Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Нагорная проповедь Архиепископ Аверкий (Таушев, 1906-1976) (Матф. 5, 6 и 7 главы; Луки 6:12-49) Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит сущность евангельского учения. Приводится текст из главы 7-й, учебника Архиепископа Аверкия (Таушева, 1906-1976) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие», издание Свято-Троицкой Семинарии в селении Джорданвиль, штат Нью-Йорк. Содержание: Введение; I - Первая часть Нагорной проповеди (Матф. 5); (1) Заповеди блаженства; (2) Вы — соль земли; (3) Вы — свет мира; (4) Не нарушить пришел Я но исполнить; (5) Нельзя гневаться; (6) Нельзя прелюбодействовать в сердце своем; (7) Нельзя разводиться; (8) Не клянись вовсе; II - Вторая часть Нагорной проповеди (Матф. 6); (9) Не нужно поститься на показ; (10) Не собирайте себе сокровищ на земле; III - Третья часть Нагорной проповеди (Матф. 7); (11) Не судите, да не судими будете; (12) Просите, и дано будет вам; (13) Золотое правило; (14) Входите тесными вратами; (15) Берегитесь лжепророков; (16) Притча о благоразумном строителе; (17) Конец Нагорной проповеди; 1. Введение Полностью Нагорная проповедь изложена только у Евангелиста Матфея. В сокращенном виде ее излагает Евангелист Лука, у которого отдельные части Нагорной проповеди встречаются даже в разных местах его Евангелия. Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит всю сущность евангельского учения. Недалеко от Геннисаретского озера между Капернаумом и Тивериадой доселе показывают «гору блаженств», с которой была произнесена Господом ради удобства многочисленного слушающего народа Нагорная проповедь. Гордый своим избранничеством и не могший примириться с потерей своей самостоятельности еврейский народ начал мечтать о приходе такого Мессии, который освободит их от чужеземного владычества, отомстит всем врагам, воцарится над евреями и поработит им все народы земли, причем даст им чисто сказочное благополучие: повелит морю выбрасывать жемчуг и все свои сокровища, оденет народ свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною, еще более сладкою, чем та, какая посылалась им в пустыне. С такими ложными мечтами о земном блаженстве, которое дарует им Мессия, они окружили Иисуса, ожидая, что вот-вот Он провозгласит Себя Царем Израилевым и наступит этот блаженный век. Они думали, что наступает конец их страданиям и унижениям, и они будут отныне счастливы, блаженны. I - Первая часть Нагорной проповеди (Матф. 5)

