Ты въ жизни не имелъ где главу приклонить, какъ Ты Самъ сказалъ Іудеямъ, которыхъ прикровенно ты уподобилъ лисицамъ (Матф. 8, 20; Лук. 9, 58), по причине ихъ хитростныхъ замысловъ, — но склонилъ ее, умерши на кресте, какъ постланный одръ обретши благоразумную веру разбойника. Солнце обидело Меня — пусть скажетъ начинатель ей (Песн. 1, 5); зайде бо солнце еще среди полудне — пусть возвеститъ Іеремія (Іер. 16, 9). Да, чувственное (матеріальное) солнце облеклось во мракъ, когда духовное Солнце Правды затмилось. И камни раскололись, вместе съ которыми, мне представляется, и Мое сердце имеетъ разорваться. О, святая Плоть, которая чудеснымъ образомъ изъ Моихъ кровей составилась, потому что и древній долгъ имелъ быть возмещенъ. По этой причине Мне Ты склонилъ небеса, Владыко, и какъ дождь сошелъ на руно (Суд. 6, 37–40; Пс. 71, 6), чтобы пойти на смерть, телеса усопшихъ святыхъ воскрешающую (Матф. 27, 52–53), а Меня, родившую Тебя, умерщвляющую. Что же это такое, о, возлюбленнейшее Мое Чадо? He нанося другъ другу ущерба, взаимно смешенными оказались элементы, искони не могущіе быть смешенными, и невещественный огнь Божества не опалилъ Мою утробу; а ныне иной огонь снедаетъ всю Меня внутри и тяжко опаляетъ самое Мое сердце. Чрезъ Ангела Я приняла залоги радости, и отъяла всякую слезу съ лица земли (Откр. 21, 4); и, вотъ, теперь въ Моихъ слезахъ они получаютъ приращеніе. Я знаю, что Ты снисходишь въ адъ, имея освободить заключенныя тамъ души (1 Петр. 3, 19), но и Мою душу возьми туда съ Собою, на Своемъ пути проходя мимо Меня, заживо умершей, о, обнаженный и бездыханный Мертвецъ, и живаго Бога Слово, добровольно осужденный быть возвышеннымъ на крестъ, чтобы всехъ привлечь къ Себе (Іоан. 12, 32)! Какой изъ членовъ Твоего тела не потерпелъ страданія? Божественная для Меня Глава Твоя получила терніи (Матф. 27, 29), и они вонзились въ Мое сердце. О, прекрасная и священная Глава, которую некогда Ты не имелъ где приклонить и отдохнуть, ныне только для гроба склонилась для того, чтобы почить и, какъ сказалъ Іаковъ, какъ левъ уснуть (Быт.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Все таковые зрители справедливо могут сказать о себе тоже, что сказал некогда пророк Иеремия о всех вообще грешниках: взыде смерть сквозе окна наша, и вниде в землю нашу, погубити отрочата отвне и юноши от стогн (Иерем. 9:21). Ибо очи суть окна души во храмине телес наших; ими вошла смерть во внутренние домы наши погубити духовных отрочат наших, то есть, благия мысли, желания и намерения. И потому весьма полезно затворять сии окна, по примеру Пророка, который молил Господа: отврати очи мои, во еже не видети суеты ( Пс. 118:37 ), или заграждать и, так сказать, уничтожать оные вовсе, по заповеди Христа Спасителя, Который сказал: аще око твое соблазняет тя, изми е, и верзи от себе ( Матф. 18:9 ), или, по крайней мере, никогда не отверзать их на суетные предметы мира, как поступал праведный Иов, который свидетельствует о себе: завет положих очима моима, да не помыслю на девицу ( Иов. 31:1 ). Такия только очи, так заключенные или огражденные, или столь бдительно охраняемые, суть действительно просты и подобны очам Христовым. З а сим, обращая студное лице наше к благословенным ланитам Христовым, мы усматриваем, что оне за наши преступления терпели тяжкие удары и заплевания, – усматриваем, и вместе в страхе и трепете удивляемся с одной стороны безпредельному долготерпению Господа, а с другой – неимоверному ослеплению беззаконых иудеев. Как непотребные рабы дерзнули бить скверными руками Того, Который пречистыми руками Своими создал человека, – Который в руце Своей содержит вся концы земли, и егда отверзает ю, исполняются всяческая Его благости ( Псал. 103:22 ), и насыщается всяко животно благоволения ( Псал. 144:16 ), а егда заключает ю, вся истаявают гладом и жаждою, и вся в персть возвращаются ( Псал. 103:29 ). Неблагодарные слуги отважились возложить нечистые руки на своего Господа и Благодетеля, не устыдились и не ужаснулись плевать в лице Тому, пред лицем Коего трепещут Ангелы и сотрясаются бездны, Который дождил с неба манну, и брением от плюновения исцелял очи слепых. И земля не разверзлась под стопами нечестивцев и не поглотила их живых среди самого нечестия! И небо не послало своих громов и молний, и не поразило беззаконных на самом месте преступления! О! это непременно случилось бы, но страждущий Господь неба и земли не благоизволил совершиться сей достойной казни над недостойными сынами Авраама. Он не отвратил лица Своего от оплевания и ланит от ударения, дабы показать нам на самом деле то, чему учил Он словом: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую ( Матф. 5:99 ), говорил Он и совершил самым делом. Будем убо и мы не учить только добру, но и творить оное, да соделаемся велики пред лицем Бога великого, и не лишимся Его царствия: ибо, по слову Христову, тот только великий наречется в цартвии небесном, кто сотворит и научит, а иже разорит едину заповедей малых и научит тако человеки, мний наречется в царствии небесном ( Матф. 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Послушай же со вниманием, какия обетования даровал нам Господь наш Иисус Христос. — Радость бывает на небеси, говорит Он, о едином грешнице кающемся (Лук. 15:10), и опять: грядущаго ко мне, — сим, разумеется, путем покаяния, не иждену вон (Иоан. 6:37); еще: аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет (Иоан. 7:37); и в другом месте говорит: приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы (Матф. 11:28); также: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем моим — и к нему, — Я и Отец чрез Духа, — приидем и обитель у него сотворим (Иоан. 14:21—23); и опять еще: аще вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым: кольми паче Отец, иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него (Лук. 11:13). На сии–то обетования Христовы надлежит надеяться, как мы сказали, с верою несомненною, и творить все заповеди Христовы с великим и теплым усердием. Первая заповедь Евангелия есть следующая: покайтеся, приближися бо царствие небесное (Матф. 4:17). Еще: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф. 7:7, 8). Желая же показать нам, как и какими делами надлежит нам искать, да обрящем, Христос сказал нам: иже хощет в вас первый быти, буди всем раб, всем слуга и всех меньший. Иже бо вознесется, смирится: и смиряяйся вознесется (Мф. 23:12; Мр. 9:35). Итак, кто имеет в уме своем все сие, сказанное нами, и все подобное сему, тот день и ночь занимается тем, обсуждает, как что лучше сделать, и делает то со всем усердием и тщанием, и таким образом мало–по–малу забывает мир и яже в мире, — деньги, имущества, родных, — и соответственно тому единится и сочетавается с духовным, т. е., чем более отдаляется от мирскаго, тем более прилепляется к духовному. Преуспевая же таким образом день ото дня, он замечает, как мало–по–малу истощаются злые помыслы, прежде не дававшие ему покоя, и отбегают от него; потом познает, как сердце его умягчается, сокрушается, приходит в смирение и раждает смиренномудрые помыслы; а когда восчувствует все сие, тогда посредством всего сего, и также чрез многия скорби и искушения, приходит в сокрушение и слезы; и чем более смиряется, тем более сокрушается, потому что смирение раждает плач, а плач питает матерь свою, то–есть смирение, и возращает его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

