии подворье Махерасского мон-ря, храм которого был освящен в 1806 г. во имя сщмч. Елевферия и прп. Стилиана. К. долго скрывал строительство храма от турок, говоря им, что сооружает амбар для хранения пшеницы.

http://pravenc.ru/text/1684742.html

Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (мон-рь Иереев, Кипр) Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (мон-рь Иереев, Кипр) После захвата Кипра турками об И. м. нет упоминаний до 1615 г. Ок. 1638 г. мон-рь стал подворьем Киккского мон-ря и была проведена его реконструкция под рук. киккского игум. Никифора (впосл. архиепископ Кипрский (1641-1674)). В 1641 г. по его заказу худож. Соломоном была написана икона Христа для иконостаса собора И. м. В. Г. Григорович-Барский, посетивший И. м. в 1735 г., переводит др. название мон-ря - Агия-Мони - как «Святая обитель» ( Григорович-Барский. 1886. С. 271). Некогда богатая обитель, где подвизалось много иноков, была опустошена турками и заброшена, затем возобновлена «тщанием и помощию отец предреченнаго началного монастира Кикку» (Там же. С. 272). Монахи, жившие на подворье, занимались гл. обр. земледелием и животноводством. После сильнейшего пожара в Киккском мон-ре (1751) его насельники перенесли чудотворную Киккскую икону Божией Матери на хранение в И. м., где она находилась в течение года. В 1763 г. Антиохийский патриарх Сильвестр (1724-1766) подарил И. м. антиминс. История И. м. во 2-й пол. XIX в. связана с именем иером. Иоанникия из Галаты (брата Епифания, митр. Пафосского), к-рый в 1882-1885 гг. провел реконструкцию монастыря. В этот период братия И. м. продолжала пополняться за счет монахов Киккского мон-ря, но ситуация изменилась с переходом Кипра под управление англ. администрации (1878), после чего деятельность киккских монахов сосредоточилась на подворье св. Прокопия в Никосии, ставшем экономическим центром многочисленных владений Киккского мон-ря. И. м. постепенно пришел в упадок. В 60-х гг. ХХ в. Департаментом древностей Кипра и Киккским мон-рем были начаты реставрационные работы, но они вскоре прекратились из-за недостатка денежных средств. Перекклисион прп. Афанасия Афонского. XIV в. Перекклисион прп. Афанасия Афонского. XIV в. Возрождение И. м. началось в 1984 г. по инициативе киккского игум. Никифора: были отреставрированы старые и возведены новые здания, а в 1992-1993 гг. мон-рь был заселен общиной под рук. Афанасия Ватопедского (впосл. игумен Махерасского мон-ря , ныне митрополит Лимасольский). В наст. время в И. м. проживает группа монахов из Киккского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/293607.html

В большинстве визант. агиографических источников память К. отмечена под 7 июля (эта дата утвердилась в совр. календарях РПЦ, Болгарской, Сербской и Греческих Церквей), кроме того, сведения об этой святой встречаются под 6 июля в ряде месяцесловов Евангелий (напр., Vat. gr. 1156. Fol. 319v, кон. XI в.; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203), под 26 июля - в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), под 10 авг.- в Oxon. Bodl. Rawlinson. G 4 (Misc. 142) (XII в.) и Messan. 29 (1307 г.), а также под 14 мая - в ГИМ. Син. греч. 162 (1021/1022 г.). Честная глава и правая рука К. хранятся в мон-ре прп. Дионисия (Афон). Частицы мощей находятся в Сев. Греции в мон-ре Ксиропотам на Афоне, исихастирии Вознесения Господня близ Козани, в ц. прор. Илии в Фессалонике и ц. Преображения Господня в фессалоникском районе Каламария; на Пелопоннесе - в мон-рях св. Таксиархов близ Эйо и Макеллария близ Калавриты; на Кикладах - в ц. Пресв. Богородицы Евангелистрии на о-ве Тинос; на о-ве Самос - в мон-рях Честного пояса Пресв. Богородицы во Вламари и прор. Илии близ Карловаси; на о-вах Додеканес - в монастыре ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос; на Кипре - в архиепископской резиденции в Никосии, Киккском и Махерасском мон-рях ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 163). Ист.: BHG, N 461z - 462g; ActaSS. Iul. 1721. T. 2. P. 272-278; Σεραφεμ Πισσδειος, ερομν. Νος Θησαυρς. Βενετα, 1795. Σ. 296-304; SynCP. Col. 803-806, 845; MartRom. Comment. P. 272-273; Halkin F. Passion de St. Cyriaque (BHG, N 462g)// I dem. Inédits byzatins d " Ochrida, Candie et Moscou. Brux., 1963. P. 302-311. (SH; 38); Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 6. Σ. 37-39; ЖСв. Июль. С. 158-160. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203-204, 225; Ridolfini F. S. P. Ciriaca, Doroteo ed Eusebia//BiblSS. 1963. Vol. 3. Col. 1291-1292; Russo F. Domenica//Ibid. 1964. Vol. 4. Col. 680-681; Κυριακ//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1144; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 262; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 578; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Τ. 11: Ιολιος. Αθναι, 2008. Σ. 76-78.

