I. О ВСЕОБЩЕМ СУДЕ § 261. Связь с предыдущим, день всеобщего суда, неизвестность этого дня и признаки его приближения, в особенности явление антихриста    I. Суд частный, которому подвергается каждый человек по смерти своей, не есть суд полный и окончательный, и потому естественно заставляет ожидать еще другого суда, полного и решительного. На частном суде получает мздовоздаяние только душа человека без всякого участия тела, хотя и тело разделяло с нею дела ее, добрые и злые. После частного суда и для праведников на небеси и для грешников во аде открывается только предначатие того блаженства или мучения, которое они заслужили. Наконец, после частного суда для некоторых грешников остается еще возможность облегчать свою участь и даже освободиться из уз ада, если не чрез собственные заслуги, то по молитвам Церкви.    Но приидет некогда день, последний день для всего рода человеческого (Иоан. 6:39. 40), как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века и мира (Матф. 13:39), как бывает день смерти человека, — приидет день, уставленный Богом, в оньже хощет Он судити вселенней в правде (Деян. 17:31), т. е. произвести суд всеобщий и решительный. Этот день, потому, называется в Писании днем судным (Матф. 11:22. 24; 12, 36; 2 Петр. 2:9), днем суда (2 Петр. 3:7), днем гнева и откровения праведнаго суда Божия (Рим. 2:5). Называется также днем Сына человеческаго (Лук. 17:22. 24. 26),    Господним (2 Петр. 3:10; 1 Сол. 5:2), Христовым (2 Сол. 2:2; Фил. 1:10; 2, 16), днем Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 1:14; 1 Кор. 1:8; 5, 5), потому что Он явится тогда на землю уже во славе своей, чтобы судить живых и мертвых, — днем великим (Деян. 2:10; Иуд. 6) по тем великим событиям, которые тогда совершатся.    II. Когда приидет этот великий, предуставленный день, Господу неугодно было открыть нам, для нашей же нравственной пользы. О дни том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец мой един (Матф. 24:36), сказал Христос ученикам своим, вопрошавшим Его о сам: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти (Деян. 1:7). И присовокупил: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Матф. 24:42). Будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет (- 44). Блюдите, бдите и молитеся: не весте бо, когда время будет (Матф. 13:33); а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите (- 37). Впрочем, для ободрения праведников и вразумления грешников, бесконечно Благий и Премудрый, как сам непосредственно, так и чрез Апостолов, благоволил предуказать некоторые знамения своего второго пришествия и кончины века, некоторые признаки приближения великого дня судного. Главнейшими из таких признаков будут:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

16:16); иже аще, не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому, или из града того, отрясите прах ног ваших; аминь глаголю вам: отраднее будет земли Содомстей и Гоморрстей в день судный, неже граду тому (Матф. 10:14. 15).    II. Все люди обязаны быть членами Церкви Христовой; но не все суть ея члены на самом деле. Аще кто не родится водою и духом, сказал Спаситель, не может внити в царствие Божие или Церковь (Иоан. 3:5). След. действительно принадлежат к Церкви Христовой толъко те, которые уже, по слову Апостола, единым духом фо едино тело крестились, аще иудеи, аще еллини (1 Кор. 12:13; снес. Деян. 2:41). Напротив, не принадлежат к ней — а) ни иудеи, ни магометане, ни язычники, которые не приняли еще благовестия и крещения Христова. Не принадлежат даже — б) те, которые, будучи уже оглашены благовестием, и принявши его, еще не сподобились крещения. «Оглашенный еще чужд верующему», — замечает св. Иоанн Златоустый. «Доколе ты оглашенный, говорит также св. Григорий Богослов одному, отлагавшему креститься, — дотоле стоишь в преддверии благочестия; а тебе должно взойти внутрь, пройти двор, видеть Святая, проникнуть взором во Святая-Святых, быть с Троицею». И еще Тертуллиан укорял еретиков за то, что они не различали оглашенных от крестившихся.    