I. О ДВУХ ЕСТЕСТВАХ ВО ИИСУСЕ ХРИСТЕ § 133. Господь Иисус имеет естество Божеское и есть именно Сын Божий В этой истине удостоверяемся: I) из писаний о Мессии ветхозаветных, II) из учения Христа-Спасителя о самом Себе, III) из учения о Нем св. Апостолов, IV) из учения и верования мужей апостольских и всей Церкви. I. В ветхом Завете Мессия называется: 1) Сыном Божиим, рожденным от вечности из существа Отча. В Псалме 2-м, который все св. Апостолы ( Деян. 4, 24–28; 13, 32–34 ; Евр. 1, 5; 5, 5 ) и сами древние Иудеи 97 относят к Мессии, Мессия свидетельствует о Себе: Господь рече ко мне: Сын мой еси ты, аз днесь родих тя (ст. 7), т. е. родил или рождаю вечно. В Псалме 109-м, также относимом и св. Апостолами ( Деян. 2, 34–36 ; Евр. 1, 13; 7, 17. 21. 24. 25 ) и древними Иудеями 98 к Мессии, сам Бог говорит к Нему: из чрева, т. е. из существа Моего, прежде денницы, т. е. прежде всякого времени, родих тя (ст. 3). Пророк Михей, предсказывая, что Мессия имеет произойти из Вифлеема, присовокупил, что Он имеет и другое происхождение – вечное: исходи его из начала от дней века ( Мих. 5, 2 ), – а это пророчество также относимо было к Мессии всею церковию иудейскою ( Матф. 2, 4–6 ; Иоан. 7, 42 ). 2) Господом, Богом (Адонаи, Елогим) и даже Иеговою, именем, исключительно усвояемым одному Богу. Таковы, например: а) слова псалма 44-го: престол твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия твоею; возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих (ст. 8), – относимые к Мессии и Апостолом ( Евр. 1, 7–9 ) и древними Иудеями 99 ; б) слова 109-го псалма: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене (ст. 1), которые относит к Мессии сам Христос-Спаситель (Мат. 22, 41–46); в) пророчество Малахии: се аз посылаю ангела моего, и призрит на путь пред лицем моим: и внезапу приидет в церковь свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел завета, егоже вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал. 3, 1 ), которое также относит к Мессии сам Спаситель (Мат. 11, 10. 11); г) пророчество, двукратно повторенное Иеремиею: се дние грядут, глаголет Господь, и восставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет царь, и премудр будет, и сотворит суд и правду на земли. Во днех ею спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя ему, имже нарекут его, Господь (Иегова) праведен наш ( Иер 23, 5. 6 ; снес. 33, 15. 16), – пророчество, которое единодушно относили к Мессии древние Иудеи 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Златоуст, «исполнив крещение иудейское, отверз двери и Крещению Церкви новозаветной», хотя своим нисшествием в струи Иорданские Он освятил естество вод для освящения ими всего человечества, и хотя здесь видим уже, что на крестившегося Иисуса сошел Дух Святый, подобно тому, как нисходит возрождающая благодать Его на каждого из верующих в христианском таинстве. Не станем, наконец, указывать на крещение, которое совершали ученики Господа Иисуса еще во дни Его земной жизни; потому что и оно, по замечанию св. Златоуста, ничем не было отлично от крещения Иоаннова, совершалось современно с ним, а не заменило его собою (Иоан. 4:1. 2), относилось к одним Иудеям (3, 22. 23); и след., подобно Иоаннову, только приготовляло их чрез покаяние к принятию явившегося Мессии и ко вступлению в Его благодатное царство (Матф. 10:7). Все это были только предуказания на христианское таинство Крещения, прообразы его и как бы предначатки.    