http://zavet.ru/a/rss_1284781568.html

Содержание Предварительные понятия о христианской любви.... О союзе между верою и любовию 1. Отношение между верою и любовию    Пользуясь равнительным способом выражений для объяснения теснейшего союза между верою (религиею) и любовию, можно сказать: вера без любви есть дерево без плода; любовь без веры – дерево, оторванное от своего корня.    Ничто так часто не выставляется на вид в св. Писании, как святой союз веры и любви и необходимость нравственно-деятельного поведения при вере.    а) „Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Матф. VII:21).    Вера без дел называется у ап. Иакова „мертвою верою» (II, 17), а благочестие, стоящее в противоречии с нравственною жизнию – „пустым благочестием» (И, 26); чистое же и непорочное благочестие, по словам апостола, есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях, и хранить себя неоскверненным от мира (И, 27); и ап. Павел приписывает полное значение только вере, поспешествуемой любовию и свидетельствуемой соблюдением заповедей Божиих (Гал. V:6. Ср. 1 Кор. VII:19; 1 Иоан. II:3 – 6).    б) Наконец и самые названия религии, более употребительные в св. Писании, как наприм. благочестие (1 Тим. II:10 III, 16; IV, 7, 8. 2 Тим. III:5 Тит. I:1), путь жизни, путь спасения, путь Господень (Иерем. XXI:8; Притч. X:17; Деян. XVI:17; 2 Петр. 2) и под., указывают на необходимое соприсутствие нравственного начала в религии.    в) Указание на тоже самое мы находим в учении самых древних отцов церкви. Так наприм. св. Игнатий Богоносец говорит: „вера есть путеводитель, любовь – путь к Богу“ (Еф. IX:14) (См. об этом подробнее в „Христ. аполог“. проф. Рождественского т. I. стр. 146). 2. Вера и нравственность     Нравственность предполагает веру в личного Бога, или религию, и находится в самом тесном союзе с нею. Потому апостол говорит: без веры невозможно угодити Богу; всякому, приходящему к Богу, подобает прежде всего веровати яко есть, и взыскающим Его мздовоздаятель бывает (Евр. 11:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 Сост. по «Опыту библейского словаря собственных имен» прот. П. Солярского, т. IV, с. 701—703 и «Опыту православного догматического Богословия» епископа Сильвестра т. IV, с. 419—423. 2 Благов. на Иоан., зач. 23, 104 и на об. 3 л. 34 на об., см. также л. 297 и на об. 4 («Книга о вере», л. 50 на об. п. 51) 5 («Книга о вере», л. 248 об.; сн. Златоустн. л. 96) 6 (Собор, л. 118) 7 Прол. 1 апреля. 8 Прол. 9 ноября. 9 Слово II о иноческом житии, с. 494—495, Казань, 1857г. 10 л. 356 об. 11 Нравоучение 46 на Евангелие от Иоанна 12 «Благовест.» От Иоан. зач. 24 13 («Благов.», л. 103—104). 14 Ивановский. Сн. кн. «Руководство к обличению русского раскола» К. Плотникова, 2-е изд., с. 291—298. 15 Gelas. Cyzicen. Comment. in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5. 16 Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ap. Binim). (сн. Кирилл Александрийский, Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638. 17 Concil. Nic. II, Act. VI, Lect. Epiphan. Diac. (Сн. «Православно-догматическое богословие» Макария, 1852 г., т. IV, с. 199—201). 18 Epist. Ad Smyrn. n. 7. 19 Apolog. 1, n. 61, в «Хр. Чт.», 1825, XVII, 99. 20 Adv. haer. IV, с. 34. 21 «Поуч. тайновод.», 1, п. 7, с. 440 по русскому переводу. 22 («Поуч. тайнов.», IV, п. 1, 2, 3—6, с. 434—456) 23 In Ioann. VI 24 In Marc. XIV 25 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 13, с. 250, 251, 252, 255). 26 («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. XIII, с. 252). 27 («Послание восточных патриархов», чл. 17). 28 на Матф. беседа LXXXN, п.4 и 5, в т. III, с. 421. 29 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 30 Златоуст в беседе 2, на 2-е послание к Тимофею. 31 сн. соч. «Историч. догм. и таинств, изъяснение литургии» Ив. Дмитревского, изд. 1884 г., с. 238. 32 Четьи-Минеи, 12 марта. 33 («Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отец», с. 57, 65). 34 Четьи-Минеи, 23 декабря. 35 Пролог, 26 ноября. 36 Пролог, 25 декабря; «Поучение о пречистых тайнах». 37 («Послания восточных патриархов», чл. 17). 38 («Послания о православной вере», гл. 17). 39 («Православное исповедание», ч. 1, ответ 56, 107).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

Первая заповедь закона Божия Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене 1. Библейские изречения о первой заповеди 1 . Аз есмь Господ Бог твой: вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой советь состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю (Исаии XLVU, 9 – 10). – Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый, и Я последний; и кроме Меня нет Бога. (Исаии XLIV, 6). – Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. ( 1Kop. VIII, 6 ). – Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и пославного Тобою Иисуса Христа. ( Uoah. XVII, 3 ). II. «Да не будут Тебе бози инии, разве Мене». Грубое идолопоклонство как тягчайший грех: не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не покланяйся им и не служи мм; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня ( Исх. ХХ, 4 – 5 ). – Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи. (Второв. 6, 13). (Матф. 10). III. Мы должны бояться Бога, а) сущность страха Божия: да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной. Ибо Он сказал, – и сделалось; Он, повелел, – и явилось. (Псал. XXXII, 8 – 9). Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии (Римл. VШ, 15 – 16). – Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной ( Ncaл. XXXII, 8 ). – Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет в суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо (Екклез. 13 – 14). – Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Псал. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