Относительно же уже вошедших в Церковь чрез дверь крещения мы — «веруем, что члены кафолической Церкви суть все, и притом одни верные, т. е. несомненно исповедующие чистую веру Спасителя Христа (которую прияли мы от самого Христа, от апостолов и святых вселенских Соборов), хотя бы некоторые из них и были подвержены различным грехам. Ибо, если бы верные, но согрешившие, не были членами Церкви, то не подлежали бы ее суду. Но она судит их, призывает к покаянию и ведет на путь спасительных заповедей: а потому, не смотря на то, что подвергаются грехам, они остаются и признаются членами кафолической Церкви, только бы не сделались отступниками, и держались кафолической и православной веры» (Посл. вост. патриарх. о прав. вере, чл. II). Т. е. — к Церкви Христовой принадлежат все православно-верующие, не одни только праведники, но вместе и грешники. Так учил об этом сам Начальник нашей веры и Совершитель, уподобляя Церковь свою то вечери, в которой принимают участие и добрые и злые (Мат. 22:2. 13); то полю, на котором, по воле домовладыки, купно растут до жатвы и пшеница, и плевелы (Мат. 13:24. 30); то стаду, в котором находятся овцы и козлища (Мат. 25:33); то неводу, вверженному в море, и извлекающему оттуда хорошие и худые рыбы (Мат. 13:47); то десяти девам, из коих пять были мудрые, а пять — юродивые (Матф. 25, 1 и след.). С этою-то целию Он и установил в Церкви таинство покаяния, в котором грешники очищали себя от грехов (Иоан. 20:22. 23), и научил нас молиться ко Отцу, иже есть на небесех: остави нам долги наша (Матф. 6:12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Вернувшись в Капернаум, Иисус исцелил женщину, страдавшую кровотечением, и воскресил 12-летнюю девочку ( Марк. 5:21–43 ). Совершается ли подобное в союзе с сатаной? Большинство людей не приняли такое объяснение. Восторг продолжался, поскольку ничего похожего ранее в Израиле не видели ( Матф. 9:27–33 ). 6. ОТВЕРЖЕНИЕ В НАЗАРЕТЕ, Марка 6 Иисус был вторично отвергнут в Назарете. Видя людей как овец без пастыря. Он послал 12 Апостолов проповедовать и исцелять тёмно-красные стрелки от Назарета). Затем Ирод Антипа убил Иоанна Крестителя ( Матф. 4:12; 14:1–13 ). Смерть Иоанна была предвестием смерти Самого Иисуса, и Он стал завершать Своё публичное служение в Галилее ( Матф. 17:12–13 ). Насыщение пяти тысяч и хождение по воде Иисус удалился с учениками в пустынное место на восток от моря Галилейского близ Вифсаиды ( Лук. 9:10 ). Но толпы пошли за Ним. Вероятно, Иисус пошёл дальше на юго-восток, мимо Вифсаиды. Здесь незадолго до Пасхи ( Иоан. 6:1–4 ) Он чудесным образом накормил более 5 тысяч человек. Люди хотели сделать Иисуса царём ( Иоан. 6:14–15 ); однако чудо означало то, что Его смерть даст жизнь другим ( Иоан. 6:33, 50–51 ). Отправив учеников в сторону Вифсаиды, Иисус отпустил народ и пришёл к ним по морю, идя ночью по воде (белая стрелка). Тесная связь насыщения 5000 с хождением по воде предполагает взаимосвязь значения. Насыщение 5000 было символом смерти Иисуса; хождение по воде – прообразом Его воскресения ( Марк. 6:49–50 ; Лук. 24:37–38 ). Проповедь в синагоге Капернаума, Иоанна 6:22–71 На следующий день Иисус прибыл в Капернаум, где сказал в синагоге проповедь, объяснив насыщение пяти тысяч. Учение о необходимости смерти одного человека за всех даже для учеников было трудно приемлемым. Но Пётр знал, что больше им идти не к кому. Эта проповедь завершила полуторагодичное публичное служение Иисуса в Галилее. Последующие 6 месяцев Он наедине говорил Двенадцати о Своей грядущей смерти и воскресении. Личное служение Иисуса в Галилее 31 по Рождестве Христове Личное служение Иисуса в Галилее длилось около шести месяцев – первую половину последнего года Его жизни на земле. Оно пришлось на летний период между Пасхой и праздником Кущей ( Иоан. 6–7 ). Все шесть месяцев Иисус искал уединения, чтобы объяснить ученикам, что Он пострадает, умрёт и воскреснет из мёртвых. В это время Иисус дважды ходил с учениками в северные, преимущественно языческие регионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

