Согласно пророчеству, Мессии предстояло пострадать ради очищения человеческих грехов в период между 69-ой и 70-ой седьминами. Если прибавить к году выхода указа о восстановлении Иерусалима 69 седьмин, т.е. 483 года, то получится 30-й год христианского летоисчисления. В это приблизительно время от 30-го до 37 года христианского летоисчисления, согласно пророчеству, Мессии предстояло пострадать и умереть. Евангелист Лука пишет, что Господь Иисус Христос вышел на проповедь в 15-ый год правления римского императора Тиверия. Это совпадало с 782-м годом от основания Рима или с 30-м годом после Рождества Христова. Господь Иисус Христос проповедовал три с половиной года и пострадал в 33-м или в 34-м году нашей эры, как раз в промежутке времени, указанном св. Даниилом. После Воскресения Христова христианская вера стала очень быстро распространяться, так что, действительно, последняя, 70-я седьмина была утверждением Нового Завета среди многих людей. Иерусалим был вторично разрушен в 70-м году нашей эры римским полководцем Титом. Во время осады Иерусалима римскими легионами, из-за распрей среди иудейских вождей, в этом городе царил полный хаос. В результате этих распрей богослужения в храме происходили очень нерегулярно, и, наконец, в храме, как предсказал архангел пророку Даниилу, воцарилась «мерзость запустения.» Господь Иисус Христос в одной из Своих бесед напомнил христианам об этом пророчестве и предупредил Своих слушателей, что, когда они увидят в святом месте «мерзость запустения,» им следует скорее бежать из Иерусалима, потому что пришел конец ему (Мат. 24:15). Так христиане, жившие в Иерусалиме, и сделали, когда римские войска из-за выборов нового императора по приказу Веспасиана временно сняли осаду города и отступили. Поэтому христиане не пострадали во время последовавшего потом возвращения римского войска и разрушения Иерусалима и, таким образом, избежали трагической участи многих иудеев, оставшихся в городе. Разрушением Иерусалима завершается предсказание Даниила о седьминах.

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

274 Правдолюбов С. «Великий канон» святого Андрея Критского . Т. 1. С. 247–249, 252–257; Квирикашвили Л. С. 1) Композиция гимнографического канона/Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. доктора филол. н. Тбилиси, 1983. С. 20; 2) Вопрос о второй песни гимнографического канона//Известия АН Груз. ССР. Сер. языка и литературы. Тбилиси, 1977. 1. С. 69–77. 276 Мансветов И. Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви. М., 1885. С. 144. 277 ПСРЛ. Т. 18: Симеоновская летопись. СПб., 1913. С. 273. – То же в Московском летописном своде конца 15 века (ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 309). Означенный факт указан мне А. М. Пентковским, за что приношу ему глубокую благодарность. 283 Именно во второй песни «Великого Покаянного канона» по Вологодской рукописи текст стихов-припевов воспроизведен полностью. В остальных песнях припевы отмечены чаще всего лишь начальными словами. 284 Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 1: Пятикнижие Моисеево. С. 664. 294 Нова она только для рассматриваемого древнерусского текста, поскольку в нем содержатся не все тропари «Канона». 297 « въ великыи четвьртъкъ. веч(ерня). ева(н) г(елие) 7. – Архангельское Евангелие 1092 года. Исследования. Древнерусский текст. Словоуказатели. М.: Науч.-издат. Центр «Скрипторий», 1997. С. 260/Л. 109 об./). Ср. там же: « въ вел(икий) п(ток). на утрьнии... на часъ третии» – ( Мар.15:33–34 ) (Архангельское Евангелие 1092 года. С. 270–271/Л. 114 об.–115/) и « на ч ac 6» вновь (Мат.27:45–46) (Архангельское Евангелие 1092 года. С. 279/Л. 119/). Иная интерпретация последнего мгновения жизни Христа дана апостолом Лукой: « Б же година акы шеста и тьма бы по всеи зимли. до годины девты. и възглашь гласъмь великъмь. гс рече. оч е въ роуц твои. предаю дхъ мои. и се рекъ. издъше» – ( Лук.23:44,46 ) (Архангельское Евангелие 1092 года. С. 263/Л. 111/. Евангелие 8 в Великий четверг). 299 Невоструев К. И. Слово святого Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку 12 века. С. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31. С. 1050-1060; 32. С. 1082-1092; Левицкий О. И. Афанасий Филиппович, игумен брест-литовский, и его деятельность в защиту Православия против унии//Унив. изв. 1878. Май. С. 433-462; Маркевич А. Афанасий Филиппович, игумен брестский: (Ист.-биогр. очерк)//Холмско-Варшавский епарх. вестн. Варшава, 1879. 22. С. 372-378; 23. С. 411-418; 1880. 2. С. 33-36; 6. С. 88-92 (отд. изд: Варшава, 1880); Барсуков. Источники агиографии. Стб. 64; Станкевич А. Игумен Афанасий Филиппович и шляхтич Ян Луба//Памятники русской старины (Холмская Русь). СПб., 1885. Вып. 8. С. 400-449; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 7-13 ; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219, 272; Голубинский. Канонизация святых. С. 217-218; ЖСв. Кн. доп. 1. С. 1-29; Махновець Л. Е. Ykpaïhcьki письменники: Бio-бiблiorp. словник. К., 1960. Т. 1. С. 591; Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович. Минск, 1965; Исаевич Я. Д. Новые данные об укр. и белорус. книгопечатниках 1-й пол. XVII в.//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1977. Т. 34. С. 149-154; Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992. С. 205-217; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000 - февр. 2001/РПЦ, МК РФ, ГИМ. М., 2000. С. 254, 606. И. Г. Мороз Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж.