VII, 10); иногда встречает он Ангела хранителя и, может быть, более, нежели Ангела, в разжженной пещи (Дан. III, 92); иногда во рве львином (Дан. VI, 22); иногда Гавриил парит над ним, и прикасается к нему, и изъясняет ему видения (Дан. IX, 21); иногда в откровениях своих он слышит о Михаиле, едином от первых старейшин небесных, и Князе народа своего (Дан. X, 13. 21). Захария, кроме того, что видит и слышит Ангелов, многократно в себе ощущает Ангела глаголющего (Зах. I, 14). О Господи сил! Какие воистину Соборы Небесных Сил собираешь Ты для земнородных! Как дивно ополчаешь Ангелов Твоих окрест боящихся Тебе (Пс. XXXIII, 8)! Каким содружеством, каким единством сопрягаешь духи Ангельские и человеческие! Может быть, некоторые думают, что Ангелам покорены были только ветхозаветныя времена теней и гаданий, подобно тому, как видимые звезды поставлены для обладания нощию. Посмотрим. Откроем Новый Завет. Се восходит солнце духов; является Царь откровений, Иисус Христос. Что же? Должны ли исчезнуть звезды? Должны ли удалиться служебные духи Света? Или присутствие солнца не уничтожит звезд, а только сделает их менее приметными? Или и в присутствии Царя, царственные служители будут учреждать и облегчать доступ к Нему? Но почто вопрошать о сем? Сам Царь провозглашает, чему быть надлежит: отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божия восходяща и нисходяща к Сыну человеческому (Иоан. I, 51): и действительно, мы видим Ангела, возвещающего неплодное зачатие Предтечи (Лук. I, 11) и бессеменное зачатие Спасителя (Лук. I, 26), целое воинство Ангелов, воспевающих славу Рождества Спасителева (Лук. II, 13), Ангела, разрешающего недоумение Иосифа (Матф. I, 20) и устрояющего безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его (Матф. II, 13), Ангелов, служащих Иисусу по искушении Его в пустыне (Матф. IV, 11), Ангелов, усвоенных каждому младенцу, выну видящих Отца небесного (Матф. XVIII, 10), более двенадцати легионов Ангелов, готовых ополчиться за Иисуса против Иудеев (Матф. XXVI, 53), Ангела, явившегося для укрепления Его в Гефсиманском подвиге (Лук. XXII, 43), Ангелов, отверзающих гроб Его (Матф. XXVIII, 2), возвещающих Его воскресение (Иоан. XX, 12), Ангелов, сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие (Деян. I, 10. 11), Ангелов, разрешающих узы (Деян. XII, 7), и отверзающих темницы для Апостолов (Деян. V, 19); наконец Ангела, только еще возникающему от тьмы язычества Корнелию явившегося для того, чтобы указать ему вход в Церковь Христианскую (Деян. X, 3–6). Христиане! Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть Святый, истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит (Апок. III, 7). Итак, если Он отверз небо, кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела, и мы без помощи?

http://pravoslavie.ru/49943.html

Наиболее авторитетная традиция приписывает основание АПЦ св. ап. и евангелисту Марку ( Евсевий. Церк. ист. II 16. 1). Трудно точно определить время его прибытия в Египет; источники называют различные даты: 3-й год правления имп. Калигулы (Chron. Pasch.//PG. 92. Col. 559; 546) 39/40 г., 3-й год правления Клавдия ( Euseb. Chron., 2//PG. 19. Col. 539) - 43 г. или 9-й год правления того же императора ( Eutychii. Annales//PG. 111. Col. 903) - 49 г. Равным образом трудно точно указать, где и когда он написал свое Евангелие: весьма вероятно, что еще в Риме, но, м. б., уже в Египте ( Иоанн Злат. 1-я гомилия на Еванг. от Матф. 3//PG. 57. Col. 17). Ап. Марк благовествовал в Египте, Фиваиде и Пентаполе; в Александрию он вошел через Лунные ворота, находившиеся близ городской таможни (на этом месте позже возник первый в городе христ. храм). В этом же городе св. евангелист завершил свой земной путь, претерпев мучения от толпы разъяренных поклонников Сараписа. Его тело было погребено христианами в ц. Вукола. Впосл. в этом храме, у гроба апостола, обретали упокоение его преемники по Александрийской кафедре. Это место привлекало множество паломников из разных стран. В IX в. венецианские купцы тайно похитили мощи св. апостола и увезли их в Венецию . Позднее, после различных превратностей, мощи оказались в Риме. Лишь в ХХ в. католич. Церковь передала мощи св. Марка Коптской Церкви , и ныне они покоятся в соборном храме Каира. Список первых преемников св. Марка (до Димитрия включительно) восстанавливается по сообщениям Евсевия Кесарийского (Церк. ист. II 24; III 14, 21; IV 1, 4, 55, 116, 19; V 9, 22). Становление АПЦ в первые 2 столетия по Р. Х. проходило в противостоянии разного рода культам и религ. сектам многонациональной Александрии. Наиболее известными были секты гностиков . Во II в. город был прибежищем для таких представителей этого течения, как Василид , его сын Исидор , Карпократ и его сын Епифаний , Валентин и др. Важную роль в борьбе с гностиками, иудаизмом и язычниками к кон. II в. в Александрии играли дидаскалы (христ. учители). Неск. поколений дидаскалов III-IV вв. ( Пантен , Климент , Ориген и др.) заложили основы Александрийской школы богословствования. Среди них были и местные архиереи: Иракла , Дионисий , сщмч. Петр . Преподаватели в «дидаскалии» назначались по благословению Александрийского епископа. Вместе с тем училище, где преподавали александрийские дидаскалы, не всегда являлось офиц. церковным учебным заведением. В Александрии слишком сильна была традиция свободного, частного преподавания философии, в т. ч. и христ. направления, чтобы могла оформиться целостная (непротиворечивая) система христ. образования. Частным проявлением этого было то, что сама школа дидаскалов в Александрии не превратилась в учебное заведение с четкой организацией и установившейся программой, что не могло не сказаться позже на развитии богословских дискуссий, возникновение межконфессиональных споров и еретических течений в Александрии. Эпоха гонений (202-312)