Самым же делом Господь установил таинство Крещения уже по воскресении своем, когда, искупив нас своею бесценною кровию и стяжав ею право раздавать верующим дары Св. Духа (Иоан. 7:39; 2 Петр. 1:3; 1 Кор. 1:4), торжественно сказал ученикам своим: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се аз с вами есмь во вся дни до скончания века(Мат. 28:18—20); иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16:16; снес. Посл. вост. патр. о прав. вере чл. XV). Здесь является уже Крещение, как таинство для всех людей, а не для одних Иудеев, как учрежденное навсегда до скончания века, а не на время, и как необходимое условие для вечного спасения, а не для приготовления только к благодатному царству Мессии. С этих пор св. апостолы, как только сами облеклись силою свыше (Лук. 24:49), начали постоянно совершать таинство Крещения и очищать, возрождать в нам верующих благодатию Св. Духа:покайтеся, сказал св. Апостол Петр в тот же день Иудеям, внимавшим его проповеди, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   При пособии всех означенных средств, Иудеи и со времен Авраама, как до Авраама, веровали в грядущего Мессию, и этою верою оправдывались и спасались: мысль, которую непререкаемо подтверждает апостол Павел, говоря об Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, Моисее, Давиде, Самуиле и о многих других, иже верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования (Евр. 11:8—40; снес. Деян. 15:11; Рим. 4:10—25; Гал. 2:15. 16). Этими средствами Иудеи, действительно, были приготовлены к принятию Мессии, как засвидетельствовал опыт. Едва только явился предтеча Христов, Иоанн Креститель, на Иордане с своею проповедию: Иудеи прислали спросить его, не он ли Христос (Иоан. 1:19—27)? Когда Иоанн отвечал, что он только предтеча Мессии, и начал возглашать: покайтеся, приближибося царствие небесное…, грядет креплий мене во след мене (Матф. 3:2; Марк. 1:7), этим словам верили все, и исхождаше ко Иоанну вся иудейская страна, и иерусалимляне: и крещахуся вси во Иордане реце от него, исповедающе грехи своя (Марк. 1:5). Когда Иисуса, еще младенца, по закону Моисееву, принесли во храм поставити пред Господем, Его встретил здесь старец Симеон, чаявший утехи Израилевы (Лук. 2:25), и Анна пророчица возвестила о Нем всем, чающим избавления во Иерусалиме (- 38).    Когда Христос вступил в должность общественного учителя: необыкновенное стечение народа повсюду сопутствовало Ему, и многие признавали Его за обетованного Мессию (Иоан. 6:14; Мат. 14:38), мнози вероваша в Него (Иоан. 7:31). Когда Христос в последний раз входил во Иерусалим: народи предходящии ему и вследствующии зваху глаголюще: осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних (Мат. 21:9). Благословенно грядущее царство во имя Господа, Отца нашего Давида (Марк. 11:10). И если иудейские старейшины и книжники, по зависти и ненависти, если многие из народа, по обольщению и слепоте, не уверовали во Христа и даже предали Его на смерть: за то лучшая часть всего Израиля, — все те, которые, воистину, были чадами Авраама, отца верующих, — с радостию приняли обетованного Мессию и уверовали в Него, когда, по проповеди Апостолов, обращались к Нему целыми тысячами (Деян. 2:41; 4, 4), — и первая Церковь Христова на земле была из Иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   De coron. milit. c. II.    De praescript. haeret, c. 32.    Contr. adversar. Leg. et Proph. 1, n. 39.    