http://pravenc.ru/text/76850.html

Серг. П., 1913. Вып. 4; он же. Плоды великого искушения около святейшего Имени Божия: (Из доклада Святейшему Синоду о поездке на Афон)//ПрибЦВед. 1913. 34. С. 1504-1521; он же. Что значит слово «веровать»? Афон, 1913; он же. Яд гордыни//ПрибЦВед. 1913. 33. С. 1464-1472; он же. Имебожники: Великое искушение около святейшего Имени Божия и плоды его. Серг. П., 1914; он же. На опасном пути//ПрибЦВед. 1914. 17. С. 788-794; он же. Не пора ли одуматься?//Земщина: Газ. СПб., 1914. 1701, 20 июня; Новосёлов М. А. По поводу «Послания Св. Синода»//Голос Москвы. 1913. 269, 21 нояб.; Определение Святейшего Синода от 27 авг. 1913 за 7644 о пересмотре решения Святейшего Синода относительно имябожников//ЦВед. 1913. 35. С. 425-430; То же, изм. загл.: Биржевые вед. 1913. 13721, 28 авг.; Новое время. 1913. 13456, 28 авг.; Моск. вед. 1913. 189, 28 авг.; Рус. вед. 1913. 198, 28 авг.; Павел (Кусмарцев), инок. Мысли отцов Церкви о почитании Имени Божиего: Мат-л к выяснению Афонского богосл. спора. СПб., 1913; Пантелеимон (Успенский), иером. В защиту земного удела Божией Матери Св. Горы Афонской//Христианин. 1913. 11 (отд. изд.: Од., 1914. Шамордино, 1914); Парфений, схим. Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем/Обитель Благовещения на Афоне. Од., 1913; Петровский С. В., прот. Имя Божие есть ли Сам Бог? Од., 1913; Потехин С., прот. Афонцы-имябожники. К., 1913; Почему Святая Православная Церковь отвергает новоизмышленное учение схим. Илариона и его последователей-имяславцев о том, что имя Божие есть якобы Сам Бог/Рус. Пантелеимонов мон-рь на Афоне. М., 1913; Правда о событиях, происшедших в 1-е полугодие 1913 г. в Пантелеимоновом мон-ре//ДС. 1913. 10. Прил.; Соборянин. Афонская распря//ЦОВ. 1913. 29. С. 1-3; он же. Ликвидация Афонской истории//Там же. 42. С. 1-3; Троицкий С. В. Афонская смута//ПрибЦВед. 1913. 20. С. 882-909 (перепеч.: Начала, 1995. М., 1996. 1/4. С. 136-175); он же. Борьба с Афонской смутой//Там же. 36. С. 1636-1643; он же. Новое исповедание имябожников.

