Беседа первая. Предосудительность и вред пьянства Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объедением и пьянством и печальми житейскими, и найдёт на вы внезапу день той. (Лук., 21, 24) Слушайте, братия, что говорит Христос Спаситель наш, предопределённый судья живых и мертвых! Внимайте божественным словам Его, и держите их в вашем уме и сердце. Смотрите за собою, говорит Господь, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот, в который придёт Господь во славе судить живых и мёртвых, не постиг вас внезапно. Ибо этот день, как сеть найдёт на всех , живущих по всему лицу земному. Итак бодрствуйте на всякое время, и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий, и предстать пред Сына человеческаго (Лк., 21, 34 – 36). Не зная ни дня ни часа, в который придёт сын Человеческий (Мат., 25, 13), мы должны всегда бодрствовать, т.е. должны всегда помнить о Боге и о Его святом законе, чтобы нам всё делать по заповедям Божиим, чтобы и мысли наши, и чувствования, и желания,Ю и дела подчинялись закону Божию, чтобы всею душою любили мы Бога и всеми силами старались делать только угодное Богу. А для этого и должны мы всячески беречься, чтобы сердца наши не отягчались ни объедением, ни пьянством, ни заботами житейскими. Сердце наше принадлежит Богу: оно всецело должно быть Ему посвящено, т.е. всецело должно быть занято любовью к Нему. Всякая другая любовь, и всякая земная необходимая забота должны быть подчинены любви к Богу и главной нашей заботе о том, чтобы всегда усердно служить Богу, т.е. исполнять заповеди Божии. От чего же предостерегает Господь? От того, что так обыкновенно привязывает человека к земле, подавляя в нём мысли о Боге и о вечной жизни, о назначении человека к вечности и о его обязанностях, – от объедения, пьянства, и забот житейских. Братия! Будьте внимательны к себе, и смотрите, как часто суетные заботы о житейских нуждах заглушают в душе мысли о Боге, памятование о будущей жизни, подавляют в сердце благочестивые чувствования и добрые желания! Как часто неумеренность в пище или объедение делает человека неспособным к благоговейным размышлениям и молитве. И как это обыкновенно, что человек, и ныне и завтра предаваясь неумеренности в пище делается сластолюбцем; чувственные удовольствия занимают его мысли и желания; нет у него расположения к духовным занятиям, к размышлению о Боге и об обязанностях к Нему; их бог чрево, говорил Апостол, и слава в сраме их; они мыслят о земном (Филипп. 3, 19). А что сказать о пьянстве? Как велико это зло? Как пагубно действует этот порок? Как он унижает человека? Как вреден для души и тела? Как много зла производит в семействах и обществах? Как пагубен он по отношению к жизни настоящей и будущей?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ († 9.09.1356), еп. Ростовский. Поставлен на кафедру в 1336 г., сразу после смерти св. Антония еп. Ростовского (1329-1336). В кон. 1339 г. встречал в Переяславле Залесском тела тверских князей-мучеников Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича , убиенных 29 окт. в Орде по приказу хана Узбека. Вместе с Тверским еп. Феодором II Добрым в присутствии тверских князей Константина и Василия Михайловичей Г. совершил в Спасо-Преображенском соборе заупокойное богослужение. 