Захват К. не входил в планы крестоносцев. Но после того как буря прибила к берегам Лимасола корабль, на к-ром на Св. землю плыли сестра и невеста Ричарда I Львиное Сердце, англ. король начал войну с Исааком, чтобы наказать его за арест моряков и дурное обращение с членами своей семьи. Возможно, враждебное поведение Исаака было связано с обязательством перед его союзником Салах-ад-Дином не оказывать помощь крестоносцам. В 1191 г. Ричарду удалось завоевать К. за 1 месяц (6 мая он причалил к Лимасолу, а 25 мая или 1 июня Исаак сдался в плен). Местное население не поддержало Исаака и приветствовало англ. короля. Ричард собрал богатейшие трофеи, обложил население 50%-м налогом и оставил в замках свою стражу. 5 июня Ричард отплыл в Акру. Вскоре после его отъезда на острове вспыхнуло восстание греков и армян, к-рые выбрали правителем острова некоего монаха (возможно, родственника свергнутого Исаака). Приближенный Ричарда I Роберт Турнехейм, к-рого англ. король оставил на К., подавил мятеж. Однако сложности с контролем над ситуацией на острове и проблемы, с к-рыми Ричард столкнулся при осаде Акры, заставили его продать К. тамплиерам за 100 тыс. сарацинских безантов (или золотых динаров). 40 тыс. он получил сразу, а 60 тыс. тамплиеры должны были выплачивать из налогов, собираемых с киприотов. Введение новых налогов, в т. ч. на продажи в субботние и воскресные дни, подтолкнули жителей К. к новому восстанию, но из-за неорганизованности оно было быстро подавлено. Массовая резня киприотов на Пасху 1192 г. вызвала такую враждебность местных жителей к тамплиерам, что те не смогли управлять К. и вернули его Ричарду. Процветавший остров в результате правления Исаака Комнина, Ричарда I и тамплиеров пришел в запустение. Об аграрных отношениях на К. практически ничего не известно, отдельные их аспекты можно лишь реконструировать по единичным упоминаниям в визант. источниках и по документам более позднего времени. Напр., Типикон Махерасского мон-ря (1201) содержит 1-е упоминание о париках.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Единогласно избранный вместо Дамаскина Панарет (1827-1840) расплатился с долгами Архиепископии и добился существенного сокращения налогов. В 1830 г. на собрании епископов, духовенства и прокритов в Никосии были приняты решения об организации местного самоуправления (комиссия из 4 чел. при серале, комиссия из 24 чел., включая архиепископа и митрополитов, ежегодное Общее собрание, созываемое архиепископом), о назначении постоянного представителя киприотов в К-поле, об открытии лепрозория и учреждении среднеобразовательных школ в Ларнаке и Лимасоле и центральной «Греческой школы» в Никосии на пожертвования мон-рей Киккского, Махерасского, Синайского и свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса. Становление офиц. структур общинного самоуправления, в которых все более возрастала роль мирян - характерная черта жизни всех Вост. Церквей в XIX в., особенно с началом реформ Танзимата. Иоанникий, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Иоанникий, архиеп. Кипрский. Портрет. Худож. М. Ансельм. 60-е гг. XX в. (Культурный центр им. архиеп. Макария III. Никосия) Архиеп. Панарет осудил вспыхнувшие в 1833 г. в разных частях Кипра восстания под рук. Николаоса Фисевса, Гяур-имама и иером. Иоанникия из Махерасского монастыря. В окт. 1837 г. архиепископ отправил в К-поль миссию в составе митрополитов Дамаскина Китийского и Харалампия Киринийского, Хаджи-Киргениса Сариполоса и Хаджи-Иоанниса Викиса, которая добилась установления точной суммы налогов и жалованья наместника, что предотвращало злоупотребления местных чиновников. Созванное в июле 1838 г. в Никосии совещание духовенства и влиятельных киприотов решило, что раз в году будет проходить Общее собрание, на к-ром должны