http://pravenc.ru/text/389527.html

78. 33 Константинопольский патриарх Кирилл, по совещании о сем деле (т е. об учреждении братства) на священном соборе архиереев подтвердил в 1633 г. все права Богоявленского братства, какие были даны прочим братствам патриархом Иеремией, т. е. прямую зависимость от патриарха с неотложным обязательством, хранить обычаи Восточной кафолической Церкви. См. Могилев. губ. ведом., 1847 г., I. Также см. Вилен. Арх. Сб., т. II, 35. О поручении Адаму Киселю см. в «Sprawy na monastyr s. Spasa Mohilewski» (пункт 4), в Вилен. Арх. Сб., т. X, стр. 217. 34 Жудро, Ист. Могилев. Богояв. Брат., 1890 г., стр. 49; Вилен. Арх. Сб., т. II. 34; Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XIV, стр. 337 и след. 37 См. грамоту Петра Могилы в Могилев. губ. ведом. 1847 г., 49: в ней перечислены все грамоты, выданные патриархами братствам, см. также Вилен. Арх. Сб., т. II, 43. Эта грамота напечатана также в Истор. юрид. матер. Созонова, вып. XIII, стр. 229. 38 Имеются доказательства, что типография при братском монастыре существовала и прежде привилегии Владислава IV. Так в сочин. Сопикова «Описан. Российск. Библиогр.» и у Каратаева «Описан. слав. рус. кн.» (стр. 333, 342 и 358) упоминается об изданиях «Служебника», в 1616 и 1617 г., и «Евангелия учительного» в 1619 г. Затем, быть может, братская типография слилась с типографией Спиридона Соболя, работавшего в Могилеве и выпустившего в 1636 г «Букварь языка Славянского», а в 1637 г. – «Псалтирь» и «Апостол». В 1646 г. в Могилеве напечатан «Требник» (см. Каратаева, ibid., стр. 451, 457, 460 и 520). 43 О пожертвованиях в пользу братства, см. в Истор. юридич. материалах Созонова, вып. IX, стр. 211 –217, 275 Особенно богатый дар достался братству от Могилевского бургомистра Тимофея Гапоновича Козла, см, стр. 316, 317, 328, 331 и 334. 44 См. этот акт в Вилен. Арх. Сб., т II, 37 и 39 и в Могилев. губ. ведом., 1847 г., 39. Кроме мужского, братство вскоре основало и девичий монастырь («паненский»); он находился против мужского, через улицу, но отдельной церкви не имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

С. 283-287; 30. С. 293-295; 31. С. 301-303; 32. С. 310-313; 33. С. 314-319; 34. С. 324-327; Корсунский Н. Н. Прп. Иринарх, затворник ростовского Борисоглебского мон-ря, что на р. Устье. Ярославль, 1873; Амфилохий (Сергиевский-Казанский), архим. Жизнь прп. Иринарха, затворника ростовского Борисоглебского мон-ря, что на Устье реке. М., 1874; Барсуков. Источники агиографии. С. 224-225; Титов А. А. Ростовский у. Ярославской губ.: Ист.-археол. и стат. описание. М., 1885; он же. Ростовский, что на Устье, Борисоглебский мон-рь. СПб., 1910; Усов С. А. Знамя-хоругвь//Древности: Тр. МАО. 1885. Т. 10. Протоколы. С. 94-96; Ярославский К., свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 357-360; Шляков И. А. Путевые заметки о памятниках древнерус. зодчества. Ярославль, 1887; Ярославско-Ростовские святыни в Высочиновском Казанском муж. мон-ре Харьковской губ. Змиевского у.//Ярославские ЕВ. 1888. 22. Ч. неофиц. Стб. 350-362; Неофит, архим. Мат-лы для истории ростовского Борисоглебского мон-ря//Там же. 1890. Ч. неофиц. 25. Стб. 397-400; 27. С. 423-427; Павлинов А. М. Древности ярославские и ростовские//Тр. VII Археол. съезда в Ярославле, 1887. М., 1892. Т. 3. С. 6-45; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 121-122; Антоний, игум. Ростовский Борисоглебский мон-рь и его основатели старцы Феодор и Павел. Жизнеописание Борисоглебского затворника прп. Иринарха. Ярославль, 1907; Кузнецов И. И., прот. Св. блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Моск. чудотворцы: Ист.-агиогр. исслед. М., 1910; Платонов С. Ф. Древнерус. сказания и повести о Смутном времени XVII в. как ист. источник. СПб., 1913. С. 368-373, 436, 437, 456; Мельник А. Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 78, 101; он же. Надгробные комплексы Ростовских святых в XVII - нач. XX в.//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 443-475; Ювеналий, архим. К истории Ростовского Борисоглебского мон-ря//Ярославские ЕВ. 1998. 8. Ч. неофиц.

