Итак в 44 псалме Мессия изображается а) как царь Богом возлюбленный, сильный, правосудный, вечный, величественный (3, 10); б) как жених, принимающий в брачное общение возлюбленную дщерь Сионову и с нею другие народы (ст. 11–16); в) как властитель, делающий сыновей своих князьями по всей земле (ст. 17). § 160. В псалом 109 В 109 псалме Давид, как показывает надпись, воспевает царя – священника, а) Церковь иудейская признавала в сем царе-священнике Мессию. Как известную истину предлагает Иисус Христос Фарисеям, что псалом сей относится к Мессии и фарисеи, поставленные в борьбу с своими мыслями вопросом: как Давид называет Христа Господом своим?– не говорят ничего вопреки такому объяснению сего псалма, хотя и имели нужду говорить. Общее мнение о сем царе-священнике как о Мессии видно и в разных древних сочинениях иудейских 28 . б) Новозаветное откровение много раз объясняет 109 псалом о Мессии. Спаситель учил,что Давид ν πνυματι, ν πνυματι γω по вдохновению Духа Божия называет Мессию Господом,-и доказывал словами псалма свое божественное до стоинство (Мат. 24, 41–46. Мар. 12, 35 . Лук. 20, 41 ). Ап. Петр в беседе, говоренной по сошествии Духа Св., доказывал иудеям, что в сем псалме говорится не о Давиде, а о Мессии-Иисусе ( Деян. 2, 34–36 ). В таком же смысле объяснены слова сего псалма в послании к евреям (1, 13. 7, 17). в) Содержание псалма таково, что его нельзя объяснить иначе, как о Мессии, аа) Иегова сказал Господу моему. Кого Давид,-царь столь славный, мог назвать владыкою своим? Сиди одесную меня. Сидеть одесную царя земного- значит участвовать в царском величии и власти ( 3Цар. 11, 19 . Мат. 20, 21). Сидеть одесную Иеговы, по соизволению Иеговы, будет значить, как справедливо замечает Феодорит, участвовать в божественном мироправлении, по соизволению Иеговы. Посему когда Иисус Христос сказал о Себе: отселе узрите Сына человеческого седяща одесную славы Божией: иудеи не видя в Иисусе славы Его,– сочли это богохульством (Мат. 26, 64. Сл. Мат. 20, 21– 26). бб) (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О дни же том и часе никто же весть, ни ангелы небеснии, токмо Отец Мой един, говорил Спаситель а времени второго пришествия Его (Мат. 24, 36). Если и для такого ума, каков ум ангелов, недоступно знание точного времени пришествия Христова: то тем более оно недоступно для ума человеческого. Спаситель показывая это, прибавил, что только Отец небесный знает день и час пришествия Христова. Когда апостолы спрашивали воскресшего Господа: аще в лето сие устрояеши царство израилево? Он сказал: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти ( Деян. 1, 6. 7 ) 782 . Апостол Петр писал, что славное пришествие Господне последует внезапно, неожиданно. Приидет день Господень, яко тать в нощи ( 2Петр. 3, 10 ). Апостол Павел писал солунянам, что нет нужды писать для них о времени пришествия Христова и так говорил о неожиданности дна Господня: егда бо рекут: мир и утверждение, тогда внезапу попадет на них всегубительство ( 1Сол. 5, 1– 3 ). Потому-то, как спаситель внушал ученикам Своим бодрствовать в ожидании пришествия Христова, дабы страшный день не застал неготовыми: бдите убо яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мат. 24, 42): так и апостолы убеждали иметь туже осторожность ( 1Петр. 4, 17 . Иак. 5, 3 . 1Кор. 10, 11. 