братьев Алфановых из новгородского Сокольницкого мон-ря//Визант. мир: Искусство К-поля и нац. традиции. М., 2005. С. 669-676; Преображенский А. С. Инок и юродивый: Сопоставление 2 типов святости в рус. иконографии Позднего Средневековья//Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: Ст. и мат-лы/Ред.-сост.: Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 196, 198. Примеч. 75; он же. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач. XVI в. М., 2012. С. 229, 417, 454-455; Святые Земли Русской: Альбом. СПб., 2010. Кат. 300, 301, 305, 306, 311, 312; Силин Е. И. и др. Краткий путев. по древнерус. станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова. 1926/Публ. подгот.: И. Л. Кызласова, А. Н. Трифонова//НовгАВ. 2009. Вып. 8. С. 111; Unbekanntes Russland: Ikonenmalereiwerkstätten der Altgläubigen im 18. und 19. Jh.: Vetka, Guslicy, Nev " jansk und die Werkstatt Frolov in Raja/Hrsg. A. Neubauer. Fr./M., 2010. N 19, 25, 26. S. 100, 105, 112, 113, 128; Пивоварова Н. В. Икона «Образ новгородских чудотворцев» из собр. Русского музея: Вопросы иконографии//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Новг., 2011. Вып. 4. С. 241-255; Туминская О. А. Блаженные и юродивые в истории, житии и изобразительном искусстве Др. Руси. СПб., 2012. С. 140, 166-167, 183-184; она же. Нищету Христову возлюбивши… СПб., 2013. С. 218-233, 302, 318-319; она же. Икона юродивого: (Образ юродивого во Христе в рус. изобразительном искусстве позднего Средневековья и Нового времени). СПб., 2016. С. 159, 161, 162, 178, 274-275, 286, 287, 300, 334-336; Рыжова Е. А. Мотив «хождение по воде» в житиях юродивых и устных преданиях//Юродивые в рус. культуре/Отв. ред. и сост.: Е. М. Юхименко. М., 2013. С. 34-47. (Тр. ГИМ; 197). А. С. Преображенский Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Преподобный Сергий Радонежский! От всего материнского сердца благодарю тебя за помощь моим детям в учебе и успешной сдаче экзаменов! Спасибо, что не оставил их в трудную минуту и надеюсь в дальнейшем тоже всегда будешь с нами. Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь! Наталья 2014/06/17, 15:40:46 Отче Наш,Преподобный Сергий Родонежский! Помоги моей дочери рабе Божьей Татьяне успешно сдать экзамен по мат.анализу на отлично!Пусть билет будет лёгким!Умоляю тебя помоги ей! Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа! Аминь! Людмила 2014/06/17, 15:33:25 Отче наш Преподобный Сергий Радонежский! Прости нам прегрешения вольные и не вольные!Услышь мою молитву! Помоги моему сыну ,рабу Божьему Александру сдать благополучно сессию и перейти на третий курс без задолжностей!Пусть преподаватели будут к нему благосклонны!Отведи от него злых людей и не доброжелателей! Пошли ему в помощь только хороших людей!Пошли моему сыну спокойствие,твёрдую память,уверенность в себе,ясный ум и правильные ответы на все вопросы!Услышь мою молитву Отче! Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Аминь!Благодарю тебя за помощь! Людмила 2014/06/17, 15:15:34 Преподобный Сергий Радонежский, сердечно благодарю тебя что помог моему сыну Даниилу успешно сдать ЕГЭ по математике и русскому языку, без твоей помощи мы не справились бы ,это действительно чудо!!!Во имя Отца и Сына И Святого Духа .Аминь. 