94. Итак, распят, подлинно распят Господь, и мы покланяемся распятому, погребенному, воскресшему в третий день и на небеса восшедшему. О глубина богатства и премудрости, и разума Божия! согласно написанному (Рим. 11, 33). От части бо разумеваем и от части пророчествуем (1 Кор. 13, 9), как каплю из моря почерпая из разума Божия и приемля образ такового домостроительства, благодать упования нашего, благоволением Отца, изволением Сына и Святого Духа, единого и того же Бога. Все Писания имели рассеянною там и сям проповедь воскресения; совершенная же проповедь о сем соблюдаема была ко времени пришествия самого ипостасного Слова: ибо полнота закона Христос, согласно написанному (Рим. 10, 4, срав. Матф. 5, 17). Где не говорило Божественное Писание о воскресении? Прежде всего кровь Авеля проповедует о нем; потому что даже и после смерти еще глаголет, говорит Писание (Евр. 11, 4). За тем Енох преложен бысть, и не обреташеся, и не видел смерти, яко угоди Богу (Евр. 11, 5; сн. Быт. 5, 24). Ной устроил ковчег по повелению Божию, сделав в нем для себя и для дома своего как бы основание пакибытия (Быт. 6, 8 и дал.). Авраам, уже устарелый, получает дитя, хотя тело его было омертвевшим. И однако и омертвевшему Бог даровал надежду, когда притом и утроба Сарры была омертвевшею: то, что устарело и стало близким к исчезновению, то есть иссякнувший ток обычного у женщины, снова получает силу к ввержению семени, и устарелая женщина, на подобие молодой, зачинает во чреве (Быт. 18, 10 и дал.). И Исаак, как бы от смерти перешедший к жизни, передается отцу: Бог, передавший отцу дитя живым от оживления омертвевших, тем самым возвестил надежду воскресения (Быт. 22, 12; сн. Евр. 11, 19). И Иосиф самым делом показывает, что не на втором месте полагает надежду воскресения костей своих: ибо заботился о них, не как об имеющих погибнуть, но как об имеющих снова ожить. И не без цели заповедывал, чтобы оне вынесены были из страны египетской, говоря: изнесите кости моя с собою: ибо присещением присетит вас Господь (Исх. 18, 19). Если бы не было надежды воскресения, то к чему была бы такая забота о костях? Зачем праведникам давать заповедь об истлевающих костях? Первым словом к Моисею было свидетельство Божие об этом предмете: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль, Бог усопших в мире, но у Меня живущих (Исх. 3, 6; сн. Матф. 22, 32; Марк. 12, 26–27; Лук. 20, 37–38). Один и тот же Дух глаголал в законе и учит в Евангелии. Это и Саддукеям указал Спаситель: глаголяй в пророках, ту есмь (Ис. 52, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Хотя досель ты и допускал его управлять собою, не противясь ему и не обличая его; но теперь более не будет он иметь в тебе места, будучи изгнан из твоего сердца. Еще не кончил старец слов своих, как вдруг нечистая сила представилась как огненное пламя, выходящее из пазухи его, которое наполнило храмину смрадом, так что присутствующие думали, что сожжено множество серы. Тогда сказал старец: познай слово мое! Чрез бывшее знамение Господь явил свидетельство твоего освобождения. 28.  Авва Лонгин, впадши однажды в болезнь, говорил самому себе: страдай и умирай; если не будешь просить пищи безвременно, то не дам тебе и ежедневной пищи. 29.  Сказывали об авве Макарии: когда случалось ему быть с братиею, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии; но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давали ему вина, старец с радостию принимал оное, чтобы мучить себя. Но ученик его, зная дело, говорил братии: ради Господа не давайте ему; иначе он будет мучить себя в келье. Братия, узнав сие, более не предлагали ему. 30.  