7, 29 ). Молим же вы, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа – не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися, ниже духом, ниже словом, ни посланием, аки от нас посланным, яко уже настоит день Христов ( 2Сол. 2, 1 – 2 ). Это значит, что не надобно возмещаться и малодушным страхом в чаянии пришествия Христова, особенно по внушению каких-либо мечтателей или людей своекорыстных. Св. писание, заботливое о нашем спасении, чтобы охранить нас от малодушия и приготовить к встрече действительной близости суда, показывает к некоторые признаки времени пришествия Христова. Это а) внешнее распространение проповеди евангельской. Проповестся евангелие всей твари во свидетельство всем языком. И тогда приидет кончина, сказал сам Господь (Мат. 24, 14). Соединяя сие свидетельство Спасителя со словами апостола, который говорит: ослепление отчасти израилеви бысть, дондеже исполнение язык внидет. И тако весь израиль спасется ( Рим. 11, 25. 26 ), можем заключать, что пред самим пришествием Христовым должно последовать общее обращение евреев ко Христу. Несмотря на то б) в сердцах самой большей части верующих оскудеют вера и любовь – пред пришествием Христовым. Сын человеческий прииед обрящет ли веру на земли? ( Лук. 18, 8 ). За умножение беззакония оскудеет любы многих (Мат. 24, 12). в) Апост. Павел, как уже видели, признаком близости пришествия Христова, выставлял солунянам явление антихриста ( 2Сол. 2, 2 – 3 )

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евангелисты повествуют о разных явлениях ангелов, как о событиях исторических. Так ангелы возвещают благодатной Марии ( Лук. 1:32–34 ), Иосифу (Мат. 1:20, 24), пастырям вифлеемским ( Лук. 2:9, 10 ) о рождении Мессии Иисуса. Ангел возвещает Захарии о рождении предтечи Иоанна (Лу κ. 2:13), ангел успокаивает Иосифа, глаголя: востав ноими отроча и иди в землю израилеву: изомроша бо ищущии души отрочате (Мат, 2:20). Ангелы служат Иисусу Христу после искушения: тогда остави его диавол и се ангелы приступиша и служаху ему (Мат. 4:11). Ангел укрепляет Иисуса в саду гефсиманском ( Лук. 22:43 ). Ангелы возвещают женам о воскресении Христовом ( Мф. 28:2–8 , Мар. 15 :5–8, Лук. 24:4–8 , Иоан. 20:12 ). Ангел выводит апостолов из темницы ( Деян. 5, 10 ). Ангел является Корнилию и преподает ему наставление ( Деян. 12:7–12, 10:3 ). Ангел является Петру в темнице и выводит его из нее свободным от оков ( Деян. 7:7–11 ). Ангел возвещает Павлу о предстоящем ему морском путешествии ( Деян. 27:23 ). В посланиях своих апостолы нередко говорили об ангелах и говорили там, гди или доказывали, напр. превосходство Мессии Иисуса пред всеми избранными Божиими и показывали, что Он выше ангелов ( Евр. 1:4–9 ) и ангелы покорны Ему ( 1Петр. 3:22 ), или говоря о высоком достоинстве христианского откровения присовокупляли, что ангелы желают проникать в тайны христианства ( 1Петр. 1:12 ), со тьмами ангелов вступают в общение вступающие в христианское общество ( Евр. 12:22–25 ). Позор быхом мира и ангелов, говорить апостол Павел о земной жизни апостолов, и тем поставляет ангелов в круге действительных предметов, отличая их от людей. Засвидетельствую пред Богом и Господом Иисус Христом и избранными ангелы, говорит он же Тимофею ( 1Тим. 3:21 ). Таким образом самая недоверчивая логика должна признаться, что в н. завете признается бытие ангелов не по мнению народному, а по признаниям учителей св. истины и по несомненным явлениям ангелов 383 . § 101. Сотворение ангелов Мир духов чистых ангелов есть создание Творца всяческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Св. Поликарп, муж апостольский, признавал чадом сатаны отвергающего последний суд 840 ; также учили и другие отцы церкви 841 . Блаж. патр. Фотий объяснял явление Судии вселенной в лице Христа Иисуса тем, что Он не только как Бог есть Правитель мира, но пострадав за мир, имеет преимущественное право быть Судиею мира 842 . § 335 Свойства суда Суд, какой имеет произвести над вселенною Сын Божий, по изображению св. писания, будет: а) Суд торжественный, поскольку совершен будет Господом неба и земли, облеченным полною славою божества и в присутствии всех ангелов света. Егда приидет Сын человеческий во славе своей и святии ангелы с Ним: тогда сядет на арестоле славы Своея (Мат. 20, 31). б) Суд всемирный, поскольку с одной стороны будет простираться не только на всех христиан: вси бо предстанем судищу Христову ( Рим. 5, 10 .); но на все народы: соберутся пред Ним вси языцы (Мат. 25, 32), имать судити вселенней ( Деян. 17. 