http://pravenc.ru/text/673961.html

В настоящее время начались гонения на последние члены Символа Веры, рассказывающие о церкви. Это, в свою очередь, породило в XX веке много разделений, продолжающихся и по сей день. Эти нападки - на веру церкви в единое Крещение, всеобщее воскресение и жизнь будущего века. Все вышесказанное, возможно, говорит о том, что мы приближаемся к последним десятилетиям существования нашего падшего мира. Но чтобы лучше понять новые гонения на церковь, нам потребуется возвратиться к арианству IV века. Источники арианства Когда в IV веке христианство было провозглашено официальной религией Римской империи, за этим последовала целая волна крещения. Но не все, кто принимали Крещение, имели искренние покаяние и веру. Среди них было много тех, кто просто плыли по течению и добивались своих корыстных целей. Со временем некоторые из этих приспособленцев принимали священнический сан, становясь то арианами, то православными, в зависимости от того, куда «дул ветер». Эти беспринципные и своекорыстные священники-карьеристы подробно описаны в житиях, трудах и письмах святых отцов того периода, таких как св. Афанасий Великий, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Амвросий Медиоланский и св. Иларий Пиктавийский. Вместе с этой волной Крещения последовали и различные суеверия, полуязычество и имперский национализм. Этот национализм позднее частично спровоцировал расколы, связанные с несторианством и, особенно, монофизитством. Некоторые даже предполагают, что этот национализм в немалой мере способствовал и подъему ислама в VII веке. Но величайшая опасность в IV веке исходила от арианства. Старое и новое арианство Арианство было и остается посягательством на Божество Христа. Оно пытается примирить православную церковь, утверждающую, что Христос есть Сын Божий, с ее врагами, отрицающими это. Исторически, арианство виделось как попытка соединить церковь, то есть тело Христово, с суеверным, языческим империализмом и иудаизмом, отказавшимися признать Христа Сыном Божиим. Желая добиться этой цели любой ценой, ариане таким образом отрицали слова Христа из Евангелия, фактически осуждающие арианство: " а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч " (Мат. 10, 33-34). Видя во Христе только человека, а не Сына Божия, ариане стали первыми гуманистами, поклонявшимися Христу-человеку, а не Христу Богочеловеку (3).

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

69 Апостасия (греч. αροστασα – отступничество) – термин, используемый для обозначения религиозного отступничества. Отступничество представляет собой добровольный отказ верующего от своей религии либо отказ клирика от своих обязанностей или подчинения церковной иерархии. 70 Духовное завещание Никона, Патриарха Московского//Патриарх Никон. Труды. С. 465–469; Севастьянова С.К. Духовное завещание патриарха Никона //Патриарх Никон и его время: Сб. научных трудов ГИМ. Вып. 139. М., 2004. С. 226–246; Она же. Поучительные сочинения Патриарха Никона //Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. статей. Вып. 2. 2005. С. 63. 71 Духовные наставления христианину//Патриарх Никон. Труды. С. 181–196; Осипенко М.В. Наставления христианину Святейшаго Патриарха Никона //Социальные конфликты в России XVII–XVIII вв.: Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции (г. Саранск, 20–22 мая 2004 г.)/Отв. ред. В.А. Юрченков. Саранск, 2005. 72 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Архангельск, 1990. С. 137–138, 140–141. 74 «Савл же, иже и Павел, исполнися духа, возрев нань, рече: О исполнени всякоя лсти и всякоя злобы сыне дияволов, враже всякоя правды, не престаеши ли, развращая пути Господня правыя? От таковых убо по Божественей заповеди из града и из дому исходити и прах ног своих отрясти во свидетелство им. Якоже и деяния повествуют Павла верховнаго апостола тако сотворша». 75 «Слушаяй вас, Мене слушает, и слушаяй Мене, слушает пославшаго Мя, и вас отметаяйся, Мене отметается, и Мене отметаяйся, отмещет пославшаго Мя». 77 Ср.: Деяния Соборов 1666–1667 гг.//Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 2. С. 277–279: «аллилуйя» произносится трижды во имя Троицы, а добавление «Слава Тебе, Боже» – символ единства Троицы, «яко един Бог есть, а не три бози». 79 Рыбаков С.В. Православная интерпретация русской истории в отечественной историографии: Автореф. дисс... д. ист. н. Екатеринбург, 2007. С. 33–34. Читать далее Источник: Воробьева Н.В. Историко-канонические и богословские воззрения патриарха Никона//Государство, религия, церковь в России и за рубежом : информационно-аналитический бюллетень. 2009. 2. С. 238–258.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/bo...

