§ 194. Человек деятельно участвует в том, что совершает в нём и чрез него благодать Божия    1. В св. Писании очень раздельно изображается, что все дело освящения человека от начала до конца есть дело благодати Божией и вместе самого человека. Так говорится: а) об обращения человека: обрати мя, и обращуся (Иер. 31:18), а с другой стороны: обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам (Зах. 1:3); или: приближитеся Богу, и приближится сам (Иак. 4:8); примиритеся с Богом (2 Кор. 5:20); б) о последовании Христу: никтоже может приити ко мне, аще не Отец, пославый мя, привлечет его (Иоан. 6:44), а с другой стороны: иже не приимет креста своего, и в след мене грядет, несть мене достоин (Матф. 10:38; сн. 19, 21); в) о возрождении: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие (Иоан. 3:5), и вместе: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2:38); г) об обновлении; и дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедех моих ходят, и оправдания моя сохранят и сотворят я (Ез. 11, 19. 20), и вместе: отвержите от себе вся нечестия ваша, имиже нечествовасте ко мне: и сотворите себе сердце ново, и дух нов, и сотворите вся заповеди моя (Ез. 18, 31; снес. Иак. 4:8); д) о соединении со Христом: будите во мне и аз в вас (Иоан. 15:4), и далее: иже будет во мне, и аз в нам, той сотворит плод мног (- 5).    2. Ту же истину выражает св. Писание, когда свидетельствует, что от свободы человека зависит: а) быть добрым или злым: аще хощете, и послушаете мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете мене, мечь вы пояст(Ис. 1:19. 20); б) последовать Христу: аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет (Матф. 16:24); в) стремиться к высшему совершенству: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след мене (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

176. 177. 225. М. 1846. Св. Григ. д. Бес. на еванг. 7 и 20: кн. 1 с. 61–62. 202. 203. Спб. 1860. Сн. Илар. поат. Толк. на Матф.: тв. с. 148. Кельн, 1617. Св. Вас. вел. О Св. Дух. гл. 15 и Бес. 13: тв. ч. 3 с. 285. ч. 4 с. 225–226. М. 1846. Пр. Иерон. Разг. прот. люциф.: тв. т. 4 ч. 2 с. 293–294. Пар. 1706. Бл. Авг. Пис. 44, Ручн. кн. к Лавр. гл. 48–49, О крещ. прот. донатист. кн. 5 гл. 9–10 и Прот. пис. Петил. кн. 2 гл. 37: твор. т. 2 с. 79–80. т. 6 с. 157. т. 9 с. 99–100. 166–167. Антв. 1700–1. Св. Кир. ал. Толк. на Иоан. гл. 10: тв. т. 4 с. 110–111. Пар. 1838. Св. Лев. вел. Пис. 16 гл. 6: тв. т. 1 с. 235. Лион, 1700. Св. Иоан. дам. Точн. изл. прав. Вер. с. 238. М. 1844. Бл. Феофил. Толк. на Матф. с. 73. Каз. 1855. Толк. на Лук. с. 323. 545. Пар. 1631. 