Dialog. adv. Lucifer.; cfr. Clem. Strom. VII, 17; Hilar. de Trinit. VII, 7; Ambros. de poenit. VII, n. 33, Chrysost. in Ps. XLIV, n. 13. ЧЛЕН II. О БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ, КАК СИЛЕ, КОТОРОЮ ГОСПОДЬ ОСВЯЩ... § 183. Общее понятие о благодати Божией и ее виды; понятие о благодати, освящающей человека-грешника, и ее подразделения    I. Под именем благодати Божией вообще разумеется все то, что дарует Господь тварям своим без всякой, с их стороны, заслуги (Рим. 11:6; 1 Петр. 5:10). А потому благодать Божию разделяют: на естественную и сверхъестественную. К естественной относятся все дары Божии тварям естественные, каковы: жизнь, здоровье, разум, свобода, внешнее благосостояние и под. К сверхъестественной — все дары, сообщаемые Богом тварям сверхъестественным образом, в дополнение к дарам природы, — когда, например, Он сам непосредственно просвещает разум разумных существ светом своей истины, и подкрепляет волю их своею силою и содействием в делах благочестия. Эта последняя благодать, т. е. сверхъестественная, подразделяется еще на два вида: на благодать Бога Творца, которую Он сообщает нравственным тварям своим, пребывающим в состоянии невинности: сообщал человеку до его падения, и доселе сообщает ангелам добрым; и на благодать Бога Спасителя, которую Он даровал и дарует собственно падшему человеку чрез Иисуса и во И. Христе (Тит. 3:4).    Впрочем, и в последнем отношении слово: благодать имеет разные смыслы. Благодатию, во-первых, называется самое пришествие на землю Сына Божия, Его воплощение и все великое дело нашего искупления, совершенное Им без всяких, с нашей стороны, заслуг: весте, говорит апостол, благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою его обогатитеся (2 Кор. 8:9), и в другом месте: егда благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости спасе же банею пакибытия и обновления Духа Святаго (Тит. 3:4. 5; снес. 2, 11). Во-вторых — называются чрезвычайные дарования, которые даются Богом разным членам Церкви, также без всякой с их стороны заслуги, на пользу Церкви, для ее распространения, созидания, благоустроения, каковы: дар проповедания слова Божия на разных языках, дар чудотворений, пророчеств и проч. (1 Кор. 12:4—11; Матф. 7:22. 23): единому коемуждо нас, замечает тот же св. апостол, дадеся благодать по мере дарования Христова (Еф. 4:7). Наконец, называется благодатию особенная сила, или особенное действие Божие, сообщаемая нам ради заслуг нашего Искупителя, и совершающая наше освящение, т. е. ст. одной стороны, очищающая нас от грехов, обновляющая и оправдывающая пред Богом, а с другой — утверждающая и возращающая нас в добродетели для жизни вечной. В сам-то последнем смысле благодать и составляет собственно предмет догматического о ней учения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Лука, учити им люди и возвещати о Иисусе воскресение мертвых (Деян. 4:2). Апостол Павел свидетельствовал о себе, что он упование имеет на Бога, яко воскресение хощет быти мертвым, праведником же и грешником (Деян. 24:15; снес. 17, 18. 32; 23, 6). В другом месте тот же Апостол относит истину воскресения мертвых к коренным истинам Христиан-ства (Евр. 6:2), а в третьем выражается еще сильнее, указывая на тесную связь ее с истиною воскресения Христова и со всею вообще проповедию Евангельскою: аще Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть: и аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша. Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа: егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают. Аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста: аще же Христос не воста, суетна вера ваша (1 Кор. 15:12—17).    4) Эту истину всегда содержала и преподавала св. Церковь, как одну из главнейших, в самым своих символах; исповедывали св. мученики, идя на вольную смерть; защищали апологеты Христианства против язычников и еретиков; раскрывали пастыри и учители, нередко даже в нарочитых сочинениях, называя ее истиною существенною в христианской вере и основною.    II. Возможность воскресение мертвых также не должна подлежать сомнению.    