2014/06/17, 13:22:31 О, Преподобный Сергей Радонежский! Благодарю тебя от всего материнского сердца за помощь, которую ты оказываешь дочери моей рабе Божьей Елене! Молю тебя, не оставь её и в этот раз! Пускай всё у неё получится! Пускай успешно сдаст последний экзамен и осуществит свои мечты. Помоги ей в предстоящим экзамене, успокой, всели веру в себя, подскажи мудрым советом. Пусть преподаватели будут в ней благосклонны и милостивы и относились с пониманием, вопросы не сложными. Молю тебя, не оставь её в трудную минуту, не оставляйте её, смилуйтесь, прошу Вас от всего сердца и души моей! Прости мне все грехи и Елены, вольные и невольные! Верю в ваши молитвы ко Господу! Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Соч. (избр.): Отдаточные книги Троице-Сергиева мон-ря 1649-1650 гг.//ИА. 1953. Вып. 8. С. 198-220; Копийные книги Троице-Сергиева мон-ря XVI в.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1956. Вып. 18. С. 3-47; Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.: Ч. 1//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 302-376; То же: Ч. 2//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 129-200; То же: Ч. 3//АЕ за 1966 г. М., 1968. С. 197-253 (совм. с В. Д. Назаровым и Б. Н. Флорей); Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Очерки рус. дипломатики. М., 1970; Богословская преамбула жалованных грамот//ВИД. 1973. Вып. 5. С. 81-107; Монастырские док-ты о полит. борьбе сер. XVI в.//АЕ за 1973 г. М., 1974. С. 29-42; К изучению формуляра великокняжеских жалованных грамот кон. XIV - нач. XVI в.//ВИД. 1979. Вып. 11. С. 238-251; Рус. дипломатика. М., 1988; Финансы средневек. Руси. М., 1988; К вопросу о типологии фальсификаций источников эпохи средневековья: Ч. 1//АЕ за 1988 г. М., 1989. С. 25-30; То же: Ч. 2//АЕ за 1989 г. М., 1990. С. 50-54; То же: Ч. 3//АЕ за 1990 г. М., 1992. С. 34-40; То же: Ч. 4//АЕ за 1991 г. М., 1994. С. 33-41; К предыстории идеи «Москва - Третий Рим»//Обществ. сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 262-273; Церк. юрисдикция в кон. XIV - нач. XVI в.//Церковь, общество и гос-во в феод. России: Сб. ст. М., 1990. С. 151-163; К вопросу о численности рус. войска и народонаселения в XVI в.//Реализм ист. мышления: Проблемы отеч. истории периода феодализма: Чт., посвящ. памяти А. Л. Станиславского. М., 1991. С. 112-115; Царский синодик 50-х гг. XVI в.//Ист. генеалогия. Екатеринбург; П., 1993. Вып. 2. С. 44-67; Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; Актовая археография. М., 1998; Жалованные акты на Руси XII-XIV вв.//Средневек. Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 21-45; К теории и практике сравнительного источниковедения//Норна у источника Судьбы: Сб. ст. в честь Е. А. Мельниковой. М., 2001. С. 158-168; Теория собственности вообще и феод. собственность в частности//Собственность в России: Средневековье и раннее Новое время/Отв. ред.: Н. А. Горская. М., 2001. С. 7-40; Древнейшее московское Евангелие и его двинской адресат//Средневек. Русь. 2004. Вып. 4. С. 252-298 (совм. с Л. В. Столяровой); Россия и греч. мир в XVI в.: [Сб. док-тов и мат-лов]. М., 2004. Т. 1 (совм. с Л. В. Столяровой и Б. Н. Фонкичем); По следам троицких копийных книг XVI в.: (Погодинский сб. 1846 г. и архив Троице-Сергиева мон-ря)//Перечень актов архива Троице-Сергиева мон-ря, 1505-1537. М., 2007. С. 55-238; Книга в Древней Руси (XI-XVI вв.). М., 2010 (совм. с Л. В. Столяровой).