349 Тертуллиан: «Крестили апостолы, как служители Иисусовы, по предсказанию Иоаннову, и они сообщали не иное крещение, как Иоанново. Не надобно полагать, чтоб они могли тогда преподавать какое-либо другое крещение. Сие другое крещение было единственно то, которое Иисусом Христом было установлено уже впоследствии, и которого ученики Его не могли в то время совершать; потому что Господь не достиг еще высочайшей своей славы, и что Он не утвердил еще действительности крещения своими страстьми и своим воскресением. Мы не иначе могли истребить в себе смерть, как Его страстями, не могли иначе восстановить в себе жизнь, как Его воскресением». Св. Златоуст: «Почему, скажешь ты, не крестил Он (Иисус Христос) сам? Еще прежде Иоанн сказал: той вы крестит Духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ); но Духа Св. Он тогда еще не подавал. Потому, конечно, и не крестил. Но ученики делали это, желая многих привести к спасительному учению. А если бы кто захотел узнать, имело ли какое-нибудь преимущество крещение учеников (Иисуса) пред Иоанновым? – мы скажем, что никакого. Ибо то и другое крещение равно не имело благодати Духа, и целию того и другого было только приведение крещаемых ко Христу». Терт. О крещ. гл. 11: тв ч. 1 с. 17–18. Спб. 1847. Св. Злат. Бес. на Иоан. 29 : ч, 1 с. 342. Спб. 1854. 350 Бл. Феодор. Толк. на п. к рим.: тв. ч. 7 с. 49. М. 1861. Св. Амвр. мед. Толк. на п. к рим.: тв. т. 2 ч. 2 с. 84. Пар. 1845. 351 Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 4 гл. 16: тв. с. 246. Пар. 1710. Св. Иуст. муч. Разг. с Триф. с. 173. 181. М. 1862. Терт. Прот. иуд. гл. 2: тв. ч. 3 с. 176. Спб. 1850. 352 Снес. Св. Кипр. Свид. прот. иуд. кн. 1: тв. т. 2 с. 20. К. 1861. Св. Амф. икон. Слов. в д. обрез. Госп. наш. И. Христ.: хр. чт. 1837 г. ч. 1 с. 6–9. Св. Епиф. О ерес. 8 гл. 4. 6, о ерес. 30 гл. 28. 33: тв. т. 1 с. 17. 19. 153–154. 160. Кельн, 1682. Св. Злат. Бес. на кн. быт. 27. 39. 40: ч. 2 с. 86. 378–379. 381. 382. 383. 385. 397. Спб. 1852. Св. Кир. ал. Прот. Юлиан. кн. 10: тв. т. 6 с. 350. 351. 353. Пар. 1678. Бл. Феодор. Толк. на кн. быт. вопр. 68: тв. ч. 1 с. 67–69. М. 1855. Св. Иоан. дам. Точн. изл. прав. Вер. кн. 4 гл. 25 с. 297–298. М. 1844.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

2051 На Римл. бесед. V, стр. 95, по русск. пер. 2052 На Ев. Матф. бесед. XXIII, в т. 1, стр. 495. 2053 Слов. 1 к Феодору падш., в Хр. Чт. 1844, 1, 370. 375. 2054 На Ев. Матф. бесед. XXIII, в т. 1, стр. 494. 2055 О страхе Бож. и о послед. суде, в Тв. св. Отц. XV, 308. 2056 Бесед. на Пс. XXXIII, 6, в Тв. св. Отц. V, 293. 2057 Бесед. на Пс. XXXIII:12, там же 302. 2058 Слов. 1 к Феод. падш., в Хр. Чт. 1844, 1, 366. 2059 Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 27, стр. 308. Qui ignis, cujus modi et in qua mundi vel rerum parte faturus sit, hominum scire arbitror neminem, nisi forte cui Spiritus Divinus ostendit (Августин de civ. Dei XX, 16). 2060 Тертулл. Apolog, c. 48; Григ. нисск. Catech. c. 40; Иоанн. Златоуст. слов. 1 к Феод. падш., в Хр. Чт. 1844, 1, 366. 2061 Тертул. Apol. с. 48; Минуц. Фел. Octav. с. 35; Лактанц. Inst. divin. VII, 21; Григ. нисск. Catech. с. 11; Августин. de civit. Dei IV, 13, n. 18. 2062 Минуц. Фел. Octav. 31. 35; Иоан. Злат. слов. 1 к Феод. падш., в Хр. Чт. 1844, 1, стр. 367 и след. 2063 Вас. вел. бесед. на Пс. XXXIII, п. 8, в Тв. св. Отц. V, стр. 302; Иоан. Злат. in Hebr. homil. 