1) Христос Спаситель указывал на эту возможность и словом и делом. Словом, когда саддукеям, отвергавшим воскресение мертвых, сказал: прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы, т. е. могущества Божия (Матф. 22:29), и еще ближе, когда, изъясняя плоды таинства Евхаристии, засвидетельствовал: ядый мою плоть, и пияй мою кровь, имать живот вечный, и аз воскрешу его в последний день. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь моя истинно есть пиво. Ядый мою плоть, и пияй мою кровь во мне пребывает и аз в нам. Якоже посла мя живый Отец, и аз живу Отца ради: и ядый мя, и той жив будет мене ради (Иоан. 6:54—57).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Христе, как нашем Искупителе, и другие. Без веры невозможно угодити Богу: веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим его мздовоздаятель бывает (Евр. 11:6).Се есть живот вечный, да знают тебе единого истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа (Иоан. 17:3). Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28:19); иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16:16). Веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нам (Иоан. 3:36; снес. 6, 29; 8, 24; 1 Петр. 1:8). И мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы (Гал. 2:16; снес. Рим. 10:9; Иоан. 3:16).    б) Любовь, которою мы усвояем себе истины Откровения нравственныя, а именно любовь к Богу вообще, к Господу Иисусу и к ближним. Аще имем всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имем, ничто же есмь (1 Кор. 13:2). О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера, любовию поспешествуема (Гал. 5:6). Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Иоан. 4:16; снес. Матф. 22:37; Лук. 7:47). Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (1 Кор. 16:22; снес. Матф. 10:37; Иоан. 13:34). Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата, пребывает в смерти (1 Иоан. 3:14).    в) Надежда, которою мы усвояем божественные обетования. Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни ему будем: ибо узрим его, якоже есть. И всяк, имеяй надежду сию нань, очищает себе, якоже он чист есть (Иоан. 3:2. 3). Упованием бо спасохомся (Рим 8:24). Христос, якоже Сын в дому своем: еюже дом мы есмы, аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим (Евр. 3:6; снес. 6. 11. 12). Да держим исповедание упования неуклонное: верен бо есть обещавый (Евр. 10:23).    4. Св. Отцы учители Церкви единогласно признавали как веру вообще, так и в частности веру, надежду и любовь, существенно необходимыми для освящения и спасения человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

6:61), дал себе избавление за всех (1 Тим. 2:6), умер за всех (2 Кор. 5:15; Евр. 2:9), и есть очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мipa (1 Иоан. 2:2). Если же Христос умер за всех людей: то, несомненно, для всех их Он стяжал своею смертию и спасительную благодать. Если Он есть очищение о гресех всего мipa: значит, всему мipy Он и действительно подает спасительную благодать, без которой невозможно очищение грешника.    3) Из свидетельств Писания, что Господь основал благодатное царство свое на земле для всех людей, повелел научить вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Матф. 28:19; Марк. 16:15; снес. Рим. 10:18; 1 Кор. 9:22; 10, 32. 33), и в тоже время сам внутренно призывает к Себе каждого человека: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас мой и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со мною. Побеждающему дам сести со мною на престоле моем, якоже и аз победих, и седох со Отцем моим на престоле его (Ап. 3, 20. 21). Для чего ж бы и проповедать Евангелие всей твари, научать вся языки, призы-вать в благодатное царство всех людей, если не для всех их предопределена, не всем даруется благодать Божия?    