присутствовать уполномоченные представители всех городов и члены общественной комиссии сельских старост. Они будут рассматривать все султанские указы и общую сумму выплат в султанскую казну для составления бюджета. Члены общественной комиссии сельских старост избираются Общим собранием (20 представителей: 8 от Никосии, 8 от Ларнаки, 4 от Лимасола), они осуществляют надзор за сельскими общинами, общественными финансовыми счетами, проведением общественных работ и мероприятий в области здравоохранения и образования. Общее собрание также избирает Центральную димогеронтию, а жители городов - епархиальные димогеронтии, к-рые должны контролировать общественные работы и сбор налогов с христиан. Однако в 1840 г., в ходе проводимых в Османской империи реформ Танзимата, КПЦ была отстранена от сбора налогов с правосл. населения.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Заботами Хризостома I построено неск. десятков храмов, в годы его архиепископства началось массовое восстановление древних и создание новых мон-рей: женских - свт. Николая Чудотворца «Кошачьего» на п-ове Акротири (1983), равноап. первомц. Феклы в Мосфилоти (1991), Амасгу Богородицы (1991-1992), вмц. Марины и прмч. Рафаила Лесбосского близ с. Ксилотимву (Ксилотимбу) (1992), Пресв. Богородицы между селами Камбия и Анальондас (1993), Пресв. Богородицы Саламиотиссы (1996) близ с. Саламью, Пресв. Богородицы «тис Амирус» (1997), Пресв. Богородицы Трикуккиотиссы (1997), Св. Троицы (1997, исихастирий) близ с. Литродондас, свт. Николая Чудотворца близ с. Орунда (2001), Пресв. Богородицы Хрисокурдалиотиссы в с. Курдали (2005), ап. Иоанна Богослова (2006) близ с. Фикарду; мужских - вмч. Георгия Победоносца «ту Мавровуниу» близ с. Трули (1994) и св. Иоанна Предтечи (Меса-Потамос) (2003), а также исихастирия прп. Серафима Саровского (2001) в местности Скуриотисса долины Солея, в к-ром проживает русский иконописец иером. Амвросий (Горелов). Приглашенные Хризостомом I с Афона монахи-киприоты во главе с иером. Афанасием Ватопедским (игумен Махерасский с 1993, митрополит Лимасольский с 1999) в 1992-1993 гг. заселили Иереев мон-рь, а с 1993 г.- Махерасский мон-рь, к-рый был преобразован в общежительный по образцу святогорских мон-рей. В период архиепископства Хризостома I начали действовать правосл. детские лагеря, были созданы правосл. орг-ции Христианский союз ученых (1979), Христианский союз женщин (1981), Христианский союз молодежи и студентов (1987), Союз православных родителей (1991), Корпус душепопечительства о заключенных, радиотелестанция «Логос» (1992), церковные книжные магазины и др. При Архиепископии были открыты реставрационный центр и школа визант. музыки. Был реорганизован отдел религ. просвещения Архиепископии с целью более активной деятельности. Хризостом I предпринимал всевозможные усилия для привлечения международного внимания к кипрской проблеме (напр., встреча 22 мая 1979 с Президентом США Дж.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Во 2-й пол. XVIII в. Патриаршей академией в К-поле заведовали киприоты Герасим (1767-1769), Илия (1774-1777 и 1779-1786) и логофет Фотий (1797-1798), в 1-й пол. XIX в. Самуил (1820-1830 или 1836, впосл. митрополит Месемврийский).Бывш. схоларх Герасим, занявший в 1794-1797 гг. К-польскую кафедру как Герасим III, канонизировал в 1794 г. Пафосского митр. Панарета (1767-1790), прославившегося строгой аскетической жизнью и прижизненными чудесами. Кесарий Дапонте называл свт. Панарета «живой добродетелью» ( Παλος (Εγγλεζκης). 