1, 4. 2064 Тертулл. Apolog. 47. 48; Августин. de civ. Dei XX, 16. 2065 Ориген. de princip. II, 10, n. 4. 5; Амврос. in Luc. lib. VUI, n. 205. Иероним. in Eph. V, 6; in Is. c. XLVI. 2066 Августин. de civit. Dei XXI, 9, n. 2; 10, n. 1. 2067 Слов. к Феод. падш. 1, в Хр. Чт. 1844, 1, 361. 366—367. 2068 Вас. вел. письм. к падш. деве XLVI, в Тв. св. Отц. X, 131. 2069 Прав., кратко излож., отв. на вопр. 207, в Тв. св. От. IX, 346—347. 2070 Слов. на второе пришеств. Господа, Тв. св. Отц. XII, 390. 2071 Слов. на честн. крест и на втор. приш. Господь., там же XIV, 50; снес. стр. 18. 2072 на Рим. бесед. V, стр. 84, по русск. пер. 2073 Слов. к Феод. падш. 1, в Хр. Чт. 1844, 1, 413. 2074 Tunc saevieudi plurima genera… Hos, quibus recusata nox Domini et imperia fuere comtempta, disparibus coercet exitiis, proque merito salutis exactae vires suas suggerit, dum par sceleri discrimen imponit… et caet. (lib. de laud. Martyr.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Tract. in Ps. CXLIX.    In Ps. II.    Мысль эту проповедуют ныне почти все протестантские богословы.    Церковн. Истор. кн. I, гл. 13, стр. 51. 56, изд. Спб. 1848.    Bingham. Orig. eccles. lib. X, c. 3, § 7; c. IV, § 13.    Достойно замечания, что o сошествии И. Христа во ад упоминается во многих апокрифических писаниях, появившихся в начале Христианства. См. наприм. Evangel. Nicodem. n. 18 (in Birch. Auct. 115 squ.), Acta Thomae. n. X (ap. Thilo. Cod apoc. p. 20), Testament. XII Patriarch. c. IX; Sybill. VIIU, 743.    Adv. haeres. IV, 12, n. 1; 27, n. 2.    Ibid. V, c. 31, n. 1. 2.    De anima c. LV, in Patrolog. curs. compl. T. II, p. 742, Migne.    Strom. VI, 6; cfr. 11, 10.    In Genes, homil. XV; cfr. in Joan. T. VI, n. 18.    Divin. instit. IV, c. 12, p. 481, in Patrolog. curs. compl. T. VI, ed. Migne.    Haeres. Herodian. XX; cfr. haeres. LXIX, 62; LXXVII, 8.    Бесед. на Пс. 48, ст. 16, в Тв. св. Отц. V, 371.    Слов. о Богосл. III, в Тв. св. Отц. III, 75.    На св. Матф. Бесед. II, п. 1, стр. 23 в т. I по русск. пер. Тоже учение и у других учителей четвертого века, наприм., у св. Евстафия антиохийского (contr. Origen. in Galland. T. IV, p. 563) и св. Зинона веронского, который говорит: «Он (И. Христос) вкусил смерть для того, чтобы победить ее, — снисшел в преисподнюю, чтобы оттоле извести умерших живыми» (на 1 Кор. 15:24, в Хр. Чт. 1838, 11, 15).    Athanas. contr. Apollinar. 1, n. 13. 14; 11, 17; Epiphan. haeres. LXXVII, n. 7. 8. 25; Philastr. haeres. XL.    Socrat. Η. Е. II, 37. 41.    Слов. на Пасху; снес. за Ев. Матф. Бесед. II, n. Ï «Если пойдешь за нами в надлежащем безмолвии, мы можем тебя выводить и показать, где лежит смерть, пригвожденная ко кресту, где грех повешенный, где многочисленные, удивительные и победные памятники сей войны, сей битвы. Увидишь здесь связанного мучителя, и за ним множество пленников: ту твердыню, из которой проклятый демон, в прежнее время, производил всюду свои набеги. Увидишь убежище и пещеры разбойника, уже разоренные и открытые: ибо и туда приходил Царь» (- стр. 23, в т. 1 по русск. перев.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