Филарету (Дроздову) , митр. Московскому (СПГИАХМЗ, Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253), на 2 живописных образах и пяднице «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX в. (?) из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. В подобных произведениях фигура Е. в традиц. облачении расположена, за редким исключением, в 1-м ряду. Один из почитаемых «старинных» образов такого извода с изображением Софии Премудрости Божией находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134; описание иконы: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Изображения Е. встречаются также в минейных циклах на март, как правило, вместе со свт. Софронием, патриархом Иерусалимским, напр. на гравированных святцах 1714, 1722 гг. Г. П. Тепчегорского - в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке с крестом, в руке жезл; на святцах И. К. Любецкого 1730 г. (раскрашенные экземпляры РГБ: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург). М., 2004. Кат. 33.7, 34.7, 35.6), на иконе нач. XIX в. из частного собрания ( Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 96-97). Клеймо с перенесением мощей Е. (вместо погребения) имеется, напр., на 3-створчатом складне «Минея годовая», написанном после 1872 г. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 511-520. Кат. В храмовой декорации изображение Е. известно по фрагменту (ныне в ГИМ) фресковой росписи собора Чудова монастыря в Московском Кремле, к-рую исследователи относят к 1633-1634 гг. ( Сорокатый В. М. О датировке росписи собора Чуда арх. Михаила в Хонех моск. Чудова мон-ря//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 181-198. Ил. 7), где полуфигура Е. вписана в круглый медальон. Седобородый старец, Е. облачен в крещатые ризы, омофор, белый клобук, правая рука - в благословении, в левой - закрытое Евангелие.

http://pravenc.ru/text/187753.html

По содержанию Книга в целом делится на ряд частей, условно на пять разделов. В Новом Завете мы находим 11 цитат из пророка Исаии – это евангелист Матфей, Деяния апостолов, Послание ап. Павла к Римлянам и ряд др. моментов (Мат. 12:17–18), ( Деян. 8:28–35 ), ( Рим. 10 ) и т.д. Первый раздел мы условно называем «Книга суда над Израилем и Иудеей» (гл.1–6). Основные темы – общее введение в пророческое служение, жалобы и обвинения, приговор к помилованию, пророчество о бесплодном винограднике и плач пророка над ним. Гл.6 повествует о призвании Исаии и посвящении его в пророки. Второй раздел – это Книга об Еммануиле (гл.7–12). Самое важное – это пророчество о рождении Еммануила (гл.7). Затем идет пророчество о Дамаске и Самарии (гл.8). Гл.9 говорит о наказании Израиля через Ассирию. Гл.10 говорит о самонадеянности и унижении Ассирии – это позднейшая вставка в текст, касающаяся более позднего периода. Гл.11 говорит о Мессии и царствии Его на Земле. Гл. 12 – благодарственные песни избавленных от поругания и наказания. Третий раздел, куда включается гл. 13–27, условно называем «Книга плача о врагах Господних». В гл.13–23 дается описание различных городов, суда над ними, их людьми и народами. Гл. 24–27 некоторые экзегеты называют «Апокалипсис Исаии». Здесь говорится о судьбе всего Мира, отчасти этот Апокалипсис перекликается с Апокалипсисом Иоанна Богослова. Четвертый раздел – это книга бедствий Сиона, Книга суда и спасения. Сюда входят такие темы, как опасность Ассирии, или так называемые шесть плачей (гл.28–33); гл.34 включает в себя тему, которая называется «Суд над всеми народами» и гл.35 – это «Слава Мессии». Далее мы встречаемся с Книгой, которую мы условно называем «Книга приложений», которая повествует нам о различных событиях, в частности, об освобождении Иерусалима, о болезни и выздоровлении Езекии, о компромиссе Езекии (гл.38). Затем идет раздел, который мы условно относим к Второ-Исаие, который включает главы 40–66. Это особый раздел, где говорится о национальном избавлении царем Киром, о возвращении из вавилонского плена (гл.40–48), о духовном избавлении отрока Господня, о страдании и победе. Мессианские места этого раздела – гл.53. Больше нигде в Священном Писании Ветхого Завета, за исключением некоторых Псалмов Давида, в такой сжатой форме, практически без пробелов, не дано описание страдания Иисуса Христа и избавления через эти страдания. Практически вся эта глава может быть полностью воспроизведена по цитатам из Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010