http://pravenc.ru/text/1683989.html

274 Правдолюбов С. «Великий канон» святого Андрея Критского . Т. 1. С. 247–249, 252–257; Квирикашвили Л. С. 1) Композиция гимнографического канона/Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. доктора филол. н. Тбилиси, 1983. С. 20; 2) Вопрос о второй песни гимнографического канона//Известия АН Груз. ССР. Сер. языка и литературы. Тбилиси, 1977. 1. С. 69–77. 276 Мансветов И. Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви. М., 1885. С. 144. 277 ПСРЛ. Т. 18: Симеоновская летопись. СПб., 1913. С. 273. – То же в Московском летописном своде конца 15 века (ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 309). Означенный факт указан мне А. М. Пентковским, за что приношу ему глубокую благодарность. 283 Именно во второй песни «Великого Покаянного канона» по Вологодской рукописи текст стихов-припевов воспроизведен полностью. В остальных песнях припевы отмечены чаще всего лишь начальными словами. 284 Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 1: Пятикнижие Моисеево. С. 664. 294 Нова она только для рассматриваемого древнерусского текста, поскольку в нем содержатся не все тропари «Канона». 297 « въ великыи четвьртъкъ. веч(ерня). ева(н) г(елие) 7. – Архангельское Евангелие 1092 года. Исследования. Древнерусский текст. Словоуказатели. М.: Науч.-издат. Центр «Скрипторий», 1997. С. 260/Л. 109 об./). Ср. там же: « въ вел(икий) п(ток). на утрьнии... на часъ третии» – ( Мар.15:33–34 ) (Архангельское Евангелие 1092 года. С. 270–271/Л. 114 об.–115/) и « на ч ac 6» вновь (Мат.27:45–46) (Архангельское Евангелие 1092 года. С. 279/Л. 119/). Иная интерпретация последнего мгновения жизни Христа дана апостолом Лукой: « Б же година акы шеста и тьма бы по всеи зимли. до годины девты. и възглашь гласъмь великъмь. гс рече. оч е въ роуц твои. предаю дхъ мои. и се рекъ. издъше» – ( Лук.23:44,46 ) (Архангельское Евангелие 1092 года. С. 263/Л. 111/. Евангелие 8 в Великий четверг). 299 Невоструев К. И. Слово святого Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку 12 века. С. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память святителя отмечена в «Описании о российских святых», известном в списках XVIII-XIX вв. (Описание о российских святых. С. 34). В некоторых рукописных месяцесловах память И. отмечена не 7 сент., а 4 окт., 25 авг., 1 дек. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 274), в Служебнике 1656 г.- 6 сент. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 238). В XIX - нач. XX в. день обретения мощей святителя отмечался в новгородских Софийском и Знаменском соборах в 1-е воскресенье после праздника в честь иконы Божией Матери «Знамение» (10 дек.). В 1824 г. во имя И. была освящена церковь в Грановитой палате Новгородского кремля, «близ келий оного святителя» ( Макарий (Миролюбов). 2003. С. 106). 3 апр. 1919 г. гробницу И. вскрыли; по-видимому, мощи остались в Софийском соборе, в 1929 г. превращенном в антирелиг. музей. 15 авг. 1991 г. собор был возвращен Церкви. Мощи И. почивают на прежнем месте в сев.-зап. части собора. Ковчег с частицами мощей Новгородских святых, в т. ч. И., хранится в Донской иконы Божией Матери московском монастыре . Имя И. входит в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. (Собор известен с ок. 1831). Служба Собору была составлена ок. 1831 г., И. прославляется во 2-м тропаре 1-й песни канона (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 447). Соч.: Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в. М., 1821. С. 219-224; Павлов А. С. Неизданный памятник рус. церк. права XII в.//ЖМНП. 1890. Окт. Ч. 271. С. 285-300; Памятники древнерусской церк.-учит. лит-ры. СПб., 1897. Вып. 3. С. 240-250, 321-322; ПДРКП. Стб. 57-62, 75-78; Прил. Стб. 347-376; Смирнов С. И. Мат-лы для истории древнерус. покаянной дисциплины//ЧОИДР. 1912. Кн. 3. С. 107-109, 375-380. Ист.: ВМЧ. Сент. 1-13. Стб. 321-322, 327-348; Новгородские летописи (т. н. Новгородская 2-я и Новгородская 3-я летописи). СПб., 1879; НПЛ (То же: ПСРЛ. М., 2000. Т. 3); ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 30; Т. 43 (по указ.); Державина О. А. Лит. сборник XVII в. «Пролог». М., 1978. С. 196-197; Сказание о битве новгородцев с суздальцами. Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе. Повесть о Благовещенской церкви//ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981. С. 454-463; То же//БЛДР. Т. 6. С. 444-462; Бобров А. Г. Летописание Вел. Новгорода 2-й пол. XV в.//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 113-114 [Летописец еп. Павла]; он же. «Повести древних лет»//Там же. Т. 54. С. 161-162 [«Повесть о построении Благовещенской церкви»]; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 330-334 [«Слово о знамении Пресв. Богородицы» по Прологу 1-й трети XV в. ГИМ. Увар. 325].