1996. Σ. 362). Племянники Герасима III Анфим (1791-1813) и Афанасий (Кассивертис; 1794-1822) занимали соответственно Патриарший престол Антиохийского Патриархата и кафедру Димитриадской митрополии. Парекклисион во имя вмч. Георгия Победоносца близ Махерасского мон-ря. Кон. XX в. Парекклисион во имя вмч. Георгия Победоносца близ Махерасского мон-ря. Кон. XX в. По сравнению с др. частями Османской империи на Кипре не получило распространения новомученичество. За весь период тур. владычества известно всего 2 киприота-новомученика, и те пострадали за пределами острова: нмч. Георгий - в Акке (1752), нмч. Полидор - в Нов. Эфесе (1794). В старости Хрисанф назначил себе помощниками племянника Хрисанфа (c 1791 епископ Тамасский, с 1797 - митрополит Китийский) и Спиридона, еп. Тримифунтского (с 1802). Пафосскую кафедру занимал др. племянник архиепископа, к-рый также именовался Хрисанфом. Распределение церковных постов и гос. должностей среди родственников (в т. ч. драгоман Хаджигеоргакис Корнесиос был женат на племяннице Хрисанфа Марудии Павлиди) породило недовольство части духовенства и прокритов. Они возлагали надежды на деятельного эконома Архиепископии Киприана (архиеп. Кипрский в 1810-1821). Когда в марте 1804 г. на острове вспыхнуло восстание из-за повышения налогов и голода, только дипломатический талант Киприана спас архиепископскую резиденцию от разграбления. В последние годы жизни престарелого архиеп. Хрисанфа, к-рый из-за болезни не мог двигаться, Киприан фактически управлял церковными делами. Высказывалось мнение, что ссылка архиеп. Хрисанфа с митр. Хрисанфом Китийским в мае 1810 г. на Эвбею (где он умер через неск. месяцев) была инициирована экономом Киприаном. Однако совр. исследования не подтверждают этого предположения (Αρχιεπσκοπος Κπρου Κυπριανς: Ο Μρτυρας τς Πστεως κα τς Πατρδος. Μον Μαχαιρ, 2009. Τ. 2: Αρχεον κειμνων. Σ. 583-596). Султан назначил Киприана предстоятелем Кипрской Церкви, и 30 окт. 1810 г. он был хиротонисан прибывшим на Кипр Синайским архиеп. Констанцием II с одобрения К-польского патриарха.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Махерасский монастырь [Греч. Ιερ Μον Μαχαιρ], действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви . Находится в 40 км к югу от Никосии (Лефкосии), расположен в вост. части горного массива Троодос, на высоте 870 м над уровнем моря. М. м. возник в XII в., но из-за пожаров визант. постройки не сохранились. Чудом уцелели 2 реликвии визант. периода: палладиум мон-ря - чудотворная икона Божией Матери «Махериотисса» (приписываемая кисти ап. Луки ; искусствоведы датируют ее Х в. или 2-й пол. XI в.) и рукописный монастырский устав прп. Нила (1201-1210), благодаря к-рому стала известна история основания обители. Палестинские монахи прп. Неофит и его ученик прп. Игнатий ок. 1145 г. покинули Иорданскую пустыню и приплыли на Кипр. Сначала они остановились в свт. Иоанна Златоуста монастыре близ Куцовендиса , а затем основали собственный мон-рь на одной из вершин напротив горы Кьония (высота 1423 м). Устав 1201-1210 гг. умалчивает об обретении иконы, однако по местному преданию, изложенному В. Г. Григоровичем-Барским, на месте основания мон-ря, в пещере, по-видимому со времени иконоборческих гонений, была оставлена икона Божией Матери, к которой был привешен нож ( Григорович-Барский. 1886. С. 318). Из-за него икона и получила свое необычное название «Махериотисса» (Μαχαιριτισσα, Παναγα το Μαχαιρ; от греч. μαχαρι - нож). В более поздних легендах история с ножом изложена по-иному (преподобные Неофит и Игнатий при помощи ножа расчистили вход в пещеру, где затем обрели икону - Победимская. 2007. С. 42) или вообще обретает переносный смысл (зимой здесь задували пронизывающие, как нож, ветры - Parthog. 1995. P. 200). Хранящийся в М. м. образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритисса , на котором Божия Матерь представлена без Младенца, в повороте 3/4, с молитвенным жестом рук. Первоначальная киноварная надпись ΑΓΙΟ/ΣΩΡΙΤΗΣΑ изменена на выполненную более темной краской ΜΑΧ /ΡΙΩΡΙΤΗΣΑ.

