О посте, как средстве покаяния и очищения от грехов, как особом подвиге благочестия и благоприятном служении Богу, ясно говорит Священное Писание . Жители Ниневии постом и молитвою спасены были от гнева Божия ( Ион.3:5–10 ). Постились для угождения Богу великие праведники: Моисей постился сорок дней ( Исх.34:28 ); постился царь и пророк Давид ( Пс.34:13 ), постился пророк Божий Илия ( 3Цар.19:3 ), постился Предтеча Господа Иоанн ( Мк.1:6 ). Сам владыка наш, Христос, постился сорок дней в пустыне ( Мф.4:3 ). Постились и св. апостолы ( Деян.13:3 ). Грех, живущий в нас, по слову Спасителя, не выходит иначе, как только молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Чтобы сделать пост богоугодным, Иисус Христос дает правила: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. «( Мф.6:16,17 и 18). В виду такого рода свидетельств Слова Божия, православная Церковь в установленные времена призывает чад своих к посту. Штундисты, отвергая учение православной Церкви о подчинении властям, указывают в подтверждение своего мнения следующие места Св. Писания: Мф.17:24–27 ; Гал.2:6; 4:21–31 ; Пс.72:1–17 . Кол.2:14–15 ; Откр.13 и 14 гл. Иер.13:18–21 ; но эти ссылки нисколько не подтверждают сектантского мнения. В 24 – 27 ст. 17 гл. Мат. говорится о чудесной уплате Иисусом Христом подати на храм. Слова Господа, с которыми Он обращался к апостолу Петру, нужно понимать так: если цари земные берут подати не с сынов своих, а с посторонних, то тем более Я должен быть свободен от этой подати, как Царь и Сын Царя небесного 619 . В 6 ст. 2 гл. Послания к галатам, как это видно из предшествующего и последующего содержания этой главы, св. апостол Павел под «знаменитыми» разумеет не властей, как думают штундисты, а св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во— первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Не обижай раба, трудящегося усердно, ни наемника, преданного тебе душею. Разумного раба да любит душа твоя, и не откажи ему в свободе. Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Святой Василий Великий в слове на Гордиана. Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. Святой Иоанн Златоуст бесед. 30 на Деян. Святой Василий Великий с. 17 consm. monasm. Святой Василий Великий supr. ascem. Блаженный Августин на Иоан. г. 12. Святой Иоанн Златоуст бесед. 15 на Мат. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Святой Амвросий de consm.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Если от крещающегося требуются, как сказано, вера и покаяние; то рождается вопрос: должно ли крестить младенцев, которые неспособны ни к вере, ни к покаянию? 1)    Надобно заметить, что наставления в вере, какие предлагаемы были апостолами пред крещением возрастных, были кратки, подобное же изучение веры предоставлялось последующему времени.– Так апостол называет свое поучение, предложенное новообращенным ученикам, млеком, а не твердою пищею (1 Кор, 3, 1. 2. Евр. 5, 11–14 ). А это показывает, что по смыслу апостолов, вера и покаяние могут восполняться и после крещения, 2)     Если апостолы, как видно из их деяний, крестили целые семейства ( Деян. 16, 15. 30–39. 18, 8 . 1Кор. 1, 16 ) и всех, как выражается св. Лука, принадлежащих к семейству ( Деян. 16, 1 ): то это дает право заключать, что крещены были и дети, принадлежавшие к таковым семействам. 3)    Заповедь Спасителя о преподавания крещения дана без ограничения в отношении к детям (Мат. 28, 19) и поскольку дети и после крещения могут получать наставление в вере, требуемое Спасителем (с. 20): то отказывая младенцам в крещении произвольно нарушают заповедь Спасителя, не отказывая же поступают сообразно с ее духом. 4)         Считать младенцев неспособными к царствию Божию значило бы думать о них не так, как судил Спаситель, Который обняв благословлял приносимых к Нему младенцев и говорил: таковых есть царствие Божие ( Лук. 18, 15–17 . βρφη Мар. 10, 13– 15 , Мат. 19, 13, 15. παιδια). Слова Спасителя;несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом (Мат. 15, 26) показывают, что скорее можно согласиться на то, чтобы отказывать в крещении, до времени, некоторым возрастным, нежели отказывать в том детям. Такие заключения совершенно согласны с тем, что по смыслу наставлений откровенных препятствием к совершению крещения должно служить собственно произвольное отвержение Христовых истин. 