http://pravenc.ru/text/468947.html

Первоначальная церковь представляла собой однонефное, выстроенное из булыжника здание с 2-скатной крышей (11,5×7,5 кв. м, высота 10 м). Ее облик вслед. поздних переделок существенно изменился. С юга к храму был пристроен притвор, покрытый тесаным камнем; с севера и запада в разное время возвели 2 придела, что увеличило площадь церкви (22×14 кв. м). Фасад юж. притвора декорирован; остальные наружные поверхности стен церкви оштукатурены и выбелены известковым раствором. Храм однозальный, с внутренним алтарным полукружием и с прямоугольным высоким окном в центре. Основное помещение, перекрытое каменным сводом на арках, опирается на выступающие из стен массивные пилястры. Церковь освещается 6 симметрично расположенными окнами: по 2 находятся с сев. и юж. сторон, по одному - с восточной и западной. В 1954 г. И. была расписана масляными красками, о чем была сделана соответствующая запись на стене юж. пристройки ( Кация. 1963. С. 53). М. Уридия, А. Сичинава Арх.: ГАРФ. Ф. 6991 Р. Оп. 6. Д. 2054. Л. 20-44. Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, ехеситé en 1847-1848 par M. Brosset. St.-Pb., 1849. Vol. 1. P. 95-96, 98-105, 108-109; Кавказ в древних памятниках христианства//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 993-1104; Ламберти А. Описание Колхиды или Мингрелии о. Ламберти, миссионера Конгрегации для распространения христ. веры/Пер. с итал. яз.: П. Юрченко//ЗапООИД. 1877. Т. 10. С. 206; Ельчин Ф., Захарьев П. Посольство дьяка Федота Ельчина и свящ. Павла Захарьева в Дадианскую землю// Белокуров С. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 325, 353-354; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 27-28, 34, 36, 257-260, 284, 292, 383, 742-845; он же. То же. Тбилиси, 1976. С. 287-288; Шарден Ж. Путешествие Жана Шардена в Персию и вост. страны/Пер. с франц. яз. на груз. яз.: М. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1975. С. 196-197 (на груз. яз.). Лит.: Исари. Древнегруз. церковь в с. Илори//Сахалхо газети (Народная газ.). 1912. 25 июля (на груз.

http://pravenc.ru/text/389441.html

Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862 2. С. 34-35, 58-60; он же. Ист. описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. М., 1898 4. С. 121, 167; Наречение и хиротония архим. Ювеналия во еп. Балахнинского//ПрибЦВед. 1892. 44. С. 1522-1524; Антоний (Храповицкий). Памяти архиеп. Ювеналия//Там же. 1904. 18/19. С. 651-657; Врублевский М. И. Высокопреосв. Ювеналий, архиеп. Литовский и Виленский//Виленский календарь на 1905 г. Вильна, 1904. С. 151; Высокопреосв. Ювеналий, архиеп. Литовский и Виленский//ЦВед. 1904. 16. С. 584-586; Половцов А. В. Страж Православия в Литве: Памяти Ювеналия, архиеп. Виленского и Литовского. М., 1904; Четыркин А. Т., свящ. На память о высокопреосв. Ювеналии, архиеп. Литовском и Виленском. Вильна, 1904; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб., 1913. С. 918, 919; Черепенников Б., свящ. Епархия Виленская и Литовская с 1839 г. по 1917 г. включительно: Канд. дис./МДА. Загорск, 1967. С. 101-109. Ркп.; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 309-310; Дмитриевский А. А. Очерк о жизни и деятельности архим. Леонида (Кавелина), 3-го начальника Рус. Духовной Миссии в Иерусалиме//БТ. 2001. Сб. 36. С. 66-81; Бушуев С. В. Иером. Климент (Зедергольм) и изд-во Оптиной пустыни//Библиотечное дело-2003: Гуманитарные и технологические аспекты развития: Мат-лы 8-й междунар. науч. конф. (Москва, 24-25 апр. 2003 г.). М., 2003. С. 135-156; Новинский В., прот. Очерк истории Православия в Литве. Вильнюс, 2005; Каширина В. В. Литературное наследие Оптиной пустыни. М., 2006; Кобец О., прот., и др. История Белгородской епархии. Белгород, 2006. С. 156-158; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. C. 220-221; Гришин А. Д. Огляд apxibhux джерел з питань peмohmho-pecmabpaцiйhux poбim в Успенському coбopi: (1800-1917 рр.)//Лаврський альманах. К., 2008. Вип. 22. С. 48-63; Лазарь (Афанасьев), мон. Оптинские были: Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной пустыни. М., 2008 2; Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/1237739.html