Авва Макарий Великий говорил в Скиту братиям, когда распускал собрание: бегите, братия! Один из старцев сказал ему: куда мы побежим далее сей пустыни? Авва, положив перст на уста, сказал: сего бегите. Потом вошел в келью свою, запер дверь и сидел. 31.  Тот же авва Макарий сказал: если ты, делая кому-либо выговор, прийдешь в гневе, то удовлетворишь своей страсти. Таким образом, чтобы спасти другого, ты не погуби себя самого. 32.  Авва Пимен сказал: если бы не пришел Навузардан-архимагир, храм Господень не был бы сожжен (4 Цар. 25. 8, 9). Это значит, если бы похоть чревоугодия не входила в душу, то ум не падал бы в борьбе с врагом. 33.  Сказывали об авве Пимене: когда его звали к трапезе, он пошел со слезами, дабы не ослушаться братьев и не опечалить их. 34.  Некоторые сказали авве Пимену об одном монахе, что он не пьет вина. Вино есть питие не монашеское, отвечал он. 35.  Сказал авва Пимен: душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище. 36.  Сказал еще: если человек будет помнить изречение Писания: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишься (Матф. 12, 37), то решится лучше молчать. 37.  Еще сказал старец: брат спросил авву Памво: хорошо ли хвалить ближнего? Памво отвечал: хорошо, но лучше молчать. 38.  Брат спросил авву Пимена: как нужно жить в киновии? Старец отвечал: живущий в киновии должен всех братьев считать за одного, и хранить уста и очи. И таким образом он может быть спокойным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Притесняют ближних, по Апостолу, богатые; потому что они свою силу и опору полагают в кошельке; почему стесняя свободу человека, иногда и невиннаго влекут в суды с полною уверенностию), что там не будет суд Божий, а человеческий, – и судии, по уважению к богатству и знатности, все сделают, хотя бы и противозаконно, но лишь бы выгодно для богатаго и не оскорбительно для знатнаго 100 . Эти-то жалкие счастливцы мира, как говорит Ап. Иаков, и безславят доброе имя христиан (ст. 7), как в себе самих, что не всегда следуют учению христианскому, не льстящему их страстям, так и в других, потому что средствами, располагаемыми ими, обольщают слабосильных и, доставив случай к падению, насмехаются, или лучше, хвалятся своими непотребствами. Ст. 8. Аще убо закон совершаете царский по писанию: возлюбиши искренняго своего, тоже себе самаго, добре творите. (9) Аще ли на лица зрите ( πρωσοποληποπληπτετε), то грех содеваете, обличаеми от закона, яко же преступницы. Закон царский – закон Вседержителя ( Матф. 5, 43. 22, 39 . Лев. 19, 18 , Рим. 13б 9. Мар. 12, 31 . Гал. 5, 14 ), закон царей земли, в котором полагается прочное основание государства: люби ближняго, как себя. Любить ближних, значит любит не добродетельных только за их добродетель, но и порочных, дабы любовию заставить их отвращаться от порока и презирать его; любить не единоверца только, но и иноверца, как человека. В сем случае Спаситель показал, что человеколюбивый самарянин лучше понимал и исполнил заповедь о любви к ближним, нежели жестокосердый Иудейский священник ( Лук. 10, 30–37 ). Посему христианин если исполняет закон о любви к ближним, то исполняет не только из одного уважения к закону, к человечности; но исполняет для собственнаго же блага. Если же, на оборот, будет кто измерять любовь к ближним отношениями своими к ним и отношениями их к себе, то тот же самый закон обличит его в грехе и осудит; потому что грех познается законом ( Рим. 3, 20 ). Но тяжко быть преступником закона. Господи, дай нам силы исполнять его! Отделение VII