31 ), в том числе иудеев и язычников ( Рим. 2, 6–12. 16 ), живых и мервых ( Деян. 10, 42 . Петр. 4, 6. 2Тим. 4, 1 ); мало и того, он простирается и на злых бестелесных духов: ангели несоблюдшия своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде (Иуд. ст. 6. Тоже 2Петр. 3, 4 ). С другой стороны предметом суда будут все дела жизни ( 2Кор. 5,10 ); не оставлено будет без внимания и праздное слово (Мат. 12, 36). Апостол говорит: приидет Господь, иже во свете приведет тайная тьмы и объявит советы сердечныя ( 1Кор. 4, 5 ). Тайная тьмы, по соответствию сердечным советам, означают тайны души, незримые мысли, намерения и желания, а по значению тьмы означают такие намерения и желания, которые по нравственной черноте их даже стараются скрыть от людей. След. предметом суда будут все мысли, намерения и желания, не исключая и тех, которые дотоле намеренно были скрываемы совестью нечистой. в) Будет суд самой строгой правды, поскольку совершен будет Тем, Кто, как Бог, Всеведущ и любит правду, не допуская лицеприятия. Апостол свидетельствует: во откровении славы своея Господь Иисус во огни пламене даст отмщение не ведущим Бога и не послушающим благовествования ( 2Сол. 1, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычным утверди меня» ( Пс. 50. 12–14 ). Что дарует Господь одному с верою молящемуся, то дарует и целому народу. Если Он двоим согласившимся просить Отца небесного об общей их нужде обещал исполнить прошение их (Мат. 18, 19), тем более исполнит молитву целого православного народа единодушно просящего Его о защите от врагов веры и охранении святой Его Церкви; так как эта молитва о Царстве Божием наиболее угодна Ему (Мат. 6, 33). Дух Святый в день Пятидесятницы сошел на Апостолов в виде огненных языков при особенном знамении: яко носиму дыханию бурну ( Деян. 2, 2 ). Бурное, всесокрушающее дуновение Духа Божия, как буря сокрушит врагов Христовых, как буря очистит и освежит воздух и все оживотворит в Церкви Христовой. Можем ли сомневаться в этой всепобеждающей силе молитвы, когда Господь так ясно сказал нам: вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимите (Мат. 21, 22). Но есть у нас и готовая великая сила для борьбы с врагами веры, навсегда дарованная нам от Бога, – это самодержавная власть благочестивейших Государей наших. Нам указала Церковь , как призывать эту силу в помощь Церкви Божией. На литургии Св. Василия Великого священнодействующий молится о благочестивейшем Государе нашем: оружием истины, оружием благоволения венчай Его, осени над главою Его в день брани, укрепи Его мышцу, возвыси Его десницу, удержави Его царство, покори Ему вся варварския языки брани хотящия, даруй Ему глубокий и неотъемлемый мир. И вместе с этим прошением об утверждении силы и власти и благоденствии Царя нашего присовокупляются знаменательные слова: возглаголи в сердце Ею благая о Церкви твоей и о всех людех твоих. 40 Вникнем в смысл этой таинственной молитвы. Область молитвы христианской безгранична – и в высоту и в широту. Она восходит в небеса и привлекает Св. Ангелов, посылаемых от Бога на служение за хотящих наследовании спасение ( Евр. 1, 14 ), она объемлет весь род человеческий и нужды каждого человека. Нам дано от Господа право выражать наши молитвы словами, соответствующими нашим потребностям: еже аще что просите от Отца, говорит Господь, во Имя Мое, то сотворю ( Иоан. 14, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Иерем. 