Феврония, без прав. Иулиании. Известны неск. подобных икон-пядниц и миниатюрных образков (МИХМ, частные собрания). На золотофонной иконе строго прямолично изображены 5 Муромских чудотворцев, все они одного роста, К. в центре. Такая же композиция и на маленьком образе кон. XIX - нач. XX в., только фигуры княжичей здесь ниже остальных. На иконе посл. четв. XIX в. представлено 7 святых, на переднем плане - те же 5 Муромских чудотворцев, но здесь К., одетый в ярко-оранжевую шубу, вдвое выше сыновей (все 3 иконы в собрании МИХМ). Осмысление образа К. как важнейшей фигуры в истории Русской Церкви, подобной равноап. вел. кн. Владимиру, в XIX в. порождало редкие иконографические варианты. На левой створке 2-створчатого складня, созданного во 2-й пол. XIX в. в Ярославле (частное собрание; см.: Гнутова С. В. Крест - хранитель всея вселенныя…: Памятники христ. искусства X-XX вв. в России: Буклет выст./ЦМиАР. М., 2005. Ил. 34), под изображением Тихвинской иконы Божией Матери написано 5 фигур: в центре - Ангел-хранитель, по сторонам от него - М. и Ф.; К.- крайний справа, напротив него слева - равноап. кн. Владимир. Одежды и шапки св. князей одного типа; в левой руке К. держит скипетр. Изображение можно интерпретировать как своеобразную иллюстрацию к тексту Жития К. и его сыновей: образы являются лит. персонажами, включая равноап. кн. Владимира и Ангела-хранителя «града Мурома», вдохновившего К. на крещение жителей. Необычен иконографический тип К.- юного, без бороды - на большом кресте-мощевике кон. XVIII в. из Богородицко-Игрицкой обители (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме). Избранные и Муромские святые. Икона. Кон. XVIII в. (МИХМ) Избранные и Муромские святые. Икона. Кон. XVIII в. (МИХМ) В муромских храмах образ К. иногда помещали в деисусных чинах иконостасов. Так, в Деисусе из собора Благовещенского мон-ря в Муроме находятся 3 ростовые иконы К., М. и Ф. (2-я пол. XVII в.); святые представлены почти в идентичных позах (отличаются жесты рук), со склоненными головами, одинакового роста, в традиц. княжеских шубах и шапках; поля и фон икон обложены серебряной басмой с травным орнаментом ( Сухова. 2006. С. 32. Ил. 13). Деисусные иконы 3 муромских св. князей XVII в. находились в иконостасе храма с. Тучкова (ныне Селивановского р-на Владимирской обл.). Местонахождение образа К. неизвестно, образы М. и Ф. хранятся в СГХМ в числе др. икон из этого иконостаса ( Гаврилова Н. В., Федорова К. В. Праотеческо-пророческий и деисусный чины иконостаса XVII в. из собр. СГХМ//Филевские чт.: Тез. 8-й науч. конф. 16-18 дек. 2003 г./ЦМиАР. М., 2003. С. 24-25). Иконография образов муромских св. князей из деисусных чинов, как и их совместные изображения, перекликается с подобными иконами ярославских блгв. князей (см., напр.: Виноградова Л. П. Св. кн. Константин (Муромский?): К проблеме атрибуции редких иконогр. изводов//Уваровские чт.- V: Мат-лы науч. конф., посвящ. 1140-летию г. Мурома. Муром, 2003. С. 86-91).