http://pravenc.ru/text/1840225.html

В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и нек-рых др. визант. Синаксарях И. назван священномучеником и в этом чине почитается в наст. время на Кипре (SynCP. Col. 54; ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.). Христофор Митилинский (XI в.) составил ямбический дистих в честь И., где говорится, что И. был сожжен на костре. Служба И. была написана в поствизантийский период, отредактирована иером. Парфением и опубликована в Венеции в 1774 г.; впосл. она многократно переиздавалась по разным рукописям. В ХХ в. мон. Герасим Микраяннанит составил молебный канон в честь этого святого. От мощей И. происходили исцеления больных и бесноватых. Честная глава и десница И. хранятся в построенном на месте погребения И. в Ираклидия мон-ре . Кроме того, частицы мощей святого находятся в Киккском и Махерасском мон-рях, в Кипрской архиепископии и в мон-ре Хрисорройятисса ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190). В XI в. в честь И. была построена церковь, ставшая соборным храмом Иоанна Лампадиста мон-ря . Открытие ежегодной ярмарки в день памяти святого близ мон-ря св. Ираклидия проходит при большом стечении народа. Ист.: BHG, N 743; Владимир (Филантропов). Описание. С. 518; ActaSS. Sept. T. 5. P. 467-468; Halkin F. Les Actes Apocryphes: De St. Héraclide de Chypre disciple de l " Apotre Barnabé//AnBoll. 1964. T. 82. P. 133-170; Esbroeck M., van. Les Actes armeniens de saint Heraclide de Chypre//Ibid. 1985. T. 103. P. 115-162; Acta Barnab. S. 291-302; Vita Sancti Auxibii/Ed. P. Van Deun, J. Noret//Hagiographica Cypria. Turnhout; Leuven, 1993. P. 208-236. (CCSG; 26); Νικδημος. Συναξαριστς. 1993. Τ. 1. Σ. 167; Ιερ Μον Αγου Ηρακλειδου. Λευκωσα, 2001. Лит.: Butler C. The Lausiac History of Palladius. Camb., 1898. P. 183; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286; Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. T. 26. P. 236-237; Nau F. La légende des saints évêques Héraclide, Mnason et Rhodon ou l " apostolicité de l " Église de Chypre//ROC. 1907. T. 12. P. 125-138; Lucchesi G. Eraclide//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1280-1281; Τωμαδκης Ν. Β. Η κυπριακ γιολογα κα μνογραφα ν σχσει πρς τς κυπριακς κολουθας//ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 201, 229, 237, 245; Τσικνπουλλος Ι. Π. Ο Αγιος Ηρακλεδιος ερ ατο Μον κα κολουθα Επσης δε Αγιος Μνσων κα ερ ατο Μον, Αγιος Θεδωρος Ταμασες κα ερς ατο νας. Λευκωσα, 1967; Aubert R. Héraclide//DHGE. T. 23. Col. 1342-1343; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. 1995. Σ. 168; Χατζηωννου Κ. Π. Η ρχαα Κπρος ες τς λληνικς πηγς. Λευκωσα, 1985. Τ. 1. Σ. 306-339.

http://pravenc.ru/text/673835.html

О кипрских архиепископах с 965 г. до воцарения династии Комнинов сведений практически не сохранилось. Неизвестный по имени Кипрский архиепископ присутствовал на К-польском Соборе 1054 г., предавшем ответной анафеме Зап. Церковь ( Παλος (Εγγλεζκης). 1996. Σ. 93). В 1094 г. др. не названный по имени архиепископ вместе с кипрскими епископами прибыл в К-поль и участвовал во Влахернском Соборе. Имя Кипрского архиеп. Василия II известно благодаря печати ( Laurent V. Le Corpus des Sceaux de l " Empire Byzantin. P., 1965. T. 5/2. P. 311-312. N 1484). После того как войска крестоносцев достигли Антиохии, Иерусалимский патриарх Симеон II, опасаясь враждебных действий со стороны мусульман, уехал на Кипр. Когда крестоносцы начали осаду Иерусалима, он отправил Готфриду Бульонскому мясные продукты, вино и фрукты ( Alberti Aquensis. Historia Hierosolymitana//RHC, Occ. 1879. T. 4. P. 489). В кон. XI - нач. XII в. на Кипре началось бурное храмостроительство представителями как к-польской аристократии ( Киккский мон-рь был основан в 90-х гг. XI в. военачальником имп. Алексея I Комнина Мануилом Вутомитом, парекклисион Св. Троицы в Иоанна Златоуста мон-ре близ Куцовендиса был сооружен между 1099 и 1103 гг. дукой Кипра Евмафием Филокалом), так и местной знати (ц. Пресв. Богородицы «тис Алипу» в Гери была построена незадолго до 1091 г. магистром Епифанием Пасхалием, Асину Панагии церковь в 1105/06 г.- магистром Никифором Исхирием). Важным источником по истории кипрского монашества XII - нач. XIII в. являются ктиторские Типиконы (Уставы), в к-рых в т. ч. содержатся сведения об основании мон-ря свт. Иоанна Златоуста, Махерасского монастыря и Неофита Затворника преподобного мон-ря (Κυπριακ Τυπικ/Επ. Ι. Π. Τσικνπουλλος. Λευκωσα, 2001). Георгий, 1-й игум. мон-ря свт. Иоанна Златоуста, видимо, происходил из Сев. Сирии и, прежде чем поселиться на Кипре, провел некоторое время в Палестине. Он упоминается в письмах Никона Черногорца ( Papacostas T. The History and Architecture of the Monastery of St.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

  001     002    003    004    005