    Χαρισμα. Clem. Alex. Paedag. 1, 6.     Αναγννησις — Justin. Apol. 1, n. 61; Παλιγγενεσα — Greg. Nyss. Catech. XXXII; Secunda nativitas — Tertull. Exhort. cast. c. 1.    Greg. Nyss. Catech. XXV. XL; Theodoret. in Cantic. 1.     Σφραγις εν Χριστω — Epiphan. de mens, et pond. n, 15.    Ephrem. de Charit. et eleem. in T. II, p. 254, ed. Graec.    Eulog. Alex, advers. Novat. III.     Λοτρον μυστικν — Greg. Nyss. in laud. S. Basilii, T. III, p. 483, ed. Morel.    Justin. Dialog. cum Tryph. XIII; Lavacrum salutare — Ambros. de interpell. David. 11, 4, n. 14.     Λοτρον τς μετανοας και γνσεως — Justin. Dialog. cum Tryph. c. XIV.     Λοτρον τς παλιγγενεσας — Theophil. ad Autolic. II, 16; Chrysost. in Is. ho­mil. 1, n. 2; Euseb. in Ps. CXVIII. 73.    Constit. Apost. II, 7.    Aqua vitae aeternae — Cyprian. Epist. ad Cecil. LXIII; Justin. Dialog. cum Tryph. n. XIV,    Fons Divinus — Cassiod. in Cantic. VII.    Felix sacramentum aquae nostrae — Tertull. de bapt. c. XI.    Sacramentum nostrae nativitatis — Hilar. in Ps. LXIII, 11; Augustin. de peccat, merit. et remiss. 11, 27, n. 37.    «Апостол Павел говорит: Иоанн убо крести крещением покаяния, не сказано — отпущения, да во грядущаго по нам веруют (Деян. 19:4). Да каким бы образом могло быть отпущение грехов, когда еще ни жертва не была принесена, ни Дух Святый не сходил, ни грехи не были заглаждены, ни вражда не пресеклась, ни проклятие не уничтожилось?.. Смотри, с какою точностию Евангелист излагает сие, — ибо, сказав, что Иоанн прииде проповедуя крещение покаяния и пустыни иудейстей, присовокупил — во отпущение; как бы сказал: он убеждал их к сознанию и покаянию в грехах, не для наказания их, но дабы они удобнее получили отпущение, имевшее быть после. Ибо если бы они не осудили самих себя, то не стали бы просить и милости; а не ища ее, не удостоились бы и оставления грехов. Итак, крещение Иоанново пролагало путь к другому» (Св. Златоуст. на Матф. бесед. X, n. 1. 2, т. 1, отр. 177. 179; Снес. примеч. 195).    Златоуст. на Матф. бесед. XII, я. 3, т. 1, стр. 225, по русск. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Свойства христианского брака, освящаемого таинством, суть: а) единичность, т. е. христианский брак есть союз только одного мужа и одной жены, и б) нерасторжимость.    1. Христианство решительно запрещает многоженство (πολυγαμα) и освящает таинством только союз двух лиц, одного мужа и одной жены (μονογαμα). Ибо таков первоначальный закон брака, положенный Творцом в самой природе человека, и тогда же выраженный праотцем рода человеческого, по вдохновению свыше. И сотвори Бог человека, повествует свящ. бытописатель, мужа и жену сотвори их (Быт. 1:27). И далее: и созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму. И рече Адам: се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будета два в плоть едину (2. 