30 окт. 1343 г. вместе с митр. Феогностом и Рязанским еп. Кириллом участвовал в хиротонии иером. Исаака во епископа Сарайского. В 1346 г. Г. покинул Ростовскую кафедру (или был смещен с нее), в том же году во епископа Ростовского был хиротонисан Иоанн, архим. московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) в Кремле, ставленник вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Причиной ухода Г. с кафедры могло быть стремление вел. князя укрепить свое влияние на ростовских землях (в 1331-1332 Сретенская половина Ростова и ряд ростовских земель перешли под власть московского кн. Иоанна I Даниловича Калиты, правитель др. части Ростовского княжества кн. Константин Васильевич находился в прямой политической зависимости от Москвы). Г. скончался спустя полгода после смерти своего преемника на кафедре. Имя Г. встречается в ростовских церковных и монастырских синодиках (ГМЗРК. Р-225. Л. 90; Р-226. Л. 10 и др.), оно не было внесено в синодик Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 435-436, 490), в к-ром присутствуют имена нек-рых Ростовских архиереев. Место захоронения и изображения Г. неизвестны. В XV в. из ростовских синодиков были извлечены и помещены в летописи списки ростовских архиереев. Согласно распространенной редакции, Г. был 25-м (ПСРЛ. Т. 23. С. 135) или 28-м епископом в Ростове (Там же. Т. 25. С. 226; Т. 42. С. 165). Более верным представляется основанный на др. источниках список архиереев в Тверском сборнике 1-й трети XVI в., где Г. назван 12-м Ростовским епископом (Там же. Т. 15. Стб. 481). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 531-532; Т. 4. С. 102; Т. 15. С. 420, 481; Т. 15. Вып. 1. Стб. 47, 51; Т. 23. С. 104, 135; Т. 25. С. 171, 226; Васильевский В. Г. Записи о поставлении рус. епископов при митр. Феогносте в ватиканском греч. сборнике//ЖМНП. Ч. 255. 1888. 2. Отд. 2. С. 450, 451, 456, 460, 461; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 5-6, 11; РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 433-434, 437-438. Лит.: Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 34. В. И. Вахрина, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/161269.html

Изображая свойства любви к Богу, Господь учил, что она – а) должна быть самая искренняя, полная и совершенная ( Лук. 10, 27 ); б) должна выражаться в повиновении воле Божией, в исполнении заповедей ( Иоан. 14, 15. 21 ); в) всегда иметь в виду славу Божию (Мат. 5, 16) и г) простираться до того, чтобы мы готовы были, ради имени Божия, погубить самую свою душу ( Марк. 8, 35 ). Равным образом, изображая свойства любви к ближним, учил, чтобы мы – а) любили всех людей, не только друзей, но и самых врагов (Мат. 5, 44–48); б) не обижали ближних не только делом, но даже словом и мыслию (Мат. 5, 22; 7, 1. 2. 12); в) сами великодушно переносили все оскорбления и прощали за все обиды не только до седьми крат, но до седьмидесяти крат седмерицею (Мат. 5, 38. 39; 6, 14; 18, 22); г) всегда были милосерды к своим ближним и помогали им в нуждах (Мат. 5, 36. 42; Лук. 6, 35 ), и д) были готовы, в потребных случаях, положить самую душу свою за други своя ( Иоан. 15, 13 ). А чтобы возбудить людей к принятию и исполнению того и другого закона, закона веры и деятельности, Господь Иисус указывал им: а) с одной стороны – на те величайшие бедствия и муки вечные, от которых всеблагий Бог предопределил избавить род человеческий чрез Своего единородного Сына, и которым неизбежно подвергнутся все грешники, если не последуют Его учению (Мат. 25, 41; Лук. 13, 28 ); б) с другой – на те величайшие и вечные блага, которые уготовал Отец небесный, также ради заслуг своего возлюбленного Сына, для всех праведников, следующих Его учению (Мат. 19, 28. 29; 25, 34) 320 ; в) наконец – на ту беспредельную и, в высшей степени, трогательную любовь Божию к нам грешным, которая явилась в деле искупления нашего от вечных бедствий и дарования нам вечного блаженства ( Иоан. 3, 16. 17; 15, 9. 13–15 ). § 146. Иисус Христос преподал закон новый, совершеннейший, взамен закона Моисеева Этот закон веры и деятельности, преподанный Христом Спасителем и всецело направленный к спасению человека, есть закон новый, совершеннейший закона Моисеева или ветхозаветного, и заменил его собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