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Другой вопрос: как относился Иисус к язычникам? На этот вопрос синоптические евангелия дают также неодинаковый ответ. У Марка Иисус говорит сирофиникиянке, просившей исцелить ее дочь: „нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам”. Другими словами: иудеи – дети, язычники псы; Иисус пришел к дому Израилеву. Также должны поступать и апостолы: посылая их на проповедь, Иисус говорит им, что они не должны ходить к язычникам и самарянам, но лишь к заблудшим овцам дома израилева (Матф., X, 5). Но рядом с такими изречениями, мы встречаем и совершенно обратные. У Марка Иисус перед вознесением заповедует апостолам: „идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари“ (XVI, 15); еще определеннее у Матфея Иисус говорит перед вознесением; „идите и научите все народы” (XXVIII, 19); у Луки Иисус, кроме двенадцати, выбирает еще семьдесят учеников и посылает их для проповеди „во всякий город” (X, 1 – 3). Из этих заповедей можно вынести заключение, что и иудеи, и язычники одинаково достойны евангелия. Но возможен и третий ответ; иудеи недостойны, достойны лишь язычники. В таком смысле можно понимать уже притчу о виноградарях у Марка (XII, 1 – 12): виноградари, заведовавшие виноградником, убивали всех слуг, посылавшихся к ним господином, и убили даже хозяйского сына; тогда хозяину осталось только предать смерти виноградарей и отдать виноградник другим. Другими словами: иудеи убивали всех пророков, посылавшихся богом, теперь убивают Иисуса, и за это царство божие отнимется от них и будет отдано другим народам. Передавая эту притчу, Матфей влагает в уста Иисуса буквально это толкование (XXI, 33 – 43) и прибавляет другую притчу такого же рода, о послушном и непослушном сыне (XXI, 28 – 31). Но больше всего таких притч у Луки: у него повторяется и притча о винограднике (XX, 9 – 19), и приводятся еще четыре притчи того же рода: о мытаре и фарисее (XVIII, 9 – 14), о званом пире (XIV, 15 – 24) и знаменитые притчи о милосердном самарянине (X, 29 – 37) и о блудном сыне (XV, 11 – 32). Мы находимся в недоумении перед этими противоречиями; очевидно, что Иисус не мог говорить таких противоположных поучений. Объяснение этих противоречий простое: мы знаем, что среди христианских общин шли по этому вопросу споры, одни апостолы прямо запрещали проповедь среди язычников, считая только иудеев избранными, другие, как ап. Павел, считали, что дело не в том, к какому народу принадлежит человек, а в том, верит ли он в Иисуса Христа, третьи, указывая на ненависть официального иудейства к Иисусу и к христианству, говорили, что иудеи сами себя лишили права на участие в будущем царстве Иисуса. Каждая сторона стремилась подкрепить свое мнение ссылками на изречения и притчи Иисуса, передавала их по своему, иногда влагала Иисусу в уста то, чего он вовсе не говорил; авторы синоптических евангелий воспроизвели в своих книгах все эти противоречивые мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Таким образом, приведённые слова в буквальном переводе значат: «и рано утром молитва моя пойдет навстречу Тебе». Смысл этого места таков: «я обращусь к Тебе с молитвою раньше, чем Ты ожидаешь». 23. «Вскую, Господи, отрееши душу мою» – «Вскую» – отчего, зачем, за что. – «Отрееши» – 2-е лицо единств, числа наст, времени от глагола «отреяти», который значит собственно отталкивать, отвергать, отбрасывать. «Душу мою», т.е. меня. 24. «Отвращаеши лице Твое от мене» – В еврейском – «скрываешь лицо Твое от меня». 25. «Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея» – Слово «нищ» здесь, как и в некоторых других местах, означает: страждущий, бедствующий, что в точности соответствует еврейскому тексту (синод, перев. – «несчастен»). См. напр. Пс.101:1 : «молитва нищаго («страждущего») егда уныет и пред Господем пролиет моление свое»; Пс.139:18 : «познах, яко сотворит Господь суд нищым («угнетенным») и месть убогим» («справедливость бедным»). Ср. также выше: «очи мой изнемогосте от нищеты» и примеч. 