22—24; снес. Матф. 19:4—6). Этот закон подтвердил и объяснил сам Христос Спаситель, когда сказал: сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть, и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Якоже ктому неста два, но плоть едина (Матф. 19:4. 5). На этот же закон ясно указывал Христианам и св. апостол Павел, говоря: кийждо свою жену да имать… жена своим телом не владеет, но муж: такожде и муж своим телом не владеет, но жена (1 Кор. 7:2. 4), и внушая христианским супругам, что их союз таинственно образует собою союз Христа с Церковию (Еф. 5:23 и след.). Так учили потом об этом законе брака и все св. Отцы и учители Церкви.    Впрочем, запрещая иметь двух и многих жен, или мужей, в одно и тоже время, св. вера не возбраняет супругам вступать в другой брак в случае смерти кого-либо из них, хотя и отдает преимущество пред таким браком честному вдовству. Глаголю безбрачным и вдовицем, пишет св. Апостол, добро им есть, аще пребудут, якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают: лучше, бо есть женитися, нежели разжизатися (1 Кор. 7:8. 9). И затем: жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще же умрет муж ея, свободна есть, за ис негоже хощет посягнути: точию о Господе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Домъ преславный МОГИЛВЪ въ Клейнты ефитый, важныи дла, сталс знаменитый. въ томъ Марсъ збройно ставаетъ, трно пристпити Врагмъ, ттъ усаила слава гнно мти. Славныи, ге тежъ цнты, крито прибыли. въ МИТРОПОЛИТ, снес зъ вили. Слнце, Мсць, зъ Звами Нбо бцютъ, Славнымъ МОГИЛМЪ, Землю сиать таке шацютъ. Предисловие Петръ Могила, Митрополитъ и все : Аплког рн Пренайвелебнйшимъ и Боголюбенйшимъ ихъ милостмъ Гнмъ цемъ и въ дх томъ Православнымъ церкви Рсийскои, Препообнымъ Гнмъ цемъ Превелебнымъ Игменмъ, велебнымъ Пречестнымъ Протопопмъ, Честнымъ и всем весполъ клир Церковном Православном: Блгословенства Бжог, Ласки, Поко, и всхъ дочасныхъ и вчныхъ добръ зычитъ. Ромное творенъе Бжее, человкъ на паол подсолнечномъ, бчи Паномъ алб справцею Бга надъ всмъ створенъемъ земнымъ постановленый, велгъ алъмисты: Вс покорилъ подъ ноз вца и волы вс, и проча 1 . въ постпкахъ и по своемъ, не и уставичный, Читеигк сщенный; раъ бовмъ к Хамеленъ укажетъ постпки сво, темныи и баро похмрныи, такъ ижъ свтла и бъснен потребютъ, которымъ и иныхъ Преложоныхъ Бгъ хощетъ мти, Спасителъ намъ у Мат. : такъ до Преложоныхъ мовитъ: Вы свтъ 2 . И далей: Не вжигаютъ свтилникъ и поставлютъ подъ спомъ, но на свщниц, и свтитъ всмъ иже въ храмин сть. Дргимъ раомъ укаетс человкъ тломъ кимсь слпымъ и беъочнымъ, котором за чи Бгъ поаетъ преложоныхъ, к свчитъ Матф.: : мовчи: Свтилникъ тл ко, аще уб бетъ ко тво просто, вс тло тво свтл бетъ 3 . Третимъ раомъ, покаетс человкъ по травами ковымись сырыми, до згнилости склонными и не стравными, такъ ижъ Бгъ тыхже Преложоныхъ чинитъ абы тые потравы не пришл до загнилости, к самъ титлетъ Спсителъ учневъ своихъ у Матф.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/tr...