в Суздале был обнаружен и перенесен в Москву реликварий со святынями, привезенными из К-поля на Русь свт. Дионисием Суздальским в 1382 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 210-211, 231). Возможно, ко времени управления Е. Суздальской епархией относится установление местного почитания безымянных Засурских трех преподобных , мощи к-рых были помещены среди др. святынь в мощевиках 1410 и 1414 гг. суздальско-нижегородских князей - потомков Бориса Константиновича (см. в ст.: Даниил Борисович ). При жизни Е., 9 сент. 1406 г., митр. Киприан поставил Суздальским епископом Митрофана (ПСРЛ. Т. 18. С. 151; Т. 25. С. 234). Источники умалчивают, когда и в силу каких обстоятельств Е. покинул кафедру. Во 2-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. содержатся миниатюры с изображением Е., который в числе др. епископов провожает митр. Пимена в паломничество в Царьград, присутствует при встрече в Москве свт. Киприана, митрополит утверждает Е. на епископство в Суздале (БАН. 31. 7.30-2. Л. 255, 350 об.- 352 об.). Ист.: ПСРЛ. Т. 8. С. 50, 60, 69, 81; Т. 11. С. 90, 95, 122, 185, 198; Т. 15. Вып. 1. Стб. 152, 158; Т. 18. С. 136, 139-140, 154; Т. 20. С. 210; Т. 23. С. 132; Т. 24. С. 156, 158, 165; Т. 25. С. 212, 218, 226, 236; РИБ. Т. 6. Прил. 34. Стб. 229-230; 41. Стб. 277-282; 42. Стб. 287-290. Лит.: Диев М. Я. Суздальская иерархия/Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 40-41. (Мат-лы по истории Рус. Церкви; 4); Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 57, 74-75; Голубинский. История РЦ. М., 1997р. Т. 3. С. 301, 319-321; Соколов П., свящ. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 548; Медведев И. П. Ревизия визант. документов на Руси в кон. XIV в.//ВИД. 1976. Т. 7. С. 289-297; Мейендорф И., протопр. Византия и Моск. Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей в XIV в.// Он же. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2000. С. 499, 501, 512. Примеч. 55. Д. Ю. Кривцов Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/187858.html

Будучи членом Археографической комиссии, К. подготовил к изданию «Доклады и приговоры, состоящиеся в правительствующем Сенате в царствование Петра Великого» (СПб., 1880-1883. Т. 1-2. 3 кн.), «Архив Государственного совета» (СПб., 1869-1881. 3 т.), 3 книги «Архива историко-юридических сведений, относящихся до России» (М., 1850-1861). В последние годы К. занимался подготовкой к изданию «Материалов для истории русского дворянства». В 1859-1881 гг. К. издавал и редактировал ж. «Архив исторических и практических сведений, относящихся до России». Арх.: РГИА. Ф. 950. Соч.:О Судебнике царя Иоанна Васильевича//Юрид. записки, изд. П. Редкиным. М., 1841. Т. 1. С. 47-160; Об уголовном праве по Судебнику царя Иоанна Васильевича//Там же. 1842. Т. 2. С. 306-408; Предварительные юрид. сведения для полного объяснения «Русской правды». М., 1846; Текст «Русской правды» на основании четырех списков разных редакций. СПб., 1846; О значении Кормчей в системе древнего рус. права//ЧОИДР. 1847. 3. Отд. 1. С. 1-128 (отд. изд.: М., 1850); Мерило праведное//АИЮС. 1850. Кн. 1. Отд. 3. С. 28-40; Артели в древней и нынешней России. СПб., 1864; О Боярской думе Московского гос-ва и ее до нас дошедших докладах и приговорах. [СПб., 1884]; Очерк юридического быта мордвы. СПб., 1884; Мат-лы для истории рус. дворянства. СПб., 1885-1886. Лит.: Бычков А. Ф. Воспоминания о Н. В. Калачове. СПб., 1885; Шимановский М. В. Николай Васильевич Калачов. Од., 1885; Памяти Н. В. Калачова. [СПб., 1886]; Востоков А. А. Лит. деятельность Н. В. Калачова//ИВ. 1887. 5. С. 401-414; Сторожев В. Н. К 10-летию смерти Н. В. Калачова. Тверь, 1896; Самоквасов Д. Я. Архивное дело в России. М., 1902. 