5)    Если брать во внимание недостаток веры в младенцах, возможной для возрастных: то напротив следует заметить, что такой недостаток не препятствовал тому, чтобы некоторые известные по откровению младенцы освящены были во чреве матери ( Иер. 1, 5. 11, 1 Ис. 11, 9, 1. 5 ); притом недостаток веры младенцев может быть восполняем при крещении верою родителей, восприемников их совершителя тайны, и доказательством служит вера родителей, исцелявшая больных ( Мар. 9, 21 .), воскрешавшая мертвых ( Лук. 7, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Садукеи – често споменавана в Новия Завет юдейска религиозна партия или секта (Мат. 3:7; 16:1,6,11,12; 22:23,34; Марк 12:18 ; Лук 20:27 ; Деян 4:1; 5:17; 23:6–8 ). Садукеите учели, че в бъдещия век няма да има нито вечно блаженство за праведните, нито вечни мъчения за нечестивите хора; отричали съществуването на ангелите и злите духове и бъдещото възкресение на мъртвите (Мат 22:23, Деян 23:8 ). Учението на тези скептици-материалисти не било особено разпространено, макар че сред последователите му имало влиятелни по времето на Христа хора, предимно от висшата класа и свещеническото съсловие. Въз основа на Библията е трудно да различим учението им от това на фарисеите, освен споменатото в Деян. 23:8 . В Новия Завет за садукеите се говори малко, но духът и характерът на учението им е ясно указан. «Внимавайте и се пазете от кваса фарисейски и садукейски» (Мат 16:6:12), внушавал Христос на учениците Си. Садукеите, както и фарисеите, били яростни противници на Христа и често беседвали с Него относно учението на своята секта. С особена сила, обаче, преследвали светите апостоли, които нанесли смъртоносен удар на лъжеучението им, проповядвайки възкресението на Иисуса от мъртвите. В Деян 5:17–18 учението на садукеите е наречено ерес (по отношение на християнството). Последователи на садукейската секта имало и през III век, дори и през VIII век, но за тях не се споменава в по-късни времена. Самария – област в древна Палестина, на юг от Галилея. Сатана – «противник» – князът на злото, враждебен спрямо Бога, личностен причинител на всяко зло. Сатана се отказал да бъде «помазан Херувим» ( Иез. 28 ), станал падналият «вдън преизподнята» ( Ис. 14 ) Луцифер и оттогава не спира да прави опити да внася зло и поквара във всяка частица от Божието творение, и най-вече – в човека. Той мрази и Бога, и човека, защото е изпълнен със завист към тях. Христос го нарича «открай човекоубиец» ( Иоан. 8:44 ), и още – «лъжец и баща на лъжата». Със своята свита от паднали духове Сатаната е могъщ господар на злото и на мрака, но той остава във властта на Всемогъщия Бог, при все че това е против волята му. Той може да вреди на хората, да причинява болести, смут, страдания, безредици, смърт и разруха, но само и единствено по Божие допущение. И колкото повече една личност или един народ съгрешават против Бога, толкова по-голяма власт добива над тях сатаната.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Брак – тайнство, при което на младоженците са дава свише чрез благословение от свещенослужителя Божия благодат, която освещава техния брачен съюз и ги подпомага в съпружеския им живот. Женихът и невестата обещават един на друг взаимната си вярност пред свещеника и Църквата. Така, по подобие на духовния съюз на Христа с Църквата, се благославя техния съпружески съюз и благодатта Божия се подава за взаимна помощ и за благословено раждане и възпитание на децата. В Православната църква бракът се сключва веднъж завинаги. Той не се свежда до размяна на клетви или до договорни отношения между мъжа и жената. Напротив, Бог съединява двамата в «една плът» като образ на единението на Христа с Църквата ( Ефес. 5:32 ). Успехът на един брак не зависи от взаимни обещания, разменени между човеци, а от обещанието и благословията Божии. В тайнството Бракосъчетание женихът и невестата предават живота си на Христа и един другиму. Виж също раздела За Църквата и Тайнствата. Брат – в Библията най-близък родственик по кръв; равен, както деца на един баща. Освен