1062 In Johann. Tract. CXVIII. 1063 Поуч. тайновод. III, n. 4, стр. 451—452. 1064 Втор. всел. прав. 7; шест. всел. прав. 95. 1065 «Печатию Св. Духа запечатлены все входы в душе твоей; печатию показания запечатлены все члены твои. Царь как бы положил на тебе письмо свое, наложил на него печати огня (Матф. 3:11; Лук. 3. 16), да не прочтут его чуждые и не испортят письмен» (Орр. Syr. T, II, р. 332). 1066 Cathechism. Roman. Part. II, c. 3, n. 23. 1067 Asseman. Cod. liturg. T, III, p. 83—84. 111—112: чин миропомаз. армян. Церкви, изд. Иосифом, архиеп. армян., Спб. 1799. 1068 См. выше примеч. 1032. 1069 Apud Phot. Biblioth. Cod. CCLXXI, col. 1499. 1070 См. выше примеч. 1023. Του μρου τελειοτιχ κρσις ( ο церк. иер. гл. II, § 8). 1071 Выше примеч. 1025. Caro signatur, ut et anima muniatur (De resurr. carn. c. 8). Non quod in aquis Spiritum Sanctum consequamur, sed in aqua emundati, sub angelo Spiritui S. praeparamur… (De baptism. c. 6). 1072 Выше примеч. 1027 и 1029. 1073 Выше примеч. 1030—1034, 1035—1040. 1074 Lavacro peccata purgantur, chrismate Spiritus infunditur. Pacian. de baptism. n. 6. Cfr. Didym. de Trinit. II, 1. 14. 1075 Выше примеч. 1036. 1076 Поуч. тайновод. III, n. 7, стр. 453. 1077 Там же п. 4, стр. 452. Снес. примеч. 1071. 1078 См. выше примеч. 1026. 1030. 1075. 1079 Августин, Contr. lit. Petil. II, 13; Оптат, Schism. Donat. VII, 4; Фотий, Epist. encycl. 11. 1080 Игнатия, архиеп. воронежского, о таинств. Церкви — стр. 143, Спб. 1849. 1081 См. чин свящ. коронования Его Императорского Величества Государя Императора Николая Павловича перев. на эллинский язык, стр. 16 и 30, Спб. 1827. 1082 В нашей отечественной Церкви миро освящается только при двух кафедрах — киевской и московской, откуда рассылается по всей России. 1083 Собор. Карфаген. II (390 г.) прав. 3; Карфаген. III (397) прав. 36; nana Гелас. I, Epist. IX ad Ерр. Luc. c. VI. 1084 Lib. 7, c. 22. A в 43 и 44 гл. той же книги, как совершитель и крещения и миропомазания, упоминается один только· священник — ερες .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

1248 Васил. Кил. ap, Phot. Biblioth. cod. CVII, p. 281; Евагр. Η . E. IV, c. 36. 1249 Геннад. de dogm. eccles. c. 52; Concil. Toled. II, c. XI. 1250 Так в книге: Ordo Romanus, составленной в IX веке, дается наставление: de parvulis providendum, ne postquam baptisati fuerint, ullum cibum accipiaut, neque lactentur sine summa necessitate, antequam communicent sacramento corporis Christi (in Biblioth. PP. T. X, p. 84. Paris. 1654). 1251 Bona, Rer. liturg. II, c. 19, § 2. 1252 Прав. исп. ч. 1, otb. на вопр. 107; снес. св. Дионис. алекс. прав. 2. 4; св. Тимоф. алекс. прав. 5. 7. 12. 1253 См. «чин погребен. младенческ. в Требнике. 1254 Concil. Trident. Sess. XXI, can. 1. 2. 1255 Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Eucharistia, P. 1, c. III, propos. IV. 1256 Ibid. n. 224. 1257 Ibid. n. 197. 199. 1258 «После того, как предстоятель совершит благодарение и весь народ возгласит: аминь, так называемые у нас диаконы каждому из присутствующих дают приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды да и к небывшим относят» (Apolog. 1, 85, в Хр. Чт. 1825, Χ VII, 98—99). 1259 Contra haeres. XV, 18, n. 4. 5; V, 2. 