Подобало же, чтобы в вышеназванном была чрезвычайная чистота, которая бы все прикрывала, то есть разумные и мудрые силы, и течение четырех времен, и порядок всех вещей, и проповедь Евангелия, которая отчасти уразумевается, и отчасти сокрывается. И слышан был шум парящих крыльев подобный шуму многих вод, которые по Апокалипсису Иоанна (17, 15) означают народов, и постепенно усиливаясь он называется как бы шумом в лагере и как бы гласом всевышнего Бога, что по-еврейски называется saddai, а по Семидесяти глас слова, чтобы все, проповедуемое в мире, мы признавали за глас Сына Божия. Когда же животные стояли, то опускались крылья их. Ибо они не могли переносить голос Бога всемогущего, раздающийся на небе, но стояли и удивлялись и своим безмолвием указывали на могущество Бога, сидевшего на тверди. Эта твердь для бывших внизу имела подобие кристалла, а находившимся вверху казалась подобною камню сапфиру. Это подобие сапфира было престолом того, кто сидел наподобие человека. Отсюда мы заключаем, что и твердь, и кристалл, и сапфир, и человек указываются в явлении, а не в истинном [виде]. А что под человеком должно разуметь Бога Отца, это показывают многие свидетельства. В числе их находится оное в Евангелии: человек некий насади виноград и вдаде и делателем (Матф. 21:33). И немного спустя: посла рабы, последи же Сына Своего (ст. 36—37). И еще: человек некий сотвори браки Сыну Своему (Матф. 22:2). Это не потому, что Сын исключается из царства, о котором Исаия, написал: видех Господа, седяща на престоле высоце и превознесении (Ис. 6:1), и Иоанн говорит: сия рече Исаии, егда виде славу Сына Божия (Иоанн. 12, 41), но потому, что в Отце царствует и Сын. Ибо все, принадлежащее Отцу, принадлежит Сыну, иже есть образ Бога невидимого (Кол. 1:15). Ибо и у Даниила Бог изображается сидящим, и в Нему подводится Сын человеческий, чтобы получит царство (Дан. гл. 7). И в Апокалипсисе Иоанна (гл. 3) то же питается о Сыне. И при избиении первомученика Стефана был видим стоящий одесную Отца (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сказавший: Дерзайте Аз есмь, не бойтеся [ 22 ]. Он – с нами. Он – Тот, Кого мы ищем. Он всегда защитит нас, – и мы не должны бояться или воздыхать, призывая Бога. Если некоторые и совратились, подвергшись умоповреждению, то знай, что они подверглись этому от самочиния и высокомудрия " . Ныне, по причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным Писанием и писаниями Отцов [ 23 ]. Это – гораздо труднее. Новая причина для сугубого плача! 1 Кор. IX, 22. 2 Кор. XI, 14. Слово VII, глава 9. Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, май в 15-й день. Глава 131. Добротолюбие, ч. 1. Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 4. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2. Петр. I, 17. Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие, ч. 2. Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62. Святейшего Каллиста " О молитве вкратце " . Добротолюбие, ч. 4. Святые Каллист и Игнатии Ксанфопулы, гл. 15. Добротолюбие, ч. 2. Таковы были: Алексий Человек Божки (марта 17), святой Иоанн Кущник (января 15), преподобный Виталий монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36. Матф. VII, 26. Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. – Лествица. Слово 27, гл. 33. Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях. Заимствовано из поведании преподобного Кассиана Римлянина. 15. Лествица, заглавие 25-го Слова. Псал. L, 19. Добротолюбие, ч. 1. Духовная теплота – достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святаго Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в " Слове о Иисусовой Молитве " . Аскетические Опыты, том 2. Матф. XIV, 27. Преподобный Нил Сорский, предисловие к преданию. Часть 1

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

   3) Он умер также с целию упразднить окончательно закон Моисеев, служивший средостением между Иудеями и язычниками, и запечатлеть кровию своею новый закон или завет, принесенный Им с неба для всего человеческого рода. Той есть мир наш, говорит Апостол, сотворивый обоя (иудеев и язычников) едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию своею, закон заповедей ученми упразднив, да оба созиждет собою во единаго новаго человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нам (Еф. 2:14—16). Сего ради новому завету ходатай есть, да смерти бывшей во искупление преступлений, бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии. Идеже бо завет, смерти нужно есть вноситися завещающаго (Евр. 9:15. 