най-близко кръвно родство ( Мт. 10:2 ; Лк. 6:14 , Бит. 13:8, 14:16; Иоан 7:3 ; Деян. 1:14 ), в Библията думата «брат» обозначава и по-отдалечено родство, или хора, произхождащи от един и същи народ (Бит. 13:8, Естир 10:3, Деян 8:25 ). «Братя» Св. Писание нарича представителите на Божия народ, считайки всички за родственици. Хора, свързани помежду си са също наречени така ( 2Цар 1:26 : " 26. Жалея за тебе, брате Ионатане; ти ми беше много драг; твоята любов за мене беше по-горе от женска любов»). В Новия Завет думата братя обозначава тясно духовно общение, което искрените последователи на Христа имат с Господа и един с друг (Мат. 25:40). Господ е наричал братя Своите ученици (Мат. 12.49; 23.8). Понякога думата «братя» се употребява символично ( Иов 30.29 ; Пр 18.9). Була (лат.) – папско послание по религиозно-верови въпроси, които имат общоцърковно или общозадължително за римокатолиците значение. Първите две думи от текста на булата дават нейното наименование.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Партию зелотов Иосиф Флавий описывает как «четвертую философию» у иудеев (Иудейская война 2.8.1; Иудейские древности 18.1.1, 6). Основал ее, возможно, Иуда Галилеянин, поднявший антиримское восстание в 6 году н. э. ( Деян.5:37 ). Зелоты были против того, чтобы Израиль платил налоги языческому императору. По их мнению, это предательство Бога, истинного Царя Израиля. В религиозных верованиях они соглашались с фарисеями, а по духу возродили ревность, некогда выказанную Мат-тафией и его сыновьями во время маккавейского восстания. Римляне подавили бунт, Иуда был убит, но члены его семьи продолжали бороться за свободу и независимость своей страны. Ряд современных ученых сомневаются, что зелоты Иудейского восстания, начавшегося в 66 году н. э., существовали как отдельная партия еще в начале I века. Так это или не так, ясно одно: в Израиле всегда были отряды воинственно настроенных патриотов, готовых поддержать борьбу за национальную независимость. Путаница возникает из-за употребления слова «зелоты» во многих туманных пассажах. Примерно в середине I века другой патриот-агитатор из Египта собрал группу примерно из 4 ООО вооруженных иудейских националистов. Их основным оружием были спрятанные кинжалы, поэтому их прозвали «сикариями», то есть «убийцами» ( Деян.21:38 ; Иосиф Флавий, Иудейская война 2.13.3). Зелоты развили большую активность во время войны 66–70 годов н. э. – войны, приведшей к гибели Иерусалима. Последним оплотом зелотского сопротивления была Масада у Мертвого моря, крепость, построенная некогда Иродом Великим как убежище для себя. Более трех лет продержались ее защитники. Наконец, в одну из апрельских ночей 73 года римляне прорвали оборону на верхней террасе. Тогда последние из оставшихся в живых защитников убили своих жен и детей, а затем и самих себя, предпочтя смерть плену (см. Иосиф Флавий, Иудейская война 7.8). Среди близких учеников Иисуса были как бывший зелот ( Лк.6:15 ; Деян.1:13 ), так и сборщик податей для римлян (Матфей). Это ярко демонстрирует, что Иисус увлекал за собой людей самых разных взглядов и слоев. 6. Простой народ

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

2. Сколько я опустил (не сделал) добра! Многие вовсе не помышляют об этом. Но перед Богом нереализованная возможность сделать добро, как и содеянное зло — одно и то же (Мат. 13:23; Иак. 4:17 ). В отношении к ближним. Не помогать нуждающимся (Лук. 10:31–32 ); не воспитывать детей, не заграждать уст клеветнику, не предотвратить души ближнего от погибели, не благодарить Бога. Велики также грехи, совершенные по небрежности и невежеству (Иер. 48:10) . А сколько грехов, совершенных по злобе (Лук. 12:47)! 3. Чего я заслужил своими грехами! Перед нелицеприятным Богом, который испытует сердца и утробы (Пс.33:17; 89:8 ), который ненавидит всякую скверну плоти и духа, который угрожает и приводит в исполнение угрозу. И какого наказания? Не временного только, но и вечного (Мат. 10:28). Бог знает грешника « Не таков, как прочие люди ». — Но: 1. Нераскаянного. а) Нераскаянные грешники часто неизвестны другим людям. Фарисей считал себя образцом добродетели, и однако же в очах Божьих он оказался великим грешником, достойным осуждения. Бог знает прикрывающегося грешника, все его дела и греховные помышления, и говорит ему: « ты это делал, и Я молчал » и проч. (Пс.49:21). б) Нераскаянные грешники неизвестны иногда и самим себе. Они считают себя богатыми, а на самом деле бедны и нищи (Апок. 3:17); гордятся своею внешней набожностью и презирают других. Но Богу ненавистна их наружная прикраса (Иер. 2:22; Иов. 9:30; 1 Цар. 16:7 ). 