15. – «В трудех». – Греческое слово, переданное здесь словом «труд», означает собственно утомление, изнурение, болезнь; поэтому «в трудех» значит: в болезнях, я болею; это весьма близко подходит к смыслу еврейского текста. (Синод, перевод: «истаеваю»; в других переводах – «я при смерти»). В подобном смысле употреблено слово «труд», напр., в Пс.9:28 : «под языком его (т.е. нечестивого) труд и болезнь» («под языком его мучение и пагуба»); Пс.24:18 : «виждь смирение мое й труд мой» («призри на страдание мое и на изнеможение мое») и остави вся грехи моя». Ср. также Ев. Матф.9:28 «приидите ко Мне все труждающиися и обремененнии». 26. «Вознес же ся, смирихся и изнемогох» – Здесь есть существенное различие между греческим текстом, которому следует славянский перевод, и нынешним еврейским текстом; в последнем вместо слов: «вознес же ся, смирихся» читается: «несу ужасы Твои». В переводе LXX это место означает: за временным улучшением в моем положении последовало еще большее падение. Слово «смирихся» употреблено здесь в том же смысле, как в Пс.37 : «озлоблен бых и смирихся до зела» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

И первый пусть ведет нас Моисей, служитель Божий и законодатель, вознесший медного змия, не затем, чтобы он был прославлен, но чтобы послужил знамением (и, ядом меди изображая яд злобы, как на суде, показывал сходство меди со злом). И сам Моисей воздвиг некогда руки ( Исх. 17:11 ), прообразуя распеншегося Христа и воздвигаемый ныне Крест. Уловляя некогда Амалика, Иисус молился: да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Елон (Иис. Нав. 10:12 ), не для того только, чтобы возвестить день креста, в который распрострется тьма по всей земли ( Матф. 27:45 ), и не для того только, чтобы в сей день сделать достоверною высоту силы Божией и мышцу Его, вознесшуюся над врагами, – но чтобы показать и воздвижение Креста, и прообразовать восхождение на него Солнца славы. И Авраам принес жертву ( Быт. 22:13 ), во образ таинственного жертвоприношения, но, повинуясь внезапному гласу с высоты, заклал на вершине горы агнца, преобразуя вознесение креста на высоту. Бывшие с Азариею в огне Вавилонской пещи, молясь, некогда воздвигли руки на высоту и угасили поднявшееся в ней пламя огненное ( Дан. 3:24 ), воздвижением рук изображая возносимый крест. Иона воздвиг некогда глас ( Ион. 2:2 ), крестовидно совозвысив руки, и тотчас привлек свышнюю силу, будучи невредимо извержен зверем. Славная Иудифь воздвигла некогда меч над главою спящего Олоферна ( Иудиф. 13:9 ), прообразуя воздвижение Креста, и соделала спасение Израилю. Даниил некогда во рву львином воздвиг глас к Вышнему, преобразуя воздвижение Креста, когда пророк Аввакум, восхищенный во мгновение ока, принес ему пищу ( Дан. 14:37–38 ). А что разумеет Иеремия, говоря от лица богоубийц: приидите и вложим древо в хлеб его, и истребим от земли живущих ( Иер. 11:19 )? И что значат подобные этим слова Исаии, который говорит негде: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен. Во смирении Его суд Его взятся. Яко вземлется от земли живот Его. И Той грехи многих вознесе ( Ис. 53:7, 8, 12 )? Куда (вознесе), если не на древо крестное, пригвоздивши к которому сей хлеб, они не оставили Его прежде, чем вознесли Его на высоту, во свидетельство видящим и во образ настоящего Воздвижения? Как, в самом деле, назвать это, если не воздвижением и явлением креста, равно как и закланием Агнца, вознесенного на крест и пригвоздившего грехи мира (чем ясно указано на Воздвижение Креста)?!... Но довольно приводить свидетельства из Писания, предвозвестившие Воздвижение Креста, – дабы многие не пресытились словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010