2 кн.; Оглоблин Н. Н. Из воспоминаний слушателя Археол. ин-та 1-го вып. (1878-1880)//ВАИ. 1903. Вып. 15. С. 371-432; Дыбов Г. Г. Ессе Номо!: [Усадьба Н. В. Калачова]. Саратов, 1911; Соколов В. П. К 25-летию со дня смерти Н. В. Калачова//Тр. Саратовской ГУАК. 1911. Вып. 27. С. 34-35; Маяковский И. Л. Н. В. Калачов как историк-архивист//Тр. МГИАИ. 1948. Т. 4. С. 159-177; Автократова М. И., Самошенко В. Н. Н. В. Калачов и развитие архивного дела в России во 2-й пол. XIX в.//Сов. архивы. 1985. 5. С. 28-31; они же. Лекция С. К. Богоявленского о Н. В. Калачове//АЕ за 1985. М., 1986. С. 246-250; Шохин Л. И. Об одном археогр. замысле Н. В. Калачова: Подготовка издания приговоров и актов Боярской думы и приказов//Там же. С. 100-106; он же.Н. В. Калачов во главе Моск. архива министерства юстиции: По неопубл. док-там//АЕ за 1987. М., 1988. С. 132-143; он же. Н. В. Калачов и Д. Я. Самоквасов как реформаторы арх. дела в России: Опыт характеристики по арх. док-там//АЕ за 1992. М., 1994. С. 183-190; он же. Московский архив министерства юстиции и рус. ист. наука: Архивисты и историки во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/1319933.html

Источниками Жития Г. А., по-видимому, являлись агиографические тексты, хранившиеся во владимирском Успенском соборе,- Житие св. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (к нему близки повествования о жизни и кончине Г. А. и о нашествии Батыя), надписи над гробницами кн. Андрея Боголюбского и митр. Максима (являются источниками известий об убиении кн. Андрея и о нашествии Талыча в Житии Г. А.), а также «соборные летописи». 20 июня 1818 г. мощи Г. А. были переложены в новую, серебряную раку, на 6 клеймах к-рой читаются фрагменты его Жития, в этой раке мощи святого почивают до наст. времени. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Г. А. наряду с мощами др. владимирских святых были подвергнуты вскрытию . В протоколе осмотра засвидетельствована исключительно хорошая сохранность св. останков князя (ГА Владимирской обл. Ф. 1826. Оп. 1. 215. Л. 15-16). Священноисп. Афанасий (Сахаров) , присутствовавший при вскрытии, отметил, что «тело святого... было мягким и гибким, и кожу на нем можно было схватить пальцами, она отставала, как у живого» ( Апушкина Е. В. Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова)//Молитва всех вас спасет: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия, еп. Ковровского. С. 35-36). (По преданию, имп. Павел I Петрович , посетивший Владимир, удивлялся хорошей сохранности мощей Г. А., поскольку даже суставы рук святого не утратили гибкости.) Мощи Г. А. вместе с останками др. Владимирских святых были изъяты из собора, возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958), в наст. время почивают в Успенском соборе Владимира. В 1982 г. имя Г. А. было внесено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому установлено по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 365, 371, 566, 600; Т. 2. Стб. 573-574, 595; Т. 3. С. 34, 223; Т. 6. Вып. 1. Стб. 240; Т. 15. Стб. 256; Т. 25. С. 83; Т. 35. С. 37, 118; Т. 42. С. 27; Революция и Церковь. 1920. 9-12. С. 44 [Акт вскрытия мощей Г. А.]. Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 83; СИСПРЦ. С. 68; Чижов Г. М. , прот. Жития святых блгв. князей Андрея, Георгия и Глеба, Владимирских чудотворцев. Владимир, 18652. С. 16-35; Филарет (Гумилевский). РСв. Кн. 2. С. 267-270; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 135; Голубинский. Канонизация святых. С. 134-135; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 147-148, 182; Лазарева Н. Ю. «Непобедимые сопротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в.//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 29; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 123. С. 85; Сиренов А. В. Житие Глеба Андреевича//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 381-384.