2. Кающегося. Есть такие души: а) которые знают самих себя, как мытарь (Пс.6:7); б) которые знают Бога: « Боже! будь милостив ко мне, грешнику! »; очи Господни взирают на их веру; в) но которые неизвестны для мира. Мир не видит жемчужины, скрывающейся в такой скорлупе. Кто сам не кается, тот не понимает раскаяния в другом (Иов. 15:4–5). Но у Бога они имеют тем большую цену, Бог видит их вздохи и слезы (Пс.37:10; Деян. 10:4; Иер. 31:16 ), и возвышает их. Ложный покой самоуверенного грешника « Не таков, как прочие люди ». 1. Свойство этого покоя. Он основывается: а) на известных земных преимуществах, которыми ослепляются фарисеи — люди с влиянием, почетом и богатым состоянием. Это служит как бы стеной и валом для прикрытия греховного безобразия (Втор. 32:15). Особенно, если могут грешить свободно и безнаказанно (Сир. 5:4–5).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Достоинъ удивленія Моисей, перешедшій море безъ судовъ (Исх. 14:21); но онъ, какъ естественно людямъ, прошелъ по земле, когда вода разступилась и поднялась съ той и другой стороны. Великъ и преемникъ его, Іисусъ, потому что перешелъ Іорданъ, вышедшій изъ береговъ (Нав. 3:16); но подобно Чермному морю и этотъ последній, раступившись и пріостановивъ теченіе, далъ переправлявшемуся народу обнаженную сушу для прохода. И никто изъ людей никогда не ступалъ твердо ногою на воду: такъ какъ законъ природы не допускаетъ, чтобы вещество жидкое и текучее выдерживало (на себе) — твердое и гнетущее. Но мне кажется, что Господъ и Владыка всяческихъ, чрезвычайно обрадованный въ то время пламеннымъ желаніемъ сего мужа (Петра), съ какимъ воскликнулъ онъ, говоря: повели мне прійти къ Тебе по воде (Мат. 14:28), въ награду ему за многую любовь и веру далъ тотъ новый и удивительный даръ, принятія коего оказался достойнымъ одинъ только Петръ изъ (всехъ) людей отъ Адама и до конца. Ведь по истине и исключительно свойственно Богу показаніе такого великаго знаменія, превышающее ограниченность твари, какъ это казалось и Давиду, превосходнейшему изъ пророковъ. Въ одномъ изъ псалмовъ, восхваляя Бога и показывая неизреченную и непостижимую силу Его, онъ сказалъ то, что известно вамъ изъ обычнаго пенія: путь Твой въ море, и стезя Твоя въ водахъ великихъ, и следы Твои неведомы (Псал. 76:20). Итакъ, что имелъ Господь между отличительными признаками божества, это сообщилъ и рабу, считая его достойнымъ такой чести. Достоинъ конечно, удивленія, и великъ Іоаннъ, возлежавшій на персяхъ Господа (Іоан. 13:23); великъ и Іаковъ, какъ прозванный сыномъ грома (Мат. 3:17); славенъ въ почестяхъ и Филиппъ, какъ восхищенный Духомъ, когда тайноводствовалъ онъ еіоплянина къ познанію Спасителя (Деян. 8:39): однако все они должны уступить Петру и согласиться отойти на второе место, если сравненіе дарованій должно определять более достойнаго. Разсматривая и соображая все въ отдельности, я нахожу этого мужа (Петра) и въ теоретическихъ разсужденіяхъ и въ практическихъ действіяхъ одинаково всюду опережающимъ и предваряющимъ всехъ учениковъ, и оставляющимъ позади себя подвизающихся на томъ же поприще жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Заключение. Пусть каждый испытает себя по этим трем признакам (Мат. 10:21–28). Не говори, что это слишком трудно. Молись (Иоан. 13:23). Два необходимых свойства крестоносца, желающего быть последователем Христовым « И возьми крест свой, и следуй за Мною .» Истинно, что в мире много страданий, символизируемых образом креста, и что христианин не может обойтись без них (Лук. 14:27; Деян. 14:22 ). Но несомненно также и то, что не всякий, несущий крест, есть христианский крестоносец. Страдания не составляют еще признака истинного христианина, потому что нечестивые также много мучаются (Псал. 31:10). Различие в том, страдает ли кто как человек, или как христианин (1 Пет. 4:16). Все зависит от того, почему и как страдают. 