8, 31, Посл. к Коринф. 1, 8, 10, Исход 23, 24, Деян. Апост. 17, 23. Но нет сомнения, что в народе могли употребляться древнейшие слова для понятий Христианских: так напр. из вопросов Кирика (Пам. Рос. Сл. XII в. 180, 182) видно, что в России в XII в. вместо церкви говорилось еще божница: тогда как в последствии это слово употреблялось собственно для храма языческого, или по крайней мере для храма неправославного, в противоположность церкви. У Ул. нашей церкви соответствуют языческие: 1) alhs, Мат. 27, 5 в церкви, in alh, ν τ να. 2) gud-hus, Io. 18, 20 в церкви, in gudhusa, ν τ ερ. Ко второму, Христианскому периоду принадлежит у Ул. aikklesjo перевод этого слова: ga-mainps, т.е. gemeinde, собор. Однообразное же употребление церкви в О.Е. указывает на чистоту и определенность Христианского понятия. – Даже храм в О.Е. не имеет языческого смысла, означая дом, и потому употребляется более в форме: храмина: и у Ул. им соответствуют слова не мифологического значения, а именно: 1) razn, вообще дом, Мат. 5, 15, в храмине, in pamma razna, ν τ ι 2) hrot, собственно кровля, Лук. 5, 19 взлезше на храм, ana hrot, π τ δμα; так что в другом месте О.Е. вместо храм стоит кров, именно Мат. 10, 27 поведите на кровех, πι τν δμτων, у Ул. также ana hrotam. 3) gards, т.е. град, огражденное место, как напр. в Ипат. сп. 162: бе бо град створен на церкви. Мр. 2, 26 в храм бжи и, in gard gups, ες τν οον το ϑευ. Следовательно, храм в О.Е. значит: кровля, покрыша, закрытое, огражденное место, и может быть сродно с хранить, как кровля с крыть. – И так право выражать Христианское понятие храма принадлежит исключительно церкви, слову, хотя происхождения чуждого, но глубоко вкоренившемуся уже в употребление во время перевода Св. Писания. Касательно происхождения церкви два мнения: одно, сближая это слово с др. нем. kiricha, производит от υρια; другое, сближая с агс. cyrice, откуда агл. church (слич. новогород. черкы), производит от лат. circus, коим означалась круглая, или полукруглая форма крестильницы и хора.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

16, 27). Он говорил об этом и в наставлениях о других предметах ( Мар. 8, 30 , Лук. 9, 26 ); говорил и в изъяснении притчи, изображавшей судьбы человека (Мат. 13, 41). Когда предсказал Он о разрушении иерусалимского храма, ученики спросили Его, когда это будет? Какое будет знамение пришествия Его и кончины мира? Спаситель, показав им судьбу отечества их (Мат. 24, 5. сл. Мар. 13, 24 . Лук. 21, 25 ), далее изобразил и Свое будущее пришествие (Мат. 25, 31–46. сл. Мар. 13, 26. 27 ). б) Во время вознесения воскресшего Христа Иисуса на небо, ангелы, явясь удивлявшимся апостолам, возвестили: сей Иесус, вознесыйся на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян. 1, 11 ). в) Апостол Павел отделяет значительную часть первого послания своего к солунянам (гл. 4. 5) и все второе послание свое к ним на описание второго пришествия Христова. В первом он, между прочим, словом Господним, а не своим, уверяет их в обстоятельствах сего пришествия. Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших. Яко сам Господь в повелении, во гласе архангелов и в трубе Божией снедет с небесе (1 Сол. ,и, 15. 16). Во втором пишет: праведно у Бога воздати скорбь оскорбляющим вас, а вам оскорбляемым отраду с нами, во откровении Господа Иисуса с небесе, со ангелы силы своея, – егда приидет прославитися во святых своих и дивен быти во всех уверовавших ( 2Сол. 1, 6. 7. 