http://pravenc.ru/text/2057094.html

2, 34. 43. 44). Василий Великий называет гнев, ργ – стремлением мстить раздражившему (in cap. 5 Esa.). В другом месте он называет ϑυμòν μανíαν λιγοχρóνιον – бешенством кратковременным (Hom. in irascent.). Такое же различие сих понятий предлагает Иероним: ярость (furor) есть начинающийся гнев (ira), а гнев по укрощении ярости жаждет мщения (in Ephes. IV. 31). Ст. 27. Μτε δíδοτε τóπον τ διαβóλω, ниже дадите места диаволу. Διβολος у классиков употреблялось и как имя прилагательное двух окончаний, и как существительное. Оно означало у них: клевещущий, обвиняющий, клеветник. Аристофан (Equit. 45) употребил это слово в превосходной степени: διαβολóτατος. Ксенофонт говорит об Агезилае: τος διαβóλους μλλον, τος κλπτας μíσει – «клеветников больше ненавидел, чем воров, думая, что вреднее лишиться друзей; нежели денег (Ages. 11, 5)». И в Новом Завете, в который перешло слово: διβολος из перевода LXX (с Евр. satan 1Пар. 21:1 . – Иов. 1:6 и дал. Псал. 108:6 ), употребляется оно в качестве прилагательного, в общем значении, напр., 1Тим. 3:11 γυνακας ςατως σεμνς, μ διαβóλους–женам такожде( подобает быти) чистым, не клеветивым; и 2Тим. 3:3 σονται ο νϑρωποι στοργοι, σπονδοι, διβολοι – будут человецы не любовни, не примирительни, клеветницы (сн. Тит. 2:3 ). Как существительное, διβολος у LXX и в Новом Завете означает сатану, начальника бесов, духов злобы, ненавистника добра, виновника зла и врага Божия. Как виновника клеветы и лжи, Спаситель изобразил его в следующих словах: диавол человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи ( Иоан. 8:44 ). Златоуст (tom. 6, Hom. 67), объясняя такое значение слова: διβολος, говорит: «диавол называется так от слова: διαβλλειν, клеветать, потому что он оклеветал (διβαλε) человека пред Богом, оклеветал и Бога пред человеком». В таком смысле διβολος употребляется во многих местах Нового Завета, напр., Мат. 4:1 и след. 25:41 Лук 4:2. 8:12 . Иоан. 13:2 . Деян. 10:38 . Евр. 2:14 etc. В тропическом смысле слово это приписывается человеку действующему по влиянию диавола, исполняющему, его волю. Иоан. 8:44 . 1Иоан. 3:8. 10 . Христос именем диавола назвал Иуду Искариота: един от вас диавол есть. Глаголаше же Иуду Искариота, сей бо хотяше предати его ( Иоан. 6:70 ). В таком же смысле последующие воле диавола называются ιο или τκνα διαβóλου, сынами или чадами диавола; напр., Апостол Павел назвал волхва Елиму: сыне диавол, враже всякия правды ( Деян. 13:10 ); чадам диавола Апостол Иоанн противополагает чад Божиих ( 1Иоан. 3:10 ). В рассматриваемом нами месте некоторые из толкователей (Erasm, Schmidt, Michaëlis, Scholz и др.) принимали слово διβολος в значении клеветника вообще, и из них одни думали, что Апостол здесь внушает христианам не давать у себя, в своих собраниях, места язычникам, клеветавшим на христиан, но Златоуст, Феодорит, Феофилакт и за ними лучшие комментаторы (напр., Мейер) разумеют здесь диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

С. 399; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XVII в. Петрозаводск, 1998. С. 213-214; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 198-199; Дмитриева Т. П., Кочкуркина С. И. Остров Б. Климецкий: Ист.-культурный очерк//Кижский вестн. Петрозаводск, 2000. Вып. 5. С. 3-25; Дмитриева (Амелина) Т. П. Основные моменты монастырской колонизации Прионежья//Очерки ист. географии: Северо-Запад России. Славяне и финны/Под ред. А. С. Герда и Г. С. Лебедева. СПб., 2001. С. 326-327; она же. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка в XV-XVII вв.//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвященной 775-летию крещения карелов, 14-15 нояб. 2002 г. Петрозаводск, 2003. С. 62-63; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 69-77; Кожевникова Ю. Н. Св.-Троицкий Клименецкий монастырь во 2-й пол. XVIII - нач. XX в.//Кижский вестн. 2002. Вып. 7. С. 28-33; она же. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Набокова И. И. Клименецкий мон-рь и его влияние на жизнь кижского крестьянства//Кижский вестн. 2002. Вып. 7. С. 34-39; Логинов К. К. Рус. народный календарь Заонежья//Там же. 2004. Вып. 9. С. 76-104; Воробьёва С. В., Пигин А. В. Заонежские помянники XVII-XIX вв. как источники по истории крестьянских семей//Там же. 2007. Вып. 11. С. 130, 135. Ю. Н. Кожевникова, А. В. Пигин Иконография И. представлена отдельными памятниками XIX - нач. XX в. Живописный ростовой образ И. был помещен на крышке раки святого, изготовленной в 1870 г. (Сказание о жизни преподобного и богоносного отца нашего Ионы, Клименцкого чудотворца, и история Клименцкого мон-ря. СПб., 1900. С. 25). На исключительно редких единоличных иконах он изображен на фоне основанной им Клименецкой Свято-Троицкой обители. Предположительно образы И. и прп. Михаила Клопского (добавлены позднее) помещены на очелье убруса с шитым изображением Деисуса 60-80-х гг.

http://pravenc.ru/text/578264.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010