http://pravenc.ru/text/82070.html

III. Не увлекайтесь посему, братия, суемудрием разных сектантов и раскольников, а равно сладкогласными словесами и внешне-обрядовыми делами разных бродяг – странников, которые, по слову Спасителя, приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ( Матф. 7,16 ). Они нередко сеют плевелы среди пшеницы, и увлекают неопытных и не утвержденных в вере людей в свои сети на погибель себе и внимающих им. Безпрекословно и истинное спасительное учение, приводящее к Богу, и благодатная сила, необходимая нам для богоугодной жизни, находятся исключительно в православной церкви, утвержденной на основании апостолов и пророков и имеющей главою и краеугольным камнем Самого Иисуса Христа, поставившего в церкви Своей, «одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова; доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершеннаго», «в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения». (Еффс 4, 11–14). Поставленных в церкви пастырей слушайте , от них и поучайтесь, с ними живите в мире, любви и единомыслии. Скрепляйте союз свой и единение с церковию чрез постоянное посещение храма Божия, в котором совершаются молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, и приносится безкровная жертва за живых и умерших, во спасение всех человеков. Возможно чаще исполняйте христианский долг исповеди и святого причастия, чтобы не коснеть во грехах и чрез то не удаляться от общения с церковию; чтобы чрез единение со Христом в Таинстве Причащения обновлять свои духовно-нравственные силы и получать силы благодатные для богоугодной жизни благочестия. Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.» 1891 г. июнь). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Итак чествуй его ныне, чтобы тогда ты мог взирать на него с упованием и удостоиться спрославления с ним. Поклоняйся и иконам святых, как сраспявшихся с Господом, изображая крест на лице своем и приводя на память, что они соделались общниками Христовых страданий. Равным образом чествуй и священные гробницы и нетленные останки их; ибо благодать Божия не оставила их, как Божество не оставляло достопоклоняемого Тела Христова во время живоносной Его смерти. Делая это, и славя прославивших Бога, как явивших себя по делам совершенными в любви Божией, и сам будешь прославлен с ними от Бога, и воспоешь с Давидом: «мне зело честни быша друзи Твои, Боже» ( Псал.138:17 ). III. «Не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе» ( Исх.20:7 ; Втор.5:11 ). Не клянись ложно по каким либо человеческим расчетам, по страху людей, или из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам своим силу клятвы. Если же когда-либо случится тебе прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то, поклявшись сделать что-либо согласное с законом Божиим, исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай строго побуждения, кои довели тебя до клятвы, благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если же ты поклялся сделать что либо противузаконное, не совершай преступного для того только, чтоб сдержать слово: иначе ты уподобишься Ироду – пророкоубийце ( Матф.14:7,9 ). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе за правило вовсе не клясться, и вместе с тем умилостивляй Бога за свой грех , с большим тщанием и со слезами врачуя себя вышеуказанными средствами. IV. Один день недели, называемый Господним, посвящай Господу, воскресшему в этот день из мертвых, и предпоказавшему и предуверившему нас в общем воскресении. В этот день успокойся от всех мирских земных дел ( Исх.20:10 ; Втор.5:12 ; Апок.1:10 ); освяти этот день, оставляя все житейские занятия, кроме самых необходимых. Всем подчиненным твоим и всем живущим с тобою под одним кровом, дай покой, чтобы все вы единодушно могли славить стяжавшего нас Своею смертию, воскресшего и совоскресившего наше естество. Памятуй о будущем веке, и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних, и испытуя себя, не преступил ли ты чего-либо, не сделал ли упущений, исправляй себя во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Кто истинно праведенъ, того дела свидетельствуютъ о его вере, что онъ истинно веренъ — верою великою, верою совершенною, верою въ Бога, верою благими делами, да славится Отецъ всехъ чрезъ Христа. Такъ и истинные девственники и девственницы слушаютъ того, кто сказалъ: правда и вера да не оскудеваютъ тебе: обложи ихъ на твоей выи, и обрящешь душе твоей, и будешь мыслить благость  предъ Богомъ и человеки (Прит. 3, 3–4). праведныхъ подобне свету светятся, предходятъ и просвещаютъ, дондеже исправится день (Прит. 4, 18). Отблески света ихъ просвещаютъ и ныне всю тварь добрыми делами, такъ что они по истине суть светъ (Матф. 5, 14), седящимъ во тме (Псал. 106, 10; Матф. 4, 16), чтобъ они встали и перешли изъ тмы чрезъ светъ добрыхъ делъ страха да видятъ добрая дела и прославятъ Отца своего небеснаго (Матф. 5, 16). Ибо человеку необходимо быть совершеннымъ во всехъ делахъ и словахъ своихъ, украшаться во всемъ своемъ всемъ честнымъ и благопристойнымъ, и все дела свои совершать въ правде, какъ человеку Глава III. Девственники и девственницы суть прекрасные образцы для верующихъ и имеющихъ веровать. Ибо одно имя безъ делъ не вводитъ въ небесное. Истинно спасется, а кто только по имени называется верующимъ, а на деле не таковъ, тотъ не можетъ спастись. Итакъ никто–же васъ да льститъ суетными словесы (Еф. 5, 6). Кто называется девственникомъ, или девственницею, и не имеетъ обильныхъ, прекрасныхъ, приличныхъ девству делъ, тотъ не можеть спастись. Господь такое девство называетъ буимъ, какъ говорится въ (Матф. 25, 2 и след.); оно, не имея ни елея, ни светильника, осталось вне небеснаго, лишилось женихова наравне съ врагами жениха. (девственники) имеютъ только образъ а силу его отвергаютъ (Тит. 1, 16), мнятъ себе быти что, ничтоже суще, и умомъ льстятъ себе (Гал. 6, 3). Пусть же испытаетъ дела свои и узнаетъ себя самого, потому что напрасно трудится тотъ, кто величается девствомъ и будучи чуждъ силы девства. Такое девство нечисто и отвергается всеми добрыми делами. Ибо всякое древо отъ плодовъ своихъ познается (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