10 ). г) Апостол Петр обличает и ту наглую дерзость разврата, которая говорит: где есть обетование пришествия Его? Отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания. В обличение этой дерзости, он указывает на судьбу мира допотопного и говорит: не коснит Господ обетования, яко же неции коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут. Приидет же день Господень, яко тать в нощи ( 2Пет. 3, 3–10 ). Церковь всегда поставляла между самыми необходимыми и несомненными членами веры, веру во второе пришествие Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каждый из апостолов мог говорить о себе так, как говорил апостол язычников: «что касается до знаменитых чем-либо, каковы бы они ни были, мне все равно» ( Гал. 2, 6 ). Но ни один епископ не может сказать о себе того же даже и по отношению к тесным пределам епархиального правления своего, т. е. не может приписать себе независимой ни от кого власти. Римская церковь признает ап. Петра наместником Христовым, а папу наместником Петра, так что папа, считался неподсудимым ничьему суду и себе присвоил право суда над всеми. Но это – жалкая человеческая ошибка, отнюдь не более. Св. писание не оправдывает римской веры по отношению к ап. Петру. Ссылаются на слова Спасителя: ты еси Петр и на сем камени созижду церковь Мою (Мат. 19, 18) и на другие слова Петру: паси агнцы Моя ( Иоан. 21, 15 ). Но если в первых словах, будем разуметь и веру Петра, как зиждительное начало христианства со стороны людей, – или пламенный в любви характер Петра, – и тогда показывается в них только личное свойство ап. Петра, по коему он, как пламенный и твердый духом, первый примет участие в созидании церкви Христовой, как это и было по воскресении Христовом ( Деян. 2 ). Во всяком же случае здесь говорится о созидании церкви, а не о верховном правлении церковном. Воскресший Спаситель говорил Петру: паси агнцы Моя. Но не говорил: ты один паси овец Моих. Напротив, Он облекает Петра той властью, которой лишился было Петр отречением от Христа, той властью, которую в тоже время утверждает и за прочими апостолами ( Иоан. 20, 21 . Маг. 28, 19). Спаситель поучал, что в царстве Христовом не должно быть господства земных властителей (Мат. 18, 20. 28, 20) и порицал в учениках своих, еще не свободных от земных мыслей, спор о первенстве ( Лук. 22, 25 ). Нигде в слове Божием и следа нет тому, чтобы Петр пользовался первенством власти между апостолами. Он сам называл себя не более, как сопастырем пресвитеров ( συμπρεσβντερος) и собратом Павла ( 1Петр. 5, 12 . Петр. 3, 15). Апостолы посылали его и Иоанна в Самарию ( Деян. 8, 18 ); пред ними он отдавал отчет в своем поведении по отношению к необрезанным ( Деян. 11, 1–18 ). Иаков, Петр и Иоанн, как говорит апостол Павел, считались за столпов церкви, пользовались уважением за личные качества, и след. не только не было за Петром преимущества власти, но не было за одним Петром и преимущества уважения. А когда Петр допустил неверность Христовой вере к соблазну других, то Павел обличил его пред всеми ( Гал. 2, 3. 14 ). Тот же апостол учит: Кто есть Павел? Кто же ли Аполлос? И включая всех апостолов, в том числе и Кифу, говорит: точию служителие, комуждо яко даде Господь ( 1Кор. 3, 5. 9. 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   е) Наконец, что, облекши таким образом своих св. апостолов божественною властию, Он, с другой стороны, весьма ясно и со страшными угрозами обязал всех людей и будущих Христиан принимать от апостолов учение и таинства, и повиноваться их гласу. слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, мене отметается: отметаяйся же мене, отметается пославшаго мя (Лук. 10:16). Шедше в мip весь, проповедите евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16:15. 16; снес. Мат. 10:14; 18, 15—19).    Вот потому-то, даже когда Господь вознесся на небеса, только по Его указанию, причтен бысть к единонадесяти апостолом, на место отпадшего Иуды, Матфий (Деян. 1:26); и только, по гласу самого Духа Святого, отделены Варнава и Савл на дело, на неже призвал их Искупитель наш (Деян. 13:2; снес. 9, 15).    