http://pravenc.ru/text/2562722.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Κνυας], самая большая по числу верующих епархия Александрийской Православной Церкви . Совр. название с 2005 г. В 1958 г. патриаршим и синодальным томосом была основана Восточноафриканская и Иринупольская митрополия, к-рая охватывала территории совр. Кении, Танзании и Уганды. Первоначально предполагалось, что кафедра митрополии будет находиться в Кампале (Уганда), но церковно-адм. центром стал Дар-эс-Салам (совр. Танзания, дословно - «дом мира», что на греческий переводится как Иринуполь), а с 1968 г.- в Найроби (Кения). До основания митрополии в Вост. Африке проживавших там православных эмигрантов из Греции и Кипра окормляли периодически направляемые для этой цели греч. клирики, которые переезжали с места на место. Среди них были архимандриты Никодим (Сарикас), Филофей (Иеридис, из Махерасского мон-ря на Кипре), Арсений (Ребабис) и др. Все они, за исключением архим. Никодима, к-рый приехал в Моши (совр. Танзания) в 1910 г. и остался в Вост. Африке до своей смерти в 1942 г., служили в этом регионе временно. Архим. Никодим стал первым крестить коренных африканцев (1925), обращая их в правосл. веру, и неоднократно направлял запросы в Александрийский Патриархат с просьбой принять их официально под свое покровительство. Православие начало распространяться в Кении в 30-х гг. ХХ в. Первопроходцами-миссионерами в Вост. Африке были 3 коренных африканца: Рувим Спартас (Реубен Мукаса Себанза или Сесбанджа) и Овадия (Кабанка Басаджикитало) в Уганде, бывш. англикан. свящ. Артур Гатуна (в Православии Георгий) в Кении. В 1932 г. епископ т. н. Африканской Православной Церкви в Юж. Африке Даниел Уильям Александер (эта Церковь ведет епископское преемство от одной из древних вост. Церквей - Сирийской яковитской Церкви) посетил Уганду и рукоположил во иереев Рувима Спартаса и Овадию Басаджикитало. Однако один из живших там греков объяснил Рувиму Спартасу, что тот не является каноническим православным епископом, и посоветовал обратиться к архим. Никодиму. По просьбе Рувима Спартаса архим. Никодим прибыл в Уганду, наставил его с учениками в православной вере и посоветовал им обратиться в Александрийский Патриархат, чтобы т. о. обрести Церковь-Мать. Александрийский Патриарх Мелетий II (Метаксакис) (1926-1935), который предвидел распространение Православия по всей Африке, решил принять их в свою юрисдикцию, но не успел осуществить это намерение до своей смерти. В 1934 г. он прислал Рувиму Спартасу правосл. богослужебные книги на англ. языке для перевода их на язык луганда.

http://pravenc.ru/text/1684183.html

Выборы Кипрского архиеп. Хрисанфа (1767-1810; Пафосский митрополит в 1762-1767) проводились митрополитами и представителями духовенства без участия мирян. Этот деятельный иерарх разумно распоряжался церковной собственностью и покровительствовал просвещению, несмотря на свое посредственное образование. На деньги архиепископа и свт. Панарета , митр. Пафосского, в Венеции были напечатаны сочинение митр. Феофила (Коридалевса), посвященное «Физике» Аристотеля (1779), «Хронологическая история острова Кипр» архим. Киприана (1788) и службы нек-рым Кипрским святым. Хрисанф выделил помещение для школы «Дворец премудрости» в здании Архиепископии, а в 1808 г. мон. Иоанникий предоставил свой дом рядом с архиепископской резиденцией для нового «Эллиномусиона», действовавшего под покровительством Хрисанфа и вел. драгомана Хаджигеоргакиса Корнесиоса. В 1772 г. архиеп. Хрисанф и др. кипрские архиереи обратились к Высокой Порте с письменной жалобой на злоупотребления откупщиков налогов. Богоматерь Хрисоройятисса. Гравюра И. Корнароса. 1801 г. (Британская б-ка, Лондон) Богоматерь Хрисоройятисса. Гравюра И. Корнароса. 