http://pravenc.ru/text/165101.html

Соч. (избр.): Отдаточные книги Троице-Сергиева мон-ря 1649-1650 гг.//ИА. 1953. Вып. 8. С. 198-220; Копийные книги Троице-Сергиева мон-ря XVI в.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1956. Вып. 18. С. 3-47; Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.: Ч. 1//АЕ за 1957 г. М., 1958. С. 302-376; То же: Ч. 2//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 129-200; То же: Ч. 3//АЕ за 1966 г. М., 1968. С. 197-253 (совм. с В. Д. Назаровым и Б. Н. Флорей); Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Очерки рус. дипломатики. М., 1970; Богословская преамбула жалованных грамот//ВИД. 1973. Вып. 5. С. 81-107; Монастырские док-ты о полит. борьбе сер. XVI в.//АЕ за 1973 г. М., 1974. С. 29-42; К изучению формуляра великокняжеских жалованных грамот кон. XIV - нач. XVI в.//ВИД. 1979. Вып. 11. С. 238-251; Рус. дипломатика. М., 1988; Финансы средневек. Руси. М., 1988; К вопросу о типологии фальсификаций источников эпохи средневековья: Ч. 1//АЕ за 1988 г. М., 1989. С. 25-30; То же: Ч. 2//АЕ за 1989 г. М., 1990. С. 50-54; То же: Ч. 3//АЕ за 1990 г. М., 1992. С. 34-40; То же: Ч. 4//АЕ за 1991 г. М., 1994. С. 33-41; К предыстории идеи «Москва - Третий Рим»//Обществ. сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 262-273; Церк. юрисдикция в кон. XIV - нач. XVI в.//Церковь, общество и гос-во в феод. России: Сб. ст. М., 1990. С. 151-163; К вопросу о численности рус. войска и народонаселения в XVI в.//Реализм ист. мышления: Проблемы отеч. истории периода феодализма: Чт., посвящ. памяти А. Л. Станиславского. М., 1991. С. 112-115; Царский синодик 50-х гг. XVI в.//Ист. генеалогия. Екатеринбург; П., 1993. Вып. 2. С. 44-67; Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; Актовая археография. М., 1998; Жалованные акты на Руси XII-XIV вв.//Средневек. Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 21-45; К теории и практике сравнительного источниковедения//Норна у источника Судьбы: Сб. ст. в честь Е. А. Мельниковой. М., 2001. С. 158-168; Теория собственности вообще и феод. собственность в частности//Собственность в России: Средневековье и раннее Новое время/Отв. ред.: Н. А. Горская. М., 2001. С. 7-40; Древнейшее московское Евангелие и его двинской адресат//Средневек. Русь. 2004. Вып. 4. С. 252-298 (совм. с Л. В. Столяровой); Россия и греч. мир в XVI в.: [Сб. док-тов и мат-лов]. М., 2004. Т. 1 (совм. с Л. В. Столяровой и Б. Н. Фонкичем); По следам троицких копийных книг XVI в.: (Погодинский сб. 1846 г. и архив Троице-Сергиева мон-ря)//Перечень актов архива Троице-Сергиева мон-ря, 1505-1537. М., 2007. С. 55-238; Книга в Древней Руси (XI-XVI вв.). М., 2010 (совм. с Л. В. Столяровой).