4) Из свидетельств Писания, что Бог, дарующий благодать свою праведникам для совершения добра (Иоан. 15:5; Гал. 5:22), дарует и грешникам для обращения их к добру, и не желает ничьей погибели. Живу аз, глаголал Адонаи Господь еще в ветхом завете, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему (Иез. 33:11; снес. 18, 23). Приидите ко мне, говорил потом явившийся в мip Спаситель, вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы (Матф. 11:28), не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9:13; 18, 11); тако несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых (18, 14). Долготерпит Господь на нас, учили и св. Апостолы, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Петр. 3:9; снес. Рим. 2:4). Что ж бы значили все эти изречения, если бы Господь действительно не подавал грешникам своей благодатной помощи, когда без благодати невозможно никому ни обратиться (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Perrone, loc. cit. n. 190.    Кир. иерус. поуч. тайнов. IV, n. 3; Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 13; Максим. исповед. Mystag. c. XXI.    Златоуст. на Матф. бесед. IV, п. 9; Дамаск. Точн. изл. прав. веры, кн. IV, 13.    Иустин. Apolog. 1, 65; Златоуст. in Johann. homil. XLVI, n. 3; Кирил. алекс. in Genes. Glaphir. lib. 11.    Киприан. Epist. LIV ad Cornel.; Златоуст. in Johan. homil. XLVI, n. 3; Амврос. in Luc. lib. VIII, n. 51.    Амврос. in Ps. XLIII Enarr. n. 36; Kup. алекс. in Johan. IV, 36.    Собор. Трулл. прав. 28; Амврос. de Sacram. IV, 6. n. 28; V, 3, n. 17.    Киприан. Epist. LXIII ad Caecil.; Кирил. Иерус. поуч. тайнов. IV, n. 6; Собор. Трулл. прав. 23. 101: «ядущий и пиющий Христа непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая приобщением Божественной благодати».    Киприан. Epist. LIV; Златоуст. in 1 Corinth. homil. XXIV.    Игнат. Богонос. посл. к Ефес. п. 20, в Хр. Чт. 1821, 1, 42.    Ирин. adv. haer. IV, 18, n. 4. 5; снес. Иустин. Apolog. 1, 66; Клим. Алекс. Paedag. 11, 2; Григор. нисск. Catech. с. 37.    Амвр. in Luc. lib. X, n. 49.    Luther. Captiv. Babyl. t. II, fol. 283; Calvin. Inst. IV, 18, n. 1 squ.; Zwingl. de canon, missae epichr. vol. III, p. 100, ed. Schul. et Schutt.    Ириней adv. haer. IV, 17, n. 5; Иустин. Dialog. cum Tryph. d. XLI; Ипполит. de charism. c. XXVI; Евсев. Demonstr. Evang. 1, 10; Златоуст. adv. Jud. orat. V, n. 12; Феодорит. in Mulach. 1, 11.    См. литургии св. Василия великого и св. Иоанна Златоустого, также — Renaudot. Liturg. Orient. T. I, II; Asseman. Cod. Liturg. eccles. univ. T. V.    См. выше примеч. 1194 и снес. прав. 18 этого Собора.    См. выше примеч 1195.    Прав. 28. Снес. прав. 3 и 32.    См. выше примеч. 1196.    Epist. ad Philadelph. c. IV; cfr. ad Magnes, c. VIII; ad Epbes. c. V.    Dialog. cum Tryph. n. CXVII; cfr. n. XLI.    Adv. haer. IV, 17, n. 5; cfr. 18, n. 4.    De charism. c. XXVI, in Galland. T. II, p. 512.    Epist. LXIII ad Caecil.    In Chr. resurr. orat. 1, Opp. T. III, p. 389, ed. Morel.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Кирилл. Иерус. Огл. поуч. III, n. 8, стр. 51.    «При крещении (Господа Иисуса) голубь явился для того, дабы и присутствующим и Иоанну указать как бы перстом — Сына Божия, и вместе для того, дабы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святый» (Златоуст. за Матф. бесед. XII, п. 2, т. 1, стр. 223). «Дух Святый сошел на Господа телесным образом в виде голубя, чтобы показать начаток нашего крещения» (Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 239).    См. далее примеч. 881 и самый текст, к которому оно относится.    De baptismo c. X. XI. XIII, in Patrolog. curs. compl. T. I, p. 1211. 