поучен.», произнесен. в Киево-Софийском соборе 1854 г., стр. 218–220). 4. Библейские изречения о чистоте сердца Чистота сердца привлекает к человеку милость Божию. «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно (ближнему своему), – тот получит благословение от Господа и милость от Бога Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» Такой человек «взойдет на гору Господню и станет на святом месте Его» ( Пс.23:4–6, 3 ). «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» ( Пс.72:1 ). «Похвалятся все правые сердцем» ( Пс.63:11 ). «Торжествуйте все правые сердцем» ( Пс.31:11 ). Нужно молить Бога о даровании нам чистого сердца: «Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чисто сотвори во мне, Боже!» ( Пс.50:11–12 ). Нужно избегать всего, что вредит чистоте сердца: «юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» ( 2Тим.2:22 ). Велики награды уготованы чистым сердцем: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» 132 ( Мф.5:8 ). – «Рабы Его (Бога и Агнца) будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» ( Откр.22:3–4 ). 5. Свидетельства св. отцов и учителей Церкви о чистоте сердца I. Св. Иоанн Златоуст так говорит о чистоте сердца. «Чистыми здесь Он (т. е. Иисус Христос) называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собою никакого лукавства, или тех, которые в целомудрии проводят жизнь. Ибо для того, чтоб видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в той добродетели» (Бес. на Матф. М. 1846 г., ч. 1, стр. 276). II. «Как зеркало, – говорит блаж. Феофилакт, – только тогда отражает образы, когда оно чисто, так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа» (Благовест., ч. 1, стр. 14). III. Святитель Тихон Задонский пишет: «Солнце в чистой и тихой воде ясно видится, и подобие его изображается; так Бог – вечное Солнце в тихой, непорочной и чистой душе показуется и образ Свой в ней изображает.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010