http://pravenc.ru/text/1683989.html

В историю И. вошел также как иконописец-бессребреник. В Свенском мон-ре «безвозмездно и собственным коштом» поновлял иконы и стенопись, в Киеве выделялись средства только на материалы. И. жертвовал большие суммы на восстановление Софийского собора (о чем в 1851 была сделана памятная надпись (не сохр.) вязью на средней арке, примыкающей к главному куполу) и брался производить работы, как отмечал Лебединцев, «из благого усердия, не требуя определенной платы, а хозяйственным образом и со значительным сбережением церковной суммы (для сравнения, из соборной кружки поступило - 98 р. 54 к., вклад Иринарха - 524 р. 47 к.)» ( Лебединцев. 1878. 12. С. 508, 520). Ист.: РГАДА. Ф. 1200. Д. 1824. Рапорты и отношения казначея Свенского мон-ря Смарагда еп. Орловскому и Севскому Никодиму и игум. Венедикту. 1839 г.; ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (мон.). Д. 536; Оп. 1 (общемон.). Д. 721; 723; 944. Лит.: Лебединцев П. Г., прот. Возобновление Киево-Софийского собора в 1843-1853 гг.//ТКДА. 1878. 8. С. 366-403; 12. С. 495-526; он же. Возобновление стенной живописи в Великой ц. Киево-Печерской лавры в 1840-1843 гг.//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 1. С. 34-42; Павлуцкий Г. Г. Медведовский Николаевский мон-рь Чигиринского уезда// Он же. Деревянные и каменные храмы. К., 1905. С. 37-41. (Древности Украины; 1); Вздорнов Г. В. История открытия и изучения рус. средневек. живописи, XIX в. М., 1986. С. 28-35; Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни//Собр. соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 6. С. 237-239; Злотникова И. В. Страницы истории иконописания на Брянщине кон. XVIII - нач. XX вв.//Религия, умонастроения, идеология в истории: Межвуз. сб. науч. тр. Брянск, 1996. С. 100-106; Комова М. А. Иером. Иринарх - орловский иконописец//Сб. Орловского церковного ист.-археол. об-ва. Орел, 1999. Вып. 1(4). С. 91-99; она же. Орловский иером. Иринарх - изограф Киевского митр. Филарета//Орловские ЕВ. 2000. 12(35). С. 39-40; она же. Иконописец-праведник глазами Н. С. Лескова: (На примере жизни иером. Иринарха и Никиты Рачейскова)//Проблемы мировоззрения и творчества Н. С. Лескова: Сб. ст. междунар. науч. конф. Орел, 16-19 марта 2005 г. Орел, 2006. С. 95-110; она же. Монастырский мемориальный портрет Киево-Печерской Лавры в круге традиции польского сарматского искусства: (На примере произведений орловского иером. Иринарха)//Досужий мир: Отдых как форма культурного диалога: Мат-лы II Всерос. конф. проекта «Noblesse oblige». Орел, 25-27 мая 2005 г. Орел, 2006. Вып. 3. С. 239-252; Лonyxiha О. В. Дiяльhicmь та xyдoжhiй напрям лаврськоï ikohonuchoï мaйcmephi в XIX - поч. ХХ ст.//Лаврський альманах. К., 1999. Вип. 2. С. 11-12; Зеленина Я. Э. Портреты-иконы: историческое и сакральное в искусстве XVIII - нач. XX в.// Она же. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 119. Ил. 192-195.

http://pravenc.ru/text/673969.html

Когда секция духовных композиторов Драмосоюза была закрыта, Е. практически лишился средств к существованию. Архивные документы Е. по Драмосоюзу в полной мере отражают отчаянную борьбу этой сильной, несмирившейся личности. Арх.: РГАЛИ. Ф. 675. Оп. 2. 226: Личное дело по Драмосоюзу. Л. 1-1 об. Лит.: Панов С. Е. Церковно-певч. дело: Хроника//РМГ. 1905. 16-17. Стб. 478-479; он же. Рус. певч. празднество в г. Нарве и Гунгербурге//ХРД. 1913. 8. С. 123; Отчет о состоянии Тамбовского епарх. жен. уч-ща в учеб.-воспитательном отношении за 1904-1905 учеб. г.//Тамбовские ЕВ. 1906. 