1801 г. (Британская б-ка, Лондон) Ставший в 1775 г. мухассылом Хаджи Баки (аль-Хак Абдюльбаки-ага) увеличил налогообложение, поэтому 22 авг. 1783 г. архиеп. Хрисанф с митрополитами Панаретом Пафосским, Мелетием Китийским, Софронием Киринийским и игуменом Киккского мон-ря Мелетием отправились с жалобой на него в К-поль. Однако Хаджи Баки, до того как они достигли столицы, добился султанского указа об их аресте и ссылке на Афон. Узнав об этом во время остановки на Хиосе, кипрские архиереи изменили маршрут и, приплыв в Смирну, попросили убежища в европейских консульствах. Архиепископскую кафедру занял Иоанникий, игум. Махерасского мон-ря, Пафосскую - Иоаким, игум. мон-ря Пресв. Богородицы Паллуриотиссы, Китийскую - эконом ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Киринийскую - экзарх Киринийский Иоанникий, все они получили от османских властей соответствующие бераты. Под давлением великого везира К-польский патриарх Гавриил IV обратился с просьбой к Антиохийскому патриарху Даниилу послать на Кипр архиереев для хиротонии новых кипрских иерархов. Однако патриарх Даниил, понимая неканоничность этого действия, ответил отказом. Из письма Гавриила IV мы узнаем, что по местной традиции архиерейские выборы осуществлялись духовенством и мирянами, а затем выдвинутая кандидатура утверждалась или отвергалась властями ( Χριστοδολου Ν. Τ ρχιεπισκοπικ ζτημα τς Κπρου κατ τ τη 1900-1910. Λευκωσα, 1999. Σ. 31). Вел. везир, узнав о злоупотреблениях Хаджи Баки, вызвал его в К-поль для расследования, а кипрские архиереи были реабилитированы (июль 1784). Архиеп. Хрисанф построил и отремонтировал множество храмов: только в описи недвижимого имущества Архиепископии за 1768-1795 гг. перечислена 81 церковь, т. е. 1/6 всех храмов острова ( Θιλππου. 1975. Σ. 128-130).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

John Chrysostomos at Koutsovendis, Cyprus//DOP. 2007. Vol. 61. P. 32-41). Ок. 1152 г. возник Хрисорройятиссы Пресв. Богородицы мон-рь близ Пафоса ( Θωτου Σ. Σ. Ιερ Μον Χρυσορρογιτισσης. Πφος, 2000. Σ. 19). В сер. XII в. палестинские монахи Неофит († 1155) и Игнатий († 1175) основали Махерасский мон-рь. Имп. Мануил I Комнин (1143-1180) пожаловал новой обители ежегодное содержание 500 номисм и привилегии, в т. ч. титулование имп. мон-рем, а при игум. прп. Ниле (1175-1209) он получил статус ставропигиального мон-ря. В 1209 г. Нил был избран епископом Тамасским с титулом «первый среди кипрских епископов». В Тамасе прп. Нил основал жен. обитель во имя Пресв. Богородицы Влахернитиссы. Ангелы возносят душу прп. Неофита Затворника. Роспись энклистры мон-ря прп. Неофита Затворника близ Пафоса. Мастер Феодор Апсевд. 1183 г. Ангелы возносят душу прп. Неофита Затворника. Роспись энклистры мон-ря прп. Неофита Затворника близ Пафоса. Мастер Феодор Апсевд. 1183 г. В 1159 г. прп. Неофит Затворник († вскоре после 1214) обосновался в окрестностях Пафоса в естественной пещере, к-рую он впосл. расширил. Еп. Пафоса Василий Киннам благосклонно относился к отшельнику, в 1170 г. он рукоположил его во иерея. К прп. Неофиту стали собираться ученики, однако он не хотел, чтобы его мон-рь был многонаселенным. Сначала он ограничил число насельников 10 иноками, во 2-м Типиконе 1214 г. определил, что их должно быть 15-18 чел. В 1183 г. пещеру, к-рая получила название Энклистра (Εγκλεστρα - затвор), украсил фресками к-польский худож. Феодор Апсевд , работавший в классицизирующем направлении искусства комниновской эпохи, в 1196 г. (или вскоре после 1214) роспись была продолжена провинциальным мастером в т. н. монашеском или аскетическом стиле. Лит. наследие прп. Неофита включает панегирики в честь святых, 16 слов на Шестоднев, катехизис, 2 книги душеполезных писем, толкования псалмов, Господних заповедей из Ветхого и Нового Завета, каноны двунадесятым праздникам и др., а также небольшие сочинения «Божье Знамение», повествующее о чудесном спасении прп. Неофита в 1197 г. из-под обвала, и письмо «О бедах, постигших страну Кипр» (1196) с описанием бедственного положения, в к-ром оказались киприоты после захвата в 1191 г. острова Ричардом I Львиное Сердце и образования лат. королевства. Многие труды Неофита Затворника не сохранились, они известны только по названиям: «Додекалог» и «Пятидесятиглавая книга», в к-рой в числе прочего содержались комментарии к Книге Песни Песней Соломона.