16). И сам Спаситель сказал: сия есть кровь моя нового завета (Матф. 26:28).    4) Он умер, наконец, чтобы торжественно засвидетельствовать пред всеми самою смертию истину своего учения, которое проповедывал, умер, как исповедник, как мученик бож. истины. Ты ли убо еси Сын Божий, вопрошали Его архиереи, и книжники, и старцы иудейские, производя суд над Ним пред Его смертию, и Он, не колеблясь, отвечал им: вы глаголете, яко аз есмь (Лук. 22:70; сн. Матф. 26:63). Ты ли еси царь иудейск, спрашивал Его потом Пилат, и Иисус так же смело отвечал ему: ты глаголеши, яко царь есмь аз, присовокупив: аз на сие родихся, ина сие приидох в мip, да свидетельствую истину (Иоан. 18:33. 37). За эти-то две мнимые вины, в которых обвиняли нашего Искупителя слепотствующие Иудеи, и от которых Он не захотел отказаться, Его и осудили на смерть. Почему Он и называется у св. ап. Павла свидетельствовавшим при понтийстем Пилате доброе исповедание (1 Тим. 6:13), а в Апокалипсисе св. Иоанна свидетелем верным и истинным (1. 5; 3, 14).    См. толкования на это место: св. Златоуста (слов. прот. Иудеев, VII, п. 5. 6, стр. 628—636, в т. III, Твор. сего Отца по русск. пер.), св. Епифания (haeres. Melchisedecian. LV), св. Кирилла алекс. (Glaphyr. lib. II, T. 1, р. 16 et squ.), блаж. Августина (de doctr. Christ. IV, c. 21), блаж. Феодорита (in Genes, quaest. 64).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

«Он хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верою, и не более уступали природе, чем сколько требует от нас необходимая нужда. Далее, - так как случается грешить и после купели возрождения, то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших, и так говорить: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (ст. 12). Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол, и после неизреченно великого дара оправдания, Он опять согрешающих удостаивает прощения. А что эта молитва принадлежит верным, - показывают как уставы Церкви, так и начало самой молитвы Господней. Непросвещенный верою не может Бога называть Отцом. Если же молитва Господня принадлежит верным, и если она повелевает им молиться об отпущении грехов, то явно, что и после крещения не уничтожается благодетельное употребление покаяния. Если бы Христос не хотел показать этого, то не заповедал бы и молиться таким образом. Когда же Он упоминает и о грехах, и повелевает просить их прощения, и научает, каким образом мы можем получить это прощение, и тем самым делает для нас легким путь к получению его, то, без сомнения, дал этот закон молитвы потому, что и сам совершенно знал, и нам желал внушить, что и после крещения можно омыть грехи. Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство; а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием» (Свт. Иоанн Златоуст). Вся соль в любви к Богу и соответственно к ближним. «Господь ведал, что только Он один без греха. Поэтому и учит нас просить: «Оставь нам долги наши». Просьба о милости есть полное признание вины, ибо кто просит о милосердии, тот сознает грехи. Тем самым показывается, что покаяние угодно Богу, ибо Он более желает его, нежели смерти грешника (ср. Иезек. 33,11). Долг же в Писании есть обозначение греха: он точно так же подлежит суду, и с него спрашивается, и не избежит он справедливого взыскания, пока не отдаст взыскиваемого. Да и тому рабу Господь простил долг. Ведь именно таков смысл всей притчи. Ибо то, что раб, отпущенный господином, не щадит таким же образом своего должника, а вследствие этого, приведенный к господину, предается истязателю до тех пор, пока не выплатит последний квадрант, то есть наималейший долг (ср. Матф. 5,25—26),— это означает, что и мы должны исповедовать прощение грехов нашим должникам. Так же и в других местах, как и в этой молитве: Отпустите,— сказал Он,— и отпустится вам (Лук. 6,37). И когда Петр вопрошал, до семи ли раз нужно отпускать брату, Он сказал ему: Даже до семидесяти по семь раз (Матф. 18,21—22), чтобы, таким образом, усовершенствовать закон, по которому — согласно Книге Бытия — за Каина отмстится семь раз, за Ламеха же семьдесят раз по семь (ср. Быт. 4,24).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