10. С. 164-165; [В. Д.] Церковно-певч. дело: Хроника: Тамбов//РМГ. 1907. 14. стб. 410-414; Корреспонденции...: Тамбов//Муз. труженик. 1907. 17. С. 14; Местная хроника//Тамбовский край. 1907. 9. С. 3; 46. С. 3; 60. С. 2; 156. С. 3; 216. С. 3; 1908. 242. С. 3; 256. С. 2; 280. С. 3; 297. С. 5; 300. С. 3; 301. С. 3; 326. С. 3; 338. С. 3; 386. С. 2; 389. С. 3; 427. С. 3; 436. С. 3; 1909. 426. С. 3; 513. С. 2-3; 528. С. 4; 532. С. 3; 544. С. 3; 556. С. 1-2; 583. С. 2; 600. С. 2-3; 617. С. 2; 691. С. 3; 1910. 823. С. 2; 826. С. 3; 836. С. 2; Бебутов П. Г. Музыка в провинции: Тамбов//РМГ. 1909. 15. Стб. 407; 34-35. Стб. 598-599; Корреспонденции...: Тифлис//ХРД. 1911. 4. С. 101-103; Фуга [Дановский В. И.]. Корреспонденции...: Тифлис//Там же. 1911. 4. С. 105-106; 1912. 4. с. 83; 1915. 3. С. 75-76; Дановский В. И. Отчет о деятельности Тифлисского церк.-певч. об-ва (1909-1912). Тифлис, 1913. С. 15-17, 35-36; Лебедев В. В. Ист. записка о Тамбовском епарх. жен. уч-ще за 50 лет его существования. Тамбов, 1914. С. XI; Товарищеское хоровое изд-во в Петрограде//ХРД. 1915. 10. С. 102; Миловский Ф., свящ. Корреспонденции. Н. Новг. 13 марта//Там же. 1916. 3. С. 79; Кириллова Е. Г. Богослужебные циклы тамбовских авторов кон. XIX - нач. XX в.//Из наследия отеч. композиторов XX в.: Мат-лы творческих собраний молодых исследователей в Союзе моск. композиторов. М., 2004. Вып. 1. С. 25-39. Т. М. Зацепина Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/189921.html

В. (др. возможность - друцкий кн. Глеб Рогволодович) (РГБ. Ф. 304/III. Ризница. 25. Л. 9 об.; ср.: РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 2; Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 422). По мнению В. Л. Янина , вероятна принадлежность Г. В. найденных в Киеве и Гродно 3 печатей с изображениями процветшего 6-конечного креста и св. Глеба, с нимбом, в княжеской шапке и с мученическим крестом в руке, «имеющих размер, типичный для булл XII в.» ( Янин. 1970. Т. 1. 333.1-2. С. 32, 225, 320; он же. 1998. Т. 3. 333-3. С. 61, 274, 370). Однако время и место бытования печатей скорее свидетельствуют в пользу их принадлежности городенскому кн. св. Глебу Всеволодовичу . Отдельные эпизоды из жизни Г. В., относящиеся к нач. XII в., запечатлены на миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 152, 152 об., 156; кон. XV в.). Ист.: Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); Хождение игумена Даниила//БЛДР. Т. 4: XII в. С. 116-117, 599; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 250, 280, 281, 283, 290-291; Т. 2. Стб. 256, 257, 259, 282-285, 492-493; С. 26-28; Т. 40. С. 71, 72, 75, 76. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 167, 210, 305; Тарасенко В. Р. Др. Минск//Мат-лы по археологии БССР: [Сб. ст.]. Минск, 1957. С. 213-232; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 45-47, 126-127, 259. Примеч. 9, 17; Алексеев Л. В. Полоцкая земля в IX-XIII вв.: (Очерки истории Сев. Белоруссии). М., 1966. С. 249-257; он же. Полоцкая земля//Древнерус. княжества X-XIII вв.: Сб. ст. М., 1975. С. 226, 230-232; он же. Минск и Друцк//Славяне и их соседи: Археология, нумизматика, этнология. Минск, 1998. С. 10-19; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 333. 1-2. С. 32, 225, 320; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. 333. 1-2. С. 61, 274, 370; Загорульский Э. М. Возникновение Минска. Минск, 1982; Головко А. Б. Земли Зап. Руси и объединительная политика Киевского гос-ва в X - 1-й тр. XII в.//Киев и зап. земли Руси в IX-XIII вв.: [Сб.

http://pravenc.ru/text/165107.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010