2. Еще яснее открывается такое намерение Господа из действий апостолов, водившихся Духом Его. Действия эти двух родов, и равно относятся к подтверждению рассматриваемой нами истины.    Действия первого рода следующие:    а) Св. апостолы сами постоянно удерживали за собою то право, и проходили те обязанности, которые собственно им завещал Господь (Деян. 5:42; 6, 1—5; 1 Кор. 4:1; 5, 4. 5; 9, 16), несмотря ни на какие препятствия со стороны врагов, силившихся отнять у них это божественное право (Деян. 4:19; 5, 28. 29).    б) Распространяя евангелие, и основывая в разных местах многочисленные церкви, на вся эти церкви апостолы рукополагали пресвитеры, а где находили нужным, и епископы (Деян. 14:23; 20, 28). И этим-то, нарочито избранным, лицем, как своим неместникем и преемникам (Тит. 1:5), чрез таинственное рукоположение передавали ту божественную власть, которую сами прияли от И. Христа, удостоверяя их, что их поставляет в Церкви сам Дух Святый (Деян. 20:28). В частности же, этим только освященным лицем передавали собственное право и обязанность учить Христиан (1 Тим. 6:20; 2 Тим. 1:16; 4, 2; Тит. 2:1. 13), священнодействовать (1 Кор. 2:12. 16; 1 Тим. 2:1. 2), и пасти стадо Христово (Деян. 20:28; 1 Петр. 5:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

При пособии всех означенных средств, Иудеи и со времен Авраама, как до Авраама, веровали в грядущего Мессию, и этою верою оправдывались и спасались: мысль, которую непререкаемо подтверждает апостол Павел, говоря об Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, Моисее, Давиде, Самуиле и о многих других, иже верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования ( Евр. 11, 8–40 ; снес. Деян. 15, 11 ; Рим. 4, 10–25 ; Гал. 2, 15. 16 ). Этими средствами Иудеи, действительно, были приготовлены к принятию Мессии, как засвидетельствовал опыт. Едва только явился предтеча Христов, Иоанн Креститель, на Иордане с своею проповедию: Иудеи прислали спросить его, не он ли Христос ( Иоан. 1, 19–27 )? Когда Иоанн отвечал, что он только предтеча Мессии, и начал возглашать: покайтеся, приближибося царствие небесное…, грядет креплий мене во след мене ( Матф. 3, 2 ; Марк. 1, 7 ), этим словам верили все, и исхождаше ко Иоанну вся иудейская страна, и иерусалимляне: и крещахуся вси во Иордане реце от него, исповедающе грехи своя ( Марк. 1, 5 ). Когда Иисуса, еще младенца, по закону Моисееву, принесли во храм поставити пред Господем, Его встретил здесь старец Симеон, чаявший утехи Израилевы ( Лук. 2, 25 ), и Анна пророчица возвестила о Нем всем, чающим избавления во Иерусалиме (- 38). Когда Христос вступил в должность общественного учителя: необыкновенное стечение народа повсюду сопутствовало Ему, и многие признавали Его за обетованного Мессию ( Иоан. 6, 14 ; Мат. 14, 38), мнози вероваша в Него ( Иоан. 7, 31 ). Когда Христос в последний раз входил во Иерусалим: народи предходящии ему и вследствующии зваху глаголюще: осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних (Мат. 21, 9). Благословенно грядущее царство во имя Господа, Отца нашего Давида ( Марк. 11, 10 ). И если иудейские старейшины и книжники, по зависти и ненависти, если многие из народа, по обольщению и слепоте, не уверовали во Христа и даже предали Его на смерть: за то лучшая часть всего Израиля, – все те, которые, воистину, были чадами Авраама, отца верующих, – с радостию приняли обетованного Мессию и уверовали в Него, когда, по проповеди Апостолов, обращались к Нему целыми тысячами ( Деян. 2, 41; 4, 4 ), – и первая Церковь Христова на земле была из Иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010