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МАРТКОПИ [Гвтаеба - Спасский], муж. мон-рь во имя Спасителя Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), один из древнейших в Грузии МАРУТА († 2.05. 649), митр. Тагрита (ныне Тикрит, Ирак), 1-й мафриан - глава монофизитской иерархии в Персии, наместник патриарха Сирийской яковитской Церкви МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в с. Зимовенька, Белгородская епархия - см. Белгородский во имя святых Марфы и Марии женский монастырь МАРФО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Марфо-Мариинский женский монастырь (Салаватской и Кумертаусской епархии Башкортостанской митрополии) МАСОНА [Массона] († ок. 606), еп. Эмериты Августы (ныне Мерида), противник арианства, св. (пам. зап. 11 дек.) МАТАНИ (Цхракара), исторический монастырь (до XVII в.) Алавердской епархии Грузинской Православной Церкви МАТВЕЕВ (1687 (или 1688/89) - 1776), духовный наставник старообрядческого Выголексинского общежительства писатель, иконописец МАТЕЙЧЕ [Матеич, Богородица Црногорская], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви МАТЕРН (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия) МАТКА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата МАХЕРАССКИЙ МОНАСТЫРЬ действующий, мужской, ставропигиальный и императорский, общежительный, принадлежит Кипрской Православной Церкви Бернард (ок. 1548 - 1608), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии МГВИМЕВИ жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (в XIX - нач. XX в.- во имя Спасителя) Сачхерско-Чиатурской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник культурного наследия Грузии МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_168.htm...

Кантарские преподобномученики Герасим и Геннадий. Икона. Иконописец Г. Сииппис. 90-е гг. XX в. (Собор Махерасского мон-ря) Папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) проводил более гибкую политику в отношении КПЦ. В 1246 г. он направил с миссией к грекам Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов и Кипра своего легата, францисканца Лоренцо Португальского, обещая им прямое подчинение Римскому престолу без посредничества лат. епископов. Но эта идея встретила отпор лат. иерархии в государствах крестоносцев. Тем не менее в результате деятельности Лоренцо на Кипр вернулся Кипрский архиеп. Неофит I. Вместе с греч. епископами он признал прямое подчинение папе Римскому и в 1250 г. выдвинул Иннокентию IV ряд требований: восстановление 14 независимых от местных латинских иерархов правосл. епископий с неограниченной духовной властью над греч. паствой, передача греч. иерархам права сбора десятины, предоставление православным свободы рукоположения и вступления в мон-ри. В этой сложной ситуации Иннокентий IV занял выжидательную позицию. После смерти Неофита I он позволил греч. епископам избрать нового архиеп. Германа I Писимандра и утвердил его в 1254 г., несмотря на резкие возражения со стороны лат. Никосийского архиеп. Гуго ди Фаджано. Вскоре Иннокентий IV умер, не успев решить вопрос о статусе греч. иерархии. Его преемник папа Римский Александр IV вновь подтвердил верховенство лат. Никосийского архиепископа над лат. и греч. епископами. Герман I, чтобы отстоять свою независимость от лат. архиепископа, отправился в Рим апеллировать к папе. Результатом переговоров стало издание в 1260 г. Александром IV «Кипрской буллы» (Bulla Cypria). Совр. исследователи по-разному оценивают этот документ. Одни считают, что она свидетельствует о полном подчинении КПЦ Риму, другие видят в ней компромисс между общинами. «Кипрская булла» позволяла Герману I пожизненно сохранить за собой титул архиепископа и независимость от лат. архиепископа Никосии. В «Кипрской булле» были повторены решения Соборов 1220 и 1222 гг.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

   001    002   003     004    005