1212… 1215… Addita est ampliatio sacramento, obsignatio baptismi… Lex tingendi imposita est et forma praescripta.    Бесед., побуд. в крещению, в Тв. св. Отц. VIII, стр. 225—226.    Слов. 39 на св. светы явл. Господн., там же — III, 267.     ρομεν, οτι οδν, κατερα γαρ ομοως τς κ του πνεματος χαριτος αμοιρα ν… In Joann. homil. XXIX, n. 1, in Opp. T. VIII, p. 164. 165, ed. Venet.    На Матф. бесед. XII, n. 3, т. 1, стр. 225.    In Joann. lib. II, c. 57.    «Он (Иоанн) крестил во Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, приемля начатки крещения» (Огл. поуч. III, п. 4, стр. 48; снес. XVII, п. 8, стр. 378).    In Matth. III, II (fragm. in Galland. V, 176).    Contr. Donat. V, 10, n. 12; Epist. LXIV ad Eleusium n. 10.    Dialog. contr. Lucifer, c. 3.    «Крещение Иоанново предуготовительное, которое приводило крещаемых к покаянию, чтобы они уверовали во Христа. Ибо Иоанн говорил: аз крещаю вы водою, грядый же по мне, той крестит вы Духом Святым и огнем (Матф. 3:11). Итак Иоанн предочищал водою к принятию Духа» (Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр, 238). Cfr. Greg. М. in Evang. lib. 1, homil. XX, n. 2; Theophilact. in Matth. III; in Marc. I; in Luc, III.    Apolog. 1, n. 79, в Хр. Чт. 1825, XVUI, 91—92.    Огл. поуч. III, п. 2, отр. 44—45.    Слов. на св. Крещение, в Тв. св. Отц. III, 277.    О Св. Духе гл. 15; там же VII, 283—284.    In Joann. Tract. XV, n. 4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Λοτρον μυστικν — Greg. Nyss. in laud. S. Basilii, T. III, p. 483, ed. Morel. 865 Justin. Dialog. cum Tryph. XIII; Lavacrum salutare — Ambros. de interpell. David. 11, 4, n. 14. 866 Λοτρον τς μετανοας και γνσεως — Justin. Dialog. cum Tryph. c. XIV. 867 Λοτρον τς παλιγγενεσας — Theophil. ad Autolic. II, 16; Chrysost. in Is. ho­mil. 1, n. 2; Euseb. in Ps. CXVIII. 73. 868 Constit. Apost. II, 7. 869 Aqua vitae aeternae — Cyprian. Epist. ad Cecil. LXIII; Justin. Dialog. cum Tryph. n. XIV, 870 Fons Divinus — Cassiod. in Cantic. VII. 871 Felix sacramentum aquae nostrae — Tertull. de bapt. c. XI. 872 Sacramentum nostrae nativitatis — Hilar. in Ps. LXIII, 11; Augustin. de peccat, merit. et remiss. 11, 27, n. 37. 873 «Апостол Павел говорит: Иоанн убо крести крещением покаяния, не сказано — отпущения, да во грядущаго по нам веруют (Деян. 19:4). Да каким бы образом могло быть отпущение грехов, когда еще ни жертва не была принесена, ни Дух Святый не сходил, ни грехи не были заглаждены, ни вражда не пресеклась, ни проклятие не уничтожилось?.. Смотри, с какою точностию Евангелист излагает сие, — ибо, сказав, что Иоанн прииде проповедуя крещение покаяния и пустыни иудейстей, присовокупил — во отпущение; как бы сказал: он убеждал их к сознанию и покаянию в грехах, не для наказания их, но дабы они удобнее получили отпущение, имевшее быть после. Ибо если бы они не осудили самих себя, то не стали бы просить и милости; а не ища ее, не удостоились бы и оставления грехов. Итак, крещение Иоанново пролагало путь к другому» (Св. Златоуст. на Матф. бесед. X, n. 1. 2, т. 1, отр. 177. 179; Снес. примеч. 195). 874 Златоуст. на Матф. бесед. XII, я. 3, т. 1, стр. 225, по русск. перев. 875 Кирилл. Иерус. Огл. поуч. III, n. 8, стр. 51. 876 «При крещении (Господа Иисуса) голубь явился для того, дабы и присутствующим и Иоанну указать как бы перстом — Сына Божия, и вместе для того, дабы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святый» (Златоуст. за Матф. бесед. XII, п. 2, т. 1, стр. 223). «Дух Святый сошел на Господа телесным образом в виде голубя, чтобы показать начаток нашего крещения» (Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 239).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010