Почему и Апостол, пиша к Коринфянам, говорит о терпящих оскудение в потребном: ваше избыточествие во онех лишение, да и оных избыток будет в ваше лишение, яко да будет равенетво, якоже писано: иже многое, не преумножил есть; и иже малое, не умалил (2 Кор. 8, 14. 15). Итак, имея потребное на настоящее время, не заботься о том на будущее время, на день, например, или на неделю, или на месяц, или на год. Когда настанет завтрашний день, время то само доставит тебе потребное, если ты ищешь паче царствия небеснаго и правды Божией. Ибо Господь говорит: ищите Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 33). 5. Не принимай отрока, чтоб враг не воздвиг из за него какого–либо соблазна, и твоей головы не встревожил заботиться о ценных яствах; ибо тогда не можешь уже ты пещись об одном себе. Пусть придет этот помысл (отрока иметь) для успокоения телеснаго (будто необходимаго); но ты взыщи лучшаго, т. — е. покоя духовнаго: ибо духовный покой всеконечно лучше телеснаго. Пусть помысл приложит внушение, что так сделать надо ради пользы отрока, не верь ему: ибо это не наше дело, а других святых отцев, живущих в киновии. Об одной своей пекись пользе, соблюдая как следует чин безмолвнической жизни. Не люби жить с людьми вещелюбивыми и хлопотливыми. Или один живи, или с братиями невещелюбивыми и единомысленными тебе. Живущий с людьми вещелюбивыми и хлопотливыми, конечно и сам приобщится к их хлопотливости, и начнет работать человеческим обычаям, пустым речам и всем другим злым делам, гневу, печали, неистовому вещелюбию, страху, смутам. Не позволяй себе развлекаться родительскими заботами и родственными дружбами. Откажись от частых с ними свиданий, чтоб они не похитили твоего келейнаго безмолвия, и не ввергли тебя в обычныя им хлопоты. Остави, говорит Господь, мертвых погребсти своя мертвецы: ты же гряди по Мне (Матф. 8, 22). Если даже келлия, в которой живешь, будет многомолвна, беги, не пощади и ея, чтоб не разстроиться по любви к ней. Так все делай, все твори, чтоб убезмолвиться, упразднясь от всего, и об одном стараться, как бы пребыть в воле Божией, и успешно бороться с невидимыми силами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

22     Мария Магдалина. В Деяниях св. (Iul. V, die 22) пространное исследование, результатами не богатое; прежде решается вопрос: одно ли лице с Мариею Магдалиною грешница, помогавшая миром главу I. Христа и облившая слезами ноги его в доме Симеона, как повествует ев. Лука в 7 главе, далее Мария, сестра Лазаря, по евангелию Иоанна (гл. 11), помазавшая миром; Иисуса Христа и отершая власами ноги его пред страданиями есть ли Мария Магдалина? Издатели Деяний после длинного рассуждения о. сем склоняются в тому, что это одно лице: таково мнение и св. Августина (lib. 2 de eons. evangel. с. 72) и св. Григория Двоеслова (сн. бес. на еванг. 25 и 33). Еще Тертуллиан и Амвросий признавали жену грешницу и сестру Лазаря за одно лице. Но отцы и писатели восточные признают разных жен в указанных местах евангелий. Ориген прямо говорит: я более согласен признать трех жен (35 на св. Матф.). Того же мнения Феофилакт. Св. Златоуст (бес. 81 на Матфея) отличает Марию Магдалину от Мария сестры Лазаря. В греч. прологах и месяцесловах видится ясное различение Марии сестры Лазаря (18 марта) от Марии Магдалины 22 июля. Но различие Марии сестры Лазаря (18 марта) от жены блудницы, помазавшей миром Господа в дому Симеона прокаженного 21 марта, в стишном прологе не ясно. По видимому это одно и то же лице; помазание совершено пред пасхою обеими: Мариею сестрою Лазаря 18 марта, а блудницею 21 марта; автор, не ведая, соединил в своем прологе два различных мнения о времени пасхи: одни из древних отцов полагали, что Христос пострадал 25 марта и следов. воскрес 27 (См. заметку о 25 марта); по другим Он пострадал 23 марта, а воскрес 25; потому и в синаксарях различно располагались события пред пасхою и после пасхи. Державшиеся второго мнения ставили в синаксарях помазание Господа Марией сестрою Лазаря, бывшее по евангелию за 6 дней до пасхи, марта 18, другие согласно с первым мнением ставили помазание жены блудницы, считая ее за Марию сестру Лазаря, 21 марта. Автор стишного пролога соединил показания разных синаксарей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010