1. Он должен страдать ради Христа. Страдания ради Христа касаются: а) Исповедания истины о Христе и его учения. В мире истина подвергается ненависти, частью от его слепоты (Деян. 3:12), частью от его злобы (Гал. 3:1). б) Истинного благочестия. Если не сообразуются с духом мира (Быт. 49:6), отказываются от всяких его приманок, живут честно, богобоязненно, стараются иметь непорочную совесть. Таких людей мир не может переносить (Иоан. 15:19). в) В чем состоят эти страдания? Испытывают великие внутренние огорчения, борьбу со своим собственным сердцем. К этому присоединяются внешние страдания (Евр. 11:36–38). Крест становится неизбежным (Деян. 9:16; 2 Тим. 3:12 ). С первого же шага по стопам Господа начинают восходить на Голгофу. 2. Он должен страдать так, как страдал Христос. а) Невинно как Христос (1 Пет. 4:15). Не каждое страдание ради веры невинно. Тот крест не годится, который сами себе устроили, сами себя без нужды подвергли опасности и предались врагу спасения. Христос не заповедал ученикам объявлять войну миру, но сказал только: вы будете Мне свидетели. Кто геройски сам зажигает свой дом, тот заслуживает ли сострадания? Страдают подобно Христу только тогда, если не имеют никакой собственной вины, если поступают предусмотрительно и могут по совести сказать себе, что они страдают не напрасно (Иоан. 15:25).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Иуда возлагал еще некоторую надежду на Пилата, который один мог судить и осуждать. б) Но вскоре Иуда увидел себя обманутым. Архиереи и фарисеи, вместе с безумной толпой, настойчиво требовали перед Пилатом смерти Спасителя. Все попытки Пилата были напрасны. По малодушию и слабости он подписал смертный приговор. До смертных мук довел величайшего Праведника Иуда! Вот куда могут завести дурные наклонности, если над ними не бодрствуют! в) Теперь Иуда хотел по крайней мере отказаться от награды за предательство. Мучимый утрызениями совести, он отправился к своим сообщникам и, явившись к ним, с невыразимым отчаянием сказал: « согрешил я, предав кровь невинную .» « Что нам до того? » отвечали ему архиереи и старейшины, « смотри сам » (Мат. 27:3–5). Тогда он бросил сребренники в храме и повесился. Но веревка оборвалась, он упал и « когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его » (Деян. 1:18). Холодный и насмешливый ответ тех, которые платили деньги, но теперь отказывались от них, превратил раскаяние Иуды в отчаяние. Если бы Иуда, хотя бы теперь с раскаянием приблизился к Господу, висевшему уже на кресте, то ему было бы прощено. Но диавол возымел над ним полную власть. Его душа погибла, погибла навеки! Заключение. Многие, очень многие стоят на той же степени греха, на которой стоял и Иуда, решившийся предать Спасителя. Утратив свою честь перед Богом и людьми, они самыми обстоятельствами вынуждаются на греховное иго, отвергают веру и все святое. От такого состояния до отчаяния Иуды — один шаг. Не дай Бог никому дойти до него! Страстная Пятница воспоминаниями мучений Спасителя ободряет нас к христианскому терпению и крестоношению « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною » (Мат. 16:24). Нас постигают на земле различные страдания, и должны постигать. Без страданий, живя в одном счастьи и радости, мы забыли бы Бога, не были бы очищены и способны для неба. Соха должна разрезать пахотную ниву, буря потрясать дерево, и неблагоприятной погоде полезно иногда пронестись над засеянными полями. Молотильщик бьет по снопу, чтобы добыть зерно, садовник обрезает деревья, чтобы они не засыхали и лучше росли; кузнец раскаляет и ударяет молотом железо, чтобы оно окрепло и т. д. Так и Бог должен иной раз поражать нас страданиями, которые для нас очень полезны и спасительны. А чтобы через них, действительно, достигалась Божья цель, для этого мы должны переносить их с терпением, душевной крепостью и покаянным настроением. Но всегда ли мы в состоянии так относиться к страданиям? Что нас ободрит в них и что поможет нам перенести их? Прежде всего — страстная пятница и то, что совершилось в эту пятницу.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010