1260 De resurrect. carn. c. 8, 1261 Quos excitamus et hortamur ad proelium, non inermes et nudos relinquamus, sed protectione corporis et sanguinis Christi muniamus… Nam quomodo docemus aut provocamus eos in confessione nominis sanguinem suum fundere, si eis militaturis Christi sanguinem denegamus? (Epist. LIV). 1262 Кирилл. иерус. поуч. тайновод. IV, n. 3. 6; Златоуст. на Матф. бесед. LXXXII, п. 5; Амврос. de myster. c. VIII, n. 48. 1263 Serm. IV de Quadrages., in Bibl. P. P. max. t. VII, p. 1015, Lugd. 1677. 1264 Apud Gratianum. Decr. III de consecr. dist. 11, c. 12. 1265 Bona, Rer. liturg. IX, c. 18, § 1; c. 19, § 3; cfr. Buttenstock., Hist. eccles. N. T. III, p. 252. 1266 Concil. Trident. Sess. XXI, can. II; cfr. Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. V. 1267 Вот главнейшие из этих причин: а) опасность пролития крови; б) трудность сохранять вид вина для больных, особенно в странах жарких и холодных; в) недостаток такого вина во многих местах отдаленных; г) естественное отвращение от вина многих и под. (Pernone, loc. citat. n. 214).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

1268 Perrone, Ibid. n. 215. 1269 Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. IV, n. 192. 1270 Ibid. n. 189. 191. 1271 Иустин. Apolog. 1, n. 85 (см. выше примеч. 1258). Cfr. Baronii Annal. eccles. T. V, ad an. CCCCIV. 1272 Бароний пишет: habes id quoque probatum auctoritate S. Gregorii, Rom. pontificis, quum ait (Dialog. III, c. 36), in navi portasse navigantes Christi corpus et sanguinem (Annal. eccl. loc. cit.). Кардинал Бона то же самое подтверждает касательно пустынников (Rer. liturg. II, c. 18, n. 11), где, в частности, указывает на пример препод. Марии египетской, удостаившейся приобщиться в пустыне и тела и крови Господней из рук препод. Зосимы (см. Чет. Мин.). 1273 Perrone, loc. cit. n. 190. 1274 Кир. иерус. поуч. тайнов. IV, n. 3; Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13; Максим. исповед. Mystag. c. XXI. 1275 Златоуст. на Матф. бесед. IV, п. 9; Дамаск. Точн. изл. прав. веры, кн. IV, 13. 1276 Иустин. Apolog. 1, 65; Златоуст. in Johann. homil. XLVI, n. 3; Кирил. алекс. in Genes. Glaphir. lib. 11. 1277 Киприан. Epist. LIV ad Cornel.; Златоуст. in Johan. homil. XLVI, n. 3; Амврос. in Luc. lib. VIII, n. 51. 1278 Амврос. in Ps. XLIII Enarr. n. 36; Kup. алекс. in Johan. IV, 36. 1279 Собор. Трулл. прав. 28; Амврос. de Sacram. IV, 6. n. 28; V, 3, n. 17. 1280 Киприан. Epist. LXIII ad Caecil.; Кирил. Иерус. поуч. тайнов. IV, n. 6; Собор. Трулл. прав. 23. 101: «ядущий и пиющий Христа непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая приобщением Божественной благодати». 1281 Киприан. Epist. LIV; Златоуст. in 1 Corinth. homil. XXIV. 1282 Игнат. Богонос. посл. к Ефес. п. 20, в Хр. Чт. 1821, 1, 42. 1283 Ирин. adv. haer. IV, 18, n. 4. 5; снес. Иустин. Apolog. 1, 66; Клим. Алекс. Paedag. 11, 2; Григор. нисск. Catech. с. 37. 1284 Амвр. in Luc. lib. X, n. 49. 1285 Luther. Captiv. Babyl. t. II, fol. 283; Calvin. Inst. IV, 18, n. 1 squ.; Zwingl. de canon, missae epichr. vol. III, p. 100, ed. Schul. et Schutt. 1286 Ириней adv. haer. IV, 17, n. 5; Иустин. Dialog. cum Tryph. d. XLI; Ипполит. de charism. c. XXVI; Евсев. Demonstr. Evang. 1, 10; Златоуст. adv. Jud. orat. V, n. 12; Феодорит. in Mulach. 1, 11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010